Болезни Военный билет Призыв

Проект в старшей группе развитие математических представлений. Педагогический проект по фэмп для детей старшего дошкольного возраста «в стране умных игр. Открытые занятия, математические викторины

Педагогический проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «В стране умных игр»

Леонова С. В.


Вид проекта:

Групповой, информационно –познавательный.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Срок реализации проекта :

октябрь – май 2016 – 2017г.


  • Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.


  • развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

  • использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;
  • создание в группе математического уголка;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный :

  • Сбор информации по теме.
  • Создание картотеки математических игр.
  • Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.

  • Беседы и консультации на темы:
  • «Как привить интерес к математике?»
  • «Царица наук - математика»
  • «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

  • Логические упражнения и задачи (игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы).
  • Математические игры с использованием ИКТ.

Дидактическая игра « Фигуры »






Настольные игры

Настольные игры





  • презентация проекта

Заключение


Спасибо за

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. Прибельский муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
Проект по математике
«Математика вокруг нас»
(реализуется в рамках программы
«От рождения до школы» под редакцией
Н. Г. Вераксы, М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой согласно ФГОС ДО)
Подготовила воспитатель высшей
категории: Румянцева Т. Г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Целевая группа: дети подготовительной группы с ОНР.
По продолжительности: средне­срочный (2 месяца – октябрь­ноябрь).
Типология проекта: практико­ориентированный, творческий, игровой.
По доминирующей деятельности: познавательный.
По форме деятельности: групповая, коллективная.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и
систематичность работы.
Формы проведения работы: организованная образовательная деятельность,
совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность:
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать
случая, сделать его занимательным.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное
место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,
обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к
компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать
цифры, считать, решать задачи.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со
всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа
требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко,
поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для
успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать
математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор,
повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более
уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активно использовать математические знания в повседневной
жизни.
Гипотеза:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста;
2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки

коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества;
3. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
 совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
 знакомить с составом чисел в пределах 10; учить на наглядной основе
составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на
вычитание.
 учить распознавать геометрические фигуры независимо от их
пространственного положения, изображать, располагать на плоскости,
упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме,
размерам.
 формировать у детей первоначальные измерительные умения.
 учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую
пространственные отношения объектов и направление их движения в
пространстве.
 дать детям элементарные представления о времени: его текучести,
периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев,
времён года.
Развивающие: развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение
сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных
процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить
чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно.
Результаты реализации проекта: В результате проектной деятельности дети создадут
различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов по математике,

альбомы с картинками, нарисуют рисунки, участвуя, в весёлых математических играх,
получат максимум знаний, навыков, и свои первые награды по математике.
После завершения проекта дети смогут:
­ показать все свои приобретённые представления и умения, проявить выдумку и
фантазию, поучаствовать в весёлых математических играх;
­ осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из
разных источников;
­ осуществлять подбор различных материалов, создавать продукты деятельности
(самостоятельно и совместно со взрослыми);
­ собирать и обобщать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
1 этап.
Подготовительный.

1. Изучение методической литературы.
2. Составление плана работы.
3. Выявление первоначальных математических знаний, умений, навыков и
представлений детей. (Диагностика).
4. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
5. Подбор литературы о математике, раскрасок, дидактических игр, стихотворных
задач, математических считалок, «математика в сказках», оформление
математического центра, изготовление различных пособий по ФЭМП
(«Игровизор»), подготовка различных игровых презентаций по математике.
2 этап. Выполнение проекта.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в
совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах (организационно­
образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы) и в
самостоятельной деятельности детей.
3 этап – итоговый
1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических
представлений у детей подготовительной группы с ОНР.
2. Создание презентации по итогам реализации проекта.

На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трёх
вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации
проекта.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем о математике?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать чтобы узнать?
План реализации проекта
№ Образовательная
область
Задачи
Методические
приёмы
Ответстве
н­ные
Рассказ воспитателя
«Нужна ли нам
математика?»
Дети,
восп­тель
Вводный этап
Систематизировать и
расширить представление
детей о том, где нужна
математика;
способствовать
закреплению полученных
представлений, расширить
кругозор детей;
способствовать развитию
памяти, внимания,
стремления узнать новое.
Создание условий для
реализации проекта
1 Познавательное
развитие
(расширение
кругозора детей).
Тема: беседа
«Нужна ли нам
математика?»
Разработка
проекта.
Определение
проблемы, цели и
задач проекта.
2
3
Восп­тель
Дети,
восп­тель
родители
Дети,
родители,
восп­тель
Подбор
Анализ литературы для
познавательной и
организации осуществления
методической
литературы.
исследования
Основной этап
1 Художественно
эстетическое
развитие
(реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
детей). Конкурс
поделок «Книжки­
малышки»
Способствовать развитию
мелкой моторики, развитию
внимания, логического
мышления, умения
собирать целое из частей.
Развивать умение
детей самостоятельно
организовывать свою
деятельность в разных
видах деятельности,
Альбомы детской
деятельности.
Разнообразные дид.
игры на настенном
панно по математике.
Рисование рисунков.
Продуктивная
деятельность.
дидактическое
пособие, сделанное

2 Речевое развитие
(понимание на слух
текстов различных
жанров детской
литературы)
Рассказ
К. Ушинского:
«Четыре желания»
3 Познавательное
развитие (развитие
интересов,
любознательности
и познавательной
мотивации)
Дидактические
математические
игры в
презентациях.
вовлекать в свою
деятельность сверстников.
1 Образовательные:
Учить пересказывать текст
точно последовательно с
наглядной опорой в виде
графических схем,
отображающих
последовательность
событий.
Развивающие:
Развитие навыков
планирования пересказа
текста (с опорой на
наглядность); закрепление
навыков грамматически
прав­ного оформления
высказываний;
актуализация словаря по
теме «Времена года»;
подбор синонимов,
антонимов, родственных
слов.
Воспитательные:
Воспитывать у детей
правильное отношение к
природе.
Способствовать развитию
познавательных и
умственных способностей:
развивать смекалку,
зрительную память,
воображение, умение
сравнивать и
анализировать; развитию
речи детей, пополнению и
активизации словаря,
способствовать социально­
нравственному развитию
ребёнка –дошкольника
Дети,
восп­тель
совместно с детьми.
1. Беседа
2. Загадки
3.Рассм­ние
иллюстраций
4. Моделирова­ние
5. Лексико­
грамматические
упражнения
6.Чтение рассказа
7.Сюрпризный
момент.
Дети,
восп­тель
в
Представлены
картотеке
дидактических игр.
1. Игры с цифрами и
числами
2. Игры на
ориентирование в
пространстве
3. Игры с
геометрическими
фигурами
4. Игры на
логическое
мышление
5.Словесные игры.
6.Строительные
игры.

Свободное
рисование по
желанию детей по
просмотру этих
фильмов.
Дети,
родители,
восп­тель
Дети,
восп­тель
1.Наглядные
(наглядный
материал).
2.Словесные
(напоминания,
указания, беседа,
вопросы,
индивидуальные
ответы детей).
3. Игровые (игра,
сюрпризный
момент).
4.Поощрение.
4 Социально­
коммуник­ное
развитие (развитие
социального и
эмоц­ного
интеллекта детей)
Просмотр
мультфильма Пин­
код «Солнечный
бриз», Пин­код
«Десять секунд».
5 Познавательное
развитие (развитие
интересов,
любознатель­ности
и познавательной
мотивации)
Тема: «Орудия
труда.
Инструменты»
(например).
Способствовать
расширению представлений
детей о том, какие
действия вредят природе,
портят ее, а какие
способствуют ее
восстановлению. Каким
образом математика
помогает решить те или
иные проблемы.
Совершенствование
навыка количеств­го и
порядкового счета в
пределах 10, умения делить
целое на части, сравнивать
часть и целое,
классифицировать
геометрические фигуры.
Актуализация названий
геометрических фигур:
квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг, овал,
четырехугольник.
Совершенствование навыка
сооружения постройки из
плоскостных фигур по
заданной схеме.
Совершенствование
навыков пространственной
ориентировки.
Итоговый этап
№ Образовательная
область
1 Викторина
для дошкольников
«Мы дружим с
математикой!»
Задачи
Ответственные
Дети,
родители,
воспитатель
Образовательные:
1. Совершенствовать
навыки количественного и
порядкового счета в
пределах 10;
2. Уточнить знание
известных геометрических
фигур;
3. Систематизировать

представления о
последовательности всех
дней недели, месяцев,
времен года.
Развивающие:
1. Развивать смекалку,
воображение, логическое
мышление, счётные навыки,
способность производить
действия в уме при
решении математических
загадок;
Воспитательные:
1. Развивать у детей
доброжелательную
атмосферу командной
игры;
2. Развивать чувство
ответственности,
сопереживания и
взаимовыручки внутри
команды;
3. Воспитывать
самостоятельность, умение
понимать учебную задачу и
выполнять её
самостоятельно.
Результаты проектной деятельности (повторная диагностика):
­ улучшилось логико­математическое мышление, внимание, память.
­ дети стали использовать математические знания в разнообразной
самостоятельной деятельности;
­ улучшились навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости
и во времени;
­ усовершенствовали умения осуществлять последовательные умственные
действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку,
классифицировать, считать, группировать.

Список методической литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3­е, исправленное и дополненное
соответствует ФГОС, МОЗАИКА­СИНТЕЗ, Москва, 2015
2. Комплексные занятия по программе «ОТ рождения до школы» Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет),
перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО)
3. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 6 до 7 лет»
Н. В. Нищевой издательство Детство­Пресс, 2012.
4. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения
до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная
группа (от 6 до 7 лет) / авт.­сост. О.В. Павлова. ­Волгоград: Учитель, 2016. (ФГОС ДО).
5. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно­
методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014.
6. Развитие речи детей 5­7 лет. – 3­е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой.
– М.: ТЦ Сфера, 2017. – 272с.

Педагогический проект

по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста

«В стране умных игр»

Актуальность проекта

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

Проводя непосредственно образовательную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры, а с другой к поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат :

Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.) .

Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

Формирование конструкторских умений и навыков у детей

Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта:

Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

Учить способам практической деятельности в области математики.

- Развивающие

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта

Требования к методическому обеспечению проекта

1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

3. Использовать различные виды развивающих игр (настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .

4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием:

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные:

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,

Указание,

Пояснение,

Объяснение,

Педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий,

Показ способа действий,

Показ образца

Практические

- Игровые действия,

Внезапное появление объектов,

Выполнение воспитателем игровых действий,

Загадывание и отгадывание загадок,

Введение элементов соревнования,

Создание игровой ситуации,

Упражнение, тренировка, моделирование.

Заключение

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Литература:

1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.

5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.

8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

Евгения Рыбина
Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»

Тип проекта:

информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный.

Область «Познание».

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проект: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по теме;

разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;

обучающие:

научить ориентироваться на плоскости и во времени;

научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

развивающие:

развивать умение передвигаться в указанном направлении;

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

формирование пространственных, временных представлений;

повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

проведение занятий;

проведение итогового мероприятия;

рисование с детьми на тему «Часы»;

создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Дата Название мероприятия Цели и задачи Форма и содержание

Подготовительный этап

Первая неделя Организационные мероприятия. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

1. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Основной этап

Вторая неделя «В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихи о частях суток;

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»;

Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»;

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели;

Заучивание стихотворения «Дни недели»;

Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега;

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад»

«Страна математики» обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету;

Обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»;

Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения;

Графический диктант

Заключительный этап

Третья неделя Подготовка презентации по деятельности проекта

Ключевые понятия

Обучение - совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя - период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки - единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года - в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методическое обеспечение проекта

Материалы для проведения бесед

Воспитательное мероприятие «Человек и время»