Болезни Военный билет Призыв

Идеи дошкольного воспитания Ю.И. Фаусек. формирование элементарных математических представлений. фаусек педагогика дошкольный образование

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Юлия Ивановна Фаусек (Андрусова; 3 июня , Керчь - , Ленинград ) - русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова , жена биолога профессора Московского университета В. А. Фаусека .

Биография

Родилась в семье штурмана Российского Общества пароходства и торговли; рано лишилась отца. Училась в Керченской женской гимназии; в 1884 окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы . Преподавала биологию в средних женских учебных заведениях Петербурга, продолжая заниматься наукой.

Позднее, отойдя от биологической науки, стала заниматься проблемами дошкольной педагогики. Посетила Италию для изучения педагогического метода Марии Монтессори и стала наиболее видным пропагандистом этого метода в России. В мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет .

В 1920-е годы преподавала в Институте дошкольного воспитания и . В 1930 году новые методы в педагогике были запрещены по идеологическим мотивам; тем не менее Ю. И. Фаусек продолжала разрабатывать идеи Монтессори.

Умерла в блокадном Ленинграде. Оставила воспоминания, хранящиеся в Российской национальной библиотеке (частично опубликованы) .

Семья

Память

В городе Керчь , на улице Айвазовского , в ветхом состоянии сохранился дом, в котором Андрусовы провели детство.

Избранные труды

  • Андрусова Ю. И. Инфузории Керченской бухты: Из работ зоол. лаборатории Сиб. ун-та. - СПб. : тип. В. Демакова, 1886. - 24 с. - (Отт. из // С.-Петерб. о-во естествоиспытателей / Тр. – 1886. – Т. 17, Вып. 1.).
  • Геометрия в элементарной школе Монтессори / Пер. с итал.: Ю. Фаусек. - [Пг.]: Начатки знаний, 1922. - 24 с.
  • Таубман В. В., Фаусек Ю. И. Теория и практика детского сада Монтессори. - Пг.; М.: Мысль, 1923. - 133 с.
  • Фаусек Ю. И. Бумажное царство: Вырѣзывание изъ цвѣтной бумаги, какъ пособiе при веденiи «предметныхъ уроковъ»: Вып. 1. - СПб. : Я. Башмаков и К˚, 1912. - 31 с.
  • Фаусек Ю. И. Грамматика у маленьких детей по Монтессори. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. - 76 с. - (Б-ка педагога). - 4000 экз.
  • Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - Берлин; Пб.; М.: З. И. Гржебин, 1923. - 215 с. || Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - 2-е изд., испр. - М.; Л.: Госиздат, 1926. - 224 с. - (Б-ка педагога).
  • Фаусек Ю. И. Значение рисования в школе Монтессори: Опыты и наблюдения. - Пб.: Время, 1923. - 62 с.
  • Фаусек Ю. И. Как живёт Баба-Яга. - СПб. : т-во О. Н. Поповой, 1913. - 16 с.
  • Фаусек Ю. И. Как жили Наташа и Коля: [Рассказы для детей]. - М .: Посредник, 1928. - Т. 1–6. - 67 с. - (Кн. 1. На улице; кн. 2. Дома; кн. 3. В гостях у бабушки; кн. 4. В саду осенью; кн. 5. В саду зимой; кн. 6. Товарищи).
  • Фаусек Ю. И. Метод Монтессори в России. - Пг. : Время, 1924. - 82 с.
  • Фаусек Ю. И. Мѣсяцъ в Римѣ в «Домахъ дѣтей» Марiи Монтессори. - Пг. : тип. М. Волкова, 1915. - 189 с.
  • Фаусек Ю. И. О внимании у маленьких детей (по Монтессори): Доклад, чит. в психол. лаборатории Педагогич. музея. - Пг. : Начатки знаний, 1922. - 16 с. - (Педагогич. б-ка, № 9).
  • Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - М .: Гос. изд-во, 1922. - 107 с. || . - Л. , 1924. - 113 с.
  • Фаусек Ю. И. Обучение счёту по системе Монтессори. - Л. : Гос. изд-во, 1924. - 120 с. - (Учебники и учеб. пособия для труд. школ).
  • Фаусек Ю. И. Похищенная принцесса: Драматич. сказка въ 4-хъ д. для дѣтск. театра. - СПб. : тип. акц. о-ва Брокгаузъ-Ефронъ, 1909. - 36 с.
  • Фаусек Ю. И. Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори). - Пг. : Начатки знаний, 1922. - 23 с. - (Педагогич. б-ка, № 10).
  • Фаусек Ю. И. Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов школы. - Л. , 1940. - 48 с. - 1500 экз.
  • Фаусек Ю. И. Школьный материал Монтессори: Грамота и счёт. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. - 118 с. - (Б-ка педагога). - 4000 экз.
  • Фаусек Ю. И., Сидорова М. А. Как мы занимаемся. - Пб.: Огни, 1922. - 20 с.
  • Школьный дидактический материал Монтессори в обработке Ю. И. Фаусек. - М .: Гос. изд-во, 1930. - 210 с. - 5000 экз.

Напишите отзыв о статье "Фаусек, Юлия Ивановна"

Примечания

Ссылки

  • Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Ю. Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. - М., 1994.
  • (Проверено 30 декабря 2011)
  • Фокин С. И. // Санкт-Петербургский университет. - 2007, 31 октября. - № 15 (3763) .
  • Публикация и комментарии С.И. Фокина; вступительная статья С.И. Фокина и О.Б. Вахромеевой // Историко-биологические исследования. 2011. Т. 3. № 4.
  • [Родословная www.geni.com/family-tree/index/6000000028299946048#6000000028335946343]

Отрывок, характеризующий Фаусек, Юлия Ивановна

– Что прикажете, ваше сиятельство? – спросил протодиаконский, охриплый от порсканья бас, и два черные блестящие глаза взглянули исподлобья на замолчавшего барина. «Что, или не выдержишь?» как будто сказали эти два глаза.
– Хорош денек, а? И гоньба, и скачка, а? – сказал Николай, чеша за ушами Милку.
Данило не отвечал и помигал глазами.
– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.

, Российская империя

Гражданство:

СССР

Подданство:

Российская империя

Дата смерти: Место смерти: Супруг:

Юлия Ивановна Фаусек (Андрусова; 3 июня , Керчь - , Ленинград) - русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова , жена биолога профессора Московского университета В. А. Фаусека .

Биография

Родилась в семье штурмана Российского Общества пароходства и торговли; рано лишилась отца. Училась в Керченской женской гимназии; в 1884 окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы . Преподавала биологию в средних женских учебных заведениях Петербурга, продолжая заниматься наукой.

Позднее, отойдя от биологической науки, стала заниматься проблемами дошкольной педагогики. Посетила Италию для изучения педагогического метода Марии Монтессори и стала наиболее видным пропагандистом этого метода в России. В мае 1918 открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет .

В 1920-е годы преподавала в Институте дошкольного воспитания и . В 1930 году новые методы в педагогике были запрещены по идеологическим мотивам; тем не менее Ю. И. Фаусек продолжала разрабатывать идеи Монтессори.

Память

В городе Керчь , на улице Айвазовского , в ветхом состоянии сохранился дом, в котором Андрусовы провели детство.

Избранные труды

  • Андрусова Ю. И. Инфузории Керченской бухты: Из работ зоол. лаборатории Сиб. ун-та. - СПб. : тип. В. Демакова, 1886. - 24 с. - (Отт. из // С.-Петерб. о-во естествоиспытателей / Тр. – 1886. – Т. 17, Вып. 1.).
  • Геометрия в элементарной школе Монтессори / Пер. с итал.: Ю. Фаусек. - [Пг.]: Начатки знаний, 1922. - 24 с.
  • Таубман В. В., Фаусек Ю. И. Теория и практика детского сада Монтессори. - Пг.; М.: Мысль, 1923. - 133 с.
  • Фаусек Ю. И. Бумажное царство: Вырѣзывание изъ цвѣтной бумаги, какъ пособiе при веденiи «предметныхъ уроковъ»: Вып. 1. - СПб. : Я. Башмаков и К˚, 1912. - 31 с.
  • Фаусек Ю. И. Грамматика у маленьких детей по Монтессори. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. - 76 с. - (Б-ка педагога). - 4000 экз.
  • Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - Берлин; Пб.; М.: З. И. Гржебин, 1923. - 215 с. || Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - 2-е изд., испр. - М.; Л.: Госиздат, 1926. - 224 с. - (Б-ка педагога).
  • Фаусек Ю. И. Значение рисования в школе Монтессори: Опыты и наблюдения. - Пб.: Время, 1923. - 62 с.
  • Фаусек Ю. И. Как живёт Баба-Яга. - СПб. : т-во О. Н. Поповой, 1913. - 16 с.
  • Фаусек Ю. И. Как жили Наташа и Коля: [Рассказы для детей]. - М .: Посредник, 1928. - Т. 1–6. - 67 с. - (Кн. 1. На улице; кн. 2. Дома; кн. 3. В гостях у бабушки; кн. 4. В саду осенью; кн. 5. В саду зимой; кн. 6. Товарищи).
  • Фаусек Ю. И. Метод Монтессори в России. - Пг. : Время, 1924. - 82 с.
  • Фаусек Ю. И. Мѣсяцъ в Римѣ в «Домахъ дѣтей» Марiи Монтессори. - Пг. : тип. М. Волкова, 1915. - 189 с.
  • Фаусек Ю. И. О внимании у маленьких детей (по Монтессори): Доклад, чит. в психол. лаборатории Педагогич. музея. - Пг. : Начатки знаний, 1922. - 16 с. - (Педагогич. б-ка, № 9).
  • Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - М .: Гос. изд-во, 1922. - 107 с. || . - Л. , 1924. - 113 с.
  • Фаусек Ю. И. Обучение счёту по системе Монтессори. - Л. : Гос. изд-во, 1924. - 120 с. - (Учебники и учеб. пособия для труд. школ).
  • Фаусек Ю. И. Похищенная принцесса: Драматич. сказка въ 4-хъ д. для дѣтск. театра. - СПб. : тип. акц. о-ва Брокгаузъ-Ефронъ, 1909. - 36 с.
  • Фаусек Ю. И. Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори). - Пг. : Начатки знаний, 1922. - 23 с. - (Педагогич. б-ка, № 10).
  • Фаусек Ю. И. Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов школы. - Л. , 1940. - 48 с. - 1500 экз.
  • Фаусек Ю. И. Школьный материал Монтессори: Грамота и счёт. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. - 118 с. - (Б-ка педагога). - 4000 экз.
  • Фаусек Ю. И., Сидорова М. А. Как мы занимаемся. - Пб.: Огни, 1922. - 20 с.
  • Школьный дидактический материал Монтессори в обработке Ю. И. Фаусек. - М .: Гос. изд-во, 1930. - 210 с. - 5000 экз.

Примечания

Ссылки

  • Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Ю. Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. - М., 1994.
  • Краткая биография, фотография, тексты Ю. Фаусек (Проверено 30 декабря 2011)
  • Фокин С. И. Память живёт в веках // Санкт-Петербургский университет . - 2007, 31 октября. - № 15 (3763).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фаунтин-Хилл
  • Фауст, Иоганн (энтомолог)

Смотреть что такое "Фаусек, Юлия Ивановна" в других словарях:

    Фаусек, Юлия Ивановна - (1863 1943) педагог, деятель дошкольного воспитания. Преподавала в средних учебных заведениях, в 20 х гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, ЛГПИ им. А.И. Герцена. Наиболее видный отечественный пропагандист опыта М.… … Педагогический терминологический словарь

    ФАУСЕК Юлия Ивановна - , педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. образования. Окончила Бестужев ские курсы (1884). Преподавала естеств. историю в ср. уч. заведениях, в 20 е гг. одновременно преподавала в Ин те дошк.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Фаусек - Фаусек фамилия. Известные носители: Фаусек, Виктор Андреевич (1861 1910) русский зоолог и энтомолог Фаусек, Юлия Ивановна (1863 1942) русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования … Википедия

    Фаусек, Виктор Андреевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фаусек. Виктор Андреевич Фаусек Дата рождения … Википедия

    Керчь - У этого термина существуют и другие значения, см. Керчь (значения). Город Керчь укр. Керч крымскотат. Keriç Флаг Герб … Википедия

    Андрусов, Николай Иванович - У этого термина существуют и другие значения, см. Андрусов. Николай Иванович Андрусов … Википедия

Юлия Ивановна Фаусек

Детский сад Монтессори (сборник статей)

©Издательский дом «Карапуз», 2011.

Предисловие

Юлия Фаусек – первая монтессорианка России

В их судьбах много общего, хотя лично они встречались только дважды, в Риме. Обе родились в семье военных, в приморских городах, обе, в конце концов, занялись педагогикой и достигли в этом занятии успеха. И одна, и другая перебрались в столицу. Обе написали по нескольку книг. Читали книги друг друга. Одна читала, соглашалась и верно следовала написанному, другая читала и плакала от переполнявших ее чувств. Одна – старшая – считала себя ученицей младшей, вторая – младшая – придумала педагогическую систему, которая распространена по всему миру и до сих пор называется ее именем. Это – Мария Монтессори и ее российская последовательница – Юлия Ивановна Фаусек.

Юлия Ивановна Фаусек родилась 3(15) июня 1863 года в Керчи. Здесь прошли ее детство и юность. Затем – столица России, Санкт-Петербург, и Бестужевские курсы (частный университет для женщин), дававшие в то время практически университетское образование. Преподававший в них физиологию нервной системы И.М. Сеченов вспоминал: «Доказательством того, что это был университет, служит систематичность четырехлетнего курса, читавшегося профессорами, доцентами университета и даже некоторыми академиками. Я читал на курсах то же самое и в том же объеме, что и в университете, и, экзаменуя ежегодно и там, и здесь из прочитанного находил, в результате, что один год экзаменуются лучшие студенты, а другой лучшие студентки».

Еще в годы учебы (1880–1884) Юлия активно занималась лабораторной практикой в стенах университета и пробовала себя в качестве педагога. Тем не менее, ее наставники связывали будущее Фаусек с наукой. Она выбрала другой путь – после курсов приступила к работе в частной женской гимназии. Сначала Юлия Ивановна только заменяла учителей, позже получила собственные классы, где преподавала естествознание, и, по собственному замечанию, «наделала много глупостей».

Она счастливо вышла замуж и родила двоих детей. В отличие от своего будущего кумира, Марии Монтессори, Юлия Ивановна в молодости увлекалась театром и музыкой. Она была фантазерка, умела внимательно и долго слушать, могла быть непосредственной. Муж – профессор зоологии Петербургского университета шутил, что трудно найти еще одну женщину, которая знала бы столько глупостей, как Юлия. Но людей притягивало удивительное обаяние, цельность ее натуры, врожденное чувство юмора, не покидавшее ее в самых тяжелых жизненных коллизиях.

С идеями Монтессори Фаусек познакомилась во время путешествия по Италии с семьей в 1908 году. Но судьба, определившая ее дальнейшую жизнь, догнала ее позже, в 1913 году.

Это был тяжелый для нее год. Умер муж. Выросшие дети не могли заполнить пустоты, связанной с потерей близкого человека. Хотелось попробовать себя в работе с маленькими детьми, но широко распространенная тогда в России система Фребеля ее не привлекала. Именно в 1913 году на глаза Юлии Ивановне попадается сначала статья Е.Н. Янжул «Об одном итальянском детском саде», а потом перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики». И когда она слышит от общего знакомого о физике Лермонтове, который надоедал всем рассказами о каких-то палках, завязках и цилиндрах, привезенных из-за границы, Фаусек сразу понимает, что речь идет о материалах известной ей по книге итальянки. Юлия Ивановна знакомится с Лермонтовым, и даже глухота старика не становится препятствием для общения. Почти ежедневно они встречались для изучения привезенного физиком материала. Потом было две выставки в университете и в «Соляном городке», которые вызвали у большинства педагогов только недоумение и насмешки. Фаусек оказывается одной из немногих, кто не только сразу и безоговорочно принимает педагогику Монтессори, но и готов действовать.

Позднее Юлия Ивановна вспоминала: «В то время моей жизни я была подобна кораблю, блуждавшему в море в туманную ночь и потерявшему направление, стремящемуся то к одной, то к другой воображаемой светящейся точке, пока яркий свет настоящего маяка не прорежет тумана и не укажет теряющему надежду кормчему истинного пути. Таким спасительным маяком, разгорающимся все более ярким светом и зовущим к движению вперед, в новые обетованные земли для наших детей, явилась для меня система Монтессори». Уже в октябре благодаря стараниям Фаусек в коммерческом училище М.А. Шидловской открывается первая в России группа, занимающаяся по системе Монтессори.

Весной 1914 года благодаря директору училища С.И. Сазонову Юлия Ивановна выезжает в Рим, где проводит месяц, посещая международный курс для учителей системы воспитания Монтессори и знакомясь со школами, работающими по этой системе. Уже в 1915 году появляется ее первая книга «Месяц в Риме в Домах ребенка Марии Монтессори». После возвращения Фаусек приступает к работе «с большей уверенностью в своих возможностях и еще большей уверенностью в системе».

Детский сад разрастался, и в 1915 году «ревностно оберегаемое уединение» было нарушено. Его стали посещать педагоги, некоторые ученые и просто любопытные. Наиболее внимательным наблюдателем диковинных занятий был художник Петров-Водкин, у которого в детский сад Фаусек ходили двое крестников. Именно он однажды заметил: «У этих детей будут широко раскрыты и глаза, и уши, и все их тело, и весь их ум для восприятия внешнего мира».

Директор училища С.И. Сазонов не только всячески поддерживал Юлию Ивановну, но и как мог изыскивал средства для открытия второй группы. В октябре 1916 года с Фаусек, как в кривом зеркале, повторилась история М. Монтессори, которой начать исследования помог итальянский промышленник Эдуард Таламо. А на инициативу Фаусек обратило внимание «Общество фабрикантов текстильщиков». Юлии Ивановне было предложено составить план создания двух «Детских домов» при фабриках.

Позже в своих дневниковых записях Фаусек вспоминала: «Я сделала все очень скоро, но после моего доклада, хотя и было решено открыть эти дома, инициаторы этого дела так долго медлили с назначением необходимой суммы, что прошло пять месяцев, в течение которых они вели со мной переговоры, как будто боясь расстаться с теми ничтожными деньгами, которые были нужны для хорошего дела». Февральская революция спутала все карты, проект был закрыт.

Еще более саркастично описывает Юлия Ивановна свое столкновение с высшим светом. Видимо, Сергей Иванович Сазонов, уговоривший ее сделать доклад в доме графа Шереметьева, не раз пожалел о своей настойчивости.

Вот как Фаусек описывает заданные ей вопросы: «Один из блестящих кавалеров вдруг спрашивает: «А этот, как бишь его, Монтьескере, старый он или молодой? – «Это не он, а она, и фамилия ее Монтессори» – «Ах, она…» – протянул спрашивающий, вскинул монокль, и, обведя вокруг своего лица рукой балетным жестом, прибавил: «…И хорошенькая?»

К счастью, на небольшую субсидию, полученную от министерства просвещения, удалось организовать курсы для желающих ближе познакомиться с системой Монтессори. Туда было принято 25 слушательниц, все с высшим образованием. Благодаря благотворительным концертам был организован сбор пожертвований на постройку первого городского детского дома по системе Монтессори. Его проект был разработан профессиональным архитектором по книге Таламо «Новые дома для рабочих». Городской голова пообещал выхлопотать участок у города для постройки этого дома. Мечты развеялись в морозном воздухе февральской революции.

Смутное время

Вслед за октябрьским переворотом наступили трудные времена. Удивительно, что увлеченная работой Юлия Ивановна как будто не замечает их. Она продолжает работать в «Детском городке», где устроила не только площадку для дошкольников, но и настоящую школу. К ней приходят 125 детей от 1 года, до 14 лет. Время было тяжелое и скудное, но дети проявляли неслыханную жажду к работе. «Случалось так, что какой-нибудь ребенок приходил в класс и тут же в уголке ложился и тотчас засыпал: он стоял в очереди за хлебом на всю семью с 6–7 утра. Часто это был какой-нибудь пятилетний мальчик. Выспавшись, он принимался за работу», – вспоминала Фаусек.

А между тем новая пролетарская власть выдвинула лозунг: «Все лучшее – детям» и прежде всего это касалось помещений. Этот лозунг чуть не сыграл с Юлией Ивановной злую шутку. Она перебралась во вновь открытую 25-ю Советскую школу (бывшая Николаевская военная гимназия), убедив ее директора, Я.М. Шатуновского, открыть дошкольное отделение. Для группы в 38 детей, по воспоминаниям Юлии Ивановны, ей выделили прекрасную квартиру (бывшего инспектора гимназии) из четырех комнат. Но Комиссариат народного просвещения отказал на том основании, что на такое количество детей полагалось 7–8 комнат. С большим трудом вопрос удалось решить. Относительно спокойная и почти счастливая жизнь длилась недолго. Я.М. Шатуновского сняли с директорства, а новое начальство посчитало дошкольное отделение излишеством. Сама Юлия Ивановна была уволена и оказалась в роли «приживалки» у собственной дочери, оформленной в качестве руководительницы дошкольной группы. Но хуже всего, что перестали давать дрова и кормить детей. «Было голодно и холодно и детям, и нам», – пишет Юлия Ивановна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста традиционно занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогической науке и практике. Поиск решения проблем активизации внутренних ресурсов человека, создания условий для творческого расцвета сущностных сил ребенка, полноценного и гармонического развития его личности поднимается в разные исторические эпохи и восходит главным лейтмотивом становления педагогической науки от Я.Л. Коменского и И.Г. Песталоцци к К.Д. Ушинскому, Л.С. Выготскому и к современным исследованиям.

На новом этапе развития российского общества третьего тысячелетия этот вопрос звучит с особой социальной злободневностью. Необходимость системных экономических преобразований, выхода на высокие гуманитарные стандарты существования требует реформирования современной отечественной школы и дошкольного образования на основе широкого обращения к лучшим образцам мировой инновационной педагогической практики. В поиске реальных альтернатив построения воспитательно-образовательной практики педагогика всё чаще обращается к уникальному опыту педагогической системы Марии Монтессори (1870-1952). В отечественной школе первую масштабную и глубокую попытку реализовать систему М. Монтессори предприняла Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Её результативный опыт системы М. Монтессори как опыт культурного заимствования зарубежной педагогической системы имеет большое значение для последователей. Ценность наследия Ю.И. Фаусек в полной мере становится понятной именно сегодня, так как доказывает, что система М. Монтессори универсальна и требует минимальной социокультурной адаптации, если общество готово принять ребенка как равноправного человека, но развивающегося и потому не похожего на взрослого.

Цель данной работы: всестороннее изучение и характеристика педагогического наследия Ю.И. Фаусек.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Краткая личная история Ю.И. Фаусек

Юлия Ивановна Фаусек (1863-1942) дочь военного моряка И. Андрусова, родилась 3 (15) июня 1863 года в портовом городе Керчи - одна из основоположников российской системы дошкольного образования.

В девять лет Юлю отдали в пансион, здесь ей не понравилось. Не желая учиться всему тому, чему ее заставляла «мадам» в пансионе, вольнолюбивая девочка убегала на гору Митридат и увлеченно наблюдала за птицами и бабочками, ящерицами и змейками. Когда ее перевели в женскую гимназию, Юля весьма преуспела в рисовании и полюбила уроки русской словесности. Избавившись от гнетущего воздействия авторитарного воспитания, она вздохнула с облечением - вот что значит добрые учителя и отсутствие постоянного давления.

В семье постоянно не хватало денег, и Юля начала трудиться - уже с пятого класса принялась давать частные уроки для детей из богатых семей. По окончании гимназии, накопив немного денег, пятьдесят рублей, летом 1880 года она впервые в жизни села в поезд и одна отправилась через полстраны в северную столицу. В те времена юные энтузиасты профессию выбирали отнюдь не по личному пристрастию, и, конечно, не по случайной прихоти, - просвещенная молодежь стремилась сохранить верность идеалам Великих реформ - служению интересам народа. Ярко выраженная общественная направленность ее убеждений подвигла Юлию Андрусову отказаться от обучения живописи, к чему ее так влекло, и поступать учиться на «медичку», однако на Женские медицинские курсы принимали с двадцати лет, а ей только исполнилось семнадцать. Брат Николай в письмах звал ее вернуться в Крым, но девушка не желала возвращаться ни с чем. Кроме того, она закончила только 7 классов, а чтобы поступить на Высшие женские курсы, ей предстояло выдержать дополнительные экзамены за 8-й класс: русский и математику.

Директор Кронштадтской женской гимназии Николай Алексеевич Кобеко обнаружил в ее гимназическом аттестате «отлично» по всем предметам, «хорошо» по поведению. Поступить с такой отметкой в высшую школу в те времена считалось немыслимым. Тогда директор переписал свидетельство о выдержанных испытаниях, поставив «пять» за поведение. Разорвав керченский аттестат и выбросив в корзину, он сказал изумленной девушке: «Только дайте слово, что вы никому не расскажете о моем подлоге до самой моей смерти» .

Что заставило выпускника историко-филологического факультета Петербургского университета, всю свою жизнь отдавшего делу народного просвещения, так поступить? Возможно, он предвидел дальнейшую судьбу коллеги - будущего педагога. Лишь узнав о его кончине, она рассказала друзьям о великодушии этого человека, открывшего ей путь к высшему образованию. Итак, Юлия Ивановна сумела поступить на естественное отделение самых демократических в столице Высших женских курсов. Юная крымчанка с головой окунулась в бурную жизнь града на Неве, где все поражало: профессора, сокурсницы, книги, проспекты, театры. Она училась у выдающихся ученых: Н.П. Вагнера, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского и С.М. Герценштейна. Чтобы добыть средства к существованию, как и большинство курсисток и студентов того времени, девушка давала частные уроки - этот особый навык персональных занятий с детьми станет прочной основой ее дальнейшей педагогической деятельности .

Фаусек дружила с целой плеядой талантливых и прекрасных людей: В.М. Гаршин и В.А. Герд, П.Б. Струве и В.С. Соловьев, П.М. Третьяков и Н.А. Ярошенко, А.И. Куинджи и А.П. Чехов.

Умерла Ю.И. Фаусек в 1943 году в блокаду.

Юлия Ивановна Фаусек была первой последовательницей идей Монтессори в России, с идеями которой она познакомилась во время путешествия по Италии с семьей в 1907 году, когда на пароходе неизвестный попутчик, учитель - итальянец рассказал ей все, что знал о Монтессори, ее идеях. Она же сыграла огромную роль в создании российских детских Монтессори-садов.

2. Идеи дошкольного воспитания Ю. И. Фаусек

Дошкольное воспитание Ю.И. Фаусек состояло, прежде всего, во внедрении и пропаганде «метода М. Монтессори», в которой она нашла положения, отражающие суть её собственных взглядов. Среди них особо выделяются следующие:

- для существующей системы образования характерна недооценка раннего детства как важного периода в развитии личности, отношение к нему как переходному периоду от рождения до «взрослости»;

- пренебрежение научными подходами в организации воспитательного процесса приводит к догматическому типу обучения;

- недооценка своеобразия отдельных возрастных периодов, специфики потребностей и возможностей детей, связанных с физиологическими и психическими изменениями в организме, приводит к снижению мотивации ребенка в отношении обучения;

- жесткий подход в отношении программ и методов в педагогике школы, авторитарный характер воспитания снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса, ограничивая творческую инициативу учителя и не позволяя ребенку реализовывать свои возможности и способности;

- традиционный подход к определению целей воспитания игнорирует цели и интересы самих воспитанников.

В октябре 1913 г. Ю.И. Фаусек при поддержке директора частного Коммерческого училища М.А. Шидловской и профессора С.И. Созонова организовала первый в Петербурге детский сад по системе Монтессори. Опираясь в своей практической деятельности на педагогическую систему М. Монтессори, Ю.И. Фаусек обогатила её своим собственным опытом работы с детьми, значительно углубив и конкретизировав смысл основных положений Монтессори-педагогики применительно к практике отечественного воспитания дошкольников.

Совокупность педагогических позиций Ю.И. Фаусек выражается следующим рядом положений .

1) Эффективная педагогика - это педагогика внимания. Возникновение и образование психической деятельности у ребенка начинается с характерного явления внимания. Ю.И. Фаусек утверждала, что воспитывать внимание - это значит воспитывать человека в целом, ибо без развитого внимания нет логического мышления, нет творчества, которое тесно связано с познаванием мира. По ее мнению для такого воспитания необходимы определенные условия:

Первое - это вещи, предметы дидактического материала Монтессори. Внимание маленького ребенка привлекается не искусством учителя, но «предметом», который захватывает и фиксирует его внимание. Предметы не могут и не должны быть случайными; они должны быть строго подобраны экспериментальным путем, организованы в пространстве и предложены так, чтобы не вредить естественному развитию органов чувств ребенка;

Второе - это свобода, экспериментальное условие для изучения внимания у ребенка. Эта свобода заключается в свободе выбора предметов, в свободе продолжи-тельных упражнений, при этом все равно, какой предмет из дидактического материала выбирает ребенок для занятия; если он длительно предается ему со всей интенсивностью внимания, это есть знак психического здоровья;

- третье - подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, его вызвавшему. Задача учителя, привести внимание в состояние напряжения: для этого он должен вести учеников от известного к неизвестному, от легкого к трудному так, чтобы это известное всегда предшествовало неизвестному, чтобы легкое всегда присутствовало в трудном.

- четвертое - это интерес. Не все предметы внешнего мира привлекают наше внимание одинаково. Интересы возбуждаются предметами, полезными внутреннему содержанию нашей жизни. Каждый берет то, что полезно для него.

2) Индивидуальный подход: педагогическое содействие стремлению ребенка к познанию. По убеждению Ю.И. Фаусек, честное воспитание всегда индивидуально и неразрывно связано со свободой. Так как на занятиях ребенку предоставляется свобода выбора работы по своим склонностям и способностям, и свобода отдаваться выбранной работе столько времени, сколько этого требует развивающаяся психическая упорядоченность ребенка, то дети разных возрастов оказываются на одинаковых ступенях развития в той или другой области. А так как им не нужно тянуться друг за другом, не нужно уравниваться в каких-нибудь навыках, что неизбежно при групповых занятиях, они могут не задерживаться на вещах слишком легких для себя и останавливаться на трудных столько, сколько им понадобится.

3) Опора на детскую потребность в работе. Детям необходимо обеспечить такую обстановку, которая бы обеспечивала условия организованной работы. По убеждению Фаусек, следует считаться с ритмом спонтанной работы детей. По ее наблюдениям, наивысший подъем работоспособности у детей бывает между 10,5 и 12,5 часами. Монтессори этот период называет периодом большой работы, которому предшествует период вовлечения в работу. В этот период необходимо занять детей интересной и легкой работой, тогда переход к периоду большой работы становится легче и становится привычкой. Замечено, что после периода большой работы дети даже отдыхают спокойнее, без беготни и возни.

4) Педагогическое содействие стремление ребенка к познанию. Ю.И. Фаусек убеждена в универсальности внутренней тяги к знанию всех детей. Как бы ни был одарен ребенок от природы в нем всегда кроется возможность к совершенствованию. Помогать расти этим возможностям до высшего предела у богато одаренного, помочь среднему ребенку спокойно и равномерно развивать свои способности, вскрыть положительные качества у недостаточно способных детей, не давая им заглохнуть - это задача воспитателя.

5) Воспитание дисциплины как внутренней упорядоченности и свободы. По Фаусек, дисциплина связана с разумной свободой.

6) Непрерывность упражнения как целостная методика. Главным механизмом детского развития, по мнению Ю.И. Фаусек, выступает непрерывность упражнения. Все предметы материала связаны между собой одной непрерывной цепью, одной общей идеей. Упражнения на одном дают усовершенствование на другом, развивают и укрепляют навыки. Ю.И. Фаусек особо подчеркивала, что стремление к методичности заложено в каждом ребенке. И Монтессори своим материалом и приемами только поддерживает это стремление, не давая угаснуть.

7) Порядок в организации развивающей среды. Первое условие организованности - порядок, поэтому обстановка класса должна быть тщательно продумана. Порядок во всем: в расстановке мебели и других вещей, содержание в чистоте материала, с которым работают дети и т.д. в такой обстановке легче ориентироваться, он знает где что лежит, где взять, куда положить.

8) Воспитание тишиной как формирование саморегуляции. Особую роль Фаусек отводит развитию у ребенка умения «слушать тишину», т.е. чувствовать среду и других. Причем важно не то, чтобы дети сидели «абсолютно тихо». Важно, как каждый ребенок приходит к умению сохранять тишину: спокойно сидеть, молчать, бесшумно вставать и идти между столами и стульями, улавливать свое имя, произнесенное шепотом.

9) Воспитание социальной ответственности посредством взаимопомощи. Фаусек этому придает большое значение, по ее мнению, формирование чувства взаимного внимания, поддержки - это способ зарождения социальной ответственности, рождается у ребенка само собою, без обязательного привлечения его к коллективному труду.

10) Формирование воли и внутренней ответственности. Во всех занятиях ребенок сначала развивается, а затем укрепляет волю. Когда ребенок учится читать, писать, упражняться в грации и точности движений, в молчании и пр., он учится владеть собой, учится быть человеком с волей, учится быть послушным.

11) Формирование уважения или кооперативного отношения.

12) Педагогическая толерантность как способность быть рядом и уважать детское состояние: педагогическое внимание вместо педагогического вмешательства.

13) Притягательная индивидуальность - главное качество педагога.

14) Обрести доверие - главная педагогическая задача и нравственная ответственность в воспитании.

Опыт работы Ю.И. Фаусек позволил ей выявить и показать специфику дидактических приемов образовательной работы по системе М. Монтессори, суть которых она раскрывает в процессе описания дидактических материалов:

- автодидактизм развивающего материала;

- трехступенчатый урок как способ введения новых названий в лексику ребенка;

- анализ и разложение деятельности на отдельные элементы;

- выделение алгоритма выполнения заданий и др.

1. Прием ознакомления детей с новыми названиями по принципу трехступенчатого урока широко распространен в системе М. Монтессори и является основной составляющей технологии. Трехступенчатый урок характеризуется строением из трех составляющих - трех фаз урока:

- ассоциация зрительного и тактильного (мускульного) ощущения со звуком (Это...). На первой ступени трехступенчатого урока происходит первичное зрительное восприятие ребенком предмета в сочетании со слуховым восприятием;

- восприятие (Покажи мне...). Закрепление ассоциации зрительного, тактильного и мускульного восприятия с произнесенным вслух понятием. Первая и вторая ступени служат формированию пассивного словаря;

- речь (Что это?). К возникшей ассоциации между зрительным, тактильным и звуковым восприятием присоединяются моторные речевые центры, что способствует переводу слова в активный словарь.

2. Анализ и разложение деятельности на отдельные элементы как пропедевтическая подготовка ребенка к эффективному усвоению более сложной интеллектуальной деятельности. Любая учебная деятельность анализируется (расчленяется) на составные элементы и осваивается изолированно от других частей. Весь дидактический материал Ю.И. Фаусек как для сенсорной культуры, так и для обучения грамоте, счету, геометрии, рисованию, музыке и пр., рассчитан на изолированные, но самостоятельные упражнения. Вместе с тем, каждый из элементов не является элементом только одной определенной культуры, но в тех или иных комбинациях входит в другие области.

3. Выделение алгоритма выполнения заданий применительно к большинству дидактических материалов, включающего в себя 3 вида действий.

Алгоритм един для большинства материалов по Монтессори и способствует выполнению задачи ребенком с минимальной помощью педагога:

- воссоздание, построение из заданной формы различных рядов форм (классификация предметов, выстраивание сериационных рядов и т.д.);

- сравнение, сопоставление элементов построенного ряда по формальным и содержательным признакам (подбор пар, предметов или явлений по определенным признакам и т.д.);

- конструирование, моделирование, фиксирующее результаты сравнения (строительство башни, составление примеров, задач, предложений и т.д.).

Результаты работы в условиях самостоятельного обучения ребенка в подготовленной развивающей среде позволили Ю.И. Фаусек сделать выводы:

- индивидуальная самостоятельная работа ребенка в условиях подготовленной среды способствует раннему выявлению интересов и склонностей детей;

- возникновение интереса к работе других способствует формированию свободной кооперации, взаимодействия без соперничества, культуры автономии,

- автодидактизм развивающего материала приводит к возникновению элементов самоконтроля;

- формирование навыков самоконтроля способствует адекватной самооценке, возникновению положительной мотивации к работе и к самостоятельности вообще;

- положительная мотивация к работе сопровождается высокой «концентрацией» и «поляризацией» внимания, что приводит к повышению сложности выбираемой работы;

- усвоение знаний, умений, навыков сопровождается формированием общеучебных способов действий («приобретение метода в работе»);

- сформировавшиеся «концентрация» и «поляризация» внимания сопровождаются формированием «рабочей установки», что приводит к «нормализации» поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе.

Перечисленные выводы позволяют характеризовать педагогическую деятельность Ю.И. Фаусек как систему эффективных методов и приемов, подчиненных следующим задачам: выявление и развитие индивидуальных особенностей детской личности, формирование её мотивационной сферы и создание условий, обеспечивающих свободное саморазвитие в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. В соответствии с основными принципами, отвечающими гуманистическому направлению в педагогике, такими как - учет возрастных особенностей, сензитивных периодов ребенка, индивидуализация воспитания, предоставление свободного выбора - в центр педагогического пространства выдвигается личность ребенка.

Круг методических разработок Ю.И. Фаусек (примененных на практике в 1913-1929 г.г.) затронул широкий спектр важных аспектов воспитания и обучения, среди которых выделяются следующие :

- формирование элементарных математических представлений;

- воспитание ребенка средствами природы;

- изучение исторических, культурных традиций государства;

- обучение искусству, развитие воображения в процессе занятий изобразительной деятельностью;

- развитие речи и обучение грамоте;

- космическое воспитание;

- организация трудовой деятельности детей;

- разработка методов активного педагогического наблюдения и др.

Ю.И. Фаусек провела обстоятельный анализ и разработала методические рекомендации по ряду разделов:

- развитие речи и обучение грамоты в детском саду;

- организация наблюдений учебно-воспитательного процесса педагогом;

- организация трудового воспитания детей;

- организация самостоятельной работы детей с материалами по космическому воспитанию;

- развитие воображения детей в процессе занятий ИЗО.

Она также выполнила сравнительный анализ целям, задачам, формам и методам обучения и воспитания в условиях фронтальной образовательной работы детей по освоению окружающей среды, показав значимость соблюдения таких условий как: учет индивидуальных особенностей детей, организация образовательного пространства, дидактический материал для самостоятельных занятий, роль педагога в организации самостоятельной работы детей.

Имея в качестве отправного момента обучения детей письму систему Монтессори, Ю.И. Фаусек рассмотрела письменную речь как сложную знаковую деятельность и способствовала реализации следующих предпосылок:

- формирование сенсомоторных навыков, имеющих целью подготовку руки к письму;

- развитие таких сложных психических образований как способность к абстрагированию, произвольность, сформированность внутренней речи;

- формирование положительной мотивации для освоения письменной речи.

Она детально разработала раздел грамматики, изложив теоретические основы и выстроив свою методику с учетом концептуальных требований системы М. Монтессори и особенностей русского языка. В процессе работы над данным разделом, Фаусек выделила алгоритм заданий, который может быть применим к любым дидактическим материалам. Разрабатывая метод активного наблюдения на основе рекомендаций Монтессори, Ю.И. Фаусек получила объективные количественные характеристик развития психических процессов у детей в условиях свободного выбора, показала наличие четырех стадий в процессе «нормализации» детей, указала на сходство и различие в этом процессе детей разных национальностей и слоев. Ю.И. Фаусек была также показана значимость и методы организации общественно-полезного труда в условиях свободного саморазвития по системе М. Монтессори, раскрыв содержание трудовой деятельности и пути формирования положительной мотивации к труду детей. Начав разработку идеи космического воспитания как предмета изучения, уточнила частные аспекты методической стороны и наполнила среду, окружающую ребенка конкретным содержанием.

Таким образом, педагогическое наследие Ю.И. Фаусек представляет собой совокупность эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста по системе М. Монтессори, которые она на протяжении всей своей педагогической деятельности, обогатила собственным опытом работы с детьми, значительно углубив и конкретизировав смысл основных положений Монтессори-педагогики, фактически став организатором нового направления в отечественной практике воспитания дошкольников.

фаусек педагогика дошкольный образование

Заключение

Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек отражает многогранную деятельность педагога-исследователя, включающую следующие направления: теоретическая деятельность, публицистическая деятельность, организационно-педагогическая деятельность, практическая работа с детьми, научно-методическая деятельность.

Совокупность педагогических позиций Ю.И. Фаусек выражается следующим рядом положений: эффективная педагогика - это педагогика внимания; индивидуальный подход: педагогическое содействие стремлению ребенка к познанию; опора на детскую потребность в работе; воспитание дисциплины как внутренней упорядоченности и свободы; непрерывность упражнения как целостная методика; порядок в организации развивающей среды; воспитание тишиной как формирование саморегуляции; воспитание социальной ответственности посредством взаимопомощи; формирование воли и внутренней ответственности; формирование уважения или кооперативного отношения; педагогическая толерантность как способность быть рядом и уважать детское состояние: педагогическое внимание вместо педагогического вмешательства; притягательная индивидуальность - главное качество педагога; обрести доверие - главная педагогическая задача и нравственная ответственность в воспитании.

Таким образом, опыт практического применение Ю.И. Фаусек педагогики М. Монтессори в условиях российского дошкольного образования обеспечил создание уникального педагогического подхода, систему эффективных методов и приемов работы по формированию гармонично развитой, целостной личности ребенка, подчиненных следующими задачами: выявление и развитие индивидуальных особенностей детской личности; формирование ее мотивационной сферы и создание условий, обеспечивающих свободное саморазвитие в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. При этом учитывая возрастные особенности, сензитивных периодов ребенка, индивидуализацию воспитания, предоставление свободного выбора.

Список используемой литературы

1. Детский сад Монтессори [Текст] / сост. К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек. - М.: Карапуз, 2011. - 240 с.

2. Князев Е.А. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание [Текст] / Е.А. Князев // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 114-119.

3. Педагогика Ю.И. Фаусек [Текст] // Первое сентября. - 2000. - № 54. - С.

4. Петрова Н.Б. Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек как опыт реализации системы М. Монтессори в отечественной дошкольной педагогике: дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. [Текст] / Н.Б. Петрова. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 225 с.

5. Сороков, Д.Г. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1 [Текст] / Д.Г. Сороков. - М.: Форум, 2010. - 398с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие тенденции современной западной педагогики. Сущность вальдорфской педагогики в Германии. Теория Ж. Пиаже как ведущая теория дошкольной педагогики Франции. Особенности дошкольного образования Великобритании, США. Применение методов М. Монтессори.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    История выделения педагогики раннего возраста в самостоятельную область знания. Особенности естественного и гуманистического воспитания. Новаторские идеи дошкольного воспитания Монтессори. Значение работ Коменского и Ушинского в развитии педагогики.

    реферат , добавлен 04.03.2013

    Суть концепции М. Монтессори по развитию психики и воспитания детей. Самовоспитание как ключ к развитию индивидуальности ребенка. Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия. Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Сущность понятий воспитания и образования. Возрастная периодизация и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Факторы формирования личности, биологические и культурные особенности воспитания в младенчестве и дошкольном периоде.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2009

    Работа М. Монтессори в клинике для душевнобольных детей. Создание педагогической системы, ее основные принципы. Особенности воспитания и обучения детей в детском саду и школе. Сравнительный анализ педагогики Марии Монтессори и специальной педагогики.

    реферат , добавлен 19.01.2014

    Антрополого-педагогическая основа педагогики итальянского педагога, философа, врача М. Монтессори. Свободное воспитание как основополагающая идея системы. Главные принципы педагогики Монтессори: концентрации внимания, сенситивности, ограничения и порядка.

    реферат , добавлен 09.04.2009

    Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о людях. Гражданственность как интегральное нравственное качество личности.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Сущность вклада педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников, ее роль в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами.

    реферат , добавлен 07.12.2008

    Исследование проблемы поло-ролевой идентификации у детей дошкольного возраста. Выявление особенностей поло-ролевой идентификации детей в различных условиях воспитания. Разработка рекомендаций для SOS-мам и тренинга на тему: "Поло-ролевая идентификация".

Круг общения Юлии Ивановны в то время находился на самом краю передовой научной мысли Петербурга. Её муж, Виктор Фаусек, был крупным зоологом; её брат, Николай Андрусов, – геологом и палеонтологом. На высших женских курсах, где она обучалась естественным наукам, её учителями были Менделеев и Бехтерев. Наконец, из зоологии, которая была её первоначальной специальностью, в педагогику её обратил Петр Лесгафт – один из первых российских учёных, который постарался подойти научно к вопросам воспитания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Юлия Фаусек стала живо интересоваться идеями Марии Монтессори. В 1912 году она услышала в одном из петербургских педагогических обществ доклад Екатерины Янжул о методе Монтессори. Затем в 1913 году ей в руки попала книга «Дом ребёнка», которая, как она пишет в своих мемуарах, «вызвала много толков и самых оживлённых споров среди педагогов » (2). С этого момента Фаусек начинает лихорадочно искать всё, что как-то связано с Монтессори-педагогикой.

Юлия Фаусек стала живо интересоваться идеями Марии Монтессори.

Ей повезло. Отдыхая со своими детьми летом 1913 года в курортном местечке Тойла в Эстонии, Юлия Фаусек узнала, что её соседом является физик В. В. Лермонтов, бывший столь же пылким энтузиастом метода Монтессори, как и она сама. Возможно даже больший, поскольку Лермонтов заказал себе из Лондона дидактический материал Монтессори. В беседах с Лермонтовым и совместном изучении дидактического материала у Юлии Ивановны, наконец, созрела идея бросить школьное преподавание и заняться исключительно воспитанием детей до 6–7 лет. И уже в октябре 1913 года в Петербурге, в доме номер 7 по Шпалерной улице, ей удалось открыть первый в России детский сад по системе Монтессори. Свои открытием этот сад обязан Коммерческому училищу (3), в здании которого он располагался; директор училища С. И. Созонов и владелица М. А. Шидловская также оказались очарованы идеями Монтессори и оказали содействие Фаусек.

Сад был маленьким: он располагался в одной комнате, рассчитанной не более чем на 10–12 детей, а занятие длились всего два часа в день (с 10 утра до полудня). Дидактический материал приходилось изготавливать вручную по образцам материала Лермонтова, для которого последний регулярно устраивал выставки в учебных заведениях страны с целью популяризации метода Монтессори. Тем не менее, даже такой сад открыл перед Юлией Фаусек гигантские просторы для деятельности. Она много работает и пытается адаптировать материал и методы Монтессори к русским реалиям и русскому языку. Наконец, по протекции Созонова, Министерство народного просвещения России весной 1914 года направило её на месячную стажировку в Италию, к Марии Монтессори. В Риме Юлия Ивановна посетила шесть «Домов детей» и подробно ознакомилась с работой их преподавательниц. Итогом этой поездки стала ее книга «Месяц в Домах детей Марии Монтессори», к которой мы ещё вернемся.

По своему возвращению из Италии, несмотря на разразившуюся войну, Фаусек смогла расширить свой детский сад, который теперь состоял из двух просторных комнат, 30 детей от 3 до 6–7 лет, воспитательницы и самой Юлии Ивановны. Сад был частный и платный, соответственно, там обучались в основном дети интеллигенции. Расширенный сад был переименован в «Дом детей системы Монтессори». Такая перемена названия симптоматична: утвердившееся сегодня в России именование дошкольных учреждений «детский сад» на самом деле историческая отсылка к немецкой педагогической системе Фребеля, которая из педоцентристских концепций была наиболее распространена в царской России. Уже в Советской России, где дошкольная система стала всеобщей, всякая привязка к Фребелю в детских садах практически исчезла, однако название сохранилось. Именуя свое детище «Домом детей», Юлия Ивановна стремилась подчеркнуть свою преемственность Монтессори.

С 1915 года «Дом детей» Фаусек привлекал большое внимание как педагогов, так и просто интересовавшихся новыми идеями людей.

С 1915 года «Дом детей» Фаусек привлекал большое внимание как педагогов, так и просто интересовавшихся новыми идеями людей. Например, туда часто захаживал художник Кузьма Петров-Водкин, чьи крестники посещали дом. Постепенно от посетителей, желавших своими глазами увидеть работу систему Монтессори, не стало отбоя. Это мешало работе с детьми, и поэтому Юлия Ивановна при поддержке Созонова и правительственной субсидии, в апреле 1916 года открыла «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были организованы обучающие курсы. На них, кроме самой Фаусек, преподавали близкие ей люди из педагогического и научного сообществ Петербурга. Всего там преподавалось 7 предметов: теория и практика системы Монтессори, методы начального воспитания, психология, биология и воспитание, гигиена детского возраста, рисование, ритмика. К 1917 году в Обществе состояло 97 действительных членов и, кроме ведения курсов оно занималось организацией свободных докладов, целью которых была популяризация метода Монтессори. А популярность эта росла, и даже уже шли разговоры по линии супруг петербургских текстильных фабрикантов, чтобы на их деньги открыть второй в городе «Дом детей». Но затем произошла Февральская революция, и фабрикантам стало не до педагогики. Общество же свободного воспитания и организованные при нём курсы просуществовали почти два года и исчезли только летом 1917 года, когда в огне революции рождались уже новые формы народной школы и дошкольного образование.

  1. Фаусек Ю. И. Русская учительница (Кн. 1): Воспоминания Монтессори-педагога. М., 2010. С. 157.
  2. Указ. соч. С. 159.
  3. Любопытно, что в Коммерческом училище Марии Шидловской в это время обучались сыновья Николая Лосского, Александра Керенского, Льва Каменева, Льва Троцкого, Бориса Кустодиева.