Болезни Военный билет Призыв

Брюсов скитания анализ. Валерий брюсов судьба анализ. Валерий брюсов. Анализ стихотворения «Творчество. Коллективный сборник «Книга раздумий»

Выпускал еще будучи студентом Московского университета. В 1899 году он заканчивает его и начинает сотрудничать в журнале “Русский архив”. Это был историко-литературный журнал, на страницах которого впервые увидели свет многие замечательные документы отечественной истории. Четырехлетняя работа Брюсова в журнале отвечала одной из самых коренных особенностей его творческого склада - глубокому интересу к накопленной человеческой культуре.

По существу, здесь началась работа Брюсова в области истории русской литературы. Все последующие годы он не оставлял историко-литературных занятий. Это значительная и важная часть его наследия. С необычайной скрупулезностью Брюсов исследовал мельчайшие детали стиля многих писателей, обстоятельства возникновения тех или иных произведений. Он внимательно следил за специальными изданиями, посвященными истории русской поэзии и был их взыскательным критиком. Дарование Брюсова- историка русской и европейской литературы, особенно поэзии, видно в его многочисленных статьях о новых и старых поэтах. Брюсов был одним из ведущих специалистов в этой области; и под конец жизни с полным основанием писал: “Сейчас я чувствую себя сведущим, как никто, в вопросах русской метрики и метрики вообще. Прекрасно знаю историю русской поэзии, особенно XVIII век, эпоху Пушкина и современность. Я специалист по биографии Пушкина и Тютчева и никому не уступлю в этой области”. Основы этого знания были заложены именно в эти, студенческие и первые послестуденческие, годы.

В конце 90-х годов происходят перемены в модернистических течениях в литературе. Если в начале и середине 90-х годов модернизм обнаруживал себя отдельными разрозненными выступлениями ряда поэтов и публицистов, то на рубеже веков он постепенно приобретает все более оформленный и широкий характер. В 1899 году вышел первый номер журнала “Мир искусства””. Начатый как чисто художнический, журнал позже обращается и к литературе. В 1901 году в Москве возникает издательство “Скорпион”, ставшее основным центром, вокруг которого сгруппировались символисты. В эти годы Брюсов знакомится ближе с К.Бальмонтом. В его окружении появляются Курсинский, Миропольский, Бахман и другие молодые литераторы, тяготевшие к новой поэзии. Символизм постепенно вырисовывается не как вздорное учение нескольких молодых поэтов, а как определенное литературное течение. Уже отпала необходимость публиковать статьи и стихи под многочисленными псевдонимами, чтобы создать видимость школы. Она начала свое существование.

В наибольшей степени сбивчивость и противоречивость взглядов Брюсова этого периода выявилась в его литературно-критических суждениях, в его размышлениях о задачах и целях искусства. С 1904 года начал выходить журнал “Весы” - основной орган русского символизма. Реальным главой этого издания на ряд лет становится Брюсов. В первом номере журнала появилась статья Брюсова “Ключи тайн”, воспринятая как манифест символизма, которую многие годы, когда сам автор уже отошел от этих идей, адепты и эпигоны символизма любили приводить в обоснование своих взглядов.

“Искусство начинается в тот миг, -писал Брюсов,- когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества... Искусство только там, где дерзновенье за грань, где прорывание за пределы познаваемого”. Правда, сам Брюсов был далек от тех крайних выводов, которые делали из этих его положений иные символисты. Для него было главным показать отличие науки от искусства, выявить и Объяснить присущие искусству специфические формы и способы познания действительности.

И сильные и слабые стороны взглядов Брюсова сказались на позиции, которую он занимал в литературной борьбе тех лет, на его положении в символистическом лагере. По мере развития и укрепления мистических тенденций во взглядах таких его соратников, как А.Белый, С.Соловьев, Брюсов в среде сторонников “нового искусства” ощущал себя все более обособленным и одиноким. Брюсов, правда, продолжает оставаться практическим руководителем “Весов”, где тот же Белый развивает свои взгляды.

Брюсов по-прежнему играет главенствующую роль в издательстве “Скорпион”, где также появляются книги, в которых проповедуется столь несозвучные ему идеи и взгляды. Полемика Брюсова с “младшими” символистами еще редко обнаруживается публично. Но все чаще произведения “нового искусства” вызывают у Брюсова открытое неприятие. В выступлениях Брюсова все чаще начинает звучать едкая ирония по поводу все более широкого круга декадентских явлений, обнажается их хилое нутро, отсутствие самостоятельной мысли самостоятельной мысли, подражательность, перепевы взятых напрокат из модных журналов банальностей модернистского толка, позерство, дешевая игра в модернизм - все то, что пышно расцвело во второй половине девяностых годов.

В 1908-1909 годах Брюсов выпустил трехтомное собрание своих стихов “Пути и перепутья”, объединив в нем предшествующие сборники. Последний, третий том составил новый сборник “Все напевы”. Это было неслучайное издание. Этим изданием Брюсов как бы подводил итог и открывал новый этап в своем творчестве. “Третий том я считаю последним томом “Путей и перепутий”, -писал он в предисловии.- Эти “пути” пройдены мною до конца,и менее всего склонен я повторять самого себя. Я уверен, что в поэзии, и не только русской поэзии, есть еще бесконечное число задач, никем не решенных, тем, почти не затронутых, и средств, совершенно не использованных”.

Это переходный характер ясно ощутим во “Всех напевах”. По преимуществу это развитие и как бы завершение тех тем, которые поднимались в его поэзии на протяжении предшествующего десятилетия.

Новый этап поэтического пути Брюсова после распада символистской группы отмечен тремя сборниками: “Зеркало теней” (1912), “Семь цветов радуги”(1916) и “ Девятая Камена” (1917, при жизни автора издан не был). Самым значительным и художественно совершенным из них был первый - “Зеркало теней”. Читателя, привыкшего по прежним книгам Брюсова к несколько приподнятой, ораторски полнозвучной речи, поражало здесь необычное прежде спокойствие, какая-то задумчивость, пристальное внимание к детали. Психологическая напряженность, драматизм, даже трагичность некоторых (особенно любовных) стихов этой книги не оставляет ощущения экзальтированности, искусственной взвинченности.

  • И вновь, и вновь твой дух таинственный
  • В глухой ночи, в ночи пустой
  • Велит к твоей мечте единственной
  • Прильнуть и пить напиток твой.
  • Вновь причастись души неистовой,
  • И яд, и боль, и сладость пей,
  • И тихо книгу перелистывай,
  • Впиваясь в зеркало теней...
  • Так отозвался этот сборник в душе А.Блока.

Знаменательно в этом сборнике обращение Брюсова к теме родины. Она звучит и в пейзажных стихах, и в прямых публицистических обращениях, в его подчеркнуто торжественном “Родном языке”. Здесь исток того важнейшего положения, которое, видимо, несколько позже с такой четкой определенностью было сформулировано поэтом: “Пусть спорят с тобой другие, поэт всегда связан с народом. Ему нет жизни вне народа. Он жив, пока жив народ и им созданный живой язык. Поэт! повинуйся народу, ибо без него ты только музейная редкость”.

Вместе с тем, даже в этом сборнике - одном из лучших в поэтическом наследии Брюсова - заметна и определенная скованность, заданность отдельных строф и поворотов поэтической мысли, чрезмерная литературность. Поэт как бы разлагает мир на составные части и пытается с равным вниманием и беспристрастием исследовать каждую из этих частей, каждую ее грань. Он как бы стремится еще что-то понять, еще узнать, чего-то достигнуть.

Отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет “Русские ведомости”, Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Лжепатриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (“Орел двуглавый”, “Многое можно продать..” и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он “окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения”.

Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну “творения стихов”. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два “венка сонетов”. Выпускает несколько позже сборник “Опыты”, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры.

К этим годам относится и один из самых грандиозных его поэтических замыслов - “Сны человечества”. Он возник у Брюсова еще в 1909 году,но окончательно оформился в 1913. Брюсов намеревался представить, как он сам писал, ”душу человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты”. Даже по первоначальным планам “Сны человечества” должны были составить не меньше четырех томов, около трех тысяч стихотворений. Со свойственным ему максимализмом Брюсов намеревался представить все формы, которые прошла лирика у всех народов и во все времена. Это издание должно было охватить все эпохи от песен первобытных племен до европейского декаданса и неореализма. Этому исполинскому замыслу не суждено было завершиться.

Тогда же Брюсов выполняет одно из крупнейших и известнейших своих переводческих предприятий - подготовку обширной антологии армянской поэзии. По совету М.Горького, к нему в 1915 году обратились представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году вышел сборник “Поэзия Армении”, большая часть переводов в котором была выполнена им. По сути дела, это было первое знакомство русского писателя с историей армянской поэзии от народных песен до современности. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд “Летопись исторических судеб армянского народа”, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении.


1. История создания. Место стихотворения в творчестве поэта.

Брюсов написал это произведение в 1896 году. Оно вошло в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»). Когда это произведение было в процессе написания, автору было 23 года, поэтому стихотворение следует отнести к раннему творчеству поэта.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Этот период, в котором еще прослеживается юношеский максимализм, позднее Брюсов назовет декадентским.

Во многом «Отречение» стало отражением мировоззрения поэта, определением своего места в мире. В стихотворении лирический герой, отмечает, что назначенный ему путь был дан ему свыше. Дорога героя – это отречение в пользу высшего искусства – поэзии.

2. Ведущая тема, идея.

Ведущей темой стихотворения является тема поэта и поэзии: будущее поэта и предопределение поэтического искусства. Также «Отречение» можно отнести к философской лирике, потому что в произведении прослеживается, как герой думает о поиске своего жизненного пути. Противостояние поэта и общественности становится главным замыслом в стихотворении.

Лирическое произведение.

4. Литературное направление

Стихотворение Брюсова «Отречение» относится к символизму. В произведении явно прослеживаются следующие черты символизма:

«Двоемирие»: лирический герой как бы отстраняется от реального мира, переносится в мир музы: «Но вот он, твой путь, - отреченье».

Поэтика полифонического содержания (аллегория, намеки) отражена в следующий строках:

Как страстно грядущего ждал…»

Мифологическое содержание: внутри героя говорит «угрюмый оракул»

5. Лирический герой.

Лирический герой в этом стихотворении становится «двойником» поэта. Подлинные переживания прерываются внутренними словами «двойника», который разрешает смятение персонажа. Внутренний голос утверждает новые принципы: жизнь героя должна принадлежать творчеству, поэт должен посвятить себя искусству без остатка.

Четкий сюжет в произведении не прослеживается: в стихотворении преобладают образы чувств.

7. Композиция произведения.

Размер – амфибрахий.

Рифма – перекрестная.

Амфибрахий создает неспешный, но монументальный ритм стихотворения.

«Отречение» можно разделить на две смысловые части. Две строки первого катрена характеризуют прежнюю жизнь героя – жизнь, полную переживаний бед прошлого и предвкушений предстоящего. Но внутренний голос прерывает волнение персонажа. И последние строки произведения содержат вывод внутреннего монолога: «угрюмый оракул» утверждает жизнь «отречения» лирического героя. Однако, поэтическое искусство гениально и вечно, ведь оно заставляет поэта смотреть в будущее.

8. Художественные средства.

Брюсов использует лексику высокого стиля. В стихотворении преобладает инверсия. Также для создания эффекта твердости и решительности речи автор использует анафору:

«Как долго о прошлом я плакал,

Как страстно грядущего ждал…»

«Довольно!» сегодня сказал.

Довольно!..»

Используя аллегорию «угрюмый оракул», поэт обращает внимание, что в стихотворении внутренние слова лирического героя становится своеобразным прорицателем, дающим герою ответы на жизненные вопросы. В произведении «наставления» внутреннего голоса приобретают все большую ценность и важность для жизни лирического героя. Это можно проследить благодаря использованию градации на протяжении всего стихотворения.

Обновлено: 2018-12-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Стихотворение В. Я. Брюсова – размышление о судьбе по­эта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяже­лый трудный путь поэта. Все его произведение является своеоб­разным наставлением, призывом тем, кто считает себя настоящим поэтом.

Поэзия выше всего обыденного, все бренное – “лишь средство для ярко-певучих стихов”.

Брюсов связывает творческие муки с муками ада:

Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.

Подобно грешнику, поэт, чтобы достигнуть совершенства, должен пройти через все девять кругов ада. Путь к вершине тер­нист, но достигший ее будет счастлив.

И помни: от века из терний Поэта заветный венок.

Поэт, по Брюсову, сторонний наблюдатель, который должен “уловить”, “искать”, “устремлять взор”, но не воздействовать на события Брюсов абсолютно уверен в предназначении художни­ка в его призвании, поэтому так жестко звучит стих – наставление, напутствие тому, кто твердо

Выбрал путь. Все сти­хотворение построено на глаголах повелительного наклонения (“должен”, “будь”, “ищи”, “прославь”, “лови”, “помни”). Слово “должен” доминирует в ритмическом и звуковом плане, пере­крывая все остальные слова. Брюсов сопоставляет поэзию с ме­чом. оружием тяжелым и веским, призывая с “беспечального детства искать сочетания слов”, то есть воплощать свою мысль буквально во всем.

Дорога Брюсова – путь, который был вы­бран не самим поэтом, не судьбой, а был приготовлен ему свы­ше. иначе быть просто не могло. Путь поэта – это путь на Гол­гофу, это отречение в пользу высшего – поэзии:

Да будет твоя добродетель –

Готовность взойти на костер.

Жертвенность, добровольное сожжение на костре во имя поэзии всегда были свойственны русским художникам слова. Твор­чество самоценно и самодостаточно, поэтому жизнь поэта должна принадлежать ему полностью, без остатка. И “минуты любовных объятий” и “час беспощадных распятий” – все средство для стихов.

Чтобы придать стихотворению некоторую монументаль­ность, Брюсов использует трехстопный амфибрахий. Поэт тяго­теет к употреблению торжественной лексики, создавая свой не­повторимый стиль.

Стихотворение Брюсова отражает своеобразный “идеал” по­эта, его взгляд на то, каким должен быть творец:

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч…

Глоссарий:

– анализ стихотворения Брюсова

– анализ стихотворения брюсова творчество

– Анализ стихотворений брюсова

– брюсов анализ стихотворения

– брюсов творчество анализ стихотворения


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика. К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт. Наиболее известным из гражданской лирики […]...
  2. “Отреченье” – стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника “Me eum esse” (“Это – я”), увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В этой книге лирический герой представлен в роли отстраненного мечтателя, человека, пытающегося максимально далеко держаться от жизни реальной. Современный ему мир он считает ничтожным, […]...
  3. К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием – “Работа”. Первое датировано 1901 годом, второе – 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в виду все его виды – за станком, в полях, за столом. По мнению Брюсова, работа […]...
  4. Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри софистики, предпочитая оперировать доступными и понятными вещами. Но при этом, сам того не подозревая, поднимает темы, которые весьма актуальны и в наши дни. В 1911 […]...
  5. До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и Некрасову. К этому периоду творчества относится и стихотворение “Облака”, написанное в 1895 году. Характерной чертой раннего творчества Валерия Брюсова является отождествление предметов и явлений с […]...
  6. Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова “Кинжал” – одно из самых обсуждаемых в литературной среде. Оно датировано 1903 годом и вошло в сборник “Венок”. Первое десятилетие двадцатого века – сложный и даже переломный период в творчестве русского писателя. В это время наметился и произошел постепенный отход Брюсова от принципов символизма, Валерий Яковлевич все четче стал обозначать свою […]...
  7. Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание гражданской лирике. Брюсов не был революционером и к политике относился с определенной долей презрения. Однако он искренне верил в то, что каждый человек является хозяином […]...
  8. История создания Стихотворение “Колумб” было написано в 1994 г., а опубликовано только спустя 30 лет в журнале “Новый мир” № 1 за 1924 г., после смерти Брюсова, не войдя ни в один из его сборников. Формально стихотворение посвящено путешественнику Христофору Колумбу, в конце 15 в. совершившему 4 экспедиции в поисках, как он думал, богатой Индии, […]...
  9. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием “Chefs d’oeuvre” (в переводе с французского – “Шедевры”) он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал […]...
  10. “Кинжал” (1903). Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова искать пути выхода из создавшегося по­ложения. И здесь художнику ка помощь приходит сильная лич­ность, которая вмешается в процесс механизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилизации, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, устремится к обнов­лению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, […]...
  11. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях – поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием “Все напевы”, который содержит подраздел “Мертвая любовь” В нем […]...
  12. Стихотворение “Кинжал”, написанное Валерием Брюсовым в 1903 году, по праву считается образом русского литературного классицизма. Несмотря на то, что поэт имел непосредственное отношение к символизму и предпочитал выражать свои мысли метафорично, в данном случае он отступил от собственных правил. Объясняется это тем, что стихотворение “Кинжал” является своеобразной данью уважения двум великим русским поэтам – Александру […]...
  13. С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами, затрагивал вопросы религии и политики. На рубеже 19 и 20 веков у Брюсова появилось еще одно направление в творчестве, навеянное европейскими романтиками и связанное с […]...
  14. В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название “Urbi et Orbi” (“Граду и миру”). В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя внимание самым разным персонажам. В частности, перед читателями открываются мысли рабочего и женщины легкого поведения. В этом сборнике поэт становится ближе к реальной […]...
  15. В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, […]...
  16. История создания Стихотворение “Юному поэту” было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому. Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова “Me eum esse”, “Это […]...
  17. Стихотворение “В будущем” относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник “Chefs d’oeuvre” (“Шедевры”), созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов […]...
  18. Валерий Яковлевич Брюсов оказал огромное влияние на литературный процесс первой половины 20 века. Он напоминал поэтам, что стихи – это современнейший способ пользоваться человеческим словом и что разменивать его на мелочи “грешно и стыдно”. Брюсов мечтал вернуть поэтам то высокое положение, какое они занимали в древнем мире. Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение “Творчество”. […]...
  19. В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако судьба распорядилась так, что уже через полгода Брюсов завязал любовные отношения с начинающей актрисой Натальей Дарузес, хотя и тяготился этой связью, так как не испытывал […]...
  20. Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к которому Брюсов был неравнодушен в юности. Поэтому неудивительно, что в 1914 году автор опубликовал достаточно пессимистичное стихотворение под названием “Умершим мир!” , в котором выразил […]...
  21. Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное […]...
  22. Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской “Фантазии”, а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского стихотворения. Заметим, что современники отмечали отрывистую, “лающую” манеру декламации Брюсовым своих стихотворений. При чтении Брюсова у вас наверняка возникли новые ритмические ассоциации: по контрасту с бальмонтовскими переливами и легкоструйностью здесь […]...
  23. В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли его взгляды. Именно в символистическом ключе было написано стихотворение “Городу”, увидевшее свет в 1907 году и ставшее своеобразным гимном Москве. В то время, как многие […]...
  24. История создания Стихотворение “Ассаргадон” Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике “Книга раздумий”, изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов. В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова “Tertia vigilia” в цикле “Любимцы веков”. Литературное направление и жанр Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и […]...
  25. В литературном процессе В. Я. Брюсову традиционно отводят место мэтра символизма, лидера декадентов. Действительно, он много сил отдавал и наставлениям юным поэтам, и самой организации поэтического труда. Обращение к ускользающим образам, попытка прорваться в иррациональное сочетались в Брюсове со способностью “конструировать” поэзию, строго следить за стихотворными формами. Поэт в его понимании должен был быть истинным […]...
  26. В 1900 году издательство “Скорпион” выпустило третий сборник Брюсова, получивший название “Tertia Vigilia” (в переводе с латинского языка – “Третья стража”). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях. […]...
  27. В 1909 году Брюсов издал сборник “Все напевы”. Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, “но больше искусства, совершенства”. По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг. Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо […]...
  28. В 1912 году Брюсов создает стихотворение “Памятник”. Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным. Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды. В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием “Я памятник себе воздвигнул […]...
  29. Памятник Петру I работы Фальконе давно стал символом Петербурга и был воспет многими русскими поэтами. Александр Пушкин посвятил монументу поэму “Медный всадник”, с тех пор за памятником закрепилось второе, неофициальное название. Полная мощи и динамики скульптура вдохновляла Адама Мицкевича, Бориса Пастернака, Петра Вяземского, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама. Медный всадник оставил свой след и в творчестве […]...
  30. Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской переводчицей Иоанной Рунт, которая до конца жизни оставалась не только верной спутницей, но и музой поэта. Свои чувства к женщинам мужчины выражают по-разному, однако испытывают […]...
  31. Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя. В подобном ключе выдержано стихотворение “Сумерки”, созданное в […]...
  32. История создания Отношение Брюсова к социальным потрясениям, революциям и переворотам в начале 20 в. было четким и однозначным: революции разрушительны, они уничтожают прежние ценности, подобно варварам. Брюсов высказал свою точку зрения в статье “Торжество социализма” (1903), которая так и не была напечатана. Теме социальных катаклизмов и разрушений посвящен ряд стихов 1905 г.: “Довольным”, “Грядущие гунны”, […]...
  33. Шестнадцать строк с заголовком “Первый снег” были опубликованы в 1985 году и вошли в один из первых сборников Валерия Брюсова “Шедевры”. В этом искрометном стихотворении поэт отразил свои впечатления от преображения унылого городского пейзажа. Чудо произошло после того, как улицы, деревья и дома украсил первый снег. Пейзажная лирика была характерна для русской литературы XVIII и […]...
  34. История создания Стихотворение “Работа” было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике “Такие дни” в 1923 г. Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием. Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом […]...
  35. История создания Стихотворение “К счастливым” Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который переводится с греческого как “Венок”. Литературное направление и жанр В эпоху революции 1905 г. Брюсов создал цикл “Современность”, в котором пытался дать свою оценку политическим и общественным событиям в стране, […]...
  36. История создания Стихотворение “Все кончено” было написано Брюсовым в 1895 г и вошло в сборник, название которого переводится с французского языка как “Шедевры”. Он был издан в 1845 г., через год выдержал переиздание. Стихотворение вошло в цикл “Стихи о любви”. Оно посвящено актрисе Наталье Александровне Дарузес, которая выступала под псевдонимом Раевская на сцене московского Немецкого […]...
  37. История создания “Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в “Полное […]...
  38. Стихотворение В. Брюсова “Юному поэту” было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как “К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину” В. А. Жуковского, “К другу стихотворцу”, “Поэту” А. С. Пушкина, “Русскому писателю” Н. А. Некрасова. […]...
  39. Валерий Яковлевич Брюсов – русский поэт, литературный критик, историк, драматург, переводчик, прозаик, основоположник русского символизма. Во второй половине 90-х годов девятнадцатого века, будучи молодым поэтом, Брюсов сблизился с поэтами-символистами, а в 1899 году объединил сторонников “нового искусства” в издательстве “Скорпион”. В 1900 годы был издан сборник “Третья стража”. Стихотворение “В глуби тайные вселенной” было создано […]...
  40. Стихотворение В. Я. Брюсова “В будущем”, одно из красивейших и душевных стихотворений поэта. Оно не самое известное среди читателей, но его душевность, лиричность просто околдовывают. Стихотворение небольшое, состоит из трех строф. В каждой строфе по четыре строки. Используется перекрестная рифма. Сразу же, с первой строки, в первой строфе звучит романтическое настроение поэта. Слова “аромате азалий” […]...

В. Я. Брюсов написал стихотворение «Творчество» в 1885 году. Сам писатель был в восторге от этого произведения. Вы можете ознакомиться с кратким анализом «Творчество» по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9–11 классе.

Полный текст стихотворения «Творчество» Брюсова

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Вариант 1

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. К теме творчества он обращался, когда писал стихотворение “ ”. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1985 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1‑м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

Вариант 2

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии , и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» - как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант 3

Краткий анализ стиха «Творчество» В. Я. Брюсова

Вариант 1

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Читая стихотворение “Творчество”, невольно задумываешься: “Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице”. Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. “Фиолетовые руки”, которые “чертят звуки”, “месяц обнаженный”, “звуки ластятся”…Бред, абсурд!

Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо - увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.

Необходимо также помнить, сто Брюсов- “отец русского символизма”. Именно ему принадлежат слова, что “символизм - поэзия намеков”.

В стихотворении “Творчество” Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях (“тайны созданных созданий”), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.

Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: “прозрачные киоски”, “звонко-звучная тишина”, ” при лазоревой луне”. Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

Вариант 2

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении “Творчество” представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики (“трепещит тень”, “тень колышется”, “руки полусонно чертят”).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы (“месяц обнаженный”, “звуки ластятся”, “фиолетовые руки”), творец дает знать, что он поэт своего времени - времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах “созданных созданий”. Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений (“лопасти латаний”, “прозрачные киоски”), которые впоследствии должны вылиться в “создание”.

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения (“киоски вырастают”, “звуки ластятся”, “трепещет тень”), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Вариант 3

Стихотворение Валерия Брюсова «Творчество» была написано 1 марта 1985 года. Это произведение можно отнести к раннему периоду творчества поэта.

На первый взгляд «Творчество» достаточно сложное и не понятное произведение. Читая его строки не понятно, что именно хотел сказать автор, кому оно адресовано. Обороты и выражения, используемые в стихотворении («фиолетовые руки», «эмалевые стены», «месяц обнаженный»), заставляют задуматься, а был ли автор в сознании, когда писал свое произведение? Многие современники Брюсова так и не поняли смысла это творческой работы. Но сейчас мы можем проанализировать и, возможно, понять, почему автор создал такое странное стихотворение.

Если обратится к истории, и взглянуть каким было искусство на рубеже столетий, то становится понятным, что стихотворение Брюсова «Творчество» не такое уж и странное. Если вспомнить творения Шагала и Пикассо, то искусство на рубеже столетий не будет казаться таким абсурдным и бессмысленным. В то время необходимо было что-то новое, неизведанное, а от того и не понятое.

Не стоит забывать и тот факт, что Брюсов был родоначальником русского символизма. Однажды он сказал, что символизм - это поэзия намеков.

Своим стихотворением «Творчество» Валерий Брюсов пытался донести до нас состояние автора в момент работы над будущим произведением. Читая стихотворение, мы словно проходим путь от начала («тень несозданных созданий») до завершающего этапа («тайны созданных созданий») работы над произведением искусства. Но на этом путь не заканчивается. Валерий Брюсов считает, что искусство нельзя постичь полностью, оно не имеет границ и рамок.

Стихотворение «Творчество» – анализ по плану

Вариант 1

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого марта 1895 года. Данное творение было включено в самый первый сборник его лирических произведений.

Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, несмотря на это, имеют недосказанные тайны.

Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Вариант 2

Это стихотворение написано 1 марта 1895 года. Произведение, практически от начала до конца пронизано трепетным ожиданием. С первой до последней строфы автор раскрывает нам тайны процесса создания художественного произведения. Стихотворение состоит из трех частей. Первая строфа – вступление, в которой творец улавливает что-то, невидимое простым смертным. Его подхватывает поток вдохновения, и со второй по четвертую строфу мы углубляемся в одно из самых замечательных в мире деяний – в творение чего-то возвышенного. Художник, окрыленный порывом сердца, способен увидеть звук:

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине,

Но, как ни странно, самого творца мы не видим, он служит проводником. Все создается природой, окружающим миром. Задача творца – передать это настроение, состояние мира. Но его роль - одна из самых важных. Только благодаря его рукам все вокруг приобретает другой цвет, рождается заново в новом обличии:

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Последняя строфа показывает нам, что только самому художнику его творение открывается полностью, только он способен понять все тайны своих произведений. Всем окружающим остаётся только с трепетом любоваться содеянным, зачастую даже не имея способности проникнуться хотя бы поверхностно.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

В первой строфе, как ключевые слова можем обозначить «несозданных созданий», «во сне», «лопасти латаний», «на эмалевой стене». Во второй – эти образы получают воплощения: «руки», «полусонно чертят звуки». В третьей: «И прозрачные киоски», «Вырастают словно блестки». В четвертой за основу можно взять всю строфу без третьей строки.

В «Творчестве» Брюсова мы видим, как лирический герой ведет повествование с первой по третью строфу, ведя речь от третьего лица. Это можно объяснить тем, что художник в процессе творчества не может объективно описать или оценить свои действия. Он создал этот маленький мир с отголосками души самого творца.

Позиция автора здесь поделена на две части, каждая из которых самобытна, обособленна. Наблюдатель восхищен художником, но не понимает его до конца. Художник вначале испытывает легкое недовольство окружающим миром, который и переделывает в своем произведении. Затем он испытывает восторг и гордость за свое творение.

По стихотворному размеру – это хорей. Рифма, в основном, точная, перекрестная мужская и женская. Множество повторов помогают сосредоточиться на идее стихотворения, которая заключается в том, что процесс творчества сам по себе потрясающ, вызывает восторг и доставляет наслаждение не столько читателю, слушателю, сколько самому автору, творцу.

Гиршман М.М .

Творческий путь В. Брюсова начинался в тяжелое для русской поэзии время, и в своем становлении он был тесно связан с путями развития русского символизма.

«Декадентов единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрения, - писал в 1907 г., оглядываясь назад и осмысляя прошлое, В. Брюсов. - То мировоззрение, которое было дорого всем «декадентам», уже достаточно выяснено: это крайний индивидуализм». Однако для декадента Брюсова уже с первых поэтических опытов характера не отгороженность от мира, а, напротив, бурное движение навстречу ему.

Даже в размышлениях о декаденстве Брюсов проявляет такую энергию и бодрую жажду деятельности, что само это слово, говорящее об упадке и разложении, кажется в его устах каким-то решительно неуместным. Достаточно вслушаться в тон боевых приказов, которые он дает юному поэту: не живи настоящим! никому не сочувствуй! поклоняйся искусству! И в этом тоне и в следующем за поданными командами отзвуке битвы («Молча паду я бойцом побежденным...») слышно между прочим и то, как жизнь воюет с провозглашенными заветами.

«Все на земле преходяще, кроме созданий искусства», - провозгласил Брюсов в предисловии к первому изданию своего первого поэтического сборника, носящего подчеркнуто вызывающее название - «Шедевры». Но волшебная сила искусства получает у него «посюстороннее» истолкование в культе поэтического мастерства. В одном из первоначальных вариантов «Сонета к форме» сказано:

Так с формою божественность слита,
Так внешностью облечена мечта,
Так вечный дух охвачен властью тела.
Признай его! Создавши идеал,
Храни его для жизненного дела
И у богов оставь их пьедестал.

Сам В. Брюсов и близкие ему современники впоследствии неоднократно объясняли, что и «лопасти латаний на эмалевой стене», и даже «месяц обнаженный при лазоревой луне», и многие другие экстравагантные образы его ранней поэзир имеют реальное, даже бытовое обоснование. Но тем более важным является целенаправленное преображение этого быта, когда, например, вполне обычный белый подоконник комнаты поэта становится «седым». Так возникает в стихах Брюсова особенный и оригинальный «мир очарований», который связан с действительностью и одновременно отталкивается от нее.

Такое соотношение мечты и действительности выступает с предельной отчетливостью в стихах о природе во втором сборнике поэта «Me eum esse»:

Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы,-
Что перед ним этот прах:
Степи, и скалы, и воды!..
Пускай же грозит океан неизменный,
Пусть гордо спят ледяные хребты:
Настанет день конца для вселенной,
И вечен только мир мечты...

Уже в ранней лирике Брюсова выявилась ведущая роль интеллектуального начала. Впоследствии оно не только окрепло, но и получило вполне своеобразные формы поэтического выражения. Интеллектуализм у Брюсова вовсе не означает господство в его лирике единой рационалистической концепции бытия. Попытки найти «единую истину», как и «единого Бога», приводят его к скептическому:

Поверишь ты, что стал
над Иорданом...
Но будет все лишь тенью,
лишь обманом.

А раз так, то вполне естественно попытаться, так сказать, количественно охватить это «все», ничему не предаваясь душой окончательно, ибо истин много:

Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.

Это, так сказать, пространственный образ лирического «я», совмещающего все противоречия. Переведенный во временную перспективу, этот образ оказывается цепью непрерывных изменений, сплошной сменой принимаемых и отвергаемых обликов:

Довольно, довольно! Я вас покидаю! берите и сны и слова!
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и поднял я молот, чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять.

И такое «неустанное стремление от судьбы к иной судьбе» становится основным лирическим лейтмотивом поэзии Брюсова.

Мечты и «чувства мира», к которым адресуется поэт, могут быть, по его мнению, предметом рационального познания, а затем предельно экспрессивного образного выражения. Так формируется излюбленная в интеллектуальной лирике Брюсова мысль - страсть. Для ее провозглашения необходимо громкое, возвеличивающее слово. И рядом с идеалом мастера становится оратор - глашатай «общих истин», возведенных в достоинство страсти. Интеллектуализм, ораторство, мастерство - вот три «кита» формирующейся поэтической системы Брюсова.

Его лирические переживания с неизменно присущими им рационализмом, напряженностью и завершенной отчетливостью стремятся отлиться в отчеканенные и застывшие «миги», в скульптурной изобразительности которых всегда просвечивает главенствующий облик брюсовской мысли-страсти. Ее всегдашние признаки - обобщенность и количественный гигантизм:

Я исчерпал до дна тебя,
земная слава,
В ту ночь изведал ты все
счастья дерзновенья...

В связи с этим на второй план отступает изобразительная и выразительная конкретизация: используются лишь самые общие слова - названия пейзажных примет или обозначения чувств, мыслей, поступков. Гораздо важнее утверждающая величие лексическая окраска: славянизмы, торжественные перифразы, витийственный пафос ораторского монолога от первого лица или обращения, мощь мерно следующих друг за другом ритмических ударов, звуковое нагнетание.

Опыты В. Брюсова в области пейзажной лирики малопродуктивны: в них общими словами в лучшем случае создаются книжные иллюстрации или аллегорические картинки. Совсем другое дело - город. - Это «вместилище антитез» с его огромными, но вместе с тем четкими н обозримыми границами, «застывшими громадами», «неподвижными зданиями» и наполняющей всю эту неподвижность жизнью, «где каждый миг роковой».

Брюсова по праву называют одним из основателей русского лирического урбанизма. Но перед нами не певец города, а скорее обличитель его. Аналитическая поэзия дает ему возможность показать, например, в поэме «Замкнутые» мертвящую пошлость размеренней и расчисленной буржуазно-городской жизни, эфемерность неразрывно связанных с пошлостью минутных выходов в мнимую свободу «там, где игорный дом, и там, где дом публичный!» И наконец, самый важный вывод этого художественного анализа - неизбежность предстоящих катастроф:

Но нет! Не избежать мучительных
падений,
Погибели всех благ, чем мы теперь
горды!
Настанет снова бред и крови и
сражений,
Вновь разделится мир на вражьих
две орды.
Борьба, как ярый вихрь, промчится
по вселенной
И в бешенстве сметет, как травы,
города,
И будут волны выть над опустелой
Сеной,
И стены Тоуэра исчезнут без следа.

Ощущение «воскресающего дня» пронизывает весь сборник «Венок», и звучит оно тем сильнее, что в отдельных стихах сборника выражен также и ужас повседневной пошлости или изнуряющего труда (см., например, «Каменщик»). Так закономерно возникают в творчестве Брюсова столь важные для русской поэзии гражданские стихи, подтвердившие, что

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

В революции видит Брюсов столь необходимое и желанное ему «общее содержание» жизни, освященное вековой исторической традицией:

Эта песнь душе знакома,
Слушал я ее в веках.
Эта песнь - как говор грома
Над равниной, в облаках.
Пел ее в свой день Гармодий,
Повторил суровый Брут,
В каждом призванном народе
Те же звуки оживут.

Однако проблема заключается еще и в том, чтобы сделать это общее содержание своим, что возможно лишь при органической близости с той исторической силой, которая призвана преобразовать мир. Без нее для поэта грядущая буря и близка, и вместе с тем постороння своими исторически-созидательными замыслами, так что взгляду открывается наиболее видимое и ощутимое«сжигающее» начало, отразившееся в широко известных стихах «Грядущие гунны», «Близким» и др.

Ораторский, волевой напев придает этим стихам какое-то сугубо действенное содержание, так что уничтожение здесь начинает походить на обычную у поэта готовность к очередному возрождению. Другое дело, что при всей энергии лирического переживания оно порой кажется приподнятым на какие-то искусственные котурны, в нем ощущается несколько нарочитая взвинченность. Она и в безмерности призывов к разрушению, и в такой же безмерной риторичности «счастливых» картин:

Свобода, братство, равенство, все то,
О чем томимся мы, почти без веры,
К чему из нас не припадет никто, -
Те вкусят смело, полностью, сверх меры.
Разоблаченный тайн святой родник
Их упоит в бессонной жажде знанья,
И красота осуществленный лик
Насытит их предельные желанья.

Однако ярко выраженное стремление приблизиться к подлинно революционным идеалам, воспеть роковые минуты мира помогает Брюсову преодолеть в конце концов этот эстетический «холодок». «Каждый раз, когда он слышал призыв к революции, - хорошо сказал А.В. Луначарский, - сердце его трепетало, как от соприкосновения с родной стихией».

Свержение самодержавия в феврале 1917 г. В. Брюсов приветствует как прекрасное и неожиданно быстрое свершение давней мечты. Он пишет М. Горькому: «Все мы ждали и верили, но верили, что жданное сбудется «когда-то», через годы, и вдруг, чуть не в один день, мечта стала простой правдой. Предвижу, конечно, разные опасности, но все же то, что есть, слишком хорошо, почти страшно». Привычная формула «мысль - страсть» приобретает теперь в творчестве Брюсова форму триединства «мысль - страсть - революция», которая воспринимается поэтом как органическое звено единой цепи всемирно-исторических событий.

Октябрьская революция превзошла самые пылкие мечты поэта, хотя во многом разошлась с ними. И все же Брюсов имел полное право обратиться к тем из своих собратьев, кто теперь устрашился гибели всех вековых устоев, с едкими, но справедливыми словами своей инвективы:

То, что мелькало во сне далеком,
Воплощено в дыму и в гуле...
Что ж вы коситесь неверным оком
В лесу испуганной косули!
Что ж не спешите вы в вихрь событий -
Упиться бурей, грозно странной?
И что ж в былое с тоской глядите,
Как в некий край обетованный?
Иль вам, фантастам, иль вам,
эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с
поэтом
Любили вы оригинальность?

«Переворот 1917 г. был глубочайшим переворотом и для меня лично, - пишет В. Брюсов, - по крайней мере я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после нее».

Брюсову особенно близки те созидательные замыслы, которые нес с собой «торжественнейший час земли». Ведь еще в самом его преддверии Брюсов славил всегда стоящий рядом с его поэтической мечтой напряженный труд:

Единое счастье - работа,
В полях, за станком, за столом, -
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, -
Часы за упорным трудом!

В одном из лучших стихотворений Брюсова - «Третья осень» - такое славословие новой жизни становится тем более убедительным и художественно достоверным, что вырастает оно из описания очень тяжелых послереволюционных будней:

Вой ветер осени третьей,

Просторы России мети,

Пустые обшаривай клети,
Нищих вали на пути;
Догоняй поезда на уклонах,
Где в теплушках люди гурьбой
Ругаются, корчатся, стонут.
Дрожа на мешках с крупой.

Но уже в этих тягостных картинах звучит не только уныние, и не случайно все строфы охвачены сквозным образом «ветра», а это один из самых распространенных в поэзии тех лет символов для выражения революционного духа эпохи. И синтаксический строй ораторского монолога с повторяющимися в каждой строфе обращениями и императивами, и ритмическая энергия дольника - все это воссоздает такое лирическое переживание, в котором главное - волевой напор и энергия жизненного движения.

Ключевые слова: Валерий Брюсов,русский символизм,критика на творчество Валерия Брюсова,критика на стихи Валерия Брюсова,анализ стихов Валерия Брюсова,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века