Упражнения на развитие ассоциативного мышления. Развиваем ассоциативное мышление. Нарушение ассоциативного мышления
Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.
Ассоциации могут возникать по смежности (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во времени: декабрь - рождество, начать - продолжать, детство - юность).
Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрусталь - стекло) или по контрасту (яркий - тусклый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).
Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-следственными отношениями: удар молнии - пожар, лечение - выздоровление оскорбление - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохимия, число - простое число, строение - стадион; отношениями «часть - целое»: кровеносная система - артерия.
Тренируя способность образовывать ассоциации, мы одновременно делаем несколько очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способности (то есть укрепляем память), стимулируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.
В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании направленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явления, создать в своем воображении яркий чувственный образ, чаще всего зрительный.
Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потренироваться в развитии своих ассоциативных способностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблонности.
Непроизвольные ассоциации
Для этого эксперимента желательно использовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оценить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы видите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитанным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается минута. Сделайте то же по очереди с другими словами.
Впечатление
Необходимость
Календарь
Карандаш
Изменение
Эксперимент
Ожидание
Катастрофа
Влюбленность
Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непроизвольного ассоциирования (среднее количество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет реагировать одинаково, например ассоциациями по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, которую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассоциаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных стороннему наблюдателю. Такой результат чаще всего говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.
Вообще-то оценка эмоциональной значимости тех или иных слов-стимулов не связана напрямую с тренировкой интеллектуальных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К первому относятся те, что обозначают предметы, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «нейтральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошибка, необходимость). Возможно, резкие различия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же заставляет вас испытывать душевный дискомфорт, мешает решить какую-то практическую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.
Два списка
Мы приготовили для вас несколько списков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать слово нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записываете ее и переходите к следующему слову из списка.
Например:
баскетбол
Апельсин
Итак, вот наши списки слов для ассоциирования:
Поздравление
Конфликт
Карандаш
Прическа
Терроризм
Конструкция
Искусство
Поединок
Землетрясение
Телевизор
Чтобы оценить результат, подсчитаем количество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что слова, вызвавшие явные затруднения в ассоциировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.
А теперь потренируемся в образовании направленных ассоциаций.
Что может быть зеленым?
Для этого упражнения понадобится небольшая подготовка. Из бумаги нарежьте квадратики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготовки в какую-нибудь емкость - банку или коробку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количество найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блузка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъемлемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслуживает присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.
Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тренирует беглость мышления, развивает вербальные навыки. Через какое-то время вы заметите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.
Упражнение прекрасно подходит и для занятий с детьми самого разного возраста. Его можно проводить и в соревновательной форме.
Если вы ставите перед собой цель тренироваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до бесконечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, размер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:
шершавый, быстрый, колючий, тяжелый, бесконечный, медлительный, пушистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яркий, беззаботный, громкий, холодный, высокомерный, забавный и т.д.
Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.
Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).
В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:
с именами: Роман, Аркадий, Светлана, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.
с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австралия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.
Ассоциации со знаменитостями
В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными предметами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цветком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным средством, персонажем какого-либо произведения, видом спорта, музыкальным инструментом, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литературные герои, знаменитые спортсмены.
Символ профессии
Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:
колесо, дерево, кисть, рельсы, маятник, дрель, зеркало, ножницы, глина, дорога, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.
Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гримера, микробиолога (зеркало - деталь микроскопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зеркальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.
Как и многие упражнения нашего ассоциативного тренинга, это упражнение будет полезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предметов, в качестве слов-стимулов можно использовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.
Немыслимые ассоциации
Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.
Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.
Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:
небо - туча,
туча - дождь,
дождь - вода,
вода - питье,
питье - чай.
Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):
пейзаж - холодильник,
окурок - лягушка,
зависть - пальма,
гурман - хранилище,
багажник - младенец,
мороз - середина,
строитель - освобождение,
джунгли - рекорд,
старшина - драма,
исповедь - оркестр,
поленница - серебро,
телеграмма - легенда,
гордец - поход,
тесто - криминалист,
сокровище - змея,
ворота - литература,
минута - подосиновик,
свидетельство - рычаг,
требование - хоровод,
человечество - остров.
Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потенциала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем словам (в данном случае «голубой»).
Идея этого теста используется в следующем упражнении.
Чужие ассоциации
Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ассоциативный процесс другого человека? Насколько вы владеете общечеловеческим запасом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.
Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.
История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию
В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.
В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.
Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.
И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.
Ассоциативное мышление — что это такое?
Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом. Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.
В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:
- контрастные, противоположные (вода-огонь);
- родственные (карета-машина);
- обобщенные (яблоко-фрукт);
- близкие в пространстве и времени (жара-лето);
- причинно-следственные (карандаш-рисование);
- тематические (зуд-аллергия);
- образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
- имеющие фонетическое родство (точка-дочка).
А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление – что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?
Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.
Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.
Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.
Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.
У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.
С помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.
Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.
Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.
Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.
Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление
Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:
- формируется неординарная фантазия;
- улучшается память;
- появится произвольное внимание;
- ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
- ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.
Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.
Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.
Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления. Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.
В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.
Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.
5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями
Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.
Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:
- Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
- Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
- Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
- Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
- Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».
Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.
Как часто нужно заниматься?
Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.
Зачем же это нам нужно?
Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле. Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.
Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.
Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку.
Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой - для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.
То же и с ассоциациями.
Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.
Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1
Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации.
Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
- путешествие,
- вагон,
- билет,
- кондуктор,
- чемодан,
- пассажир,
- попутчик,
- окно,
- станция...
В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации
- путешествие,
- расход,
- закат,
- бомбёжка,
- полиэтилен,
- маска,
- ребёнок,
- ужас,
- воротник
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.
Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»
Ведущий называет слово. Например «гардероб».
За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.
Например: Гардероб,
- скелет,
- аптека,
- весы,
- небо,
- ракета,
- мультфильм,
- детство,
- Румыния,
- бубен,
- валет,
- пудинг,
- холмы...
В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»
Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.
Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.
По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.
Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.
Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление.
Елена Назаренко
Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.
Ассоциативное мышление: что это такое
Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.
Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.
В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:
- Контрастные или противоположные (утро-вечер).
- Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
- Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
- Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
- Причинно-следственные по (тучи – дождь).
- Тематические (кашель – болезнь).
- Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
- Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).
Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).
Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.
Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.
Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.
ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.
Упражнения для тренировки
Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.
Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.
Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.
Самые эффективные развивающие упражнения:
- Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
- Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
- Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
- Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
- Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
- Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».
Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает
Ассоциативное мышление
как способ развития мотивации
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических элементов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Например, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Строки стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете многие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие - собаку, третьи, пожалуй, корову.
Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстановительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а значит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения химии. Именно по этой причине, т. е. из-за простого непонимания, любовь к химии, возникшая на первых порах, может легко перерасти в ненависть, и справиться с ней учителю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.
Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.
К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.
Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.
Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.
Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых можно использовать метод ассоциативного мышления (см. таблицу).
Можно провести анкетирование с целью определить, помогает ли студентам ассоциативное мышление в обучении химии.
1. Есть ли в курсе химии трудные для вашего понимания темы?
2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.
3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?
4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?
5. Приведите примеры способов запоминания (свои и предложенные учителем).
6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?
7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?
Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предполагаю, что некоторые студенты, использующие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.
Изучаемый материал |
Ассоциации |
Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р например знак фосфора - Р |
Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора |
Электронное строение атомов химических элементов Правило Хунда Принцип Паули |
Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек |
Валентность, Степень окисления |
Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность |
Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов |
Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера |
Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель |
Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель |
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов |
Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия |
Неметаллические свойства |
Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё |
Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотрицательного элемента |
Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует |
Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена |
Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление» Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами |
Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета Структура полимеров |
Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке |
Способы запоминания, %
С этой целью на уроках и дополнительных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.
В качестве примера приведу несколько задач.
Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.
Задача 2. Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?
Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут происходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой.
Благодаря необычной формулировке таких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, развивают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.
Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мышление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленности. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпредметных связей, побуждают студентов использовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.
Все предложенные выше способы развития ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприятие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запоминания того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а самое главное - развиваются способности рассуждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллектуально развитую личность.
ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»
ДОКЛАД
Подготовила для выступления
на методическом совете
преподаватель химии
Сергеева Любовь Юрьевна