Болезни Военный билет Призыв

Краткосрочный проект по фэмп в доу. Выбор диагностического инструментария. Методическое обеспечение проекта

Тема проекта: «Как лягушонок научился считать».

Номинация: Дошкольный возраст.

Длительность: краткосрочный (одна образовательная деятельность).

Тип: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Актуальность: В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Развить у ребенка умение мыслить, думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Не умение детей самостоятельно мыслить натолкнула на мысль по пробовать метод проблемных ситуаций. Начать решила с элементарного: порядковый и количественный счет.

Проблема: Вроде бы дети хорошо считают, но затрудняются ответить на вопрос: который по счету? на каком месте?

Цель: Развивать математические представления детей путем использования проблемных ситуаций.

Образовательные:

  • Познакомить с методом решения проблемных ситуаций.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть числа соседи, совершенствовать знания цифр.
  • Упражнять в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок), отражать в речи пространственное расположение предмета.

Развивающие:

  • Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать у детей познавательные способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предварительная работа: Изучение методической литературы; изготовление дидактического пособия «Как лягушонок научился считать».

Реализация проекта: Проект был начат с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему. В гости к детям приходит лягушонок и просит детей ему помочь.

Проблемная ситуация №1: На озере живут цапля и лягушонок. У каждого из них своя кочка –домик. Цапля живет между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Надо помочь лягушонку найти его домик. В ходе решения проблемной ситуации дети должны самостоятельно ответить на вопросы: Как лягушонку найти свой домик? Который по счету домик лягушонка? На каком месте стоит домик лягушонка? Для решения проблемной ситуации дети используют навыки порядкового и количественного счета и приходят к выводу что, место предмета зависит от порядка и направления счета (считать можно слева направо или справа налево).

Проблемная ситуация № 2: Лягушонок живет на шестой кочке, но он не умеет считать, нужно помочь лягушонку найти свой домик. Детям предлагается два рисунка на одном домики цапли и лягушонка расположены в ряд, а на другом кочки-домики расположены хаотично. В ходе решения проблемной ситуации дети приходят к выводу: если предметы расположены в ряд (линейно упорядоченно), то всегда можно определить местонахождения предмета, если ж предметы расположены хаотично местонахождения предмета определить проблематично: каждый раз оно будет другим. Для решения проблемной ситуации дети используют порядковый счети упражняются в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок).

Проблемная ситуация №3: Лягушонок не умеет считать и не знает цифр, и просит детей научить его считать и познакомить с цифрами. Детям раздаются карточки с пронумерованными кочками-домиками. Стрелками на карточках указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку. Во время решения проблемной ситуации дети закрепляют прямой и обратный счет, знание цифр и приходят к выводу: если направление счета не указывается, то считать следует слева на право.

Во время решения проблемных ситуаций лягушонок подбадривает, подводит наводящими вопросами к решению задачи.

Деятельность педагога:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Формулировка проблемы;
  • Управление поисковой деятельностью детей;
  • Подведение итогов.

Деятельность детей:

  • Принятие проблемной ситуации;
  • Самостоятельный поиск.

Приемы решения проблемных ситуаций:

  • Система вопросов;
  • Вопросы подсказки;
  • Цепочка наводящих задач-вопросов.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей умение применять метод проблемных ситуаций для пополнения, расширения и обогащение знаний.

Полученные результаты:

В ходе проведенного проекта дети овладели навыками решения проблемных ситуаций, они сравнивали и сопоставляли, открывая мир чисел. Анализируя маленькие математические проблемы, дети учатся ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности. Результатом внедрений технологии решения проблемных ситуаций стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут образовательной деятельности с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность.

Использованный метод проблемных ситуаций показал заинтересованность детей и совместно было принято решение продолжить узнавать волшебный мир математики по средствам решения проблемных ситуаций, с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

Литература:

А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский район

Проект разработан:

Старшим воспитателем Халардиной

Мариной Владимировной

г. Славянск - на - Кубани

Введение:

Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянского района

Сроки выполнения проекта : май 2015года

Цель проекта : создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

Участники проекта : дети, педагог, музыкальный руководитель.

Данный проект по виду является игровым;

по составу участников - фронтальным.

по характеру контактов - внутри группы.

Задачи :

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Развитие ориентировки во времени:

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

Учить успешно решать логические задачи;

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

Развивать быстроту мышления;

Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Проект предназначен для детей старшей группы 5-6 лет

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт мир математики с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача педагогов - поддерживать инициативу малыша. Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится. Задача педагога - способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо умеют формировать множества, количественный и порядковый счет в пределах 10, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.

1.этап:

1.Чтение стихотворения Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки»

Цель: закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 с презентацией по ИТК

1)Цифру ноль ты раньше знал,

Это круг или овал.

2)Эта цифра единица.

Видишь как она гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему.

3)Цифра два-лошадка - диво.

Мчит, размахивая гривой.

4)Выгнув шею- гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

5)Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

6) Кто так может закружится,

Кто так может танцевать,

Кто так может прокатится?

Ну, конечно, цифра пять!

7)Рисуем сверху мы крючок,

И плавно вниз рисуем круг.

Так получилась цифра шесть.

Ты молодец, мой юный друг.

8)Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

9)Два друга, два круга

Стоят друг на друге.

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра восемь.

10) Цифру девять получить несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно.

11)Ничего нет проще

Число 10 написать.

Нужно только единице

Справа ноль пририсовать.

2.Дидактическая игра «Найди, кто лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать свойства предметов.

3.Дидактическая игра: «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал, краг, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

5.Дидактическая игра: «Продолжи счет»

6.Дидактическая игра: «Найди свой дом»

4.Обучающие мультфильмы для детей:

Мудрые сказки тетушки Совы;

Развивалки для Мишутки;

Арифметика с тетушкой Совой;

Геометрия для малышей;

4. Чтение пословиц, сказок, загадок. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.

5. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

2 этап:

1.НОД по изобразительной деятельности:

Тема: «Рисование города» с помощью геометрических фигур

Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить изображать предметы из геометрических фигур. Развивать интерес, воображение, память, внимание, логическое мышление.

3 этап:

1. Математическое развлечение: « Путешествие на планету Точных наук»

Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.

Образовательные:

Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия. Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

Оборудование:

Детали трех «космических кораблей»;

. «билеты» на космический корабль с наклеенными геометрическими фигурами;

Цифры на тесьме от 1 до 10;

Наборы цифр на карточках;

Три набора игрушек от 1 до 10-ти;

Три стола для игр;

Числовой кубик;

Карточка крупного формата с изображением домика

Ларец - сундучок, цепи из бумаги, замок из картона, ключи к замку из картона.

Ход развлечения:

Ведущая: Сегодня Королева Математики пригласила нас на свою удивительную планету Точных Наук. Она устраивает праздник. И попасть туда могут только Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач. А вы не боитесь? Тогда в путь.

Задание 1. «Сбор космических кораблей»(собери из частей целое).

Педагог выставляет три конверта - частями космических кораблей.

Ведущая: На эту планету мы можем попасть только на космических кораблях, которые вы должны построить сами. Детали будущих кораблей лежат у вас в конвертах.

Набираем три команды по 6 человек.

По моему сигналу каждый из вас возьмет 1 деталь будущего корабля и выйдет к коврографу, на котором вся команда и соберет свой корабль.

Ведущий дает сигнал. Команда детей выходит и собирает из отдельных частей свой корабль. (В том случае, если детали корабля собраны неверно, ведущий предлагает выйти к одного "конструктора" из команды для устранения неполадок).

Ведущая: Все корабли собраны. Экипажи готовы?

Задание 2. «Узнай и назови геометрическую фигуру - изображение на билете».

Педагог раздаёт билеты с наклеенными фигурками детям треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, овалы;

Билеты нужно нам раздать,

а вам - фигуры в них узнать.

Дети называют геометрические фигуры, изображенные на билетах.

Отправляемся в полет.

Начинаем мы отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,-лети.

Но что-то корабль лететь не желает.

Выстроим цифры мы все по порядку.

О цифрах стихи прочитаем ребятки.

Дети берут цифры

Задание 3. Игра «Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, упражнять в нахождении последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

Оборудование: карточки с цифрами

Ход игры.

Каждый ребенок берет себе эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число от 1 до 10.

Варианты заданий:

● педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем порядке;

● педагог предлагает детям - цифрам разместиться в убывающем порядке;

Ведущая: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск.

Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение полета.

Ведущий: Чтобы было в полете нам не скучно, исполнят нам дети математические частушки.

Музыкальный руководитель аккомпонирует.

Задание 4. «Математические частушки»

1. Ноль на месте, на пустом, ставят, как известно,

Только он при всем при том не пустое место.

2. Вид ее -как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.

А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине…

Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.

Королева Математики рада принять нас на своей планете. Хотела Королева бы узнать. Умеете ли, дети, вы считать?

Выходят трое чтецов.

Цель: Закрепить умение детей выразительному и осмысленному чтению стихов.

Задание 5. Соотнесение количества предметов с цифрой

Цель: учить детей отбирать количество предметов по заданному числу.

Ведущая: Посмотрите, на планете Точных наук есть числовой кубик.

Вы бросаете кубик и должны собрать столько игрушек, какое число выпадет на кубике.

Ведущая: Мы подлетели к самой большой горячей звезде под названием «Солнце». Задание: сосчитать и цифрами показать сколько самых горячих лучей у звезды.

Ребята, на Планете Точных наук есть замечательная страна Геометрия. Мы с вами попали в гости к двум братьям Треугольнику с Квадратом.

Педагог помогает детям надеть маски треугольника и квадрата.

Задание 6. Инсценирование стихотворения «Треугольник и квадрат» Евгения Паина.

Цель: Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, закреплять знания о геометрических фигурах.

Задание 7 . Вычленение частей из целого. Счет геометрических фигур.

Цель: Закреплять знания детей о треугольниках, учить внимательно считать, логически мыслить.

Задание: Посчитай сколько каких фигур в каждом домике.

Задание 8. Ребята, на планете Точных наук, в стране Первого Десятка, в городе Чисел построен новый дом. А как расселить в новом доме жильцов? Справимся мы с этой задачей?

Ребята, да вы Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач.

Педагог выносит ларец. Раскладывает перед ним ключи.

Задание 9 . Подбор ключей к замкам.

Цель:Зрительное восприятие и соотнесение контура предмета по форме.

Посмотрите, что это за волшебный ларец?

Ой, сколько здесь замков! Как же их открыть?

А вот и ключи. Давайте подберем к каждому замку свой ключ.

Дети выполняют задание. Открывают ларец.

Педагог достаёт из ларца и раздаёт детям подарки.

Ведущая достаёт из ларца и читает письмо.

Это письмо от Царицы Математики.

Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность.

Настоящие короли и королевы математики - это вы. А ваша дошкольная страна может превратиться в любую страну: страну Точных Наук, страну Театра, страну Творчества и Фантазии, страну Добрых Сердец. Пусть ваши желание, интерес и любознательность станет настоящим кораблем, несущим вас по волнам знаний. В Добрый Путь!

2. Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Умеет составлять множества и устанавливать отношения

Умеют сравнивать два предмета по величине

Знание геометрических фигур

Умение определять пространственные направления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, в середине

Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту

Стремиться к самостоятель -ному разрешению постав- ленной проблемы

Начало проекта 20 чел

Конец проекта 20 чел

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что дидактические игры помогают детям раскрепоститься, выдвигать свои версии в решении поставленных задач. Работа в команде развивает у детей чувство ответственности, коллективизм, быстроту мышления. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а так же мы будем привлекать родителей в работе с детьми по развитию математических представлений, изготовлению и приобретению демонстрационного, раздаточного обучающего материала.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.

Педагогический проект

по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста

«В стране умных игр»

Актуальность проекта

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

Проводя непосредственно образовательную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры, а с другой к поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат :

Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.) .

Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

Формирование конструкторских умений и навыков у детей

Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта:

Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

Учить способам практической деятельности в области математики.

- Развивающие

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта

Требования к методическому обеспечению проекта

1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

3. Использовать различные виды развивающих игр (настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .

4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием:

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные:

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,

Указание,

Пояснение,

Объяснение,

Педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий,

Показ способа действий,

Показ образца

Практические

- Игровые действия,

Внезапное появление объектов,

Выполнение воспитателем игровых действий,

Загадывание и отгадывание загадок,

Введение элементов соревнования,

Создание игровой ситуации,

Упражнение, тренировка, моделирование.

Заключение

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Литература:

1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.

5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.

8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Проект по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Группа 4 Воспитатели Талова Н.Н. Паутова Н.В. Учитель-дефектолог Сыч А.С.

2 учебный год Паспорт проекта 1. Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур». 2. Вид проекта: познавательно-игровой. 3. Сроки реализации: 2 недели 4. Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, дефектолог. Проблема У детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ недостаточно сформированы элементарные математические представления. Трудности формирования и закрепления понятий о цвете, форме, величине предметов. Дети затрудняются выделять существенные признаки предметов, выделять сходства и различия. Актуальность проекта На всех этапах развития дошкольников проблема формирования элементарных математических представлений с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных особенностей детей с ОВЗ имеет важное значение. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

3 Цель проекта: 1. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. 2. Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи проекта: 1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. 2. Закреплять умение обследовать форму, использовать различные виды перцептивного обследования, различать и называть круг, квадрат, треугольник. 3. Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме. 4. Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке. Виды работ: - Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже». - Презентация геометрических фигур. - Итоговая выставка творческих работ воспитанников. - Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.

4 - Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей - Распространение опыта на сайте группы в сети интернет. -Чтение литературы по теме. - Составление копилки электронных игр, детских презентаций. - Продуктивная деятельность (см. план) 1 этап подготовительный Обсуждение целей и задач проекта специалистом и воспитателями группы, создание условий, необходимых для реализации проекта. 2 этап основной Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. 3 этап итоговый Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: расширение представлений о геометрических фигурах; развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.

5 Обеспечение: 1. Развивающие игры. 2. Наглядно-дидактические пособия. 3. Геометрические фигуры различных форм и цветов. 4. Трафареты для свободного рисования. 5. Специальная методическая литература. 6. Геометрический конструктор различных цветов. 7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры). Результаты проекта: *В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. *Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры. *У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений. *Были получены системные знания о геометрических фигурах.

6 Список используемой литературы: 1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. М.: Просвещение, Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

7 Материал, используемый при проведении проекта: Картотека дидактических игр Игра «Найди лишнюю фигуру». Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?». Игра «Чудесный мешочек». Я чудесный мешочек, Всем ребятам я дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета. Игра «Построим фигуру». Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник. Игра «Найди предмет такой же формы» Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы круглой, квадратной, треугольной; Игра «На что похоже» Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.

8 Стихи про фигуры Треугольник Самолет летит по небу, Треугольное крыло, На моем велосипеде, Треугольное седло, Есть такой предмет угольник, И все это треугольник. Треугольник - три угла, Посмотрите детвора: Три вершины очень острых - Треугольник «остроносый». Стороны в нем тоже три: Раз, два, три ты посмотри. Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем. Круг Посмотрите-ка вокруг! Пальчиком рисуем круг. Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят. Наше солнышко в окне - Золотой круг в вышине.

9 Круглый мячик здесь лежит, В ручки к вам он поспешит. Квадрат Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад! В нём угла уже четыре, Нет его ровнее в мире: Стороны четыре в нём, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться. Загадки Три угла, три стороны Могут разной быть длины (треугольник) Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг) Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру.

10 Догадался, милый друг? Ну, конечно, это (круг) Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его (квадрат) Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня... (квадрат) Я фигура хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик мой любимый брат, Потому что я. (квадрат)

11 Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Круг и квадрат» Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат. Задачи: Обучающие (образовательные): 1. Познакомить с квадратом. 2. Учить различать круг и квадрат. 3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Развивающие: 1. Развивать внимание, память детей, наглядно образное мышление, устанавливать простейшие причинно следственные связи. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности. 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию. Демонстрационный материал: «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см). Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см).

12 Ход: Игровая ситуация «Почтальон принес посылку» Педагог: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в посылке. Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на фланелеграф. Педагог: - Дети, какая это фигура? Дети: - Круг. Педагог: - Какого цвета круг? Дети: - Красный круг. Педагог: Давайте в воздухе нарисуем круг. Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом. Педагог: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы Педагог: - Что есть у квадрата? Дети: - Стороны и углы. Педагог: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Игровое упражнение «Покажи и прокати». У детей на столах лежат круги и квадраты. Педагог: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой. Аналогичные действия выполняют с квадратом. Педагог: - Давайте прокатим по столу сначала круг.

13 Педагог: - Круг катится по столу? Дети:- Да! Педагог: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат? Дети: - Нет! Педагог: - Что мешает квадрату? Дети: - Углы. Педагог: Молодцы! Подведение итогов. Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Декоративная тарелочка» Цель: закрепить геометрическую форму круг, формировать умение наклеивать и располагать изображение на круге. Задачи: Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и рассказывать о ней. Материал: Вырезанные элементы узора на раздаточных тарелочках, круги, клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, подкладные лист.

14 Ход: Дети играют в малоподвижную игру. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит письмо. Воспитатель: Интересно, что это дети за письмо, от кого оно? Хотите узнать? (ответы детей) - Давайте откроем и посмотрим от кого оно и что в нём написано (открывает и зачитывает): «Пишут вам жители волшебной страны. В нашей стране живёт волшебница по имени Флора. Когда-то она была весёлой, доброй, у неё было много друзей. Но однажды, она заболела какой-то редкой и странной болезнью - перестала видеть красоту. Всё вокруг казалось ей нехорошим и некрасивым. Она перестала делать добрые дела, рассорилась со всеми друзьями. И хуже того, начала совершать недобрые дела. Вот недавно, взяла и сдула со всех тарелочек красивые узоры, а мы не можем собрать их обратно. Просим вас помочь нам». Воспитатель: Сможем ли мы исправить недоброе деяние волшебницы Флоры и украсить блюдце узорами? (ответы детей). (Дети садятся за столы.) - Но сначала давайте посмотрим вокруг себя и поищем красоту. За окном я вижу красоту белых облаков на голубом небе. А где вы видите красоту? За окном? В групповой комнате? Среди своих товарищей? (ответы детей) - Ваши руки, хоть и не очень большие, но уже умеют делать красоту. У вас у каждого на столе лежат элементы узора, которыми вы украсите свои тарелочки. А какой формы наша тарелочка? А какого цвета? (ответы детей). - Но прежде чем начать, давайте сначала подготовим наши пальчики к работе.

15 Пальчиковая гимнастика «В гости» В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак) Указательный и средний, безымянный и последний (разгибать поочерёдно все пальцы). Сам мизинчик - малышок постучался на порог. Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их) Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе. - Начнём украшения с середины тарелочки. Выберите среди элементов узора цветок и приложите его к середине тарелочки. Получилось? Тогда наклеиваете. (Рис.1) Напоминанию: переверните цветок цветной стороной вниз и положите на подкладной лист. Теперь берите кисточку. Кисточку держите пальцами возле металлической «юбочки» и окунайте в клей и равномерно намазывайте им цветок. Намазанный цветок аккуратно возьмите двумя пальцами и приложите к середине блюда. Аккуратно прижмите сверху салфеткой и легонько вытрите лишний клей. - Теперь приступаем к украшению краёв тарелочки. Возьмите зелёные листочки. Один из них мы наклеиваем вверху тарелочки возле его края. Обратите внимания: острый край листочка смотрит на цветок. Следующий листик наклеим внизу тарелочки возле его края. А острый край листочка снова смотрит на цветок. Ещё один лист наклеим слева возле края тарелочки. А куда смотрит острый край листка? (ответы детей). Последний листик наклейте справа, и проследите, чтобы его острый край был направлен в нужную сторону.

16 Воспитатель: Какие красивые у вас получились тарелочки! Сейчас мы разложим их на столе. Пусть клей высохнет хорошенько. А после мы их отправим посылкой жителям волшебной страны. Может быть, волшебница Флора увидит наши работы, заметит их красоту и излечиться от страшной болезни. Подводятся итоги занятия. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы на тему: «Мишка в гости к нам пришел» Цель: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). Задачи: Образовательная: учить различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные анализаторы. Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике. Развивающая: развивать память, логическое мышление, сообразительность пространственное воображение, общую и мелкую моторику. Принципы обучения и воспитания: доступности, активности, систематичности и последовательности, наглядности. Методы обучения и воспитания: игровой, словесный, наглядный, практический.

17 Средства обучения: игрушка мишка, набор геометрических фигур на каждого ребенка, тележка с разными колесами, счетные палочки. Ход: (Дети усаживаются на ковер вместе с воспитателем. Перед детьми сидит мишка, а рядом с ним стоит тележка с разными колесами). - Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, вы его узнали? Он просит помочь ему, мишка сделал тележку, только вот тележка почему-то не едет и он не может понять почему. Поможем, ребята, разобраться, почему же не едет тележка? Тогда давайте её рассмотрим. (Воспитатель показывает тележку, у которой одно колесо круглое, а другое квадратное.) - Посмотрите внимательно на колеса. Какой они формы? Одинаковой или разной? - Колеса разной формы, круглой и квадратной. А чтобы тележка поехала, какой формы должны быть колеса? (Круглой.) - Давайте вместо квадратного колеса поставим круглое, чтобы наша тележка поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют колесо.) - Мишка, а что это у тебя в тележке, можно посмотреть? (Воспитатель достает конверт с геометрическими фигурами и выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает детям.) - Ребята, какая это геометрическая фигура? Правильно, это круг. Обведите по краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы? Стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе предметы круглой формы? (Мяч, обруч, тарелка.)

18 -А теперь отложите в сторону круг и возьмите треугольник. Обведите треугольник по сторонам пальчиком. Что у треугольника есть? (Углы.) - Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная крыша у дома, пирамидка) Всё верно. (Воспитатель достает квадрат и показывает его детям.) - А теперь отложите в сторону треугольник и возьмите такую же фигуру, как и у меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе посчитаем сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы квадратной формы? (Стол, ковер.) Правильно. - Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте сосчитаем фигуры. - Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он хочет с вами поиграть, вставайте все на ковер, в круг. Мишка потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Меду видно не нашел. Чтобы мед нам тот достать, Нужно на носочки встать. - Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте вернемся к ним. Положите перед собой треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них есть углы.) Чем они отличаются? (Если дети затрудняются, то воспитатель

19 говорит, что у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны.) - Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет углов и сторон.) - Молодцы, еще у мишки есть волшебные палочки. Из них можно выложить различные фигуры. (Воспитатель выкладывает треугольник из трех палочек.) Что это за геометрическая фигура? Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня. Это, ребята, треугольник. - А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат) - Ребята, вы все молодцы! Давайте еще раз скажем мишке, какой формы должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он сможет перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем еще раз «спасибо» и прощается до следующей встречи.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 «Солнышко». Образовательный проект «В стране геометрических фигур» Автор проекта: воспитатель Архиян Джемма Рафиковна Белореченск-

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА» КОНСПЕКТ занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе на тему: «Сложение» Подготовила: воспитатель

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы 9 "Центр образования" городского округа Октябрьск Самарской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Конспект итогового открытого занятия по развитию элементарных математических представлений «Играем с Машей

Воспитатель: Дубинина Н.Н. Дата проведения: 20.01.2016 г. Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе «Путешествие в математическое

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Воспитатель Квасникова Ольга Анатольевна Тема: «Волшебный сундучок» Интегрированные образовательные области: познание,

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Маленькие математики» Образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических

Вицкая Светлана Михайловна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Центр развития ребёнка - детский сад 1 станицы Калининской Калининского района Краснодарского края ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Выполнила: воспитатель МДОУ 10 Усанова И.Ю. 2015 год «КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО?» Программное содержание: 1. Закрепить знание детей

Конспект математического развлечения в средней группе «Мы считаем, мы играем!» Цель: выявить полученные знания, представления, умения по математике которые дети получили в течение учебного года. Образовательные

Конспект занятия по математике в старшей группе «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления

(Младшая группа с 3-4 лет) Подготовили воспитатели: Кривушонкова О.Г. ВКК Бушмакина А.А. 1 Кв. категория 2015-2016 г. Предмет математики так серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.

Игра «Угадай каким цветом» Консультация на тему: «Математика в детском саду» Цель: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления. Развитие умения понимать логическую конструкцию "отрицание". В игре

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасем нашу Дружбу» Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми старшей

Проект в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Веселая геометрия» Вид: краткосрочный, групповой, информационно-творческий. Форма проведения: совместная деятельность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка 25 «Золотая рыбка» Ступинского муниципального района Занятие по правилам дорожного движения для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила

Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста Сабирова Эльвира Гильфановна, старший преподаватель Казанского Государственного Педагогического Университета При осуществлении преемственности

Познавательное развитие Кружок «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

Багаутдинова Галия Закиевна Конспект открытого занятия по ФЭМП «В гости к Смешарикам» в средней группе с использованием ИКТ И. О. О.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи:

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области ГКУСО ВО «Муромский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Отделение психолого-педагогической

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2категории 50 г. Шахты Ростовской области Конспект занятия Образовательная область: «Познание» Тема: «Мы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 60» г. Рязани Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Мы солнышко будили» во второй младшей группе Г. А. Моткова МБДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 «Радуга» Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы и инклюзивного образования детей

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 «Образовательный центр» имени героя Советского Союза Ганюшина П.М. с. Сергиевск муниципального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 269» городского округа Самара Конспект НОД по математическому развитию для детей средней группы «Знакомимся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ «Поможем Буратино» Конспект занятия для дошкольников

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на основе системно - деятельностного метода в старшей группе Занятие подготовила и провела: воспитатель первой квалификации Обухова

Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: «Счёт до 8» - «Путешествие в королевство Математики» Автор занятия: воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Гиагинской Синюта Е.В. Цели: 1.Закрепить представление

Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Самарский институт

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 4 Приморского района Санкт-Петербурга Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ» На педагогическом совете Заведующий ГБДОУ детский сад 4 ГБДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 21 «НЕЗАБУДКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ КОНСПЕКТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 13 «СКАЗКА» Конспект открытого интегрированного занятия по аппликации «Подарок мамочке» (подготовительная

Консультация для родителей: «Математику в детском саду» Формирование математических представлений у детей в детском саду и дома В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в

Евгения Рыбина
Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»

Тип проекта:

информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный.

Область «Познание».

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проект: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по теме;

разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;

обучающие:

научить ориентироваться на плоскости и во времени;

научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

развивающие:

развивать умение передвигаться в указанном направлении;

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

формирование пространственных, временных представлений;

повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

проведение занятий;

проведение итогового мероприятия;

рисование с детьми на тему «Часы»;

создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Дата Название мероприятия Цели и задачи Форма и содержание

Подготовительный этап

Первая неделя Организационные мероприятия. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

1. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Основной этап

Вторая неделя «В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихи о частях суток;

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»;

Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»;

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели;

Заучивание стихотворения «Дни недели»;

Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега;

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад»

«Страна математики» обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету;

Обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»;

Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения;

Графический диктант

Заключительный этап

Третья неделя Подготовка презентации по деятельности проекта

Ключевые понятия

Обучение - совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя - период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки - единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года - в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методическое обеспечение проекта

Материалы для проведения бесед

Воспитательное мероприятие «Человек и время»