Болезни Военный билет Призыв

Отчет по речевому развитию в доу. Отчет воспитателя по образовательным областям. Аналитический отчет по самообразованию

Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:

  • решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
  • использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.

Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

Какова цель проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.

Особенности проблемного обучения

В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.

Актуальность обучения

Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.

История возникновения проблемной технологии

История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.

Примеры проблемных ситуаций для дошкольников

Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.

Суть проблемного обучения дошкольников

Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.

Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.

Как создать проблемные ситуации

Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.

Примеры исследований

Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Необычные открытки

Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.

Значимость проблемного обучения

Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.

Заключение

При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.

Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Задание 1
  • Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)
  • Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)
  • Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»
  • Задание 5 - «Управление очередностью»

Задание 1

На примере Вашего предприятия (организации):

Опишите какую-либо ситуацию, по которой было принято решение или существующую в настоящее время и требующую решения, или которую предстоит решить в ближайшее время;

Дайте свою оценку возникшей ситуации;

Сформулируйте главную проблему, которая вызвала данную ситуацию;

Объясните причины возникновения проблемы;

Опишите, какое решение было принято или намечается принять для решения проблемы;

Предложите свои варианты решения проблемы;

Дайте свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

Ситуация:

Коммерческая организация, ООО «Макдоналдс». В России данный рестораны существует более 20 лет. Весь фундамент управления был построен на примере зарубежных ресторанов. Но со временем руководство начало понимать, что менталитет русских людей кординально отличается, например, Америки. Проведя большое исследование, было принято решение о внедрении новой системы обучения персонала, которая тратила бы больше времени, но по итогу давала лучший результат.

Система обучения очень длительная, для усовершенствования ее потребуется не один год, многие рестораны видят в этом только помеху в выполнении поставленных целей. Сотрудники, которые работают длительный период, не хотят принимать эти процедуры и продолжают делать по своему.

Цех по расшифровке скоростемерных лент стал переходить с бумажных носителей информации на электронные. В данный момент установлено одно рабочее место по расшифровке электронных носителей информации. Давно работающие техники расшифровщики не хотят работать на этом рабочем месте мотивируя это тем, что они быстрее и качественнее расшифруют бумажный носитель информации, чем электронный и нежеланием осваивать цифровые технологии, частыми сбоями программного обеспечения и электронного оборудования. В планах руководства постепенный переход с бумажных носителей информации на электронные. Через 3 месяца одно место высвобождается в связи с уходом на пенсию работника. Руководство для укомплектования штата приняло учеником молодого специалиста со сроком обучения 3 месяца. Планируя сразу обучать его расшифровке электронных носителей информации.

Оценка ситуации

Старые работники не желают осваивать новые методы расшифровки, объясняя это тем, что бумажные носители информации еще долго будут эксплуатироваться.

Главная проблема:

Технология электронной расшифровки скоростемерных лент и электронных носителей информации до конца не отработана, много сбоев программного обеспечения.

Причины возникновения проблемы:

Ввод эксплуатацию новых локомотивов изначально оборудованных электронными скоростемерами КЛУБ-У и как следствие уход от бумажных скоростемерных лент к электронным картам регистрации параметров поездки.

Решение проблемы администрацией:

Принято решение обучить вновь принятого техника расшифровщика методам расшифровки электронных носителей, оборудовать его рабочее место аппаратурой для считывания электронных карт регистрации параметров движения и программным обеспечением для расшифровки.

Мое предложение:

Попутно с выделением одного рабочего места для электронной расшифровки установить на все рабочие места программное обеспечение для расшифровки электронных файлов с созданием общей базы хранения файлов электронной регистрации параметров движения. Проведение обучения в дорожных технических школах техников расшифровщиков методам расшифровки электронных носителей информации. Для освоения всеми техниками расшифровщиками новых методов расшифровки. Увеличение коэффициента премиальной оплаты при расшифровке электронных носителей информации.

Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)

Описание ситуации

Квалифицированный токарь А.П. Петров имеет 5-й разряд и работает в ремонтном цехе локомотивного депо на станке устаревшей конструкции, который часто выходит из строя, иногда подолгу простаивая в ремонте. Опытный рабочий несколько раз обращался к мастеру участка М.И. Иванову с просьбой о переводе его на более совершенное оборудование. Свою просьбу он аргументировал тем, что при индивидуальной организации труда, принятой на участке, работающие на новых станках молодые токари намного перевыполняют месячные задания, а ему, высококвалифицированному рабочему, с трудом удается выполнить норму выработки, и зарабатывает он значительно меньше, чем мог бы.

На токарном участке, которым руководит мастер М.И. Иванов, возрастной состав станков различен, причем более трети из них начали эксплуатироваться в последние десять лет. Однако на долю морально и физически устаревшего оборудования приходится еще около 40% станков. Это обстоятельство порождает постоянный недостаток кадров станочников: вновь принятые на участок токари неохотно работают на станках устаревшей конструкции.

В настоящее время на участке высвободилась одна смена для относительно нового станка (участок работает в две смены). На это место мастер участка планирует принять токаря 5-го разряда, который предложил свои услуги при условии предоставления ему нового оборудования. Перемена места работы вновь нанимаемого станочника И.С. Семенова связана с большими затратами времени на его проезд городским транспортом от места жительства до предприятия (более часа в один конец). Такой же цех, но по ремонту горного и металлургического оборудования на промышленном предприятии, находится лишь в трех кварталах от места жительства И.С. Семенова.

Поскольку большая часть станочников участка занята работой на устаревшем оборудовании, то, предвидя жалобы других токарей на плохое оборудование, мастер М.И. Иванов с помощью технолога и нормировщика убедил отдел труда и заработной платы в необходимости введения коэффициента к нормам выработки для токарей, работающих на устаревшем оборудовании.

На совещании у главного инженера локомотивного депо начальнику цеха и мастерам было разъяснено, что в настоящее время не представляется возможным заменить все морально и физически устаревшее оборудование. Кроме того, все станки по техническому состоянию еще не подлежат списанию; экономически выгодно некоторое время использовать их в производстве.

Мастер М.И. Иванов узнал, что из пяти токарных станков, выделенных участку на год, два предназначены для пополнения парка в связи с увеличением объема работ. В порядке замены изношенного оборудования будет получено три станка более совершенной конструкции.

Поступление новых станков будет осуществляться следующим образом: 2-й квартал - 1; 3-й квартал - 2; 4-й квартал - 2 станка.

Ситуация рассматривается по состоянию на январь текущего года. О графике получения новых станков мастер пока не информировал коллектив участка.

В настоящее время дефицит станочников на участке составляет 6 человек, а в конце года (по мере увеличения объема работ и увеличения станочного парка на 2) потребуется принять на работу еще 4 человека.

В целях привлечения кадров мастер решил ставить на новые станки в основном вновь принимаемых рабочих. Тем самым он надеялся избежать и возможных конфликтов в коллективе, связанных с тем, что на новый станок будет переведен Петров, а не Сидоров. К тому же мастер был уверен, что введение коэффициента к нормам выработки на старых станках удовлетворит рабочих и поможет полностью укомплектовать участок кадрами. Однако Петров заявил, что если его не переведут на новый станок, имея в виду освободившуюся смену, он намерен подать заявление об уходе.

Ваша задача:

1. Дать оценку возникшей в ремонтном цехе ситуации.

2. Сформулировать главную проблему, которая возникла в ремонтном цехе.

3. Предложить свои варианты решения проблемы.

4. Обосновать выбор оптимального варианта разрешения проблемы.

5. Объяснить причины возникновения проблемы.

6. Дать свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

7. Насколько типична данная ситуация для вашего предприятия?

1. В ремонтном цехе назревает конфликтная ситуация, Петров может спровоцировать остальных рабочих на саботаж, массовое увольнение высококвалифицированных рабочих.

2. Главной проблемой в цехе является устаревшее оборудование, которое еще не пригодно для списания, но уже и для работы мало эффективно из-за частых поломок и простоя.

3. Петрова перевести на новый станок, остальным рабочим оплачивать коэффициент выработки на старом оборудовании, возможно, снизить план выработки на старом оборудовании, предложить желающим перейти на более новые станки, не все высококвалифицированные рабочие захотят перейти, кто-то не захочет переучиваться или подстраиваться под новый станок. Семенова принять на испытательный срок с работой на устаревшем станке.

4. Перевод Петрова на новый станок не даст потерять высококвалифицированного специалиста, поднимется норма выработки. Семенов не устраивается на работу в цех рядом с домом, что дает причину полагать о его конфликтном характере. Так же прием Семенова на новый станок спровоцирует конфликт в среде старослужащих рабочих.

5. Причиной проблемы является устаревшее оборудование, нехватка рабочих, т.к. молодые специалисты не хотят идти работать на старом оборудовании, не информирование рабочих мастером об увеличении станочного парка, что дает думать рабочим, что изменений в лучшую сторону не ожидается.

6. Стараться сохранить высококвалифицированные кадры на рабочих местах путем коэффициента доплат, своевременно информировать людей о поступлении нового оборудования, о переводе желающих на новое оборудование, прием новых рабочих производить на освободившиеся станки, что не спровоцирует старослужащих на конфликт.

коммерческий менталитет конфликт

Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)

Описание ситуации

Общество с ограниченной ответственностью фирма «РИАЛ» работает на рынке производства декоративных строительных конструкций в одном из регионов и до недавнего времени практически не испытывала сильной конкуренции: невысокие цены, хорошее качество продукции и практически полное отсутствие аналогичных предприятий обеспечивали экономическую стабильность. Однако полученная недавно из достоверных источников информация свидетельствует о выходе в самое ближайшее время на этот же рынок двух иностранных фирм, выпускающих такие же конструкции, но по новейшим технологиям. Предполагается, что иностранные фирмы выйдут со своей продукцией на рынок уже через два месяца и, что вполне вероятно, начнут жесткую конкурентную борьбу с фирмой «РИАЛ».

Несмотря на то, что фирма «РИАЛ» имеет долгосрочные договорные обязательства с потребителями, руководство фирмы понимает сложность ситуации и необходимость принятия срочных мер. Постепенно накопившиеся проблемы в организации непосредственно производственного процесса, периодически возникающие трудности в обеспечении работоспособности оборудования, появляющиеся недочеты в организации труда рабочих и ряд других проблем могут в скором времени ощутимо сказаться на экономической стабильности фирмы и ее вытеснении конкурентами с рынка сбыта данной продукции.

Ваша задача:

1. Составить причинно-следственную цепь для данной ситуации.

2. Определить главную проблему в данной ситуации.

3. Показать существуют ли в данном случае вторичная и срочная проблемы.

4. Предложить свои варианты решения проблемы.

Ответ: чувствуя свою экономическую стабильность, из-за отсутствия конкурентов, руководство фирмы упустило из виду необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а так же своевременно модификации и замены оборудования. Что привело к ситуации, когда фирма не защищена в ситуации неожиданного появления конкурентов.

Главная проблема не готовность фирмы к появлению конкурентов на рынке строительных конструкций, что может привести к потере определенной доли рыка, а так же к потере постоянных клиентов, которые, скорее всего, предпочтут старым технологиям новые.

В данном случае первостепенной проблемой является замена и модификация устаревшего оборудования, а также улучшение технологии производства продукции, при этом необходимо учесть потенциальную возможность снижения стоимости продукции, за счет снижения издержек на ее производство.

Второстепенной проблемой является сохранение клиентской базы. Во-первых, по тому, что фирма со многими имеет долгосрочные договора на поставку, что дает ей выиграть немного времени. А во-вторых, скорее всего первое время потребители будут с опасением относится к новым фирмам. И предпочтут уже известную, тем более, что компания их не подводила, и всегда отвечала за качество производимой продукции.

Возможно так же разработать новую систему дополнительных услуг предлагаемых компанией, например доставку товара, хранение товара, упаковку, отсрочки по платежам, возможность покупки товара в рассрочку и т.д.

Так же фирма может поискать новых деловых партнеров, готовых предлагать сырье по более низким ценам, или предлагать какой-то новый вид сырья.

Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»

Описание ситуации.

Двигатель вашего автомобиля перестал заводиться, Вы предполагаете проявление одного их двух дефектов: дефекта «А» с вероятностью 0,1 и дефекта «Б» с вероятностью 0,9. Если Вы начнете ремонт и окажется, что имеет место дефект «А», то успех Вам гарантирован с вероятностью 0,3. При наличии дефекта «Б» Вы достигните успеха с вероятностью 0,7. Если пригласить знакомого, то в случае дефекта «А» вероятность успеха будет 0,9, а в случае дефекта «Б» - 0,1.

Ваша задача:

Определить вероятность успеха при использовании каждого варианта ремонта и принять решение.

Вероятность дефекта

Вероятность условий при решении

Вероятность устранения дефектов

знакомый

знакомый

Pсам=0,03+0,63+0,03*0,63=0,6789

Pзнак=0,09+0,09+0,09*0,09=0,1881

Ответ: Pсам>Pзнак

Задание 5 - «Управление очередностью»

Описание ситуации.

Вас как квалифицированного менеджера пригласил начальник товарной станции, у которого периодически возникает очередь из ожидающих разгрузки вагонов. Сегодня, например, прибыл состав из которого три вагона разного тоннажа должны быть разгружены на вашей станции. Их разгрузить на терминале можно за 0,5; 1 и 3 часа соответственно. Вы тут же предложили оптимальный вариант очередности разгрузки.

Только Вас проводил радостный начальник, как догоняет его помощник и просит возвратиться, сопровождающие вагонов узнали о Вашем приходе и, зная Вашу квалификацию, просят учесть, что простой вагонов имеет разную стоимость. В данном случае это 1000, 1500 и 1900 рублей в час.

Ваша задача:

1. Найти оптимальную очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя.

2. Уточнить оптимальную очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя.

Номер, вагона

Варианты порядка разгрузки вагонов

Время простоя вагонов, ч (без учета стоимости)

Стоимость простоя вагонов (с учетом времени простоя), р

Оптимальная очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя - 1,2,3, общее время простоя 6,5 ч.

Оптимальная очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя - 1,2,3, стоимость 11300 р.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО "Мирный" как предпосылок возникновения стрессовых ситуаций персонала. Рекомендации по снижению и нейтрализации стрессовых ситуаций на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков. Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и возможные пути преодоления конфликтных ситуаций.

    творческая работа , добавлен 30.04.2009

    Сущность конфликтов и стрессов. Функции и последствия конфликтных ситуаций. Анализ способов реагирования на "острые" ситуации в ОАО "ФПК". Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций и пути повышения стрессоустойчивости персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Анализ понятий "внимание" и "проблемная ситуация", выявление влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников. Рекомендации студентам, педагогам по использованию проблемных ситуаций на уроках природоведения с целью развития внимания.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность и составляющие социально-психологической атмосферы в коллективе. Формирование и развитие конфликтных ситуаций. Предупреждение "климатических возмущений" в коллективах отделов Сбербанка России ОАО. Улучшение социально-экономических факторов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Возрастные особенности юношества. Диагностика состояния агрессии. Изучение проблемы деструктивного общения подростков. Особенности формирования позитивного выхода из конфликтных ситуаций у учащихся старших классов. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2014

    Возникновение конфликтов: причины, факторы. Содержание понятия конфликта в общеобразовательных организациях. Педагогический опыт учителей Карпенко С.В. и Рождественской Т.М. по проблеме разрешения конфликтных ситуаций в общеобразовательной среде.

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.


Решение проблемных ситуаций

Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас и выясним.

(Материалом для моделирования родительского поведения могут служить собственный опыт родителей, заготовленные педагогом варианты проблемных ситуаций {приложение 3).)

Давайте проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.

(В каждой ситуации следует проанализировать мнения «за» и «против»; предложить модель поведения родителей в данной ситуации; определить ту модель, которую можно считать образцом для подражания в воспитании детей.

Данную часть встречи можно также провести в виде упражнения «Что делать, если...» или «Педагогическая кухня».)

V. Подведение итогов собрания

В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности - в нас самих : в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.

Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

«Любить ребенка - не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).

Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

(В качестве решения собрания родителям раздаются памятки (приложение 4).)

Рефлексия

(Родителям предлагается по пятибалльной шкале оценить результат встречи: полезность встречи; актуальность обсуждаемых ситуаций; атмосфера встречи.)

Упражнение «Пожелания»

(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу символический предмет (например, зажженную свечу), заканчивают предложения: «Я желаю себе...», «Я желаю вам...»)

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.

Любили тебя безо всяких причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

В. Берестов

Приложение 1. Круглый стол

(Примерные вопросы для обсуждения.)

- Что характерно для ребенка четвертого года жизни?

Прежде всего, физическое развитие, бурный рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

- Какие качества свойственны детям младшего дошкольного
возраста?

Маленькие дети импульсивны. Чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих. Например, мама показывает ребенку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребенок, только увидев бабушку, заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!»

Какое качество ребенка проявляется в данной ситуации ?
Дети четвертого года жизни любознательны, они задают много вопросов взрослым.

Какие вопросы задают ваши дети?

Как вы на них отвечаете?

Чем любят заниматься ваши дети дома?

Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Советы родителям

Нужно отвести ребенку место, удобное для игры.

Как вы понимаете выражение «трудный ребенок»?

Составьте словесный портрет трудного ребенка.

(Родители называют характерные слова, воспитатель записывает их на листе ватмана.)

Что может быть причиной проблем в поведении ребенка?
(Какие причины приводят к тому, что ребенок становится
«трудным»?)

Объединитесь в мини-группы и составьте список причин нарушения норм поведения детьми.

(Родители работают в течение 5 минут.)

Как решать выражение взросления без конфликтов?

Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чем они проявляются? Какова любимая фраза ребенка?

Приложение 2. «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет

1. Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

2. Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» | Л/. Ермолаева). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели или хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал - не встану, значит, не встану!»

3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем , что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до З лет.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест - бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6.Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7.Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.

Таким образом...


  • Кризис 3 лет - это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».

  • Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.

  • Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

  • Кризис 3 лет - это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей».

  • Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений,
    устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.
Приложение 3. Варианты проблемных ситуаций

Как бы вы, уважаемые родители, поступили в следующей ситуации?

1. Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!» Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.

Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой : почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.

Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали.

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

А платье можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята двоими делами. Наташа снова:

А его можно выстирать?

Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье, бежит к маме:

Сними...

Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо
и будем обедать. Уже пора.

Вопросы для обсуждения

Как можно расценить поведение ребенка?

Многие родители говорят в подобных случаях: нервный ребенок, и начинают всячески утешать и уговаривать его. Правильно ли они поступают?

Как бы поступили вы в аналогичном случае?

Проанализируйте в описанной ситуации использованные приемы воспитания ребенка. В чем их педагогическая ценность?

Приведите примеры подобных проявлений у вашего ребенка (если они случались). Какими приемами педагогического воздействия вы пользовались?
2. Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми - четырехлетним Сашей и двухлетним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовет маму посмотреть на «вулкан», мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который попадает
малышу в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает
старшего сына, хватает за руку и оттаскивает в сторону.

Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.

3. Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом), раздраженно крича при этом: «Уходи, ты плохая (плохой)!»

Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете нужным.

4. Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, раздражение.

Задание. Изобразите свою обычную реакцию и наиболее конструктивную, на ваш взгляд (возможно, это будет одно и то же).

5. Насупившийся ребенок обиженно выговаривает матери: «Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу...» В глазах малыша появляются слезы , он вот-вот разревется от обиды.

Задание. Изобразите свою реакцию в данной ситуации.

6. Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп теплый, «в нем пенки» и др. Бабушка идет у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. - все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы для обсуждения

1Что в данной ситуации проявляется в большей степени -упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.

2.В чем причины такого поведения ребенка?

3.Были ли у вас подобные ситуации?

4.Как вы из них выходили?

Приложение 4. Памятки для родителей

Как НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

1.По тому, на кого «направлен» кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

2.Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3 лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему большую самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено. И если есть хоть малейшая возможность, то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. Ведь это мы приучили к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то ему отказывают. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, ваш ребенок не хочет кушать (хотя голодный). Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, с мишкой полностью съедает обед. В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета и т. д.

Для нормального развития желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что радом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

1.Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2.Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3.Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

4.Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это чуть позже приведет или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Как любить своего ребенка

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Приложение № 5

Педагогический пробег «Здоровый образ жизни – в каждой семье»

Цель : Повышение уровня педагогической грамотности родителей по организации здоровьесберегающего образа жизни дошкольников.

Собрание ведут 2 воспитателя.

Ведущий 1: (слайд 1) Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней – Здоровый образ жизни!

Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь не за какие деньги! (слайд 2)

Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализовываться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными. (слайд 3)

Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы за здоровый образ жизни!» (слайд 1)

Ведущий 2: Внимание! Внимание! Мы очень рады встрече с вами. (слайд 4)

И только сегодня, и только сейчас, родители вспомнят своё детство и будут не только зрителями, но и участниками нашей игры ««Здоровый образ жизни – залог долголетия».

Ведущий 1: (слайд 5) Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать. И чтоб оставить в жизни след….

Ведущий 2: Человек рождается на свет….. Для чего? Каждый ищет свой ответ!

Ведущий 1: Человек – он ведь тоже природа. В жизни его есть закат и восход….

Ведущий 2: Проблема в том 21 века – как уберечь на земле человека?

Ведущий 1: Если у вас нет здоровья, за деньги его не купить, но можно его в спортзале здорово укрепить. (Слайды 6, 7, 8)

(Разминка. Зарядка. Проводит руководитель по физической культуре)

Ведущий 2: А сейчас мы постараемся доказать друг другу и самим себе, что «Здоровым быть здорово».

В игре участвуют 2 команды, приветствуем участников: команда…БОГАТЫРИ…(слайд 9)

Девиз: «Когда мы едины, мы непобедимы».

Команда…ЗДОРОВЯЧКИ…(слайд 10) Девиз: «Не унывать, всё пройти и всё узнать».

Следить за нашим конкурсом будет строгое жюри в составе…….(слайды 11,12,13)

Заведующая детским садом ……………

Старший воспитатель……………..

Инструктор по физической культуре ………………….

Медицинская сестра …………………………………

Мы откроем шесть секретов,

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить

Ведущий 1: И так, начинаем игру: блок 1 «Здоровье».(слайды 14,15,16,17,18)

По утрам ты закаляйся,


Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

Командам даются карточки с незаконченными пословицами о здоровье. Задание: закончить пословицы.

Чистота – (залог здоровья)

Здоровье дороже (золота)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух) (слайд 19)

Ведущий 2: Блок 2 «Здоровое питание» (слайды 20- 25)

Чтобы выглядеть здоровым нужно сильно постараться.


Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.
Ешьте овощи и фрукты, в них так много витаминов .
Что полезно для здоровья и для сил необходимо.
Не забудьте о петрушке, лишь она украсит блюдо.
Что вы скажете подружке, если вдруг вам станет худо?
Кто поможет организму, неужели медицина?
Лишь здоровое питание - вот, что вам необходимо.

Задание: необходимо определить в каких продуктах питания имеются витамины А, B, C, D- предлагаем вам картинки с продуктами питания, которые необходимо разложить в пакеты. (слайды 26-29)

Ведущий 1: Блок 3 «Спортивный». (слайды 30- 32)

Чтоб успешно развиваться


Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

Кроссворд. Загадываются загадки о спорте, поочередно каждой команде, представитель от команды заполняет кроссворд.


1. Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна … (Зарядка)

2. За полем он следит всегда,

Была чтоб честная игра! (Судья)

3. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет … (Спорт)

4. Он с тобою и со мною

Шёл степными стёжками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками.(Рюкзак)


5. Крепко натянута сетка,

Рядом стоит вратарь,

Что же это за место,

Куда направлен удар? (Ворота)

6. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (Велосипед)

7. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки,

А несут меня не кони,

А блестящие …(Коньки)

8. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет

здесь сноровка

И, конечно … (тренировка)

Ключевое слово – ЗДОРОВЬЕ! (слайд 40,41)

Блок 4 медицинский

Блок оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Поочерёдно каждой команде задаётся вопрос. (слайд43)

1.Знаком ли кашель эскимосам? (нет, за полярным кругом нет бацилл)

2.Кто родной брат кашля? (насморк)

3.Застенчивость – это болезнь? (нет)

4.Болезнь грязных рук. (дизентерия, гепатит (желтуха), туберкулёз, желудочно- кишечные заболевания)

5.Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (холера, дизентерия, гепатит, гельминты)

6.Как избежать солнечного удара? (носить головной убор, обильное питьё, меньше находится на солнце)

7.Записки, понятные только аптекарю. (рецепт)

8.Врач разговорного жанра (логопед)

9.Специальность Айболита. (ветеринар)

10.У кого давление всегда на высоте? (гипертоник)

Ведущий 1: (слайд44, 45,46) Игра «Чёрный ящик». В коробке лежит предмет гигиены, который нам очень полезен. Каждая команда называет предметы гигиены, не повторяясь, по очереди, а потом посмотрим, кому удалось угадать предмет, та команда дополнительно получает 2 балла.

Ведущий 2: (слайд47) Блок 5 практический «Играем вместе с детьми»

Блок оценивается по 3-х бальной системе.

Задание: Вспомнить подвижные игры, в которые вы играете вместе с детьми или играли в детстве и необходимо провести одну из них. Назвать игру, и правила.

Ведущий 1: (слайды 48- 52) Блок 6 практический «Скорая помощь зелёной аптеки».

Зелёная аптека.


Здесь всё как на ладони.
Живая картотека:
Ромашка, клевер, донник,
И хвощ, и земляника,
И пижма, и крапива,
Полынь, душица, вика,
Берёза, липа, ива…
Растут у огорода
Чабрец, кипрей и мята…
Волжская природа
Дарами так богата.
От болей и простуды,
От нервов и ломоты –
От всяческих недугов
Мы выберем здесь что-то.

Заварим в день ненастный


Чай, собранный с любовью.
И травок дух прекрасный
Даст силы и здоровье.

Предлагаем каждой команде заварить чай из трав. Дать ему название, описать рецепт, объяснить, чем полезен.

Подведение итога игры.(видеозапись детей)

Ведущий 2: (слайд53, 54,55) Человек на свет родился, встал на ножки и пошёл!

С ветром, солнцем подружился, чтоб дышалось хорошо!

Ведущий 1: Приучал себя к порядку, рано утром он вставал.

Бодро делал он зарядку, душ холодный принимал.

Ведущий 2: Каждый день он бегал, прыгал, много плавал, в мяч играл,

Набирал для жизни силы, и не ныл он, не хворал.

Ведущий 1: Утром рано все вставайте, душ прохладный принимайте,

На зарядку становитесь, кашей с маслом подкрепитесь!

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автомобильного транспорта №9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Психологическое занятие

«Тренинг решения проблемных ситуаций»

Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)

Москва 2014г

Концептуальный замысел

Анализ проблемы.

Возрастной период обучающихся нашего колледжа характеризуется значительными изменениями на личностном уровне. Ситуация усугубляется новыми требованиями, предъявляемыми социумом. В этот период в их фокус внимания попадают оценка личностных особенностей, наличие сходств и различий с другими молодыми людьми, профессиональные склонности и их дальнейшая успешная реализация, социальный статус в коллективе и многое другое. В связи с этим, на данном этапе у юноши возникают проблемы, с которыми он прежде не сталкивался. И, разумеется, попав в данную ситуацию, в связи с ограниченностью личностных ресурсов, скудностью опыта и некоторых социальных умений и навыков, он очень уязвим и нуждается в помощи и поддержке.

Умение решать проблемные ситуации, самостоятельно находить выход из трудных жизненных положений, или грамотно просить о помощи и поддержке, находить конструктивные пути решений в сложных кризисных условиях – все это важнейшие жизненные навыки, обуславливающие возможность социальной адаптации, эффективное приспособление к окружающей среде и, как следствие, социальную и личностную успешность каждого из нас. И как всякий навык, навык решения проблемных ситуаций, может быть приобретен и развит путем его отработки и тренировки.

Целью тренинга является формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций..

Задачи:

    Актуализация активной позиции участников в решении проблем;

    Формирование представлений обучающихся об адекватном отношении к проблемным ситуациям;

    Знакомство студентов с алгоритмом решения проблемных ситуаций;

    Обучение участников занятия построению стратегий разрешения проблемной ситуации;

    Демонстрация участниками нового опыта решения своих проблемных ситуаций.

    Оценка участниками эффективности предложенного алгоритма решения проблемных ситуаций.

    Формирование групповой сплоченности.

    Эмоциональная поддержка участников группы.

Целевая группа: Учащиеся, приглашенные на мероприятие по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), а также все желающие.

Материалы: презентация «Шаги решения проблемных ситуаций», «гармошка «Решение проблемных ситуаций», бумага, ручки.

Время занятия : 1 час 30 минут.

Тренинг решения проблемных ситуаций:

    Введение

Ведущий обозначает тему встречи, ее актуальность, цели и задачи занятия.

Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации, далее, ведущий резюмирует сказанное, дает определение, демонстрируемое в презентации.

Ведущий предлагает участникам точку зрения на проблемы в жизни каждого из нас как некоего естественного и неизбежное явления. Формирует представление о том, что проблемная ситуация это не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и что решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?»

Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. ак Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться. групповой сплоченности, ятий. внимания подростка попадает его

Прочтение притчи «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

II Основная часть

Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которые на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?» Это может быть проблема связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями.

«Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал».

    ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?»

    ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», Определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить одного человека чего-то захотеть.

    ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что циклятся на одном способе. У них возникает так называемое «тонельное видение». Альтернатив должно быть как можно больше. Важно, также, помнить о том, что существует два типа проблем – проблемы, по поводу которых мы можем что-либо предпринять, и те, решение которых нам неподвластно, решить которые мы не в силах. Важно понимать разницу. С теми проблемами, которые мы реально не можем справиться – можно обойтись только одним образом – принять. Мы мало что можем сделать в отношении погоды, чувств и интересов другого человека. Важно также, чтобы выбранные альтернативы были реалистичными, чтобы мы не ждали чудес.

    ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в хутьшем случае?», «Что случится скорее всего?»

    ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность, и последствие нашего решения могут причинить кому-то боль.

    ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. Мы можем принять какое-то решение, но дойдя до этапа действия можем просто его не выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решиться на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка. а реальности все оказалось совершенно по-другому.

    ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие – необходимо оценить, что произошло. Каков результат. Ухутьшилось, улучшилось положение или осталось на том же уровне. Важно попробовать учиться на последствиях, получит новый опыт и сделать вывод насколько эффективен тот или иной способ решения проблемы. Если что-то не получилось, в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Многие люди просто повторяют решение проблем по нескольку раз одним и тем же способом и, разумеется, не достигают получившегося результата.

Далее, ведущий предлагает участникам поработать с решением проблем, выбранных в начале занятия, разбив группу на несколько подгрупп: подгруппа выбирает проблему, описывает каждый этап работы с проблемой по предложенному алгоритму. Затем каждая команда демонстрирует свое решение проблемы.

III . Заключение:

Шеринг. Подведение итогов. Выяснение степени важности, актуальности и интересности для обучающихся предложенного материала.

Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что множество проблем можно решить, если решать их поэтапно.