Болезни Военный билет Призыв

Проект по обществознанию личность. Проект "успешая личность". Структура индивидуальной программы

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по теме: «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Кондратьева Елена Порфирьевна

Выполнен: Борькиной Татьяной Степановной

Учителем СОШ №2, г. Шумерля

Шумерля 2009

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3 стр.
  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 стр.
  3. АННОТАЦИЯ 4 стр.
  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 4 стр.
  5. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ 7 стр.
  6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15 стр.
  7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ 31 стр.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.
  2. Выработать критерии успешной личности.
  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.
  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.
  3. Разработка списка критериев успешности личности.
  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».
  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.
  3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.
  4. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.
  5. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

АННОТАЦИЯ

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

«Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь», - гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой «продукт» - «Проект программы собственной жизни» и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(в течение первого класса)

  1. Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.
  2. Определение темы проекта.
  3. Работа с учащимися по созданию «Папок успеха».

II ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ»

(второй класс)

ЗАДАЧИ:

  1. Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.
  2. Определение круга изучаемых вопросов.
  3. Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.

УЧЕНИК получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА:

  1. Задание-исследование: «Кого можно назвать успешным человеком?»
  2. Задание-исследование: «Каким должен быть успешный ученик?»
  3. Задание-исследование «Как стать успешным человеком?

УЧИТЕЛЬ: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА»

(третий класс)

ЗАДАЧИ: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

УЧЕНИК: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА - выявление мнений по вопросу:

1.«Кого можно назвать успешным человеком?»

  1. беседы с администрацией школы;
  2. беседы с учителями;
  3. беседы с родителями;
  4. работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).
  5. Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.

2. «Умеешь ли ты общаться со сверстниками»;

  1. анкетирование всех учеников начальной школы.

3.«Умеешь ли ты общаться со взрослыми».

  1. тестирование

УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

ИТОГИ III ЭТАПА на основании проделанных микроисследований:

  1. Определены основные критерии успешности личности;
  2. Разработан «Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.»
  3. Создана программа индивидуального развития ребенка.

IV ЭТАП: «РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – ПОРТФОЛИО УЧЕНИЦЫ» (четвертый класс)

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжить сбор информации и на основе данных подготовить портфолио ученицы для перехода ее из начального звена в среднее.
  2. Создать презентацию портфолио ученицы и представить ее на родительском собрании в мае 2010 года.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

1. Создание портфолио ученицы (2009 - 2010 гг.)

ПРОГРАММА

индивидуального развития обучающейся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №2»

Кулаковой Екатерины

Классный руководитель 4 «Б» класса,

Г. Шумерля, Чувашская Республика

2009 г.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели.
  3. Этапы реализации программы.
  4. Сроки реализации программы.
  5. Содержание.
  6. Промежуточные результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От успешности ученика - к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

Высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

Способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

Положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

Социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

Позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Позитивные отношения с одноклассниками;

Хорошее физическое и психическое здоровье;

Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

Чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - школьника.

ЦЕЛИ:

  1. Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
  2. Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
  3. Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
  4. Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе

  1. Наблюдений
  2. Диагностических процедур
  3. Психолого-педагогических выводов

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

  1. Диагностика уровня сформированности личности ученика.
  2. Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: «Самоанализ». «Мой характер». «Выявление качеств личности». «Школа и я» «Урок моими глазами». «Изучение учебной мотивации». «Свободное время». «Моя семья».
  3. Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» «Учебная нагрузка моего ребенка».
  4. Тесты: «Ваши взаимоотношения с ребенком». «Все ли я знаю о своем ребенке?» «Как вы видите будущее своего ребенка?»
  5. Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II этап. Коррекционно – развивающий.

  1. Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальных программ.
  2. Психологические тренинги: «Класс, в котором я учусь». «Мой семейный альбом».
  3. Обмен мнениями и консультации родителей по различным вопросам личностного развития ребенка.
  4. Оказание индивидуальной помощи ученику по различным школьным предметам.
  5. Оптимизация режима дня учащегося.
  6. Индивидуальные беседы с учащимся, темы: «Я и моя семья». «Я и моя школа». «Я и мои одноклассники». «Я и мои друзья». «Я и мое свободное время». «Я и мои планы на будущее».
  7. Встреча с родителями, психологом, социальным педагогом в социальной гостиной.
  8. Практикум «Семейные традиции».
  9. Родительский университет.
  10. Проведение тематических дней. «День моего здоровья». «День хороших оценок». «День добрых дел». «День дружбы». «День семьи». «День пожилых людей». «День толерантности».

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1-4 класс)

Проект «Учение»

  1. Учиться на «5»;
  2. Принять участие в олимпиадах по русскому языку и конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»;
  3. Активно работать в школьном научном обществе учащихся «Эврика»; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: «Как вырастить дыню».
  4. Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.
  5. Продолжить работу в качестве консультанта классной «Экстренной скорой помощи».

Проект «Здоровье»

  1. Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;
  2. Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности
  3. 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;
  4. 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;
  5. В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;
  6. Соблюдать режим дня.
  7. Делать утреннюю гимнастику ежедневно.

Проект «Творческая деятельность»

  1. Продолжить обучение в музыкальной школе;
  2. Продолжить обучение в художественной школе;
  3. Совершенствовать навыки овладения современными танцами в танцевальной студии «Веснушки»;
  4. Организовать в классе долгосрочный проект «Музейно-выставочные экспозиции» по различным темам.

Проект «Общение»

  1. Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;
  2. Формирование конструктивного поведения;
  3. Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
  4. Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Проект «Достижения»

  1. Помочь ученице разработать «Проект программы собственной жизни».
  1. Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (МЕТОДИКА «ВОСЬМИ ШКАЛ»)

II. СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕЙСЯ, В КОТОРОЙ ОТРАЖАЮТСЯ:

  1. Отношение к учебе (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учёбы).
  2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении).
  3. Ведущие интересы и склонности.
  4. Культурный кругозор
  5. Общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах коллектива).
  6. Состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
  7. Нравственная воспитанность (чувство товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность, скромность).
  8. Взаимоотношения учащейся с классом.

III. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Используемые диагностические методики (приложение 1);
  2. Итоги исследований – портрет ученика (приложение 2);
  3. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал» (приложение3).
  4. Психолого-педагогическая характеристика (приложение 4);
  5. Проект программы развития собственной жизни ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины (приложение 5).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КРУГИ НА ВОДЕ»

Ребенку предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг он должен вписать не более трех имен своих одноклассников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «НЕДОПИСАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ученику предлагается определить свои отношения с одноклассниками, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это...
  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное время, это...
  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
  5. .Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
  6. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
  7. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
  8. Ребята, которые мне неприятны, это...
  9. Ребята, которых я избегаю, это...

ДИАГНОСТИКА «НЕДОПИСАННЫЕ МЫСЛИ»

Ученику предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

  1. Я считаю, что я…
  2. Главное в моей жизни - это...
  3. Мне хорошо, когда...
  4. Мне плохо, когда...
  5. Мне нравится, когда взрослые...
  6. Мне не нравится, когда взрослые...

ДИАГНОСТИКА «10-Я»

Ученику предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я- 4-я- 7-я- 10 - я -

2-я- 5-я- 8-я-

3-я- 6-я- 9-я-

АНКЕТИРОВАНИЕ: «КАК Я ОТНОШУСЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ?»

  1. Как часто я пропускаю занятия в школе по болезни?
  2. Где лучше провожу время отдыха: на воздухе или у телевизора дома?
  3. Часто ли я употребляю в пищу фрукты и овощи?
  4. Делаю ли я по утрам гимнастику?
  5. Живу ли я по режиму?
  6. Отчего бывает у ребенка нарушение осанки? Как этого избежать?
  7. Я за активный отдых или за пассивный?
  8. Люблю ли я спорт?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(ПОРТРЕТ УЧЕНИКА).

Честность

Правдивость

Рассудительность

Общительность

Тактичность

Открытость

Уступчивость

Ответственность

Трудолюбие

Аккуратность

Настойчивость

Целеустремленность

Инициативность

Самостоятельность

Добросовестность

Старательность

Скромность

Самокритичность

Гордость

Бережливость

3 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

1 – низкий уровень;

0 – нулевой уровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ФИКСИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ

МЕТОДИКЕ «ВОСЬМИ ШКАЛ».

МЕТОДИКА ВОСЬМИ ШКАЛ «УСПЕХИ УЧЕНИКА»

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

Изобразительное искусство

Музыка

Информационные технологии

Физическая культура

Чувашский язык

Английский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5


5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

ПРЕДМЕТЫ

1 ЧЕТ.

2 ЧЕТ.

3 ЧЕТ.

4 ЧЕТ.

ГОД

V шкала

Участие в творческих конкурсах и различных соревнованиях.

Участие в выставках рисунков ДШИ №1 «Здравствуй,

Зимушка-Зима», «Краски осени», «Весне навстречу»,

«Что нам стоит дом построить», «Волшебница Весна», в городском конкурсе рисунков, посвященных

Году ребенка. Участие в I Зональном конкурсе юных исполнителей «Сурские узоры» ДШИ №1, участие в V Открытом зональном конкурсе юных исполнителей МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Канаш, участие в литературно-музыкальном вечере

«На клавишах весны» ДШИ №1, участие в шефском концерте МДОУ «Золотой ключик».

VI шкала

Победы, поощрения, награды.

Диплом I степени победителя школьной

научно-практической конференции «Эксельсиор»;

Городская научно-практическая конференция фестиваль «Эксельсиор – 2008», приз зрительских симпатий;

I место во II возрастной категории XVI фестиваля-конкурса «Шумерлинские росточки-2008», XVII фестиваля-конкурса «Шумерлинские росточки-2009»,; Диплом международного математического конкурса «Кенгуру - 2008», «За высокие результаты»; Похвальный лист «За отличные успехи в учении» - 2 класс; Грамота за II место в городской

олимпиаде по русскому языку; Почетная грамота «За активное участие в жизни школы», Похвальный лист «За отличные успехи в учении» - 3 класс, Грамота в номинации «Лучший ученик школы 2009», Диплом победителя международного конкурса по русскому языку «Русский медвежонок - 2008», «За высокие результаты», Диплом участника V Республиканской научно-практической конференции «В Поисках истины», Диплом финалиста V Российского Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»; Сертификат участника III Республиканской научно-практической конференции «Краеведческие чтения».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Место жительства

Состав семьи:

Отец:

Мать:

Сестра:

Отношение к учебе:

Затруднения по предметам:

Уровень развития:

Реакция на критику:

Способность к самооценке:

Способности:

Межличностное общение, социальный опыт: как относится к мнению коллектива:

Имеет ли друзей в своем классе:

Друзей вне класса:

Участвует в делах класса:

Как выполняет поручения:

Бывают ли конфликтные ситуации с одноклассниками:

Отношения в семье:

Кулакова Екатерина Владиславовна

05. 08. 99 г.р.

Чувашская Республика, г. Шумерля

Кулаков Владислав Анатольевич

образование высшее

Кулакова Оксана Алексеевна

образование высшее

Кулакова Светлана Владиславовна 2008.г.р.

У девочки большое желание учиться. Она добросовестно относится к выполнению домашних заданий, всегда делает их правильно и аккуратно, внимательно слушает учителя на уроках, дает хорошие и полные ответы на поставленные вопросы. Ее дневник и тетради признаны одними из лучших в классе. Катя много читает, хорошо пересказывает, постоянно повышает свой кругозор чтением литературы, активна на уроках. Во втором и третьем классах оценки по всем изучаемым предметам «5». Со второго класса является членом школьного научного общества «Эврика». Заняла первое место на школьной научно-практической конференции «Эксельсиор» с научно-исследовательской работой «Что такое витамины, и для чего они нужны в организме человека». С этой же работой выступала на городской конференции «Эксельсиор» и завоевала приз зрительских симпатий. В 3 и 4 классах является неоднократным участником Республиканских научно-практических конференций, за что отмечена дипломами и сертификатами.

Не испытывает затруднений. Ее любимые предметы – русский язык, литературное чтение, информатика

Высокий. По исследованиям школьного педагога- психолога, Катя – хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально-развитый человек. У ребенка хорошие задатки к обучению.

В таких случаях она больше смущается и старается впредь не допускать подобных ошибок.

Высокая.

С первого класса учится только на «отлично». Катя – творческая личность. Она хорошо поет, читает стихи, увлекается музыкой, рисованием, прекрасно владеет компьютерными технологиями, любит участвовать в выставках, конкурсах. Отмечена грамотами как лучшая ученица в музыкальной и художественной школах. У девочки большой интерес к современным танцам. Около 5 лет она посещает танцевальную студию «Веснушки», где не раз была победительницей городского смотра-конкурса «Шумерлинские росточки». Со 2 класса занимается исследовательской работой. Имеет печатные издания.

Воспринимает положительно и прислушивается к мнению одноклассников только в том случае, если считает его правильным и справедливым.

В классе у Кати много друзей. Она ни с кем не конфликтует, коммуникабельна, отзывчива. Ребятам это нравится.

Имеет много друзей в районе, где проживает, и в параллельном классе.

Активный участник. В 3 классе организовала музейно-выставочные экспозиции на весь учебный год. Обрабатывает материал, активизирует работу ребят.

Добросовестно, ответственно, с удовольствием. По своей инициативе организовала классную библиотеку, которая действует и поныне.

В первом классе были. Во втором и третьем классе девочка научилась избегать подобных случаев. В последнее время конфликтов нет.

В семье теплые доверительные отношения. Очень любит младшую сестренку. Помогает маме в ее в домашних делах и в воспитании сестры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОЕКТ

ПРОГРАММЫ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

УЧЕНИЦЫ 3 «Б» КЛАССА

МОУ СОШ №2

КУЛАКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ

2009 г.

Программа является третьей частью четырехгодичной программы, прагматической целью которой следует рассматривать успешный переход из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.

Другой целью программы я рассматриваю необходимость построить себя таким образом, чтобы стать интересным, здоровым, умеющим общаться и уверенно чувствовать себя в обществе, способным ставить и достигать разумных целей творчески-деятельным образом, достаточно разбирающимся в современной и классической культуре, добродетельным, уважающим других людей и себя самого человеком.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

  1. Школьные занятия 238 дней по 4 часа равно 952 часа в год.
  2. Музыкальная школа 34 недели по 3 часа равно102 часа в год.
  3. Танцевальная студия 34 недели по 2 часа равно 68 часов в год.
  4. Художественная школа 34 недели по 1 часу равно 34 часа.
  5. Альтернативные занятия по предметам 34 недели по 2 часа равно 68 часов.
  6. Общественная работа в школе 34 недели по 1 часу равно 34 часа.
  7. Научно практическая работа 34 недели по 1 часу равно 34 часа в год.
  8. Проектная деятельность 34 недели по 1 часу равно 34 часа в год.
  9. Прогулка, отдых – 2,5 часа в день равно 912,5 часов в год.
  10. Домашние задания – 1 час в день равно 238 часов в год.
  11. Семейное чтение – 0,5 часа в день равно 182, 5 часа в год.
  12. Занятия по интересам – 3 часа в день равно 1095 часов в год.
  13. Сон по 10 часов в сутки равно 3650 часов в год.

Итого: 7404 часа в год.

Годовая норма – 8760 часов, вычесть 7404 часа. Резерв 1356 часов.

  1. Если в какой-то день или неделю не удалось выполнить план, - значит, недостачу следует возместить в следующем периоде.
  2. Поставить задачу – учиться по всем предметам на «5».
  1. Научиться с предельным вниманием относиться к учению, к людям, к окружающей среде.
  2. Ежедневно слушать новости, смотреть познавательные передачи.
  3. Ежедневно делать оздоровительную гимнастику.
  4. Каждый день - не менее одного хорошего дела.
  5. Никогда не говорить о людях ничего плохого.
  6. Помогать родителям, стараться не огорчать их.
  7. Научиться лаконично разговаривать по телефону.
  8. Посещать Интернет только по мере необходимости.

1) Провести следующие исследования:

- Как вырастить дыню?

- Для чего человеку нужны витамины?

2) Изучить творчество А. Линдгрен, прочитать как можно больше ее произведений.

3) Выучить в течение этого года не менее 20 стихотворений русских поэтов.

5) Вести дневник наблюдений.

6) Научиться танцевать современные танцы.

7) Освоить компьютерные программы:

8) Все увиденное и услышанное научиться интересно рассказывать друзьям и родственникам.

9) Создать долгосрочный проект «Музейно-выставочные экспозиции» с помощью одноклассников по следующему плану:

ПЛАН-ГРАФИК

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ

Комнатные растения. Как за ними ухаживать.

Ход урока

Учитель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Приложение №1 (презентация №1)

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homosapiens ), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество.
О человеке иногда говорят и как об индивидуальности.

Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т.д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Слово «личность» (лат. Persona ) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово Persona употреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.

Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т.д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т.д.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту, характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический проект личности.

Формирование творческих групп

Ход урока

Учитель . Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен не мало.

Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:

1. ответить на вопросы:

  • Какого человека называют «выдающейся личностью»?
  • Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?

2. соотнесите конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
3. высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.

Вопросы для обсуждения в каждой группе:

  1. Кого называют личностью?
  2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?

«…Отправившись в «великое посольство», Петр І посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.

  • Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий.- В том, что я царь, моей заслуги нет, на то воля Божья. А вот звание карабельного мастера я сам себе добыл своими руками.»
  • Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означаю слова русского императора?

Представление результатов проекта

Приложение №2, приложение №3(презентация №2,3)

  1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
  2. Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:
  3. О ком хотят рассказать участники проекта?
  4. В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
  5. Почему этого человека признают выдающейся личностью?
  6. Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха жизни?
  7. Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?

Приложение №4

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

Слайд 13

Описание слайда:

Каждый человек на протяжении своей жизни встречается с большим количеством людей, которые ведут себя по-разному и оказываются порядочными, подлыми, слабыми, волевыми и другими личностями. А как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? Это человек, обладающий определенными чертами характера, такими как уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, оптимизм, умение реально смотреть на вещи, стойкость, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение владеть ситуацией, быть лидером и вести за собой других людей.

Выдающиеся люди в истории

Не про каждого человека, жившего в прошлом или существующего в настоящее время, можно сказать, что он действительно сильная личность. Примеры людей, прославившихся своей несгибаемой силой воли, способностью вести за собой целые народы, своими судьбоносными ответственными решениями, изменившими исход множества важнейших событий, запечатлела история нашего государства и всего мира. Такими людьми можно назвать князя Владимира, Василия II, Александра Невского, императрицу Екатерину II, императора Петра I, Николая II и многих других.

Конкретный пример сильной личности

Можно еще долго приводить примеры сильной личности в истории, но хотелось бы рассмотреть одного выдающегося человека в качестве образца для подражания. Таким человеком заслуженно можно считать Юрия Гагарина – первого космонавта в истории человечества. Сила личности этого человека не подвергается сомнениям. Он прошел множество испытаний и трудностей во время подготовки к полету в космос и во время самого полета. Юрий Гагарин был очень целеустремленным, работоспособным человеком, способным мобилизоваться в трудную минуту для принятия правильного решения. Он был способен сохранять внутреннее спокойствие абсолютно в любой ситуации и передавать это спокойное состояние другим. Именно эта черта – умение не поддаваться панике и принимать взвешенные решения в трудной ситуации, являлась основной характеристикой космонавта для первого пилотируемого полета в космос.

Юрий Алексеевич был человеком простым, открытым, помогал в подготовке к полету другим космонавтам, своим коллегам. Он умел организовать людей и повести их за собой. Каждое утро Гагарин выводил на утреннюю зарядку на улицу во двор свою семью и жителей всего своего дома, обходя каждую квартиру и звоня в дверь. Он не позволял никому отлынивать и капризничать. И никто даже не пытался отказаться – все люди с радостью слушались советов и указаний этого выдающегося человека.

Став известным, Юрий Гагарин прошел испытание славой и не зазнался. А ведь давление славы выдержать не каждому под силу, чтобы остаться прежним человеком, образцом выдержки и самообладания.

Очень жаль, что этот великий человек рано ушел из жизни, погиб во время авиакатастрофы, истинная причина которой до сих пор остается не выясненной. Если бы его судьба сложилась иначе, и он не погиб, с уверенностью можно сказать, что он сделал бы еще много важных дел, многих людей смог бы повести за собой и показать им правильную дорогу в жизни. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий пример сильной личности в истории человечества.

Сильная личность: примеры was last modified: Декабрь 15th, 2015 by Елена Погодаева


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №280 им. М.Ю. Лермонтова

Адмиралтейский район.



Реферат по обществознанию

Человек. Индивид. Личность.

Выполнила: ученица 11а класса

Шевченко Алина Александровна.
Преподаватель: Занков Д.С.

Санкт – Петербург

2005 – 2006 гг.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I . Человек.

    Сущность происхождения человека……………………………5

    Человек и природа……………………………………………….7

    Древнейшие философские системы…………………………….9

    Человек и общество……………………………………………..12

    Человек и культура…………..………………………………….14

Глава II . Индивид.

    Первое появление понятия “индивид”………………………….17

    Индивидуальность человека в обществе………………………..18

    Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”………..19

Глава III . Личность.

    Общее понятие личности………………………………………....20

    Типы личности…………………………………………………….21

    Подходы к изучению личности…………………………………..22

    Общественная сущность личности……………………………....24

    Личность как субъект общественных отношений……………....25

    Основные компоненты личности………………………………...25

    Личность как самоуправляемая система………………………...26

    Духовное богатство личности…………………………………....29

Заключение…………………………………………………………………..30

Введение.

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Глава I .

1. Сущность происхождения человека.

Человек – главный элемент общественной жизни, высший уровень эволюционного развития природы, вершина мирового бытия. Над происхождением человека издавна задумывались люди. В прошлом предпринимались различные попытки решить эту загадку.

Первая попытка, самая древняя, сделана религией. В Библии сказано, что сотворив небо и землю, моря и сушу, растения и животных, Бог сотворил человека: «И сказал Бог:”Cотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».¹

От первых людей пошли новые поколения. Так на Земле появился человек.

Вторая попытка объяснить происхождение человека была предпринята английским ученым Чарльзом Дарвином. В1871 году он опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. Ч. Дарвин утверждал, что человек – это биологический вид. Человек имеет ряд признаков, сближающих его с обезьянами.

Ч. Дарвин, таким образом, создал эволюционную теорию, согласно которой живая природа непрерывно изменяется и развивается. Хотя и медленно, но постоянно исчезают старые виды, на их месте возникают новые, боле приспособленные. Пружина эволюции, по Дарвину, - естественный отбор, борьба за существование, а также половой отбор.

Теория Дарвина получила широкую поддержку в науке. Но в этой теории была и своя ахиллесова пята: человек в ней отождествлялся с его телом.

________________________________

¹ Боголюбова Л.Н.; “Человек, природа, общество”, 1997г. с. 49

Но человек – не только тело, но и разум, без чего он человеком не является.

Эволюционная теория не могла объяснить, как формировались сознание и разум человека.

Третья попытка объяснить происхождение человека нашла отражение в теории Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и других крупных ученых. Но Энгельса не удовлетворяли лишь сравнительно-эмбриологический и сравнительно-анатомический подходы. На первое место он поставил социальный фактор – трудовую деятельность.

Около пяти миллионов лет назад на Земле значительно изменился климат. На обширных пространствах исчезли тропические леса. Их обитатели должны были изменить образ жизни. Не все выдержали это испытание. Но один вид обезьян сохранился. От лазанья по деревьям эти обезьяны перешли к прямохождению по ровной местности, от собирательства – к охоте на крупных и стадных животных. Регулярная охота требовала регулярного производства орудий охоты. А чтобы делать эти орудия, нужны были другие специальные орудия. Иными словами, появилась необходимость производить орудия (например, каменные рубила), с помощью которых можно изготовлять орудия охоты. Это было важным шагом на пути превращения обезьяны в человека.

Четвертая попытка ответить на этот вопрос связана с идеей внеземного происхождения человека, теорией космических прародителей. Так, в одной из версий доказывается, что разумная жизнь могла зародиться на планете Сатурн, а затем пришла на Землю. По другим версиям – жизнь на Землю принесена из других галактик.

В нашей стране исследования мозга длительное время возглавляла академик Н. П. Бехтерева. Она сделала вывод, что многие современные знания о мозге абсолютно не укладываются в привычные представления о его происхождении. Исследования привели ее к выводу, что человеческий мозг слишком сложен для планеты Земля.

Сегодня предпринимаются попытки дать новый вариант объяснения земного происхождения “человека разумного” с позиции науки о культуре. Кратко это объяснение выглядит следующим образом: тело человека произошло от тела обезьяны, а человек возник сам собой, из ничего. Но для этого существовали предпосылки: сообщества обезьян; экстремальные обстоятельства жизни; появление знаков естественного языка (слов), обозначающих различные предметы; необычное поведение; общение; совместная деятельность с естественными орудиями; формирование культуры. В этих условиях формируется древний человек – человек культуры.

2. Человек и природа.

Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.

Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.

Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

  1. Человек , индивид , личность (3)

    Конспект урока >> Социология

    Человек , индивид , личность . Вариант 1 Индивид - это единичный конкретный человек , рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Человек - это лицо... , сохранения его культуры. Вариант 2 Человек , индивид , личность Все люди, живущие на Земле...

  2. Человек , индивид , личность (4)

    Реферат >> Философия

    Человек , индивид , личность ЧЕЛОВЕК Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие... различия между понятиями “человек ”, “индивид ” – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность ” – соц. система...

  3. Человек индивид личность

    Реферат >> Социология

    Мир инструментального разума. Человек индивид личность . Человек на свет рождается уже человеком . Это утверждение только... как индивид , человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью