Болезни Военный билет Призыв

Личностный рост и личностное развитие. Личностный рост человека: что это такое и зачем он нужен? Память не изменяет

Тема личностного роста является в наше время невероятно популярной. Ей посвящено множество книг, фильмов и тренингов. Однако, обещая нам личностный и профессиональный рост, авторы подобных методик порой трактуют термины совершенно по-разному. Поэтому немудрено, что у современного человека могут возникнуть каша в голове и непонимание, что же в себе развивать, над чем работать и в каком направлении двигаться. Давайте попробуем вместе разобраться.

Книги и тренинги зачастую рассматривают немало действительно важных для каждого человека проблем: как добиться успеха на работе, как перестать переживать по тому или иному поводу, как стать счастливым в отношениях с противоположным полом. И, конечно, частично эти проблемы и пути их решения имеют косвенное отношение к личностному росту. Логично, если человек не развивается, то вряд ли он сможет перевести те или иные стороны своей жизни на новый уровень. Однако все же термин личностный рост человека имеет более узкое толкование. И более запутанное, как ни парадоксально. Личностным ростом можно назвать:

  • процесс проявления качеств, заложенных в человеке природой
  • результат процесса

Психологов больше интересует процесс, нежели результат.

Личностный рост может быть как активным, так и пассивным. Дело в том, что в ряде случаев результат появляется без активного участия конкретного человека. Самым ярким примером может послужить естественное формирование личности под влиянием воспитания и взросления. То есть человек растет, и вместе с ним естественным образом растут его внутренние качества (например, интеллект, те или иные черты характера и т.д).

Активным личностный рост можно назвать тогда, когда человек осознанно ставит себе цели, прикидывает, каких качеств ему не хватает для их достижения, и начинает их в себе развивать теми или иными путями.

Личностный рост и саморазвитие способны останавливаться. Как же понять, замер ли ваш личностный рост или нет? Это можно определить по следующим признакам:

  • человеку кажется, что он все уже повидал на этом свете, все знает и умеет

Это невозможно! Любой личности, даже самой успешной, всегда есть куда развиваться. Излишняя уверенность в богатстве собственного опыта и знаний может сильно замедлить или остановить личностный рост.

Порой такая зависимость от общественного мнения может помешать вам что-то изменить в себе или своей жизни из опасений, что эти перемены кому-то не понравятся.

  • человек не считает нужным разбираться в себе

Но ведь именно самоисследование помогает определить, над чем нужно работать.

  • человек не хочет или не умеет принимать ответственность за собственную судьбу

В таких ситуациях люди склонны винить в своих проблемах других и обстоятельства.

  • человек стремится получать новые знания, но не применяет их на практике

В таком случае получение новой информации не имеет смысла.

Программа личностного роста

Сейчас многие коучи предлагают составление программы личностного роста. Но не всегда есть уверенность в том, что они настолько компетентны в этом вопросе, чтобы действительно вам помочь. А можно ли составить такую программу самостоятельно?

Да, можно. Что для этого нужно? Вам помогут следующие действия:

  • Прежде всего необходимо начать предпринимать хоть что-то. К сожалению, немалое количество людей хотят измениться, но не прикладывают никаких усилий для этого.
  • Нужно поверить в свои силы. Если вы заведомо будете считать, что обречены на провал, то ничего и не получится.
  • Следует разобраться в себе. Это значит, что вам необходимо определить свои слабые и сильные стороны. Также не будет лишним проанализировать различные важные моменты в вашей жизни и понять, что вы сделали так, а что не так, и как следовало бы поступить, если что-то пошло не по плану. И, наконец, ни для кого не секрет, что прошлое может оказывать сильное влияние на настоящее. Разберитесь, какие ситуации или давно сложившиеся привычки мешают вам добиваться своих целей.
  • Начинать действовать необходимо с того, в чем вы можете добиться результата уже сейчас, с того, что у вас точно получится. Ведь успех повысит вашу уверенность в себе и своих силах, а неудача может прибавить комплексов. К тому же¸часто высокие результаты деятельности воодушевляют человека и мотивируют его двигаться дальше.

Но следует иметь в виду, что в ряде случаев собственных усилий может оказаться недостаточно. Это не значит, что вы слабы. Это значит, что ваша ситуация намного запутаннее, чем вы думали. И тогда необходимо обратиться к психологу, который занимается проблемами личностного роста. Но это должен быть действительно хороший специалист, а не коуч, объявление об услугах которого первым попалось вам на глаза. Знающий психолог разработает программу личностного роста лично для вас. С его помощью вы сможете разобраться в себе и понять, что вам мешает. К тому же он способен предложить вам упражнения для личностного роста, которые необходимы именно вам.

Эта статья написана специально для тех людей, которые обожают личностный рост или которые только недавно начали интересоваться этим увлекательным занятием. Первая половина статьи написана для второй группы людей. Вторая половина статьи для тех, кто сильно увлекается личностным развитием , но так и не получает видимых результатов. Мы с Вами разберемся, почему так происходит и в чем же дело, почему нет результатов?

Что такое личностный рост?

Личностный рост – это саморазвитие личности, а – это регулярная работа над собой, развитие и совершенствование новых и уже имеющихся качеств. Личностный рост и саморазвитие или даже – это синонимы. Все эти термины подразумевают одно и то же. Человек, который занимается личностным ростом – старается привнести позитивные изменения в себе, укрепить свой внутренний стержень и увеличить собственный потенциал.

Даже если человек ничего не знает о личностном развитии, по закону развития он все равно развивается. Личностный рост может быть как осознанным, так и неосознанным. В большинстве случаях человек развивается исходя из событий, требований, месторасположения, окружения и собственных . Два человека будут абсолютно разные, если одного поместить в одну среду, а второго в другую. Например, первого отправят учиться в военное училище, а другого в обсерваторию. Род деятельности и окружающая среда формирует личность и делает его таким, каким он становится. Так происходит неосознанное личностное развитие, и я бы даже сказал вынужденное.

Согласитесь, если один человек занимается боями без правил, а другой балетом, то и уровень будет абсолютно разным. Первый привык к постоянной борьбе и маханию кулаками, а другой к обтягивающим штанам и шпагатам. Один в ходе своей деятельности воспитал в себе такие-то черты характера, второй совершенно другие черты. Отсюда вывод – род деятельности формирует личность.

И, конечно же, окружение оказывает на человека существенное воздействие. Если человек вырос среди бедных людей, то у него формируется философия бедности. Если другой человек вырос в богатом окружение, его философия соответствует данному ему окружению – философию богатства. У первого человека личностный рост отобразился в виде деградации, у второго личностный развитие в виде развития. Так что личностный рост бывает и со знаком + и со знаком - .

Личностный рост бывает осознанным только тогда, когда человек самостоятельно берет свою жизнь под собственный контроль, и занимается развитием тех навыков и качеств, которых ему не хватает. Такое определение личностного роста подходит больше всего, потому что начинается от слова "лично", самим человеком, а не его окружением и обстоятельствами. Такие люди впоследствии становятся победителями. Они сами вырываются из своих ячеек, в которые их запихнула судьба, окружение и род деятельности, и начинают стремиться к своим ячейкам, где они будут теми, кем хотят стать.

В наше время осознанным личностным развитием просто необходимо заниматься. В противном случае оно будет неосознанным. Возможно, Вы будете развивать не те навыки и качества, которые хотели бы иметь. Для того чтобы этого избежать, человеку необходимо понять, что конкретно ему не хватает для приобретения желаемого образа жизни, а потом начать любыми способами приобретать те недостающие компоненты.

Личностное развитие

Те люди, которые занимаются личностным ростом, иногда сталкиваются со следующей ситуацией – НЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ. В наш 21 первый век личностное развитие стал видом бизнеса. В интернете и в реальной жизни, сейчас полно так называемых коучей, которые за конкретную сумму денег готовы помочь Вам решить ряд некоторых проблем. И многие люди, после прохождения живых тренингов по личностному росту задаются следующим вопросом: «Почему у меня нет результатов?» . Ну понятно что после прохождения тренинга человек воодушевлен, он восклицает себе лично: «Теперь моя жизнь точно изменится!» , но проходят месяца, а все как было, так и осталось. Некоторые люди даже повторно приходят на те же тренинги и проходят их заново, но в дальнейшем снова ничего не меняется. Это как фильм смотреть по двести раз и надеется на чудо.

И потом многие начинают думать, что личностный рост – это развод, лохотрон и полная фигня. А для чего нужен личностный рост? Зачем им заниматься? В первую очередь, люди, которые занимаются личностным развитием, хотят . Их не устраивает нынешнее положение, и они идут к коучам, которые якобы помогут им. Другие люди с помощью личностного роста хотят . Я не о коучах, которые наживаются на этом, я о простых людях, которые считают, что личностный рост поможет им . Личностное развитие может помочь людям добиться всего, чего они захотят. Вот только статистика всегда против людей. Например, после прохождения тренингов, неважно по какой тематике, только 2-5% получают реальные результаты. Все остальные остаются ни с чем.

Однажды моему знакомому пришло письмо от одной женщины:

«Я всю свою молодость потратила на личностный рост. Сейчас мне 51 год я по-прежнему нищая. И теперь меня интересует один вопрос – » .

Так какой вывод отсюда напрашивается? Понятно, что личностный рост не поможет Вам . Для того чтобы стать богатым – нужно учиться у богатых людей зарабатыванию денег.

Проблема людей после прохождения тренингов по личностному развитию заключается в том, что они сначала загораются, то есть люди начинают действовать и очень много действовать, а потом гаснут после того, как не видят видимых результатов. Потом человек приходит на другой тренинг к другому человеку и все повторяется вновь.

Чтобы такого избежать, Вам нужно найти практика. Настоящему практику всегда есть что показать и рассказать. Практик принесет Вам те результаты, которые Вы хотите иметь. Вы же не будете учиться водить машину у Вовочки, который только недавно слез с четырехколесного велосипеда? Найдите себе наставника в той области, в которой Вы хотите преуспеть и в которой преуспел лично он. Тогда вопроса: «Почему у меня нет результатов???» не будет.

Ну что ж!!! В этой статье я рассказал Вам, что такое личностный рост или личностное развитие , для чего он нужен, почему нет результатов после прохождения тренингов по личностному росту и, что нужно делать, чтобы такого не было. Успехов Вам во всем – мои дорогие читатели.

личностный рост, личностное развитие

Нравится

Собственное «я» заслуживает особого внимания. Эмоционального и профессионального. Где найти в себе силы, чтобы не сломаться, а развиваться и расти над собой, особенно в моменты внутреннего или внешнего кризиса? Как приступить к воплощению мечты, которая живет в душе уже не один год? Как сфокусироваться на возможностях, вместо сожалений об утраченных шансах? Получить профессиональный гид по выходу их жизненного тупика поможет тренинг личностного роста.

Что такое тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста – это инструкция к собственной жизни. Четкое руководство по достижению личных целей. Люди годами копят энергию для первого шага, который так и не решаются сделать. Будущее рассматривается через призму прошлого опыта. Личная энергия уходит на пережевывание старых неурядиц или тревогу по поводу далекого будущего, которое, собственно, может и не наступить. Внутреннее сопротивление настолько велико, что силы уходят на борьбу с самим собой. Тренинг по саморазвитию познакомит с приемами, позволяющими начать изменения здесь-и-сейчас.

Тренинги личностного роста – реальная возможность приступить к воплощению желаний в жизнь. Сделать первый шаг, пусть маленький, но видимый. Перестать винить внешние обстоятельства и найти ответы на вопросы внутри себя. Оглянуться вокруг в поисках решений, предлагаемых профессионалами. Добавить к прежним привычкам новые знакомства и ощущения. Опыт людей, которые уже добились высот в жизни, помноженный на мастерство тренера вдохновляют. Ведь если Нечто Классное смог сделать один человек, то наверняка это по силам и остальным. Тренинг по саморазвитию покажет, что кроме удовольствий в жизни есть радость, гордость за свои достижения и счастье. И тогда мир просто станет немного шире.

Для чего нужен тренинг личностного роста

Каждый человек проживает жизнь, имея в голове собственные стереотипы. Жизнь по накатанной колее успокаивает предсказуемостью. Но в один момент привычные действия уже не приносят ожидаемого результата. Окружающая действительность все меньше радует стабильностью, так что такие моменты наступают все чаще. Можно впасть в депрессию, назвав происходящее «кризисом возраста». Можно взять себя в руки, чтобы принести пользу себе и окружающим. И помнить, что слово «кризис», написанное китайскими иероглифами состоит из двух значений «опасность» и «возможность».

Личностный рост начинается с выходом за рамки комфорта. Совершить поступок, который никогда не совершали, получить новый опыт – процесс роста не бывает безболезненным. Какие шаги предстоит совершить на пути саморазвития?

  1. Честность по отношению к самому себе. Оправдания можно находить бесконечно. Честно признаться самому себе, что стоишь на месте – это только первый шаг. Многие занимают выжидательную позицию, надеясь вернуть прошлое. Те, кто не готов оправдывать собственное ничегонеделание, приступают к поискам тренера.
  2. Изменение ежедневных привычек. Есть такой психологический прием под названием «заплати наперед». Прежде, чем получить желаемое потом, нужно «заплатить» аванс сегодня. Например, избавиться от вредной привычки. Или приобрести полезную. Причем желание и плата за него могут находиться в разных сферах жизни.
  3. Работа над ошибками. Зависимость от стереотипов, общественного мнения постоянно ставят забор вокруг человека. Страх ошибки сковывает тело и разум. Но каждый новый провал увеличивает шансы на успех. Ошибиться можно в чем угодно, даже в выборе тренинга. Но рассматривать ошибку как опыт, пусть и отрицательный, продолжая идти дальше.
  4. Проявление чувств. Люди «консервируют» в себе мечты, чувства, переживания. Самым главным в жизни считают любовь, но не умеют ее выражать. Искренность чувств становится проблемой большей, чем нехватка денег. Умение выплескивать эмоции, но при этом не навредить окружающим – искусство, которому также обучают на тренингах.

Преодоление внутреннего сопротивления – часть роста личности. Даже четкая постановка цели не спасает от длительного периода выжидания. Ведь все жизненные факты люди пропускают через собственный фильтр. Фильтр личного опыта и собственных убеждений. Тренинги личностного роста не дают гарантий. Они предоставляют шанс примерить очки иной реальности, в которой существует успех.

Какие бывают курсы личностного роста

Курсы – слово более привычное, чем тренинг, особенно для людей старшего поколения. Курсы редко бывают интенсивными, они отличаются более размеренным темпом. К этой категории можно отнести лекции или семинары, когда тренер предоставляет информацию, не привлекая группу к активному диалогу.

Тренинг, который длится 2-3 дня, подается в виде тезисов. Компании приглашают известных тренеров для вычитки краткого курса. В таком случае важна активность участников. Вовремя поднятая рука и заданный вопрос – это возможность получить ответ на личный вопрос. Пассивное слушание – повод убедиться в том, что уже ничего нельзя изменить.

Курсы личностного роста различают по:

  • Тематике. Рост бизнеса или развитие навыков общения. Развиваться можно в сфере здорового образа жизни или в духовной сфере.
  • Формату. Закрытые и открытые мероприятия финансируются корпорациями или отдельными людьми. Выездные курсы на берегу моря или вебинары, которые участники проходят за монитором компьютера.
  • Методам. Кто-то предпочитает медитацию, а кто-то бегает по улицам в поисках денег, выполняя указаний тренера. Кто-то представляет день собственной смерти или впадает в трансовое состояние. При выборе тренинга стоит обратить особое внимание на методы работы ведущего.
  • Степени подготовки участников. Базовые курсы предоставляют общую информацию. Участники учатся взаимодействию друг с другом и с ведущим. Подготовленная аудитория общается друг с другом на профессиональном языке терминов. Тренеры дают сложные задания, рассчитанные на опытных участников.

Готового решения не существует. Ни одни курсы личностного роста не предоставят конкретного ответа вроде: «ты должен сделать то-то…, чтобы получить это…». Обучение дает возможности. Цель участников – воспользоваться ними. Ведь любое, даже самое маленькое достижение поднимает самооценку. А успех строится на фундаменте неудач.

Как выбрать тренера по личностному росту

Универсального рецепта личностного развития не существует. Чтобы получить большее в масштабах жизни, придется заплатить самым дорогим – личным комфортом. Осознанный выбор тренера поможет преодолеть путь с меньшими потерями (но без них все же не обойдется). Как выбрать тренера заочно? Вот несколько способов познакомиться с ним поближе:

  • авторский блог или страница в соцсетях;
  • материалы, которые находятся в открытом доступе;
  • реальные отзывы на форумах от участников, побывавших на авторских тренингах;
  • советы людей, которые уже проходили такого рода мероприятия, помогут оценить обещания с точки зрения здравого смысла.

Тренер личностного развития – психолог и коуч в одном лице:

  • Жесткий, но не грубый. Он не ставит себе цели унизить участника. Но своевременный «пинок» – оправданный и беспроигрышный психологический прием.
  • Внимательный, но не сюсюкающий. Он уловит суть чужой проблемы без выслушивания жалоб на жизнь.
  • С чувством юмора, но без вульгарности. Уместная шутка способна разрядить ситуацию. Тренер избегает неприличных анекдотов и пресекает таковые со стороны аудитории.
  • Настойчивый, но не навязчивый. Сопротивление новшествам – естественная реакция на перемены. Тренер будет упорно добиваться выполнения задания, но не станет навязывать свои выводы или точку зрения.
  • Мотивирующий, но не принуждающий. Участники делают свои шаги самостоятельно. Тренер может обратить внимание на ошибки, но не предоставит четкого плана действий. Даже если его будут об этом просить.

Оплачивая курсы у известного тренера, участники покупают его опыт. Знания стоят ровно столько, сколько люди готовы за них заплатить. Никто не говорит, что будет легко. Никто не скажет, как добиться успеха с первого раза. Тренер предоставит участникам не только информацию. Он обеспечит им тот самый «пинок», который приведет к конкретным действиям. А любое действие – это беспроигрышный вариант.

Личные изменения начинаются с осознания факта, что безопасность гораздо страшнее риска. Важно не просто знать. Важно – делать. На следующий день после тренинга снова наступают обычные будни, и только повседневная работа над собой поможет получить желаемое. Тренинг личностного роста помогает сложить фрагменты индивидуальных способностей и целей, чтобы собрать конструктор собственной личности. Один участник сложит велосипед, а другой выстроит космический корабль.

Это совокупность признаков, принципов, особенностей и способностей, определяющих уровень полезности системы и успешности ее взаимодействия в различных областях

Они являются частью характера человека, неким подмножеством особенностей, позволяющих наиболее эффективно реагировать на определенные воздействия, действовать и успешно достигать целей в определенной предметной области. Подробнее о характере и особенностях написано в методе Определение характера и темперамента .

Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее основные качества успешного человека и методы их развития.

Интеллект

Это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности , сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения , ограничиваясь совестью.

Позволяет определять действия и ресурсы на основе личного опыта и сгенерированных идей и объединять их в план для достижения целей.

При низком уровне развития интеллекта человек не способен заниматься полезной деятельностью, не может ее организовать, контролировать и управлять ею. Также не способен осознанно ставить цели, составлять план их достижения, преодолевать препятствия и действовать в их направлении.

При высоком уровне развития интеллекта человек полностью управляет своей жизнью, определяет оптимальные пути развития и достижения целей, осознает себя , занимается творчеством и непрерывно самореализуется.

Повышает успешность за счет определения оптимального пути достижения целей и наилучших способов преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления опыта и улучшения таких способностей как самосознание, постановка целей , планирование , воображение и т.п.

Подробнее это качество рассмотрено в методе Генерация полезных идей и .

Самодисциплина

Это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.

Препятствиями могут быть проблемы, потребности, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.

Требует наличия воли для того, чтобы начать действовать, упорства для доведения дел до конца и целеустремленности для концентрации только на делах, приближающих к цели.

Воля

Это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.

Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.

Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.

Быстрота принятия и реализации решений зависит от силы воли , на которую влияет самодисциплина, самостоятельность, решительность, самоуверенность и мужество. Чем лучше развиты эти качества, тем больше сила воли.

При низком уровне развития воли человек не начинает действовать самостоятельно, а только реагирует на внешние воздействия. Не может преодолевать препятствия, а просто прекращает достижение цели или переключается на другую цель.

При высоком уровне развития воли человек действует только на основе личного опыта и целей. Он мгновенно начинает действовать при принятии решения о достижении цели или при появлении препятствий на пути к ней.

Повышает успешность за счет преодоления все более трудных препятствий, выполнения все более сложных дел и достижения все более полезных целей.

Развивается аналогично самодисциплине – с помощью прогрессивного усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Упорство

Это способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.

Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.

Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.

При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.

При высоком упорстве человек завершает все дела, получает необходимые результаты и преодолевает с помощью воли любые препятствия на пути к цели.

Повышает успешность за счет завершения всех запланированных дел, получения ожидаемых результатов и достижения всех поставленных целей.

Развивается также с помощью пошагового усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Целеустремленность

Это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.

При низкой целеустремленности человек часто отвлекается от текущего дела и целей, начинает выполнять другие дела, не связанные с текущей целью. Это значительно увеличивает срок и расходы на достижение цели.

При высокой целеустремленности человек выполняет только те дела, которые приближают к цели, и тратит личные ресурсы только на такие дела.

Повышает успешность за счет постановки и успешного достижения все более сложных целей, концентрации только на самых важных из них и минимизации затрат и времени на дела, не относящихся к цели – поглотителей времени.

Развивается с помощью сознательной концентрации на запланированном деле и постепенном увеличении продолжительности этой концентрации. Например, сначала можно концентрироваться только на текущем деле в течение 10-ти минут, затем 15, 20, 25… А затем делается эффективный перерыв на 5-10 минут для быстрого восстановления сил.

При этом важно найти оптимальное соотношение между концентрацией на деле и отдыхом, чтобы сохранить максимальную эффективность, не переутомиться и не перегореть.

Интенсивность

Это способность в течение определенного периода концентрироваться на одной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения.

Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует большей затраты ресурсов в единицу времени, что обычно является оправданной мерой для более быстрого получения результатов.

Предотвращает ведение деятельности в расслабленном, спокойном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

При низкой интенсивности человек может действовать очень медленно, часто делать перерывы, тратить ресурсы без пользы для текущих целей, что ухудшает состояние и значительно увеличивает срок достижения цели.

При высокой интенсивности человек выполняет действия на максимальной для себя скорости и с оптимальной тратой личных ресурсов. Делает минимум перерывов только для отдыха и восстановления сил, а не отвлекается на другие, бесполезные дела.

Повышает успешность за счет более быстрого достижения целей, хотя и с большими, но окупаемыми, затратами.

Развивается с помощью прогрессивного увеличения периода концентрации и максимального приложения усилий на одну цель.

Уверенность

Это состояние системы, в котором у нее есть знания о своей ответной реакции и реакции другой системы при оказании определенного воздействия.

Появляется при развитии и осознании как результат получения истинных знаний о себе, своих действиях и их последствиях. Минимизирует неопределенность, стресс, страхи и риски.

Необходима для понимания результатов, которые будут получены при выполнении определенных действий и оказании воздействия на себя или окружающую среду. Помогает сделать первый шаг к цели, снижает риск вредного воздействия и последствий, которые могут ухудшить состояние.

Уверенность в себе проявляется в речи, внешнем виде, одежде, походке, физическом состоянии.

При низкой уверенности человек может тратить много времени на определение безопасного и полезного воздействия, которое он может оказать на себя или другие системы, чтобы достичь определенной цели. При этом высока вероятность нанесения вреда, что может ухудшить состояния и отношения с другими системами.

При высокой уверенности человек может быстро определить необходимое воздействие, которое гарантированно приведет к необходимым последствиям и даст ожидаемые результаты. При этом риск нанесения вреда и ухудшения отношений будет минимальным.

Повышает успешность за счет точного определения, какое воздействие будет полезным, а какое вредным, что помогает воле сделать первый шаг к цели, который часто бывает самым трудным, т.к. нужно преодолеть свою инертность и внутренние препятствия.

Развивается с помощью осознания себя и окружающей среды, своих способностей, позитивного отношения к себе, веры, что при выполнении правильных действий обязательно достигнешь успеха.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела. Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни .

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел . Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером .

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

Мужество

Это способность сохранять текущее состояние или улучшать его при возникновении опасности или страха, препятствующих выполнению действий и достижению поставленной цели.

Страх – хороший помощник для определения правильности принимаемого решения. Чем больше человек боится что-то сделать и это точно не принесет вреда, тем это дело полезнее для его самореализации. Тогда нужно мужественно сделать первый шаг, который обычно является самым трудным, а дальше все пойдет как «по маслу».

При низком мужестве человек может полностью прекращать действовать при возникновении страха, даже если его причина не нанесет вреда. При этом он может переключиться на другие, менее полезные цели, отказавшись от тех, которые вызывают страх, но способных принести больше пользы (организовать компанию, занять более высокую должность, построить дом и т.п.)

При высоком мужестве человек преодолевает любой страх, и при его возникновении начинает и завершает все дела для достижения цели. При этом, чем сильнее страх, тем больше энергии он дает для выполнения действий.

Повышает успешность за счет преодоления все более сильных страхов, возникающих при достижении все более сложных, великих и полезных целей.

Развивается с помощью осознания источников страха, определения их вредности, путей ее минимизации и пошагового увеличения сложности выполняемых действий и достигаемых целей, которые вызывают страх.

Решение проблем

Это способность приобретать недостающие ресурсы для выполнения определенных действий и преодолевать препятствия для достижения целей.

Воображение

Это способность создавать мысленные образы в сознании независимо от окружающей среды, комбинировать их с реальными объектами, моделировать их взаимодействие и определять возможные последствия.

Используется для генерации оригинальных идей, которые могут быть реализованы в виде материальных (новый дом, машина, инструмент...) или идеальных (знания, теории, процессы, методы...) объектов.

Применяется системой в творческой деятельности для создания новых, уникальных объектов, используемых ею самой или окружающей средой и улучшающих состояние системы, среды или надсистемы.

При низком воображении человек использует только ту информацию, которую воспринял извне: увидел, услышал, попробовал. Это позволяет использовать в своей деятельности только то, что уже существует.

При высоком воображении человек непрерывно формирует мысленные образы новых и существующих систем, соединяет их вместе, моделирует их взаимодействие и оценивает полезность последствий этого. Если образ оценивается как полезный, то человек может реализовать его в реальном мире, создав что-то новое, улучшив существующее или уничтожив вредное.

Повышает успешность за счет определения новых возможных состояний, оригинальных путей достижения целей и преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления знаний о существующих системах, расширения парадигмы и прогрессивном усложнении формируемых мысленных образов реальных и возможных систем.

Генерация идей

Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.

При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.

При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.

Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.

Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.

Креативность

Это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные идеи и использовать ранее не применяемые средства для преодоления препятствий и достижения целей.

Позволяет находить оригинальные средства для выполнения определенных действий, которые еще никто не пробовал использовать.

Может привести как к понижению, так и к повышению затрат на достижение цели, но, как правило, скорость выполнения действий значительно увеличивается при применении оригинального средства.

Является основным средством для творческой деятельности, создания чего-то нового, уникального и улучшения окружающей среды.

При низкой креативности человек может выполнять действия только на основе известных решений, использует только проверенные технологии и никогда не применяет что-то новое.

При высокой креативности человек старается для каждого нового дела, новой цели найти более подходящий путь, чем тот, что известен. Он генерирует много идей для определения наилучших способов достижения успеха. Непрерывно ищет, создает и внедряет новые технологии в свою деятельность.

Повышает успешность за счет создания новых, уникальных систем, которые могут дать преимущества, достижения целей оригинальным, нешаблонным путем, который может быть менее затратным и более быстрым, чем известные.

Развивается с помощью постоянного поиска новых способов и средств выполнения действий и прогрессивного усложнения целей, достигаемых оригинальным способом, а не шаблонным. Этому способствует улучшение воображения и способности генерировать идеи.

Самосознание

Это способность анализировать и оценивать свое текущее состояние, мыслительные процессы в сознании и .

Позволяет сравнить текущее состояние с желаемым, определить разницу и с помощью интеллекта определить действия для перехода в него.

Также помогает определить внутренние мотивы, дающие энергию для начала и завершения выполнения действий.

При низком самосознании человек для принятия решения использует только внешнюю информацию. Он очень восприимчив к мнению других людей, не учитывает свои мысли и эмоции.

При высоком самосознании человек принимает решения только на основе личных мыслей, . Четко представляет, чего хочет, какой цели достичь и легко определяет то, чего ему для этого не хватает.

Повышает успешность за счет определения разницы между текущим и целевым состояниями, использования внутренних мотивов, мыслей и эмоций.

Развивается с помощью периодической концентрации на мыслях и эмоциях, определения их сути, причин и последствий и прогрессивном усложнении достигаемых целей, имеющих все большую разницу с текущим состоянием.

Это наиболее значимые качества успешного человека, развитие которых позволяет успешно достигать любых поставленных целей.

Причем многие из качеств связаны друг с другом и развитие одних улучшает другие. Например, воля, упорство и целеустремленность улучшают самодисциплину, а мужество и уверенность – решительность.

Развитие этих качеств и навыков позволяет подсознательно, автоматически взаимодействовать, быстро и адекватно реагировать на внешние воздействия и корректировать свою деятельность в зависимости от новых возможностей.

Рассмотрим более подробно, как можно развивать любое из качеств, чтобы оно как можно больше влияло на жизнь и помогало достигать успехов.

Метод развития личных качеств

Для успешной самореализации необходим достаточно высокий уровень развития личных качеств. Можно улучшать одновременно несколько качеств. А лучше выбирать те качества, которые наиболее полезны для достижения текущих целей, и концентрироваться только на их улучшении.

Все эти качества являются врожденными – они есть у каждого человека. Но изначально они находятся в пассивном состоянии и практически не влияют на деятельность. Для того чтобы они приносили больше пользы при достижении целей, их нужно непрерывно развивать.

Главное при развитии качеств – это понимание того, что они не могут мгновенно улучшиться. Их следует развивать прогрессивно и регулярно в зависимости от текущих целей. А при прекращении развития они будут ухудшаться, деградировать.

Улучшение любого качества основано на постепенном, пошаговом усложнении действий, которые выполняются с его применением. Для развития качеств можно применять следующий метод:

1. Нужно выбрать качество и узнать о нем, как можно больше, чтобы появилось его четкое понимание: его определение, как оно проявляется, что происходит с состоянием, как реагируешь на внешние воздействия, как влияешь на окружающую среду и т.п. Для этого можно воспользоваться их описанием в этой главе и поискать дополнительную информацию в Интернете.

Например, интенсивность - это способность концентрироваться на конкретной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения. Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует больших затрат, что обычно является оправданной мерой за более быстрое получение результатов. Предотвращает ведение деятельности в расслабленном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

2. Описать идеальный уровень развития этого качества на 10 баллов из 10: каким может быть это качество лично для меня, каким будет мое поведение, в каких ситуациях его можно использовать…

Например, применять при выполнении любых дел. Действовать максимально быстро, не отвлекаться на посторонние дела. Иметь поддерживающую среду. Уделять немного времени на анализ дел, выяснять поможет ли оно достичь цели. Если появится намерение его выполнить, то решительно приступать к нему. Устанавливать сроки на выполнение дела. Заранее определять награду за его завершение в срок.

3. Определить текущий уровень развития этого качества по шкале от 1 до 10. Для этого достаточно спросить себя: «Насколько я доволен этим качеством в себе по шкале от 1 до 10» и прислушаться к возникающим эмоциям, они подскажут субъективный, но самый точный ответ.

Например, 4

4. Описать несколько простых шагов , действий, которые можно выполнить для развития этого качества на 1 балл. Описать, что конкретно можно делать, в каких ситуациях, что для этого использовать и т.п., чтобы качество немного улучшилось. При этом достаточно основываться на личном опыте и своем представлении об этом качестве в идеальном виде.

Например, перед началом выполнения дела определять его срок и награду. Организовывать поддерживающую среду, чтобы ничего не мешало его делать.

5. Затем описать шаги для развития качества еще на 1 балл, и еще на 1, и еще… И так дойти до таких шагов, которые улучшат качество до 10 баллов из 10, т.е. до идеального уровня.

Например, выполнять фактические действия с максимальной скоростью (быстро ходить, быстро печатать, быстро говорить и т.п.). Немного времени тратить на анализ дела, отвечать на вопрос «Зачем его делать?». Сразу выполнять дела, которые нужны для достижения целей и которые сам хочешь выполнить. Делегировать нужные дела, но которые не хочется выполнять. Решительно действовать, чтобы не упускать возможностей.

6. Выбрать шаги, с которых можно начать развитие качества в ближайшее время и начать выполнять эти шаги.

Например, устанавливать сроки и награды, организовывать поддерживающую среду и не отвлекаться на посторонние дела.

7. Периодически повторять этот метод и актуализировать свои ответы.


Этот метод нужно выполнить для каждого качества, которое полезно развивать в ближайшее время для текущих целей. Можно составить список качеств, нарисовать шкалу рядом и отметить на ней текущий уровень этого качества. Например, так:

Периодически, например, раз в неделю, можно актуализировать этот список, отмечать текущий уровень развития и анализировать динамику изменений. Можно выбирать то качество, которое стало самым приоритетным и выполнять те действия, которые помогут улучшить именно его.

Это поможет определить, каких качеств сейчас больше всего не хватает или какие нужно улучшить для достижения текущих целей.

Можно повесить этот список в нескольких видных местах, регулярно просматривать его, вспоминать те шаги, которые решено было выполнить первыми для их улучшения и выполнять их при подходящих условиях.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;

воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;

принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации - идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли - это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения. Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых - осознать черты своего характера, во-вторых - анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенноускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п. Но наиболее удобным (как с технической, так и с этической точек зрения), является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.