Болезни Военный билет Призыв

План урока социальная сущность человека. Биосоциальная сущность вида "Homo sapiens". Мышление ⇔ Деятельность

История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. Крист Карл

Империя при Константине Великом

Империя при Константине Великом

Император, который достиг единоличной власти над Империей после долгой и тяжелой борьбы, взял на себя власть в полном объеме и осуществлял монократию таким решительным способом, как немногие правители до и после него. Его претензия на абсолютную власть нашла свое выражение в новом самопонимании и в новом образе императора. Основанная Диоклетианом стилизация тетрархии и возвышения императорской власти была еще больше усилена, дистанция к августовскому принципату еще больше увеличилась. К тому же Константин перенял элементы символики власти, которые вели свое происхождение как от восточного и греческого, так и от христианского мира представлений. При этом противоречия Константина не заботили. Гармоничный синтез этих разных традиционных составных частей удасться не мог. В целом они больше были связаны с византийской императорской властью, чем с формами принципата и эрой солдатских императоров.

Все это развитие было форсировано несомненным стремлением Константина подчеркнуть свое положение внешним великолепием. Император больше не носил римскую тогу, а был одет в богато украшенную тунику. Он также не носил больше простой панцирь солдатских императоров, а надевал роскошные доспехи; когда отправлялся в поход, на нем был золотой панцирь и великолепный шлем. Начиная со своих виценналий, двадцатилетнего юбилея правления в 326 г.н.э., он к тому же начал носить диадему, которая в качестве знака власти эллинистических монархов для Рима всегда была символом абсолютной императорской власти.

Этому внешнему возвеличиванию соответствовали колоссальные статуи, надписи и изображения на монетах и медальонах. Здесь тоже характерно сочетание разнообразнейших элементов. Обращает на себя внимание приближение портретов к отцу, Августу и Александру Великому и обрамление головы нимбом. Включение правителя в символику вечности изобилует не меньше, чем претензии на мировые размеры. Правитель всего земного шара прославлялся одновременно и как победитель всех народов. Кроме пропаганды успехов над франками, аламаннами, сарматами и готами, подчеркивались универсальные абстрактные качества победителя. Характерно, что элемент титула императора непобедимый был заменен на более активный - победитель. В титулах отражается определенный отказ по религиозным соображениям: Константин никогда не употреблял атрибут божественный.

Большие трудности возникли перед Константином в культе императора. С одной стороны, он не хотел отказываться от этой традиционной формы выражения лояльности староверческих жителей Империи, с другой - это было несовместимо с христианскими взглядами. Надпись из Гиспелла в Умбрии, датируемая между 333 и 335 гг. н.э., показывает, к каким компромиссам был готов Константин. В ней он разрешает сооружение храма в честь рода Флавиев, то есть в честь собственного дома, но оговаривает, что это здание не должно быть запятнано «нечестивыми преступлениями какого-нибудь преступного суеверия» (ILS 705). Он разрешает также регулярное проведение театральных и гладиаторских игр.

Бок о бок с такой стилизацией развивался христианский образ императора, который создан прежде всего у Евсевия в его торжественной речи в честь тридцатилетия правления Константина в 335 г.н.э. Возвышение императорской власти с самого начала было связано с возвышением всего императорского дома, новой династии Флавиев. Значение династических сил Константин осознал еще в юности; почти все его внутриполитические соглашения отмечены династическими связями. Он очень рано возвысил своих сыновей Криспа, от Минервины, Константина II, Констанция и Константа, сыновей Фаусты. Крисп и Константин II уже в 317 г.н.э. стали Цезарями, Констанций получил этот ранг в 324 г.н.э., Констант в 333 г.н.э.

Не были обойдены и сводные братья Константина, законные сыновья Констанция Хлора и Теодоры: Далмаций стал консулом и цензором, Юлий Констанций тоже получил консульство. Планомерно чествовались и их потомки, как боковая линия константиновского дома, и укреплялись их связи с основной линией. Сын Долмация Ганнибалиан должен был жениться на дочери Константина Констанции, а второй сын Константина от брака с Фаустой - на дочери его сводного брата Юлия Констанция. Конечно, целью переплетения обеих линий было обеспечение целостности правящего дома, так как и Далмаций Младший уже в 335 г.н.э. был возведен в Цезари, его брат и племянник Константина Ганнибалиан почти одновременно стал царем Армении.

Возвышение членов семьи распространялось и на женщин, из которых особенно большое влияние имела Елена, мать Константина. С 324 г.н.э. она занимала официальное положение Августы и кроме того имела право пользоваться сокровищем короны, ни перед кем не отчитываясь. Совершенно понятно, что Елена сначала оттесняла сводных братьев Константина, неясна и роль, которую она сыграла в событиях с императрицей Фаустой в 326 г.н.э. За нарушение супружеской верности тогда были казнены Крисп и Фауста; Елена же отправилась в сенсационное паломничество в Святую землю. Известно только, что Августа Елена проявила тогда несравненную щедрость, которая выразилась в многочисленных пожертвованиях нуждающимся, и что она распорядилась построить в Вифлееме церковь, с ее путешествием связывают легенду об обнаружении креста, которая с течением времени все больше приукрашивалась. Елена умерла в 327 г.н.э. в Риме вскоре после своего возвращения.

Решительное использование власти Константином обусловило его многостороннее вмешательство в законодательство и правосудие, самодержавный стиль которого критиковался еще в античности; так, позже Юлиан Отступник назвал его «обновителем и путаником старых законов и завещанных предками обычаев» (Аммиан Марцеллин, XXI, 10, 8). Решением 318 г.н.э. Константин придал императорским эдиктам правовое качество, которое ставило их выше норм существующего права. Впрочем, стиль, содержание и основная направленность законодательства Константина не были едиными. Крайняя жестокость и необузданные взрывы соседствовали с гуманитарными тенденциями, уважение к традиционным правовым нормам и понятиям - с подлинными нововведениями.

Радикальные наказания за многие преступления должны были служить устрашением. Похитители детей и скота, отцеубийцы и воры зашивались в мешок со змеями и выбрасывались в море или пропасть. По закону 326 г.н.э. нарушение супружеской верности каралось в основном смертной казнью. Как и раньше, были запрещены браки между свободными и рабами, любовная связь женщины со своим рабом тоже влекла за собой смертную казнь. С другой стороны, в указе 315/316 г.н.э. сказано: «Если кто к играм или рудникам приговорен, не должен получать клеймо на лице; по подобию небесной красоты созданный лик не должен быть испорчен» (Кодекс Теодозиана, 9,40, 2). К тому же ряду принадлежит закон, о котором А.Пиганиоль сказал, что он достоин вечной славы и является одним из прекраснейших законов Константина вообще. Этот закон предписывал, что каждый заключенный имеет право раз в день видеть солнечный свет. В институте рабства Константин ничего не изменил, он ввел только умеренное обращение с рабами и ограничение их наказаний. Так, например, рабы, живущие семьей, не разлучались при продаже. В социальной сфере особенно положительно сказались улучшение и контроль за опекунством, а также меры в пользу подброшенных детей.

Неоднократно делались попытки оценить законодательство Константина как доказательство христианского влияния на организацию государства. С этой точки зрения, разумеется, можно объяснить христианскими взглядами некоторые меры, как, например, запрещение распятия на кресте, неприкосновенность человеческого лица, попытки воспрепятствовать гладиаторским боям на жизнь и смерть и некоторые другие. Однако это не означает «внедрения христианизации общественной жизни» (Ю.Фогт). Скорее более правильным является противоположное утверждение, что Константин не пытался втиснуть в правовые рамки христианский образ жизни и что римское право не было заменено христианскими нормами, а оставалось характерным сосуществованием старых и новых понятий.

В сфере двора и администрации сохранение реформ Диоклетиана стояло рядом укоренными изменениями. С 320 г.н.э. в руководящей группе придворных появился глава служебного персонала, самый могущественный и влиятельный человек при Константине. Он был начальником разных школ, военизированных отделов администрации, к тому же командиром дворцовой школы, нового образования дворцовой гвардии, которая была создана вместо преторианцев, а также курьеров, являвшихся еще и агентами тайной полиции. Кроме главы служебного персонала, к организации центральных органов принадлежал квестор дворца, в компетенцию которого входило оформление императорских законов и постановлений.

Структура центральной финансовой администрации, наоборот, не изменилась, появились только новые названия должностей. Так, теперь начальник императорского фонда руководил казначейством, куда стекались все налоги, одновременно он отвечал за императорские пожертвования. Другому чиновнику подчинялась собственность короны и частная собственность императора. Представители этой группы были доверенными лицами императора, они выполняли функции комиссаров или специальных уполномоченных, которым от случая к случаю доверялось урегулирование неотложных правительственных дел. Вместе с другими руководящими чиновниками они образовывали совещательную коллегию, которая готовила и обсуждала основные решения в политике, администрации, законодательстве и ведении войны.

Какой бы целесообразной ни казалась новая структура придворной и центральной администрации, о качестве самой администрации она говорит мало. Повод для размышлений дает то, что Константин в 325 г.н.э. издал следующий закон: «Любой человек, какого бы сословия и ранга он ни был, который сможет доказать, что мои судьи, высшие чиновники, друзья или придворные совершили что-то неправедное и несправедливое, пусть безбоязненно приходит и обращается ко мне; я лично сам все выслушаю и расследую, и если выяснится, что это правда, я сам отомщу тому, кто до сих пор меня обманывал. Того же, который представит доказательство, я вознагражу званиями и имуществом. И этого, да хранит меня всемогущий Бог, я буду придерживаться для счастья и процветания государства» (Кодекс Теодезиана, 9, 1, 4).

На уровне диосезов и провинций в основном сохранились распоряжения Диоклетиана. Важнейшие изменения коснулись преторианских префектов, причем детали реорганизации неоднозначны. Вероятно, назначение Криспа главнокомандующим на рейнской границе привело к тому, что ему был придан преторианский префект. Личное предоставление преторианских префектов Цезарям и будущим Августам продолжалось еще долгое время; при Константине Империя во всяком случае не была преобразована в систему преторианских префектур, хотя в Африке с 332/333 г.н.э. была собственная префектура. Для решения Константина характернее является тот факт, что между 335 и 337 гг. н.э. самому Константину, Константину II, Констанцию, Константу, Далмацию было предоставлено по преторианскому префекту, а один префект отвечал за Африку. Только когда эта система потерпела неудачу, к концу 4 в.н.э. образовались региональные, префектуры как важнейшие административные высшие органы.

В структуре войска Константин также сохранил нововведения Диоклетиана, только извлек из них соответствующие выводы. В организаторском плане было проведено окончательное разделение между стационарными пограничными войсками и мобильной походной армией. В первый раз существование такой армии доказывается указом 325 г.н.э., где ее военнослужащим предоставляются большие привилегии, как и представителям других войсковых соединений. Между тем сейчас высказано предположение, что она была создана раньше, в 312 г.н.э., перед борьбой с Максенцием. К походной армии, как правило, принадлежали также новые гвардейские полки - палатины.

Если не принимать во внимание другие детали, то решающие новшества эпохи Константина касались преобразования верховного главнокомандования войсками и интенсивного привлечения германцев и других представителей соседних племен Империи в римскую армию. После того, как гвардейские префекты стали руководящими работниками администрации и юстиции, Константин создал должности войсковых командиров, разделенных сначала по родам войск - начальник конницы и начальник пехоты. Из этих должностей в процессе долгого развития выросли важнейшие командные посты поздней античности. Их обладатели командовали войсковыми группами позднеримской армии. Нередко ими были даже германцы, например, Ардогаст, Стилихон и Аэций.

Прогресс в руководстве войском отражает возрастающее число вспомогательных иностранных групп, особенно германского контингента, в римской армии. Константин с самого начала был настроен на такие формирования: царь аламаннов Эрок участвовал в его провозглашении наследником отца еще в 306 г.н.э. в Британии; шесть лет спустя британские и германские соединения сражались вместе с Константином у Мильвийского моста; еще в 332 г.н.э. рейнские земли стали крупной базой набора рекрутов. Тем не менее неясно, преследовал ли Константин определенную концепцию, обращаясь к этому военному потенциалу, более вероятно, что возрастающая связь больших групп населения с местами проживания принуждала к увеличению римского войска. Речь при этом прежде всего шла только о распространении традиционных римских правил. Не был предусмотрен размах, который в конце концов получило это развитие, последствия которого в поздней античности больше нельзя было контролировать. Но в константиновское время до этого было еще очень далеко.

Военная реформа Константина начала себя оправдывать; во всяком случае армия после 325 г.н.э. справлялась с поставленными перед ней задачами в рамках константиновской пограничной и внешней политики. Руководство операциями при этом чаще всего поручалось сыновьям Константина, но в особенно опасных ситуациях император лично находился вблизи горячих точек, чтобы в случае необходимости вмешаться самому. Экспансионистские черты здесь незаметны. Оборона, ограниченные контрнаступления, планомерное строительство укреплений и дипломатические средства, как, например, заключение договоров с соседними племенами, в первую очередь стабилизировали положение внутри Империи.

В 328 г.н.э. Константин II командовал обороной от аламаннов, а в 332 г.н.э. от готов на Нижнем Дунае. Там после нападения готов на сарматов создалось крайне затруднительное положение, которое тем не менее было преодолено успешными римскими контрнаступлениями. Константин добился заключения договора с готами, которые впредь не только признавали дунайскую границу, но поставляли через нее вспомогательные группы, и, таким образом, готская опасность была устранена почти на полвека. Когда в 334 г.н.э. у сарматов произошло столкновение, которое перекинулось на римские территории, Констанций и Константин тактически очень умело овладели ситуацией и предотвратили эскалацию конфликта.

Совсем иначе развивались события на восточной границе Империи. После того как там сасанидский царь Шапур II сначала держал себя очень сдержанно, в начале тридцатых годов он неожиданно проявил инициативы, которые сделали неизбежными столкновения с римским войском. Когда царь Армении Тиран в 334 г.н.э. был депортирован и ослеплен сасанидами, его сторонники и армянские союзники римлян обратились к Константину за помощью. Тот поручил Констанцию руководство боями на армянской границе, приказал оккупировать страну и начал поход против сасанидов. В этой связи племянника Константина Ганнибалиана назначили царем Армении. Грозящие здесь опасности были вполне осознаны, как показывает письмо Константина Шапуру II, император выступал как покровитель христиан, между тем проблема при жизни Константина решена не была.

В области валюты Константин также исходил из попыток стабилизации своего предшественника; в отличие от Диоклетиана его денежная реформа была успешной. Это относится прежде всего к золотым деньгам, где был введен новый номинал солид. Если золотые монеты диоклетиановского времени по весу еще равнялись 1/60 римского фунта, то при Константине (в 3 в.н.э.) они весили 1/72, то есть 4,48 г. Изготовляемая по всей Империи с 324 г.н.э. золотая единица просуществовала еще столетия, и в византийской Империи была основой золотой валюты. Тогда как солид встречался часто, серебряная единица силиква, которая равнялась 1/24 солида, очевидно, чеканилась в меньшем количестве. Медные единицы, которые назывались фоллами, имели серебряное покрытие, составляющее 2% от веса. При массовом изготовлении быстро начал уменьшаться вес, и, как доказывают папирусы из Египта, это привело к новым инфляционным процессам.

Меры в секторе финансовой и налоговой политики были продиктованы огромной потребностью в деньгах для армии, двора, администрации, крупного строительства и щедрых подарков. Как и раньше, важнейшим источником доходов оставался подушный налог. К этому добавились целевые особые налоги и подати на трудоспособных лиц. Все сенаторы должны были платить налог, который насчитывался в зависимости от размера их землевладений и взимался в три приема. Городские высшие слои должны были каждые пять лет к юбилею правления уплачивать так называемое коронное золото в форме золотых венков или золотых монет, и, наконец, ремесленники и торговцы каждые пять лет платили в золоте налог с имущества и товарооборота.

Характерно, что Константин при случае старался помочь представителям угнетенных низших слоев. Так, в эдикте 313 г.н.э. сказано: «Если сборщик налогов или прокуратор жестоко обойдется с кем-то, тот должен без раздумий подать жалобу на его издевательство и грабеж. Если эта жалоба соответствует действительности, мы предписываем, чтобы чиновник, который позволил себе совершить нечто подобное в отношении провинциалов, был публично сожжен» (Кодекс Теодозиана, 10, 4, 1). Из множества частных решений сложилось изменение общественной структуры, которая осталась определяющей для всей поздней античности.

Давно утерянные политические компетенции сенат не получил и при Константине, но император старался сначала сохранить условия для мирного сосуществования и внешнее уважение к сенаторскому сословию. С одной стороны, общее число сенаторов возросло, по современным оценкам, даже в три раза. С другой стороны, образовалась небольшая группа высшей аристократии - патрициев, которые находились в тесной связи с императорским домом и наряду с высокими постами в администрации и войске обладали огромным авторитетом.

Расширение сената затронуло представителей всех провинций. Панегирист в 321 г.н.э. так прославил это развитие: «Наконец, ты почувствовал, Рим, что ты вождь всех наций и царь мира, когда объединил в своей курии благороднейших граждан всех провинций, чтобы сенат был обязан увеличением авторитета не столько своему имени, сколько действительности, так как отныне он объединяет элиту всего мира» (Латинские панегирики, X, (4), 35, 2). Возможно, побудительные мотивы Константина были значительно прагматичнее; вероятно, он старался привлечь на свою сторону ведущий слой из провинций перед борьбой за власть с Лицинием. В любом случае назначения были однозначным доказательством благосклонности императора.

Пополнение сената произошло за счет всаднического сословия, потому что высокопоставленные всаднические чиновники и офицеры возводились в сенаторское сословие, которое из-за этого потеряло свою однородность. В целом же сенаторы оставались группой привилегированных крупных землевладельцев, на традиционные права которых Константин не посягнул. На них не распространились нагрузки муниципальной аристократии и суровость римского уголовного судопроизводства. В большинстве случаев в течение 4 в.н.э. они сохранили свое состояние, и их без того значительная земельная собственность существенно возросла.

Однако решающим стало то обстоятельство, что жизнь, влияние и социальный престиж отдельных сенаторов зависели не от их сословной принадлежности, а от их положения в константиновской системе и от благосклонности императора. После того как в 326 г.н.э. по религиозным причинам произошел тяжелый конфликт между Константином и сенатом, после основания Константинополя и образования другого, полностью преданного Константину сената на Востоке, римский сенат на долгое время потерял свой авторитет и значение.

Важнейшим чиновником Рима, который принадлежал к кругу сенаторов, был городской префект. Ему все еще подчинялись администрация и судопроизводство столицы; он руководил также сословной юрисдикцией над сенаторами и особенно выигрывал от частого отсутствия императора. Обладатель этой должности был высочайшим представителем государства в Риме, но одновременно и защитником консервативных сил и традиций.

Реорганизация сенаторского высшего слоя отразилась на всадническим сословии. Оно потеряло своих самых способных представителей, и поднявшаяся в него мелкая бюрократия являлась плохой заменой. Таким образом, оно лишилось своего престижа и функций, нередко влияние официалов, руководящих чиновников придворной администрации было больше, чем влияние классического сословия социальных выдвиженцев. Социальный подъем впредь стал возможным и без обычной карьеры всадников и сенаторов. Германский командир, само собой разумеется, сразу же возводился в сенаторское достоинство.

Благодаря расширению придворного персонала и Цезарей, раздуванию штата чиновников в преторианских префектурах и диосезах, возможности продвижения для упомянутых групп были чрезвычайно благоприятными.

Совсем по-другому складывалась обстановка для представителей муниципальной аристократии, которая чаще всего называлась куриалами, и для представителей специальных профессий и групп среднего и низшего слоя. Хотя на первый взгляд государство при Константине и Диоклетиане кажется современным, его инструментарий и меры могли быть действенными при условии, когда в общественной и экономической структуре было мало изменений и когда основные органы и корпорации оставались идентичными. Этот политический застой был невозможен без дальнейшего ограничения свободы городских высших слоев, представителей ключевых профессий в транспорте и снабжении и, наконец, колонов, важнейшей сельскохозяйственной группы производителей.

Особенно тяжело эта политика затронула куриалов, причем сам император взял на себя некоторые облегчения: «Никто, имеющий судебную власть, не должен пытаться освободить куриала от его обязанностей по отношению к общине или освободить его от принадлежности к городскому совету (курии). Если же кто-то по несчастливому стечению обстоятельств разорится и его нужно поддержать, это должно быть доведено до нашего сведения, и на основании этого ему будет сохранено освобождение от его обязанностей по отношению к общине» (Кодекс Теодозиана, 12, 1, 1). Указание Константина свидетельствует, что чрезмерная загрузка муниципальной аристократии осталась. Ее представители пытались всеми возможными средствами уклониться от этих разорительных нагрузок. Как показывают многочисленные распоряжения, этому было трудно помешать.

Подобное регулирование коснулось транспортных моряков и колонов; назовем только два примера. Распоряжение 314 г.н.э. декретировало: «Если кто-то, кто по рождению является транспортным моряком, становится капитаном лихтера, он должен оставаться в том же сословии, к которому принадлежали его родители» (Кодекс Теодозиана, 13, 5, 1). В отношении колонов было в 332 г.н.э. установлено следующее: «Если у кого-нибудь будет обнаружен колон, который принадлежит другому, тот должен не только возвратить колона на его старое место, но и заплатить за него подушный налог за соответствующее время. Самих колонов, которые пускаются в бегство, следует, как рабов, заковать в кандалы, чтобы вынудить их исполнять обязанности, которые им были положены, как свободным, теперь исполнять, как рабам» (Кодекс Теодозиана, 5, 17, 1).

Общая картина римского общества во времена Константина характеризуется ярко выраженной дихотомией. Насколько можно установить общие тенденции ввиду многочисленных региональных особенностей и разнообразия структур в отдельных провинциях, пропасть между обеими основными группами общества становилась все глубже. Концентрации богатства и собственности противостояло обнищание широких кругов населения. Старые буржуазные средние слои были явно парализованы постоянными государственными нагрузками.

К привилегированным группам высших слоев принадлежали также клирики, особенно епископы, которых Константин постоянно привлекал к себе. Среди первоначально небольшого числа христианских отшельников возникло быстро разрастающееся движение, которое потом вылилось в институт монашества. В этих кругах уже сформировался протест против секуляризации и приспособления христианства к государству и обществу. Воздействие христианства на общественное устройство Римской Империи в целом определить трудно. Во всяком случае во времена Константина христианство не стремилось к основополагающим изменениям социальной структуры. В целом христианство в рамках константиновского времени оказывало стабилизирующее воздействие. Тот факт, что христианские убеждения широких слоев населения содействовали подчинению бюрократии и примирению с нищетой (Ю.Фогт «Константин Великий и его век». Мюнхен, 1960), довольно часто подчеркивался. Но не всегда с необходимой убедительностью указывалось на то, что полное отсутствие государственных социальных платежей усиливало привлекательность христианства по чисто материальным причинам.

Константин очень заботился о том, чтобы он сам, его дом и его эра прославлялись художниками, литераторами, архитекторами, ораторами, скульпторами и мастерами прикладного искусства. Прежде всего он требовал быстрых результатов, поэтому зрелые произведения характерны для его эпохи менее, чем в быстром темпе созданные компиляции.

Особенно наглядно показывают особенности константиновского искусства два памятника в Риме: построенная между 312 и 315 гг. н.э. арка Константина, самая большая триумфальная арка Рима, и голова колоссальной статуи из перестроенной Константином базилики Максенция. В арку Константина были включены скульптуры и рельефы из эры адоптивной империи 2 в.н.э. Они образовывали резкий контраст с новыми рельефами, которые изображали достижения похода против Максенция, вступление Константина в Рим, а также приветственную речь императора и распределение денежных подарков. Эти современные рельефы изготовлены в поразительно строгом стиле, который в последнее время связывается с традициями плебейского искусства. Кроме того, примечательно увеличение чисто репрезентативных элементов, а также разная величина фигур, которая зависит от ранга изображаемых.

Выставленные сегодня во дворе дворца Консерватории на Капитолии фрагменты колоссальной статуи Константина превышают все размеры прежней монументальной скульптуры. Высота головы от шеи составляет 2,60 м, исходя из этого, общая высота статуи сидящего на троне императора равняется приблизительно 10 м. Р.Бьянки Бандинелли описал своеобразие этого изображения так: «Это был новый тип императорской статуи, которая возвышала правителя над обыкновенными смертными: это было почти культовое изображение. Изготовленное из твердых, безжизненных платинок лицо оживлено только огромными глазами, из которых льется магическая сила взгляда и одухотворенность, которую хотели придать фигуре» («Рим. Конец античности». Мюнхен, 1971).

Преобладание чисто придворного искусства очевидно. Наряду с речами панегиристов оно проявляется в потолочной росписи трирского императорского дворца, а также в стихах Оптациана Порфирия. Их поэтическое качество совершенно незначительно, но они безусловно представляют крайнюю степень буквенной акробатики. Отдельные стихи, например, содержат 35 строф, составленных из 35 букв каждая, и эти буквы, в оригинальной рукописи выделенные особыми красками, были выбраны так, что образовывали более или менее осмысленные слова и стихи. Порфирий был скорее «литературным придворным ювелиром» (Ю.Фогт), чем поэтом; правда, Константин был очарован его творчеством.

В области архитектуры появились величественные здания, такие, как многочисленные императорские дворцы, базилики и церкви, которые по своим размерам не шли ни в какое сравнение с другими эпохами. Евсевий в своем неполном списке называет следующие церкви: церковь Положения во гроб и Воскресения в Иерусалиме, церковь Рождества в Вифлееме, базилики и другие церкви в Никомедии, Антиохии и Гелиополе. От этой интенсивной строительной деятельности особенно выиграл Трир: «Я вижу Большой Цирк, который соревнуется с римским, я вижу базилики и форум, царские сооружения, и вместилище правосудия возведено на такую высоту, что оно близко к звездам и небу. Все это, разумеется, дары, которыми мы обязаны твоему присутствию» (Латинские панегирики, VII, 6, 22).

Важнейшим для всей истории Империи было решение Константина основать на месте Византия Константинополь. При столкновении с Лицинием Константин лично убедился в стратегическом значении Византия. Поэтому он еще в 324 г.н.э. начал строительные и восстановительные работы, и некоторое время спустя там начал работу императорский монетный двор. Но важнейший импульс последовал позже. В 326 г.н.э. Константин несколько месяцев провел в Риме, чтобы участвовать в празднествах в честь двадцати летнего юбилея своего правления. Только праздник этот закончился конфликтом. Когда Константин отказался участвовать в праздничной процессии к Капитолию, то есть к традиционным богам города Рима, его поведение вызвало у сената и населения большое негодование, так как они увидели в этом открытое оскорбление. Константину стало ясно, что он никогда не будет чувствовать себя в Риме, как дома. В связи с этим возникло решение создать новую столицу, соперницу Рима.

Во всяком случае для Константинополя было запланировано гораздо более широкое кольцо городских стен, которое окружало площадь в четыре раза больше прежней, восходящей к Септимию Северу городской постройке. Христианская легенда, переданная Филострогом, продолжателем церковной истории Евсевия, отражает впечатление, которое производило на потомков это граничащее с чудом по своим размерам сооружение. Там рассказывается, что когда император с копьем в руке обошел новую границу города и при этом шел все дальше, он на вопрос одного из своих спутников: «Как далеко ты еще хочешь пойти, господин?» ответил: «Пока не остановится тот, кто идет впереди меня».

Если даже в этой легенде присутствует явно христианское преобразование античного представления о том, что Бог определил место для основания города или одобрил его, все равно при освящении города были соблюдены традиционные ритуалы. В 328 г.н.э. место было объявлено собственностью богов; жрецы и звездочеты проводили церемонию, в которой участвовал также неоплатоник Сопатр. Торжественное освящение произошло 11 мая 330 г.н.э., дата, которая впредь всегда торжественно отмечалась как дата основания города.

Город Константина годами был центром строительной деятельности как региона, так и Империи. Из всех прилегающих районов, даже из Рима и Афин, были завезены памятники, разграблены храмы в городах Малой Азии, их металлические крыши расплавлены, чтобы по возможности быстрее придать подобающий блеск новой столице Востока. Статуи Фидия и Лисиппа были транспортированы в новый город и установлены там, а также бронзовые кони, которые стоят сейчас перед Сан Марко. Буркхардт назвал эту практику «самым позорным и массовым грабежом предметов искусств в истории».

На месте рынка северовского города были воздвигнуты храмы Рее, богине-покровительнице Константинополя, и Тихе, покровительнице Рима. Между этим центром, названным Августейоном, и Мраморным морем вырос императорский дворец. На западе города был построен круглый форум Константина, в середине которого стояла колонна из порфира, держащая огромную, частично позолоченную статую императора в короне с лучами. В основании колонны были помещены христианские реликвии. В рамки этой концентрической постройки входили также христианские церкви, как, например, церковь Ирины у Августейона и церковь Софии у императорского дворца; в целом для фазы основания Константинополя характерно соседство храмов для староверов и церквей для христиан.

Константин хотел сделать свою новую столицу равной Риму по своей внутренней структуре. В Константинополе, как в Риме, было семь холмов, и он так же, как Рим, разделялся на 14 кварталов. Особенно примечательным было преимущество с административно-правовой точки зрения. Константинополь со всей своей городской территорией был выделен из диосеза и провинции и освобожден от всех налогов. Император возвел архона города в ранг проконсула, то есть в гот же ранг, которым обладали наместники соседних провинций.

Константин не довольствовался тем, что новый город с 330 г.н.э. привлек в свои стены большое число чиновников и функционеров системы. Событием первостепенной важности было то, что император здесь тоже создал сенат сначала из 300 человек и всеми силами старался заманить в Константинополь лиц, присутствию которых он придавал большое значение. Для них были построены дома; наличие дома в Константинополе было также предпосылкой получить право на аренду владений из императорской собственности на Востоке Империи. Благодаря строительству библиотеки и основанию нового университета город превратился в духовный центр Востока. Наконец, жители города, как и римляне, получили бесплатное обеспечение зерном.

Таким образом, Константинополь стал новым, вторым Римом. Но этот второй Рим был Римом без республиканских традиций и по своей сути только новоримским обрамлением для синтеза эллинистических, позднеантичных и христианских элементов. С любой точки зрения Константинополь был создан как антитеза Риму и как «сильнейшее отрицание римской сущности» (Якоб Буркхардт). Чем больше энергии было отдано второму Риму, тем больше приходил в упадок первый и должен был довольствоваться блеском великих традиций. Будущее принадлежало Константинополю.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Из книги Миражи и призраки автора Бушков Александр

О КОНСТАНТИНЕ И МЕФОДИИ. Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев - просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу - новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским племенам, и эта азбука из Моравии и Чехии

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

О Константине и Мефодии Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей – Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу – новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из Моравии и Чехии

Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

О Константине и Мефодии Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев - просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу - новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из Моравии и Чехии попала

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

II. Изменение отношения при Константине Вскоре, однако, необходимость поддержания порядка и обеспечения безопасности христианства и империи, отныне слившихся воедино, побудила христианских писателей изменить свою точку зрения на войну и, следовательно, на солдат. Война

Из книги Математическая хронология библейских событий автора

4.4. Священная Римская империя германской нации X-XIII веков и империя Габсбургов 4.4.1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоёвСовременные представления о Священной Римской империи X-XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [нх-1].

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

Из книги Принцессы немецкие – судьбы русские автора Соболева Инна Аркадьевна

Отступление о Константине и Анне В своих автобиографических записках король Бельгии Леопольд, в молодые годы долго находившийся в русской службе, свидетельствует, что его сестра не разошлась бы со своим супругом, человеком пылким, порою необузданным, но добросердечным и

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава VI Иконоборческое движение при Константине Копрониме И чтобы дать более или менее точное представление об иконоборческом движении, мы предполагаем провести историю этого движения при сыне Льва Исавра, не касаясь внешних событий. Царь Константин, не считавшийся

автора Флетчер Джильс

Ричард Ченслер Книга о великом и могущественном царе русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся Сергей Середонин Из введения к первому изданию книги Р. Ченслера на русском языке В половине XVI века в Лондоне было

Из книги Московия при Иване Грозном глазами иноземцев автора Флетчер Джильс

Книга о великом и могущественном царе русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся Извлечения <…> Россия - страна богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения. Между жителями очень

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Царский Рим Тита Ливия (империя I) и античная империя Диоклетиана (империя III) В предыдущей главе мы рассказали о хронологических наложениях одних исторических событий на другие, по-разному датированных Скалигером, но которые на самом деле происходили, по-видимому, в

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ Настоящая книга в значительной степени посвящена независимому датирования эпохи принятия христианства в Империи и вытекающим отсюда следствиям. Прежде всего напомним, что представляло из себя

автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 19. О сыне его Константине, когда он в юности жил вместе с Диоклетианом, прежде чем прибыл в Палестину Константин находился у сотоварищей своего отца по царствованию и жил среди них, как мы сказали, подобно тому древнему пророку Божьему. Перейдя из отрочества в

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 69. Сетование Рима о Константине и почести, оказанные ему по смерти посредством его изображения Жители царского города, самый сенат и римский народ, узнав о смерти василевса, предались неограниченной скорби, потому что такая весть поразила их ужасно, сильнее всякого

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. «Бесследно пропавший» каменный барельеф с надписью в Успенском соборе Московского Кремля, рассказывавший о Константине Великом = Дмитрии Донском Как мы показали в книге «Крещение Руси», на Руси долгое время сохранялись письменные и археологические следы того, что

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

План: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Отличие человека от животного. 3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. 4. Роль труда в антропогенезе. 5. Происхождение мышления и речи. 6.Социогенез. 7. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху 8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. 9. Культурогенез 10. Возникновение мифологических представлений. 11. Мифология как первичная форма духовного производства 12. Бинарная природа человека. 13. Проблема природы и культуры


1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos человек и genesis происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории Ч. Дарвин () английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс () социальный мыслитель, политический деятель Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­ пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.




3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека: австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.


4. Роль труда в антропогенезе. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.



8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Экзога́миа запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен: необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.); стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов). Термин введён английским исследователем брачно- семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном. Положение женщин.


9. Культурогенез Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных универсалий. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное. Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений. Внеличностный характер первобытной морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.


Искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания. Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.


10. Возникновение мифологических представлений. В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем. Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.




11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифология (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.


12. Бинарная природа человека. Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.


Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивид (от лат. individuum неделимый, неразделенный) это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona особа) это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

.

І. Человек выделился из природы. Его биологическое развитие как вида закончилось на стадии питекантропа , далее начинается развитие социальное.

Одна из самых интереснейших проблем человекознания, как соотносятся в человеке две его природы - животная и общественная.

Практическая работа:

Ситуация: повседневная жизнь, обычный день (заполните таблицу).

Инстинкты и эмоции

Разум и общественные нормы поведения.

Из людей неспособных контролировать свои эмоции, вырастают маньяки.

Определяющие факторы становления личности.

  1. Общественное воспитание (социум) - это окружающие человека материальные условия.
  2. Индивидуальные качества личности.

Социальные нормы, спасшие первобытный род от физического вырождения и вымирания:

  1. Агамия - это абсолютный запрет (табу) на все половые отношения между членами данного рода. Агамия сопутствовала экзогамия - требование вступать в брак только с представителями других родов.
  2. Талион - правило нравственности, регулирующее отношения между родами. Выражается в виде “око за око, зуб за зуб”.

Индивид - это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Отличие индивида от других живых существ:

Модуль №2. Сущность человека.

Сущность человека - сложный философский вопрос. В разные исторические эпохи он трактовался по-своему.

  1. Врожденные природные качества (гуманисты эпохи Возрождения).
  2. Ансамбль общественных отношений (марксизм).
  3. Образ и подобие Божие (религия).
  4. Уникальность и неповторимость “Я” (Зигмунд Фрейд).

На человека “Я” с одной стороны давит сила инстинктов “ОНО” в диапазоне от инстинкта жизни “Эроса” - полового инстинкта, до инстинкта смерти “Танатоса”, а с другой стороны - тяжесть социальных ограничений: религиозные запреты, семейные обязанности и т.д.

Делема: подавлять инстинкты и страдать самому или давать им выход, причиняя страдания другим.

Каждому индивиду приходится искать золотую середину (управлять своими страстями).

1) Я больше всего на свете люблю…..,

но это противоречит ….,

поэтому я вынужден……

Таким образом, как вы думаете, в чем различие понятий личность и индивидуальность?

Практическая работа по самопознанию проводится при помощи использования пособия И.В. Крушельницкого “О тебе и для тебя”. Определяется индивидуальный образ мышления (“художник” или “мыслитель”) и тип темперамента конкретной личности.

Итогом практической работы является характеристика отдельной личности и описание отдельного индивида.

Вывод: исторически личность возникает с разложением первобытнообщинного строя, где

талион (око за око…) регулирует отношения между родами, затем ему на смену приходит “золотое правило нравственности” в двух формах:

  1. “Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе”.
  2. “Поступай по отношению к другим так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим”.

Модуль №3. Личность.

Под личностью понимается индивид, рассматриваемый как член той или иной социальной группы и взятый в совокупности своих качеств.

Когда речь идет о личности, то имеются в виду социально-культурные качества человека, которые не даны ему от рождения, а формируются в ходе активного включения в духовно-практическую деятельность. Личность - это социальное в человеке, его духовный мир.

Анализируя личность, мы пытаемся ответить на вопросы:

  • Что является сущностью человека?
  • В чем состоит смысл жизни?
  • Как определить человеческие качества?

ДУША

Разный смысл Добра: для мусульман многоженство - добро, а для христиан многоженство - прелюбодеяние, блуд.

Для мусульман вино - грех, а наркотик - норма; для европейцев …

Красота: африканские наряды пестрые, а европеец - гармония одежды (от связи с окружающим миром).

Особенности русской души :

    1. Русский человек - человек противоречий (антиполий).
    2. Тип человека - эсхатологический (встретил препятствие - конец света, поэтому, как следствие, большой процент самоубийств).
    3. Самоуничижение.

Бердяев, характеризуя будущий век, говорил, что это век страданий для русского человека. При этом у русских сформируется качество, без которого не возможно дальнейшее развитие. Это качество - САМОСОЗНАНИЕ.

“По мере развития цивилизаций духовность свертывается”.

К XX веку человечество в кризисе:

а) экологический кризис: “нам осталось существовать 40-60 лет, если не изменим отношения к природе”. (Римский экологический клуб).

б) медицинский: сердечно-сосудистые заболевания, онкология.

Причины кризисов : состояние иммунной системы, а от душевного состояния зависит состояние иммунной системы человека.

РАЗУМ (интеллект) - устойчивая умственная способность. Это инструмент для ориентации живых существ в пространстве, во времени, в среде.

Различают четыре разновидности интеллекта:

  1. Мировой разум - высший интеллект, существующий помимо нас.
  2. Человеческий интеллект - производное от мирового разума (наиболее близок к мировому разуму детский интеллект до 7 лет, повторяется история развития человечества).
  3. Компьютерный или машинный разум.
  4. Инородный интеллект: ученые допускают, что помимо мирового разума, человечество испытывает влияние из вне.

Человеческий интеллект бывает:

а) личностный;

б) локальный - интеллект семьи, школы;

в) региональный, основанный на исторических корнях;

г) общественный, который имеет закон развития креотивно-стереотипный (созидание) волны.

Период волны 100 лет, верхняя точка - крео - 33 года, нижняя точка - 33 года.

Личностный интеллект имеет 7 типов : 1) язык; 2)логика; 3) пространственное отношение; 4) музыкальный; 5) мышечно-двигательный; 6) межличностный (коммуникативный); 7) самопознание. Все в сумме дают гармонично развитую личность.

Смысл жизни личности рассматривается в зависимости от понимания человеческой сущности.

При всей несхожести им свойственна одна общая черта: человек рассматривается в ней как противоречивая фигура.

І. Религиозные мыслители противопоставляют душу и тело. Душа - сущность человека, а смысл жизни заключается в спасении души, к которому ведет соблюдение правил поведения, данные человеку свыше. Телесные побуждения, если человек им поддается, заставляют отступать от Божественных предписаний. Т о. человек оказывается перед выбором между спасением души и голосом плоти.

ІІ. Рационалисты считают, что разум является не только главным инструментом познания мира и критерием истины, но и определяющим началом бытия человека, его сущностью. А смысл жизни состоит в том, чтобы во всех ситуациях следовать велению разума.

Декарт: “Достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать”.

Осмысленная жизнь предполагает такое поведение, за которое человека нельзя упрекнуть в неразумности. Добиться этого не очень просто, т к. у человека есть чувства, иногда подсказывающее ложное решение.

ІІІ. Марксисты. Личность имеет биологические характеристики (цвет кожи, темперамент) и социальные свойства (мораль, мировоззрение).

Социальные свойства являются результатом воздействия общества на человека и выражают его сущность. Смысл жизни в этом случае заключается в изменении окружающего мира.

ІV. Экзистенциалисты считают, что сущность человека заключается в уникальности его бытия как такового, видя смысл жизни в переходе от неподлинного существования к подлинному.

Заключается в обретении свободы, в прорыве к самому себе, к своей уникальности.

Система заданий-высказываний, рассчитанная на формирование мышления.

“Как мало пройдено дорог,
Как много сделано ошибок”.

“Чтоб жизнь прожить
Знать надобно немало,
Два правила простых
Запомни для начала.
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть.
Ты лучше будь один,
Чем вместе с кем попало”

Австрийский психолог XX в. В. Франкл писал: “Смысл должен быть найден, но не должен быть создан ”. Как вы понимаете это высказывание?

Древнегреческий поэт и философ Еврипид говорил: “Судьба всегда на стороне разумных ”.

Согласны ли вы с ним?

Какая из концепций смысла жизни кажется Вам наиболее привлекательной? Почему?

Диагностика свойств личности

Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли ”. Пуд - 16 кг, а ежедневное потребление соли человеком составляет около 20 г. Легко выяснить, сколько надо прожить с человеком, чтобы его узнать.

Каким способом можно определить человеческие качества?

  1. Предложили астрологи (греч. astron - звезда, logos - слово).
  2. Распространение письменности обусловило появление еще одного способа диагностики - графологического. Черты характера: уравновешенность, вспыльчивость, смелость, трусость отражаются в почерке человека.

Если строчки загибаются вверх, то человек храбр, честолюбив.

Если строчки падают вниз - человек безынициативен и пессимистичен.

Мелкие буквы говорят о том, что человек способен сосредотачиваться на одном деле, а крупные буквы говорят о стремлении его к лидерству.

Вывод по теме.

Детальное изучение данной темы, выполнение практических заданий по диагностике свойств личности, рассмотрение личности с позиции сущности и смысла жизни позволяет учащимся более правильно сориентироваться в вопросе о месте собственной личности в современном мире.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №21

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Биологическое и социальное в человеке.

Учитель истории и обществознания

Беляева Ирина Рафаэлевна.

Цель урока: иметь представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, сформировать устойчивую мотивацию к саморазвитию, самореализации, толерантности.

Задачи урока:

образовательная: познакомиться с понятиями – личность, социальная среда, индивид, индивидуальность, самовыражение, показать взаимосвязь между личностью и социальной средой;

развивающая – учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;

воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Формы и методы обучения:

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, аналитический, критического мышления.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник – Обществознание. А.И Кравченко, 8 класс.

План урока.

    Оргмомент. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

Карточки с тестовыми заданиями, текст с пропущенными словами.

В.1 Индустриальное общество в отличие от традиционного …..

1. имеет классовую систему деления общества

2.имеет низкий уровень развития

3. преобладает религиозное мировоззрение

В.2 Отличительной чертой постиндустриального общества является:

1. распространение мобильных технологий

2. увеличение числа крупных предприятий

3. сословная структура общества.

В.3. Переход от ручного труда к машинному служит примером:

1. научной революции

2. общественного прогресса

3. сокращения объемов производства.

В.4 Традиционное общество характеризует:

1. массовое производство

2. глобализация

3. низкий уровень мобильности

В.5 Под прогрессом понимается

1. циклическое развитие

2. состояние стабильности

3. движение вперед

В.6 Переход к индустриальной цивилизации был осуществлен в результате:

1. реформации

2. Ренессанса

3. промышленной революции

В.7 В эпоху НТР происходит:

1. сокращение использования ручного труда

2. усиление зависимости человека от средств массовой информации

3.увеличение физических нагрузок

Слайд №1 . Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему – прогресс .

Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников, которые готовят прогрессивные изменения в обществе. Прогрессивные изменения осуществляются через реформ у или через революцию.

Коренное изменение в обществе вплоть до смены существующего строя - революция .

Преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса- реформа.

Противоположный прогрессу процесс – регресс (деградация)

    Изучение нового материала.

Биологическая и социальная сущность человека

Человек, индивид, личность

Факторы, влияющие на развитие личности.

    Закрепление.

-решение тестовых заданий.

    Подведение итогов. Вывод. Оценки.

    Домашнее задание.

    Человек - биосоциальное существо. Как вы это понимаете, с чем ассоциируется это понятие?

(Ответы детей)

Слайд №2. Тема сегодняшнего урока биологическое и социальное в человеке. Мы постараемся выяснить условия и предпосылки существования человека, его сущность, а также определим основные признаки, характеризующие человека.

Слайд №3 (план урока) Человек появился в результате длительной эволюции живых организмов на Земле и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens. Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Слайд №4,5

Существующие теории происхождения человека: религиозная теория, теория палеовизита, эволюционная теория, материалистическая. Первобытные люди мало чем отличались от животных, но они жили сообща, могли изготавливать орудия труда. Слайд №6,7

Чем же люди отличаются от животных? Ответы детей. Слайд №8

(Учащиеся записывают отличия человека от животных в тетради)

Вывод : человек – дитя природы, как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими, без природы человек жить не может, так как нуждается в удовлетворении своих биологических потребностей.

Природа человека определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Примерно 30-40 тысяч лет назад биологическая эволюция практически прекратилась, ведущую роль стала играть социальная эволюция. Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полное развитие человек получает только в обществе.

Как вы думаете, чем определяется социальная сущность человека?

(ответы детей)

Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе..

Человек – результат развития общества и общественных отношений, но не только. Одновременно он и творец их.

Слайд №9

Биологическое и социальное в человеке.

Нуждается в свете, пище, питье, сне и т.п.

Каждый индивид обусловлен генотипом – набором генов, получаемых от родителей. При рождении получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах.

Эти задатки влияют на физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.).

Человек становится человеком только в обществе, воспринимая всю совокупность общественных отношений: разумное, культурное, трудовое, экономическое, политическое и др. Вне социальных отношений, общения и деятельности человек просто не может стать человеком

Развитие человека предопределено исключительно социальной средой и воспитанием.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.


Вывод : человек биосоциальное существо, биологическая основа является условием и предпосылками существования человека, социальная основа является его сущностью.

Задание на соответствие (на доске.) Соотнесите части таблицы. Слайд №10.

А) рыжие волосы

1. Биологическое

Б) общение

2. Социальное

В) синие глаза

Г) группа крови

Д) создание семьи

Е) участие в политической жизни

Ж) обучение в школе

Дополнительный материал.

Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода

Продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30-40 тыс. лет назад Homo sapiens?

Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens.

Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?

Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75-78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens - 80-90 лет.

Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822-1911) был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности - IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ.

К тому же у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький мозг среди одаренных людей имел известный французский писатель Анатоль Франс. У него размер мозга не превышал 1000 куб. см. Большой объем мозга имел И.С. Тургенев - 2012 куб. см. Но вряд ли кто возьмется сравнивать их способности и тем более ставить последние в зависимость от объема мозга.

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования Homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.
С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной информацией, развитие которой «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».

По мнению большинства ученых, самая главная опасность для человека состоит в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п. Достаточно отметить, что в России в конце прошлого столетия уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17 процентов. Все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека - в нашей собственной культуре.

Итак, в человеке сочетаются биологические и природные начала. Будучи существом мыслящим, наверное, каждый из вас задавался вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласится с множеством определений – я (имя), я (ученик), я (национальность)и т.д. Проанализировав ответы можно выделить различные отличительные признаки человека. Многие могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, кожи, разум, речь. Признаки, характеризующие человека как одного из себе подобных называют индивидными. Родившись, человек уже является индивидом. Индивид – это человек как один из людей, это самая общая характеристика человека.

При этом каждый человек наделен неповторимым, свойственным только ему набором уникальных свойств (внешний вид, манера поведения, характер)

(работа с учебником, стр. 40 разбор текста)

Как вы думаете, тождественны ли понятия индивид, индивидуальность и личность?

(ответы детей, аргументы)

Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Позднее слово личность стало обозначать человека, который играл определенную роль всерьез, а не в качестве актера. Кого же можно назвать личностью, и в чем отличие этого понятия от понятия индивид?

(ответы детей, работа с учебником стр. 43)

Итак, основными признаками, характеризующими человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.

Слайд 11

Человек появляется на свет как биологическое существо. Он индивид, наделенный чертами индивидуальности. Личностью же человек становится в процессе социализации (накопления жизненного опыта и усвоения социальных ролей)

Какие факторы влияют на развитие личности?

(ответы детей)

Факторы, влияющие на развитие личности: Слайд 12

Биологические (черты лица, цвет глаз, физиологические особенности, особенности нервной системы)

Социальная среда

Воспитание и обучение.

Способность к самосовершенствованию.

Становление личности происходит только в обществе. Социальные факторы ученые называют агентами социализации, каковыми являются семья, родственники, школа, армия, церковь, производство.

Становление личности продолжается в течение всей жизни человека и включает три основные фазы:

Адаптация (усвоение опыта, образцов жизнедеятельности)

Индивидуализация (человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности)

Интеграция (лучшее применение своим индивидуальным свойствам)

Чтобы стать личностью нужно объективно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор, быть терпимыми к окружающим.Слайд №13.

Итак, теперь вы знаете в чем заключается биосоциальная сущность человека, какие факторы влияют на развитие личности. Ответьте на вопрос – маугли кто он – человек или животное?

Слайд№14 Обсуждение высказывания.

Итак, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.

"Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми" (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.)

Закрепление. Слайд 15,16,17.

Домашнее задание. Слайд 18 . Оценки.