Понятие внутренняя позиция школьника. Особенности формирования и коррекции внутренней позиции школьника начального звена. doc - Беседа для родителей. Формируем внутреннюю позицию школьника
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА 6-7ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики
Аннотация
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе особенно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение. Одной из ключевых проблем является формирование внутренней позиции школьника 6-7летних детей. В статье дается характеристика данного феномена, психологического содержания и выделяются уровни развития.
THE INTERNAL POSITION OF A SCHOOLBOY 6-7ЛЕТНЕГО CHILD AS A BASIC COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY UNIVERSAL ACADEMIC ACTIONS UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE GEF IN ELEMENTARY SCHOOL
Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy
Abstract
In connection with the introduction of new GEF in elementary school becomes particularly relevant psychological and pedagogical support. One of the key problems is the formation of the internal position of a schoolboy 6-7летних children. The article is devoted to the phenomenon of psychological content and highlights levels of development.
Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]..02.2019).
Личностные универсальные учебные действия младших школьников включают в себя не только мотивационную составляющую, но также особенности самооценки, нравственного становления и, конечно, самоопределения. При реализации ФГОС в начальной школе процесс формирования внутренней позиции школьника у 6-7летнего ребенка становится очень актуальным. Рассмотрим это более подробно.
Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.
Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы
данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.
Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.
Данный феномен в психологической науке изучался еще в середине прошлого века. Помимо Божович Л.И., внутреннюю позицию школьника исследовали также Гуткина Н.И., Гинзбург М.Р., Зак А.З., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Благодаря проведенным исследованиям, смогли уточнить сложную динамику ее формирования с точки зрения развития мотивационно-смысловой сферы и отношения к школьным предметам.
Согласно Божович Л.И., развитие учебных мотивов – важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится серьезной содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. Причем, важным становится наличие познавательной потребности: интерес к учебным задачам, овладению новыми умениями и знаниями.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, благодаря чему обеспечивается соподчинение мотивов. Следовательно, он теперь становится способен подчинить импульсивные свои желания поставленным сознательно целям. Это способствует формированию в структуре личности новых моральных мотивов – чувства долга и ответственности.
Проведенные исследования позволили выделить систему мотивов, которые характерны для перехода к начальному образованию.
Во-первых, учебно-познавательные мотивы. В таком случае ребенок ориентируется на усвоение способа добывания знаний. Его интересуют приемы самостоятельного их приобретения, методы научного познания, способы саморегуляции учебной работы, рациональная организация своего труда.
Во-вторых, широкие социальные мотивы. Речь идет о потребности в социально-значимой деятельности и мотиве долга.
В-третьих, позиционный мотив, который связан с желанием занять иное положение во взаимоотношениях с окружающими людьми.
В-четвертых, внешнее побуждение. Как правило, это давление со стороны (родители, учителя и т.д.).
В-пятых, наличие игрового мотива или желание получать высокую оценку.
Естественно, при неадекватности мотивов можно будет прогнозировать наличие низкой или относительно низкой успеваемости.
В результате создается сложная психологическая ситуация. Из-за мотивационной незрелости плохо или медленно формируется учебная деятельность. В результате можно отметить низкий уровень успешности обучения, несформированность учебной деятельности и регулярный неуспех ребенка. В результате можно наблюдать дальнейшее снижение мотивации.
Поэтому внутренняя позиция школьника является базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий 6-7летних детей. Наличие непринятия нового статуса ученика, низкой школьной мотивации и даже негативного отношения ребенка к обучению в школе будет значительно осложнять процесс возрастного развития и адаптацию.
Остановимся на критериях сформированности внутренней позиции школьника.
Во-первых, наличие положительного отношения к школе и процессу учения. Помимо этого, обязательным является проявление познавательного интереса к содержанию школьных занятий. Ребенок должен предпочитать уроки школьного типа дошкольным.
Во-вторых, имеется адекватное содержательное представление о подготовке к школе, и предпочитаются классные коллективные занятия индивидуальным, домашним.
В-третьих, ребенок положительно относится к школьной дисциплине, поддержанию общепринятых норм поведения и предпочитает социальный способ оценки знаний. Речь идет об отметках, а не о дошкольных способах поощрения (сладости и подарки).
Учеными выделены уровни сформированности внутренней позиции школьника 6-7летних детей.
Низкий уровень характеризуется наличием отрицательного отношения к школе и к поступлению в нее.
Средний уровень можно разделить на два подуровня.
Во-первых, ребенок положительно относится к школе, но у него отсутствует ориентация на школьное содержание. Он хотел бы учиться в школе, но, при этом, сохранить дошкольный образ жизни.
Во-вторых, имеется ориентация на систему содержательных моментов действительности в школе и на образец «хороший ученик». Но, в то же время, сохраняется приоритет социальной мотивации.
Признаки проблемы.
Часто первоклассники становятся более капризными и упрямыми, чем были в дошкольном
возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы
понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с
собой, когда видим, что любимый ребёнок, недавно ещё доверчивый и ласковый, замыкается,
обижается в ответ на наши попытки помочь и даже грубит.
Мнение науки.
Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает
один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он
отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не
потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не
хватает для поступательного развития ближайшего окружения, его «тянет» к более широкому
социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит,
отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.
Что делать?
В такой период больше, чем когдалибо, юному школьнику нужна наша поддержка.
Постарайтесь, чтобы она не6 обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и
наши встревоженные и растерянные лица. Другое дело, если ребёнок почувствует, насколько
важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к
нему начинают относиться подругому, с большим уважением. Хорошо, если иногда он будет
слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его первых успехах в школе. Ребёнку
будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается
трудное задание.
Готов ли ребёнок к школе?
Признаки проблемы.
Не все хорошо подготовлены к школе. Конечно, всё чаще в первый класс приходят дети
читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какойнибудь иностранный язык. Это
называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний
истощается, и главным становится желание и умение учиться.
Мнение науки.
Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая
проявляется
– в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили новый красивый портфель;
в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;
в способности организовывать и контролировать свои действия;
в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;
в способности на достаточном уровне сосредотачивать внимание, воспринимать предлагаемый
материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для
учения.
Что делать?
Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в
школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса
к содержанию новой для них учебной деятельности.
Вопервых, важно создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на
положительные эмоции по отношению к учёбе в школе.
Вовторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставил перед
собой (научиться писать, складывать и т.п.),
с результатами своей деятельности (этому научился, а этому нет) и с прилагаемыми им самим
усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не
постарался»).
Втретьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте
с отметкой, которую первоклассник ещё долго не будет получать). Необходимо помнить, что
похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно
трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей.
Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем
усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём,
когда родитель сравнивает успехи начинающего ученика не с успехами других, а с его
прежними результатами.
Вчетвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения
учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, контролируя их и
самостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно также
формировать привычку слушать и выполнять указания взрослого. Начинать с того, чтобы попросить
ребёнка повторить инструкцию. Для тренировок подойдут любые виды графических диктантов
(обведение клеточек, их заполнение условными значками).
Первый учитель.
Признаки проблемы.
Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё
знает про пугающеувлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю,
так, как если бы он был его родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному
школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным
учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на
их желании учиться.
Мнение науки.
Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как
родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для
эффективного психологического развития ребёнка на протяжении всего младшего школьного
возраста. Дело в тои, что интеллектуальное и возрастное развитие детей в данный период проходит
через усвоение основ нравственных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде.
Вариативны только способы их представления. если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и
не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он усвоит
легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом слове педагога, учение
будет долгим и трудным.
Что делать?
В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его
авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться ваш
сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и
о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните:
учитель – близкий друг и помощник не только вашего ребёнка, но и ваш.
Как завести новых друзей?
Признаки проблемы.
Ещё недавно ваш сын или ваша дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе
всё подругому. Почемуто нужно сидеть рядом с мальчиком или девочкой, которые не очень
нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но это полбеды. В классе так «заведено», что
нельзя начать новое задание, если ктото ещё не доделал предыдущее, или, наоборот, тебя все
недовольно ждут и шёпотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?
Мнение науки.
Учёные отмечают, что, попав в школу, ребёнок впервые сталкивается не просто с
межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от
выполнения заданий каждым учеником.
Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они очень привлекательны. Каждый
юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первого
класса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных
принадлежностей, близость проживания или дружба родителей. И только потом постепенно на
первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.
Что делать?
Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка.
Общение определяется также умением устанавливать контакт с детьми. Понаблюдайте за
особенностями контактов своего первоклассника: есть ли у ребёнка друзья, приходят ли они
домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам
попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности.
Слишком частая смена партнёрство общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается»
сверстниками. «Ябедничество», которое часто встречается у семилетних детей, если оно ярко
выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка
другими детьми. В ряде случаев ребёнок не умеет «мирным путём» разрешить возникающие
конфликты. Нарушения общения со сверстниками очень часто становятся причинами
отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.
Уважаемые родители первоклассников! У вас начинается новая трудная, но увлекательная
жизнь. Оставайтесь родителями для начинающих школьников: заботливыми, всё понимающими,
поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.
Страница 1
Внутренняя позиция школьника – это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. (Л.И. Божович).
Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющие ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать эито в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.
В специальных экспериментальных исследованиях по изучению новообразования (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, 1951) было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров). Наоборот, в случаях несформированности этого образования дети предпочитают роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в «перемены», разыгрывание «прихода» и «ухода» из школы.
Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь не подходит, т.к. занимает слишком много времени. заменим ее методикой, позволяющей выявить особенности произвольного поведения ребенка. Хорошее качество выполнения задания, предполагаемого в методике, изучающей произвольность, косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
Поступление в школу и начальный период (адаптации) обучения вызывают перестройку всего образца жизнедеятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения показывают, что среди поступающих в первый класс, лишь частично справляются с учебной программой.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять и самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.
Поэтому понятие «Готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.
Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на основе глубокой психофизиологической и психолого-педагогической диагностики.
Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень зрелости ребенка.
Готовность детей к школе может определятся по таким параметрам, как планирование, контроль. Уровень развития интеллекта.
1. Планирование
– умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
Низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;
Средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
Высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
Личностная готовность к школьному обучению.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи .
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.
К эмоциональным чувствам можно отнести:
Любопытство;
Любознательность;
Чувство юмора;
Удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
Чувство прекрасного;
Чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
Чувство гордости;
Чувство стыда;
Чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника вомногом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.