Современные исследования мирового океана в 21 веке. Этапы изучения мирового океана. Современное состояние проблемы изучения и освоения мирового океана в рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан»
В наше время почти все открыто и нанесено на карты. Но только почти. Смысл понятия “географическое открытие” во многом изменился. Географическая наука на современном этапе ставит задачей выявление взаимосвязей в природе, установление географических законов и закономерностей.
Одна из важнейших и в то же время сложный проблем современного человечества - комплексное освоение Мирового океана. Решить ее можно только разработав четкую стратегию и определив формы международного сотрудничества в деле освоения океана и сохранения его как целостной экологической системы.
На современном этапе развития науки огромное значение придается исследованию Мирового океана особенно высокоразвитыми странами. Активным развитием национальных океанографических программ выделяются США, Япония, Германия, Франция.
Лидером в исследовании и освоении Мирового океана является США. Так, в 1991 году в США была подготовлена комплексная программа COPS , направленная на:
создание в течение десятилетия первого поколения действующих систем прогнозирования процессов, происходящих в прибрежных районах океана (экологических, биологических, транспорта донных осадков);
моделирование, воссоздание и прогноз синоптической изменчивости прибрежной циркуляции;
создание электронных датчиков, акустических, оптических, радиолокационных спутниковых систем дистанционного зондирования океана, автономных систем наблюдения in situ, численных моделей океанической циркуляции, методов увеличения банков данных, супер-ЭВМ и систем управления банками данных.
Институт океанографии Скриппса продолжает разработку и выполнение проекта АТОК , на реализацию которого Управлением перспективных научных исследований Мирового океана в 1994 году было выделено 56 млн. долл. В течение 30 месяцев были проведены инженерные разработки и исследования в Тихом океане по определению средних значений температуры воды на больших глубинах океана по трассам длиной несколько тысяч миль и картирование этих значений для мониторинга климата.
С 13.02.1995 по 15.01.1996 состоялась 11-месячная кругосветная экспедиция самого большого, оснащенного современным оборудованием океанографического судна “Malkolm Baldrige” Национального управления США по изучению океанов и атмосферы. Экспедицией проведены комплексные исследования с целью получения банков данных о взаимодействии океанов и атмосферы. Планировалось участие судна в международных программах.
Одним из последних крупных проектов, имеющим важное значение для развития физической океанографии в СССР был проект “Помпон-70” , а в 1985 году его часть, которая называлась “Мезополигон” . В результате семь НИС исследовали широкий спектр природных процессов в тропической Атлантике, в Тихом океане. Именно благодаря этому проекту в мире широкое распространение получил так называемый полигонный метод исследований. Его суть заключается в том, что на сравнительно большой акватории океана располагаются суда или автономные буйковые станции, с которых ведутся длительные синхронные наблюдения за состоянием океана (на поверхности и на разных глубинах), а также за атмосферой.
Всестороннее самостоятельное изучение Мирового океана непосильно ни для одной страны. Поэтому практикуется тесное сотрудничество ученых и специалистов разных стран.
На сегодняшний день основными исследовательскими международными программами являются: совместный проект по изучению глобальных потоков в океане (JGOFS), его биохимическая часть (BOFS); эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана (WOCE); технологический проект по разработке автономных исследовательских подводных аппаратов (AUTOSUB); глобальная система наблюдения за океаном (GOOS); международный проект ЮНЕСКО по прибрежным экосистемам (КОМАР); программа исследования неживых ресурсов (OSNLR) и некоторые другие.
Особый интерес представляет программа WOCE (6 лет подготовительных работ, США). Руководство экспериментом, к выполнению которого приступили в 1990 году, осуществляется специально организованным комитетом? Наиболее обширная гидрологическая часть программы, рассчитанная на 7-10 лет, предполагает осуществить глобальные наблюдения за циркуляцией Мирового океана (в первые три года - Тихого, затем Индийского и Атлантического океанов).
Наблюдения включают:
Установку заякоренных измерителей течений;
Изучение глубоководной циркуляции при помощи поплавков нейтральной плавучести нового типа ALACE (в среднем на глубине 1500 м);
Глобальные измерения температуры поверхности моря, циркуляции в верхнем слое, атмосферного давления с использованием 530 дрифтеров на акватории 600 км 2 ;
Измерения уровня моря (прямые и дистанционные);
Использование микроволновой альтиметрии с ИСЗ ERS-1, TOPEX/POSEIDON, ADEOS.
Раздел программы, посвященный моделированию, предполагает в качестве первого шага разработку вихреразрешающей циркуляции Северной Атлантики. Организуются специальные центры анализа данных.
В частности, в рамках программы WOCE в 1991 году была проведена совместная советско-американская экспедиция в восточной части Черного моря. Шесть дрифтеров, конструкция которых соответствовала требованиям WOCE, были построены МГИ АН УССР и фирмой “Манвил-океан” совместного советско-швейцарского предприятия “Манвил”.
Для программы WOCE важное значение имеет спутниковая система TOPEX/POSEIDON, миссия которой - изучение Мирового океана. Аппаратура разработана совместными усилиями американских и французских ученых. Запуск состоялся 10 августа 1992 года; непрерывные наблюдения начались с конца сентября 1992 года. Получаемые данные анализируются группой из 200 ученых, занимающихся изучением глобальной циркуляции океана, геодезией, геодинамикой, океаническим ветром и волнами. Весьма перспективный метод исследования океана связан с использованием космических средств - орбитальных станций и ИСЗ. Возможно, что только он позволит получить достаточное количество информации о состоянии океана, равное количеству данных о состоянии атмосферы.
Привет дорогие читатели! В этом посте главной темой будет исследование мирового океана. Океан очень красив и заманчив, в нем обитает множество различных видов рыб и не только, также океан помогает нашей Земле в выработке кислорода и играет важную роль в ее климате. Но люди, относительно недавно, детально занялись его изучением, и были удивлены результатами... Об этом читайте далее...
– это наука, которая связана с изучением . Также она нам помогает значительно углубить знания и о природных силах , в их числе горообразование, землетрясения, извержения вулканов.
Первые исследователи считали, что океан является препятствием на пути к отдаленным землям. Их мало интересовало, что находятся в глубинах океана, несмотря на тот факт, что мировой океан занимает более 70% поверхности Земли.
Именно по этой причине, еще 150 лет назад господствовало представление о том, что океанское дно – это лишенная любых элементов рельефа, огромная равнина.
В XX веке началось научное исследование океана. В 1872 – 1876 гг. состоялось первое серьезное плавание с научной целью, на борту британского судна «Челленджер», на котором было специальное снаряжение, а его команда состояла из ученых и моряков.
Во многом результаты этой океанографической экспедиции обогатили человеческие знания об океанах и их флоре и фауне.
В глубине океана.
На «Челленджере» для промера океанских глубин были особые лотлини, которые состояли из свинцовых шаров, весивших 91 кг, эти шары были закреплены на пеньковом канате.
Несколько часов могло длиться опускание на дно глубоководного желоба такого лотлиня, а вдобавок ко всему, этот метод довольно часто не обеспечивал нужной точности измерения больших глубин.
В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубина всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала.
Суда, которые были оснащены эхолотами, измеряли глубину по ходу следования и получали профиль океанского ложа. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м.
Использовавшиеся ранее для измерения океанских глубин, утяжеленные лотлини, часто были оснащены небольшими грунтовыми трубками для взятия с океанского дна проб грунта. У современных пробоотборников большой вес и размер, а погружаться они могут на глубину до 50 м в мягкие донные отложения.
Крупнейшие открытия.
Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле.
Эти открытия доказали тот факт, что у океанов относительно молодой возраст, а также подтвердили, что породившее их движение литосферных плит и сегодня продолжается, медленно изменяя земной облик.
Движение литосферных плит вызывает извержения вулканов и землетрясения, а также приводит к образованию гор. Изучение океанической коры продолжается.
Судно «Гломар Челленджер» в период 1968 – 1983 гг. находилось в кругосветном плавании. Оно снабжало геологов ценной информацией, буря скважины в океанском дне.
Судно «Резолюшн» Объединенного океанографического общества глубокого бурения выполняло эту задачу в 1980-е гг. Это судно было способно производить подводные бурения на глубинах до 8300 м.
Сейсмические исследования также обеспечивают данными о донных океанских породах: ударные волны, посланные с поверхности воды отображаются от различных слоев породы по-разному.
В результате этого ученые получают очень ценную информацию о возможных месторождениях нефти и о структуре пород.
Для измерения скорости течения и температуры на разных глубинах, а так же для взятия проб воды используются другие автоматические приборы.
Искусственные спутники также играют важную роль: они осуществляют мониторинг океанических течений и температур, которые влияют на .
Именно благодаря этому мы получаем очень важную информацию об изменении климата и глобальном потеплении.
Аквалангисты в прибрежных водах могут без труда нырять на глубину до 100 м. Но на глубины, которые больше, они погружаются, постепенно повышая и сбрасывая давление.
Такой метод погружения успешно используют для обнаружения затонувших судов и на морских нефтепромыслах.
Этот метод дает намного больше возможностей при погружении, чем водолазный колокол или тяжелые водолазные костюмы.
Подводные аппараты.
Идеальное средство для исследования океанов – это подводные лодки. Но большая их часть принадлежит военным. По этой причине ученные создали свои аппараты.
Первые такие аппараты появились в 1930 – 1940 гг. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пиккар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера).
На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб.
Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 м.
Делаем вывод: огромный мировой океан изучен совсем немного и нам предстоит его изучать все более углубленно. И кто знает, какие нас ждут открытия в будущем... Это большая загадка, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.
Исследователи из разных стран доказали, что живые организмы населяют всю толщу воды Мирового океана (МО). Ученые пришли к этому выводу еще в минувшем столетии, а современная глубоководная техника подтверждает существование рыб, крабов, раков, червей на глубине до 11000 м. Выясним, как дно Мирового океана исследовал французский ученый Жак Пикар, какой вклад внесли английские и российские океанологи.
Вода на Земле — объект неустанного внимания человечества
Лет 400-500 назад многие путешественники не предполагали, каковы истинные размеры и глубина океанов. Умы многих бередили легенды об Атлантиде, погрузившейся в пучину моря, мифы об удивительной стране Эльдорадо, где водные источники даруют вечную молодость. Плавания европейцев к далеким берегам, где в изобилии были золото, драгоценности и пряности, всегда были опасными из-за наличия скалистых рифов и обширных мелей на пути кораблей. Но это не помешало совершить Великие географические открытия, нанести на карту большинство морей и заливов, найти проходы между материками и островами.
Кто исследовал дно Мирового океана в древности и в средние века? Мореплаватели изучали подводный рельеф доступными им способами, наносили на карты и глобусы. Ученые подсчитали, что водная поверхность на нашей планете в три раза превышает площадь суши (361 и 149 млн км 2 соответственно). Мировой океан во все периоды истории оказывал влияние на развитие торговли, рыболовства и путешествий. Велика роль МО в формировании климата и погоды на суше, обеспечении населения продуктами питания.
Зарождение океанологии (океанографии)
Дно Мирового океана исследовал во время своего кругосветного путешествия; уделяли внимание замерам глубин и Но это были не ученые, а торговцы и мореплаватели. В XIX-XX веках возросла роль науки в исследовании океана. Благодаря достижениям исследователей были проложены безопасные водные пути, созданы карты течений, солености и температуры, подводного и подледного рельефа.
Одновременно развитие судоходства оказало значительное влияние на организацию и работу научных экспедиций. Так произошло с плаваниями российских судов, которые отправились в кругосветные путешествия, подошли к берегам Антарктиды. Было организовано изучение побережья и глубины северных и дальневосточных морей.
Кто исследовал дно Мирового океана
Успех морских путешествий способствовал накоплению знаний о МО. Постепенно происходило становление одной из географических наук — океанологии. Среди ее основоположников — голландец Б. Варениус и россиянин Ю. Шокальский. Значительный вклад в этот процесс внесли российские мореплаватели и военные. Дно Мирового океана исследовал одним из первых итальянец Л. Марсильи.
В начале XIX века русские ученые Э. Ленц и Е. Паррот изобрели глубомер. В середине того же столетия американец Дж. М. Брук создал лот с отделяющимся грузом для сбора образцов грунта. Этими достижениями успешно воспользовались участники океанографической экспедиции на британском корабле «Челленджер». Работая под эгидой Английского Королевского общества, ученые в 1872-1876 годах собрали богатые коллекции морских растений и животных, измерили глубины в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. К числу выдающихся исследователей того времени следует отнести русского океанолога С. О. Макарова, изучавшего Черное и Средиземное моря.
Замеры в океане позволили создать на рубеже XX века почти полную карту глубин. Около 100 лет назад на смену веревочным лотам пришли звуковые волны и приборы — эхолоты. Устройство издает который отражается от дна и улавливается. Зная время и скорость звука в воде, получают в результате расчетов расстояние, которое надо поделить пополам. Это и будет глубина в районе проведения измерений.
Открытия на дне МО
Эхолоты открыли перед исследователями Мирового океана широкие возможности. Последние десятилетия XIX века и годы после Второй мировой войны были отмечены ростом интереса к биологии МО. Ученые собрали доказательства существования жизни не только в поверхностном слое воды, но и на глубине. Во второй половине XX века весь мир облетели снимки, на которых люди увидели дно Мирового океана. Фото глубоководных организмов поразили воображение обывателей. Ведь существа, обитающие в кромешной темноте при температуре около 2-3 °С, обладают светящимися и электрическими органами.
Ученые нанесли на карты протяженные срединно-океанические хребты, котловины, отдельные горы. Легче всего было исследовать шельф и материковый склон, но истинных первооткрывателей манили глубины. Еще в конце XIX века участники экспедиции «Челленджера» обнаружили и нанесли на карту самое глубокое место в МО в районе на северо-западе Тихого океана. Подобные желоба возникли в результате столкновения мощных континентальных платформ с тонкими океаническими плитами. На материках глубоким впадинам в океане соответствуют молодые горные массивы.
Объект изучения — дно Мирового океана
Исследовал швейцарский океанолог Жак Пикар вместе с гражданином США Доном Уолшем. Для погружения ученые использовали глубоководный аппарат «Триест». Произошло это важное событие 23 января 1960 года. До этого в экспериментальных погружениях участвовал знаменитый французский режиссер и натуралист Жак Ив Кусто, который впоследствии снимал документальные фильмы о жизни на дне Мирового океана.
Жак Пикар совместно с Доном Уолшем в «Триесте» погрузились в «Бездну Челенджера» на юго-западе Марианской впадины. Глубина здесь достигает 10 911-11 030 м ниже уровня МО. Продолжительность спуска батискафа составила около 5 часов, исследователи самого глубокого желоба в мире пробыли на его дне 20 минут, подкрепили силы шоколадкой и начали подъем, длившийся более 3 часов.
Исследования показали, что разнообразие видов глубоководных животных соперничает с богатством фауны тропических коралловых рифов. Морские донные организмы приспособлены к своей среде обитания, хотя на дне впадин темно и холодно.
Основные направления современных исследований МО
Вторая половина XX века ознаменовала начало международного этапа изучения Мирового океана. Были организованы плавания научно-исследовательских судов, глубоководные бурения для сбора образцов грунта. В конце минувшего столетия ученые больше внимания уделяли взаимодействию МО с материками, влиянию на климат.
С тех пор, как дно Мирового океана исследовал Жак Пикар, прошло немало времени. Океанографические исследования продолжаются, они позволяют выявить в МО одиночные вулканы, зоны разломов и сейсмической активности. В результате столкновения океанических и материковых плит, вулканических извержений происходят стихийные природные явления, гибнут сотни тысяч человек, погружаются в пучину вод острова, возникают огромные волны — цунами. Разрушительной силой обладают тайфуны, которые зарождаются над океанами и обрушиваются на побережья. Изучение и своевременное предупреждение населения об этих опасных явлениях — одна из задач современной океанологии.
Внушительные запасы природных ресурсов МО позволяют человечеству рассчитывать на безбедное существование еще на протяжении сотен лет. Воды океанов давно уже бороздят не только рыболовные, грузовые, пассажирские и военные суда. Геологоразведочные и научно-исследовательские корабли, добывающие платформы стали элементами, без которых уже трудно представить безбрежные морские просторы.
Большую роль в изучении океана играют экспедиционные суда, оборудованные специальной аппаратурой, в частности для изучения океанического дна.
В Северном Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций.
Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т.п. Наблюдения за океаническими течениями, волнами и дрейфующими льдами ведутся также из космоса.
Загрязнения океанов
Космическая съемка Земли показывает, что 1/3 всей поверхности океана покрыта масляной нефтяной пленкой. Наибольшему загрязнению подвергается Тихий океан, в особенности у берегов Японии и США, где расположены крупные города и промышленные районы.
Признаки загрязнения вод и морских организмов промышленными отходами обнаружены даже у берегов Антарктиды. В крови пингвинов был обнаружен ядохимикат, вынесенный с полей через реки и моря в океан. Там он попал в организм рыб, которыми питаются пингвины.
Международные соглашения об охране вод океана призывают разумно использовать его богатства и охранять его неповторимую природу. В первую очередь это необходимо самому человеку.
Воды суши
Воды суши – материковые воды – часть водной оболочки.
На суше имеются пять типов скоплений воды : подземные воды, реки, озера, ледники, болота. Вода также присутствует в почве.
Объем всех поверхностных вод суши вместе с ледниками составляет около 25 млн км 3 , т.е. в 55 раз меньше объема океана. В озерах сосредоточено около 280 тыс. км 3 воды, запасы почвенной влаги – 85 тыс. км 3 ; в реках – 1,2 тыс. км 3 .
По В. И. Вернадскому , в земной коре содержится 1,3 млрд км 3 воды, но значительная ее часть химически связана с минералами.
Пресная вода гидросферы – источник жизни на Земле. Она находится в реках, озерах, водохранилищах, ключах, родниках, подземных источниках, ледниках.
Подземные воды
Подземные воды - это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).Образуются в основном путем просачивания атмосферных осадков и талых вод, и их накопления в порах, трещинах и пустотах горных пород. Подземные воды характеризуются различным химическим составом. По степени минерализации они могут быть пресными, таки рассолами, содержащими более 35г/л солей.
Подземные воды находятся в почве и горных породах верхней части земной коры.
Условия образования: достаточное количество атмосферных осадков, способность горных пород пропускать воду.
По отношению к воде различают водопроницаемые (песок, гравий), водонепроницаемые (глины, мерзлота) и растворимые (известняк, поваренная соль) породы . Вода легко просачивается через толщи песка, гравия, гальки. Пласты, состоящие из этих пород, называются водопроницаемыми . Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются водоупорными ; они состоят из глины, гранита, песчаника, глинистого сланца.
Так как верхняя часть земной коры имеет слоистое строение и слои могут состоять как из водоупорных, так и водопроницаемых пород, то подземные воды залегают слоями. Слои водопроницаемых пород, содержащие воду, называют водоносными .
По условиям залегания выделяют почвенные (залегают непосредственно у поверхности земли, в почве), грунтовые (залегают на первом водоупорном слое) и межпластовые (заключены между двумя водоупорными слоями) воды. Межпластовые воды питаются на участках, где нет верхнего водоупорного слоя; могут быть напорными, или артезианскими (если заполняют весь водоносный слой), и ненапорными.
Если водоносный слой находится между двумя водоупорными и эти пласты изогнуты в виде чаши, то вода в нижней части изгиба пластов будет находиться под напором. Из скважины, пробуренной в этом месте до водоносного слоя, начинает фонтанировать вода. Такие выходы подземной воды называются артезианскими колодцами .
Поверхность грунтовых вод называется уровнем грунтовых во. Высота уровня грунтовых вод зависит от многих факторов: 1) количества атмосферных осадков, 2) расчлененности местности, т.е. от количества и глубины оврагов и рек в данной местности, 3) от близости и полноводности рек и озер.
Если водонапорный пласт имеет наклон в ту или иную сторону, то вода начинает течь по нему в сторону наклона и обычно где-нибудь, чаще в долине, овраге, у подножия склона, выходит на поверхность. Место выхода грунтовой воды на поверхность называется источником , ключом или родником .
Естественные выходы подземных вод на поверхность - источники , могут быть холодными (до +20 ºС), теплыми (+20-37 ºС) и горячими (от +37 ºС).
В некоторых районах земного шара на поверхность земли выходит вода, содержащая повышенное количество растворенных веществ и газов. Такую воду называют минеральной .
Если грунтовые воды ежегодно пополняются и их количество остается неизменным, то межпластовые воды пополняются очень медленно, так как их накопление шло сотни и даже тысячи лет.
Реки
Река - естественный водный поток, текущий по одному и тому же месту постоянно или с перерывами.
Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.
Место начала реки - исток . Истоком служит озеро, болото, источник, бьющий из под земли родник, ледник. В высоких горах реки начинаются с ледников.
Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева – левый.
Место, где река заканчивается, впадая в океан, море, озеро, - ее устье . Устья делят на дельты (много рукавов и протоков) и эстуарии (однорукавные). При впадении реки в море принесенный рекой песок, глина, гравий откладываются на дне, образуя дельту. Самую большую дельту в нашей стране имеет река Лена . Большие дельты также у рек Нил, Волга, Миссисипи.
Длина реки - расстояние от ее истока до устья. Одной из самых длинных рек считается – Нил (с Кагерой) – 6671 км, далее следует Янцзы – 6300 км.
Уклон реки - отношение разности высот двух пунктов к длине участка между ними.
Всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, - речной долине . Речная долина, состоит из русла, поймы и террас. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называется руслом реки.
Во время розлива, чаще всего весной, когда тает снег, река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины – пойму .
Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называют террасами.
Террасы - повышенные части речной долины, не затапливаемые даже при наивысших уровнях воды в реке. Они возникают в результате размывающей деятельности реки (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.
Река вместе со всеми притоками, включая и реки, впадающие в притоки, образует речную систему . Название системы дается по названию реки. Все притоки несут воду в главную реку.
Территория, с которой река со своими притоками собирает воду, называется водосборным бассейном реки .
Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.
Самая большая площадь бассейна у реки Амазонки в Южной Америке – свыше 7 млн км 2 .
Граница между бассейнами рек - водораздел .
Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделом служат какие -либо возвышенные пространства.
Территории материка, не имеющие стока в океан, называются бассейнами внутреннего стока . К ним относится, например, значительная часть Восточно-Европейской равнины в Евразии, по которой течет река Волга .
Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.
Территорию, воды с которой стекают в тот или иной океан, называют бассейном данного океана.
Реки Африки принадлежат к бассейнам Атлантического (Нил, Конго, Нигер ) и Индийского (Замбези, Лимпопо ) океанов. Протянувшиеся вдоль западного побережья Южной Америки Анды служат водоразделом между бассейнами Атлантического и Тихого океанов . Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан . Это самая многоводная река мира – Амазонка , а также Парана и Ориноко .
Рельеф местности влияет на направление и характер течения реки. В зависимости от рельефа выделяют горные (быстрое течение, значительные уклоны, спрямленные глубокие долины) и равнинные реки (медленное течение, незначительные уклоны).
Горные реки, как правило, имеют стремительное, бурное течение. Они текут в узких скалистых долинах с крутыми склонами. Так, например, река Колорадо , берущая начало в Скалистых горах Северной Америки, образует Большой каньон – глубокую и узкую долину с отвесными берегами.
У равнинных рек, таких как Волга, Обь, Днепр , течение спокойное, довольно медленное, они сильно меандрируют, их долины не глубокие, но широкие, с хорошо развитой широкой плодородной поймой.