Болезни Военный билет Призыв

Урок родного языка с использованием программированного обучения. Применение элементов программированного обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида для развития познавательной деятельности обучающихся. Задачи обучения инфо

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Педагогический стаж – 11 лет Чиркова Оксана Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 51 Канавинского района города Нижнего Новгорода

Развитие способностей самоконтроля и самооценки результатов деятельности обучающихся через использование технологий программированного обучения «Преподавание – это содействие обучению. Можно учиться и без педагогов, но учитель подготавливает условия, делающие процесс обучения быстрее и эффективнее» Б.Скиннер

Условия формирования личного вклада в развитие образования Реформа образования продолжается, главное условие её успешной реализации – учитель, готовый к новым формам и методам работы. Современный учитель – это не только человек, дающий знания, это и воспитатель, и организатор внеурочной деятельности класса, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс. Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате нет достижений. «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А.Барбюс

Актуальность личного вклада в развитие образования Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога

Теоретическое обоснование опыта «Обучать – значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер Опыт по формированию и развитию способностей самоконтроля и самооценки результатов деятельности обучающихся через использование технологий программированного обучения на уроках опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: А.Я. Герд (метод опытно-эвристического обучения) Н.Ф. Талызина (теория поэтапного формирования умственных действий и понятий) 3. Б. Скиннер (теория программированного обучения) 4. И.С. Якиманская, Е.Н.Степанова (Личностно-ориентированное образование)

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Цели и задачи: фиксировать результаты выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь). ознакомить учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания Закрепить пассивные знания обучающихся контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся Актуальность и перспективность: Новая модель обучения реализует принципы личностно-ориентированного Образования. Технология программированного обучения предполагает: Возможность вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации Возможность по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения Активизация процесса обучения, реализация идеи развивающего обучения, увеличение объема самостоятельной работы учащихся Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Использование программы «1С» на уроках русского языка (школа «Кирилл и Мефодий »)

Основная педагогическая идея опыта Использование технологий программированного обучения:

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ – ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ Линейный Адаптивный Разветвленный Циклический 1.Малые шаги - учебный материал делится на малые части (блоки). 2.Вопросы открытого типа (один ответ) 3.Немедленное подтверждения правильности ответа - после ответа на поставленный вопрос обучающийся имеет возможность проверить правильность 4.Дифференцированное закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах Поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого 1.Использование закрытых вопросов - в каждой порции учащемуся предлагается ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа. Только один вариант ответа является правильным 2. Возможность самостоятельно выяснить в чём он ошибся, 3Дифференцированный ход инструментального учения - разные учащиеся пройдут обучение различными путями. информационный блок; - тестово-информационный; - коррекционно-информационный; - проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; - блок проверки и коррекции.

Соответствие возрастным особенностям Класс Виды алгоритмов Примеры заданий 5 Линейный Выписать слово с ошибкой, исправить её Выполнить морфемный разбор слова Определить морфему, в которой была допущена ошибка Определить вид орфограммы Привести 3 примера на эту орфограмму 6 Адаптивный Определить часть речи Определить лексическое значение слова Выделить основу Написать слово, от которого образовано Найти морфему, с помощью которой образовано слово Определить способ словообразования 7-9 Разветвленный Тире в предложении 10-11 Циклический Прочитать текст Найти проблему Выявить позицию автора Подобрать 2 аргумента 4.1. Если подобрали – можно приступать к написанию сочинения 4.2. Если нет – вернуться к п.2 (в тексте всегда больше 1 проблемы) 4.3. Повторить действия с п.3

Тире в предложении ВЫДЕЛИТЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ Одна грамматическая основы (простое предложение) Две грамматических основы (сложное предложение) Между подлежащим и сказуемым Перед обобщающим словом НЕТ да да СОСТАВИТЬ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Использование технологии программированного обучения на уроках русского языка Тип урока Этап урока Цель Пример алгоритма Изучение нового материала «Сложное предложение» 5 класс Первичная проверка усвоения знаний Выработать умения по применению знаний. 1.Выделите грамматическую основу 2. Определите вид предложения по количеству грамматических основ 3. Расставьте недостающие знаки препинания 4.Сделайте вывод: простое предложение – это____ ; сложное предложение – это______ Повторительно-обобщающий «Различение грамматических омонимов» 7 класс контроль и самопроверка знаний; определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками Определить часть речи

СВЕТЛО Определить, каким членом предложения является слово Обстоятельство Сказуемое да Наречие Нет Есть ли в предложении подлежащее да нет Краткое прилагательное Категория состояния

Результативность профессиональной педагогической деятельности Обученность Результаты ЕГЭ

Транслирование практических достижений профессиональной деятельности ШМО учителей русского языка и литературы Педагогический совет Проведение открытых уроков Педагогическое интернет-сообщество

Литература Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. - М., 1967 . Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы., М.: Высшая школа, 1970 Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1987. – 286 с. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с; Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика. – № 8/2007 – с. 71 Ресурсы сети Интернет http:// www.imc-new.com http:// edu-teacherzv.ucoz.ru http://pedsovet.su / Википедия http:// knowledge.allbest.ru http://www.rusedu.info / http://festival.1september.ru/articles/641716/


Немало путаницы возникает при использовании таких понятий, как программированное обучение и обучение программированию. Первое - это технология, второе - изучение языков программирования. Можно заметить, что оба выражения звучат очень похоже, но имеют разную категориальную базу. И если процесс изучения и применения языков программирования не вызывает вопросов у большинства населения, то возникновение и функции программированного обучения понятны не всем.

Концепция программированного обучения

Официально принято рассматривать программированное обучение как новый современный этап развития педагогической мысли и практики. Общеизвестно, что любой педагогический опыт (с точки зрения науки) «должен иметь достаточную обоснованность с опорой на исследования учёных», быть отрефлексированным и, поскольку речь идёт о технологии, при применении приводить к неизменно положительному результату. На чём же основывается технология программированного обучения?

Началось всё с американского психолога и изобретателя Берреса Фредерика Скиннера, которому принадлежит патент на так называемый «ящик Скиннера». Профессор, известный как автор теории (была создана как своеобразный ответ с той разницей, что условный рефлекс формируется не на основе стимула, а на почве подкрепления «спонтанно» возникающей реакции), принял участие в «гонке» по изучению личности человека и управлению ею (велась между СССР, США, Великобританией, Германией). Как один из сопутствующих продуктов исследований и изучений в 1954 году появилась концепция, а затем (в 1960-х) и технология программированного обучения Берреса Фредерика Скиннера.

Стоит отметить, что сравнение скиннеровской технологии с диалогами Сократа о расчёте площади четырёхугольника по меньшей мере нерезонно и не придаёт работе профессора большего веса и значимости. С таким же успехом можно сравнить тульские русские наигрыши на гармошке (основной танцевальный жанр на посиделках в царской России) с современным роком. А ведь действительно общих характеристик много - это и ритм, и напористость подачи музыкального материала, и даже содержание текста в некоторых случаях. Но рок - это музыкальный жанр, возникший с появлением электронных инструментов, усилителей, так что заявлять, что прапрадедушки веселились под «рок на гармошках», по крайней мере, неэтично.

Что же касается теории Б. Ф. Скиннера, то название технологии программированного обучения заимствовано из технократического словаря (от слова «программа») и также обозначает систему методов, средств обучения, контроля, алгоритмизации, которая обеспечивает достижение определённых запланированных результатов. Сократа по определению не может быть технологией и не схожа с ней, хотя бы потому, что античные мыслители обучали и воспитывали учеников «по образу и подобию своему». Как утверждал классик педагогической мысли Советского Союза: «Только личность может воспитать личность».

Роль развития компьютерных технологий в формировании новой педагогической концепции

Декабрь 1969 года был ознаменован запуском Сети, которая связала четыре ведущих американских университета и явилась прообразом современной сети Интернет. А в 1973 году при помощи к Сети были подключены Великобритания и Норвегия, что автоматически перевело её в статус международной. Компьютерные технологии развиваются семимильными шагами. Стоит отметить, что свой нынешний вид и функции компьютер приобрёл только в 1986 году (тогда начали выпускать машины с мультимедийными возможностями). До этого момента информационные машины использовались как незаменимый помощник бухгалтера и секретаря. С применением новой техники появляется возможность быстро обрабатывать и передавать большие объёмы информации, что очень облегчает работу при исследовании. Закономерно, что в 1996 году использование информационных технологий объявляется стратегическим ресурсом образования. На протяжении многих лет (1960-1996) велась работа над совершенствованием технологии программированного обучения, которая позволяла осваивать новые алгоритмы работы и выявляла «слабые» места. В конечном счёте педагогическая общественность признала, что данная разработка не может претендовать на звание универсальной и применима в определённых областях, поддающихся алгоритмизации.

Методика или технология

Стоит уделить внимание некоторым путаницам, возникающим в современной педагогике. Часто термин "технология" заменяют термином "методика", что не может считаться правомочным.

Изначально термин "технология" перекочевал в педагогическое пространство из мануфактур. В 19-20 веках обучение велось только в определённых слоях общества и имело индивидуальный характер. Но с приходом идеи «всеобуча» встал вопрос о том, как одновременно обучить большое количество учащихся, достигнув при этом конечной цели (образованного человека). Наверное, впервые встал вопрос о контроле полученных знаний и умений. А поскольку человеческий мозг привык «сигать по аналогиям», решением явилась технология, применяемая при изготовлении продукта на заводе. Конечно, педагогическая технология под «продуктом» подразумевала обученного человека, умеющего применять знания согласно ситуации. Однако до сих пор неоспорим тот факт, что ручная работа мастера ценится дороже того же продукта из мануфактуры (не будем углубляться в дебри экономики, а рассмотрим только практическую составляющую этого вопроса). Другой вопрос, что экономически целесообразным государство считает обучение в классах по 30 человек. Поэтому технология - это выбор «наименьшего зла», система с ориентацией на процессе обучения (например, в качестве основного признака программированного обучения являлась автоматизация процесса изучения, закрепления и контроля знаний).

Методика при вариабельности процесса обучения и индивидуальном подходе ориентирована в основном на результат (мастерская работа). Но применение методики в аудитории численностью 30 человек - проблематично.

Исходя из приведённых данных, можно сделать вывод, что к программированному обучению применим термин "технология".

Новые средства обучения

Особое внимание следует уделить самому процессу обучения (цель оправдывает средства) и его оснащению. Изначально методы программированного обучения были призваны максимально формализовать общение учителя и ученика (чем меньше оказывает воздействие на обучающегося преподаватель, тем правильнее выполняется алгоритм технологии). А в «век компьютерных технологий» средства программированного обучения пополняются с каждым новым изобретением (будь то программа или новый тренажёр). Можно долго приводить за и против применения компьютера и информационных технологий в процессе обучения, но то, что только личность педагога оказывает влияние на формирование личности ученика - неоспоримый факт (в начальной школе то, что говорит учитель, весомее утверждений самых авторитетных родителей). Таким образом, учитель берёт на себя функцию контроля психосоматического состояния слушателя и освоения этапов обучающей программы.

На практике данная технология зачастую сводится к автоматизации контроля и оценки знаний учащихся, при этом сам процесс обучения упускается.

Между тем, к средствам обучения относятся школьные учебники, составленные по требованиям технологии и машины. Самым важным и проработанным фактором в программированном обучении становится текст (обучающие программы для детей). Учебники делятся на три типа в соответствии с алгоритмом изучения (линейный, разветвлённый или смешанный). А вот машины бывают разными: информационные, экзаменаторы и репетиторы, тренировочные и полифункциональные. Некоторые универсальные машины способны приспосабливаться к темпу обучения пользователя.

Выбор между учебниками и машинами, наверное, никогда не разрешится однозначно, так как с учебника «списать» проще, он стоит дешевле, но машины всегда сигнализируют о «шулерских наклонностях» воспитанников.

Управление обучением или сотрудничество

На основании всего вышеперечисленного можно утверждать, что во время урока с применением технологии программированного обучения имеет место не сотрудничество, а управление прохождением запланированных этапов учебного материала. Причём частично функция управления возложена на машину, в случае использования компьютера, а частично на учителя. При работе с учебниками функция контроля полностью лежит на учителе.

В чём же суть управления? Первоначально это воздействие на составляющие компоненты системы с определённой целью. В теории управления выделяют два типа: разомкнутое и цикличное. Если сделать выбор в пользу системы управления, которая обеспечивает обратную связь и регуляцию управляемого процесса, то это - цикличный тип (он же и наиболее эффективный). Его составляющие хорошо вписываются в «программу» (или учебный материал) технологии обучения, обеспечивая:

Определение цели (конечного результата) обучения;

Анализ фактического состояния управляемого объекта (изначально технология вообще не уделяла какого-либо внимания исходному состоянию, но со временем поворот в эту область стал актуальным);

Программу взаимодействия (или учебный материал, разбитый на части по требованиям алгоритма технологии);

Мониторинг состояния управляемой системы (данный этап в работе с компьютерами полностью находится в управлении машины);

Обратную связь и корректировку воздействий исходя из сложившейся ситуации.

Управление учебным процессом по данной схеме, с учётом специфики образовательного пространства, позволит эффективно достигать конечного результата.

Линейный алгоритм обучения

Алгоритм представляет собой указания по выполнению определённых операций в заданной последовательности. Общеизвестная модель линейного алгоритма была предложена Б. Ф. Скиннером с определением основных принципов:

Деление учебного материала на небольшие части, так как этот подход исключал переутомление и пресыщение материалом;

Достаточно низкий уровень сложности частей материала (это позволяло снизить долю неправильных ответов, что, по мнению Скиннера, позволяет приводить в действие «положительное подкрепление»);

Использование открытых вопросов в системе контроля и закрепления знаний (ввод текста, а не выбор из приведённого списка);

Соблюдая основы положительного подкрепления, подтверждать правильность (или ошибочность) ответа сразу после его предъявления;

Возможность работы в удобном для учащегося темпе (своеобразная индивидуализация);

Закрепление материала на самых разнообразных примерах, исключая механическое повторение;

Одновариантное прохождение «программы» (не учитываются способности учащихся, предполагается, что все освоят оду и ту же программу, но за разный промежуток времени).

Следует отметить, что линейный алгоритм неоднократно (и не без оснований) подвергался критике со стороны педагогов. И, как говорилось выше, он не может претендовать на универсальность.

Разветвлённый алгоритм обучения

Несколько позже был разработан иной алгоритм подачи учебного материала, но уже Норманом Аллисоном Кроудером. Отличие разветвлённого алгоритма от линейного заключалось в введении своеобразного индивидуального подхода к процессу. Путь прохождения программы зависит от ответов обучающегося. Разветвлённый алгоритм Н. А. Кроудера основывается на следующих принципах:

Подача материала по принципу от сложного к простому (программа подаётся большими кусками, если учащийся не справляется с заданным уровнем сложности, то автоматически переносится на более простой уровень);

Использование закрытых вопросов (выбор правильного ответа из представленных вариантов);

Каждый ответ (и правильный, и ошибочный) снабжён разъяснениями;

Многовариативность прохождения программы (всё зависит от подготовленности ученика).

Противники этого варианта алгоритма утверждают, что сформировать данным способом цельное и системное представление об изучаемом материале проблематично. Да и сам процесс обучения искусственен и безобразно упрощён, не воплощает в себе такой сложный и многогранный вид деятельности, как обучение.

Смешанный алгоритм обучения

Объединение двух предыдущих алгоритмов привело к возникновению третьего. Смешанный алгоритм обучения представлен шеффилдской (разработана психологами в Англии) и блочной технологиями.

Основные принципы английского алгоритма обучения:

  • при делении материала на части или шаги учитывается максимальное количество факторов (особенности темы, возраста ребёнка, цель изучения данного фрагмента и т. д.);
  • форма ответов смешанная (выбор и заполнение пробелов), определяемая целью «программы»;
  • прохождение следующего этапа возможно только при успешном освоении предыдущего;
  • индивидуальный подход к содержанию и темпу изучения программы (всё зависит от способностей учащихся и степени изученности данного предмета).

Блочная технология программированного обучения состоит из программы, учитывающей всё разнообразие действий при изучении материала с целью решения поставленных задач. Естественно, что и школьные учебники блочной системы будут качественно отличаться от аналогов предыдущих технологий. Во главу угла поставлен проблемный блок, решение которого требует от ученика мобилизации знаний, сообразительности, воли.

Программированное обучение в современном образовании

Плюсы и минусы рассматриваемой технологии позволяют сделать следующие выводы:

Приучая учащегося к исполнительности, точности действий, она замедляет формирование таких навыков, как нахождение новых способов решения задачи, творческое мышление, выдвижение собственных гипотез;

Программированное обучение - не универсальный метод решения задач и требует осознанного применения;

Как вспомогательный метод данная технология хороша при решении многих задач (ознакомление с информацией, закрепление знаний, контроль и оценка обучаемости и т. д.);

Как показала практика, автоматизация процесса обучения работает только при условии использования его педагогом, хорошо подготовленным к применению её на уроке.

Единый государственный экзамен

Как ни крути, а ЕГЭ - это тестовая форма программированного обучения. Много копий сломано в споре о полезности и вреде данного продукта, однако на сегодняшний день это один из способов быстро и с достаточной долей достоверности провести массовый контроль знаний.

Однако следует учитывать, что большинство одарённых детей не показывают высокие результаты на ЕГЭ в силу разных объективных причин. Поэтому переоценка и недооценка технологии программированного обучения чревата последствиями.

Статья «Программированное обучение и контроль», разработки уроков по теме были заявлены на краевой конкурс «Портфолио учителя XXI века» и отмечены грамотой, благодарственным письмом издательства «Вентана-Граф». Статья опубликована в сборнике «Портфолио учителя XXI века», «Вентана-Граф». 2009.

Программированное обучение и контроль в начальной школе.
С 1 января 2009 года вступил в силу закон о Едином государственном экзамене. Он стал обязательным для всех, заменив традиционные школьные экзамены.

До сих пор возникает много споров о целесообразности использования «нового» метода контроля. Несомненно, больше всех волнуются родители учеников. Раньше было все просто и понятно: комиссия из учителей своей школы, вопросы-ответы и, как минимум, 3 балла идет в аттестат.

Позвольте отметить, метод программированного контроля, как и программированного обучения, совсем не новый. Еще почти четыре десятилетия назад программированное обучение вызвало интерес в педагогических кругах всего мира. К сожалению, спустя годы, отмеченные активным внимание к проблеме, все же приходится констатировать имеющуюся в научно-педагогической литературе недостаточность как теоретического, так и практического характера.

Думается, что метод не заслуженно отнесен в разряд второстепенных, вспомогательных способов обучения, поскольку, как утверждают исследования в области педагогической психологии, программированное обучение-второй после теории П.Я.Гальперина продуктивный способ управления учебным процессом, что достигается благодаря оперативно-проводимой связи. В рамках метода успешно решается и вопрос индивидуализации обучения, решаемый дидактикой не одно столетие.

Приемы и способы безмашинного программированного контроля имеют ряд достоинств, которые обуславливают их популярность в контролирующей деятельности учителя. Эти достоинства в следующем:

В широте сферы их применения. Они могут быть использованы при изучении многих вопросов, тем, дисциплин

Они способствуют оперативному выявлению пробелов, предупреждению наиболее типичных ошибок, сокращению время для проведения работы

Помогает учителю более обоснованно выбирать приемы дальнейшего обучения каждого ученика, чем способствует осуществлению индивидуального подхода

Эффективность этих приемов обусловлена и экономией труда учителя, увеличением его КПД, что соответствует и научной организации педагогического труда и оптимизации его деятельности.

Дальновидные родители, приведя своего ребенка в 1 класс, выбирают ту учебную программу, которая позволяет подготовить школьника к беспрепятственному прохождению первого и главного экзамена в их жизни Единого Государственного экзамена.

УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой отвечает требованиям Нашей новой школы и запросам современных родителей. Авторами комплекта разработана система использования алгоритмов не только при изучении отдельных тем, но и при подходе к постановке цели и решению учебной задачи.

Авторами комплекта разработаны обучающие задания тестового характера («Литературное чтение», «Окружающий мир»), программы контроля по русскому языку, математике, литературному чтению. Они представляют собой систему заданий. Каждое из заданий включает в себя несколько вариантов ответа, из которых несколько правдоподобных или ошибочных, и только один правильный. Задача ученика – найти его и вписать в контрольный лист ответов номер или код, под которым он внесен в карточку – задание. Учитель, получив контрольный лист, сверяет его с «дешифратором» (перечнем номеров правильных ответов). Совпадение или расхождение служат основанием для оценивания выполнения работ. Такая форма контроля существенно экономит время учителя, интенсифицирует работу учащихся, высвобождая время и усилия от кропотливого подробного письменного ответа для интеллектуальной работы.

Все вышеизложенное делает понятным интерес учителя начального обучения к методу программированного обучения и контроля.

Но обучение младших школьников имеет свои специфические особенности, а следовательно, применение программированного метода должно осуществляться с учетом этих специфических условий.

Закономерен отсюда и круг проблем, стоящих перед учителем, внедряющим этот метод в практику обучения младших школьников. Такими проблемами являются: принципы грамотного составления обучающей программы, доза включаемой информации, пути и средства обратной связи, возможности безмашинного и машинного способов обучения и контроля с учетом возрастных особенностей развития младших школьников, а также с учетом уровня школьных успехов и индивидуальных возможностей.

Что может быть успешно применено сегодня в обучении младших школьников?

Каждый учитель без труда может составлять программированные задания на карточках, которые можно предлагать учащимся во время уроков.

Приведу описание одного из типов листа – задания. На лицевой стороне листа – задания размещены все упражнения и учебные задачи, которые предстоит выполнить ученику (информационный и контрольный кадры). Ответы (обратная связь) можно расположить на обороте листа. Такие карточки очень целесообразны для организации самостоятельной работы ученика над своими ошибками. Например, после проверки письменной работы учитель составляет по этой же теме карточки – задания, в которой учтены допущенные учениками ошибки, и вкладывает их в тетради. Ученик, получив тетрадь, выполняет задание и проверяет работу по кадрам обратной связи, находящимся на обороте карточки – задания.

Организованная таким образом работа над ошибками вызывает у детей заинтересованность необычной формой работы, увлеченность, а в итоге повышает усвоение. Формируется навык самостоятельной работы, развивается способность к самоконтролю и самооценке. Важно, чтобы при этом формировалось и сознательное отношение к учебе.

Работая по системе «Школа XXI века», в обучении младших школьников использую и приемы обучения алгоритмам. Выполняя в определенной последовательности с целью решения учебной задачи элементарные мыслительные операции, ребенок не только убеждается в возможности выполнения задания, но и понимает, почему эту задачу следует выполнять именно так.
Покажу использование алгоритма на уроке «Окружающего мира»:

1. Обитает ли животное только в воде

НЕТ ДА
2. Покрыто его тело шерстью? Вывод: это рыба

ДА НЕТ
Вывод: это зверь Вывод: это птица или насекомое

3. Есть ли у него три пары ног?

Вывод: это насекомое Вывод: это птица

В начале работы с подобными алгоритмами дети получают его в готовом виде. Закрепление алгоритма идет с помощью дидактической игры: учитель загадывает животное и просит детей угадать его, задавая лишь вопросы, требующие ответа «ДА» или «НЕТ». В первых игровых ситуациях ответ достигается после одного-двух вопросов. По мере овладения детьми алгоритмом задание усложняется: правильный ответ получается лишь после третьего вопроса Это пример работы с алгоритмом с учащимися 1 класса.

К 3-му классу задания усложняются. От пооперационного исполнения частей алгоритма учащиеся переходят к свернутому мыслительному процессу. Учащиеся теперь способны выполнять их почти, автоматически, что позволяет учителю предложить детям составить подобный алгоритм самостоятельно, вначале с помощью учителя, а затем и без помощи. Когда дети составляют алгоритм правильно, можно судить о том, что обучение алгоритмам состоялось.

При изучении орфограмм русского языка ученики знакомятся с алгоритмом применения правила:

Определи в какой части слова находится орфограмма.

Если орфограмма в корне слова, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение – пиши «и», если исключение – «ы». Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.

Если слово на – ция, обозначь звук [ы] буквой «и» – акация

Если орфограмма в окончании, пиши букву «ы»

Используя материалы учебника, можно задать алгоритм изучения орфограмм в виде таблицы.

Какой звук следует за приставкой?

Гласный согласный

Вывод: пиши «з» звонкий глухой

Вывод: пиши «з» Вывод: пиши «с»

Со 2 класса начинается подготовительная работа к теме «Уравнение» в виде любимых детских игр.

«Вводится известное число в машину: Х—*–8—56

Из машины выходит число 56.

На какое число умножала машина?»

Дети с интересом выполняют эти задания, и, как показывают результаты проверки, большой процент усвоения детьми часто «западающей» темы «Уравнения»

При решении задач в несколько действий отрабатывается алгоритм решения составных задач:

«На одном лугу накошены 11 копен сена, а на другом – 7. Все это сено сложено в стога по 3 копны в стог. Сколько получилось стогов?

Реши задачу по схеме.

Изучение сочетательного свойства умножения направлено на усвоение алгоритма при помощи немеханических машин.

Какова методика обучения алгоритмам?

На первой стадии изучения нового материала, учащемуся дается готовый алгоритм, учитель контролирует: как выполняется каждая операция. Затем данный алгоритм закрепляется на ряде других примеров в ходе самостоятельного анализа. На первых порах учителю приходится контролировать учащихся, чтобы ученики четко выделяли каждую операцию. Постепенно от пооперационного исполнения частей алгоритма учащиеся переходят к свернутому мыслительному процессу. Это второй этап, когда каждая умственная операция и их последовательность уже хорошо запомнились и учащиеся выполняют их почти автоматически.

Чаще работу с алгоритмом использую на уроке не только как самостоятельный вид, но и ка логически обусловленное дополнение при использовании традиционных форм. Например, детям могут быть предложены обычные традиционные упражнения, но связанные с работой над алгоритмом.

Для начальной школы, вообще, задания программированного обучения и контроля целесообразно предлагать в форме дидактической игры. В 1-2 классах это можно делать в сочетании с графическим рисунком. Покажу на примере этапа обобщения урока математики

Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

г. Карабаша.

Обобщение опыта работы

Шульгина

Ольга Николаевна

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Применение элементов программированного обучения на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы

VIII вида для развития познавательной деятельности обучающихся…..3

3. Заключение……………………………………………………………….....9

4. Литература………………………………………………………………….10

5. Приложение

Введение

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у обучающихся в достаточной мере активной самостоятельной познавательной деятельности. От активности и самостоятельности во многом зависит динамика личностного развития обучающихся, их адаптивные возможности в процессе социализации.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным знаниям. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это одно из важнейших мотивов учения школьников.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для обучающегося уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям - это значит пробудить познавательную активность и самостоятельность, укрепить веру в свои силы у каждого ученика.

Элементы программированного обучения на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида для развития познавательной деятельности обучающихся

Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальной (коррекционной) школе, где обучаются школьники, испытывающие трудности в учении, обусловленные разной степенью нарушения или снижения познавательной деятельности. Цель обучения математике – максимальное преодоление умственного, эмоционально-волевого и физического развития школьников, подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета. Задачи обучения:

Коррекционно-развивающая – использовать процесс обучения математики для общего развития каждого ребенка и коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень и зону ближайшего развития учащихся на всех этапах обучения;

Воспитательная – расширение общего кругозора школьников, обогащение жизненного опыта, формирование гражданской позиции на основе развития мотивации к учению.

В связи с неоднородным составом учащихся класса, который определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями, дети в классе делятся по возможности обучения на 3 группы.

1 группа – это наиболее способные ученики, которые могут под руководством учителя прийти к элементарным выводам, самостоятельно установить причинно-следственные связи.

2 группа – это ученики, которые не могут самостоятельно установить причинно-следственные связи и нуждаются в привлечении средств наглядности на всех этапах учебной деятельности.

3 группа – это учащиеся, которые не имеют обобщённых представлений, не могут использовать свой опыт. Накопление сведений у них происходит очень медленно. С большим трудом могут запомнить, а затем воспроизвести предметные действия. Знания и умения закрепляются не в полном объёме.

На начало учебного года по математике учащиеся относились к двум группам по возможностям обучения – три человека ко второй группе, а четыре к третьей группе (Приложение 1).

Основываясь на полученных данных и изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что необходимо применять задания и упражнения направленные на развитие познавательной деятельности, расширение кругозора учеников. Для достижения цели стала использовать элементы программированного обучения на уроках математики.

Использование элементов программированного обучения дает возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнил задание (наличие оптимальной обратной связи); развивает самоконтроль и самостоятельность обучающихся. При этом имеется возможность быстро выявить затруднения школьников, своевременно оказать им помощь. Кроме того, в ходе выполнения самостоятельной работы программированного характера возможна реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Это достигается с помощью подбора программированных заданий и упражнений разной степени сложности и объема, в зависимости от возможностей и состояния знаний обучающихся, что позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

В течение трех лет работы убедилась, что использование элементов программированного обучения на уроках математики является эффективным средством активизации познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Приложение 2). Однако необходимо сочетать элементы программированного обучения с традиционными методами, т. к. недостатком первых является пассивность речи учащихся при их использовании.

Программированные задания я использую на этапах закрепления, обобщения и проверки знаний, а особенно при выработке вычислительных навыков, решении задач и т. д. (Приложение 7).

К программированным заданиям относятся различные перфокарты с выбором ответа, программированные диктанты (зрительно-слуховые), занимательные тесты с выбором ответа. На начальных этапах обучения я использую один вид программирования. Это позволяет экономить время на инструкции по технике выполнения работы . Таблицы и алгоритмы вызывают у учащихся со сниженным интеллектом некоторые трудности лишь на начальных этапах использования. Перфокарта, дающая возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, сокращает время проверки. Кроме этого, она позволяет осуществить самопроверку и взаимопроверку. Перфоконверт развивает письменную речь и способствует выработке навыков самоконтроля. На выполнение программированного задания отвожу 3-5 минут учебного времени.

Формы подкрепления правильности решения примеров и задач самые разнообразные:

1.Перфокарты с выбором ответов, зашифрованных геометрическими фигурами. Учащиеся, кроме задания составить и решить примеры, получают несколько возможных ответов к ним, «зашифрованных» геометрическими фигурами. Ученик, решив первый пример, сверяет свой ответ с данными ответами. Найдя, он «зашифровывает» его геометрической фигурой в тетради и т. д. в итоге получается геометрический ряд.

2. Перфокарты с указанием шифра. Задания составлены разной степени сложности и объема в зависимости от потенциальных возможностей обучающихся. Учащиеся получают ответы с указанием шифра (ответы располагаются вразброс). Ученик, решив первый пример, сверяет ответ с данными ответами, а на полях против решенного примера ставит шифр, в итоге получается цифровой ряд. Если ученик ошибся, то он не найдет ответа, ему снова придется решать пример до тех пор, пока он не решит его правильно, что имеет большое коррекционное значение,

формирует настойчивость, терпение, ответственность за полученный результат.

3. Программированные диктанты (зрительно-слуховые).

1) Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру 1, если вы считаете, что информация неправильная - ставьте 0. В конце диктанта дайте итоговый ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.

а)36 + 3 - 6 = 33 (карточка)

б) чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое и т. п.

2) Зрительно-слуховой диктант

Для зрительно-слуховых диктантов подбираю задания, которые расширяют общий кругозор, прививают любовь к родному краю, родине. С этой целью использую программированные буквенные цифровые задания, в ответе которых содержится краеведческая информация. Например: выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, и вы узнаете «как первоначально назывался город Челябинск», «какое озеро самое чистое в Челябинской области » и «какое озеро в Челябинской области самое большое» и т. п.

Большой интерес у обучающихся вызывают занимательные тесты с выбором ответа. В предлагаемых тестах для учащихся даны математические задания вычислительного характера, для проверки выбора ответа, словесные формулировки познавательных вопросов и дополнительные сведения познавательного характера о животных и событиях. Данные занимательные тесты с выбором ответа провожу в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в середине урока в качестве повторения, чтобы сменить вид деятельности и поднять интерес к изучаемой теме.

Математические задания в тестах расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, удивительные квадраты. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей, способствует интеграции изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, развивает познавательную активность, тем самым побуждает их к самостоятельному познанию нового.

На своих уроках в системе использую приём алгоритмизации, заключающийся в применении графической наглядности: опорных схем, таблиц, памяток, карточек-информаторов содержащих алгоритмы действий направленных на формирование знаний, умений, навыков и активизацию познавательной деятельности учеников. На уроке с направляющей помощью учителя в самом начале изучения трудной темы составляем опорные схемы или карточки-информаторы.

Такие алгоритмические предписания обеспечивают доступность учебной информации для обучающихся. Помогают слабым учащимся изложить материал самостоятельно, вселяют в них уверенность, создают ситуацию успеха («я – могу, я – умею»), активизируя познавательную деятельность на уроках .

Наблюдения показывают, что учащиеся с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляя при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Ненужно отводить специального времени на проверку выполняемых заданий, следовательно, рационально используется время ученика и учителя на уроке. Подобные программированные задания делают процесс обучения интересным, личностно значимым для каждого ученика, формируют навыки самоконтроля, имеющие жизненно практическое значение.

За три года работы с применением элементов программированного обучения были достигнуты следующие результаты:

1.Овладение учащимися доступным математическим материалом (Приложение 3);

2. Положительная динамика развития высших психических функций у всех учеников (по результатам диагностики психолога) (Приложение 4);

3. Высокий уровень учебной мотивации (отсутствие прогулов, высокая активность детей на уроках) (Приложение 5);

Главный результат моей работы – это развитие у учащихся познавательной деятельности и повышение уровня возможности обучения (Приложение 6).

Считаю, что поставленная цель была выполнена. Результаты меня удовлетворили полностью.

Заключение

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Систематическое включение в уроки программированных заданий активизирует познавательную деятельность, способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме.

Развитие познавательной деятельности в целом происходит при высокой активности и самостоятельности, проявляемой учащимися в учебном процессе. Обучающиеся активно участвуют во внеклассной работе , оказывают посильную помощь в изготовлении дидактического материала, математических газет, кроссвордов, что дает возможность успешнее усваивать учебный материал.

Введение в работу элементов программированного обучения помогает решить ряд актуальных задач стоящих перед школой. Прежде всего, программированное обучение способствует развитию познавательной деятельности, творческих способностей, повышает качество, уровень и прочность знаний учащихся.

Применение элементов программированного обучения я считаю началом большой и увлекательной работы, направленной на развитие познавательной деятельности учащихся.

Я считаю, мой опыт работы будет полезен не только учителям коррекционной школы, но и всем педагогам, работающим в начальных классах.

Список литературы

1. Перова преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. педвузов. - 4-
е изд., перераб. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Залялетдинова уроки математики в коррекционной
школе. - М.: ВАКО, 2007.

3. Лифанова учащихся вспомогательной школы. - М., 1984.

4. Селевко образовательные технологии/Школьные технологии№6.

5. Морозова познавательных интересов аномальных детей. - М.: Просвещение 1969.

6. Печерский задания как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы // Дефектология. -2000. -№ 1.

7. Мирочник программирования в обучении во вспомогательной школе // . - М.: Дефектология 1978. - №

Современная жизнь предъявляет к образованию всё более новые и новые требования. В настоящее время - это преобразование педагогических систем и их структур. В различных педагогических системах еще до сих пор преобладают устаревшие формы и методы обучения, которые приводят к торможению информатизации общества. Уже в 20 веке рассматривались вопросы об индивидуализации процесса обучения, повышения самостоятельности обучающихся, предоставления им возможности на полученном опыте применять свои знания, умения и навыки, но это не привело к актуализации знаний. В настоящее время все ярче проявляется информатизация общества, которая затрагивает все сферы общественной жизни. Одной из основных задач современной педагогики является поддержка процесса подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.

Актуальность данной темы обусловлена постоянным изменением и прогрессированием в современном информационном обществе, которое требует от нас новых форм обучения, одной из которых является программированное обучение, то есть обучение по какой - то заранее разработанной программе, где предусматриваются действия не только учащихся, но и самих педагогов. По словам Талызиной, идея программированного обучения была предложена американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом обучения с использованием экспериментальной психологии и техники.

Б. Скиннер за основу программированного обучения взял принцип усвоения учебного материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными частями, которые являются логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

На сегодняшний день программированное обучение предполагает овладение учебным материалом с помощью обучающего устройства. Этим обучающим устройством может быть компьютер, программированный учебник и другие ЭВМ. Программированный материал предлагают в виде небольших частей учебной информации, которые представлены в определенной логической последовательности.

В программированном обучении преподавание осуществляется как четко управляемый процесс: изучаемый материал заранее разбивается на мелкие и легко усваиваемые порции, которые последовательно предъявляются обучающимся для усвоения. После изучения каждой порции материала идет проверка его усвоения. Если данная порция усвоена, то происходит переход к следующей порции материала. Это и есть этап обучения, то есть предъявление, усвоение, проверка учебного материала.

Как считал В.П. Беспалько, в основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности и самостоятельности . Эти принципы осуществляются в процессе выполнения основного элемента программированного обучения – обучающей программы, которая представляет собой упорядоченную последовательность задач. В этом обучении в определенной мере выполняется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным всё равно остается то, что процесс усвоения определяется самой программой.

Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет никакой разницы. В соответствии с этой теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Бихевиористы разработали основные системы программированного обучения: линейное, разветвленное, смешанное .

Суть линейного программированного обучения состоит в следующем: для выработки правильной реакции используются такие принципы, как принцип разделения процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разделении процесса запрограммированное сложное распадается на простое, для того чтобы обучающийся выполнил всё правильно и безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде, затем с пропуском каких-то отдельных элементов, а в конце обучения требуется самостоятельное выполнение реакции.

Для закрепления данной реакции нужно применить принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.

Как говорит В. Оконь , линейная программа, в понимании Скиннера, характеризуется следующим:

  • дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;
  • вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
  • учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;
  • в ходе обучения учащиеся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
  • все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;
  • значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;
  • во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы .

Линейная программа рассчитана на то, чтобы обучающиеся выполняли правильно пропорции заданий, что приведет к наиболее быстрому и лучшему усвоению учебного материала, т.е. она предназначена не только для сильных учеников, но и для слабых, которые слабо воспринимают весь учебный материал в полном объеме.

Следующей формой программированного обучения является разветвленное программирование, основоположником которого считается американский педагог Н. Кроудер. Смысл данного обучения заключается в следующем: обучающемуся предлагается блок заданий, который он должен решить, обычно задания небольшие и среднего уровня сложности, если ребенок дает верный ответ, то он переходит к следующему заданию, но когда есть ошибка, то ученику предлагается вернуться к учебному материалу, где был допущен неверный ответ.

После изучения каждой темы происходят контрольные вопросы, на которые обучающиеся должны дать верные ответы. Уровень сложности должен возрастать, то есть используется принцип” от самого простого - к самому сложному”. Сам Н. Кроудер считает, что в основе предлагаемого им способа обучения лежит не теория (как у Скиннера), а методика. Эта методика, по его словам, включает в себя ряд вопросов и ответов для постоянной проверки степени усвоения материала. Основа разветвленного программированного обучения - это множественный выбор ответа. Это позволяет: во-первых, проверить знания только что изученного материала, во-вторых, найти способ решения допущенной ошибки, в-третьих, поощрять учащихся при правильном ответе, то есть мотивировать их к дальнейшему изучению материала. Огромное значение отводится ошибке учащегося (в отличие от линейной системы). Ошибки, по мнению Кроудера, являются хорошим стимулом к развитию учащихся . По мнению многих ученых, разветвленная программа не дает ученику цель­ного и системного представления о материале.

Смешанная (комбинированная) программа позволяет сочетать преимущества структурной простоты учебника, построенного по линейному принципу, с более высокой степенью индивидуализации обучения, обеспечиваемой принципом разветвленного программирования. Было разработано британскими психологами

Для смешанного программированного обучения характерно следующее:

  1. Весь учебный материал делится на различные по объему части
  2. Обучающиеся дают ответы, как путем выбора ответа, так и путем заполнения пробелов, имеющихся в тексте.
  3. Учащиеся не могут перейти к следующему усвоению материала не усвоив предыдущий. Это является основой всех систем

По словам Талызиной, смешанное программирование и другие формы обучения близки к рассмотренным нами выше.

В отечественной истории программированное обучение активно рассматривали, но этот тип обучения называется как теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Приведем пример программированного обучения в начальной школе на уроке технология. Пусть тема урока будет, к примеру: ”Аппликация”, учитель поэтапно дает задания обучающимся, такие как: что сегодня мы будем делать на уроке? как будем делать задание? Ну и т.д. Учитель направляет детей на правильное решение данной задачи, при этом разделяя урок на порции, учащиеся выполняют последовательно его указания, просьбы. Первая порция урока может состоять следующим образом: вспомнить правила обращения с инструментами.

Следующий блок урока будет состоять из практической деятельности, т.е. выполнение самой аппликации, причем выполнение будет строго под наблюдением учителя, учитель будет давать указания какой нужно взять цвет картона, бумаги, как и что склеивать и как украшать данную аппликацию. Тем самым творческая деятельность обучающихся притупляется.

По нашему мнению, программированное обучение является таким видом обучения, которое позволяет достичь успеха в умственной деятельности, но вместе с тем оно замедляет или даже тормозит творческий процесс мышления. В наше время обучение направлено прежде всего на гармонично всестороннюю развитую личность, что не является важным аспектом программированного обучения.

Итак, рассматривая программированное обучение, мы пришли к выводу, который раскрывает достоинства и недостатки данного вида обучения. Как было сказано выше, современная жизнь не может мыслиться без изменений в обществе. Эти изменения привлекли за собой появление информатизации, которое в свою очередь повлияло на возникновение такой формы обучения, как программированное.

Целесообразность привлечения программированного обучения и контроля в начальной школе не вызывает сомнения.Достоинствами программированного обучения являются: оперативность выявления качества знаний, широта сферы применения, стимулирование и активизация познавательной деятельности учащихся, экономия труда учителя, возможность осуществить дифференцированный подход, формировать у детей навык самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, возможность адаптивного обучения и не только это – могут быть успешно использованы в обучении младших школьников. Но нельзя забывать и недостатки, такие как: недостаточное развитие творческого мышления учащихся и требует больших затрат времени.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы [Текст]. Высшая школаМ.,1970
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]. Учебник для вузов. Изд. второе, доп. испр. и перераб.– М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. С. 65-69.
  3. Люленкова О.Ю. Педагогическая психология [Текст]: учебно- методическое пособие. - М.: Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2013.
  4. Оконь В.В., Ланда Л.Н. Теория программированного обучения [Текст]. Высшая школа М.,1977.
  5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения [Текст]. Учебное пособие - М., 1969.