Болезни Военный билет Призыв

Когда будет советский союз. Ссср - союз советских социалистических республик. Снг - последний выдох ссср

26 декабря 1991 года является официальной датой распада СССР. Днем ранее президент Горбачев объявил, что по «принципиальным соображениям» прекращает свою деятельность на занимаемом посту. 26 декабря Верховный СССР принял декларацию о распаде государства.

В распавшийся Союз входило 15 Советских Социалистических Республик. Правопреемником СССР стала Российская Федерация. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. Ровно через полтора года лидерами страны было объявлено о выходе из состава СССР. Юридическая «независимость» 26 декабря 1991 года.

Ранее всех о своем суверенитете и независимости провозгласили Прибалтийские республики. Уже 16 1988 года Эстонская ССР объявила о своем суверенитете. Через несколько месяцев в 1989 году Литовская ССР и Латвийская ССР также заявили о суверенитете. Даже юридическую независимость Эстония, Латвия и Литва получили несколько раньше официального распада СССР – 6 сентября 1991 года.

8 декабря 1991 года был создан Союз Независимых Государств. Фактически настоящим Союзом этой организации стать не удалось, и СНГ превратилась в формальную встречу лидеров государств-участников.

Среди Закавказских республик быстрее всего хотела выйти из состава Союза Грузия. О независимости Грузинской Республики было объявлено 9 апреля 1991 года. Азербайджанская Республика объявила о независимости 30 августа 1991 года, а Республика Армения – 21 сентября 1991 года.

С 24 августа по 27 октября провозгласили о выходе из Союза Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Дольше всех, помимо России, не объявляли о выходе из СССР Белоруссия (покинула Союз 8 декабря 1991 г.) и Казахстан (вышел из состава СССР 16 декабря 1991 г.).

Неудавшиеся попытки получения независимости

Некоторые Автономные области и Автономные Советские Социалистические Республики также ранее пытались выйти из состава СССР и объявить о независимости. Это им в итоге удалось, правда вместе с республиками, в которые эти автономии входили.

19 января 1991 года Нахичеванская АССР, входившая в состав Азербайджанской ССР, пыталась выйти из Союза. Через некоторое время Нахичеванской Республике в составе Азербайджана покинуть СССР удалось.

В настоящее время на территории постсоветского пространства образуется новый союз. На смену неудачному проекту Союза Независимых Государств приходит интеграция в новом формате – Евразийский Союз.

В составе РФ вышли из Советского Союза Татарстан и Чечено-Ингушетия, которые пытались до этого выйти из СССР самостоятельно. Крымская АССР также не сумела получить независимость и вышла из состава СССР только вместе с Украиной.

Вторая мировая война кардинально преобразовала расстановку сил на международной арене. Огромный вклад СССР в победу над фашизмом вызвал всплеск симпатий к нашей стране на Западе. Самоотверженная борьба коммунистов способствовала необыкновенному росту популярности компартий. Их численность за 1939-1946 годы увеличилась почти в три раза. В конце 40-х годов численность коммунистов капиталистических стран достигла 5 млн. человек. В 1945-1947 годах коммунисты входили в правительства 13 государств, а в Италии и Франции даже были близки к приходу к власти. С осени 1947 г. начало действовать Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (до 1956 г.), преемник Коминтерна.

Другой тенденцией международного развития послевоенного периода стало нарастание интегрированности мира в рамках союзов государств, оформлявшихся на основе их идейно-политического выбора, и демократических неправительственных движений. В апреле - июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско была создана Организация Объединенных Наций . Сплоченность держав-победительниц демонстрировал Нюрнбергский процесс 1945-1946 годов над немецкими военными преступниками. Всемирная консолидация демократических сил привела к образованию Всемирного Совета Мира, Всемирной Федерации демократической молодежи, Всемирной Федерации женщин, Всемирной Федерации профсоюзов. В массовом сознании человечества нарастали миролюбивые и демократические настроения, идеи неприемлемости всякого насилия. Широко развернулось после войны национально-освободительное движение в странах, вышедших из-под колониальной зависимости, и сформировались понятия третьего мира , Движения неприсоединения , т.е. отказ молодых государств от участия в военно-политических блоках.

Однако облик мира формировали не столько эти настроения, сколько реальное соотношение сил и интересов ведущих держав. Сразу после войны началось оформление двухполюсного мира . Оно осуществлялось в ходе приспособления этих держав друг к другу и в непрерывной попытке их нарушить складывавшееся равновесие. Война способствовала гигантскому усилению США, получивших от нее огромные доходы. Превращение США в законодателя послевоенной системы международных отношений было связано с резким ослаблением европейских держав, выведением из строя наиболее динамичных государств - Германии и Японии.

Другим полюсом послевоенного мира стал Советский Союз, вышедший из международной изоляции и резко усиливший свое военно-политическое присутствие в мире. На исходе войны наша страна имела дипломатические отношения почти с 50 странами мира (до войны - с 26). СССР был одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Наши интересы в Восточной Европе, Китае и Северной Корее были признаны ялтинскими и потсдамскими решениями, равно как и территориальные изменения. СССР получил часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом, Южный Сахалин и Курильские острова.

«Холодная война » - это глобальный процесс советско-американского противостояния, комплексно затрагивавший все сферы отношений и втягивавший значительную часть держав мира. На всех направлениях противоборства СССР и США выступали партнерами в мировой игре. Это была борьба за гегемонию в мировом масштабе. Правда, силы сторон были не вполне равны, ибо СССР вынес на себе всю тяжесть войны. Чтобы поспевать за противником, он вынужден был «затягивать туже пояс», как правило, выступая в роли догоняющего; ядерное оружие было создано на четыре года позднее американцев. На американский план Маршалла (1947 г.) СССР ответил созданием социалистического экономического пространства на базе Совета Экономической Взаимопомощи в 1949 г. Военно-политический блок стран социалистического содружества - Организацию Варшавского договора (ОВД ) - учредили 14 мая 1955 г., спустя семь лет после оформления Североатлантического союза (НАТО ).

Размежевание позиций недавних участников антигитлеровской коалиции началось уже весной 1945 г. в ходе борьбы за гегемонию в Европе. Боязнь советской экспансии толкала союзников на сепаратные переговоры с немцами в самый разгар битвы за Германию. Существовал даже план англичан вооружить трофейным оружием военнопленных в случае, если русские продолжат наступление на Запад. Ядерные бомбардировки японских городов в августе 1945 г. американское командование произвело в расчете запугать прежде всего СССР. Уже в конце 1945 г., в самый разгар Нюрнбергского процесса был составлен первый план атомной бомбардировки 20 советских промышленных центров.

История «холодной войны» началась с выступления У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже американского города Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна. СССР был обвинен в создании «железного занавеса» в Восточной Европе. Черчилль призвал организовать давление на СССР с тем, чтобы заставить его отказаться от идейно-политического выбора и добиться внешнеполитических уступок. В 1947 г. Трумэн официально изложил доктрину сдерживания советского экспансионизма.

Цели сторон в этой войне формулировались двояким образом. Во-первых, стороны преследовали задачу закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны. Во-вторых, стремились заставить противника отказаться от общественно-политического выбора, поставив его в невыгодные политические, экономические и идеологические условия. Соответственно целям формулировались и средства: гонка вооружений, блоковая конфронтация, военные и экономические программы по дестабилизации противника, психологическая война, инфильтрация разрушительных идей, вмешательство во внутреннюю жизнь под эгидой международных миролюбивых организаций, активизация разведывательной и диверсионной деятельности, внедрение практики компроматов на популярных политических лидеров.

Стратегическую линию сторон в этой войне определяли идеологи. Советская сторона в конце концов выдвинула формулу о том, что мирное существование является формой классовой борьбы на международной арене, цель которой состоит в полной и окончательной победе социализма в мировом масштабе. Американская идеологема нацеливала сначала на сдерживание социализма, предотвращение коммунистических революций в странах своего блока, а в дальнейшем имела в виду «выбросить социализм на свалку истории». Во имя разрушения «империи зла» провозглашался главный идейный лозунг примата общечеловеческих ценностей над государственными, национальными, классовыми. Ставка делалась прежде всего на интеллигенцию противника, обработку ее в духе демократических идеалов западного образца. Важнейшее значение придавалось проникновению в средства массовой информации и политическую элиту.

Противостояние сторон в «холодной войне» определил германский вопрос . В начальный контрольный период (вторая половина 1945 г.) согласно потсдамским решениям Германия оставалась единой. Но уже в 1946 г. из зоны, контролировавшейся СССР, и объединенной англо-американской зоны на территории Германии сформировалась так называемая бизония . Стороны, действовавшие под прикрытием Совета министров иностранных дел стран-победительниц, ставили задачу объединить страну под своей эгидой. Мирная конференция 1946 г. в Париже закончилась неудачно, не приведя бывших союзников к согласию по проблеме объединения Германии. Последующие действия сторон окончательно раскололи страну. Западные державы отказались признать восточную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе. СССР в своей зоне оккупации проводил социалистические преобразования, в 1948 г. установил транспортную блокаду Западного Берлина. Западные державы в своей зоне провели выборы в учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу. Так в 1949 г. образовалось два германских государства: Германская Демократическая Республика (ГДР ) в советской зоне оккупации и Федеративная Республика Германии (ФРГ ) в англо-американской зоне. В начале 50-х годов германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками ее вступления в НАТО. Некоторая либерализация советской политики в германском вопросе наступила в 1953 г. Тогда был ослаблен оккупационный режим в ГДР, ликвидирована Советская контрольная комиссия и Главком BС СССР. Советские войска покинули Австрию. Вскоре ФРГ вступила в НАТО. В конце 50-х годов ГДР вошла в ОВД.

Оформление двухполюсной картины международных отношений было связано с созданием блоков просоветски и проамерикански ориентированных государств. Ключевую роль в этом процессе играл фактор оказания СССР и США материальной помощи странам, под предлогом которой осуществлялось вмешательство в политическую и экономическую жизнь государств. Июньская 1947 г. речь Маршалла в Гарвардском университете была пропитана духом неокапитализма. Его план предполагал предоставить 16 странам Западной Европы материальную помощь в размере 13 млрд. долларов сроком на четыре года. Основная часть суммы шла на продовольственное обеспечение и предоставлялась безвозмездно. Дополнялась эта система мероприятий финансовой реформой, призванной жестким путем погасить инфляционный процесс. План Маршалла имел в качестве долгосрочной цели создание гибридной европейской экономики на базе объединения финансовых и экономических ресурсов стран. Под это подводилась соответствующая политическая идея: оформление Соединенных Штатов Европы, где бы диктовали свои условия американские политики.

Советский Союз также от экономической помощи переходил к политическому диктату в зоне своего влияния. В 1948-1945 годах с рядом стран Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) были заключены двухсторонние договоры, им оказывалась активная экономическая помощь. Одновременно в этих странах осуществлялся поиск левых лидеров, формировались коалиционные правительства с участием коммунистов, а в 1949-1951 годах здесь к власти пришли чисто коммунистические правительства. С помощью советских советников началась ломка традиционных укладов, проводились социалистические преобразования, устанавливался режим диктатуры пролетариата. Все это сопровождалось громкими политическими процессами над инакомыслящими, в том числе и среди коммунистических лидеров. В число ненадежных тогда попали В. Гомулка в Польше, Я. Кадар и Л. Райк в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я. Клементис, Р. Сланский и Г. Гусак в Чехословакии, А. Паукер в Румынии.

Особым образом строились отношения СССР с Югославией, которую возглавлял И.Б. Тито. Здесь новая власть формировалась в ходе борьбы с немецкими оккупантами, а коммунистические силы были общенациональной организацией, которая возглавила эту борьбу и сформировала послевоенную государственность. Тито, оставаясь коммунистом, не стремился слепо копировать советскую модель социалистического возрождения Югославии, поэтому произошел неизбежный конфликт со Сталиным. К тому же, имея общенародную поддержку внутри страны, югославский вождь претендовал на лидерство в Балканском регионе, что было опасным прецедентом для стран социалистического лагеря. Поэтому уже в 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией и организовал экономическую блокаду Югославии со стороны восточноевропейских соседей. Резолюцией Коминформбюро Югославия была исключена из содружества социалистических государств. Такое развитие событий предопределило на долгие годы изоляционистский курс Югославии и ее стремление ориентироваться на западные страны, не отказываясь при этом от социалистического выбора.

Резкое усиление социалистического лагеря произошло за счет присоединения к нему коммунистических правительств Северной Кореи в 1948 г., Китая в 1949 г. и Северного Вьетнама. Здесь коммунисты пришли к власти в ходе национально-освободительных войн. Так социализм к концу 40-х годов охватил четвертую часть земной суши и треть человечества. СССР заключил с этими странами двухсторонние договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, позволявшие контролировать их политический курс, и при этом через СЭВ оказывал большую экономическую помощь. Попытка Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном расширить зону коммунистического влияния на южную часть страны закончилась безрезультатно. В региональный конфликт под флагом ООН в июне 1950 г. вмешались США и 15 их союзников. Со стороны КНДР в войне участвовали китайские войска и советские летчики и советники. Эту войну, длившуюся до 1953 г., обе стороны не желали доводить до решающей фазы, рассматривая как пробу сил противника. Корея осталась разделенной на два государства. Южнокорейский режим Сеула подпал под контроль США.

Одновременно СССР наращивал свое военное присутствие на границе с Америкой в районе Берингова пролива и Аляски. Здесь в начале 50-х годов быстро строились военные аэродромы и базы, создавалась военная техника, способная действовать в условиях Заполярья. Намечалось в кратчайшие сроки сформировать 100 дивизий реактивных бомбардировщиков.

Итак, послевоенный период был также временем сильнейшего напряжения сил страны и народа. Это был еще один невиданный в истории рывок советского народа. Как и все предшествующие, он дорого ему стоил, но люди продолжали идти на жертвы, понимая, что только так можно добиться лучшей жизни. И эта жизнь постепенно входила в мирное русло. Трудно, с большими перекосами, но все-таки улучшалось материальное благосостояние населения, жесткими мерами в обществе был наведен порядок, ликвидирован процветавший после войны бандитизм, дети-сироты нашли приют в детских домах. Нет смысла говорить о том, чего власть не смогла обеспечить: равенства возможностей, безграничной свободы, материального изобилия. Советские люди воссоздали сильное государство и распространили свое влияние на третью часть землян, помогли многим народам оправиться после страшной войны, несли идеал пролетарского гуманизма, боготворили человека-труженика, а не собственника, коллективиста, а не индивидуалиста.

Погосова Юлиана 10.08.2017 в 7:19

В декабре 1991 года распался Советский Союз. Это событие застало врасплох всех, вплоть до правящей верхушки США, получившей неожиданный приятный подарок на Рождество. Владимир Путин охарактеризовал распад СССР как "самую крупную геополитическую катастрофу двадцатого века". Можно ли было избежать этого распада? Сегодня принято считать, что к концу 1991 года не было никакого способа сохранить СССР в том виде, в каком он существовал с 1922 года.

Согласно уже сложившемуся мнению, распад Союза произошел вследствие политических, экономических и социокультурных процессов, случившихся в стране с 1986 года. Но до сих пор ученые и общественные деятели задаются вопросом, что было бы, если бы Советский Союз не распался, смог бы он полноценно функционировать в двадцать первом веке?

Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президентом РСФСР Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем. Договор основывался на 72 Статье Конституции СССР и стал неожиданностью для всего населения СССР.

21 декабря в Алма-Ате была подписана декларация о целях и принципах СНГ. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. Тогда к СНГ присоединилось еще восемь республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года.

А до этого, 17 марта 1991 года, в девяти советских республиках был проведен народный референдум. Подавляющее большинство избирателей проголосовали за сохранение федеральной системы Советского Союза. По итогам референдума 23 апреля 1991 года советское центральное правительство подписало соглашение с девятью республиками. Если бы этот договор был реализован, СССР стал бы федерацией независимых республик с одним президентом, армией и общей внешней политикой. К августу 1991 года девять республик, за исключением Украины, одобрили проект нового договора. Возможно, что в таком виде СССР мог бы существовать и дальше, но этому помешали различные политические силы.

В своем стремлении либерализировать некоторые аспекты государственного управления Горбачев фактически ослабил государственный контроль, что привело к экономическому и политическому хаосу, а также к росту националистических и сепаратистских движений во многих республиках. Но что было бы, если бы Горбачеву удалось осуществить свой комплекс реформ? Что, если бы советская коммунистическая партия смогла удержать в своих руках власть над политической идеологией?

Такой прецедент уже имел место. В 1921 году после победы советского государства над царскими и антибольшевистскими силами в гражданской войне 1918-1920 годов была принята Новая экономическая политика. Благодаря НЭПу экономика страны почти полностью восстановилась и достигла довоенного уровня. Но затем, в 1928 году, НЭП отменил Иосиф Сталин. Если бы этого не произошло, то сектор легкой промышленности и сельского хозяйства находился бы сейчас в частной собственности , а шахты и тяжелая промышленность - в руках государства.

Чтобы осуществить такой сценарий в конце 1980-х годов, Горбачеву нужно было убедить своих товарищей-коммунистов в том, что его новая политика не подорвет репутацию партии. В то время доверие советского населения к партийным лозунгам и управлению страной было минимальным. Тем не менее если судить по результатам мартовского референдума в 1991 году, многие республики СССР по-прежнему считали себя частью единого государства.

Согласно новому экономическому плану, средние и крупные предприятия остались бы в руках государства, но люди могли бы осуществлять мелкомасштабную экономическую деятельность, особенно в сельском хозяйстве. Правительство могло бы выдавать мелкие коммерческие кредиты, формируя таким образом предпринимательский класс, причем большинство этих предпринимателей могли быть членами партии, чтобы правительство следило за своими наиболее активными гражданами.

Благодаря такому подходу население стало бы больше заботиться об экономической выгоде и прибыли, как это произошло, например, в Китае, и меньше думать о политике. Советское общество в середине 80-х годов уже было готово к экономическим реформам. И такая экономическая трансформация позволила бы сохранить управляемое государство.

Насколько эта новая страна смогла бы на международной арене конкурировать с Соединенными Штатами, Западной Европой и Китаем? Возможно, со временем сложился бы новый союз после выхода стран Восточной Европы из Варшавского договора. Возможно, новый СССР уменьшил бы свое присутствие в Африке и Латинской Америке в качестве скорее всего временной меры, пока не будет реформирована экономика страны.

Трудно предсказать, как развивались бы отношения нового СССР и Китая, который стал бы его прямым конкурентом. Возможно, они нашли бы варианты сотрудничества. Китайская модель государственного капитализма оказалось довольно эффективной, поэтому по ее аналогии можно представить себе модель советского капитализма. Руководство новой страны должно было бы быть твердым и сильным, способным принимать жесткие решения на государственном уровне. Китайцы тоже должны были сделать такой выбор в 1989 году, когда военные разгромили демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Они решили сохранить имеющееся государственное устройство.

Скорее всего, Советский Союз спасти в то время было невозможно - по причине внедрения агентов западного влияния во властную верхушку страны, существования внутренних механизмов и политических процессов, препятствующих достижению каких-либо договоренностей. Но возможно, что в недалеком будущем будет создан реформированный Советский Союз благодаря формированию ряда экономических, военных и политических альянсов с бывшими советскими республиками.

Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, и тесное сотрудничество между российскими и армянскими военными наглядно подтверждают желание возродить некоторые советские традиции на большей части постсоветского пространства . Возможно, СССР не мог выжить, но сценарии его возможного существования в реформированном виде будут продолжать волновать историков и обществоведов еще очень долго.

Русские долго запрягают, но быстро едут

Уинстон Черчилль

СССР (союз советских социалистических республик) данная форма государственности пришла на смену Российской Империи. Страной стал править пролетариат, который добился этого права путем совершения октябрьской революции, явившейся ни чем иным, как вооруженным переворотом в пределах страны, увязшей в своих внутренних и внешних проблемах. Не последнюю роль в таком положении дел сыграл Николай 2, который фактически вогнал страну в состояние краха.

Образование страны

Образование СССР произошло 7 ноября 1917 года по новому стилю. Именно в этот день случилась Октябрьская Революция, которая свергла Временное правительство и плоды февральской революции, провозгласив лозунг о том, что власть должна принадлежать рабочим. Так образовался СССР, Союз Советских Социалистических Республик. Однозначно оценивать советский период истории России крайне сложно, поскольку он был весьма противоречивым. Без сомнения можно сказать о том, что в это время были, как положительные, так и отрицательные моменты.

Столицы

Изначально столицей СССР был Петроград, в котором собственно и случилась революция, приведшая большевиков к власти. Первое время о переносе столице не было и речи, поскольку новая власть была слишком слаба, но в дальнейшем это решение было принято. В результате столица союза советских социалистических республик была перенесена в Москву. Это достаточно символично, поскольку создание Империи было обусловлено переносом столицы в Петроград именно из Москвы.

Факт переноса столицы в Москву сегодня связывают с экономикой, политикой, символизмом и многим другим. На самом деле все гораздо проще. Переносом столицы большевики спасали себя от других претендентов на власть в условиях гражданской войны.

Руководители страны

Основы могущества и процветания СССР связаны с тем, что в стране была относительная стабильность в руководстве. Была четка единая линия партии, и руководители, долго находившиеся во главе государства. Интересно, что чем ближе страна подходила к развалу, тем чаще менялись Генсеки. В начале 80-х годов и вовсе началась чехарда: Андропов, Устинов, Черненко, Горбачев – страна не успевала привыкнуть к одному руководителю, как на его месте оказывался другой.

Общий список руководителей следующий:

  • Ленин. Вождь мирового пролетариата. Один из идейных вдохновителей и реализаторов октябрьской революции. Заложил основы государства.
  • Сталин. Одна из самых противоречивых исторических личностей. При всем том негативе, которые в адрес этого человека льет либеральная пресса, факт заключается в том, что Сталин поднял с колен промышленность, Сталин подготовил СССР к войне, Сталин стал активно развивать социалистическое государство.
  • Хрущев. Получил власть после убийства Сталина, развивал страну и сумел достойно противостоять США в Холодной войне.
  • Брежнев. Эпоху его правления называют эпохой застоя. Многие ошибочно связывают это с экономикой, но там никакого застоя не было – все показатели росли. Застой был в партии, которая разлагалась.
  • Андропов, Черненко. Толком ничего не сделали, подталкивали страну к развалу.
  • Горбачев. Первый и последний президент СССР. На него сегодня вешают всех собак, обвиняя в развале Советского Союза, но главная его вина была в том, что побоялся принимать активные действия против Ельцина и его сторонников, которая фактически устроили заговор и государственный переворот.

Интересен также другой факт – наилучшими правителями были те, кто застал время революции и войны. Это же касается и партийных деятелей. Эти люди понимали цену социалистического государства, значимость и сложность его существования. Как только к власти пришли людей, которые ни войны, ни уже тем более революции, не видели – все пошло прахом.

Становление и достижения

Союз Советских Социалистических Республик начал свое становление красным террором. Это печальная страница истории России, огромное количество людей было убито большевиками, стремившимися укрепить свою власть. Руководители партии большевиков, понимая, что власть они смогут удержать только силой, убивали каждого, кто хоть как-то мог помешать становлению нового режима. Возмутительным является то, что большевики в качестве первых народных комиссаров и народной полиции, т.е. тех людей, кто должен был следить за порядком, набрали воров, убийц, бездомных и т.п. Одним словом всех тех, кто был неугоден в Российской Империи и всячески пытался отомстить всем, кто хоть как-то был с ней связан. Апогеем этих злодеяний стало убийство царской семьи.

После становления нового строя, СССР, возглавляемый до 1924 года Лениным В.И. , получил нового вождя. Им стал Иосиф Сталин . Его управления стало возможным после того, как он выиграл борьбу за власть у Троцкого . В период правления Сталина огромными темпами стала развиваться промышленность, сельское хозяйство. Зная о растущей мощи гитлеровской Германии, огромное внимание Сталин уделяет развитию оборонного комплекса страны. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Союз Советских Социалистических Республик был вовлечен в кровопролитную войну с Германией, из которой вышел победителем. Великая Отечественная Война стоила советскому государству миллионы жизней, но только так можно было сохранить свободу и независимость страны. Послевоенные годы были тяжелыми для страны: голод, бедности и разгул бандитизма. Сталин жесткой рукой навел в стране порядок.

Международное положение

После смерти Сталина и вплоть до развала СССР, Союз Советских Социалистических Республик динамично развивался, преодолевая огромное количество трудностей и препятствий. СССР было вовлечено США в гонку вооружения, которая продолжается и по сей день. Именно эта гонка могла стать фатальной для всего человечества, поскольку обе страны в результате находились в постоянной конфронтации. Этот период истории получил название холодной войны. Только благоразумие руководства обеих стран сумело удержать планету от новой войны. А эта война, с учетом того, что обе нации были уже на тот момент ядерными, могла стать роковой для всего мира.

Особняком всего развития СССР стоит космическая программа страны. Именно советский гражданин первым полетел в космос. Им был Юрий Алексеевич Гагарин. США на этот полет человека в космос ответили своим первым полетом человека на Луну. Но советский полет в космос, в отличие от американского полета на луну, столько вопросов не вызывает, и у специалистов нет ни тени сомнения в том, что этот полет действительно был.

Население страны

Каждое десятилетие советская страна демонстрировала прирост населения. И это несмотря на многомиллионные жертвы Второй мировой войны. Залогом увеличения рождаемости были социальные гарантии государства. Ниже на диаграмме представлены данные по численности населения СССР в целом и РСФСР в частности.


Также следует обратить внимание на динамику развития городов. Советский союз становился индустриальной, промышленной страной, население которого постепенно переходило из деревни в города.

К моменту образования СССР в России было 2 города миллионника (Москва и Питер). К моменту распада страны таких городов уже было 12: Москва, Ленинград Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и Пермь. В союзных республиках также были города с миллионным населением: Киев, Ташкент, Баку, Харьков, Тбилиси, Ереван, Днепропетровск, Одесса, Донецк.

Карта СССР

Союз Советских Социалистических Республик развалился в 1991 году, когда в белом бору руководители советских республик объявили о выходе из состава СССР. Так все Республики получили независимость и самостоятельность. Мнение советского народа учтено не было. Референдум, проведенный перед самым распадом СССР, показал, что подавляющее большинство людей, заявило о том, что Союз Советских Социалистических Республик должен быть сохранен. Горстка людей, во главе с председателем ЦК КПСС Горбачевым М.С., решили судьбу страны и народа. Именно это решение окунуло Россию в суровую действительность «девяностых». Так зарождалась Российская Федерация. Ниже представлена карта Союза советских социалистических республик.



Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

  1. До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
  2. Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками. Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
  3. После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.


Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Советский Союз в середине 1950-х - начале 1960-х годов. «Великое десятилетие оттепели».

XX съезд КПСС (14-25 февраля 1956 г.) и особенно доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, формированию нового общественного сознания, относительно свободного от догм и идеологических стереотипов. Этот период в жизни страны получил название «оттепели» (по одноименному роману И. Эренбурга).

Вместе с тем новая линия осуществлялась людьми, которые сами были продуктом сталинской эпохи и соучастниками его злодеяний. В докладе Хрущева в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти не было последовательности. Еще менее последовательным было постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г . «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно-административной авторитарной системы «государства-партии» были в конечном счете сведены к культу личности, а вся вина за преступления возлагалась на Сталина и ряд лиц из его окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить «социальную природу передового социалистического общественного и государственного строя».

Следует отметить, что социализм в понимании политических лидеров страны второй половины 1950-х годов соответствовал той государственнополитической системе в СССР, которая продолжала существовать без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи ими же сформирована. Устранение некоторых фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления с других партийных руководителей и с партии в целом.

Изменения, которые происходили в государственной системе в 1956- 1964 гг., были незначительными. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большой степени законным прикрытием диктатуры партократии.

Высшим органом власти в стране, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР. С 1953 г. председателем Президиума Верховного Совета стал легендарный сталинский нарком К. Е. Ворошилов, а с 1960 г. - Л. И. Брежнев. На сессиях Верховного Совета СССР единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Президиум Верховного Совета, который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только действовал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов.

Характерной чертой деятельности органов власти в рассматриваемый период была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик передается руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем упраздняется Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми на сессиях Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. К их ведению отнесены: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (при сохранении за центром установления основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик); вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства.

Согласно «Положению о Верховном Суде СССР» (февраль 1957 г.) расширялись полномочия Верховных Судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, 1958 г. ставшая автономной республикой. Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - осложнило положение противников курса Н. С. Хрущева. В марте 1957 г. в местные Советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60% составили рабочие и колхозники (в 1955 г. - 55%). Увеличилось число представителей этих социальных категорий и на выборах в Верховный Совет пятого созыва в феврале 1958 г. - до 60% против 40% в Верховном Совете четвертого созыва.

Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли бы заменить административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать демократическое давление на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее в сторону учета потребностей населения страны.

Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны. Возникло большое количество общественных организаций, которые решали отдельные местные вопросы: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др. В них зарождались элементы коммунального самоуправления.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Хрущев не мог обойтись без нее в управлении государством, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин. Хрущев, не имея возможности использовать систему репрессий, постоянно искал другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в данном направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности двумя сроками. Эти меры способствовали некоторой демократизации общества. В постановлении от 22 января 1957 г. «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов для избирателей, но несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов, и потому вызвало недовольство бюрократии.

Более серьезные попытки модернизации Хрущев предпринял в сфере исполнительной власти, высшим органом которой по-прежнему был Совет министров. В 1956 г. его председателем был назначен Н. А. Булганин, но в 1958 г. на этом посту его сменил Хрущев, а его заместителями стали

А. Н. Косыгин, А. И. Микоян и Д. Ф. Устинов.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Увеличился процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты (1956 г.). Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Сократилось число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.) при увеличении союзно-республиканских (с 21 до 29).

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» был осуществлен переход управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В каждом экономическом административном районе образовывался совет народного хозяйства (совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность. Было создано 105 совнархозов, упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР.

В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Однако переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса страны. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учета отраслевого разреза в развитии экономики.

Реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилились специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР.

Усложнилась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научноэкономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования посредством плановых комиссий крупных экономических районов СССР.

После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в октябре 1964 г. реформа стала сворачиваться, и к началу 1970-х годов была восстановлена прежняя структура исполнительной власти.

Одним из главных политических институтов советского общества в рассматриваемый период являлась КПСС. Все основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии. КПСС делилась на три уровня: рядовой состав, который практически не имел возможности влиять на выработку политики партии; партийная бюрократия - становой хребет партии - реально осуществляла политику; верхушка партии обладала властью и принимала решения.

Пытаясь опереться на силу, противостоящую партократии, Хрущев стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию. Повысилось значение партсобраний и возросла ответственность выбранных делегатов (хотя по-прежнему все определял аппарат), увеличилось количество конференций и съездов (с 1956 по 1961 г. прошло три съезда), возросло число членов КПСС, выдвигавшихся на руководящую работу из низовых организаций. В 1962 г. на основе решений ноябрьского пленума ЦК КПСС была осуществлена перестройка партийных органов по производственному принципу: созданы самостоятельные промышленные и сельские партийные организации. Происходила частая смена руководящих кадров. Однако в целом демократизация коснулась партии меньше, чем общества в целом, партийная бюрократия крепко держала в своих руках власть и не собиралась ею поступаться.

Политическая борьба шла главным образом в Президиуме ЦК и в ЦК КПСС. Съезды выступали своеобразными глашатаями идей и концепций, принятых в руководящих органах. Исход борьбы в Президиуме и ЦК партии был определяющим для всей политической обстановки в стране. В то же время в 1956-1964 гг. возросла роль пленумов ЦК КПСС, что имело особое значение во внутрипартийной борьбе за власть между Хрущевым и его противниками.

В 1956 г. складывается оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу. Недовольство его бывших соратников резко возросло после доклада Хрущева на закрытом заседании XX съезда. Группировку противников Хрущева в верхушке партаппарата возглавили В. М. Молотов, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович.

В июне 1957 г. борьба перешла в открытое противостояние: 18 июня на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме, подрыве авторитета КПСС в международном коммунистическом движении из-за разоблачения культа личности Сталина. Президиум семью голосами против трех (А. И. Микояна, М. А. Суслова и А. И. Кириченко) принял решение о смещении Хрущева и назначении Молотова на пост первого секретаря ЦК. Однако Хрущева поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК КПСС, армия, возглавляемая Г. К. Жуковым, и КГБ. На пленуме ЦК 22-29 июня действия противников Хрущева были определены как фракционные и антипартийные: В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича и «примкнувшего к ним» Д. Т. Шепилова вывели из состава Президиума и ЦК КПСС. Н. А. Булганину объявили строгий выговор, впоследствии он был смещен с поста председателя СМ СССР и также выведен из состава Президиума ЦК. Так, впервые за много лет пленум ЦК выступил в роли решающей силы в развернувшейся схватке между партийными вождями.

Следующим актом в политической борьбе стало смещение Г. К. Жукова с поста министра обороны и выведение из Президиума ЦК. Н. С. Хрущев опасался его популярности и влияния. В принятом пленумом ЦК постановлении от 29 октября 1957 г. «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и на Флоте» Жукова обвинили в том, что он «нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооруженными Силами, проводил линию на свертывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, ее ЦК и правительства».

В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, созванный для рассмотрения и утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Съезд констатировал, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу». Выводом этого тезиса стало утверждение, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Семилетний план рассматривался как важный шаг на пути создания материально-технической базы коммунизма. XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) стал логическим развитием идей предыдущего партийного форума.

На этом съезде была утверждена новая Программа КПСС - программа строительства коммунизма. Задачи, поставленные в третьей Программе партии, особенно достижение в течение 10-20 лет превосходства по производству продукции на душу населения над ведущими капиталистическими странами, ликвидация тяжелого физического труда, достижение изобилия материальных и культурных благ, многим, в том числе Хрущеву, казались реальными для нашей страны. Нацеленность на повышение уровня жизни, демократизацию общества, перерастание государственного управления в общественное самоуправление поднимали экономическую и политическую активность широких слоев народа. В то же время провозглашенные на XXI и XXII съездах КПСС реформы не затрагивали основ командно-административной системы. Качественно новые задачи внутренней и внешней политики, партийного строительства предлагалось решать с помощью старого политического и экономического механизма, зачастую волюнтаристскими методами. В результате было совершено немало субъективистских ошибок, осложнивших выход страны на новый этап развития и во многом скомпрометировавших начинания Хрущева.

Проводимый Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей и директорского корпуса. Вследствие бездумных и многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств оппозиционно настроены по отношению к Хрущеву были также кадровые офицеры и генералитет, многие авторитетные работники органов государственной безопасности.

В отсутствие четкого законодательного механизма смены руководства страны смещение Хрущева готовилось тайно группой партийно-государственной элиты с начала 1964 г. Наиболее активную роль в организации заговора против партийного лидера играли секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный и руководитель КГБ В. Е. Семичастный. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, с 1960 г. одновременно и секретарь ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и непосредственно включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии.

12 октября 1964 г., во время отдыха Хрущева в Сочи, в Кремле на расширенном заседании Президиума ЦК М. А. Суслов и А. Н. Шелепин поставили вопрос о смещении лидера страны со всех занимаемых постов. Срочно вызванному в Москву Н. С. Хрущеву были предъявлены обвинения в отходе от принципов коллективности руководства, волюнтаризме и грубом администрировании. Против него выступили почти все члены Президиума, за исключением уклонившегося от выступления А. И. Микояна. 14 октября пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК партии, председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

На октябрьском пленуме ЦК было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин.