Болезни Военный билет Призыв

Что такое творческая деятельность человека. Теоретико-методологические основы творческой деятельности. Материальная и духовная деятельность

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Творческая личность

Введение

Слово "творческий" часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение "творческой".

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Мир для человека как субъекта творчества - это единственно возможная реальность, в которой сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая деятельность для него - это своеобразное объяснение мира, пусть даже и не имеющего связи с реальностью.

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает в повседневной жизни, связано с продуктами творческого мышления и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома, предметы быта, одежда, обувь, телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль.

Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни. На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают задачи, решение которых требует неформального творческого подхода.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый человек. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня от повседневных до научно-технических. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Что же характеризует творческое? В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.

1. Теоретико-методологические подходы психологов к изучению творческих способностей личности

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно некорректная, ибо под это определение попадают и люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других известных творческих личностей. В свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия Ч. Ломброзо, Д. Карлсоном, однако позднейшие исследования, например, Т. Саймонтона ее не подтвердили.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут более высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться и низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Э.П. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представили данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод исследования зависимости креативности мышления от уровня интеллекта, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли временные ограничения, свели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате тестирования они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

2. Творчество и деятельность, основные качества креативной личности

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативным, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

Не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

Не действовать механически;

Не занимать частичную позицию;

Не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

Не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Гилфорд выделил четыре основных качества, присущих креативной личности:

* Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

* Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

* Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

* Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Способность решать проблемы, то есть способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

Способность идти на разумный риск;

Готовность преодолевать препятствия;

Толерантность к неопределенности;

Готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

Независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

Открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Нельзя оставить без внимания такую особую форму человеческой психики как воображение.

Особенно ярко воображение проявляется в играх детей. Они строят из стульев и подручных материалов машину, самолет или еще что- либо и отправляются в путешествие. В темной комнате, в кладовой у них обитают невиданные животные с которыми они дружат или наоборот их боятся. Во взрослом возрасте благодаря воображению человек творит, создает что то новое. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является результатом воображения и творчества людей.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. При пассивном воображении образы возникают помимо воли человека, то есть спонтанно. Продуктивное воображение сознательно конструирует действительность, а не просто копирует ее, но при этом она творчески преобразуется в образе. В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в том виде, как она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память, хотя в нем также присутствует элемент фантазии.

С воображением в практической жизни людей в первую очередь связан процесс художественного творчества. Так натурализм, реализм в искусстве художников можно отнести к репродуктивному воображению, а абстракцию, модернизм, импрессионизм к воображению продуктивному.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Прилагая волевые усилия мастер создает образ своего творения сначала мысленно в своем воображении, чтобы потом воплотить его в жизнь. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение. Спонтанные образы являются творцу независимо от его воли и скорее являются продуктом подсознания. Так многие творческие люди отчетливо видят во сне конечный итог своей работы или образ сюжета картины, или делают во сне научные открытия. Так Менделеев увидел во сне свою таблицу химических элементов.

По мнению Я.А. Пономарева с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный). В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и так далее) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а "несмотря ни на что", то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и также завершающейся.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен. Авторские права не охранялись, не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Древней Греции выдающимися считались те люди, чья деятельность охватывала сразу множество сфер приложения ума. Универсальность гениальной личности в ранний период истории была связана с тем, что наука древности развивалась преимущественно гениальными одиночками, которые являлись одинаково сильными «специалистами» в различных науках. Прославленные в древности мудрецы, оставили в веках не только след своих открытий и пророчеств, но и дали миру пример разносторонней одаренности. Универсальные идеи греческих мыслителей породили интегрированный подход, который в современную эпоху испытывает второе рождение. Стремление ранних греческих мыслителей понять сущность природы, космоса и мира в целом вело развитие разных наук параллельно друг другу, и открытия древности были интуитивными прозрениями приблизительно одного времени. В Греции не было ни одного крупного философа, который бы не проявлял себя кроме философии еще и в этике, в воспитании, в ораторском искусстве, в математике. До сих пор потрясает воображение универсальность мышления Платона и его гениального ученика Аристотеля. Но, по видимому, самый уникальный случай в мировой истории - это непонятная для понимания универсальность дарований Леонардо да Винчи, гений которого для человечества оставил творения и в искусстве, и в науке, и в архетиктуре, и в медицине, и даже в изобретении военной техники.

В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем:

Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

Существуют различные подходы к определению истоков творчества. Обозначим три из них:

1. Чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Д. Гилфорд, С. Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности, а спектом интеллекта.

2. В качестве отдельного направления исследований креативности выделяется личностно-ориентированный подход, в рамках которого изучаются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Косса, Э. Роу и других.

3. В современных условиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов и признать творческость «многогранным» явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.

Такой подход к творческости как интегральному явлению осуществлен A.M. Матюшкиным, Л.В. Финькевичем, О.С. Тихоновичем, выдвинувшими концепцию креативности как общей психолого-педагогической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты творчества: доминирующая роль внутренней мотивации; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем.

Эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности. При всем имеющемся многообразии подходов в изучении ее суммарная характеристика заключается в следующих положениях:

1. «Креативность - это способность человека создавать нечто новое, противоположное шаблонному, застывшему, стереотипному. При этом человек овладевает и перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность» (Кирнос Д. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992.).

2. «Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.» (Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.).

3. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечает: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец» (Рубинштейн С. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1997. - № 4).

3. Творческая личность

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности. Они полагают, что не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Однако, рассматривая любой исторический период, ученый, с какого бы ракурса он не изучал ту или иную эпоху, прежде всего, анализирует деятельность конкретных личностей, личностей, которые являлись творцами данной эпохи. На результатах этого анализа и строится представление об эпохе, как на научном, так и на обыденном уровнях. Так, античность прочно ассоциируется с Платоном и Аристотелем, Гомером и Софоклом, Сократом и Пифагором. Средневековье - это гениальные Омар Хайям, Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Эпоха Возрождения, как период творческого универсализма - ярчайший временной отрезок, когда формируется особый тип личности «ренессансный человек». Эпоха, когда творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспир, Эразм Роттердамский, Николай Коперник и Джордано Бруно. Таким образом, можно «проиллюстрировать» любую эпоху, вся мировая история творится такими гениальными личностями, присутствие у которых полифункциональных дарований обеспечивает развитие человеческого общества. Талантливая личность - это вектор, направленный в будущее, поэтому особый интерес представляет рассмотрение феномена талантливой личности как полифункционального проявления дарований в историко-культурном и психолого-социальном ракурсах.

В психологии творчества условно считается, что различные степени развития способностей можно расположить в виде иерархии: гениальность (наивысшая степень); талант; одарённость; способности; природные задатки.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генофонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна - в четыре года. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в восемь лет, у Ван-Дейка - в десять, у Дюрера - в пятнадцать лет.

В пользу наследственности способностей свидетельствуют также существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого двух - трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Само слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один раб закопал свой талант в землю, второй раб разменял его, а третий раб талант приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, то есть возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве. мышление творческий талант

Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества, называется гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладения культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Этимология слова «гений» восходит к античной культурной традиции. У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его в течение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути. Отсюда и современная интерпретация гениальности, - как предельно допустимой демонстрации творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Но, одно, несомненно, гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - "Человек - творческий".

Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творческой личности присущи следующие черты:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) высоко развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество есть выход за пределы общепринятого. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза при близком знакомстве с одаренным человеком это аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.

Есть две точки зрения: талант - это болезнь и талант - это максимальное здоровье.

Цезарь Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям.

Гениальный человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит колебания погоды. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, резкие перемены настроения от неуемной веселости до мрачных депрессивных состояний. Они совершают только им понятные поступки и действия, странные и неприемлемые для окружающих. Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и так далее. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: "Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно". Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу - креатив, талант - интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих. Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Следствием этого являются эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создающие предпосылки для нового подхода к действительности.

Творческая личность находится в постоянной борьбе с окружающим миром и с самим собой. Возможно, это борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и - смерть.

Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество, начиная с родных и близких, социализируется и становится личностью. При этом социокультурная среда влияет на развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, моральные, духовные принятые в этом социуме. Именно поэтому зачастую в семьях врачей дети взрослея становятся врачами, в семьях артистов и художников соответственно - артистами и художниками и т.д.. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности, в противном случае - доверия и справедливости. Человек либо становится интерналом "кузнецом своего счастья", либо экстерналом, считающим, что от него ничего не зависит.

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, то есть все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между ними возникают острые переживания. Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказывать себе в чем то в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей своей жизни личность, оставаясь практически неизменной, приобретает все больше индивидуальных черт.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной цельной личности, "идеального" человека. Задача психологии воспитать в личности индивидуальность и развить способности, полученные при рождении. Талант, вдохновение, мастерство - важнейшие факторы творческой деятельности.

Общие способности человека как интеллект, творчество, определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет творческий человек. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения организма человека, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей влияющих на процесс воспитания личности.

Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности.

Творческие достижения в современном мире возможны только при овладении знаниями и умениями в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения этими знаниями и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

Список использованной литературы

1. В.М. Бехтерев «Объективная психология» Москва «Наука», 1.

2. Л.С. Выготский, Собрание сочинений т. 6 Москва «Педагогика», 1982.

3. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва «Мир», 1992.

4. Б.Ф. Ломов «Методологические и теоретические проблемы психологии». Москва «Наука», 1984.

5. Карл Леонгард «Акцентуированные личности» Киев «Высшая школа», 1989.

6. Р.С. Немов, «Психология», том1, Москва, 1995г.

7. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности», Москва,1991г.

8. Психологический словарь. Москва «Педагогика-пресс», 1996.

9. В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Периодизация общего психического развития».

10. Е.Т. Соколова «Самосознание и самооценка при аномалиях личности». Москва, МГУ, 1989.

11. Поль Фресс, Жан Пиаже «Экспериментальная психология» Москва «Прогресс» 1975.

12. Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Киев, МАУП, 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические исследования проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии. Анализ этой проблемы ведущими психологическими школами. Особенности творческой личности. Методы стимулирования проявления творческих способностей, роль интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2015

    Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Понятие и природа творчества. Виды творчества и их особенности. Характеристика творческого процесса и его содержания. Формирование и развитие личности. Творческая личность и ее жизненный путь. Возможности диагностики и развития творческих способностей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Психологическое определение творческих способностей – индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2010

    Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Воображение и творческие способности личности. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей, воображения и психики младших школьников. Функция воображения: построение и создание образов. Теория творческого (креативного) интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Понятие о способностях, их природа, виды и уровни. Проявление способностей у осуждённых, значение для практики исправительных учреждений. Тюремная направленность творческой деятельности. Особенности диагностики и развития способностей осуждённых.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Характеристика воспитания как существенного фактора развития личности. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность" в педагогике. Анализ системы развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Методы развития творческих способностей.

Реферат

по дисциплине:

«Промышленные технологии и инновации»

«Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений»

Выполнил: ст. гр. Б3121 Гайдукова Ксения

Принял: ст. пр. Шаталов П. В.

Воронеж 2017 г.

1. Введение……………………………………………………………………....3

2. Понятие творческой деятельности и её виды…………………………........4

3. Агентство по организации праздников………………………………..…..10

4. Заключение…………………………………………………………...……..14

5. Список использованной литературы..…………………………………..…15

Введение

Каждому человеку в жизни нужно проявлять определённую деятельность в силу разных причин: в силу заработка или из-за любви к своему делу. Причин может быть много. На земле на данный момент около 7 миллиардов людей. Все мы разные, и у каждого из нас своя деятельность. Но всех нас объединяет эта общая нужда что-то делать, нужда цели в жизни. Ведь иначе наша жизнь будет казаться нам бессмысленной. Вернее, не будет казаться, а будет таковой: у тебя нет цели в жизни – значит ты ничего не делаешь, значит не несёшь никакой пользы обществу, значит «прожигаешь» свою жизнь впустую.

Понятие творческой деятельности, её виды и направления.

Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое. Творчество – это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет.

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:

1. Социальная творческая деятельность

2. Научная творческая деятельность

3. Техническая творческая деятельность

4. Художественная творческая деятельность

Творчество как социальное действие . Понятие социального действия связано прежде всего с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует понимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальное творчество - это добровольное посильное участие группы лиц в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, склады­вающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой человека, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед общественностью. В плане рассматриваемой темы существенно то, что по направленности и результатам (с известной степенью условности) могут быть выделены следующие социальные действия: репродуктивные - направленные на сохранение и поддержание нормального функционирования конкретного социального институтаполитической области такой характер, например, носят выборные кампании, в сфере науки - система информации и обучения, в технике - стандартизация). В данном случае истолкование творчества как специфического вида социального действия позволяет сочетать его анализ в психологическом и логическом аспектах с обсуждением проблемы в более широком социологическом плане. Изложенное в полной мере применимо и к пониманию научного творчества.

Творчество в науке. Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Рассмотрение научного творчества в аспекте социального действия требует, как видим, вовлечения в анализ совокупности обусловленных структурой современной науки проблем: соотношение экспериментальных и фундаментальных исследований, управление научной деятельностью, кадры, система информации, финансирование, планирование и организация науки, внедрение результатов научных исследований в производство, социальная ориентация научного действия и др. Подобные вопросы относятся к компетенции формирующейся ныне «науки о науке», к науковедению.

Техническое творчество. Превращение в современных условиях науки в непосредственную производительную силу находит свое выражение в возникновении и функционировании единой системы «наука - техника - производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика - это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. В процессе практики потребности человека опредмечиваются, субъективное становится объективным. Объективация - это превращение цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Универсальным средством творческой деятельности является идея. Отражение в идее свойств объекта совпадает со стремлением человека к преобразованию его в социально значимую ценность. В практике осуществляется преобразование объекта в соответствии с потребностями человека. Содержание идеи здесь переходит в форму деятельности и из нее в форму бытия созданного предмета.

Являясь в социальном плане определенной целостностью, практика обнаруживается в различных видах. Одним из ее существенных проявлений предстает техническая практика. Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продукт технической практики - техника, надежность и эффективность функционирования технических устройств. Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и испытательные стенды, а с точки зрения идей - научно-технические и естественнонаучные теории. Техническая практика образует непосредственную базу технического творчества. Вне ее, без связи с ней нет и не может быть творчества в области техники. Творческий процесс в технике, охватывает как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства.

Сущность художественного творчества. В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства - создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности от науки тем, что элементы иллюзорности и фантазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества но и имеют такую же большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, и искусство приобретает силу и самостоятельность.

Взаимосвязь видов творчества Анализ социальной природы творчества предполагает рассмотрение его конкретных видов, а вместе с ними и рассмотрение видов деятельности. Можно прежде всего выделить два крупных вида деятельности: материально-практическую и духовно-теоретическую. Та и другая в свою очередь включают ряд более мелких разновидностей. Практическая деятельность связана с различными отраслями производства, управления, обслуживания (промышленность, сельское хозяйство, медицина и др.). Духовно-теоретическая деятельность находит выражение в различных формах общественного сознания (мораль, наука, искусство, правосознание, религия и пр.).

В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности могут быть определены и виды творчества: научное, техническое, художественное, правотворчество и пр. Такой вывод в общем справедлив, но при этом необходимо также учитывать конкретные исторические условия и заинтересованность отдельных классов, социальных групп в прогрессе той или иной конкретной области общественной жизни. В домарксистской социологии понятие творчества относилось лишь к труду деятелей искусства и науки, в то время как остальные виды деятельности объявлялись нетворческими (в особенности физический труд). Но со временем взаимосвязь между различными видами творчества люди начали истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.

Творческая деятельность это понятие многозначное. Это может быть и изобразительное искусство, и создание музыкальных композиций, и поэзия, и организация каких-либо творческих вечеров или мастер-классов. И вообще организация чего-либо это и есть творческий процесс.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Живя в мире прагматичных людей, где очень ценятся технические знания, конкретное мышление и практические умения, на первый взгляд может показаться, что творчество играет второстепенную роль в прогрессе. Тем не менее, благодаря творческому началу человека мы живем в комфортных условиях, которые создаются благодаря научным открытиям и техническим новинкам. Эстетическая сторона жизни также имеет большое значение в культурном обществе, и многие не могут пройти безразлично мимо какого-нибудь изделия, которое не только выполнено из качественных материалов и удобно в применении, но и красиво оформлено. Плоды «креатива» окружают нас повсюду: начиная от картины на стене и заканчивая глиняным цветочным горшком с витиеватым рисунком, и, в зависимости о того, как и что создает творец, выделяют разные виды творчества. В этой статье представлены основные из них, а также указаны требования к личностям авторов, которые позволяют создавать шедевры искусства.

Творческая деятельность и необходимые способности

Для успешной очень важны некоторые личностные характеристики, которые позволят найти новую идею и правильно оформить:

  • Память. Благодаря этому свойству мозга однажды увиденные элементы или образы смогут возобновиться в памяти и дополнить те недостающие детали, которых не хватало для завершения творческого процесса.
  • Воображение. Это тоже очень важная особенность, позволяющая удачно комбинировать части образа или идеи, которые нужно правильно оформить. Это может быть совокупность ощущений от увиденного или услышанного, что в дальнейшем и станет смысловым ядром произведения или предмета.
  • Вдохновение. Способность к получению вдохновения очень важна для творческой личности. состояние ясной мысли, которая внезапно приводит к созданию идеи. У некоторых вдохновение вызывается определенными событиями, переживанием некоторых чувств или просто необычной атмосферой. Для других вдохновение внезапно появляется, вне зависимости от условий окружения или настроения.

Творческая деятельность: лепка

С помощью глины издревле создаются не только произведения искусства, но и кухонная утварь: горшки, тарелки, кружки и подобные предметы обихода - обычные изделия, которые есть в каждом доме. Несмотря на посредственное применение этих столовых принадлежностей, творческий человек сделал из них украшение: придал разные формы и нарисовал узоры.

Из глины также делают исключительно декоративные изделия: вазы, фигуры животных и людей, шкатулки и др.

Особенность глиняного искусства в том, что от того, кто делает лепку, требуются не только творческие данные, но и ловкие гибкие руки и умелое обращение с инструментами.

Литературная творческая деятельность

Литературные произведения требуют от автора большого творческого потенциала, который реализовывается в создании сюжета, идеи произведения, а также образов героев. Известны множественные факты о том, как мировые классики выбрасывали не один исписанный лист бумаги, прежде чем находили те сочетания, которые привели к всемирной популярности этих трудов.

Особенность литературного искусства в том, что от автора требуется совершенное владение для точной характеристики героев и атмосферы. Очень редкие произведения мирового масштаба написаны сложным языком, который трудно воспринимается, поскольку художественность и одновременная простота слова в этой области искусства очень важна.

Художественное творчество

Этот вид творчества начинается, как и любой другой, с замысла. Поэтому для художника недостаточно овладеть техниками писания картин: важно, чтобы он смог с помощью этого умения выразить смысл.

Возможно, это одно из самых сложных потому что с помощью картины можно выразить очень многое, и поэтому творческий поиск может надолго затянуться: из всего разнообразия сложно выбрать те элементы, которые наиболее точно отобразят задуманное.

Художественная тесно связана со способностями творца, от которого требуются эмоциональное восприятие действительности, умение наблюдать и созерцать, а также экспрессивное самовыражение.

Одаренные художники создают такие картины, которые значимы для общества, и они это делают благодаря своему умению выбирать актуальные объекты внимания.

Таким образом, творчество - сложное явление, которое требует для реализации определенные личностные качества, наработанные умения и приобретенные знания, и, самое главное - талант.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.