Болезни Военный билет Призыв

Кто ввел термин культурология. Культурология как самостоятельная наука. Культурология и социология

Культурология - дисциплина, имеющая широкую распространенность в российской научной среде. Каковы ее основные особенности? Что изучает культурология?

Большинство научных дисциплин может быть изучено в контексте:

  • истории появления;
  • места среди других наук;
  • предмета;
  • метода.

Исследуем по этой же схеме и культурологию.

История культурологии

Можно отметить, что термин в рассматриваемом звучании наибольшую распространенность приобрел в России и странах Восточной Европы. В английском языке есть созвучный - Culturology, равно как, например, в немецком - Kulturologie, однако в западных странах он гораздо чаще употребляется вне ассоциации с греческим корнем «логос». К примеру, в виде словосочетания Cultural Studies или как термин Kulturwissenschaft в англоязычных и германоязычных государствах соответственно.

Так или иначе, соответствующий термин обозначает отрасль знаний о культуре. В западной традиции при этом культурологию не принято считать наукой. В России, в свою очередь, подходы к определению статуса данной дисциплины разнятся. Но точка зрения, по которой культурологию все же стоит отнести к наукам, в отечественной академической среде имеет весьма ощутимую поддержку. Поэтому мы вполне можем придерживаться соответствующего подхода - он в достаточной мере распространен.

Вне зависимости от того, однако, каким видится статус рассматриваемой дисциплины исследователям из разных школ, ключевой предмет ее изучения - культура - остается неизменным. Другой вопрос - что понимать под ней. Термин «культура» - один из самых емких. Существует большое количество его трактовок. При этом те или иные аспекты культуры вполне могут изучаться посредством отдельных дисциплин. Например, истории, социологии или психологии.

Примерно с 17 века исследователи стали активно заниматься систематизацией теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Так, в версии Гоббса и Пуфендорфа под ней следовало понимать состояние человека, которое говорит о нем как о субъекте, стоящем на уровень выше относительно природных, низших признаков. Главным критерием культуры была признана творческая продуктивность. Она не характерна для низших инстинктов и образцов поведения личности на уровне удовлетворения естественных потребностей.

В исследовательской среде также утвердилась концепция, по которой культура рассматривалась как явление, порожденное духовным восприятием мира человеком - в противовес материальному. В подходах ученых стали задействоваться компаративистские методы, предполагающие сравнение тех или иных процессов и явлений, наблюдаемых в разных обществах и государствах. Стали выделяться различные категории культур, исследоваться закономерности их формирования. Все это предопределило возникновение отдельной науки о культуре.

Термин «культурология», в соответствии с распространенной версией, впервые применил немецкий исследователь Оствальд в книге «Система наук», которая вышла в 1915 году. Однако соответствующее понятие далеко не сразу стало популярным. В свою очередь, американский антрополог Лесли Уайт в 1949 году издал работу «Наука о культуре», впоследствии дополнив ее иными фундаментальными исследованиями. Уайт обосновал необходимость формирования новой научной отрасли, которая бы занималась изучением конкретно культуры. Американский ученый заложил ключевые теоретические принципы: на их базе должна была функционировать соответствующая дисциплина.

Уайт определил критерии разграничения науки о культуре и существовавших смежных дисциплин. Например, если говорить о социологии, то по Уайту для нее свойственно исследование коммуникаций человека и общества. В свою очередь, культурология, как посчитал американский ученый, должна быть связана с изучением роли традиций, обычаев, а также идеологии.

Следовательно, возникновение отдельной науки о культуре можно связывать с именем Лесли Уайта. Появилась соответствующая дисциплина в середине 20 века как ответ на необходимость детального исследования культуры человека посредством новых, не характерных для традиционных дисциплин методов.

Выше мы отметили, что культурология, в соответствии с концепциями Уайта, должна рассматриваться обособленно, в частности от социологии. Которая вместе с тем достаточно ей близка. Изучим подробнее, относительно каких наук культурология находится на столь же малой дистанции, и наоборот - на значительном удалении.

Место культурологии среди других наук

Долгое время культурология в принципе не рассматривалась учеными как наука вне контекста социологии, психологии, антропологии, истории, лингвистики. Собственно, и сейчас - как мы отметили выше - многие исследователи не готовы выделять ее в качестве самостоятельной дисциплины. Но в среде ученых - и российских, и зарубежных - есть концепции, позволяющие выявить критерии, по которым культурологию допустимо рассматривать как отдельную науку.

Существуют дисциплины, исключительно близкие к ней. К ним, прежде всего, следует отнести историю, философию, этнографию, религиоведение и искусствознание. Во многом инструментарий и методы, характерные для этих наук, задействуются в культурологии. В свою очередь, социология и психология многими исследователями оцениваются как дисциплины «второго эшелона» в контексте близости к рассматриваемой нами.

Дело в том, что и социология, и психология изучают, прежде всего, человека как биологического или социального субъекта - в контексте общества или личности соответственно. Культурология предполагает исследование его творчества, его деятельности, духовной составляющей его жизни. Социологические и психологические методы, безусловно, могут задействоваться для лучшего понимания закономерностей в части отмеченных явлений, но более высока вероятность использования подходов, характерных для дисциплин, отмеченных выше, - например, философии.

Предмет культурологии

Подходы к пониманию предмета культурологии - равно как и интерпретации соответствующего термина - в научной среде наблюдаются самые разные.

К примеру, в соответствии с одной из популярных трактовок, рассматриваемая дисциплина должна изучать содержание, структуру, а также динамику культуры, механизмы ее происхождения, выявления и передачи ценностей.

Другая точка зрения предполагает, что культурология должна изучать знаки, символы, а также язык искусства и иных сфер творчества человека.

Еще один подход к пониманию рассматриваемой науки характеризует культурологию как исследование механизмов творческой самореализации человека посредством утверждения смысла жизни.

Предметом дисциплины, о которой идет речь, может быть исследование культуры как социального опыта граждан того или иного государства либо цивилизации, который выражается в нормах, обычаях и творческой составляющей их деятельности, а также передается между разными поколениями в виде тех или иных ценностей.

Предмет культурологии способен включать механизмы сообщения одними людьми соответствующих ценностных ориентиров другим. Ими могут быть религия, традиции, искусство, различные источники - летописи, философская литература, законы.

Существует подход, по которому культурология классифицируется на 2 типа - прикладную и фундаментальную, исходя из специфики предмета.

Для фундаментальной культурологии характерно исследование культуры в целях концептуального ее познания, выработки соответствующих теоретических подходов и методов, а также формирование философии культуры.

В свою очередь, прикладная культурология во многом базируется на фундаментальной и использует выработанный ей инструментарий с целью исследования отдельных сфер деятельности человека. Таковыми могут быть экономическая, социально-политическая, религиозная или, например, художественная культура народа. При этом задействование прикладных методов предполагает получение результата - например, в части грамотной законотворческой политики властей, направленной на обеспечение культурного единства нации или предоставления ее отдельным этносам необходимой свободы для реализации тех самых механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому.

Что изучает предмет «Культурология», распространенный в вузах России? Многое зависит от конкретной специализации студентов, проходящих соответствующий курс. Если их профиль - исторические дисциплины, то в рамках предмета «Культурология» они могут углубленно исследовать те или иные явления в сфере культуры при задействовании философских подходов, подробном рассмотрении тех или иных исторических фактов. Для студентов юридических специализаций программы по культурологии зачастую составляются с акцентом на изучение взаимного влияния культуры того или иного государства и его правовой системы.

Метод культурологии

Следующий важнейший аспект рассматриваемой научной дисциплины, как и любой другой, - метод. В среде российских исследователей распространен подход, по которому в отношении культурологии правомерно фиксировать следующий спектр методов:

  • диахронический;
  • синхронистический;
  • компаративистский;
  • типологический;
  • семиотический;
  • биографический;
  • археологический;
  • психологический;
  • социологический.

Рассмотрим их специфику подробнее.

Диахронический метод предполагает выявление фактов, событий, явлений, наблюдаемых в процессе развития культуры с течением времени, а также их фиксацию в хронологической последовательности.

Синхронистический метод позволяет осуществлять сравнительное изучение культурных явлений вне временного контекста, но, как правило, наблюдаемых в одном и том же историческом периоде.

Компаративистский метод предполагает, в свою очередь, разностороннее сравнение культур разных народов, или же - одной нации, но в разных исторических периодах. Выявляются сходства, различия, а также причины, их обуславливающие.

Сущность типологического метода - в выявлении закономерностей, позволяющих объединять те или иные образцы культур в различные категории, типы.

Семиотический метод базируется на концепциях, направленных на изучение знаков, которые используются в той или иной культуре, - алфавита, иероглифов и иных способов отображения информации или результатов творчества человеком.

Биографический метод в культурологии задействуется в случае необходимости изучить ключевые факты о личности, повлиявшей на развитие культуры того или иного народа, государства или всего мира. Бывает, что роль конкретного человека в истории настолько велика, что культура - на соответствующем уровне социальных коммуникаций - меняется полностью в результате его деятельности. В этом случае исследователь должен основательно изучить не только факты о ней, но также и детальные подробности биографии человека, который непосредственно повлиял на видоизменение данной культуры или формирование новой.

Актуальность изучения предмета

Культурология - это наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры (Н.В. Шишова).

Это наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Она исследует культуру как сложное, многогранное явление (А.А. Веремьев).

Культурология - это относительно новая научная дисциплина, изучающая, во-первых, культуру в целом, а во-вторых, отдельные явления культуры в частности, материальную и духовную культуру, быт, искусство, религию, семью и т.д.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, был предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л. А. Уайту. Именно он (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. «Крестный отец» культурологии Л.А. Уайт в 1940-е годы попытался не только обосновать необходимость формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали Э. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер и др.

При изучении культурологии у современных ученых возникает мысль о том, что в научном мире нет единого мнения о том, что такое «культурология». Культурология как молодая развивающаяся наука и самобытная отрасль гуманитарного знания не может быть преподана догматически. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой ход и предмет.

На Западе такой науки не существует, но она изучается блоком антропологических дисциплин. Культурология как наука была выделена российскими учеными. Она является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации, она - плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморской») гуманитарной традиции.

Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры. Отметим важнейшие из них. В ходе Великих географических открытий в XV-XVIII вв. европейцы близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще в XVIII веке немецкий ученый И. Винкельман, исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель в конце XVIII - начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), историко-критического метода, социологии (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч. Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения имеющейся информации о различных сферах культуры на основе неких теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середины XIX века начинают проявлять философы, возникают различные школы философии культуры.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социальные процессы, в наибольшей степени оказавшие воздействие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX вв. и на рубеже тысячелетий. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т. п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа -- культура», в том числе, в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая «глобализация»), что привело к «прозрачности» некогда незыблемых границ между цивилизациями и культурами, породило страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Схожие проблемы создает и одно из важнейших последствий глобализации -- переселение десятков (возможно, сотен) миллионов людей из Африки, Азии, Латинской Америки в западные страны. Очевидно, что характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном (нередко трагическом) опыте пережила основные историко-культурные тенденции современности. У нас, как и в ряде других стран, где господствовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, «культурная революция» в советские годы, призванная уничтожить старую и создать новую систему культурных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стал разрыв с культурой прошлого (и советского, и российского дореволюционного), трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к «Западу», «Востоку», «Евразии» или является совершенно особой культурой, куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество подобных вопросов нельзя найти без помощи культурологии. Не случайным является издание в России 90-х годов столь большого количества культурологической литературы научного и учебного характера, изучение культурологии в школах и вузах, появление кафедр и факультетов культурологии, своего рода «культурологический бум».

К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дает культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох.

Тем не менее, в настоящий момент культурологию еще нельзя назвать окончательно сформировавшейся научной дисциплиной. Она находится на стадии становления, ее история пока слишком коротка, чтобы можно было с уверенностью судить о перспективах этой науки. Мы имеем дело, скорее, с многообещающим проектом, удачное воплощение которого зависит от многих обстоятельств. Однако большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяет предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке.

Актуальность изучения культурологии для современного человека на сегодняшний день многие ученые связывают с несколькими позициями:

  • 1) современная цивилизация стремится к преобразованию окружающей среды, и культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения;
  • 2) культура есть средство человеческой самореализации;
  • 3) судьба мира зависит от философского постижения культуры в целом и культуры отдельного народа в частности;
  • 4) человек стал задумываться над смыслом своей деятельности;
  • 5) культурный процесс влияет на общественную динамику;
  • 6) познание культуры приводит к формированию стремления выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы и отыскать возможность ее активизации;
  • 7) ранее было принято судить о любой культуре с точки зрения ее соответствия европейскому образцу, эта черта получила название европоцентризм, но поскольку каждая культура самоценна, то это значит, что ей не обязательно подражать во всем Европе. Это привело к краху культурного европоцентризма и явилось одной из причин возникновения науки о культуре - культурологии (В.М. Розин) и мн.др.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое культурология, что изучает эта наука, какие выделяются ее разновидности и с какими другими дисциплинами она взаимодействует. Все это мы подробно рассмотрим. Прежде всего следует определиться с тем, какое значение имеет интересующее нас понятие. Культурология - это термин, образованный от следующих древних слов: "cultura" (латинское, переводится как "возделывание") и "logos" (греческое, "учение"). Получается, что о культуре. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Само слово "культура" имеет несколько значений. Это следует учитывать для того, чтобы дать полный ответ на вопрос: "Что такое культурология?"

Что такое культура?

В "Словаре" Аделунга 1793 года это понятие означает облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека. И. Гердер придавал ему целый ряд различных значений. Среди них можно отметить способность осваивать новые земли, одомашнивать животных; развитие торговли, ремесел, искусств, наук и др. Представления Гердера в целом совпадают с мнением Канта, связывавшего успехи культуры с развитием разума. Кант считал, что установление всеобщего мира является окончательной целью, к которой стремится человечество.

Национальная и мировая культура

Культура представляет собой многоуровневую систему. Ее принято подразделять по носителю. Выделяют, в зависимости от этого, национальную и мировую культуры. Мировая является синтезом лучших достижений различных национальных культур и населяющих нашу планету народов.

Национальная, в свою очередь, является синтезом культур социальных слоев, классов и групп того или иного общества. Ее своеобразие, оригинальность и неповторимость проявляются как в (язык, религия, живопись, музыка, литература), так и в материальной (традиции производства и труда, особенности ведения хозяйства).

Духовная и материальная культура

Культура делится также на роды и виды. Основание для этого деления - человека. Существует духовная и материальная культура. Однако данное подразделение нередко бывает условным, так как в действительности они взаимопроникаемы и тесно связаны между собой. Некоторые культурологи полагают, что отдельные виды культуры неправомерно относить лишь к духовной и материальной. Они пронизывают всю ее систему. Это эстетическая, экологическая, политическая, экономическая культура.

Культура и гуманизм

Культуру исторически связывают с гуманизмом, так как в основе ее - мера развития человека. Ни научные открытия, ни достижения техники не определяют сами по себе того или иного общества, если в нем при этом нет человечности. Следовательно, гуманизация общества является ее мерилом. Целью культуры можно считать всестороннее развитие человека.

Функции культуры

Их существует немало, мы перечислим лишь основные. Главной функцией является гуманистическая, или человеко-творческая. Все другие функции так или иначе связаны с ней. Можно даже сказать, что они из нее вытекают.

Важнейшей функцией культуры является передача социального опыта. Ее именуют также информационной, или функцией исторической преемственности. Культура, являющаяся сложной знаковой системой, - единственный механизм, с помощью которого социальный опыт человечества передается от одного государства к другому, от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Неслучайно поэтому ее называют социальной памятью всего человечества. Если преемственность разрывается, новые поколения оказываются обреченными на потерю социальной памяти.

Еще одна важная функция культуры - гносеологическая (познавательная). Эта функция тесно связана с первой. Культура сосредотачивает в себе опыт множества поколений, накапливает знания о мире и создает тем самым благоприятные возможности для его освоения и познания.

Нормативная (регулятивная) функция связана с определением разных видов и сторон личной и общественной деятельности людей. Культура влияет на поведение человека в сфере быта, труда, межличностных отношений. Она регулирует действия и поступки людей, и даже выбор духовных и материальных ценностей. Отметим, что регулятивная функция опирается на право и мораль как на нормативные системы.

Знаковая (семиотическая) - еще одна важнейшая функция. Культура - знаковая система. Она предполагает знание ее, владение ею. Овладеть ее достижениями невозможно без изучения знаковых систем.

Также очень важна. Культура является системой ценностей. Она формирует у людей определенные аксиологические ориентации и представления. По их качеству и уровню мы чаще всего судим о культурности людей. Интеллектуальное и нравственное содержание, как правило, является критерием оценки.

Возникновение культурологии

Отметим, что понятие "культурология" возникло относительно недавно, в конце 19 - начале 20 века. Исследователи начали употреблять его вместе с синонимичными понятиями. Например, Э. Б. Тайлор, английский антрополог и этнограф, дал следующей название первой главе своей книги, написанной в 1871 году "Наука о культуре". А В. Ф. Оствальд, немецкий философ, физик и химик, в работе 1915 года "Система наук" предложил называть совокупность исследований и отрасль знания о способах деятельности, являющихся специфически человеческими, "культурологией", или "наукой о цивилизации".

Эта наука за свою недолгую историю прошла несколько этапов в своем становлении и развитии. История культурологии отмечена созданием ряда подходов. Кроме того, в ней выделяются многочисленные модели, или разновидности. Сегодня известно 3 основных подхода, с помощью которых как наука определяется культурология. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Три подхода

Во-первых, это комплекс дисциплин, которые изучают культуру. Во-вторых, это специальный раздел социогуманитарной дисциплины. В этом смысле данная наука в изучении культуры опирается на свои собственные методы (к примеру, философия культуры в философии). В-третьих, это самостоятельная научная дисциплина, которая обладает неповторимой спецификой.

Мы будем рассматривать предмет и объект культурологии именно с позиции последнего подхода.

Объект и предмет культурологии

Объект науки - совокупность качественно определенных процессов и явлений действительности, по своим основным чертам, внутренней природе, законам развития и функционирования существенно отличных от других объектов данной действительности. Предмет же выражает заинтересованность ученых в изучении той или иной области реальности. Ясно, что культура может выступать как предметом, так и объектом исследования. В качестве объекта она рассматривается в широком смысле слова. С этой точки зрения ее нередко определяют как совокупность различных способов и результатов деятельности человека, которые передаются из поколение в поколение внебиологически (методом воспитания и обучения). Этот объект культурологии присущ не только ей, но и различным социогуманитарным наукам.

Что касается предмета, то в отечественной литературе есть 2 точки зрения. Первая из них заключается в том, что это культура "в узком смысле слова". Исследовательский интерес в данном случае направлен на следующие общие аспекты деятельности человека:

Знаковая, семиотическая система (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман);

Средства взаимосогласования и взаимопонимания в коллективной деятельности, то есть существующие в обществе социальные нормы (А. Я. Флиер);

Совокупность смыслов и ценностей (А. А. Радугин, Н. С. Чавчавадзе).

Вторая точка зрения относится к ленинградской школе (Иконникова, Каган, Большаков и др.). Согласно ей, для культурологии важно при изучении культуры не так важно учитывать ее многогранность. Важнее рассматривать ее в качестве целостной системы.

Модели (разновидности) культурологии

Следует заметить, что трудности определения предмета и объекта исследования в культурологии возникают из-за специфики культуры, которая является связующим звеном между человеком и миром, окружающим его. Кроме того, она является особой формой бытия, присущей обществу и человеку. Следовательно, ее можно изучать по-разному, то есть используя различные методы. Сегодня имеется множество моделей культурологии, однако единой науки пока не создано. Данные модели опираются на разные подходы и методы в изучении культуры. Их можно свести к нескольким основным разновидностям. В каждой из них рассматриваются специфические вопросы культурологии. Охарактеризуем вкратце каждую из них.

Культурология философская определяет сущность культуры, то, чем она отличается от природы. Главная задача ее состоит в объяснении и осмыслении ее с помощью анализа самых существенных и общих ее черт. Предметом изучения этой модели является роль, функции и в жизни общества и человека. Кроме того, она определяет тенденции в эволюции культуры. И, наконец, эта модель раскрывает причины ее расцвета и кризиса, взлетов и падений.

Что такое культурология историческая? Нетрудно догадаться, что она дает нам знание о конкретной культуре в определенный исторический период. Однако ее предмет несколько шире. Это региональная, национальная, мировая культура или же относящаяся к определенной эпохе. Данная модель констатирует факты, описывает ее проявления и события в ней, выделяя при этом самые выдающиеся достижения человечества. Таковы основные задачи культурологии исторической.

Мы рассмотрели еще не все модели (разновидности). Что изучает культурология социологическая? Она рассматривает происходящие в обществе социокультурные явления и процессы. Эта модель изучает функционирование в социуме культуры в целом. Однако не только это. Задачи культурологии социологической включают изучение отдельных субкультур.

Переходим к рассмотрению следующей модели. Необходимо рассказать и о том, что изучает культурология психоаналитическая. Она исследует проблемы личности, которая выступает в качестве потребителя и создателя достижений цивилизации. Ее предметом являются индивидуальные особенности отношения человека к культуре, своеобразие его духовного поведения.

Этнологическая (этническая) культурология исследует обычаи и традиции, обряды, верования и мифы. Кроме того, ее интересует уклад жизни доиндустриальных, традиционных обществ и архаических народов.

Культурология филологическая занимается изучением национальной культуры через устное народное творчество, литературу и язык.

Мы описали лишь основные ее разновидности, или модели. На вопрос: "Что такое культурология?" мы ответили. Расскажем теперь о том, с какими дисциплинами и науками она взаимодействует.

Взаимодействие с социогуманитарными дисциплинами

Культуру Это выражение принадлежит Демокриту, древнегреческому философу. Культура наследуется не биологическим путем, а лишь через воспитание, обучение, приобщение к ней. Рассмотрим, как интересующая наука взаимодействует с другими социогуманитарными дисциплинами. Все они делятся на следующие две группы:

Те которых выделяется в соответствии с видом специализированной деятельности (к примеру, педагогика, религиоведение, искусствознание, политология, экономические науки и др.);

Науки об общих аспектах деятельности человека (социологические, психологические, исторические и др.).

Развитие культурологии происходит во взаимодействии с первой группой. Здесь интересующая нас наука выступает в качестве сферы междисциплинарного синтеза. Ее интересует то, какие общие закономерности развития можно найти в политике, экономике, религии и других сферах деятельности. В рамках взаимодействия со второй группой выделяется специфический культурологический метод, который можно применять в пределах любых наук гуманитарного и социального профиля.

Взаимодействие с историей, этнографией, археологией и философией

Очевидна взаимосвязь этой науки с историей. Ни одно учебное пособие по истории не обходится без рассказа о культурных достижениях времени, о культурной жизни людей. Кроме того, интересующая нас наука связана с этнографией, занимающейся исследованием культурных и бытовых особенностей разных народностей. Археология по материальным остаткам жизнедеятельности человека изучает историю общества. А ведь достижения культуры - духовные и материальные ценности.

Археологические методы позволяют изучать достижения различных народностей и исторических эпох. Философия также связана с культурологией. Она является инструментом познания, прогнозирования, интерпретации, используются ее теории. Культурологии, как и другим наукам, необходима философия, на которую опираются все отрасли знания. Она помогает понять суть цивилизации, оценить общество, а также уровень развития культуры под определенным углом зрения.

Итак, мы раскрыли заявленную тему. В заключение добавим, что сегодня активно развивается культурология. Вузы предлагают студентам профессиональную подготовку в этой области. Хотя специалисты в этой сфере востребованы не так, как, скажем, в сфере экономики, многие выпускники школ рассматривают направление "культурология" как одно из приоритетных.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Специфика культурологии как интегративной научной области, охватывающей всю совокупность знаний о культуре, синтезирующей и систематизирующей данные социально-гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные связи культурологии с философией, антропологией, социологией, психологией, историей и другими науками. Структура и состав современного культурологического знания. Выделение основных предметных областей: философии культуры, истории культуры, социологии культуры, теоретической и прикладной культурологии.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы XX века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры.

В отношении к событиям реальной жизни культурология ближе к истории. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой.

Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Для данной науки значимы исторические типы науки культуры и то, как их существование повлияло на вневременные общекультурные закономерности. Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

Предметом исследования этнографии являются особенности расселения народов мира в прошлом и настоящем, происхождение, нравы и обычаи, традиции, быт представителей определенной национальной культуры. Культурология, используя этот материал, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влияние на созидание мировой культуры.

Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества.

Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта.

Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Теория культуры использует для анализа культурных фактов и событий философские категории – бытие и сознание, природа и общество, мышление, деятельность, практика. Философия создает научное представление об интегральности бытия человека в мире.

Л.Н.Коган называл философию культуры ядром теории культуры, первым и высшим ее уровнем. Единство предмета изучения – человек – обуславливает тесную внутреннюю взаимосвязь философии и культуры.

Философия обобщает формы человеческого опыта: познавательного, практического и ценностного, раскрывая место и роль человека в мироздании. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры.

Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формировании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивидуальности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт(1 уровень культурологии).

2 уровень культурологии изучает закономерности развития и функционирования культуры как единого целого, т.е. наиболее универсальные, общие для всей культуры законы и категории.

3 уровень раскрывает частные закономерности региональных и национальных культур.

4 уровень – исследует закономерности отдельных видов культуры, например, политическую, нравственную, религиозную, художественную культуру. Эти уровни существуют на стыке общей теории культуры и частных культурологических дисциплин. В отличии от конкретных культурологических дисциплин, теория культуры рассматривает наиболее общие законы ее развития и значимые для целого культуры категории. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов:

Что есть культура как социальное явление?

Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?

Место культуры в структуре общества и связь ее с экономикой, политикой, производством, образом жизни человека и другими сферами человеческого опыта.

Место человека в системе культуры, его отношение к материальным и духовным ценностям, их выбор и осуществление свободы в процессе социальной деятельности человека. Виды человеческой деятельности, преобразующей материальный и духовный мир, изменяющей формы природной предметности, совершенствующей самого человека. Влияние социализации и индивидуализации на характер, особенности и результаты творческой деятельности.

Почему творчество человека является основополагающей функцией культуры и каковы условия ее реализации? Самопознание – самосознание – самомодель – самовоспитание – самообразование – самодисциплина – самоконтроль – саморегуляция – саморазвитие – самореализация – самоутверждение как следствие и результат выполнения личностью себя самой как неповторимой индивидуальности, творца и творения культуры. Этот инновационный подход к предмету культурологии, ее законам и категориям, целесообразен и необходим наряду с другими концепциями, поскольку он связывает мир человека с социальной памятью и социальным опытом, теорией, практикой. И главное – побуждает студенческую молодежь к творческой жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Методы культурологического исследования.

Культурология не имеет своих собственных методов исследования и заимствовала их у других гуманитарных наук.

1. Сравнительно-исторический (у истории).

Рассмотрение того или иного культурного явления изменения во времени.

2. Структурно-функциональный.

Позволяет выявить составные части какого-либо культурного явления, а также понять для чего оно нужно в общей системе культуры.

3. Герменевтический (герменевтика – искусство толкования символов и текстов).

Основан на правильном прочтении культурных текстов, которые дошли до нас из предшествовавших эпох или из других культур (поиск подлинного смысла).

4. Феноменологический.

Основан на «в чувствовании», «вживании» исследователя в изучающую или культурную эпоху.

5. Семиотический (семиотика – наука о знаках и символах).

Изучение культуры как сложной системе о знаках и символах.

Основные функции культурологи.

Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений -- орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии -- человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры -- преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio-- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

Коммуникативная функция. Третья функция культуры -- коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура.

Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign -- знак), буквально -- функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление -- в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы.

Релаксационная функция. Следующая функция культуры -- релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio -- ослабление) -- искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь.

Праздники -- особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами.

Культурология в системе гуманитарного знания (культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и кульурная антропология, история культуры.

Актуальность возникновения культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры.

С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру.

При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния.

Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования.

К. - область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры в процессе преодоления классической модели культуры, отождествляющей культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм - одна из причин возникновения К.

В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

В то время как Ф. к. осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества.

В целом К. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Культурантропология - одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и “этнологию” в собственном смысле.

Появление термина “этнология” (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни “диких народов”.

Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды.

Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

Изучение К. а. столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру.

Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии.

Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов.

П. к. изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

1. Культура как предмет культурологии

Слово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).

Во всех случаях раннего употребления слово «культура» означало культивирование или выращивание животных и растений. Со временем первоначальный смысл, в сущности сельскохозяйственный, претерпел решительные изменения и стал использоваться для характеристики процессов развития и совершенствования как личности, так и общества.

В. Даль дает следующее определение понятия культура : культура – обработка и уход, возделывание и возделка, образование, умственное и нравственное.

Важный поворот в интерпретации слова «культура» произошел в XVIII в. Немецкий философ И. Гербер (1744–1803) в книге «Идеи к философской истории человечества» предложил понимать культуру как своего рода набор тех или иных уникальных достижений истории цивилизаций, в результате чего стало возможно говорить о культуре Древнего Египта, Средневековья и т. д.

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла слова «культура»:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития личности;

2) обозначение состояния общества, основанного на правопорядке и моральных принципах. В этом смысле слово «культура» совпадает с понятием «цивилизация»;

3) указывает на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-либо обществу, группе людей, какому-то историческому периоду;

4) обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

В отечественной культурологии доминируют два подхода к исследованию культуры. Один из них рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Это аксиологическая интерпретация культуры (от греч. axios – «ценность»).

Здесь культура предстает как некий итог, предшествующий деятельности человека, являя собой иерархию значимых для конкретного общества и индивида смысловых образований.

Другое направление акцентирует внимание на деятельност-ной интерпретации культуры, которую также называют праксиологической (от греч. praxis – «дело, действие»).

Здесь культура понимается как совокупность внеприродных механизмов, благодаря которой стимулируется процесс и реализуется активность людей в обществе. Оба этих определения исходят из друидаментального для всей культурологи противопоставления «природа – культура».

Если в общественном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий религию, науку, искусство и т. д., то культурология использует понятие культуры, которое раскрывает универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек осознает мир и самого себя.

Универсальное отношение человека к миру, которым характеризуется культура, определяется смыслом.

Смысл служит посредником между человеком и миром, и мир культуры, в которой мы живем, – это в первую очередь мир смыслов. Эти смыслы могут быть рациональными и иррациональными, осознанными или бессознанными, но если смысл общезначимый, то он имеет отношение к культуре. Именно через смысл можно дать определение культуры как предмета культурологии.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесении со смыслом всего существующего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который, передаваясь из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.

2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление

Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий в языке западной цивилизации. Понятиям такого рода всегда трудно дать определение, потому что частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда признаков, характеризующих данное понятие.

Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются огромным множеством разных признаков, определять их приходится другим способом. В такой ситуации важно проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которую оно обозначает.

Понятие «культура» происходит из латинского языка. Первоначально слово «cultyra» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Также оно было близким по значению и происхождению к способу «культ» (cultus). Оба они указывают на почитание богов, религию. Уже начиная с I в. до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование.

Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Прекрасно зная древнегреческий язык, он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейа». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров.

Таким образом, культура (образованность) через противопо-становление оказалась связана с понятиями о варварстве, дикости, невежестве.

Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопостановленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natyra – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, инстинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В III–V вв. н. э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главным из которых были «воспитанность», «образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V–XVII вв. н. э.), и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация».

Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность, европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.

Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в., которым прогресс культуры начал видеться бесконечным процессом постоянного и все большего его совершенствования. И только в ХХ в. стала ясна вся тщетность этих надежд.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, т. е. дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Одной из наиболее сложных задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И, пожалуй, нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке.

3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке

В современном смысле происхождение понятия «культура» связано с областями педагогики (культура как образованность, воспитанность) и философии (культура как искусственный, созданный человеком мир, отличающийся от естественного мира, природы). Кроме того, это понятие уже давно используется не только в этих сферах, но и в разговорной речи, и словарях различных наук. Наиболее характерно это прежде всего для европейских языков, включая русский, поскольку все они в той или иной степени испытали влияние античной традиции. Немаловажен и тот факт, что латинский язык является основой международной научной и философской терминологии, и слово «культура» (в разных формах) заимствовано из латыни языками, широко распространенными во всем мире: французским, английским, испанским и др.

Для разговорного языка, используемого в повседневном общении, свойственно недостаточно четкое определение значений понятия. Таково основное отличие данного типа языка от языка науки, который стремится наиболее точно и однозначно сформировать смысл своих терминов, в то время как в разговорной речи и в базирующемся на ней литературном языке значение слова скорее связано с какими-то признаками, качествами.

Понятие «культура» в русском языке (в его разговорной, литературной и публицистической версиях) связано с такими качествами, как образованность, воспитанность, нравственность.

Часто словом «культура» обозначают определенные сферы человеческой деятельности – искусство, науку, образование, религию, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный человек» (человек воспитанный, образованный и вежливый, следующий нормам морали, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.), «деятель культуры» (чаще всего человек искусства, преподаватель, ученый, философ, священник), «культурные учреждения» (театры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.), «культурные мероприятия» (спектакли, концерты, лекции, киносеансы и др.).

Кроме разговорной речи и литературно-публицистического употребления, слово «культура» широко используется и как научный термин.

Чаще всего этот термин применяется в гуманитарных науках (философия, история, филология и т. п.). Однако в некоторых ситуациях слово «культура» применительно к физике, астрономии или математике.

Можно говорить, например, о «высокой культуре научного исследования», «культуре эксперимента», понимая под «культурой» высокую степень совершенства эксперимента, исследования.

В агрономии «культурой» называют сорт растения, выращиваемого человеком, употребляются сочетания «культурные растения», «зерновые культуры» и др. Это связано с первоначальном латинским значением слова cyltura – «земледелие», «обработка земли».

Рассмотрим в качестве примеров использования термина «культура» в некоторых гуманитарных науках.

В этнографии – науке, занимающейся сравнительным изучением культур различных народов, например племен Африки, Америки, Австралии, Океании, Сибири и др., понятие «культура» используется в крайне широком смысле. Культура какого-либо племени – это система характерных для него обычаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жесты, мимика), отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов. Некоторые этнографы полагают, что под культурой следует понимать только результаты деятельности человека, созданные им вещи или явления.

В социологии – науке об обществе – понятие «культура» используется в самых разных значениях. Как правило, «культура» для социолога – это определенные социальные институты, организации деятелей искусства и т. д.

Под «культурой» могут пониматься общественно значимые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, образование, а иногда и спорт.

В некоторых случаях «культура» означает нормы и идеи, помогающие управлять обществом и смягчать конфликты между социальными группами (религиозные заповеди, моральные предписания, правовые нормы, обычаи и т. п.).

Специфический смысл придается термину «культура» в археологии – науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого.

В данном контексте «культура» – это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-либо определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени.

Все остатки жизнедеятельности людей образуют то, что археологи называют «культурным слоем». Часто, но не всегда археологическая культура получает название от современного населенного пункта, рядом с которым открыто историческое захоронение.

В искусствоведении (науке, изучающей искусство прошлого и настоящего времени) существуют различные тенденции в истолковании понятия «культура».

С одной стороны, некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии.

С другой стороны, «культура» в искусствоведческих исследованиях часто образует некую среду, окружающую какое-либо явление искусства, направление в искусстве, личность автора.

Наконец, в филологии , или лингвистике (науке о языке), есть раздел, называемый «культура речи». Он изучает нормы устного и письменного литературного языка.

Владение этими правилами ставит человека на определенный уровень «языковой культуры».

Таким образом, понятие «культура» широко используется как в разговорном и литературном, так и в научном варианте языка.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

10.2. Наука и сознание человека. Наука и нравственность Одним из связующих звеньев между внутренним развитием науки и сознанием людей служит картина мира. Она становится одним из механизмов влияния науки на мировоззрение, поэтому важно разобраться, что она собой

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги Любовь и политика: о медиальной антропологии любви в советской культуре автора Мурашов Юрий

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре 1. Культура России и русский национальный характерНесмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Отечественный философ Николай Бердяев отмечал, что русские –

Из книги автора

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги автора

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре В русской литературе XIX века возникновение и развитие любовных сюжетов существенно связано с проблемой письменной медиализации, с медиумом письма. Письмо Татьяны к Онегину может служить

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по