Болезни Военный билет Призыв

Происхождение человека кратко для детей. Как появился человек на Земле? Происхождение жизни. Подробное рассмотрение эволюционных процессов и их результатов

Каждый человек в определенный период своей жизни задумывался над тем, Многовековые попытки раскрыть эту тайну до сих пор не привели к результату, ученые по сегодняшний день ведут споры на эту тему. Логично, что правду необходимо искать в древнейших источниках, которые наиболее близки к моменту зарождения жизни.

Теория первая: человечество создал Бог

Одними из первых легенд, которые звучали достоверно, были рассказы о том, что людей создал то есть Бог. Многие народы верили в то, что первые слеплены из глины. Достоверно неизвестно, почему именно этот материал считали «человеческим». Скорее всего, это связано с тем, что глина является радиоактивным веществом, что объясняется наличием в составе урана, и при распаде может выделять значительные количества энергии. Предки утверждали, что это и была та энергия, которая использовалась для создания живых существ. Легенды о первой женщине и мужчине известны на весь мир.

Теория вторая: люди-гермафродиты

Согласно другим мифам, повествующим о том, как появился первый произошли от неких обоеполых существ - гермафродитов. Приверженцами этой теории были народы Африки и Судана. Они считали, что разделение людей по половым признакам произошло через огромное количество лет.

Теория третья: инопланетяне

Современные версии о том, как на свет появились люди, связывали этот факт с наличием инопланетной жизни. Люди верили, что неземные существа пришли на Землю и искусственными методами зародили на планете жизнь.

Теория четвертая: живая клетка

Долгое время многие ученые ликовали, считая, что разгадали тайну, как люди появились на Земле. Им казалось вполне очевидным, что появление человечества связано с образованием живой клетки.

Они строили различные модели, когда из неживой материи под воздействием химических процессов зародилась живая клеточка. Утверждалось, что находилась эта живая частичка в земном океане, который в то время просто бурлил химическими реакциями.

Позже было доказано, что все необходимое для появления жизни было в космосе еще задолго до образования Земли. Ученые настаивали на том, что появление живой клетки - это случайное стечение обстоятельств и непредвиденные биохимические процессы, которые объясняют, как появился 1 человек.

Однако были люди, которые активно опровергали эту версию, так как содержание генетического кода - это абстрактная запись, предугадать которую невозможно. который первым открыл генетический код, утверждал, что живая клетка не могла зародиться самостоятельно. Но даже если допустить, что это случилось, нет объяснения тому, почему возникло такое разнообразие живых форм, которые зародились в результате одной клетки.

Приверженцы этой теории, как на свет появились люди, приводили в пример разработки Дарвина, который считал, что все живое образовалось в результате случайных и хаотичных мутаций. В результате естественного отбора формы, которые были непригодны и неприспособленны к жизни, погибли. А те сильнейшие, которые уцелели, продолжали выживать и развиваться.

На сегодняшний день такая теория, как люди появились на Земле, не выдерживает критики. Несмотря на многочисленные раскопки, не удалось найти ни одного существа, из которого могло бы зародиться другое создание. Если бы Дарвин был прав, сейчас мы могли бы наблюдать диковинных и удивительных чудищ.

Недавнее открытие того факта, что большая часть генетических мутаций имеет четкую направленность, окончательно дисквалифицировало теорию «случайного случая». А остальная часть мутаций, которая вызвана нарушениями в организме, не может нести ничего созидательного.

Теория пятая: эволюция

Предположения этой теории заключаются в том, что древними предками человека были высшие приматы, или обезьяны. Видоизменение имело 4 стадии:


Недостаток этой теории заключался в том, что ученые не смогли детально объяснить, как мутации могли способствовать появлению сложных форм жизни. До сих пор не было обнаружено ни одного вида полезных мутаций, все они ведут к разрушениям генов.

Теория шестая: гиперборейцы и лемурийцы

Эзотерическая история имеет свое толкование того, как люди появились на Земле. Утверждается, что до современного человечества планету населяли огромные гиганты, которые назывались лемурийцами и гиперборейцами. Однако теория была раскритикована, так как, согласно этого просто не могло быть. Наша планета не имеет столько ресурсов, чтобы прокормить таких гигантов. И это не единственное опровержение. Если бы рост этих существ действительно достигал огромных размеров, они бы не смогли поднять сами себя, а при резком движении сила инерции сбивала бы их с ног. К тому же их сосуды не выдерживали бы такой нагрузки, и кровяной поток пробил бы их стенки.

Это только малая часть теорий, но практический опыт показывает, что каждый человек выбирает версию согласно своему мировоззрению.

Многочисленными исследованиями было доказано, что изначально все зародыши женского пола, и только в период гормональных перестроек некоторые из них трансформируются в мужской пол. Многие научные сотрудники считают, что это объясняется изменениями мужского генотипа, которые влекут за собой нарушения в Y-хромосоме. Именно она определяет мужской пол. Согласно этим данным, через какое-то время планету будут населять женщины-гермафродиты. Специалисты США поддерживают эту теорию, так как им удалось доказать, что женская хромосома намного старше мужской.

При помощи современных исследований было обнаружено огромное количество фактов, но даже они не дают четкого объяснения тому, как и где появился человек. Поэтому людям не остается ничего другого, как выбрать наиболее приемлемую для себя теорию зарождения жизни, доверяясь своей интуиции.

Каждый ребенок на определенном этапе своего развития начинает задумываться о том, откуда он появился на свет. Человечество в целом, накапливая на пути своего развития знания, не могло не заинтересоваться вопросом, каким образом на нашей планете зародилась жизнь и какие процессы привели к появлению Человека Разумного.

К сожалению, на сегодняшний день достоверной и непротиворечивой теории на этот счет не существует. Мы сумели подняться в космос и создать искусственный разум, но до сих пор так и не продвинулись в понимании собственных истоков. Все, что мы знаем о происхождении живых организмов вообще и человека в частности, лежит в области недоказанных теорий.

Происхождение жизни на Земле

Согласно общепринятому на сегодняшний день представлению, жизнь на планете зародилась в результате случайных химических реакций, протекавших . Водный раствор множества химических элементов под воздействием мощных электрических разрядов (молний) послужил питательным бульоном для создания первых молекул простейших белков. Понадобились миллионы лет эволюции, чтобы из этих белковых молекул смогли образоваться простейшие живые клетки, которые впоследствии сумели объединиться в сложные многоклеточные организмы.


Эта теория, при всей простоте и наглядности, не объясняет очень многих моментов. Например, совершенно непонятным остается наличие в каждой клетке каждого живого существа генетического кода – сложной цепочки молекул белков, которая состоит всего из четырех «букв» и содержит всю необходимую информацию для развития клетки. Но даже если согласиться с тем, что столь сложная структура возникла случайно в ходе спонтанных биохимических реакций, дальнейшее развитие жизни на планете содержит слишком много «белых пятен» для исследователей.

Теория Дарвина: не все так однозначно

Общепринятая теория Дарвина, которая сегодня лежит в основе современной биологии, оказывается не в силах объяснить ни огромного разнообразия видов живых существ, среди которых нередко можно найти очень странные и мало приспособленные к биологической конкуренции экземпляры. Да и сам путь развития, согласно которому жизнь развивалась от простейших к более и более сложным существам, далеко не всегда можно подтвердить с помощью археологических раскопок.

Так, до сих пор непонятно, каким образом от ящеров могли произойти птицы и млекопитающие – ни одного организма с «переходным» строением тела или его останков до сих пор наука обнаружить так и нее смогла. Да и сама теория накопления постепенных изменений морфологии путем случайных мутаций оказалась, мягко говоря, неподтверждаемой. Да, изменения в строении организмов могут происходить при изменении внешних условий, однако они, как правило, являются вполне целенаправленными.


Количество нежизнеспособных мутаций является слишком низким, чтобы всерьез говорить о каком-то естественном отборе. Так, лабораторные мыши, выращенные при более низкой, по сравнению с привычной, температуре окружающей среды, уже в следующем поколении обзаводятся густой шерстью и толстым жировым подкожным слоем. Процент «неудачных» мутаций настолько низок, что его можно не принимать всерьез. Налицо вполне целенаправленное изменение видовых качеств, не оставляющее места для случайности.

Происхождение человека

До сих пор теория Дарвина не смогла убедительно объяснить одну из главных загадок биологии – антропогенез, или происхождение Человека Разумного. Всем нам известно, что люди относятся к классу приматов, т.е. к тому же классу живых существ, что и обезьяны. Однако до сих пор нет ни одного убедительного доказательства существования общего предка у людей и обезьян. Все археологические находки, сделанные в разное время, оказывались при тщательном исследовании либо плодом заблуждений, либо более-менее искусными подделками.


Однако и «божественная» теория происхождения людей не устраивает ученых. На смену дарвиновскому естественному отбору приходят более экзотические предположения, от участия в этом процессе разумных внешних сил – например, инопланетян или таинственного Сверхразума – до появления людей откуда-то из параллельных пространств. Эта загадка, как и многие проблемы, стоящие перед современной биологией, еще ждет своего решения. Возможно, оно будет найдено в ближайшие годы, а может, ответ человечество узнает спустя несколько столетий.

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших примерно от 20 до 12 млн. лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (30-е годы XX века в Индии), сивапитеки и др., которые уже по многим признакам обнаруживают сходство с человеком.

Австралопитек и его орудия труда

В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются австралопитеки – прямоходящие млекопитающие. Их костные остатки, возраст которых составляет от 5 до 2,5 млн. лет, впервые были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитековых.

Австралопитеки были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

В современной антропологии наиболее распространенной является точка зрения, по которой "эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн. лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был по существу "шимпанзеподобен"... В качестве "модельного предка" человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе – бонобо – ... из джунглей Экваториальной Африки" (Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М.: 1991, стр.37-38).

В 1891 г. голландский исследователь Эжен Дюбуа на о.Ява впервые нашел окаменелости древнейшего человека – первого питекантропа, или человека прямоходящего. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае – близкие к ним синантропы и т.д. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно 0,5-2 млн.лет назад. Наряду с добыванием растительной пищи у питекантропов большую роль играла охота. Они умели пользоваться огнем, сохраняли его от поколения к поколению.

В 60-70-е годы нашего века в Африке были обнаружены остатки древнейших людей и самые примитивные орудия труда из гальки. Этот древнейший предок человека получил название человека умелого.

Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6-3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.

Кроманьонский человек, его орудия и жилище

Древнейших людей – питекантропов – сменили древние люди, которых называют неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Их скелетные остатки открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования – 200-35 тысяч лет назад. Они могли не только поддерживать, но и добывать огонь. Шло развитие речи. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.

В гроте Кроманьон во Франции было обнаружено сразу несколько ископаемых людей современного типа. По месту находки их называют кроманьонцами. Самые ранние их костные остатки датируются в 40 тысяч лет. Разнообразие типов орудий из камня и кости говорит о сложной трудовой деятельности. Человек уже умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. На стенах пещер обнаружены мастерские рисунки.

>> Происхождение и развитие человека


Раздел I. Развитие общества

Глава 1. Человек и человечество

§ 1. Происхождение и развитие человека

В отличие от людей животные продолжают жить и бороться за выживание в одиночку. Они ожесточенно спорят за пищу, территорию, самок или самцов. У них нет театров, больниц, космодромов - всего того, что не имел сотни тысяч лет назад наш далекий предок.

Если мы посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие гигантские изменения произошли в образе жизни людей, их внешнем виде, манере общаться друг с другом, в той среде, которая их окружает. Ученые уверены в том, что ни одно живое существо на планете за такой же срок так сильно не изменилось. К примеру, крокодилы, да и не только они, по внешнему виду, повадкам, остались теми же, какими они были несколько миллионов лет назад. И только человек благодаря возникновению у него общества смог неузнаваемо преобразиться: из похожего на обезьяну существа он превратился в интеллигентного человека, умеющего читать, считать, создавать сложнейшие компьютерные программы.

Любопытные факты

Современные спички изобрел в 1827 г. английский химик Джон Уокер. Это были деревянные лучинки, покрытые с одного конца химической смесью, которая воспламенялась при трении о наждачную бумагу.

Далекие предки людей , который больше напоминали обезьян, жили 2-3 млн. лет назад. Внешний облик этих предков людей постепенно изменялся благодаря использованию орудий труда, зарождению мышления и речи. Первые существа, не только внешним видом, но и строением мозга напоминавшие нас и наших современников, появились только 30 - 40 тыс. лет назад. Из Африки - прародины всего человечества - через Азию они проникли на юг Европы. У них были довольно сложный мозг и похожи на наш скелет. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Они объединялись в небольшие группы по 20- 30 человек. Мужчины, женщины, дети и старики вместе трудились и вместе отдыхали.

Если человеческую истерию изобразить на часовом циферблате, то окажется, что первые люди - их называют Хомо сапиенc («человек разумный») - возникли всего несколько минут назад. За такой короткий промежуток времени человек прошел в своем развитии огромное расстояние. Причем чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью шло развитие людей - и материально, и духовно. Можно сказать, что расстояние от каменного топора и лука со стрелой мы буквально пролетели как на самолетe.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом. Постепенно появились орудия - камни, которыми разрезали мясо и дробили кости. Примерно 600 - 400 тыс. лет тому назад, когда на Земле обитал уже «человек умелый» ростом около 1,6 м, орудия охоты и труда он изготовлял из кремня, песчаника и известняка.

Потом люди догадались стесать край камня, чтобы он лучше резал, а 400 тыс. лет назад появились первые топоры и наконечники стрел из кремня, костяные молотки и палицы. Позднее, 250 тыс. лет назад, люди научились добывать огонь и готовить пищу, а для охоты создали целый арсенал оружия. Затем им понадобились орудия для возделывания земли.

Задание

Некоторые инструменты каменного века используются и сегодня. Это ножи, шпильки, иголки с ушком и рыболовные крючки. Они сохранились почти в неизменном виде. Другие орудия труда той эпохи мы изменили по форме, хотя их содержание, т.е. принцип устройства остался тем же. Из приведенных ниже инструментов назовите те, которые имеют древнее происхождение:

лопата совок мяч топор
седло кинжал кнут мотыга
вилка печка клещи

Примерно 20-30 тыс. лет назад возникла религия и люди стали рисовать на стенах пещеры; 8-10 тыс. лет назад они перешли от собирательства к земледелию и скотоводству; 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, заниматься определенным видом труда, разделились на бедных и богатых (социальные классы), создали различные политические и экономические учреждения; 250 лет назад открылась эра промышленных фабрик, потом компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государства и политики, сферы труда и быта называют социальным прогрессом.

Любопытные факты

Первые системы мер и весов появились в Древнем Египте и Вавилоне около 3500 г. до н.э. Людям приходилось определять вес собранного зерна, площадь земельных участков, рассчитываться при продаже и покупке товаров.

Итак, в последние 10 тыс. лет человек двигался вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период он прошел путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его далекий предок узнавал за всю жизнь.

Наибольший вклад в социальный прогресс вносили крупные технические изобретения. Они серьезно меняли образ жизни и поведение людей. Первым таким изобретением явилась простая палка, которую обезьяна впервые использовала в качестве орудия труда и одновременно оружия обороны.

Вначале человек питался сырым мясом, но в какой-то момент он изобрел весьма простой и надежный способ превращения его в жареный и вареный продукт - так мясо лучше усваивалось. Это было вторым крупным изобретением после орудия труда явилось «приручение» огня. Он существовал в самой природе, надо было только найти способ вызывать его тогда, когда это было надо самому человеку. Огонь добывали с помощью трута и огнива. Ударяя кремнем по стальной полоске (огниву), высекали искру, от которой загорался скрученный из сухой ветоши трут. При помощи огня удавалось поджаривать мясо, освещать жилище, согреваться самим или плавить металл и обороняться от хищников.

Дополнительное чтение

Калейдоскоп технических изобретений

Дальнейшие технические изобретения еще больше ускорили развитие человеческого общества. Так, ножницы появились более 3 тыс. лет назад и напоминали собой щипцы с пружиной, разводившей лезвия в разные стороны. Инструменты каменного века (10 тыс. лет назад) используются и сегодня - это ножи, шпильки, иголки с ушком и рыболовные крючки. Иголки понадобились для изготовления одежды, которая сшивалась сухожилиями животных в качестве нитки. Крючки и гарпуны, обнаруженные археологами при раскопках, подтверждают возраставшую роль рыболовства.

Топор и лопата, молоток и нож, изобретенные на заре истории, почти не изменились по форме и назначению. Известно, что первые стеклянные бусы появились в 4 тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, а выдувать стекло начали сирийцы в I веке до н.э.

Колесо появилось более 5 тыс. лет назад в Месопотамии (теперь это территория Ирака). Вначале его использовали в гончарном деле, а вскоре колесо приделали к повозкам, чтобы можно было перевозить тяжелые грузы. Первые колеса были плотными - из деревянных чурбаков. Колеса со спицами появились позже - примерно в 2000 г. до н.э. Они были легче и использовались для боевых колесниц. Подшипники, уменьшающие трение, были изобретены в 100 г. до н.э.

С доисторических времен человек стремился облегчить свой труд и сделать его более продуктивным. Он изобрел для этого простейшие механизмы - рычаги, блоки, вороты, и затем стал использовать животных - лошадь, мула, быка, которые перевозили тяжелые грузы и выполняли другую изнурительную и однообразную работу. Позже он поставил себе на службу энергию ветра и воды. Первые парусные суда появились в Египте примерно 5 тыс. лет назад, а водяные мельници - в Древнем Риме в I веке до н.э. В средние века мельницы использовали для валяния сукна, нагнетания воздуха в кузнечные горны, а позднее - для работы механизмов на фабриках.

Появление гончарного круга, примитивного ткацкого станка, открытие преимуществ, которые дает применение рычага, изобретение ворота для подъема тяжестей - все это примеры ранней механизации.

Проверьте свои знания

1. Расскажите о происхождении человека.
2. Какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться? Объясните, каким образом.
3. Каково значение понятий: технический прогресс, социальный прогресс, хомо сапиенс, орудия труда?
4. Составьте небольшой рассказ о жизни древнего человека, используя материал в конце параграфа.

Кравченко А.И., Обществознание : учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

«А как появились люди?», - всем родителям приходится отвечать на этот вопрос. И некоторых он, как ни странно, может поставить в тупик, если дело доходит до конкретики. Наука считает доказанным появление современного человека в результате эволюции. Именно об этом в «Университете детей » Политехнического музея рассказывал главный редактор портала Antropogenez.ru Александр Соколов. Изучив материалы с лекции, «Мел» приводит ответы на вопросы, которые дети чаще всего задают взрослым о происхождении человека.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Предками современных людей были обезьяноподобные существа. Утверждать это можно благодаря черепам животных, которые удалось раскопать учёным-палеонтологам. История людей начинается 18 миллионов лет назад: тогда в Африке жил проконсул, древняя человекообразная обезьяна. Материк был покрыт густыми лесами, обезьяны питались растениями и были совсем небольшими.

А потом на планете начал меняться климат. В высоких широтах стало холодать. На полюсах образовались большие ледовые шапки, и Африку это привело к засухе. Большая часть воды стала льдом, дождей стало меньше, воздух стал суше. Деревья сохли, лес исчезал - так появилась саванна. Некоторым обезьянам стало тесно в лесу, и они начали приспосабливаться к жизни в саванне и постепенно меняться. Какие-то из них научились ходить на двух ногах, и у них появилась возможность видеть дальше, а в освободившихся руках стало удобно носить еду и детёнышей.

Спустя несколько миллионов лет в Африке появился ардипитек. Учёным удалось найти почти весь его скелет, и теперь достоверно известно, как выглядело это существо.

Девушка, которая жила четыре миллиона 400 тысяч лет назад, не только ходила, но ещё любила повисеть

Исследователи предположили, что эти существа обладали добрым характером и все проблемы решали сообща.

Следующая группа интересных ископаемых животных - это австралопитеки, похожие на человека с обезьяньей головой. В основном они жили на земле, в саванне и питались растениями. Сейчас учёные располагают всеми костями австралопитека, в том числе самыми маленькими, косточками внутреннего уха. Это позволяет науке знать даже то, как именно австралопитеки слышали.

В какой-то момент наши предки начали есть мясо. Примерно тогда же появляются существа, которых уже с натяжкой можно назвать людьми. Они были ещё похожи на австралопитеков, но челюсти у них уже были меньше, а рост - больше. Они начали активно осваивать Африку и через какое-то время отправились на территорию современной Грузии.

Главная разница в том, что мы ходим на двух ногах, вертикально, а обезьяны - на всех четырёх. Ближайшие родственники человека, шимпанзе, лазят по деревьям, руки у них длиннее и сильнее. У них очень длинные и цепкие пальцы, а на ногах есть хватательный большой палец. Всё их строение приспособлено к бегу на четырёх лапах и лазанию по деревьям. Человек ходит на двух ногах. По деревьям он, конечно, может лазить, но делает это не очень часто. И пальцы ног людям нужны в основном для того, чтобы на них опираться - на машинке мы ими не печатаем.

У человека лицевая часть черепа небольшая. Людям не нужны огромные зубы, потому что пищу мы готовим на огне, и она мягкая. А вот мозга у людей много: в отличие от обезьяны нам нужно думать. И ещё у человека есть подбородок, а у обезьяны подбородка нет.

Потому что изготовление первых орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление. Из всех орудий, которые изготавливали люди на разных этапах своей истории, до нашего времени дошли только каменные. Они начали появляться в Африке около трёх миллионов лет назад.

Наши предки догадались, что если взять камень, ударить по нему другим и таким образом обточить его, получится удобный зазубренный инструмент

Когда наши предки начинали есть мясо, эти инструменты помогали им раздробить кость и извлечь из неё питательный костный мозг.

Древнейшее орудие - это просто расколотая галька. Симметричное, аккуратное рубило появляется только у дманисийского гоминоида. В популярной литературе его называют «каменный топор», но это не совсем правильно. Им можно было резать, колоть, строгать, пилить - в общем, делать почти всё что угодно. Никто из современных людей без специальной подготовки такой сделать не сможет. Этому нужно было учиться. Видимо, появились, как сказали бы сейчас, специалисты, которые обучали этому молодёжь. Довольно сложно объяснить, как делать такую сложную штуку, если нет языка. Поэтому, вероятно, в это время у них уже появляется речь.

Около 600 тысяч лет назад появился знаменитый неандерталец. Про него слышали, кажется, все - это наиболее известный из древних людей. Он был широкоплечий, невысокого роста и очень сильный. Мозг у него был в среднем больше, чем у современных людей. Он был отлично приспособлен для жизни в холоде и прекрасно охотился. Именно неандерталец придумал привязывать древко к каменному наконечнику - притом он его не только привязывал, но и приклеивал смолой. А ещё неандертальцы начали себя украшать. Найдены подвески, ожерелья, краситель, которым они, предположительно, себя раскрашивали.

Неандертальцы отлично изучены, потому что они начали хоронить умерших. Древние люди ничем таким не занимались

Если кто-то умер, его просто оставляли, в крайнем случае - бросали в яму, чтоб не мешал. Неандертальцы начали заботиться об умерших - выкапывали для них яму и засыпали её. Разумеется, если человека или любое другое животное закопать, скелет его сохранится гораздо лучше. Его с меньшей вероятностью расхватают падальщики и размоет дождь. Поэтому скелетов неандертальцев у нас много.

Они прекрасно себя чувствовали и так, а в Африке их двоюродные братья не сидели на месте. Там возник homo sapiens, человек разумный - то есть вид, к которому принадлежим мы с вами. Человек с высоким лбом, с подбородком. Некоторое время они жили в Африке, а примерно 50 тысяч лет назад из Африки вышли, пришли на Ближний Восток, в Азию и даже в Австралию.

Через некоторое время неандертальцы в Европе исчезли. Мы точно не знаем, что с ними стало. Есть разные версии, в том числе и очень грустные. Может быть, их просто постепенно вытесняли - в горы, на окраины, где они и зачахли. И со временем на планете остались только наши предки.

«Университет детей» - место встречи современных учёных с детьми 6−13 лет, которые хотят знать больше, чем предлагает им школьная программа. Лекции и воркшопы «Университета» ведут эксперты из разных научных областей, а занятия проходят в аудиториях крупнейших вузов России. Посещать уроки «Университета детей» Политехнического музея можно в