Болезни Военный билет Призыв

Социально территориальные общности примеры. Социально-территориальные и национальные (этнические) общности. Генезис социально-территориальных общностей

Конспект ответа

Финансовая политикакак составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.

Основными задачами финансовой политики являются:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, нало­говую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную, политику.

Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью, субъектами Федерации и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Составные элементы налоговой политики:

    налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступ­лений, утверждение бюджета по налогам;

    налоговое регулирование, включающее систему налогового стимулирования (изменение сроков уплаты налогов; предо­ставление отсрочки или рассрочки платежей, предостав­ление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);

    налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.

Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги монополий, как правило, государство контролирует величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг.

Таможенная политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:

    фискальная – направлена на формирование доходов бюджета за счет экспортно-импортных пошлин;

    регулирующая – направлена на формирование конкурентной среды на внутреннем рынке. При этом выделяют два вектора регулирования – политики свободной торговли или создания более благоприятных условий для национальных производителей (протекционизма).

Денежно-кредитная политика выражается в обеспечении устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование темпов инфляции и курса национальной денежной единицы.

Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:

    регламентация расчетов в экономике страны;

    регулирование деятельности банковской системы;

    регламентация эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;

    регулирование внешнеэкономического движения капитала.

Современная финансовая политика России определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами.

Бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

Основные задачи современной налоговой политики России:

Значительное снижение и структурное выравнивание налогового беремени;

Упрощение налоговой системы;

Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

Снижение налоговой нагрузки;

Оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

Создание условий для легализации прибылей предприятий;

Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;

Усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Финансовая политика - ФП - совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики. Характер, социальная направленность и масштабы воздействия Ф. п. на развитие производительных сил и производственных отношений общества определяются объективными законами экономического развития и общественно-политическим строем страны. Ф. п. проводится посредством определённой системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и государственные расходы, бюджет государственный, налоговая политика, государственный кредит, финансовый контроль. В широком понимании Ф. п. включает также регулирование кредитно-денежных отношений.

Финансовое право – отрасль российского права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, централизованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития. Основное влияние на финансовую политику оказывают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:

Формы финансовых ресурсов

Методы формирования финансовых ресурсов

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Финансовый механизм подразделяется на:

Директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство;

Регулирующий – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы государства.

Финансовый механизм зависит от условий хозяйствования:

Командно-административная система – полностью директивный финансовый механизм, т. к. собственность на средства производства государственная.

Современная капиталистическая система – сочетание директивного (налоги и бюджет) и регулирующего (антимонопольное законодательство, закон о рынке ценных бумаг и т. д.) механизмов

Направления совершенствования финансового механизма:

1) совершенствование законодательства, обеспечивающего защиту конкуренции, прав инвесторов.

2) совершенствование налоговой системы (снижение НДС, перераспределение налогов между бюджетами)

3) разработка и принятие госбюджетов, направленных на развитие отечественной экономики и повышение внутреннего спроса

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства

Ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Рост государственных расходов;

Снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы "управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования. Финансовый механизм это механизм, при помощи которого осуществляется вся деятельность государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых
отношений.Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов проявляющаяся в финансовой практике. Финансовый механизм – это совокупность финансовых методов возникающих во внутренней и внешней среде.К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов .

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг .

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета , могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит , расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса , финансовое планирование .

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.