Болезни Военный билет Призыв

Характеристики общества как динамической системы. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения. Правовая защита природы

Благодарю читателей, которые поучаствовали в выдвижении версий. Пришла пора раскрыть результаты небольшого пищевого эксперимента.


Когда мы приступаем к исследованиям, важно продумать как мы будем фиксировать результаты. Продуманная форма для записи эксперимента, очень облегчает процесс как самой фиксации, так и последующей обработки результатов.



Фиксация наблюдений в эксперименте


Я выбрала 3 способа фиксации процесса: фотография, видеозапись и рукописные заметки в дневнике исследования.

Для рукописных пометок я разработала бланк, который можно применять для линии экспериментов по пищевым предпочтениям у различных животных. Табличный вариант позволяет быстро вносить и структурировать входящую информацию. Предлагаю для удобства скачать версию бланка, чтобы облегчить фиксацию процесса от руки.

В таблице важно отметить время, выбор вкусняшки, особенности поведения животного, и предусмотреть момент ранжирования, то есть присуждения места в хит-параде.



В дневнике исследований отмечаем дату, место и сопутствующие условия. Эксперимент проходил при солнечной погоде, без ветра, температура - минус пять градусов по Цельсию, 24 января 2017 года в городе Усть-Каменогорске, в местах постоянной подкормки птиц.

Устанавливаем оборудование - фотоаппарат на штативе. Готовим пустой бланк для заполнения, часы, ручку. Выставляем заполненную кормушку, фиксируем время начала эксперимента. Затем отмечаем, когда угощение было обнаружено, что было испробовано первым, как себя ведут животные. Эксперимент считается законченным, когда животные перестали интересоваться кормушкой.

Ход эксперимента по пищевым предпочтением синиц


У меня была рабочая гипотеза предпочтения продуктов у синиц. Я полагала, что на первом месте будут семечки подсолнечника, затем сало, затем тыквенные семечки, потом будет кунжут; просо и кукурузу будут клевать, когда все закончится, напоследок останется яйцо и овсянка. А грецкий орех со смородиной были для меня темной лошадкой. Это нетипичные продукты для рациона синиц.


Значимые события я фиксировала в бланке наблюдений. На третьей минуте эксперимента шведский стол увидела одна из синиц. Она его осмотрела, но брать ничего не стала. Потом на березе, напротив окна, появилось три птахи. Явно переговаривались между собой, рассматривая яства издалека.

Через пять минут самая смелая синица подлетела к столу и неуверенно схватила тыквенную семечку. Тут же перелетев с ней на ветку дерева. Две минуты потребовалось, чтобы синица съела добычу. Затем она снова вернулась и слету выхватила тыквенную семечку.


Две другие птицы наблюдали за ней. Синица что-то им щебетала в ответ. И когда она полетела в третий раз, к ней присоединилась одна из подружек. Подружка взяла тыквенную семечку, а смелая синица - грецкий орешек. И в следующую ходку выбор аналогичным - тыква и грецкий орех.


Выбор грецкого ореха птицами был для меня неожиданным. В местах, где такие деревья не растут, животные настороженно относятся к данному продукту. Например, и отказываются от него в пользу других продуктов. С другой стороны, у птиц гораздо хуже с обонянием, нежели у млекопитающих, поэтому орех вполне мог быть принят. Но по моим расчетам, это должно было произойти гораздо позже, когда закончатся хитовые продукты - семечки и сало.

Ячейки тыквы и грецкого ореха находились посередине. Не влияет ли положение ячейки на выбор синиц? Чтобы исключить этот фактор, я развернула кормушку в другое положение, на 16 минуте эксперимента. Птички улетели, перепуганные моими действиями. Вернулись они через 12 минут полным в количестве 6-7 птиц.

Теперь уже птички пробовали весь ассортимент стола. Но тыква, казалась им самой вкусной. Синички встали на конвейер и таскали сало, семечки. Каждой нравилось что-то свое. Одна из синиц распробовала сезам (видео 1, 2). Но ее смущало, что нужно сидеть в кормушке при питании. Синички предпочитают хватать крупный кусочек и трапезничать на дереве неподалёку.

Птичий конвейер довольно скоро опустошил ячейку с тыквой, через пять минут закончился грецкий орех, еще через пять минут приговорили сало, а через 10 - семечки подсолнечника.


Наступило время нехитовых продуктов. Любитель сезама, оккупировал свою ячейку с кунжутом, поэтому остальные синицы рассматривали просо и кукурузу в качестве альтернативы.

Интересные отношения сложились у птиц с вареным яйцом. Я положила половинку, чтобы иметь представление о предпочтениях в белке и желтке. Синицы клевали только белок. Оторвав кусочек белка от яйца, они заедали его крупой (видео 3). Либо кукурузой, либо просом. Яйцо осталось почти целым.
Но больше всего меня интересовала смородина. Зимой ягодками разнообразят рацион многие птички. Наконец, одна из синиц схватила смородину. Поклевала ее на дереве, и что выкрикнула всем остальным. Больше к смородине никто не прикоснулся. Вероятно, забраковала ягоды синица.


И только один продукт остался безучастно лежать в своей ячейке нетронутым - это овсяные хлопья. Постепенно интерес к кормушке сошел на нет. Синицы улетели в 15.11, и около 20 минут кормушка пустовала.

А потом прилетели голуби, и закончили эксперимент наверняка. Съели просо, кукурузу и кунжут. Только смородина, яйцо и овсяные хлопья сиротливо уходили в зимний сумрак.

Результаты эксперимента по пищевым предпочтениям синиц


Когда мы даем птицам в качестве пищи зерновую смесь, у нас нет четкого представления как происходит ее потребление. Мы можем судить, только о непопулярных ингредиентах, которые остаются в кормушке. Разложив, рацион на отдельные составляющие, удалось получить более целостную картину пищевых предпочтений.


Таким образом, рабочая гипотеза подтвердилась отчасти. Среди верхушки предпочитаемых продуктов синицами оказались семечки, сало и тыква, как я и полагала. Однако, тыква оказалась для синиц вкуснее сала.


Но самым неожиданным поворотом для меня стал выбор в предпочтении грецкого ореха! Я, предполагала его нахождение в серединке хит-парада, либо в списке отверженных, но чтобы орех обошел по популярности сало и семечки, - это нонсенс.

Подтвердили ожидания просо, кукуруза и кунжут. Уточнила, что желток в яйцах синицы клевать избегают, а предпочитают выбирать белок.

А овсяные хлопья птицы есть не стали. Этот продукт они едят, когда нет никакой другой альтернативы.

Таблица ожиданий и результатов, в сравнительном аспекте, позволяет понять, насколько оправдалась гипотеза. Многие читатели в предположениях попали в тройку популярных продуктов - сало, семечки, тыквенные семечки.

Подкармливать птиц зимой - это правильно, но не всегда люди понимают, как это нужно делать. Многие родители делают кормушки, а дети сами сыпят горы еды, чтобы их любимые птички не остались голодными. Однако, это не всегда правильное решение. В большинстве случаев, люди не знают, как нужно подкармливать тех же синиц и воробьев зимой, а тем более, чем именно их можно кормить.

Как правильно кормить синиц и воробьев зимой

Прежде чем бежать и сыпать в кормушку горы еды для птиц, следует помнить, что ее не должно быть много. Но это касается только тех случаев, когда на улице нет сильных морозов. Все дело в том, что синичек и воробьев нужно подкармливать, а не устраивать им пир. В противном случае, они перестанут самостоятельно искать еду, что пагубно скажется на их способности выживать.

Располагать кормушки лучше всего на ветках деревьев, но высоко от земли. Делается это для того, чтобы грызуны и домашние питомцы не добрались до корма и птиц. Кроме этого, добавлять в кормушку корм следует по расписанию, чтобы синички и воробьи приучились к графику. Также следует учесть, что процесс подкормки птиц следует проводить до самой весны, чтобы птицы не кружили голодные вокруг кормушки.

Чем можно и чем нельзя кормить синиц и воробьев зимой

Чем можно кормить:

Пища: Особенности: Кто питается:
Подсолнечник (семена) Семена должны составлять практически 70-75% всего корма (они сытны и калорийны, в них много жиров) Синицы, дятлы, воробьи, поползни и другие зерноядные птички
Пшено
Просо Сухой корм (часто продается, как корм для домашних попугаев в магазинах для животных) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные
Овес Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные
Пшеница Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные
Рис Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные
Мясо Кусочки сырого или сушеного мяса, мелко дробленые. Без какой-либо соли и специй!
Сало Сырое сало без соли! Его можно нанизать на нитку и подвесить Синицы, поползни и другие виды (могут прилетать вороны, галки и сороки)
Говяжий жир или куриный Его можно смешивать с хлебом или класть отдельно в кормушку. Жир не должен быть соленым! Синицы, поползни и другие виды (могут прилетать вороны, галки и сороки)
Рябина сушеная (калина, боярышник) Ягодки должны быть заранее подготовлены и высушены с осени. Их можно класть в кормушку или развешивать бусами Снегири, свиристели
Семена клена (крылатки) Их следует собирать осенью, когда они обсыпаются с деревьев. Зимой такая пища часто недоступна птицам, так как покрывается листвой. Грязью и снегом Снегири, свиристели
Шишки С различных видов хвойных деревьев, собирать следует по осени Дятлы, клесты
Орехи Любые свежие орехи, не соленые (как бывает покупной арахис) и не жареные Дятлы сойки и другие виды
Желуди Собираются по осени Сойки
Кукуруза Сушеная
Зерна арбуза и дыни Хороший источник жиров и питательных веществ (заготавливаются с лета, высушиваются) Снегири, сойки, дятлы
Тыквенные семечки Хороший источник жиров и питательных веществ (заготавливаются по осени) Все зерноядные виды птиц
Скорлупа куриного яйца Служит хорошей кальциевой подкормкой (можно класть в кормушку кусочек натурального мела) Для всех видов птиц

В таблице ниже приведены продукты, которыми можно и нельзя кормить синиц зимой

В таблице ниже приведены продукты, которыми можно и нельзя кормить воробьев зимой

Почему нельзя кормить птиц соленым салом, жареными семечками?

Любая болезнь поражающая птицу в зимнее время года становится для нее в разы опаснее, чем это было бы летом. Заболевания ЖКТ у птиц случаются довольно часто, так как в суровые зимы они могут съесть вредную пищу в поисках выживания. Эту пищу предлагает им человек, мало знающий об особенностях питания животных.

ИНТЕРЕСНО: Оказывается, выброшенная человеком жвачка, часто воспринимается птицами, как кусочек хлеба. Они склевывают ее, но после этого умирают, так как жвачка полностью тормозит и забивает их пищеварительный тракт.


Предлагая синичкам и другим птицам сало, убедитесь, что вы вырезали его не из соленой части. Соль – яд для птиц. Их почки и печень не могут ее переварить и вывести, а потому такой продукт будет верной гибелью для маленького существа.

Казалось бы, семечки подсолнечника – самая полезная пища для птиц. Но только если семена сырые. Жареные семена впитывают в себя слишком большое количество жира и ЖКТ птиц не может усвоить его, провоцируя отравление, понос и несварение, что очень губительно для большинства видов.

Как привлечь детей к кормлению птиц

Лучше всего кормить птиц зимой совместно с детьми. Так они научатся ухаживать за братьями нашими меньшими и любить природу. Для это можно кормежку синиц и воробьев превратить в игру.

К примеру, один кусочек сала можно примотать к ветке, а снизу сделать из другого кусочка маленькую качельку. Так птицы пообедают, а дети повеселятся, видя синичку на качели.

Если подождать достаточно долго, то птичка возьмет еду даже с рук человека, но для этого необходимо будет запастись терпением.

Кроме этого, можно взять шишки и обвалять их в лакомствах для птичек, а потом развесить на ветках деревьев. Попросту говоря, процесс простой подкормки птиц в зимнее время года может поднять настроение даже в ненастную погоду. Все, конечно же, зависит от воображения человека.

Какие птицы прилетают зимой к кормушке, и какая птица не появится у кормушки зимой?

Устанавливая кормушку, вам следует знать о том, что она – всегда источник мусора. Поэтому кормушкам не место на подоконниках и балконах домов (ваши соседи могут жаловаться). Лучше всего устанавливать ее на деревьях на той высоте, где они не будут доступны детям, желающим похулиганить и сбить ее (либо подсыпать вредную пищу).

Не исключено, что вместе с «добродушными» птицами, вы сможете заметить и «наглых» воришек вроде ворон, голубей, сорок и галок. Однако, чаще всего все-таки в кормушках питаются:

  • Воробьи
  • Снегири
  • Синички
  • Поползни
  • Сойки
  • Щегол
  • Клест
  • Пищуха
  • Свиристель

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно. система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы. рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека. так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое. т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах,т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдaвался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно тaкже, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от poда, и заложили основы коллективистской морали . Pyкoвoдствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мoг стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) В единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями , обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. - 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
- потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в первую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере тaкoгo важного института общества, как семья. Прежде вceгo каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кpoвнoгo родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и мнoгoe дpyгoe. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Тaкое поведение peгy лируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет отвeтственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество - сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных opгaнoв или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми cooтветствующие корпоративные власти - родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально инеформально ОРганизованные по территориальному принципу - общины, деревни, oкpyгa, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Дaлее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества - социальные классы или слои, занятия и профессии, религии , языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

ЗАДАНИЯ

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.