Болезни Военный билет Призыв

Интеллект и креативность в психологии. Связь между интеллектом и креативностью. Креативность. Соотношение интеллекта и креативности

Важнейшим элементом человеческого и интеллектуального потенциала общества является интеллект его граждан. Существует много определений интеллекта . Интеллект - комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях внешней среды. Интеллект - способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах, с нужной скоростью и качеством. Интеллект - устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию. Наиболее общим является первое определение интеллекта. Интеллект человека отражается не только в знаниях, но и в деятельности. Знания и деятельность представлены в нашем мозгу разными механизмами. Знания - это информация. Деятельность - это реализация знаний на практике в соответствии с целями и задачами человека, организации, общества. Интеллект человека связан также с воображением, интуицией, эмоциями и коммуникативными способностями. Обычно рассматриваются три вида интеллекта человека : 1) общий - определяется для разных возрастных групп; 2) специальный - характеризует способности к определенным дисциплинам и видам деятельности (музыка, живопись, наука, и др.); 3) профессиональный - связывается с профессиональной деятельностью (инженерные профессии, менеджмент, финансы, медицина и др.); Можно сказать, что интеллект человека это включает в себя эти виды интеллекта. Общий интеллект характеризуется следующими элементами: 1) способностью к визуальному восприятию (визуальный интеллект); 2) способностью к вербальному восприятию (языковый интеллект); 3) развитостью пространственного восприятия (пространственный интеллект); 4) практическими способностями (работа с предметами); 5) коммуникативными способностями (способности к общению и партнерским отношениям); 6) лидерскими способностями (руководство людьми); 7) способностью устно излагать свои мысли; 8) способностью письменно излагать свои мысли; 9) логическим мышлением; 10) математическим мышлением; 11) краткосрочной памятью; 12) долгосрочной памятью. Общий интеллект является основой для достижения высокого уровня специального и профессионального интеллекта. Общий интеллект зависит от факторов наследственности, а его элементы формируются и развиваются системами дошкольного воспитания и образования. Благодаря коммуникативным способностям люди, проживающих на одной территории, становятся обществом (достигается синергический эффект) и приобретают способность решать коллективные и индивидуальные социально-экономические проблемы и задачи общества. За счет синергического эффекта коммуникаций интеллект общества становится больше суммы интеллектов его граждан и превращается в интеллектуальный потенциал страны. Цели, задачи, принципы, смысл и характер коммуникаций между людьми определяются типом общества и влияют на него. Специальный и профессиональный интеллект характеризует способности человека к соответствующим дисциплинам и профессиям, а их элементы определяются в соответствии с требованиями к ним. Специальный и профессиональный интеллект формируется средним, профессиональным, высшим и последипломным образованием, и развивается в процессе работы и приобретения опыта. Важнейшими задачами профессионального образования является формирование и развитие у студентов и учащихся следующих видов интеллекта: профессионального, социального, экономического, национально-патриотического, политико-идеологического и общекультурного . Уровень интеллекта каждого вида определяется с помощью коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью специальных тестов, разрабатываемых психологами, педагогами и специалистами в соответствующей области. Коэффициенты специального и профессионального интеллекта определяются для разных уровней подготовки и квалификации испытуемых. Практика показывает, что на успех в практической деятельности человека большое влияние оказывают также характер, опыт, авторитет, трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность, которые также могут определяться с помощью специальных тестов. Интеллект человека развивается путем развития левостороннего (аналитического и логического) и правостороннего (синтетического и креативного) мышления. Как установили физиологи, интеллект, а также особенности мышления и поведения людей во многом определяются разными функциями и уровнем развития двух полушарий головного мозга человека . Левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое - синтетическим, творческим (креативным). Левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, постановку целей и задач, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. С левосторонним мышлением связаны способности устно и письменно излагать свои мысли, логическое и математическое мышление, краткосрочная память. Правое полушарие отвечает за непрерывные и параллельные процессы, чувства, эмоции, синтез, озарение, долговременную память, способности к языкам и искусству. В искусстве большую роль играет синтез, в науке - анализ и синтез. Логическое мышление можно определить как способности и умения получать правильные результаты из имеющихся данных с помощью логических выводов, известных методов и правил и установления причинно-следственных связей. Креативное (синтетическое) - с помощью синтеза в определенном контексте разнородных элементов. Логическое мышление основано на определении истинности или ложности суждений, а синтетическое - на определении ценности суждений, действий, объектов и процессов в более широком контексте. Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям (предпочтениям): с левополушарным мышление и с правополушарным мышлением. Первые предпочитают аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы; вторые - синтетический, интуитивный, ценностно - ориентированный и нелинейный подход. Наилучшие результаты в образовании и профессиональной деятельности достигаются путем синтеза креативного и логического мышления. Эффективным методом развития логического мышления у студентов и учащихся является рассмотрение и решение типовых задач и ситуаций. Для развития синтетического (креативного) мышления большое внимание должно обращаться на развитие коммуникативных способностей, формирующих культуру студентов и учащихся. Творческий процесс решения проблем (задач) представляется в виде последовательности следующих этапов: 1.Постановка проблемы (задачи). 2.Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование). 3.Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации). 4.Озарение (новая идея, синтез, решение задачи). 5.Верификация (оценка, осмысление и анализ полученных результатов). 6.Презентация (доведение полученных результатов до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде). Кроме этого творческий процесс имеет две фазы: дивергентную, когда формулируются различные варианты решения проблемы, и конвергентную, когда проводится анализ и выбирается лучшее решение. В творческом процессе участвуют оба полушария головного мозга, реализуя творческий цикл «сбор информации-анализ-синтез-озарение-решение». При этом левое полушарие работает осознанно, а правое - неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого - синтез, озарения и решения проблемы, задачи. Креативность является главной предпосылкой создания инноваций в различных сферах деятельности. Креативность - высшая форма интеллекта человека, характеризующая его способность к творчеству и созданию нового в различных областях деятельности. Креативность не тождественна интеллекту, она является его высшей частью. Креативность - это в первую очередь рождение новых идей. Креативность предполагает способность к синтезу. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, разработки теории, понимание проблемы, произведения искусства. Креативность имеет следующие основные формы: · научную (открытия); · техническую (изобретения); · экономическую (предпринимательство); · художественную (искусство); · социальную (отношения между людьми); · политическую (государственное управление). Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость и вариации идей; оригинальность и нестандартность идей; способность совершенствовать объект, добавляя новые элементы; способность к анализу, синтезу и решению проблем. Важной задачей образования является формирование и развитие у студентов и учащихся креативных (творческих) способностей и качеств. Креативное мышление можно определить как способность с помощью креативного анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект . Креативный анализ - это разбиение множества рассматриваемых элементов на разнородные группы (например, сегментирование потребительского рынка, АВС-анализ и т.п.). Креативные комбинации реализуется с помощью морфологических таблиц (таблиц Цвикки). Креативный синтез - это объединение в определенном контексте разнородных элементов с целью придания результату дополнительной ценности. Креативное развитие - добавление в систему новых элементов повышающих ее эффективность и удаление элементов снижающих ее эффективность. Креативный трансферт - перенос идей и методов из одной области в другую для ее развития. Для креативности в научной деятельности необходимо обладать также способностями к абстрагированию, обобщениям и конкретизации, т.е. способностями в частном видеть общее, а в общем - частное. Можно сказать, что креативные способности людей сосредоточены в правом (синтетическом) полушарии головного мозга. Уровни интеллекта индивидуума измеряются с помощью тестов коэффициентами: (IQ) - общий интеллект, (СQ) - креативный, (LQ) - логический интеллект . Расчет уровней креативного (СQ), логического (LQ) и общего интеллекта (IQ) может выполняться также с помощью таблицы. Таблица Оценка уровней креативного, логического и общего интеллекта Элементы интеллекта Коэффициенты важности способностей Баллы способностей Взвешенные баллы Элементы логического интеллекта 1.Способности устно излагать свои мысли; 2.Способности письменно излагать свои мысли; 3.Логическое мышление; 4.Математическое мышление; 5.Краткосрочная память. в1 в2 … в5 бл1 бл2 … бл5 в1∙бл1 в2∙бл2 … в5∙бл5 Сумма 1,0 LQ Элементы креативного интеллекта 1.Визуальное восприятие (визуальный интеллект); 2.Вербальное восприятие (языковый интеллект); 3.Развитость пространственного восприятия (пространственный интеллект); 4. Практические способности (работа с предметами); 5.Коммуникативные способности (способности к общению и партнерским отношениям); 6. Лидерские способности (руководство людьми); 7. Долгосрочная память. а1 а2 … … а7 бк1 бк2 … … бк7 а1∙бк1 а2∙бк2 … … а7∙бк7 Сумма 1,0 CQ Оценка общего интеллекта, (IQ) IQ В таблице баллы способностей даются по 10- или 100-бальной шкале. В этом случае IQ = Вки∙CQ + Вли∙LQ, (1) где Вки и Вли - коэффициенты важности (вес) креативного и логического интеллекта, сумма которых равна 1,0. Коэффициенты Вки и Вли для разных профессий могут иметь разные значения. Например, задав значения Вки=0,6 и Вли=0,4 и оценив с помощью взвешенных баллов значения креативного CQ и логического LQ интеллектов, можно определить уровень общего интеллекта с помощью формулы (1). Если определены значения IQ, CQ и LQ, то Вки=(IQ - LQ)/(СQ - LQ), (2) Вли=1 - ВКИ. Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Необходимыми условиями для креативного мышления являются : 1) компетенция: знания, навыки, умения и опыт. Знания и навыки дает система профессионального образования. Умения и опыт приобретаются в процессе профессиональной деятельности; 2) творческое мышление: использование методов креативного мышления, гибкость, изобретательность и настойчивость при решении задачи; 3) мотивация и цели: внутренняя (общественные цели, личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний), и внешняя (материальные цели и достижения, продвижение по службе и др.). При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация, а не внешняя. 4) труд. Креативность опирается также на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение, она зависит от таких качеств как: умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи. Для развития креативного интеллекта студентов и учащихся необходимо обучать креативным методам генерации новых идей, таким как: мозговой штурм, аналогии и синектика, контрольные вопросы, морфологический и функциональный анализ, методам фокусных объектов, ассоциаций и метафор, функционально-стоимостному анализу, ТРИЗ и другим.

Креативность и интеллект

Подходы к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты.

2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор. 2)При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Для подтверждения одной из гипотез большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда (Л.Термен, 1921г.). Отобрано 1528 детей от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Проводилось три среза по измерению IQ: через 7 лет, через16, и через 30 лет после первого исследования. А через 60 лет уже Д.Фельдман проверил достижения членов выборки Термена. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса.

Однако высокий интеллект не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

М.Воллах и Н.Коган тестируя интел­лект и креативность учащихся 11–12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

ИНТЕЛЛЕКТ
творческие способности высокий низкий
высокие Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому. Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих
низкие Энергия направлена на достижение успеха в учебе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность. Боязнь самооценки. Хорошая (по крайней мере по внешним приз­накам) адаптация и удовлетво­ренность жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или неко­торой пассивностью.

Тема 7: Психические процессы в художественном творчестве

1. Формы художественного познания. Особенности памяти.

2. Особенности творческого мышления.

3. Воображение в творчестве

Когнитивные теории творчества рассматривают познавательные процессы – восприятия, памяти и мышления – ведущими в творческих способностях. Художественно-творческое познание включает все его формы – чувственное познание, интеллектуально-логическое и творческое.

Чувственное познание базируется на процессах ощущения и восприятия. Интеллектуальное познание необходимо для проникновения в сущность исторических событий и логики всего происходящего в настоящем, человеческой психики и явлений, которые не поддаются чувственному восприятию. В основе интеллектуального познания лежат память, логическое мышление и те операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами познания. Творческое познание характеризуется направленным исследованием природы неизвестных, непонятных, новых явлений в природе и обществе. Оно соответствует трехфазной структуре творческого процесса, начинается с фиксации объекта познания, включения поисковой активности, использования результатов исследования в деятельности.

В творческом познании, таким образом, интегрируются все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, воображение и мышление, – каждый из которых требует специального развития.

Память формирует человека. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или иначе базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности. Эта способность проявляется даже в неодинаковой успешности усвоения навыков к разным видам изобразительного искусства.

Особенно важна она в художественно-творческой деятельности, в которой помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой психики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества. То же самое касается и знания и понимания законов творчества, его главных операций и целей.

Вместе с тем, память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведения других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память.

Память начинается с запечатления , которое само по себе имеет творческое начало. Надо учиться видеть как общее, так и конкретное. Установка на видение своеобразия и разнообразия в окружающих объектах является базой для формирования творческой памяти. Произвольное запоминание касается главным образом того материала, который не обладает теми качествами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью.

Процесс хранения информации в памяти так же является творческим процессом. В подсознании происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его перестройка, соединение несоединимого.



Творческая память характеризуется и большим объемом , и легкостью воспроизведения образных представлений и сочетанием разных видов памяти.

Быстрые, но глубокие восприятия оказываются в художественном творчестве более полезными, чем длительное аналитическое изучение, при котором детали объекта теряют свои связи с целым. Образ, сохраненный в памяти, является более надежной опорой для воображения, чем непосредственное восприятие, поскольку в нем уже вычленено существенное, выразительное. Отсюда следует, что память художника становится актом творчества.

Соотношение абстрактного и конкретно-чувственного, рационального и эмоционального в художественном творчестве – это проблема соотношения понятий и представлений, художественной идеи и ее воплощения в выразительной, то есть эмоциональной, чувственной форме.

Креативность - это то, чем обладает каждый из нас. Любой человек может раскрыть свой скрытый креативный потенциал. Зачастую мы не осознаем наши возможности или окружающие не поощряют наше стремление быть другими, принуждая нас раз за разом действовать по заранее разыгранным сценариям.

Этот курс поможет вам научиться вырабатывать новые идеи, используя ряд специальных приемов их генерации. Эти приемы разовьют ваши творческие способности, которые в свою очередь помогут вам лучше управлять своей жизнью, снизить неопределенность, а также быстрее и легче добиваться своих целей.

Изучаемые в курсе приемы решения задач предназначены для стимулирования умственной деятельности. В курс «Креативность и интеллект» включены практически все самые эффективные методы выработки и создания идей, разработанные в настоящее время.

Связана ли ваша деятельность с разработкой новых изделий, маркетингом, исследованиями и разработками, финансами, человеческими ресурсами или производством - этот курс «Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей» станет для вас незаменимым помощником в генерировании новых идей и повышении личной конкурентоспособности.

Отдельный раздел курса адресуется тем обучающимся, которые желают развить свой интеллект. Цель этого раздела состоит в том, чтобы помочь вам понять суть своих умственных способностей и развить их. Основное внимание уделяется применению интеллекта к решению практических проблем. Данная программа базируется на современной психологической теории и опирается на многочисленные экспериментальные данные.

Программа курса

Блок первый. Природа интеллекта и креативности

  • Определение вашего креативного потенциала. Как мы определяем креативное мышление личности. Как оценить креативное мышление. Профиль креативного потенциала.
  • Природа интеллекта и креативности. Триархическая теория интеллекта человека. Компоненты интеллекта. Опыт и интеллект. Способность воспринимать новое. Способность автоматизировать обработку информации. Контекстуальное определение интеллекта. Адаптация. Выбор среды.
  • Совершенствование способности определять сущность проблемы. Совершенствование способности выбирать последовательность шагов. Совершенствование способности выбирать порядок компонентов. Совершенствование способности распределения ресурсов. Совершенствуем контроль за ходом решения.
  • Исполнительные компоненты. Кодирование. Логическое умозаключение и ошибки в умозаключениях. Ошибки в умозаключениях. Отображение. Аналогии. Завершение последовательностей. Классификации. Упражнения к каждой теме.

Блок второй. Индивидуальные приемы-стимуляторы

  • Принципы стимулирования творческого мышления. Отделение выработки идей от их оценки. Проверка допущений. Как избежать шаблонного мышления. Создание новых перспектив. Сведение к минимуму негативного мышления. Приемлемость благоразумного риска. Краткое знакомство с приемами-стимуляторами.
  • «Бездумные» приемы-стимуляторы. Гнуть, мять и лепить. Ум взаймы. «Списать у соседа». Крайний, самый последний срок. Дневник идей. Умственный прорыв. Музыкальная мания. Переименование. Стереотип. Переключиться. Звонок будильника.
  • «Дразнилки» приемы-стимуляторы. Заимствованное вдохновение. В магазин за идеями. «Маринованные мозги». «Дразнилки» в рисунках. Ревизионист клякс. Да что вы говорите! Текстовая «дразнилка». Вещевые «дразнилки».
  • Комбинации. Двухсловные приемы. Круг возможностей. Комбинированная болтовня. Идеи в ящике. Мультики идей. Безумный ученый. Игра в существительные. «Ищейка» существительных. Идеи наобум. «Выдувание» идей.
  • Лазурные небеса. Картографирование мозга. Каракули. Суть проблемы. Связки идей. Использование органов чувств. Проблема - это мы. А что, если…?
  • Сундук сокровищ. «Разворотные» приемы. Приемы типа «Очень похожий, только другой».

Блок третий. Развитие практического интеллекта

  • Компоненты приобретения знаний. Процессы приобретения знаний. Выборочное кодирование. Выборочное комбинирование. Выборочное сравнение.
  • Контекстуальные ключи. Обстоятельственные ключи. Ключи величины/влияния. Ключи пассивных свойств. Ключи активных свойств. Ключи причины/функции. Ключи принадлежности к классу. Ключи-антонимы. Ключи эквивалентности. Медиаторы. Ценность ранее приобретенной информации. Стратегии запоминания. Разбивка по категориям. Взаимосвязи внутри перечней слов. Слова-зацепки. Метод лоции. Акронимы и акростихи.
  • Медиаторы. Ценность ранее приобретенной информации. Стратегии запоминания. Разбивка по категориям. Взаимосвязи внутри перечней слов. Слова-зацепки. Метод лоции. Акронимы и акростихи.
  • Познание нового. Проницательность. Триархическая модель проницательности. Проблемы, требующие проницательности. Задачи оценки информации. Выборочное комбинирование. Логическо-арифметические словесные задачи. Задачи концептуального проецирования. Выборочное сравнение. Аналогии с элементом новизны. Выборочное кодирование, комбинирование и сравнение.
  • Автоматизация обработки информации. Что такое автоматизация. Увеличение эффективности автоматизации. Автоматизация: некоторые практические задачи. Сравнение букв. Зрительный поиск.
  • Практический интеллект. Ситуации для развития практического интеллекта.
  • Ответы к задачам и упражнениям. Варианты решения проблем реального мира.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПО ПСИХОЛОГИИ

Интеллект и креативность

Введение

Потенции Терстоуна

Заключение

Список литературы

Введение

Тема "Интеллект и креативность" является актуальной, так как проблема исследования интеллекта занимает особое место в психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с дерзким стремлением исследователей оценить возможности ума человека, как важнейшего органа познания как самого себя, так и явлений окружающей действительности. Креативность и интеллект приобретают особую ценность в наш XXI скоростной компьютеризированный век. По проблеме взаимоотношений между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей (Дж. Гилфорд, Э.Торранс, Дж.Гетцельс, Г.Айзенк, Р.Стернберг, М.А.Холодная, В.Н.Дружинин и др.) до настоящего времени существуют разногласия, результаты исследований иногда взаимоисключают друг друга. Таким образом, хотя интеллект является одним из наиболее изученных понятий, вокруг него ведутся многочисленные споры. Одни психологи считают, что интеллект определяется единственной способностью или умением, другие - что это целый набор разнообразных индивидуальных способностей.

Цель: Рассмотреть исследования интеллектуальных и креативных способностей человека.

Задачи:

1. Дать определения и общие характеристики интеллекта и креативности.

2. Раскрыть взаимосвязь интеллекта и креативности.

3.Сделать заключение.

Понятия интеллекта и креативности

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта и его функций. В генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью, как биопсихическая адаптация к различным обстоятельствам жизни. В факторно - аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен , Л. Терстоун , Х. А й зенк , С. Барт , Д. Векслер и др.). Отечественная психология рассматривает интеллект как целостную форму проявления высших психических функций человека, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б.Г. Ананьев . Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

Креативность - это творческий потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают:

способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд);

способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс);

способность принимать материал из подсознания в сознание (психоаналитический подход).

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы и др.

Потенции Терстоуна

Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е, легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает определенный психический процесс - понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Конвергентное и дивергентное мышления

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Дж. Гилфордом , который различал два вида мышления: конвергентный и дивергентный.

Конвергентное мышление отличается ориентацией на одно верное решение, поиск которого основывается на уже имеющихся знаниях и логических рассуждениях. Дивергентное мышление, напротив, характеризуется поиском по всем возможным направлениям, стремлением рассмотреть как можно больше вариантов. Согласно Гилфорду , дивергентное мышление - это способность «мыслить вширь», т.е. способность видения других атрибутов объекта.

Гилфорд , применив факторный анализ, выделил ряд параметров интеллектуальной деятельности, характеризующих креативность:

1. Оригинальность - способность продуцировать необычные ответы, стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

5. Беглость - способность к продуцированию большого числа продуктивных идей.

Показатели креативности по Торренсу

П. Торренсом креативность определяется как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д. Торренсом были выделены следующие показатели креативности:

1. Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей.

2. Гибкость - способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

3. Оригинальность - способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

4. Разработанность - способность к детализации предложенных идей.

В настоящее время считается, что креативность - это система различных интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентов. На творческий мыслительный процесс оказывают влияние эмоциональные, мотивационно - волевые, личностные особенности индивида. Установлено, что креативным личностям присущи уверенность в себе, чувство юмора, повышенное внимание к своему «Я», энергичность, импульсивность, независимость, оригинальность, прямота суждений, инициативность, находчивость, непосредственность, внутренняя зрелость, скептицизм, смелость, склонность к доминированию, интернальный локус контроля.

Связь между интеллектом и креативностью

Связаны ли между собой интеллект и креативность?

Существует три подхода при ответе на этот вопрос:

1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.

Последующие исследования показали, что между интеллектом и креативностью существует более сложная зависимость. Например, исследования Е.Л.Григоренко свидетельствуют, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах; при этом количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.Торренса , а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Дж.Векслеру.

Еще Гилфорд определил, что уровень IQ определяет верхний предел решения задач на креативность. Ямамото выявил «нижний порог» - IQ ограничивает проявления креативности при низком IQ, но при IQ выше некоторого порога творческие достижения от интеллекта не зависят. Однако, сняв временной лимит на выполнение тестовых заданий на креативность и «изъяв» из эксперимента атмосферу соревновательности, Воллах и Коган опровергли теорию «нижнего» порога - уровень креативности оказался не связанным с уровнем интеллекта.

Следует отметить теорию «интеллектуального порога» Е.Торренса : если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет было показано, что существует связь между исходным уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию; через некоторое время креативность снижается до некоторого уровня, индивидуального для каждого ребенка. Таким образом, креативность оказалась ограничена «сверху» уровнем интеллекта.

Это позволило В.Н.Дружинину сформулировать понятие «интеллектуальный диапазон». Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, включая творческие, определяются, прежде всего уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела - зависит от его мотивации и компетентности.

В отношении детей теория «интеллектуального диапазона» подтверждается экспериментами, которые провели М.И.Фидельман и В.С.Юркевич . Выделялись группы детей с высоким (больше 130) и обычным интеллектом. Их тестирование выявило повышенную креативность детей из группы с обычным интеллектом. Однако повторное тестирование, проведенное через три года, показало, что дети с высоким интеллектом, нисколько его не утратив, резко улучшили свои творческие показатели, в то время как дети из обычной группы утратили свои показатели креативности.

Для объяснения этого феномена авторами была предложена концепция «наивной» креативности, которой обладают дети, характеризующиеся неполным познанием окружающего мира и выдвигающие для его познания множество гипотез. Дети, имеющие высокий интеллект, уже расстались с этой «наивной» креативностью и готовы вполне сознательно развивать свои творческие способности. Предложенную гипотезу подтверждает обнаруженное Д.Б.Богоявленской резкое снижение креативности в младшем школьном возрасте, что, на взгляд исследователя, связано с развитием рефлексии, анализа и планирования. При этом падает роль фонтанирующих ассоциаций, которые считаются при данном подходе одним из показателей креативности.

К началу 60-х годов XX в. был накоплен большой опыт тестирования интеллекта, что привело к возникновению ряда проблем и новых вопросов. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают.

В Книге рекордов Гиннеса самый высокий IQ - 228 (!) зафиксирован в 1989 г. у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. Сейчас она журналистка. И все! Больше никаких супердостижений. Второе место в мире по коэффициенту интеллекта занимает и вовсе безвестная домохозяйка из Бразилии. Недавно в прессе промелькнуло сообщение о болгарке Даниэле Симидчиевой, чей IQ равен эйнштейновскому и составляет 200 баллов. За свою жизнь Семидчиева получила пять магистерских степеней в различных областях знания. Сегодня одна из самых умных женщин планеты, мать троих детей, пребывает в статусе домохозяйки, - потенциальные работодатели не спешат пригласить ее на работу. По словам Семидчиевой, даже в те времена, когда у нее была работа, самая большая зарплата, которую она получала, не превышала 150 долларов в месяц.

Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Предположили, что определять успешность человека и его потенциальные возможности как творца, создателя новых идей будет уровень креативности.

Возник вопрос о соотношении креативности и интеллекта. Многие стали приписывать высокие творческие способности людям с высоким коэффициентом интеллекта, тем самым креативность стали рассматривать как следствие высокого IQ. Английский ученый Г. Айзенк , опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Итак, можно ли утверждать, что у человека с высоким IQ однозначно будет высокий уровень креативности? Ответ на этот вопрос позволяет дать лонгитюдное исследование, осуществлявшееся с начала 20-х годов в США. В этом исследовании Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ свыше 136). Затем на протяжении 60 лет были четырежды произведены контрольные замеры жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все без исключения успешно окончили школу, а две трети - и университет. По числу ученых степеней, опубликованных книг и зарегистрированных патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, и доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.

Однако ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего, что можно было бы рассматривать как значительный вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов, однако в последующей жизни достиг того, чего не удалось никому из избранных, - стал лауреатом Нобелевской премии.

Так, IQ великого Эйнштейна был равен 200 баллам. Людей с таким интеллектом во всем мире - единицы, однако единицы в масштабах планеты - тысячи человек, но кто из них сравнился с Эйнштейном и смог придумать что-либо столь же оригинальное?

Итак, прямой зависимости креативности от интеллекта Л. Термен не обнаружил. Можно быть интеллектуалом и не быть творческой личностью.

Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию "изгоев", плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, "странные фантазеры", не поняты ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середнячках", имеют адекватную самооценку, низкий уровень способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Далее в ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Э. Торренс, опираясь на обширные эмпирические исследования, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при 10 свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н. Коган и М. Во л лах установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН , была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, чем все прочие испытуемые. Это позволяет объяснить многие затруднения, которые испытывают творчески одаренные дети в средней школе, где очень много времени приходится решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

Некоторые ученые доказывают, что креативность определяется совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности. Так, Гуднау , Уорд , Хэддон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование. Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, - творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы (вспомним того же Томаса Эдисона, не справлявшегося с рутинной программой), а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной.

Заключение

интеллект креативность умственный мышление

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации. Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Методики диагностики интеллекта и креативности занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана. Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью стало основой двух исследовательских подходов, альтернативных редукционистскому: личностно-мотивационный и психометрический.

Список литературы

Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. - СПБ.: Питер, 2007.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, Питер, 2000

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПБ.: Питер, 2007.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону "Феникс", 2003.

Айзенк Г.Ю. Проверь свои интеллектуальные способности. - Республика, 2002.

Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии, 1995, № 1.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

История в лицах. Персоналии. М.: ПЕР СЭ, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Интеллект: определение и классификация. Психометрический, биологический, социальный интеллект. Факторные модели интеллекта. Модель К. Спирмена. Модель Л. Терстоуна. Модель Дж. Гилфорда. Иерархические модели интеллекта. Измерение интеллекта.

    реферат , добавлен 09.04.2003

    Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Методики развития креативного мышления персонала предприятия. Характеристика процесса креативности. Тесты дивергентных способностей. Пути формирования креативности у персонала.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Характеристика креативности как части интеллекта и с позиции своеобразия личностных особенностей. Концепция редукции (переход) творчества к интеллекту. "Теория инвестирования" Р. Стернберга. Изучение концепции М. Воллаха, Н. Когана, Я.А. Пономарева.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Сущность социального интеллекта как способности ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации. Проблема отношения умственного и творческого начал. Экспериментальное выявление уровня интеллектуальных способностей и креативности.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2010

    Современное состояние проблемы креативности, ее биологические предпосылки. Шизотипические проявления личности. Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности. Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у девушек и у юношей.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2015

    Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ результатов диагностики уровня креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Определение и виды способностей, их структура и уровни, характеристика основных концепций в психологии. Талант как высшая ступень развития способностей. Критерии креативности. Стилевые и уровневые свойства интеллекта, влияющие на специфику поведения.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    презентация , добавлен 18.06.2016

    Теоретические подходы к понятию о креативности, характеристика данного процесса. Эмпирическое изучение креативности и темперамента: процедура и методики. Исследование особенностей невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2016

    Понятие креативности и гендера в социальной психологии. Факторы гендерно-ролевой социализации человека. Методики изучения уровня развития творческого мышления взрослых. Организация исследования гендерных различий в процессе анализа креативности.

Креативность.

Креативность. Соотношение интеллекта и креативности.

Развитие способностей.

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.
Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Креативность (от лат. creatio – созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуруодаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Креативность более, чем интеллект, определяется факторами среды. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы - к примеру, разлад семейных отношений. Необходимость общаться с родителями, не ладящими между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и в области креативности. Разумеется, этот фактор нельзя использовать как рецепт - если подходить к воспитанию более разумно, то результаты получатся лучше. Однако это объясняет, почему в неблагополучных семьях бывают на удивление развитые дети. При этом не стоит забывать, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Иногда, помимо креативности, из интеллектуальных способностей отдельно выделяют обучаемость как некоторую общую способность к обучению, независимую от интеллекта и креативности. Известно, что зависимость между креативностью и академической успеваемостью очень мала, а личностные качества "идеального отличника" и "творческого человека", по данным эмпирических исследований, практически полярны. Корреляции между уровнем общего интеллекта и академической успешностью имеют большой разброс и зависят от методики диагностики интеллекта, особенностей выборки и т.д.

23. Основные подходы к пониманию творчества. Условия творческой деятельности.