Болезни Военный билет Призыв

Характеристикой стратегии совладания является. Личностные особенности, стратегии преодоления стресса и источники социальной поддержки лиц, страдающих синдромом алкогольной зависимости. Как формируются копинг–стратегии

В нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще. Но организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха. Хорошая же новость состоит в том, что человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами. Но прежде чем мы расскажем о том, как обычно это происходит, скажем ещё несколько слов о стрессе.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем , где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, .

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие , имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом .

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для . Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и . Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Копинг-стратегии

Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:

  • Разрешение проблем как основной этап
  • Активные действия
  • Косвенное воздействие
  • Совладание

Поговорим о них более дательно.

Разрешение проблем

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести , оптимистическое мировоззрение, потенциал к , интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Активные действия

Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.

Косвенное воздействие

Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются , активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Критерии эффективности копинг-стратегий

Есть довольно обширное количество классификаций копинг-стратегий, но все они основываются на трёх базовых критериях:

  • Эмоциональном или проблемном
  • Когнитивном или поведенческом
  • Успешном или неуспешном

Немного подробнее о каждом из них.

Эмоциональный или проблемный критерий

Копинг-стратегия, исходя из первого критерия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.

Когнитивный или поведенческий критерий

Копинг-стратегия, исходя из второго критерия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.

Критерий успешности или неуспешности

Копинг-стратегия, исходя из третьего критерия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.

Любую копинг-стратегию, которой пользуется человек, можно оценить, основываясь на вышеназванных критериях даже по той простой причине, что оказавшийся в стрессовой ситуации человек может применять как какую-то одну, так и сразу несколько копинг-стратегий.

Исходя из всего этого, можно допустить, что имеется прямая взаимосвязь между теми паттернами личности, посредством которых люди формируют своё отношение к трудностям и проблемам, возникающим в жизни, и тем, какая из копинг-стратегий ими выбирается. А чтобы понять, какую копинг-стратегию лучше всего использовать лично вам, нужно как можно и понимать свои реакции на те или иные события, происходящие в жизни.

Копинг поведение и механизмы психологической защиты.

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки. Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать, форму психологической защиты. В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации, уровень декомпенсации. На нижеприведенной схеме отображены два возможных стиля реагирования на негативные события. Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты: воспринимают мир как источник опасностей, характеризуются невысокой самооценкой, пессимистичностью. Люди, использующие копинг-механизмы (совладание): реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выражен­ной мотивацией достижения. Выделяют два стиля реагирования в проблемной ситуации: Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, это рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль, следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой. Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я - концепции. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов, изменениям способов поведения. При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем). Копинг (от англ. "cope" справиться, выдержать, совладать) это стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-поведение - это адаптивное поведение в целях поддержания равновесия в проблемной ситуации. Проблемная ситуация характеризуется: Неопределенностью. Повышенной сложностью. Стрессогенностью Противоречивостью Стрессовые ситуации бывают следующих видов: Макрострессоры (критические жизненные события) требуют продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями. Микрострессоры (повседневные перегрузки и неприятности) локализованы во времени, влекут за собой ухудшение самочувствия, для восстановления адаптации достаточно не большое количество времени (минуты). Психотравмы (травматические события) события с запредельным порогом интенсивности, характеризующиеся внезапностью, непредсказуемостью. Хронические стрессоры (перегрузки) события длительной протяженности во времени, характеризуются повторяющимися однотипными global-katalog.ru стрессовыми перегрузками. Стрессоры могут являться причиной, частичной причиной (кодетерминантой), усугублять и провоцировать психическое расстройство. Стресс так же может выполнять защитную и саногенную функцию. Копинг стратегии это такие способы психологической деятельности и поведения, которые вырабатываются сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации. Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R.Lazarus 1966 - 1998) Она описывает взаимодействие человека и стресса. Согласно теории преодоление стресса состоит из двух этапов: 1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации. Удовлетворение потребности в адаптации осуществляется по трем каналам. первый канал освобождение эмоций. второй выработка стратегии совладения. социальный канал, он влияет меньше (не учитывается). 2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как: эмоциональная стабильность. психологическая выносливость – это наши убеждения, их стойкая система. умение ставить цель, умение видеть смысл в том, что делаешь. используемый тип психологической защиты. состояние, в котором мы находимся в момент стресса. предрасположенность к состоянию страха и гнева: Гнев риск заболеваний сердечно сосудистой системы. Страх риск возникновения тревожных и психосоматических расстройств. социальная поддержка. Критерии, по которым узнаем, что есть социальная поддержка: Есть ли те люди, которые для нас являются значимыми. Социальное положение этих людей. Насколько они являются влиятельными в социальной среде. Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор. Частота контактов с этими людьми. Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результатом соотношения первичной и вторичной оценки является решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, выработка копинг-стратегии. Активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, в то время как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики. Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс 1992г.). Копинг, ориентированный на саму ситуацию (проблему): активное влияние на ситуацию бегство, уход из психотравмирующей ситуации пассивность переживания Копинг, ориентированный на репрезентацию (чтобы лучше узнать ситуацию): поиск информации (Вигильность) вытеснение информации. Копинг, ориентированный на оценку: переоценка событий переосмысливание событий изменение цели в жизни Отличия копинг-поведения и механизма психологических защит (МПЗ). МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг – образование сознательного уровня. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью; МПЗ срабатывают мгновенно при столкновении с проблемной ситуацией, а копинг формируется последовательно; МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг – нет

Копинг - это, прежде всего, способы, которым индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса . Он включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий порождающих стресс.

По Lazarus копинг - это стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.

Таким образом, копинг-поведение - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требования . Это способ, которым индивидуум переживает стресс или ответ на стресс.

Weber (1992) считает, что психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы лучше адаптировать человека в ситуации, помогая ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования.

Задача копинга - поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Под копингом в практическом смысле понимают стратегии , которые используются индивидуумами для достижения адаптивного функционирования или приспособления .

Ключевой вопрос в понимании копинга - это поиск характеристик , которые определяют этот процесс.

Можно выделить три подхода к понятию «копинг». Во-первых, это определение копинга как свойство личности, т.е. относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие. Во-вторых, «копинг» рассматривается, как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения, а в-третьих, «копинг» понимается как динамический процесс, направленный на управление сложной для индивидуума ситуацией .

Копинг-поведение, таким образом, мы можем рассматривать как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Функцией копинга является редуцирование стресса . Сила стрессовой реакции, по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека. Именно такой психологической угрозой благополучию человека и является ситуация, в которой оказывается пациент со спинальной травмой.

Прогноз состояния, особенно на первых этапах приспособления к условиям, диктуемым травмой спинного мозга, довольно долго остается неясным, а, кроме того, у пациента ослаблен привычный контроль за телесными функциями. Невозможность управлять ситуацией связана у пациентов со спинальной травмой с тягостными чувствами беспомощности и бессилия. В связи с этим, пациент нуждается в информировании, поддержке, а также физической и психологической помощи. Диагностируя индивидуальные копинг-стратегии пациента, врачи и психологи могут находить эффективные и сфокусированные на индивидуальной проблеме приспособления психологические и психосоциальные интервенции.

Lazarus и Folkman различают два вида копинг-поведения (в зависимости от индивидуальной интерпретации ситуации, как неизбежной, или как изменяемой).

Целенаправленное поведение для устранения или избегания угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой рассматривается как активное копинг-поведение .

Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация. Если копинг-поведепие выбирается индивидом осознанно и меняется в зависимости от контекста, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и, в случае их закрепления, становятся дезадаптивными. Таким образом, изменение интерпретации ситуации, как поддающейся контролю, может повлечь за собой и изменение копинг-поведения.

Сложность же состоит в том, что имеющиеся у пациента со спинальной травмой умения и навыки по решению проблемных ситуации (ситуаций, которые нельзя структурировать привычным образом) подвергаются серьезному испытанию. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большинство пациентов со спинальной травмой получают ее в молодом возрасте и имеютограниченный (их жизненным опытом) потенциал совладания .

Основной вопрос в исследовании копинг-процесса пациентов с разными видами патологии и инвалидности - это понимание того, почему люди отличаются столь сильно между собой в ответе па похожие жизненные события и как эти различные реакции влияют на результат приспособления .

Рис.1. Функционирование стилей реагирования (Haan, 1977)

Haan отметил, что активное копинг-поведение и защита основываются на тождественных процессах, но отличаются разной направленностью.

Копинг-процессы берут начало с восприятия стрессора . В ситуации новых для личности требований, при которых существующий до этого ответ оказывается неподходящим, начинается копинг-процесс.

Если новые требования непосильны для индивидуума, то копинг-процесс может принимать форму защиты . Защитные механизмы позволяют устранить психическую травму за счет искажения действительности.

Существует несколько методик исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты: опросники Лазаруса, Индекс Жизненного Стиля, методика Хейма. Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы .

Механизмы совладения с ситуацией более пластичны, чем психологические защиты, но требуют от человека большей затраты энергии, большего когнитивного, эмоционального и поведенческого вклада. Однако Lazarus и Folkman возражают против трактовки копинга в качестве более эффективного, чем психологические защиты , механизма приспособления . По их мнению, необходимо учитывать при этом особенности личности, контекст и случайные события.

Выявление адаптивных возможностей пациента со спинальной травмой становится важным звеном восстановительного процесса и делает возможной сфокусированную на психологических проблемах пациента работу. Эффект реабилитации в значительной степени зависит от вклада пациента в процесс и его кооперации с персоналом. Психолог помогает увидеть ограничения и потенциальные возможности пациента.

Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:

    Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей.

    Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть.

    Выраженное антисоциальное поведение, в котором» пациент представляет опасность для себя и других.

Одним из факторов, определяющих позитивный характер приспособления (и совладания с ситуацией) является (Antonovsky, приведено по Lustig, 311), влияющее на способность к продуцированию смыслов. Оно облегчает приспособление в сложной ситуации за счет повышения вероятности того, что индивидуум будет:

    верить, что решение проблемы будет зависеть от его усилий,

    воспринимать стрессовый фактор как брошенный ему вызов в большей степени, чем как несчастье,

    делать усилия, изменяя ситуацию.

Исследования Antonovsky (приведено по Lustig, 311) были сфокусированы на поиске общих ресурсов, которые помогают индивидуумам управлять стрессом. Эти «общие ресурсы сопротивления» облегчают позитивное приспособление к напряжению, связанному со стрессорами.

Автор заметил, что такие факторы как деньги, вера в Бога, семья и социальная поддержка, являясь ресурсами сопротивления, обеспечивают индивидуума опытом, который характеризуется последовательностью, балансом стимулов и участием в формировании результата. Это поддерживает убежденность индивидуума в том, что он может порождать порядок в своей жизни.

Такой упорядоченный мир, в котором живет индивидуум, является постижимым, управляемым и осмысленным . Те индивидуумы, которые имели хорошо выраженное чувство внутренней согласованности, были способны управлять стрессом успешнее.

Постижимость - это степень, в которой индивидуум воспринимает мир как предсказуемый, упорядоченный и объяснимый.

Управляемость представляет собой степень, в которой индивидуум верит, что имеет ресурсы для того, чтобы справиться с требованиями ситуации.

Осмысленность рассматривается как вера в то, что требования ситуации являются вызовом, достойным вклада и свершений. Она обеспечивает индивидуума мотивацией к поиску порядка в мире, используя имеющиеся и находя новые ресурсы для управления ситуацией.

Общие ресурсы сопротивления стрессу помогают развивать чувство внутренней согласованности и являются копинг-ресурсами, которые помогают индивидууму справляться со стрессорами. Так последовательность опыта формирует основу для ощущения постижимости мира. Убеждение индивидуума в том, что ресурсы являются подходящими для ситуации, дает основание для ощущения своего контроля над ситуацией. Опыт участия в формировании результатов своих действий приводит к ощущению осмысленности происходящею.

Чувство внутренней согласованности не является особой разновидностью копинга. Индивидуум с выраженным чувством внутренней согласованности, уверенный в том, что он понимает проблему, и рассматривающий ее как брошенный ему вызов, выбирает наиболее подходящеекопинг-поведение для самых разных проблем .

Современный ритм жизни характеризуется высокой скоростью и большим количеством изменений в окружающем мире. Ежедневно на человека воздействует множество событий, большинство из которых вызывают эмоциональное напряжение и дискомфорт. На любые психологические стрессовые факторы человеческая личность реагирует особыми защитными механизмами: психологической защитой или копинг-стратегией. И если психологическая защита - это неосознанный процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний, то копинг-стратегии - это осознанные определенные способы деятельности, позволяющие адаптироваться к сложной жизненной ситуации, восстановить и сохранить эмоциональное равновесие.

Что это такое?

Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним. Термин был введен Л. Мерфи в 60-х годах XX века при изучении детской психологии и получил свое развитие благодаря вначале психологу Ричарду Лазарусу, а затем и другим ученым, изучающим пути преодоления негативного воздействия стрессов на организм. Русская психологическая школа для определения явления использует сходное понятие: «переживание», «совладающее поведение».

Ситуацию как стрессовую определяет сам для себя каждый индивид. Условия окружающей среды, для одного человека являющиеся нормальной незаметной нагрузкой, для другого могут стать почти непреодолимой преградой для самореализации и жизнедеятельности. Стрессовая для конкретного человека ситуация всегда вызывает у него тревогу, эмоциональную нестабильность, психологический и часто физиологический дискомфорт. В таких условиях психологическая адаптация личности происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Психологические защиты представляют собой специальную систему стабилизации личности путем ограждения сознания от неприятных, травмирующих факторов. Внутриличностное напряжение снижается за счет искажения существующей действительности или возникновения у человека различных психосоматических дисфункций (невротических расстройств), приводя к дезадаптации. В противоположность психологическим защитам, при работе копинг-стратегий ответные мысли, чувства и действия индивида образуют конструктивные усилия, направленные на нормализацию взаимоотношений «человек - среда».

Вначале копинг-стратегии определялись как реакция человеческой личности на чрезмерные, превышающие ее внутренние ресурсы требования. Затем понятие копинг-стратегий значительно расширилось и теперь включает в себя и реакции на ежедневные стрессовые ситуации.

Классификация стратегий

На данный момент разработано несколько классификаций копинг-стратегий. Самой известной является классификация, разработанная Р. Лазарусом совместно с С. Фолкманом и разделяющая стратегии два основных типа:

  1. 1. Проблемно-ориентированный копинг (преобразование внешней ситуации) - преодоление стрессовой ситуации происходит за счет переосмысления проблемы, поиска информации о ней и путей решения. Позволяет во многих случаях избежать необдуманных действий и импульсивных поступков.
  2. 2. Эмоционально-ориентированный копинг (преобразование внутренней ситуации) - направлен на изменение отношения к проблеме разными способами, снижающими эмоциональное напряжение, но не способствующими прямому ее решению.

Одна из наиболее простых и удачных методик по выявлению базовых копинг-стратегий разработана Дж. Амирханом («Индикатор копинг-стратегий») и включает три основные группы копинг-стратегий:

  1. 1. Разрешение проблемы - стратегия подразумевает максимальное использование человеком своих возможностей для решения проблемы.
  2. 2. Избегание проблемы - стратегия включает в себя различные формы избегания контактов с окружающей средой с целью уйти от проблемы как в пассивной форме (употребление психоактивных веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов), так и в активной (совершение суицида).
  3. 3.

    Поиск социальной поддержки - стратегия предполагает активные действия по получению помощи от социального окружения.

Эффективность и адаптивность копинга

Существует масса копинг-стратегий, из которых каждый индивидуум под воздействием определенного стрессового фактора формирует собственный комплекс. Среди них могут находиться как продуктивные формы (эффективные и адаптивные), помогающие выйти из стрессового состояния, так и относительно продуктивные и непродуктивные.

Р. Лазарус и С. Фолкман в своей тестовой методике опираются на восемь преобладающих копинг-стратегий:

  1. 1. Планирование будущих действий, направленных на решение проблемы, критический анализ ситуации, разнообразные предпринятые усилия.
  2. 2. Конфронтационная стратегия. Попытки разрешить сложную ситуацию через конфликты, упорное отстаивание собственных интересов и враждебность. Используя эту стратегию в конфликтной ситуации, индивидуум испытывает трудности с планированием и часто плохо представляет последствия своих действий.
  3. 3. Принятие ответственности за проблему на себя. За переоценкой собственной роли в возникшей ситуации следуют попытки исправить тяжелую ситуацию.
  4. 4. Самоконтроль. Индивидуум сохраняет хладнокровие, контролируя свои эмоции и действия.
  5. 5. Поиск положительных аспектов в результате возникшей стрессовой ситуации.
  6. 6. Обращение за помощью к окружающим: либо к родным и близким людям, либо к власть имущим и широкой общественности - в зависимости от стрессового фактора.
  7. 7. Дистанцирование от проблемы, то есть отдаление от ситуации, уменьшение ее значимости при помощи разных способов.
  8. 8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Диагностика копинг-стратегий, которую создал Э. Хайм, позволяет подробно проанализировать стиль и продуктивность стратегий конкретного человека. Тест исследует 26 ситуационно-специфических типов реагирования с разделением их на три основные сферы психической деятельности личности и четким указанием их продуктивности в решении проблемы:

  1. 1. Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм:
    1. Продуктивные стратегии: проблемный анализ.
    2. 2. Относительно продуктивные: игнорирование, диссимуляция (сознательное стремление скрыть проблему или ее преуменьшение), сохранение самообладания, относительность (сравнение своей проблемы с проблемами других и вывод о ее незначимости), религиозность, наделение проблемы особым смыслом (проблема как способ самосовершенствования), установка собственной ценности (убеждение личности в способности преодолеть в будущем даже большие трудности).
    3. 3. Непродуктивные: смирение, растерянность.
  2. Эмоциональный копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные стратегии: оптимизм.
    2. 2. Относительно продуктивные: протест, пассивная кооперация (индивидуум доверяет решение своих проблем другим).
    3. 3. Непродуктивные: эмоциональная разрядка (выход эмоций), подавление эмоций, покорность (состояние безнадежности), самообвинение, агрессивность.
  3. Поведенческий копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные: сотрудничество.
    2. 2. Относительно продуктивные: отвлечение (погружение в работу, хобби), альтруизм (решение чужих проблем для отвлечения от собственных), компенсация (отвлечение и успокоение с помощью лекарственных препаратов, еды, алкоголя), конструктивная активность (осуществление давней мечты), обращение (получение советов от других).
    3. 3. Непродуктивные: активное избегание проблемы (сознательное нежелание думать и анализировать), отступление (самоизоляция от других людей).

Исследования показали достаточное влияние определенных копинг-стратегий на повышение и понижение успешности и эффективности отдельной личности. Так, копинговые реакции, сфокусированные на проблеме, связаны с более низким уровнем отрицательных эмоций. У детей, мало применяющих проблемно-ориентированный копинг, больше сложностей в адаптации, а применение эмоционально-ориентированного копинга часто связано с серьезными проблемами в поведении и повышением уровня тревожности и депрессии. Эффективными и положительно влияющими на адаптацию признаны активное решение проблемы и поиск социальной поддержки.

Стоит отметить, что в зависимости от характерных особенностей личности и тяжести стрессового фактора некоторые копинг-механизмы могут существенно улучшить или ухудшить развитие ситуации. Например, в некоторых случаях обычно непродуктивная эмоциональная разрядка необходима, и за ней следует гораздо более спокойный анализ ситуации. И наоборот, относительно продуктивные протест и игнорирование, принимая неадекватные и гипертрофированные формы, могут повлечь за собой расширение и углубление кризиса, а также вовлечение в него новых факторов.

Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:

  • доступность для него инструментальной помощи среды;
  • доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.

Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:

  • врожденные способности;
  • приобретенные навыки и умения.

Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, - это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в формировании копинг-стилей конструкт «жизнестойкость». При всей разнице мнений копинг-стили формируются постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.

С детства обедненная ресурсами среда, как материальными, так и социальными, не позволяет развить способности и приобрести навыки, и с большой долей вероятности сузит спектр предпочитаемых копинг-стратегий. Применяемые личностью копинг-стратегии также влияют на владение и управление ресурсами. Примером может служить сознательное нежелание человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, вследствие чего у него значительно сужается круг общения и, соответственно, обедняются ресурсы среды.

Основная функция копинг-механизмов - компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.

Копинг-стратегии, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания.

Психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Однако личность как социальное, сознательное и самостоятельное существо, способна разрешать конфликты, бороться с тревогой и напряжением целенаправленно. Для обозначения сознательных усилий личности используется понятие копинг-поведения (coping), или осознанных стратегий сов-ладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. (Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».). Впервые термин «копинг» был использован при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Р. Лазарус (1966) распространил его на множество ситуаций острого и хронического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, относящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами организма.

При исследованиях стресса копинг-поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Действительно, когда происходит любое стрессовое событие, нарушается гомео-стаз. Его нарушение может быть вызвано характеристиками стрессора или их восприятием. Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанными . В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых.

Для совладания необходимо, по крайней мере, соблюдение трех условий: во-первых, достаточно полного осознания возникших трудностей; во-вторых знания способа эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и, в третьих, умения его своевременно применить на практике. Из сказанного понятно, насколько эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным или это уже элемент стиля личного реагирования на трудности.

Некоторые авторы напрямую определяют копинг-стратегии, как осознанные варианты бессознательных защит. Действительно, по мере развития и формирования самосознания личность способна осознавать то, что ранее осуществляла автоматично. Это положение лежит в основе многих психотерапевтических подходов, которые ставят своей целью дать пациенту знания о психологической защите, учат фиксировать проявление ее механизмов, осознанно и гибко использовать наиболее зрелые и эффективные из них.

В других случаях считается, что отношение между копинг-поведением и защитными механизмами более сложное. Совладание рассматривается не только как осознанный вариант бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники . В рамках этого второго подхода механизмы психологической защиты выступают только как один из возможных способов реализации стратегии копинга. Так, проекцию и замещение можно трактовать как часть стратегии совладания по типу конфронтации, изоляцию и отрицание - как часть стратегии отдаления и пр. механизмов.

При разграничении механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания В. А. Ташлыков (1992) предлагает следующую схему анализа.

Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.

Непосредственный и отложенный эффект. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может терпеть и даже доставляет себе мучения.

Тактический и стратегический эффект. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия - «здесь» и «сейчас»), тогда как механизмы совладания рассчитаны на перспективу.

Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе.

Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разделить. Кроме указанных критериев, надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию - применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть воспринята и описана человеком.

Стратегии совладания классифицируются на поведенческие, эмоциональные и когнитивные . Среди них выделяют конструктивные, относительно конструктивные и неконструктивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество и поиск поддержки в социальной среде, к относительно конструктивным - отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадаптивным - избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конструктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самообладания, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отношение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когнитивной сфере - отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль. Также способствуют преодолению ситуации эмоциональная разгрузка, отреагирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.

Изучение поведения в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Это исследование когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности; влияния личностных переменных; анализ самих трудных жизненных ситуаций.

Р. Лазарус (1976) выделяет два глобальных стиля поведения в проблемной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркотиков и т. д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

«Разрешающие проблему» личности являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тогда как «переживающие проблему» - личностью ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования - избегание.

Проведя исследовании 100 взрослых людей с высшим образованием, Р. М. Грановская и И. М. Никольская (1999) показали, что в трудных и неприятных жизненных ситуациях для нормализации самочувствия они склонны использовать пять комплексных стратегий совладания с внутренним напряжением и беспокойством.

Это, во-первых, взаимодействие личности с продуктами творчества -книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами искусства. Совокупность этих стратегий можно обозначить термином «арттерапия», подразумевая под этим механизм комплексного воздействия продуктов творчества на психику человека (отвлечение от неприятных переживаний, переключение мыслей на другие темы, сопереживание, эмоциональное отреагирование, получение эстетического наслаждения, душевная гармонизация под влиянием цвета, звука, ритма, хорошей формы). К этим стратегиям близки еще две: терапия творческим самовыражением (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рисование) и созерцание красоты явлений природы.

Достаточно часто взрослые также используют поведенческие стратегии. Сюда относятся «поиск социальной поддержки» (разговор и другие виды общения с близким человеком), «уход в работу» (учеба, работа, домашние дела), а также смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры или другие виды физической активности или мышечного напряжения - расслабления с целью психического успокоения). Популярны также так называемые приемы «за-» (заесть, загулять, залюбить, затанцевать). Их можно трактовать как защиту, при которой эмоциональная разрядка осуществляется через активацию экспрессивного поведения.

Наиболее частой стратегией совладания, проявляющейся в интеллектуальной сфере, явилось обдумывание и осмысление причин возникшей ситуации, поиск выхода из нее, поиск позитивных моментов.

Стресс- напряжённое психическое и физическое состояние организма.

Стресс в минимальных количествах необходим для организма. Чрезмерный стресс снижает эффективность и благополучие индивида, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

Учение о стрессе появилось в связи с работами Г. Селье. Согласно Селье, стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отриц факторов.

Два вида стресса:

    Эостресс (вызывает желательный эффект)

    Дистресс (отрицательный эффект)

Стресс имеет три фазы:

  • Сопротивляемость

    Истощение

Люди с устойчивой психикой способны преодалеть стадию тревоги и избежать стресса.

В настоящее время стресс разделяют на эмоциональный и информационный. Последний связан с количеством информации, обрушивающейся на человека.

    История изучения копинга.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под "копингом" (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова,; Либина,), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье).

    Общее представление о копинге.

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем; - поиск социальной поддержки; - избегание. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

    Критерии эффективности копинга.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

    Отличие копинга от защитных механизмов.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая зашита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

    Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

    На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

    Стили реагирования по Лацарусу.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles ("способов совладания") Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

Проблемно-ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

    Проблема адаптации и копинг:

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.

Своеобразным "срезом" адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

1. соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);

2. личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;

3. ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы.

    Способы смягчения стрессовой ситуации.

Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы.

Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям пожара):

Обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов ("Зато мы теперь живем вместе с детьми");

Сознательное сравнение с другими погорельцами ("У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей..."); - представление более трагических последствий ситуации ("Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!");

Попытки забыть о случившемся ("Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли").

Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

    Типология защитных и совладающих стилей реагирования

В работе (Либина, Либин) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника "Стиль поведения".

К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система, свойства нервной системы и темперамент.

Под функциональными компонентами подразумевается специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как "фокусинг" (focusing) при изучении психических процессов или "orientation", "attitude" при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином "установка" и понятием "направленность личности".

Формы совладающего поведения в работе Либина названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор"эмоциональная компетентность " подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности. Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума.

    Связь копинга со свойствами НС и темпераментом

Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления

Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающиестратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.

    Связь копинга с образом «Я»

Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания оказывается "Я"- образ. "Простота", недифференцированность "Я"- образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации. Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует. Попытки системных исследований как субъективных, так и средовых (ситуационных) особенностей в протекании заболевания предпринимались во многих работах в нашей стране. Взаимоотношения человека и ситуации в возникновении и развитии того или иного заболевания рассматриваются по-разному в зависимости от принадлежности автора к определенному психологическому направлению: от понимания ситуации как толчка к заболеванию до признания ее определяющей роли.

В первом случае приоритет отдается личности. Несмотря на различия во мнениях, во всех работах признается, что анализ личностных переменных во взаимодействии со стрессовыми событиями среды является одной из черт современной психологии и одной из тенденций ее развития.Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Психология отношений имеет существенное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения.