Болезни Военный билет Призыв

Пиаже жан габриэль. Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии. Учение ж. пиаже о развитии интеллекта

ПИАЖЕ ЖАН.

Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Не-вшателе. В детстве он увлекался последовательно механикой, птицами, ископаемыми животными и морскими раковинами. Его первая научная статья была опубликована, когда автору исполнилось только десять лет, - это были наблюдения за воробьем-альбиносом, увиденным во время прогулки в общественном парке.

В том же 1906 г. Жану Пиаже удалось устроиться лаборантом в музей естественной истории к специалисту по моллюскам. В течение четырех лет он работал там после занятий в средней школе. За это время в различных журналах были опубликованы 25 его статей, посвященных малакологии (науке о моллюсках) и смежным вопросам зоологии. На основании этих работ ему было даже предложено место куратора коллекции моллюсков, однако, когда выяснилось, что претендент на должность еще учится в средней школе, предложение было немедленно снято.

По окончании школы Пиаже поступил в Невшательский университет, где в 1915 г. получил степень бакалавра, а в 1918 г. - степень доктора естественных наук. Во время учебы он читал много книг по биологии, психологии, а также философии, социологии и религии.

После окончания университета Жан Пиаже уехал из города и в течение некоторого времени путешествовал, останавливаясь ненадолго в разных местах. Так, он поработал в лаборатории Решнера и Липпса, в психиатрической клинике Блейера, а также в Сорбонне. Наконец, в 1919 г. он получил предложение поработать в лаборатории Бине в высшей Парижской школе, ему было поручено обрабатывать стандартные тесты на рассуждения, выполненные детьми. Сначала Пиаже находил такую работу скучной, но постепенно заинтересовался и стш! сам участвовать в проведении исследований. Несколько видоизменив тот метод психиатрического обследования, которому он научился в клинике Блейера, Пиаже вскоре стал с успехом применять «клинический метод». Результаты своих исследований он изложил в четырех статьях, опубликованных в 1921 г.

Первоначально клинический метод Пиаже сложился как реакция на процедуру психологического теста. Тестовая методика строилась на оценке количества правильных ответов, но Пиаже считал, что наиболее важными являются ошибочные суждения, т.к. именно они «выдают» те схемы, которые свойственны детскому мышлению. При этом процесс исследования интеллектуальной деятельности выглядит уже не как бесстрастная регистрация поступков и суждений ребенка, но как взаимодействие испытуемого и экспериментатора, в ходе которого последним делаются определенные выводы.

В том же году Пиаже получил приглашение занять должность научного директора в институте Жан-Жака Руссо в Женеве. Он согласился и следующие два года своей жизни посвятил исследованию детской психологии: особенностям детской речи, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных событиях, о морали и природных явлениях. На основе опытов он сделал вывод о прирожденном эгоцентризме ребенка и о его постепенной социализации в процессе общения со взрослыми.

Говоря о социализации, Пиаже со временем приходит к выводу, что социальные факторы должны определяться психологически. Социальная жизнь, по его мнению, не может рассматриваться в целом в ее отношении к психике, вместо этого нужно рассматривать ряд определенных социальных отношений. В содержание этих отношений Пиаже ввел психологический фактор - уровень умственного развития взаимодействующих индивидов.

В 1923-1924 гг Пиаже предпринял попытку связать структуру бессознательного мышления взрослого и осознаваемого мышления ребенка. При толковании детских мифов он использовал выводы Фрейда, но по мере развития собственных идей стал применять психоанализ все реже и реже.

Пиаже пригласили преподавать в Невшательский университет, он согласился, и в период с 1923 по 1929 г. работал в двух учебных заведениях одновременно, постоянно переезжая из Женевы в Невша-тель и обратно. В то же время он не оставил и научную работу. При

активном участии своей жены Валентины Шатене Пиаже проводил опыты с собственными маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины при неизменном весе и объеме.

Полученные результаты вдохновили его на проведение экспериментов с детьми школьного возраста, в процессе которых он обнаружил сдвиг в сторону применения заданий не только словесного характера. Тем не менее Пиаже не бросал и опытов со своими детьми, наблюдал за их поведением и реакциями на внешние раздражители. В это же время он завершил свои разработки в области малакологии.

К этому периоду у Жана Пиаже сложились определенные взгляды на взаимоотношения живых организмов со средой. Подходя к этой проблеме с психологической точки зрения, Пиаже не оставляет без внимания и биологические факторы.

В 1929 г. Жан Пиаже прекратил преподавательскую деятельность в Невшательском университете и полностью посвятил себя работе в институте Жан-Жака Руссо. В это время он занимался тем, что применял собственную теорию интеллектуального развития детей в младенческом возрасте к созданию и обоснованию педагогических методов.

Следующие десять лет своей жизни Пиаже посвятил разработке такой области знаний, как генетическая эпистемология. Эпистемология, или теория познания, исследует познание с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта. Прежние попытки создания эпистемиологии исходили из статической точки зрения, но Пиаже считал, что только генетический и историко-критический подход может привести к научной эпистемологии. По его мнению, генетическая эпистемология должна разрабатывать вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психических исследований и фактов истории научной мысли. Помимо этого, в эпистемологии Пиаже широко использовались логические и математические методы. Это масштабное исследование завершается трехтомным сочинением «Введение в генетическую эпистемологию» (1-й том- «Математическая мысль», 2-й- «Физическая мысль», а 3-й - «Биологическая, психологическая и социальная мысль»).

В 1941 г. Пиаже прекратил все свои опыты с детьми младенческого возраста, его исследования теперь касались интеллектуального развития более взрослых детей. Он исследовал такие образы познавательной деятельности у детей, как число и количество, движение, время и скорость, пространство, измерение, вероятность и логика. Логико-алгебраические модели, построенные Пиаже, использовали многие известные психиатры того времени в своих исследованиях.

В это время он определил основные стадии детского интеллекта. В возрасте до двух лет сенсомоторная деятельность ребенка еще не стала полностью обратимой, однако такая тенденция уже просматривается. Это выражается, например, в том, что ребенок, путешествуя по комнате, способен вернуться в то место, откуда начался его поход.

Интеллект детей в возрасте от 2 до 7 лет Жан Пиаже назвал до-оперативным. В это время у детей формируется речь, а также собственное представление об окружающих предметах, образ и слово в качестве метода познания вытесняют движение, развивается «интуитивное», образное мышление. После этого и до 12 лет интеллект ребенка проходит стадию конкретных операций. Из умственных действий формируются операции, которые уже в полной мере обратимы и выполняются только на,реальных предметах.

Последняя стадия формирования интеллекта - это стадия формальных операции. У ребенка развивается способность к гипотети-ко-дедуктивному мышлению, которое уже не зависит от конкретных действий.

С 1942 г. Жан Пиаже жил в Париже, где читал лекции, а после окончания Второй мировой войны переехал в Манчестер. В это время он получил почетные звания в университетах Гарварда, Брюсселя, Сорбонны. В поисках метода проверки интеллектуальных способностей умственно отсталых детей Пиаже обратился к задачам на количество как наиболее универсальным. Также в Париже ученый продолжал разрабатывать генетическую эпистемологию и выпустил несколько публикаций на эту тему. В 1955 г., получив субсидии от Рокфеллеровского фонда, Пиаже основал международный центр генетической эпистемологии.

Жан Пиаже умер 16 сентября 1980 г. в Женеве. Его вклад в современную науку огромен. Разработки Пиаже в области детской психологии до сих под используются психологами и педагогами всего мира. Благодаря новой, созданной им науке - генетической эпистемологии, имя этого швейцарского психолога, философа и логика известно всему миру.

Пиаже (Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической . Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926‒29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937‒54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921‒25) ключом к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации . В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития становится для П. исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде ‒ ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация ) и скоординированное с др. действиями в определенную систему. П. выделил и детально исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции П. проанализировал многие др. психические функции ‒ восприятие, эмоции, функцию символического выражения и др. Синтез психологических и логических воззрений П. нашёл выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию , в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в современной психологии.

Соч.: La construction du réel chez l"enfant, Neuchâtel ‒ P., 1937; La formation du symbole chez l"enfant, Neuchâtel ‒ P., 1945; Le développement de la notion de temps chez l"enfant, P., 1946; Introduction à l"épistémologie génétique, v. 1‒3, P., 1949‒50; Le mécanismes perceptifs, P., 1961; Etudes sociologiques, Gen., 1965; La psychologie et pédagogie, ; L"épistémologie génétique, P., 1970; в рус. пер.‒ Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.); Экспериментальная психология, в. 1‒4, М., 1966‒73 (ред. совместно с П. Фрессом).

Лит.: Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. Пиаже ‒ психолог, логик, философ, «Вопросы психологии», 1966, № 4; Флейвелл Д. Х., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. с англ., М., 1967.

  • - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. Биография...
  • - швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах детально проанализировал качественную специфику детского мышления...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Швейцарский психолог, чьим главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. intellectus - ум. Категория. Элемент теории интеллекта Ж.Пиаже. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Пиаже изучал отношения, складывающиеся между субъектом познания и миром, который он стремится познать...

    Психологическая энциклопедия

  • - Операция в концепции Ж. Пиаже - интериоризованные действия - , обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления - ...

    Психологический словарь

  • - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного ...

    Психологический словарь

  • - Развитие интеллекта по Ж. Пиаже - в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1. В ...

    Психологический словарь

  • - Теория моральной ответственности Ж. ...

    Психологический словарь

  • - - швейцарский психолог, д-р естественных наук. Профессор Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского и Лозаннского университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо, Психологической лаборатории...

    Педагогический терминологический словарь

  • - швейцарский психолог и философ. Родился в Невшателе 9 августа 1896...

    Энциклопедия Кольера

  • - Жан - швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи...

    Философская энциклопедия

  • - Жан, швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа...
  • - Пиаже Жан, швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: "Речь и мышление ребенка", "Генезис элементарных логических структур" ...

    Большой энциклопедический словарь

"Пиаже Жан" в книгах

3. Интеллект по Пиаже

автора Линн Ричард

3. Интеллект по Пиаже

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

3. Интеллект по Пиаже Интеллект австралийских аборигенов был оценен тестами Пиаже вдобавок к обычным тестам интеллекта. Эта работа была выполнена в рамках теории развития интеллекта детей, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже (Jean William Fritz Piaget; 1896–1980).

Ж. Пиаже (1896–1980)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ж. Пиаже (1896–1980) На рубеже веков членам Американской Психологической Ассоциации (а число их превышает 100 тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему

ПИАЖЕ ЖАН.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ПИАЖЕ ЖАН. Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Не-вшателе. В детстве он увлекался последовательно механикой, птицами, ископаемыми животными и морскими раковинами. Его первая научная статья была опубликована, когда автору исполнилось только десять лет, -

ПИАЖЕ, ЖАН

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ПИАЖЕ, ЖАН Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) изучал естествознание в университете Невшателя, где и получил степень доктора философии. Одним из основных вопросов, которые интересовали Пиаже в течение его долгой деятельности, был вопрос: как осуществляется процесс

ЖАН ПИАЖЕ. (1896-1980)

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

ЖАН ПИАЖЕ. (1896-1980) Ж. Пиаже (Piaget) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии и эпистемологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения. На основе анализа умственных операций у детей создал периодизацию

Пиаже Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации П. делает акцент на способности человеческого интеллекта

Критика теории Пиаже

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Критика теории Пиаже Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом – следовательно, очень большая выборка

3.2.2. Жан Пиаже

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

3.2.2. Жан Пиаже Некоторые направления в драматерапии (в особенности теория изменений развития) предпочитают и применяют в своей практике модель когнитивного развития, созданную швейцарским психологом Жаном Пиаже (Piaget, Inhelderov?, 1992).Сенсомоторная стадия и переходные

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА Швейцарский психолог Жан Пиаже занимался исследованиями интеллекта с точки зрения структурно-генетического подхода. Жан Пиаже создал наиболее глубокое учение об интеллекте. Свои исследования он построил на стыке нескольких

Задание 1. Феномены Пиаже

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Задание 1. Феномены Пиаже Испытуемый. Ребенок 3–8 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка феномены могут быть выражены ярко, частично или отсутствовать.Процедура. С ребенком проводятся следующие задания:1) переливание воды из широкого сосуда

ЖАН ПИАЖЕ

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЖАН ПИАЖЕ Хотя Пиаже был академическим психологом, работавшим вне сферы психоанализа, он интересовался процессом развития, и его работы стали влиять на психоаналитическое восприятие процесса с тех пор, как Хартманн обратил внимание на их важность для психологии Эго

5.6. Жан Пиаже и французская школа

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.6. Жан Пиаже и французская школа Я воздержусь здесь от того, чтобы подробно обсуждать суть этих расхождений, поскольку, глядя на эту проблематику из сегодняшнего дня, многое хотелось бы интерпретировать несколько иначе. Более полезным мне представляется предложить вам

Ж. Пиаже

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Ж. Пиаже Ж. Пиаже . Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми

ПИАЖЕ, ЖАН (Piaget, Jean) (1896–1980), швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической эпистемологии, создатель операциональной концепции интеллекта. Родился в Невшателе (Швейцария) 9 августа 1896 в семье профессора университета. Очень рано начал интересоваться естественными науками, в возрасте 10 лет написал свою первую научную работу по биологии.

Окончил университеты в Цюрихе, Париже и Лозанне. Впоследствии в разное время был профессором этих университетов. С 1921 работал в Институте Ж.Ж.Руссо (Institut Jean-Jacques Rousseau) в Женеве, в 1929 стал его директором. В 1952–1963 преподавал в Париже (в Сорбонне).

Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955).

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей (представлений ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, особенностей детской логики), исследовал развитие восприятия и нравственное становление ребенка. Применял структурный метод к анализу ранних стадий психического развития.

Согласно операциональной концепции интеллекта (Психология интеллекта , 1946) функционирование и развитие психики происходит в рамках адаптация ребенка к среде с помощью уже имеющихся у него схем поведения и приспособлении этих схем к конкретным ситуациям.

Используя специально разработанный психологический метод клинической беседы (в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению), опираясь на суждения ребенка, выдвинул положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является «эгоцентризм». Под эгоцентризмом понимал неотделимость в сознании ребенка окружающего мира от его собственного Я (нерасчлененность субъективного и объективного), перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей, игнорирование противоречий, «общего» при наличии «частного» и т.д. Считал, что по мере того, как ребенок растет, он вступает в процесс социализации, и проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие». Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта:

сенсомоторный период (от 0 до полутора – 2 лет),

дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет),

стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет),

стадия формальных или пропозициональных операций (от 11–12 до 14–15 лет)

Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, то они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

Следующий этап, «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог думать, что в длинном ряду предметов больше.

Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже опубликовал несколько книг, основанных на материалах дневников, где он фиксировал наблюдения за развитием его собственных детей, в том числе Происхождение детского интеллекта (La Naissance de l"intelligence chez l"enfant , 1936) и Конструирование ребенком реальности (La Construction du réel chez l"enfant , 1937).

Он выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использует аппарат математической логики.

Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» – теоретико-познавательной концепции, в основе которой лежит идея о возрастания инвариантности знаний субъекта об объекте, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. В последние годы Пиаже разрабатывает проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, биологии, психологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т.д.).

Основные труды: Речь и мышление у ребенка (Le Langage et la pensée chez l"enfant , 1923), Введение в генетическую эпистемологию (Introduction à l"épistémologie génétique , v. 1–3, 1949–1950), Структурализм (Le Structuralisme , 1968), Проблемы генетической психологии (Les Problems de psychologie génétique , 1972).

(1896-1980 гг.) является основателем генетической психологии, а также одним из наиболее известных швейцарских ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.

В детские годы Жан Пиаже увлекался биологией и математикой. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же времени он начал свою работу в качестве помощника в музее биологии. В университете он занимался преимущественно биологией и философией и в 1918 г. получил докторскую степень за работу о моллюсках. После окончания университета Жан Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа. В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Большое значение для Жана Пиаже имела его работа в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время он начал уделять большое внимание изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, задании теста Бине. В 1921 г. Пиаже возвратился в Женеву, так как Клапаред пригласил его на должность директора Института Ж.Ж. Руссо. Одновременно он начал читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей.

В последующие годы Жан Пиаже сочетал преподавательскую работу (профессором Невшательского и Женевского университетов) с различными административными должностями, публиковал книги, в которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до конца жизни.

Свою теорию развития детского мышления Жан Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, их восприятие и память.

Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы и служит логическое мышление.

Жан Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация - не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Процесс адаптацией формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы (например, игра ребенка) Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Жан Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, создаиность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию эгоцентризма.

В 30-х годах исследования Пиаже были связан с изучением операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для их изучения. В отличие от других ученых (Выготский, Штерн, Бюлер) Пиаже изучал процесс мышления, а не продукты мыслительной деятельности.

В этот период он также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Пиаже также открыл главное свойство этих операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия - сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево.

Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости на каждом из этапов.

В экспериментах с маленькими детьми Жан Пиаже доказывал, что не только обратимость, но и логические операции, например общие понятия, доступны детям только в конце дошкольного возраста. Кроме того, доказывал разницу между образным и логическим мышлением.

Периодизания интеллекта, разработанная Пиаже:
1) стадия сенсомоторпого интеллекта (до семи лет дети находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы);
2) стадия конкретных операций (к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться);
3) стадия формальных операций (к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление).

При этом в каждой стадии Жан Пиаже выделял два этапа - появление необратимой операции данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Заслуга Пиаже в том, что он первым понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии.

Деятельность Ж.Пиаже как психолога началась в 1920 г. в Париже в сотрудничестве с Г.Липпсом и Е.Блейером. С 1921 г. по приглашению Э.Клапареда он начинает вести научную и преподавательскую работу в Институте имени Ж. Ж. Руссо в Женеве и уже через несколько лет становится профессором Женевского университета. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начатые без особого энтузиазма. Однако скоро Пиаже нашел свою собственную область исследования. Это был конец теоретического и начало экспериментального периода в творчестве Пиаже как психолога. (11)

В области детской психологии изучал происхождение и развитие интеллекта ребенка, формирование фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность и др.), особенности детской логики и мировоззрения. Основная задача всех исследований - изучение механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Эксперименты Пиаже выявили ряд новых психологических феноменов - эгоцентрический характер мышления и речи ребенка, особенности детской логики и представлений о мире. Для Пиаже основная единица мышления - операция (поэтому его учение названо операциональной концепцией интеллекта). Сенсомоторные координации, конкретные операции и формальные операции составляют три основные структуры интеллекта. Анализ процесса их достижения позволил Пиаже разделить весь ход психического развития на основные периоды. Общую картину развития интеллекта Пиаже дополнил изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались им как целиком подчиненные интеллекту. Взгляды на природу интеллекта ребенка нашли отражение в решении проблемы соотношения обучения и развития. По Пиаже, обучение подчинено законам развития. Эффективность обучения зависит от того, в какой степени внешние условия соответствуют наличному уровню развития. Критический анализ и творческое переосмысление многими современными учеными идей Пиаже значительно обогатили мировую психологическую науку. (13)

Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия реакции он выдвинул понятие операции) и гештальтизма (гештальт уступил место понятию структуры). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте - на материале развития мышления и речи у ребенка.

Период 1921-1925 годов – начало работы Пиаже по систематическому исследованию генезиса интеллекта. Именно, исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему – изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые формы в области детского развития. Важнейшие из них – открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако основное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым, – открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм – это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире – лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

Результаты исследования Пиаже этого периода содержатся в первых пяти его книгах по детской психологии. Они были восприняты научной общественностью как последнее слово в этой области, хотя Пиаже считал их лишь исходным материалом для последующей работы.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка. В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, который предпочитает говорить не о том, чего ребенку не хватает сравнительно с взрослым (меньше знает, проще, мыслит и т. п.), а о том, что у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.
В 1925-1929 годах Пиаже изучал историю науки, прослеживая и сравнивая развитие основных научных категорий и идей в науке и в интеллектуальном развитии ребенка. Результаты исследований этого периода были опубликованы в трех томах. В них отражен генезис интеллектуального поведения, картина мира (представления ребенка о перманентном объеме, пространстве, причинности), возникновение символического поведения (подражание, игра). В этих исследованиях показано, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью. Интеллектуальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсомоторным действием. Возникла следующая задача: проследить путь от возникновения представления о постоянстве объекта до представлений о сохранении физических свойств объекта (вес, масса и т.п.). Эти исследования, выполненные в сотрудничестве с Б.Инельдер и А.Шеминской, подтвердили основной закон детского развития, сформулированный Пиаже в ранних работах, – закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.

Десятилетие с 1929 по 1939 год было годами плодотворных научных поисков. Совместно с Инельдер и Шеминской Пиаже провел исследования генезиса числа, количества, пространства, времени, движения и др. Эти исследования дали возможность изучить стадию конкретных операций, и, что самое важное, – увидеть в них искомые операциональные целостные логические структуры интеллекта.

В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости, времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. Совместно с М.Ламберсье было начато исследование восприятия, которое интересовало Пиаже в связи с развитием интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы, – соотношение интеллекта и восприятия.

В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция "генетической эпистемологии". Главные публикации этого времени – три тома "Введения в генетическую эпистемологию".

Таким образом, спустя тридцать лет, написав более двадцати томов психологических исследований, Пиаже вновь вернулся к своей центральной философской идее – генетической эпистемологии, опирающейся на психологию.

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. (11)


Заключение

Исследования Ж. Пиаже, посвященные развитию детского познания - восприятия и особенно мышления, - составляют одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии.

Его научная деятельность, которую отличает чрезвычайная широта взгляда, признана величайшим вкладом в познание человека. В своей роботе Пиаже продемонстрировал блистательный пример перевода философских проблем, таких, как «что такое познание», в доступные для эмпирического изучения психологические вопросы. Ни один детский психолог не может сегодня считаться состоявшимся без знакомства с результатами научной деятельности Жана Пиаже.

Вклад Ж. Пиаже в психологию мышления прежде всего следует рассматривать с точки зрения дальнейших путей разви­тия психологии. Начав под сильным влиянием идей французско­го социологизма с широкой социологической постановки проблем психологии мышления, Пиаже в дальнейшем - в ходе модифи­кации исходного предмета исследования - перешел в русло индивидуально-психологических проблем. В этой области лежат его важнейшие достижения. Индивидуальная психология в его лице получила самое совершенное на сегодняшний день воплощение.

Анализ различных этапов интеллектуального развития показывает, что с одной стороны выводы, сделанные Пиаже полностью отражают и объясняют специфику психосоциального формирования личности в онтогенезе, а с другой требуют уточнения и дополнения из других теорий и концепций. Недаром многие отечественные и зарубежные психологи подвергали сомнению однозначность выводов сделанных Ж. Пиаже.

Подводя итоги, можно кратко обозначить вклад в психологию Ж. Пиаже следующим образом:

· Совершенствование индивидуальной психологии (рассмотрение индивидуально – психологических проблем).

· Исследование важных вопросов общественно-исторического понимания психики.

· Использование системного анализа психической жизни.

· Выделение и исследование стадий развития мышления.

«Большая и неоспоримая заслуга Пиаже заключается в том, что он ярче и глубже, чем кто - либо, поставил вопрос о развитии мышления - как вопрос не только количественных, но и качественных изменений - и попытался выделить в ходе умственного развития ребенка качественно различные ступени» – С.Л. Рубинштейн.

Таким образом, мы видим, что теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в лабораторно-экспериментальном и практическом исследованиях.


Похожая информация.