Болезни Военный билет Призыв

Что такое интеллект - признаки высокого интеллекта и самые интеллектуальные люди мира. Общая характеристика интеллекта

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности . В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению . При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих :

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);
- социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.


Некоторые молодые люди полагают, что в старости они лишатся рассудка, превратятся в сумасшедших старичков, потеряют память и, возможно, забудут свое собственное имя. Больше всего молодежь пугает то, что эти процессы необратимы. К счастью, все описанные явления нельзя назвать правдой. Интеллект человека являет собой довольно пластичный материал, который способен увеличиваться, развиваться и расти всю жизнь. Но для этого человеку следует соблюдать одно условие – проводить постоянные тренировки для своего мозга.

Мышление и интеллект человека

Роль интеллекта

Интеллект играет важную роль в жизни человека. Без него личность не сможет достигать намеченных целей, адаптироваться в социальной среде и добиваться успеха. Всем известно, что умный человек способен справиться практически с любыми жизненными трудностями. Так ли это? Ожидает ли умного человека успех в любой его деятельности?

Пример

Рассмотрим пример. Человек, признанный музыкальным гением, вряд ли хорошо разбирается в математике или способен ориентироваться на незнакомой местности.

Некоторые люди полагают, что развитый интеллект позволяет добиться финансовых успехов и стать влиятельным бизнесменом. Это не совсем так. Интеллект можно условно разделить на 10 частей, каждой из которых соответствует то или иное умение.

Человек редко бывает одарен равным количеством всех видов интеллекта, как правило, один из них доминирует, другие выражены в меньшей степени. Например, у музыканта хорошо развито творческое мышление, а пространственное или физическое – слабо. Для достижения цели в любом деле рекомендуется развивать подходящий тип интеллекта. Ни одна формула успеха не поможет человеку достичь цели при отсутствии определенных навыков мышления.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет, в конечном счете, успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонентов. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект – это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать, кроме интеллектуальных, еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом – художественный вкус.

В любом случае, интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Факторы развития интеллекта и успешности интеллектуальной деятельности:

1. Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

2. Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания, ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

3. Функциональные возможности центральной нервной системы (ЦНС).

От организации и функционирования ЦНС зависят практически все показатели интеллектуальной деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий стволовые структуры мозга, и, прежде всего, ретикулярную формацию, обеспечивает регуляцию энергетического уровня познавательной деятельности, проявляясь в умственной работоспособности и внимании. Блок приема информации, имеющий в составе затылочно-теменные, височные и центральные отделы больших полушарий головного мозга, обеспечивает зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое восприятие, анализ информации и ассоциативную деятельность. Блок управления движениями, включающий лобные доли больших полушарий, обеспечивает программирование и контроль исполнительных компонентов интеллектуальной деятельности и ее произвольность. Доминирующее полушарие (у правшей чаще левое) дает возможность осуществлять речевую деятельность, слушание и говорение, чтение и письмо, счет, отвечает за абстрактно-логическое мышление, дискретную, последовательную и аналитическую переработку информации, использование знаков. Подчиненное полушарие (правое у правшей) позволяет оперировать пространственными образами, воспринимать информацию целостно, параллельно и синтетически, обеспечивает воображение. Любой вид интеллектуальной деятельности требует участия и согласованного функционирования всех отделов ЦНС. Нарушение работы соответствующих отделов приводит к таким грубым расстройствам интеллектуальной деятельности, как амнезии, агнозии, апраксии, афазии. Относительное преобладание какого-либо из отделов может определять стиль мышления, тип интеллекта: вербальный или невербальный.

4. Пол.

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых, неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей, соответственно, функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

5. Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные результаты. При этом в детстве наблюдается бо льшая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

Поскольку интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется, главным образом, в процессе образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Отечественное образование – и гуманитарное, и техническое – более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций, подобно тому, как физические упражнения – развитию силы и ловкости.

7. Экономические и культурные условия.

Чем выше уровень материального благосостояния, тем больше у человека возможностей удовлетворять познавательные потребности. В состоятельной семье у ребенка больше игрушек, книг, теле- и видеотехники, компьютеров, поездок, встреч, меньше времени тратится на удовлетворение других потребностей, больше возможностей для получения хорошего образования.

8. Образ жизни и характер деятельности.

Образ жизни человека характеризуется значением двух наиболее существенных переменных: соотношением производства и потребления и соотношением материального и духовного. Уровень интеллекта зависит, прежде всего, не от того, сколько человек потребляет (читает, смотрит, слушает, ест), а от того, сколько он производит. Максимальная активность деятельности способствует развитию интеллекта в наибольшей степени. Что именно производится – материальное или духовное, влияет на развитие интеллекта в меньшей степени, хотя духовное производство несколько более эффективно в развитии интеллекта, чем материальное.

9. Мотивы интеллектуальной деятельности.

Имеет значение содержание и сила мотивов. По содержанию наиболее эффективны познавательные потребности – любознательность и любопытство. В меньшей степени эффективны материальные и социальные потребности. При этом развитие интеллекта стимулируется, но выступает как средство для достижения других целей, а не как самостоятельная цель деятельности. Зависимость продуктивности интеллектуальной деятельности от силы мотивов имеет криволинейный характер и подчиняется закону Йеркса-Додсона (Рис. 1). Согласно этому закону, любая деятельность характеризуется определенным оптимумом необходимой для ее осуществления силы мотива. До достижения этого оптимума повышение силы мотива приводит к повышению эффективности деятельности, после достижения этого оптимума дальнейшее усиление мотивации ухудшает деятельность. Таким образом, для максимальной успешности интеллектуальной деятельности мотив не должен быть слишком слабым или слишком сильным. Причем, чем сложнее деятельность, чем сложнее интеллектуальная задача, которую человек должен решить, тем меньше должна быть сила мотива. Почему? Чрезмерная мотивация настолько повышает состояние эмоционального напряжения, что выполнение сложных видов деятельности блокируется. Сильные мотивы необходимы только для очень простых видов деятельности.



Рис. 1. Закон Иеркса-Додсона

10. Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность – склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования – приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность – непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния – может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность – не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

11. Функциональное состояние человека.

Функциональное состояние человека определяет текущий уровень его работоспособности. Сильный, здоровый, бодрый человек с хорошим настроением может в большей степени реализовать свой интеллектуальный потенциал, в то время как состояние утомления, слабости, раздражительности, подавленности препятствует интеллектуальному развитию.

Тест Вандерлика

Представленный ниже тест представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Вандерлика, иногда называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для выполнения тестовых заданий испытуемому дается 15 минут. Показателем общего интеллекта является количество правильно выполненных заданий.

ТЕСТ ВАНДЕРЛИКА

ИНСТРУКЦИЯ.

  • На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
  • Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.
  • Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
  • Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ТЯЖЕЛЫЙ;

2 – УПРУГИЙ;

3 – СКОРЫЙ;

4 – ЛЕГКИЙ;

5 – МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ – 5)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут. Если вы готовы приступить к выполнению тестовых заданий, засекайте время и переворачивайте страницу.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 – РЕЗКИЙ;

2 – СТРОГИЙ;

3 – МЯГКИЙ;

4 – ЖЕСТКИЙ;

5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

3 – УВЕРЕННЫЙ;

4 – ДОВЕРИЕ;

5 – ВЕРНЫЙ.

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – ЗВОНИТЬ;

2 – БОЛТАТЬ;

3 – СЛУШАТЬ;

4 – ГОВОРИТЬ;

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

4 – НЕВИННЫЙ;

5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 – СЛАДКИЙ;

3 – ЗАПАХ;

5 – ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp, M.C. Sharp, M.C.
Fielder, E.H. Filder, E.N.
Connor, M.C. Conner, M.G.
Woesner, O.W. Woerner, O.W.
Soderquist, P.E. Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

2 – ЯВНЫЙ;

3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5 – ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

1) 3 11) 3 21) 3, 5 31) 1600 41) 3
2) 3 12) 270 22) 31 32) 3 42) 14
3) 2 13) 4 23) 2 33) 18 43) 1
4) 1 14) 3 24) 1 34) 3 44) 800
5) 3 15) 5 25) 1500 35) 1 45) 1/10
6) 2 16) 4 26) 1 36) 1 46) 280
7) 4 17) 3 27) 1 37) 480 47) 4, 5
8) 1 18) 4 28) 1 38) 1 48) 1
9) 5 19) 3 29) 5 39) 20 49) 1, 4
10) 40 20) 2 30) 3 40) 1/8 50) 17

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если клиент получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

  • недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,
  • недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,
  • недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,
  • недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Итак, если клиент добился достаточно высокого уровня развития способностей к обучению, то его выбор не ограничен. Он может свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими видами деятельности. Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

  • проверить свои результаты с помощью других тестов,
  • с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,
  • ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.

Проективные методы

Люди давно начали задумываться над вопросом, почему у одних легко получается решать сложные математические задачи или писать сочинения, стихи, музыку, а другие должны приложить для этого максимум усилий, и результат не всегда будет высоким. Почему одни могут нарисовать прекрасный пейзаж или портрет, а решить задачу по физике они не в силах.

Способности человека определяет его интеллект. Это не одно понятие, оно бывает нескольких типов. В психологии выделяют 9 разновидностей, которые имеют свои особенности характера, предрасположенность к наукам.

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Экзистенциальный (философский)

Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.

Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.

Для таких людей идеально подойдет профессия:

  • политика;
  • психолога;
  • философа;
  • историка;
  • археолога;
  • писателя.

Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело — залог здорового ума.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.