Болезни Военный билет Призыв

Древняя русь определения. Термины и понятия к разделу "Древняя Русь" (подготовка к ЕГЭ). Важнейшие перемены в общественном строе и хозяйственном укладе Д. Р

Будённый, Семён Михайлович (13 (25) апреля 1883 – 26 октября, 1973) – «красный казак», советский кавалерист, военачальник, политик, близкий соратник Сталина.

Детство и юность Будённого

Семён Михайлович Будённый родился в бедной крестьянской семье на хуторе Козюрин станицы Платовская, в Сальском округе Области Войска Донского (ныне Ростовская область). Его родители были не казаками, а «иногородними» – потомками пришлых переселенцев, обосновавшихся на казачьих землях и не получивших воинского статуса. Предки семьи Будённого происходили из русских крестьян Воронежской губернии. В юности Семён работал батраком, магазинным разносчиком, помощником кузнеца, рабочим на паровой молотилке.

Осенью 1903 года его призвали в армию. Будённый служил кавалеристом в 46-м казачьем полку и Приморском драгунском полку, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1907 году он был как лучший наездник полка отправлен в петербургскую Офицерскую кавалерийскую школу на курсы наездников для нижних чинов. Семён Михайлович закончил их в 1908, став инструктором в звании унтер-офицера.

Будённый в Первой Мировой войне

Будённый участвовал в Первой Мировой войне в составе 18-го драгунского Северского полка. Он сражался на германском, австрийском и кавказском фронтах. Известность получила его атака на большую немецкую обозную колонну близ Бжезины. Взвод Будённого (33 человека) внезапно напал на роту сопровождения этой колонны, вооружённую двумя пулемётами, разоружил её и, потеряв лишь двух человек, захватил 35 повозок с тёплым зимним обмундированием, повозку с револьверами и около 200 пленных. Будённый получил за это Георгиевский крест 4-й степени.

Позже дивизия Будённого была переведена на кавказский фронт, против турок. Здесь Семён Михайлович однажды вовлёкся в жаркую ссору со старшим по званию (вахмистром), который ударил его по лицу. Будённый завязал драку с вахмистром и сбил его с ног. При расследовании дела другие солдаты поддержали Будённого, показав, что вахмистра, якобы, лягнул конь. Будённый был лишен Георгиевского креста, но избежал военно-полевого суда.

В бою за город Ван Будённый вновь получил Орден Святого Георгия 4-й степени. Георгия 3-й степени он получил за схватки близ Менделиджа (ныне – Мандали, ок. 100 км. от Багдада). Весной 1916 его наградили Георгиевским крестом 2-й степени за действия в турецком тылу, которые продолжались 22 дня. Затем он получил и Георгия 1-й степени, сделавшись обладателем «полного георгиевского банта».

В ходе Гражданской войны Будённый выступил одним из главных организаторов красной кавалерии на Дону, которая составила основу 1-й Конной армии . Эта армия сыграла важную роль в победе большевиков. С её помощью удалось остановить наступление войск Деникина на Москву. В 1919 Будённый вступил в партию большевиков и ещё теснее сблизился со Сталиным и Ворошиловым. Он поддерживал их «военную оппозицию » против Троцкого , призывая не доверять царским офицерам, которые троцкисты привлекали в красные войска.

Командующий Первой Конной Семён Будённый

В 1920 году конная армия Будённого приняла участие в польско-советской войне и поначалу действовала весьма успешно. Она отбросила польские войска из Украины, а потом прорвала польский фронт на юге. Однако позже силы большевиков понесли тяжкое поражение в битве за Варшаву – и главным образом потому, что армия Будённого вовремя не пришла на помощь Тухачевскому , задержавшись намного южнее, чтобы разграбить богатый Львов. Будённовцы были разбиты в битве при Комарове , которую некоторые историки считают одном из крупнейших кавалерийских сражений в истории. Будённого теперь послали воевать с белыми в Украине и Крыму. Несмотря на поражение в Польше, он продолжал считаться одним из самых прославленных военных героев Советской России.

Будённый – маршал

В 1921-1923 Будённый был заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Он деятельно занимался организацией конских заводов и выведением новых пород лошадей (будённовской и терской). В 1923 году Будённый в шапке бухарского эмира и с красной лентой через плечо прибыл в Чечню и торжественно огласил там декрет ВЦИКа об учреждении Чеченской автономной области, став таким образом её «крёстным отцом». В том же году он был назначен помощником главнокомандующего Красной Армии по кавалерии и членом Реввоенсовета. В 1924 году Семён Михайлович стал инспектором кавалерии Красной Армии, в 1932 – окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.

В 1935 году С. М. Будённый наряду с Ворошиловым, Блюхером , Тухачевским и Егоровым сделался одним из пяти обладателей звания Маршала Советского Союза. Трое из этих пяти полководцев были казнены во время Большого Террора второй половины 1930-х годов – уцелели лишь Будённый и Ворошилов.

Будённый считался смелым и колоритным кавалерийским офицером, но проявлял презрение к боевым новшествам и глубокое невежество в современной военной тактике, в частности, танковой. Семён Михайлович был уверен: «танки никогда не заменят кавалерию». Во время суда над маршалом Тухачевским Будённый был самым активным обвинителем. Он заявил, что старания Тухачевского создать танковые корпуса и тем принизить конные войска есть преднамеренное вредительством. Услышав это, ошеломлённый Тухачевский (один из пионеров танковой войны) проговорил: «Мне кажется, что я сплю». Тухачевский был приговорен к смерти. В 1937 году Будённый командовал Московским военным округом. Несмотря на итог «процесса военных », Красная Армия не прекратила развивать крупные механизированные корпуса. К 1940-1941 они были широко представлены на каждом её фронте.

Семён Будённый. Фото 1937

Хотя Будённый деятельно поддерживал Сталина в его грандиозной чистке армии, есть сведения, что он и сам едва не пал её жертвой. Чекисты уже приехали к Семёну Михайловичу с ордером на арест, но усатый кавалерист выхватил пистолет, пригрозил убить всякого, кто приблизится к нему, а сам тем временем срочно позвонил Хозяину. Сталин отменил арест. Однако вторая жена маршала, Ольга Михайлова, легкомысленная оперная певица, имевшая множество любовных приключений, была схвачена НКВД в 1937 и около 20 лет провела в лагерях и ссылке. Потеряв Ольгу, которая была на 20 лет моложе него, Будённый при посредничестве тёщи вскоре женился на её двоюродной сестре Марии. Разница в возрасте между ними составляла 33 года.

Будённый в Великой Отечественной войне

В июле-сентябре 1941 года, при начале немецкого вторжения в СССР , Будённый являлся главкомом советских вооруженных сил Юго-Западного направления (Юго-Западный и Южный фронты). Сталин тогда дотошно контролировал все действия своих командующих, и Будённый строго исполнял его приказ не отступать ни при каких обстоятельствах. Из-за этого войска Будённого попали в окружения во время битвы за Умань и битвы за Киев , потеряв 1,5 миллиона человек убитыми и пленными. Эти окружения относятся к числу самых известных в военной истории.

Сталин сделал из Будённого козла отпущения. В сентябре 1941 он лишил его главнокомандования на юго-западном направлении, заменив гораздо более способным Семёном Тимошенко . Но Будённый по-прежнему занимал видные военные посты: он был командующим Резервным фронтом (сентябрь – октябрь 1941 года), главкомом войск Северо-Кавказского направления (апрель – май 1942 года), командующим Северо-Кавказским фронтом (май – август 1942 года), занимал и разные почетные должности. Сталин обвинял его в ряде самых катастрофических поражений Великой Отечественной войны , но при этом сознавал, что Будённый действовал по его собственным приказам. Поэтому Семён Михайлович продолжал пользоваться покровительством Сталина и не понёс наказания.

После войны

По окончании войны Будённый занимал должность командующего кавалерией Красной армии, а после смерти Сталина «состоял в распоряжении министра обороны», входил в руководство ДОСААФ, был председателем общества советско-монгольской дружбы. К юбилеям (75, 80 и 85 лет) его трижды удостоили звания Героя Советского Союза. Будённый умер от кровоизлияния в мозг в 1973 году.

Семён Михайлович написал пять томов мемуаров, где обрисовал бурные годы гражданской войны и повседневную жизнь Первой Конной. Популярные советские военные песни воспевали его и Конармию. В честь него был назван буденовкой красноармейский «шлем».

Будённовская порода лошадей до сих пор широко разводится в России, славясь спортивными достижениями и выносливостью.

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к , так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли , на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - , составленная во времена княжения на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и (1113-1125).

Русь в IX-XII вв.

А

Антинорманнская теория - направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686-1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.

БÓРТНИЧЕСТВО - первоначально сбор меда диких пчел из естественных дупел, затем – разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси являлось одной из важных отраслей хозяйства.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

БОЯРСКАЯ ДУМ А - 1. В Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружин.

2. В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе. 3. В Русском государстве конца 15 – начала 18 вв. постоянный сословно – представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

ВАРЯГИ (от др. сканд. “дающие клятву”) - в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей в 9 – 11 вв. и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”.

Вервь, мир (от слав. «вервь» - веревка; участок земли, отмеренный веревкой) - община в Древней Руси.

Вече - народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Вира - денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

ВÓТЧИНА - 1. Древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в 10 – 11 вв.(княжеская, боярская, монастырская).

ВОЛХВЫ - название в Древней Руси служителей языческих культов, знахарей, считавшихся чародеями и прорицателями.

Глаголица - одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII-IX вв.
ГРИВНА - денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра в ½ фунта (в 12в. от 51 до 204 грамма – в различных городах). В 15 в. вытеснена рублем, с 16 в. – счетно – денежная единица, равная 10 копейкам (гривенник).

ГРИДИ -в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя, жившие в дворцовых помещениях – гридницах.

Дань - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

ДЕТИНЕЦ - название внутреннего укрепления в русском средневековом городе вокруг резиденции князя или епископа. С 14 в. заменяется термином “кремль”.

ДЕТСКИЕ - младшие члены дружины в Древней Руси. “Детским” мог стать только свободный человек. Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

Династический брак - брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

ДРУЖИНА - вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на “старшую” (наиболее близкие к князю лица – “княжьи мужи”) и “молодшую” (“гриди”, “отроки”, “детские”, “мечники”).

ЖИТЬИ ЛЮДИ ”- слой средних землевладельцев в Новгородской республике.

Закуп - феодально зависимый человек, попадающий в зависимость от феодала за выданную ссуду («купу»).

ИЗГÓЙ - в Древней Руси (11 – 12вв.) лица, вышедшие из своей обычной социальной категории. (Крестьяне, ушедшие из общины или выкупившиеся холопы).

Кириллица - одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

КНЯЗЬ -1. Вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства. 2. Почетный дворянский титул, с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия - порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Летописи - погодные записи событий.

Любечский съезд - съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече - вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
МОНАШЕСТВО (греч.) - социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: “уход от мира”, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

Пашенное земледелие - традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия - система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2-3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение - военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников - воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Племенной союз - тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Политическая раздробленность - процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.

Половцы (кипчаки) - тюркоязычный народ, кочевавший в XI - начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани и разбора судебных дел, позже – сама дань определенного размера.

ПОСАДНИК - 1) Наместник князя в землях Древнерусского государства 10 – 11 вв. 2). Высшая государственная должность в Новгороде в 12 – 15 вв. и Пскове в 14 – начале 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

ПОСАД - 1). В русских княжествах 10 – 16 вв. торгово – промышленные населения вне городских стен, ставшие позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни. 2). В Российской империи – небольшие поселки городского типа.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово – промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торг. пошлины, натуральные и отработочные повинности и пр.). В 1775г. разделены на купечество и мещан.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.

Русская Правда - первый письменный свод законов Древней Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".

3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Рядовичи - люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды – свободные крестьяне-общинники в Древней Руси.

Старейшины - родоплеменная знать.

ТИУН (др.-исландск. – слуга) - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством (11-16вв.). Часть тиунов была несвободна. В «Русской Правде» упоминаются тиун-конюх (вира – 80 гривен.), тиун-огнищанин (вира – 80 гривен.) и тиун сельский (вира – 12 гривен.).

ТРЁХПОЛЬЕ - севооборот с ежегодным чередованием полей и культур. Например, два отводились под злаковые культуры, одно – под пар (т.е не засевалось для восстановления плодородия почвы).

ТРИЗНА (славянское) - часть погребального обряда у восточных славян периода язычества (до11 века). Тризна сопровождалась военными играми, плясками, песнями, пиром. После христианизации сохранилась в виде поминальных песен и пира.

ТЫСЯЦКИЙ - военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины 15 века. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. В городах без веча назначался князьями, должность – наследственная.

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА (УДЕЛЫ ) - составная часть крупных великих княжеств, управлялись членами великокняжеской семьи (12-16 века). В трактовке В.О.Ключевского удел - частная собственность князя, предполагающая выбор наследника. Истоки удельной системы относятся к 1097 году, когда на съезде князей в городе Любече был установлен новый принцип наследования: «каждый да владеет вотчиной своего отца».

Уроки - размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Фреска - форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
ХОЛОПЫ (ст. – слав. – раб) -в 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию

Челядь - домашние рабы.

Язычество (от церк.-слав. «языцы» - народы-иноземцы) - обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы - славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики - «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда - «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно - имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов - дружину конунга Хререкра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» - «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг - именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен - Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях - в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курей.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей - Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа - волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси - от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия - княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира - Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба - других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права - «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» - великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы - «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства - крупнейшей державы Восточной Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.