Болезни Военный билет Призыв

Завершение формирования единого российского государства. Иван III и Василий II. Завершающий этап формирования русского государства Тест формирование единого русского государства

Тест по истории Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А, часть В). В части А - 5 заданий, в части В - 2 задания.

1 вариант

А1. Присоединение Новгорода к Московскому государству относится к

1) 1453 г.
2) 1478 г.
3) 1510 г.
4) 1521 г.

А2. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии идёт речь.

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой…
Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступили от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим… отошёл к Боровску… Вот тут-то и слу­чилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не пре­следовал… И избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей…»

1) Куликовской битве
2) взятии Казани
3) стоянии на реке Угре
4) битве на Колке

А3. При Василии III у Литвы был отвоёван

1) Полоцк
2) Смоленск
3) Киев
4) Брест

А4. Что способствовало успеху московских князей в борьбе с Литвой за находившиеся под её властью русские земли?

1) поддержка Москвы со стороны Польши
2) недовольство населения русских земель Литовского княжества принятием католицизма в качестве государственной религии
3) поддержка Москвы со стороны Золотой Орды
4) разгром Великого княжества Литовского в результате неудач­ной войны с Тевтонским орденом

A5.

1) Сергий Радонежский
2) Елена Глинская
3) Дмитрий Боброк-Волынский
4) Марфа Борецкая

В1. Установите соответствие между именами московских князей и собы­тиями, связанными с их правлением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Московские князья

А) Василий III
Б) Иван III
В) Дмитрий Донской

1) присоединение Рязани
2) присоединение Коломны
3) набег хана Тохтамыша на Москву
4) битва на реке Шелони

В2. Расположите в хронологическом порядке ордынских правителей. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

2 вариант

А1. Что из названного было последствием события, вошедшего в ис­торию как «стояние на реке Угре»?

1) падение ордынского ига
2) присоединение к Москве Нижегородского княжества
3) разорение ордынским войском Москвы
4) захват московского престола Дмитрием Шемякой

А2. Присоединение Твери к Московскому государству относится к

1) 1392 г.
2) 1425 г.
3) 1464 г.
4) 1485 г.

А3. При каком князе объединение русских земель завершилось при­соединением Рязанского княжества?

1) Василии II
2) Иване III
3) Иване II
4) Василии III

А4. Кто из перечисленных исторических деятелей относится к совре­менникам Ивана III?

1) Едигей
2) хан Ахмат
3) Тимур
4) хан Тохтамыш

A5. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, с каким явлением связано описываемые в нём события.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хо­тим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» — так кричали на вече бояре и их сторонники».

1) падением ордынского ига
2) заключением унии между Литвой и Польшей
3) борьбой Новгорода за сохранение независимости
4) междоусобицей в Московском княжестве между потомками Дмитрия Донского

В1. Установите соответствие между событиями и их датами к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий эле­мент из второго столбца.

А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Грюнвальдская битва

1) 1380 г.
2) 1410 г.
3) 1445 г.
4) 1480 г.

В2. Расположите территории в хронологическом порядке их присое­динения к Московскому княжеству. Укажите ответ в виде последо­вательности цифр выбранных элементов.

1) Новгород Великий
2) Можайск
3) Нижегородское княжество
4) Тверь

Ответы на тест по истории Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-2
А5-4
В1-143
В2-3142
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-4
А4-2
А5-3
В1-412
В2-2314

10 класс

1 вариант. Часть А.

  1. «Задонщина»
  2. «Житие Михаила Черниговского»
  3. «Сказание о Мамаевом побоище»
  4. «Слово о полку Игореве»
  1. Михаил Всеволодович Черниговский
  2. Епифаний Премудрый
  3. Сафоний Рязанец
  4. Виктор Гюго
  1. Метрополит Киприан
  2. Стефан Новгородец
  3. Виктор Гюго
  4. Афанасий Никитин
  1. Сафроний Резанец
  2. Борис Александрович
  3. Епифаний Премудрый
  4. Виктор Гюго

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый тест по истории России «Образование единого Русского государства в 14-15 веках»

10 класс

1 вариант. Часть А.

1. Самое крупное произведение о Куликовской битве:

«Задонщина»

«Житие Михаила Черниговского»

«Сказание о Мамаевом побоище»

«Слово о полку Игореве»

2.Один и лучших писателей начала 14-конца 15 веков

Михаил Всеволодович Черниговский

Епифаний Премудрый

Сафоний Рязанец

Виктор Гюго

3.Инициатор создания общерусского летописного свода 1408 года

Метрополит Киприан

Стефан Новгородец

Виктор Гюго

Афанасий Никитин

4. Кому из князей посвящалось похвальное слово «Инока Фомы слово похвальное»?

Сафроний Резанец

Борис Александрович

Епифаний Премудрый

Виктор Гюго

5. Назовите самый известный храм Новгорода

Успенский собор

Спасский собор

Троицкий собор

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

6. Где на иконе ставилась подпись автора в 14-15 веках ?

В левом нижнем углу

Ни ставилась

Посередине

На обратной стороне иконы

7. Одним из великих художников-иконописцев 14-15 веков был

Прохор

Василий темный

Сергий

Дионисий

8. Какие территории присоединил к своим владениям в 1303 году Юрий Данилович?

Москва

Можайск

Тверь

Псков

9. Между какими городами началась жестокая война в княжении Юрия Даниловича?

Тверь и Псков

Можайск и Псков

Москва и Тверь

Псков и Москва

10. В каком году была построена первая крепость Всеволода Большое гнездо?

1182 г.

1186 г.

1185 г.

1187 г.

11. Кто основал династию Тверских князей?

Ярослав

Александр

Юрий

Дмитрий

12. Кто убил князя Юрия Московского в Золотой Орде?

Александр Невский

Юрий Данилович

Михаил Тверской

Дмитрий Грозные Очи

13.Кто стал Московским князем после гибели Юрия?

Александр

Иван

Дмитрий

Ярослав

14. Какой собор был освящен в 1333 году?

Владимирский

Московский

Архангельский

Псковский

15. При каком правителе «Русь» превратилась в «Российское государство»?

Дмитрии Донском

Владимире Мономахе

Иване III Великом

Василии Темном

16. Покорение какого города является крупнейшим успехом Ивана III

Москвы

Новгорода

Владимира

Коломны

17. Кем был Даниил Холмский?

Полковником

Солдатом-героем

Правой рукой князя

Боярином

18. Чем закончилась осада Новгорода Иваном III?

Сожжением Новгорода

Костынским договором

Новгородским договором

Московским договором

19.В каком году Иван III осуществил второй поход на Новгород?

1488 г.

1460 г.

1450 г.

1478 г.

20. Какое новое сословие создал Иван III ?

Дворянство

Боярство

Крестьянство

Купечество

21.С какой целью Иван III послал в северные леса двух «немцев» на Печору?

Сбор дани

Вольное поселение

Поиски серебра и золота

Разведка

Часть В.

В1 Установите соответствие между датами возведения и названием собора

Название собора

Дата возведения

А. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

1. 1399 г.

Б. Церковь Положения ризы Богоматери с. Бородавы на Шексне

2. 1485 г.

В. Собор Успения Богородицы на Городке

3. 1292 г.

Г. Церковь Спаса на Ильине улице

4. 1427 г.

Д.Церковь Николы на Липке под Новгородом

5. 1374 г.

Е. Троицкий собор Троицко-Сергиевой лавры

6. 1423 г.

В2.О каком художнике идет речь?

« В 70-е годы 14 века…….. был приглашен на Русь. Его первая работа стала роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Позднее он работал в Москве, Коломне, Нижнем Новгороде. Среди икон, написанных ….. особенно выразительны «Богоматерь Донская» и «Преображение».

В3. Установите соответствие между именем и социальным статусом

В4.Вставьте пропущенное слово

« Некоторых историков не устраивало традиционное объяснение истории «……». Они придумали своё собственное толкование. Князь Иван был прозван «…..» не за доброту, а за скупость. Он собирал гривну за каждую глупость»

В5. О ком идет речь?

«Помимо ценных мехов, Иван III надеялся найти на севере серебро и золото. С этой целью он послал «двух немцев» на Печору. На реке Цильме, левом притоке Печоры, ……. Нашли серебряную и медную руду.

В6. Соотнесите даты и этапы формирования системы крепостного права

Ответы. Часть А

б https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация ученицы 9 «в» класса: Нестеренко Ксении Реформаторская деятельность Петра Николаевича Врангеля

Петр Николаевич Врангель П.Н. Врангель (1878 - 1928) –барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба служил в гвардии. Участвовал в Русско-японской войне. В Первую м ировую войну командовал полком, бригадой, девизией. С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе Вооруженных сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

Получил прозвище «Чёрный барон» за свою традиционную повседневную форму одежды - чёрную казачью черкеску с газырями. Черный барон Врангель

При поддержке главы Правительства Юга России видного экономиста и реформатора А. В. Кривошеина разработал ряд законодательных актов по аграрной реформе. В основе его земельной политики лежало положение о принадлежности большей части земель крестьянам. Выступал за федеративное устройство будущей России. Склонялся к признанию политической самостоятельности Украины. П.Н. Врангель:

Врангель стремясь привлечь на свою сторону казачество утвердил новое положение об автономии для казачьих земель. Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику белого движения. Эту попытку предпринял генерал Врангель, который в начале апреля 1920 г. Был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым.

Он признал законным захват крестьянами помещичьих земель в первые годы после революции. Несмотря на все прогрессивные меры, доверия населения белые в лице главнокомандующего не приобрели, а материальные и людские ресурсы Крыма были истощены. В течение шести месяцев 1920 г. П. Н. Врангель, Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, старался учесть ошибки своих предшественников, смело шёл на немыслимые ранее компромиссы, пытался привлечь на свою сторону различные слои населения. Политика Врангеля в Крыму


Методическая разработка представляет собой конспект урока к указанной теме. На основе знаний о признаках государства, учащиеся доказывают, что при Иване III образовалось централизованное государство. Используются метод проблемного обучения, метод групповой работы и кейс метод

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.

Цель урока: Формирование у учащихся целостного представления о складывании единого государства при Иване III и Василии III.

Задачи:

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу; картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование

Раздаточный материал. (Кейс)

Мультимедиа-проектор;

Экран;

Учебник по истории России

Тип урока: итоговый урок

Вид урока: урок-практикум , рассчитан на 1 урок

Технологии: проблемное обучение, кейс - технологии, информационные технологии, личностно- ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, нестандартный урок)

Опережающее задание: несколько учащихся получают индивидуальное задание:

приготовить сообщение об истории Российского герба

подобрать иллюстрации по направлению деятельности своих групп

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей:

получение и обработка информации; использование отдельных частей заданий и связывание воедино, умение работать в группе.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая

Технологическая карта занятия

п № п\п п

Ход урока

Время

Вид

деятельности

Примечание

Организационный момент

3 мин.

Актуализация занятия

5 мин.

Слово учителя

Игровой момент

Постановка проблемного задания

5 мин.

Опрос по теме признаки государства и

Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в тетради

Инструктаж по выполнению заданий в группах

4 мин.

Слово учителя

Работа в группах

5 мин

Работа с кейсами, решение поставленных задач, работа в группах

Класс разбивается на 5 групп

Выступление докладчиков

15 мин

(3мин. На группу)

Обсуждение итогов самостоятельной групповой работы

выбор ключевых моментов и отображение их в таблице

Итоги урока, заключительная часть

8 мин.

Слово учителя

Обобщение материала урока ответ на поставленную проблему

План- конспект урока

1. Организационный этап

Целеполагание. (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её практической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, создание доброжелательной атмосферы.

Учитель: В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппелъ рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в северо-восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство - Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Купцы и географы знали, конечно, о существовании Великого княжества московского. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Неожиданность была для императора приятной, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда он явился в начале 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником, баденским маркграфом Альбрехтом и приобщить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от Бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются.

Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Постановка проблемы: Действительно ли в России в XV- XVI в. сформировалось централизованное государство?

Класс делится на группы, проводится инструктаж. В распоряжении каждой группы: лист ватмана, фломастеры, клей, кейс-материалы. Задача групп доказать, что Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства. В течение урока заполнить таблицу «Завершающий этап создания единого Русского государства»

2. Изучение нового материала

Для ответа на вопрос Действительно ли Россия в XV- XVI в. находилась на пути формирования централизованного государства необходимо вспомнить

Предпосылки объединения единого государства.

признаки единого государства (презентация1)

Запись в тетрадях:

Тема:

«Завершающий этап создания единого Русского государства при Иване III и Василии III.»

Процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533).

Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.

1.Экономические

Установление стабильности и порядка в стране

Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли.

Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства.

2. Политические

Наличие единовластия Московского князя;

Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов.

Усиление дворянства за счет ограничения власти старой аристократии (интересы служилого сословия).

3. Внешнеполитические (внешняя угроза)

Необходимость окончательного освобождения от монгольского ига;

Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

4.Религиозные

Сохранение православной церковью единства народа, между разными частями страны;

Укрепление экономических и моральных позиций церкви.

Таблица «Завершающий этап создания единого Русского государства»

Признаки централизованного государства

Создание единого Русского государства

1. территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

2. население. в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества

3. публичная власть. Государство - особая организация политической власти, имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии. Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом

4.обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.

5. издание правовых норм.

6. суверенитет, государственные символы

Работа в группах:

Задание для 1 группы «географы»(1.признак государства- территория)

Опираясь на предложенные материалы составить сравнительную таблицу «Территории, присоединённые при Иване III и Василии III,»

Задание для 2 группы (3.признак государства- армия) Опираясь на предложенные материалы ответить на вопросы.

Задание для 3 группы (3.признак государства- публичная власть, аппарат управления)

Опираясь на предложенные материалы составить схему управления государства.

Задание для 4 группы (5.признак государства- издание правовых норм.)

Задание для 5 группы (6.признак государства – суверенитет, гос.символы)

Опираясь на предложенные материалы составить схему « Основные направления внешней политики»

Основные направления внешней политики

Западное Восточное

Сообщение о государственных символах

3.Подведение итогов.

Россия в XV- XVI в. находилась на пути завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III(1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

4.Рефлексия.

Уроки истории всегда важны для нас, история не застывшая наука, она продолжает учить своих потомков. Как вы думаетн, почему события тех далеких времен важны актуальны для нас сегодня?

4.Домашнее задание.

Написать эссе

Тест по теме

1 вариант.

1) развитие ремесла и торговли 3) борьба князей за власть

2) усиление власти тверских князей 4) развитие системы оборонительных рубежей

2.Что из перечисленного является одной из причин возвышения Москвы?

1) выгодное географическое положение

2) успешная борьба московских князей с ханами Золотой Орды

3) поддержка Москвы литовскими князьями

4) отсутствие у Москвы соперников

3.Назовите основателя династии московских князей

1) Даниил Александрович 3) Александр Невский

2) Иван Калита 4) Дмитрий Донской

4. Где Дмитрий Донской получил благословение на битву с ордынцами?

1) в Троице – Сергиевой лавре 3) в Храме Христа Спасителя

2) в Александро – Невской лавре 4) в Софийском соборе

5. Когда состоялась Куликовская битва?

6.В Куликовской битве татарское войско возглавлял:

а) Чингисхан; б) Тамерлан; в) Мамай.

7. В каком году произошел набег на Москву хана Тохтамыша?

1) 1380 г. 2) 1381 г. 3) 1382 г. 4) 1384 г.

8. При каком великом князе был закончен процесс политического объединения русских земель?

1) Василий III 2) Иван III 3) Иван Калита 4) Иван Грозный

9. В каком году состоялась битва на реке Шелонь?

1) 1470 г. 2) 1471 г. 3) 1472 г. 4) 1473 г.

10. Голову самодержца венчала:

1) корона 3) шапка Ярослава Мудрого

2) царский венок 4) Шапка Мономаха

11. Как называется событие, происшедшее 11 ноября 1480 года?

1) Ледовое побоище 3) Куликовская битва

2) Невская битва 4) « стояние на реке Угре»

12. Органы центрального управления России в начале XVI – начале XVIII назывались:

1) приказы 2) министерства 3) коллегии 4) ведомства

13. В каком году был издан Судебник – первый свод законов единого государства?

1) в 1497 г. 2) в 1495 г. 3) в 1493 г. 4) в 1487 г.

14. Как называется денежный сбор с крестьян, которые ни должны были платить при уходе от своего хозяина?

1) кормление 2) налог 3) пожилое 4) оброк

15. События второй четверти 15 в. называют:

а) феодальной войной; б) феодальной разборкой; в) феодальной «замятней».

16. Одним из итогов правления Ивана III было
а) завоевание выхода в Чёрное море б) покорение западной Сибири
в) присоединение Великого Новгорода к Москве г) присоединение Казанского ханства

17.Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему:

Царь, Боярская дума, удельные князья, казна и дворец, наместники и волостели;

18.

В чём заключалось историческое значение Куликовской битвы? (не менее трех положений)

Тест по теме «Образование единого русского государства»

2 вариант.

1. Одной из предпосылок объединения русских земель было

1) угроза нашествия с Запада 3) развитие внешней торговли

2) развитие вотчинного землевладения 4) развитие культуры

2. Главная заслуга Ивана Калиты по мнению современников:

а) объединение русских земель Москвою;

б) установление мира и порядка в Северо-Восточной Руси;

в) уничтожение монголо-татарского ига.

3. Соперником Москвы был город:

1) Тверь 2)Рязань 3) Новгород 4) Владимир

4. За что Иван Данилович получил прозвище «Калита»?

1) за кошель, который он носил за поясом 3) за расточительство

2) за жадность 4) за щедрость

5. По преданию Куликовскую битву начали:

1) Ослабля и Темучин 3) Араб-паша и Дмитрий Иванович

2) Челубей и Пересвет 4) Иван Данилович и Узбек

6. Дмитрий Донской получил такое прозвище, потому что:

1) жил на реке Дон

2) присоединил земли, находящиеся за Доном

3) в честь победы над монголо – татарами

4) использовал реку для развития экономики

7. В каком году состоялась Грюнвальдская битва?

1) 1410 г. 2) 1411 г. 3) 1412 г. 4) 1413 г.

8. За что Василий II получил прозвище « Тёмный»?

1) был неграмотным 3) носил одежду тёмного цвета

2) был ослеплён 4) был недалёкого ума

9. В каком году состоялся второй поход Ивана III на Новгород?

1) 1478 г. 2) 1779 г. 3) 1480 г. 4) 1481 г.

10. Какой Великий князь провозгласил себя самодержцем?

1) Иван III 2) Василий I 3) Иван IV 4) Василий III

11. При каком монгольском хане состоялось « стояние на реке Угре»

1) Темучине 2) Батые 3) Ахмате 4) Мамае

12. Какую роль играла Боярская дума в России XVI – начале XVIII?

1) высший совещательный орган при правителе

2) сословно-представительный орган управления

3) первый российский парламент

4) орган управления, занимавшийся экономическими вопросами

13. В какой день крестьяне могли уйти от своего помещика к другому?

1) Андреев 2) Васильев 3) Юрьев 4) Ильин

14. Как назывался порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода?

1) кормление 2) местничество 3) кормление 4) пожилое

15 . Митрополитом при Василии II был избран:

а) Максим; б) Пётр; в) Алексий г) Ион

16.Двуглавый герб Русского государства появился при:

а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Иване III .

17. Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему :

Мамай, Дмитрий Иванович, Пересвет, Тохтамыш.

18. Дайте полный ответ на вопрос:

Перечислите последствия создания единого Русского государства (не менее трех)

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана III (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г., проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира IV.

В 1471 г. Иван III повел войско на Новгород и в битве на реке Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван III окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван III во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван III создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15 в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван III стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды - крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золотоордынский хан Ахмат. В 1480 г., заключив союз с литовским Великим князем и польским королем Казимиром IV, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на реке Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига, тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван III стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15 в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван III отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана III - Василий III. В 1503 г., уничтожив псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий III взял Чернигов и княжество Рязанское.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.


Годы правления Ивана III характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территорий.

В 1479 г. был издан «Судебник» великого князя Ивана III - свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана III и Василия III (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель, и продолжилось укрепление российской государственности.