Болезни Военный билет Призыв

Дворянская империя во второй половине 18 века. Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в. Дворцовые перевороты. Положение сословий, «золотой век» российского

Первая промышленная революция Современная научно-техническая революция или НТР является дочерью первой промышленной революции середины 18 века. «Знание – сила» сказал Френсис Бекон, и зарождающаяся буржуазия использовала знания и открытия в физике и математике для развития и становления промышленного производства. Сила пара, угля и электричества пришла на помощь развивающейся мануфактуре и горным разработкам.


Развитие промышленного производства В 20 веке научные разработки активно используются для развития промышленного производства. Наука и промышленно стимулируют развитие друг друга. В результате кардинальные изменения в производстве и других сферах деятельности человека происходят очень быстро, часто на протяжении жизни одного поколения.


Развитие промышленного производства Наука начинает обслуживать технику, и ее развитие стимулируют проблемы, которые возникают в производственной сфере. Происходит слияние идеи (научной мысли) и материи (производство). Взаимодействие науки и техники становятся все более глубокими и прочными, растет «восприимчивость» производства к новым научным идеям и открытиям.




Научно-техническая революция (НТР) Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно- технического прогресса.


Развитие промышленного производства Ученые получают заказы от промышленников на решение той или иной производственной проблемы. Идеи ученых не залеживаются на полках, дожидаясь своего внедрения в практику. Коммерциализация науки привела к утрате честности ученого. Зачастую он работает только ради денег, не отдавая себе отчета о последствиях внедрения своих открытий.


Последствия НТР В промышленном производстве НТР привела к: - снижению доли тяжелого ручного труда, его заменили механизмы - появлению новых профессий; - развитию нематериальных отраслей производства (сфера обслуживания, реклама, маркетинг); - а также, к необходимости специального или высшего образования по профессии.




Социальные движения протеста в странах Запада Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традиционным объединениям пришли многообразные новые социальные движения. Их возникновение было обусловлено обострением глобальных проблем современности, вступлением западных стран в новый этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных ориентациях общества, кризисом доверия к государственным структурам и традиционным политическим институтам. Старые традиционные добровольные объединения (профсоюзные, молодежные, женские и др.), будучи интегрированы в политическую систему, оказались не готовы адаптироваться к новым реальностям


Социальные движения в США Студенческое движение в США Неудовлетворенность своим положением, болезненная реакция на все проявления централизации и бюрократизма, отрицание иерархического руководства, подчиняющего личность чуждым ей интересам, получили широкое распространение среди студентов. Летом 1967 года на тротуарах Телеграф-авеню в Беркли (Калифорния) появились первые живописные группки неряшливых, длинноволосых юношей и девушек, а в обиход вошло словечко хиппи. Основными элементами мировоззрения «хиппи» были: пацифизм, аполитичность, игнорирование любой власти и неудовлетворенность социальными институтами, поиск глубокого духовного удовлетворения и саморазвития, сознательное упрощение жизненных условий


Социальные движения в США Массовое рабочее движение в США. В 70-е годы в США резко обострилась проблема безопасности трудовой деятельности. Жизнь и здоровье работников, в первую очередь в горнодобывающей, строительной и обрабатывающей промышленности, на транспорте и, в меньшей мере - в торговле и сфере обслуживания, были подвержены реальной опасности. В 1973 г. в частном секторе промышленности официально было зарегистрировано свыше шести миллионов травм, увечий и болезней, вызванных условиями работы


Социальные движения в США Расовые проблемы американского общества. На структуру самодеятельного негритянского населения повлияли изменения в структуре общественного производства, сдвиги в составе самодеятельного населения США, потребности в более квалифицированной рабочей силе, а также борьба черных американцев против расовой дискриминации.


Мартин Лютер Кинг Кинг (King) Мартин Лютер (, Атланта, штат Джорджия, Мемфис, штат Теннесси), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров. В 1955 окончил Бостонский университет со степенью доктора философии. Баптистский пастор (с 1954). В 1957 организовал и возглавил негритянскую организацию "Южная конфедерация христианского руководства". Начав свою деятельность как буржуазный либерал, К. в последние годы жизни подошел к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал негров к единству действий с белыми трудящимися. К. разработал и широко применял тактику активных массовых ненасильственных действий в борьбе за гражданские права. Первым из ведущих негритянских лидеров выступил против агрессии США во Вьетнаме. Нобелевская премия Мира (1964). Убит расистами. Prezentacii.com

Нарастание кризисных явлений в СССР в 1970 - середине 1980-х гг
Кризисные явления проявились не сразу. До этого времени они накапливались и прорвались в сер 80-х гг.
В экономике: 1.постоянный экон рост, идет прирост пром производства, возводятся новые объекты, появл. крупные производственные объединения/темпы роста падают; в пром-ти рост за 8-ю 5-ку 50%, за 9 – 43%, 10 – 24%, 11 – 20%; в с/х 21-13-9
2. Отсутствие модернизации – зап страны перешли в постиндустр общ-во, а СССР остается на стадии индустриального. Все попытки интенсификации результата не дают – не внедряются новые изобретения (ЛПК 69г. – 1/5 часть всей прод-ии. 9млрд руб. было сэкономлено благодаря НИИ связанное с ним)
3. Слишком большая роль ВПК – постоянное противостояние с НАТО, осн нагрузка ложится на СССР, к 70-м гг. достигается паритет, но он обходился очень дорого. ВПК требует много вложений, а прибыли не дает. Самая качественная продукция в стране – в ВПК(фотоаппараты «Зенит»), самая высокая зарплата.
4. Значит. долю прибыли в бюджет приносит продажа энергоресурсов – показатель не самой развитой экономики. Тратятся эти деньги тоже нерационально – ВПК, соц сфера.
5. Рост теневой экономики. По некоторым оценкам она занимает до ¼ экономического сектора. Есть несколько уровней – неучтенные доходы, подпольный частный бизнес
6. С/х. С одной стороны вкладываются большие деньги, с другой – экстенсивное развитие (увеличение посевных площадей, привлекается новая рабочая сила, мелиорация, попытка освоений новых культур, напр-р борщевик). В сер 80-х гг. – продовольственная проблема.
Причины: 1) производительные силы в деревне были подорваны еще в 30-х гг. (коллективизация, перевод колхозов в совхозы, ликвидация неперспективных деревень – людей отучили быть хозяевами на земле); 2) проблема в организации – часть посевов не убираются, часть пропадает при транспортировке. Как рез-тат – постоянная закупка продовольствия за границей
Соц. сфера: Товарный дефицит – некоторые товары было невозможно купить, а только достать.
Экологическая проблема: появляются необратимые изменения – загрязнение воздуха, загрязнение Аральского моря(в рез-те мелиорации), остро встала проблема Байкала
Политическая сфера: 1.после Хрущева к власти пришла группа политиков, гл цель которых – стабильность. У власти остаются те же люди (В Коми – Морозов был у власти 20 лет). Отсюда – несклонность к реформированию, стремление к маскировке проблем
2. Очень много средств уходит на поддержание стран соц лагеря – экономическая помощь, военная и моральная поддержка
Кризис идеологии: идеология никого не убеждает, отказ от строительства коммунизма, в обществе нарастает желание перемен. Формируется гражданское общ-во, сообщества людей, существующие вне зависимости от гос-ва – Шубин к ним относит: диссиденты, турклубы, барды, экологические клубы.
Вывод: кризисные явления проявились во всех сферах. Они не имели ярких проявлений, которые заставили бы их преодолевать, они копились подспудно, и были видны немногим. Все они подвигли новое руководство страны на Перестройку.

Другое:

В начале 70–х годов выбор путей дальнейшего социально–экономического развития страны определялся двумя альтернативными вариантами. Первый – совершенствование экономической реформы и соответствующего механизма, способного заинтересовать предприятия в опережающем, по сравнению с зарплатой, росте производительности труда, более полном учете потребностей общества, стимулировании научно–технического прогресса. Логика этого поиска определяла неизбежные подвижки в сторону смешанной экономики. Однако в этот процесс вмешались политические интересы: событиями 1968г. в Чехословакии воспользовались противники товарно–денежных отношений, активизации рыночных связей, заметно укрепившие свои позиции. На XXV (1976г.) и XXVI (1981г.) съездах партии их точка зрения фактически получила одобрение, что способствовало замедлению темпов социально–экономического развития в обществе.

Возобладал второй вариант, выразившийся в усилении административных методов управления народным хозяйством. В70–е годах этот процесс шел по нарастающей: из центра стали планировать рост производительности труда и другие показатели. Возникающий дефицит продукции обязательно вносился в план, который устанавливался предприятиям сверху.

Министерства и ведомства издавали множество подзаконных нормативных актов, которые нередко выхолащивали содержание различных экономических решений, ограничивали самостоятельность предприятий. Так, к началу 80–х годов в управлении народным хозяйством накопилось до 200тысяч различных приказов, ведомственных инструкций, сковавших самостоятельность предприятий.

Характерной тенденцией 70–х годов стала централизация и бюрократизация управления экономикой. Если в 1939г. в СССР насчитывалось 20 центральных ведомств, в 1965г. – 30, то в начале 80–х годов 100союзных и 800республиканских министерств.

Осознание руководством страны необходимости интенсификации производства сказывалось в сокращении количества строящихся крупных предприятий (с800 до 200 вгод), создании научно–производственных объединений, новых наукоемких производств (с внедрением робототехники, микроэлектроники, информатики и биотехнологий). Впоисках более гибкого планирования вводились перспективные и комплексные планы. Ноэти тенденции не стали определяющими в развитии экономики. Ееоснову составлял топливно–энергетический комплекс. Структура народного хозяйства приобретала все более иррациональный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела недостаточный выход на человека, удовлетворение его социальных потребностей.

Промышленность всегда являлась ведущей силой в строительстве нового общества, материальной базой рабочего класса. «Решающее значение для выполнения социально–экономических задач, – подчеркивал А.Н.Косыгин, возглавлявший тогда Совет Министров СССР, – имеет развитие промышленного производства, повышение эффективности работы промышленности».

К началу 70–х годов промышленность СССР занимала ведущее место в экономике страны. На ее долю приходилось 49% основных производственных фондов народного хозяйства.
Однако и здесь нарастало отчуждение работников производства по отношению к средствам производства, привычным становилось повседневное расхождение между словом и делом. Призывы к трудовым свершениям, различным трудовым вахтам, эстафетам и т.д. теряли былую новизну и значимость.

В 1970г. объем капиталовложений в СССР и США впервые ainoea примерного паритета. Наша страна опередила США по выпуску многих важнейших видов продукции и добыче сырья (уголь, кокс, железная и марганцевая руда, чугун, тепловозы, электровозы, тракторы, зерновые и хлопкоуборочные комбайны, стальные трубы, цемент, гидротурбины, пиломатериалы и т.д.).

При составлении девятого пятилетнего плана (1971–1975гг.) особый упор делался на выравнивание технических показателей СССР и США. По ряду из них, – освоение космоса, вооружение, электрификация железнодорожного транспорта, добыча нефти за счет применения методов искусственного воздействия на пласт и др. – Советский Союз уже превосходил США.
Однако преобладали направления, в которых наше отставание сохранялось.

Это сыграло далеко не последнюю роль в том, что так и не удалось добиться перелома в повышении эффективности общественного производства. В 70–е годы проявились такие негативные явления, как снижение фондоотдачи, медленное освоение новых производственных мощностей, усиление расточительного характера экономической деятельности, преобладание экстенсивных факторов в экономике страны. Порасчетам Н.П.Федоренко, на протяжении 20лет (1960–1980гг.) параметры эффективности экономики имели отрицательную динамику. Если в 1960г. доля интенсивных факторов в общем приросте национального дохода составляла 40%, то в 1981г. – 25%. Отвосьмой (1966–1970гг.) к одиннадцатой (1981–1985гг.) пятилетке снижались основные экономические показате–ли, темпы роста валового общественного продукта (по официальным данным, они составили соответственно 42% и 19%). Этоподтверждало стагнацию отечественной экономики.
Директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей.

Провозглашенный Л.И.Брежневым на ХХ VI съезде партии лозунг «Экономика должна быть зкономной» носил популистский характер. Темне менее он был подхвачен средствами массовой информации. На деле произошла дискредитация программы хозяйственной деятельности на 11–ю пятилетку (1981–1985гг.). Этопривело к тому, что даже верные ориентиры, намеченные в 1981г. XXVI съездом КПСС, воспринимались пассивно.

Одним из методов предотвращения упадка экономики в создавшихся условиях власти считали форсирование поставок на западный рынок энергоносителей (нефти, газа), цены на которые, в связи с энергетическим кризисом, только за 70–е годы возросли в 15–20 раз. Последующее падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен, что негативно отразилось на экономике СССР. Попытки вывести страну из состояния стагнации в начале 80–х годов успеха не имели.

Усложнилось положение в аграрно–промышленном комплексе. Увеличение объема капитальных вложений в его развитие, – (в 70–е–начале 80–х годов было вложено свыше 500млрд.рублей,) не принесло ожидаемых результатов.
Экономическое развитие колхозов, совхозов сдерживалось социально несправедливым обменом между городом и деревней. Удержание сельхозтехники, значительный разрыв между закупочными и розничными ценами привели к тому, что многие колхозы и совхозы стали убыточными.

Повышение эффективности общественного сельского хозяйства серьезно тормозили командно–приказные методы руководства. Вопреки решениям о расширении хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов, на практике их деятельность регламентировалась до мелочей, подчинялась диктату вышестоящего аппарата. Это помешало колхозной системе раскрыть большие возможности, заложенные в кооперативной форме собственности.

В 70–е годы социальное развитие деревни, за небольшим исключением, заметно отставало от города по социально–бытовому устройству, уровню жизни. Положение усугублялось поспешной ликвидацией так называемых «неперспективных деревень», что усилило миграцию сельского населения в города. Социальная особенность этого процесса состояла в том, что из деревни уходили наиболее квалифицированные работники, главным образом, молодежь: в 1967–1985гг. ежегодно деревню покидало в среднем 700тыс. человек. Этоповлекло вымывание лучших крестьянских традиций и черт из жизни села. Хозяйственной, да в немалой степени и, нравственной опорой оставались, в основном, не молодого возраста сельчане, подобные героям повестей и рассказов В.Распутина и В.Белова.

Наиболее контрастно социально–экономическая ситуация в советском обществе воспринималась на фоне индустриально развитых государств Запада. В 70–80–егоды они переходили к новому информационному (постиндустриальному) обществу. Егоотличало значительное увеличение роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализация потребления, тогда как в нашей стране по–прежнему осуществлялось расширенное воспроизводство индустриальной структуры с акцентом на традиционные отрасли. Экстенсивный характер экономики Советского Союза ограничивал возможности решения социальных задач.

В целом социальная сфера характеризовалась неоднозначными процессами. В 70–е годы повышение жизненного уровня народа было провозглашено стратегической целью КПСС. Нонапрактике сохранялся остаточный принцип финансирования социальных программ – на социальные нужды выделялось то, что оставалось от финансирования тяжелой и оборонной промышленности. И тем не менее неуклонно повышался материальный и культурный уровень народа.

По сравнению с 30–ми годами, послевоенным периодом, положение основной части населения улучшилось: 80% горожан в 1985г. жили в отдельных квартирах, в повседневную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. Темнеменее, жилищная проблема по–прежнему оставалась нерешенной.

В 70–80–е годы курс на повышение благосостояния находил выражение в росте номинальной заработной платы. Например, средняя зарплата выросла с 75руб. в 1956г. до 210руб. в 1985г. Однако этот рост не обеспечивался соответствующим увеличением производства продуктов питания и предметами потребления. Начались инфляционные процессы: за 1971–1985 годы объем денежной массы вырос в 361раз. Один рубль по товарному обеспечению в 1985г. был равен 54 коп. в 1961г.

В начале 70–х годов перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни населения, она снизилась с 69,5 в 1971г. до 68,4 лет в 1985г. К началу 80–х годов СССР был на 35 месте в мире по средней продолжительности жизни населения.

Механизм торможения оказал негативное влияние на развитие социально–экономической сферы. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС (1986г.), неблагоприятные тенденции, появившиеся в развитии экономики СССР в 70–е годы, не только не смягчились, но и усилились. Этоотразилось на ходе выполнения XI пятилетки (1981–1985гг.). Впервые два года продолжали снижаться темпы роста. Ухудшились качественные показатели хозяйствования. В 1982г. темп прироста промышленной продукции был в полтора раза ниже, чем в среднем за годы X пятилетки (1975–1980гг.). Нарастание трудностей тормозило решение важных проблем в социальной сфере. Так, во втором году пятилетки фактически приостановилось повышение реальных доходов населения. Углублялся экологический кризис, вызванный как поспешным освоением природных богатств, так и недостаточностью средств, выделяемых на эти цели. Консервация уровня жизни десятков миллионов людей, отсутствие действенных стимулов к труду вызывали процессы физической и социальной деградации. СССРнуждался в разумной модернизации социально–экономической системы.

Негативные тенденции в обществе прежде всего были связаны с деятельностью самой КПСС, которая согласно статье
6–й Конституции СССР 1977г. являлась ядром политической системы страны. Возрастание ее руководящей роли провозглашалось как закономерность, универсальное средство решения всех социально–экономических и политических проблем. Вусловиях политического монополизма вывод о возрастании руководящей роли КПСС на практике привел к распространению партийного контроля на все сферы жизни общества.

Процесс духовного освобождения общества от рецидивов сталинизма, начатый в середине 50–х годов, из–за кратковременности и недостаточной глубины не привел к формированию прочного нравственного задела, способного противостоять инерции застоя. В 60–70–е годы в советском обществе возникают различные организации в защиту прав человека – так называемое диссиденство. Появилось оно, когда оказались закрыты пути легально и свободно отстаивать свою точку зрения, не совпадающую с официальной идеологией. Постановление ЦККПСС «Омерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» (май 1977г.) недвусмысленно выражало отношение к инакомыслию – как к «вредному» течению, «порочащему советский государственный строй». Уличенные в диссиденстве привлекались к ответственности по ст.70УК РСФСР.

После кончины Л.И.Брежнева (ноябрь 1982г.) была предпринята попытка пробудить обновленческие реформационные намерения «низов» и «верхов». Она была связана с кратковременным пребыванием на посту Генерального секретаря ЦККПСС Ю.В.Андропова (ноябрь 1982г. – февраль 1984г.). Вего выступлениях, официальных документах того времени появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике и тревоге за будущее страны и народа, уточнялись сущностные характеристики переживаемого периода. Однакопрограмма социально–экономических преобразований за 15месяцев, поведенных Ю.В.Андроповым у руля партии, не успела воплотиться в жизнь. Напрактике дело свелось, главным образом, к смене наиболее одиозных фигур разложившейся части «аппарата», кадровой чистке и укреплению исполнительской дисциплины, что дало лишь временный экономический и политический результат.

После смерти Ю.В.Андропова проблема лидерства опять предстала во всей своей драматичности. Избрание К.У.Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС вызвало шоковый эффект, так как это был типичный представитель партийно–государственной номенклатуры. Ему оказалось совершенно не под силу стоять у руля советского «государственного корабля», да еще в «штормовую погоду». Однако аппаратная бюрократия, возвысившая К.У.Черненко, и на этот раз доказала свою силу, проявила самоуверенность и пренебрежение общественным мнением. Приход к власти К.У.Черненко в феврале 1984г. означал возвращение к брежневской модификации партократической системы.

Таким образом, следствием экономической политики стала гигантомания, невосприимчивость к научно–техническим достижениям, растущие диспропорции в народном хозяйстве, торможение социального прогресса страны. Этобыло временем упущенных возможностей: технологическая революция, развернувшаяся в мире, обошла нашу страну стороной.

Застывшая хозяйственная система страны не стимулировала научно–технический прогресс и социальную ориентацию экономики. Предстояло менять не только элементы управления, но в первую очередь, базисные отношения. Понимание этого ускорялось растущей потребностью демократизации общественных отношений.

Следствием бюрократизации политической жизни стало то, что ни рабочий класс, ни колхозное крестьянство, ни интеллигенция так и не стали субъектами общественного самоуправления. Остаточный принцип распределения, распространенный на социальную сферу, тормозил повышение уровня и качества жизни людей труда, формировалась теневая экономика. Разрыв между словом и делом порождал отчуждение в духовной сфере, неприятие официальной идеологии, формировавшей двойную мораль в массовом сознании.

В условиях государственно–бюрократического социализма с характерными для него механизмами управления экономикой и социальными процессами все труднее стали решать проблемы, вставшие перед обществом в рассматриваемый период. Командно–административная система управления, осуществляя экстенсивное развитие экономики, оказалась неспособной решать проблемы интенсификации, повышения эффективности народного хозяйства.

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Екатерина II хотела продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия. В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. В документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения. Она была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством но была распущена. Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Правительство начало упразднение автономий окраин. 26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных. Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.).Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций. Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе, стали открываться училища, началось системное развитие женского образования. В 1783 году основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. Развивались новые для России направления медицины. В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях. Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление. Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Стремление России не устраивало Францию и Турцию. Все это привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

36. Проблема культурного развития СССР в 30-е годы 20го века .

В советское время все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 30-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, исключенные из программы как «буржуазные» (история), быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования. Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия. Началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, и пр. Их обвиняли в в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, писатель Б. Пастернак, и др. Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. Он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов, выдающимся произведением которого является роман «Тихий Дон» , рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I»). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, А. Л. Барто. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита» . Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. В архитектуре ведущим продолжает оставаться конструктивизм, в 1930г. был создан мавзолей Ленина. Быстро развивается кинематограф. Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты, в то же время ликвидируется автономия Академии наук, многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены.

28 июня 1762 г. произошел государственный переворот, в результате кот. на российский трон взошла жена Петра Ш Екатерина Алексеевна, провозглашенная Екатериной П, а спустя несколько дней Петр Ш погиб при загадочных обстоятельствах. Царствование Екатерины П, длившееся 34 года, оставило глубокий след в отечественной истории, породив множество противоречивых суждений и о самой Екатерине и о ее правлении. Ко времени вступления на престол, Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли и у нее сложились представления о том, что необходимо для процветания государства. Они и повлияли на формирование политической программы императрицы. Программа, а значит и внутренняя политика Екатерины, основывались на принципах Просвещения. Этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Временем «просвещённого абсолютизма» называют несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещённым монархам принято относить Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Главную заслугу Петра I Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике. Однако к современной Европе императрица относилась критически и не считала, что надо заимствовать с Запада все подряд. Отрицательно Екатерина относилась к той жестокости и поспешности, которые проявлял Петр I. Главным принципом Екатерины был принцип постепенности. Вступив на престол, Екатерина не сразу стала осуществлять свои замыслы, а попыталась познакомиться с состоянием государственных дел. Для этого она создала несколько комиссии, которые должны были изучать положение дел и представить свои предложения, т.е. первые годы царствования Екатерины II прошли в подготовке реформ. Одна из первых реформ коснулась реорганизации Сената в 1763 г. Утвержденный императрицей план нового Сената, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями. Сенат лишался законодательной власти, но сохранял судебную функцию и был контрольным органом. Это было главным недостатком реформы, но первое время центральный аппарат управления стал работать более эффективно. Другая важная реформа была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. В феврале 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли вместе с крестьянами передавались в ведение Коллегии экономики. Так, Екатерина II сделала новый шаг в развитии абсолютизма. Она управляла страной самодержавно, опираясь на существующую систему государственных учреждений, преобразуя и совершенствуя их как органы абсолютистского государства. В 1775 г. был подготовлен один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского правления - «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Это было началом губернской реформы, основным содержанием которой была реорганизация местного управления. Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти. Впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Важным преобразованием первых лет царствования Екатерины была реорганизация управления новыми территориями необъятной империи. Как правило, земли, попавшие под власть царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности управления, а в ряде случаев - даже элементы автономии. По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. . Особое раздражение императрицы вызывал статус автономии Украины. В начале 1764 г. в инструкции князю А.А.Вяземскому при назначении его главой Сената Екатерина П писала о необходимости лишения Украины автономии. Реформируя систему управления Российской империей, Екатерина II совершенствовала законодательство, для чего была создана комиссия из представителей различных социальных групп и регионов страны, которая получила название Уложенной комиссии. Екатерина написала для комиссии «Наказ», в котором изложила свои представления о содержании и характере законов, которые необходимо было разработать. В июле 1767 г., после долгого обсуждения, «Наказ» был опубликован. В нем говорилось, что для такой большой страны, как Россия, идеальной формой правления является самодержавие. Одной из важнейших задач Уложенной комиссии выдвигалась разработка законов об отдельных сословиях. Наказы посвящены дворянству и третьему сословию Большой раздел документа был посвящен понятиям преступления, следствия, суда и наказания. Законы, утверждала Екатерина, существуют не для устрашения, а для воспитания граждан. Екатерина была против пыток и смертной казни. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения начала заседать в Москве в июле 1767 г. По сути дела, это было первой попыткой внедрить в государственную сферу России учреждение парламентского типа. Уже вскоре после начала заседаний Уложенной комиссии выяснилось, что депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства депутатов, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты оказались консервативными: их волновали узкосословные и групповые интересы. В декабре 1768 г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Так закончился первый этап екатерининских реформ, особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. 17 января 1765 г. появился указ, по которому помещикам разрешалось провинившихся крестьян отдавать в каторжные работы. 22 августа 1767 г. появился второй указ, который запрещал крестьянам подавать жалобы на помещиков непосредственно в руки государя. Важнейшим направлением деятельности Екатерины II было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала 2 обширных документа, которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый документ законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетия. Жалованная грамота городам носила иной характер. Она не была адресована определенному сословию, и в ней рассматривались не только личностные и сословные права городского населения, а организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления. Создавая программу о сословиях, Екатерина П не могла миновать крестьянство. Документы свидетельствуют о том, что проект жалованной грамоты крестьянам был заготовлен, но не был утвержден.

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Екатерина II хотела продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия. В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. В документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения. Она была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством но была распущена. Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Правительство начало упразднение автономий окраин. 26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных. Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.).Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций. Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе, стали открываться училища, началось системное развитие женского образования. В 1783 году основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. Развивались новые для России направления медицины. В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях. Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление. Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Стремление России не устраивало Францию и Турцию. Все это привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.