Болезни Военный билет Призыв

Что произвело самое сильное впечатление человек амфибия. Сочинение «Человек-амфибия. Мнения о профессоре

«Человек-амфибия» – одно из самых известных произведений Александра Беляева. Именно этот роман чаще всего вспоминают в связи с именем автора. Его действие происходит в солнечной Аргентине. Гениальный доктор Сальватор отказался от врачебной практики и поселился в отдалении от людей, на морском берегу, отгородившись высокими стенами от внешнего мира. Там он занялся экспериментами по пересадке органов животных человеку для лечения болезней или развития новых качеств. Проводя вначале эксперименты над животными, он много раз соединял части разных зверей, создавая поистине удивительных существ. Сальватор ведет очень замкнутую жизнь, однако он никогда не отказывал в помощи больным индейцам, спасая их от смерти даже в тех ситуациях, когда другие врачи уже ничего не могли сделать. Индейские племена считали его почти что богом.

А в это время среди местных жителей распространяются слухи о появлении в океане получеловека-полурыбы или морского дьявола, который перерезает рыбацкие сети, ездит по волнам верхом на дельфине, помогает морским животным, а иногда спасает моряков. У некоторых человек-амфибия ассоциируется с темными, демоническими силами, другие видят в нем защитника бедных, бога, пришедшего, чтобы восстановить справедливость и помочь простым людям. Истории о морском чудовище многие считают мифом, однако Педро Зурита, владелец шхуны «Медуза», однажды собственными глазами увидел это фантастическое существо. Предприимчивый и жадный торговец жемчугом решил во что бы то ни стало поймать его и заставить работать на него, добывая сокровища с морского дна.

События произведения подсказаны реальным судебным процессом по делу хирурга, проводившего эксперименты по усовершенствованию человека. Его деятельность была воспринята как вызов божественным законам, и он был приговорен к заключению на длительный срок. Александр Беляев читал заметку об этом деле в газете. Также в романе был использован сюжет книги французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», рассказывающей о человеке-акуле.

Роман «Человек-амфибия» написан ярким, живым стилем. Потрясающе четко и реалистично изображены картины природы. Наряду с этим немалое внимание уделяется психологической драме, душевным состояниям героев и фантастике. В романе много увлекательных приключений, очень красиво изображена романтическая история Гуттиэре и Ихтиандра, грустная и поэтичная. Изначально читателю не открываются многие загадки, лишь постепенно мы узнаем о Сальваторе и его приемном сыне Ихтиандре и понимаем, кто такой в действительности морской дьявол.

Убедительно показана жизнь Ихтиандра под водой, глубоко переданы его переживания и ощущения. Удивительно красиво изображен морской мир, из книги многое можно узнать об океане, жизни морских животных. Научные знания в романе органично сочетаются с высоким полетом фантазии, смелыми догадками и взглядами в отдаленное будущее. Сальватор по духу борец за новое знание, научную революцию, изменение людей к лучшему. Он сражается с религиозными предрассудками, закосневшими общественными устоями, мракобесием, мешающим людям решить многие проблемы, открыть для себя новые возможности. Общество, в котором он вынужден заниматься своей работой, мешает воплотиться его удивительным идеям. Сальватор – это сильный и харизматичный человек, способный изменить мир к лучшему. В отличие от интерпретации киноверсий, в романе его роль не менее значима, чем роль Ихтиандра.

Жизнь «сухопутных» людей описывается через восприятие совершенно необычного человека, ничего не понимающего в привычках и ценностях людей, не придающего значения деньгам и положению в обществе. Ихтиандр невероятно одинок и в море, и на земле. Ведь ни в одном из миров нет существ, похожих на него. Его единственным другом становится дельфин, которого он однажды спас. Морской дьявол не может быть с любимой девушкой, сделавшей для него привлекательной земную жизнь, однако и без нее он не может быть полностью счастлив. Ему сложнее всего, потому что Ихтиандр – первый из будущих людей. Он ведь необычен не только тем, что может жить под водой, но и своими духовными качествами, кристальной честностью, открытостью, верой в добро, умением ценить природный мир и жить в гармонии с ним. В книге есть мысль о том, что такие люди придут на смену прежним.

Одновременно с этим поднимается и вопрос о праве ученого на эксперименты по изменению природы человека, попытках усовершенствовать наш вид. И если эксперименты профессора Преображенского из «Собачьего сердца» заканчиваются неблагополучным финалом и осознанием своих ошибок, то Сальватор создал удивительное и прекрасное существо.

Александр Беляев свободно и смело показал в романе, какие возможности могут появиться у человека в будущем, сколько еще неизведанного и нераскрытого поджидает нас повсюду. Недаром его называли «советским Жюлем Верном» Несмотря на то, что роман «Человек-амфибия» был написан еще в начале XX века, он нисколько не кажется старомодным. Ценители качественной фантастики или же просто красивых, необычных произведений перечитывают его до сих пор.

Главным героем фантастического романа «Человек-амфибия» является юноша по имени Ихтиандр. Ихтиандр обладает необычной способностью – он может дышать под водой, как рыба. Талантливый хирург доктор Сальватор, уединенно живущий на берегу моря в своей лаборатории, пересадил Ихтиандру в детстве жабры акулы. Доктор Сальватор жил мечтой о том, чтобы человечество могло освоить океанские просторы и глубины, и когда к нему однажды принесли умирающего ребенка, он решил спасти ему жизнь, проведя столь необычную операцию.

Побочным эффектом этой операции было то, что Ихтиандр не мог долго дышать воздухом на поверхности и поэтому значительную часть времени он проводил под водой. Жизнь людей на поверхности мало его интересовала, зато подводный мир он знал великолепно. Не зная особенностей человеческой жизни, он не понимал, зачем люди вылавливают так много рыбы, и подшучивал над ними, портя снасти и пугая рыбаков. Так появилась легенда о морском дьяволе.

Но однажды один из капитанов по имени Зурита, промышлявший добычей жемчуга, сумел понять, что необычное существо, которое люди встречали в море, не имеет ничего общего с дьяволом. И Зурита решил поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Первая попытка поймать человека-амфибию сетями окончилась неудачей. Тогда Зурита сумел внедрить своего человека в обслуживающий персонал доктора Сальватора. И однажды Ихтиандр стал его пленником. Через какое-то время опыты доктора Сальватора по переделке живых существ стали достоянием огласки и в дело вмешалась церковь. Доктора Сальватора судили, а Ихтиандра тоже держали под стражей в местной тюрьме. Из-за несоблюдения образа жизни, который ему предписывал доктор Сальватор, Ихтиандр мог дышать легкими совсем мало времени и вынужден был теперь постоянно находиться в воде.

Доктор Сальватор сумел устроить Ихтиандру побег из тюрьмы и направил его на далекий остров в Тихом океане, где жил его старинный друг. Так Ихтиандр покинул мир людей, наполненный жадностью, склоками и стремлением к наживе. И хотя в океане он был одинок, жизнь среди водных просторов была для него несравненно более привлекательна.

Таково краткое содержание романа.

Главная мысль романа «Человек-амфибия» состоит в том, что характер человека, его интересы и набор знаний, которыми он обладает, всецело определяются средой обитания. Ихтиандр значительную часть жизни провел в океанских глубинах, и он отлично разбирался в тонкостях подводной жизни, знал и любил обитателей моря. А жизнь людей ему казалась малоинтересной и зачастую представлялась неприятной.

Роман «Человек-амфибия» учит тщательно просчитывать последствия разного рода научных экспериментов, которые могут принести не только пользу, но и вред в случае, если не все факторы учитываются при таких экспериментах. Ихтиандр хоть и получил в результате операции доктора Сальватора возможность жить дальше, но при этом уже не мог жить полноценной жизнью среди других людей. В результате юноша вынужден был жить в одиночестве.

В романе мне понравился главный герой, Ихтиандр. Он сумел приспособиться к необычной для него среде обитания, океану. Обладая недоступными другим людям способностями, он нередко приходил на помощь людям, терпящим бедствие на воде, спасал им жизни. И даже беды морских обитателей не оставляли его равнодушным. По вечерам он ходил вдоль берега и бросал обратно в воду тех жителей моря, которых прибой выбрасывал на берег.

Какие пословицы подходят к роману «Человек-амфибия»?

Помощь человеку не канет в воду.
Одному жить - сердцу холодно.
В море дорог много.

Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА

Октябрьский учебно-воспитательный комплекс № 1«Школа-гимназия»

Красногвардейского районного совета

Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

В РОМАНЕ А. БЕЛЯЕВА «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»

Подготовил

учитель русского языка и литературы

Танашевич Александра Александровна

пгт Октябрьское – 2014

Тема: Символическое значение персонажей в романе А. Беляева «Человек-амфибия»

Цель: учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа, развивать аналитическое мышление; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет А. Р. Беляева, выставка книг писателя, роман «Человек-амфибия», иллюстрации к произведению, схема, таблица, словарь литературоведческих терминов.

Тип урока: урок–проблемный вопрос, урок–исследование.

Истинная наука не знает

ни симпатий, ни антипатий:

единственная цель ее - истина.

У. Грове

Природа - это лучшая

и объективнейшая учительница

при решении самых трудных

вопросов науки.

В. В. Докучаев

ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    Что мы знаем об Александре Романовиче Беляеве?

Ответ: Александр Беляев – известный писатель-фантаст, ставший одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Серьезная литературная деятельность Беляева начинается только после переезда в Москву, в 1923 году. В эти годы печатаются его первые научно-фантастические рассказы, а также повести в журналах. Кстати, со временем за писателем закрепилось прозвище «советского Жюля Верна». В период с 1925 по 1930-е гг. выходит целый ряд произведений Беляева, а именно – «Властелин мира», «Человек, потерявший свое лицо», а также «Человек-амфибия». Эти рассказы прославили писателя не только в России, но и за рубежом. Последним романом стал «Ариэль», который был написан в 1941 году. Те произведения, которые Беляев печатал уже после 1930-х годов, выражали различные научные идеи и политические агитки, так как в это время наблюдался жесткий идеологический прессинг, под которым жили литераторы той эпохи.

Интересный факт: рассказы Беляева выпускались не только под своим именем, но и под псевдонимами Немо, А. Ром, А. Романович.

За несколько месяцев до начала войны писатель перенес очередную операцию, поэтому отказался эвакуироваться. В военные годы он проживал в городе Пушкин, в пригороде Ленинграда, который был оккупирован. В 1942 году писатель умер от голода.

Однако обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Мнения относительно смерти писателя разделились. Бытовало мнение, что Беляев не выдержал ужасов оккупации, а некоторые считали, что причина гибели скрыта в его последнем романе.

На Казанском кладбище Царского села установлен памятник фантасту. Однако установлен он не на могиле писателя, а в месте его предполагаемого захоронения. В 1990 году Союз писателей СССР утвердил литературную премию имени Александра Беляева, которой награждаются за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Ответ: «Челове́к-амфи́бия» - роман о человеке, способном жить под водой, написанный в , однако историю о человеке-амфибии пересказывают с древних времен.

Источники сюжета

    Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой.

    Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де ла Ира, напечатанный в петербургской осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу».

Литературовед М. Н. Золотоносов, указавший в 2003 году на эти источники, считает, что непосредственным образцом для Беляева стал роман «Человек-рыба»: он был переработан «по-советски» и получил вместо антисемитского - гуманистическое звучание.

  1. Чем отличается популярный сейчас жанр фэнтези от научно-популярной фантастики?

Словарная работа:

Фэнтези - это сказка, которая в своих фантастических допущениях не требует никаких логических научных обоснований в отличие от фантастики.

Научная фантастика - жанр в , и других видах искусства, одна из разновидностей . Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с , возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность.

Прежде подготовимся к дальнейшей работе!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Давайте вспомним основные моменты содержания романа:

Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем - пересадка органов, в том числе межвидовая. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, приходящим к нему со всей Южной Америки. Индейцы почитают Сальватора как бога - он лечит болезни и травмы, которые считаются безнадёжными. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть - его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Но чтобы выжить, он должен постоянно соблюдать режим - часть времени проводить в воде, часть - на воздухе, иначе его состояние резко ухудшится. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется - человек-рыба.

Действие книги начинается спустя много лет, когда Ихтиандр уже вырос. Он живёт у Сальватора, плавает в океане, куда выбирается подводным туннелем, ведущим от виллы Сальватора. Человек-рыба не остаётся незамеченным - то он разрежет рыбацкие сети, то его заметят рыбаки или ловцы жемчуга, когда он плавает на дельфине и трубит в раковину. По побережью уже ходят слухи о «морском дьяволе», живущем в океане. Ловцы жемчуга боятся нырять, рыбаки - выходить на промысел. Капитан Педро Зурита, промышляющий ловлей жемчуга, раздражён слухами, идущими ему в убыток, но быстро понимает, что за слухами кроется что-то реальное. Он решает, что «морской дьявол» - это разумное животное, которое неплохо было бы поймать и использовать. Попытки поймать «дьявола» сетями не удаются. Зурита узнает от Бальтазара, что вход в логово "морского дьявола" ведет к вилле доктора Сальватора. Педро Зурита решает проникнуть в его владения, но попытка не удается. Тогда, под видом деда больной индейской девочки в поместье приходит Кристо - агент Зуриты. Он входит в доверие к Сальватору и со временем узнаёт об Ихтиандре.

Ихтиандр спасает тонущую в море девушку - Гуттиэре, приёмную дочь Бальтазара, одного из подручных Зуриты. Оказавшийся поблизости на берегу Зурита находит Гуттиэре и уверяет девушку, что это он её спас. Поражённый красотой Гуттиэре, Ихтиандр хочет увидеть её снова, но он совершенно не знает жизни на берегу. С помощью Кристо он совершает несколько выходов в город, находит девушку, встречается с ней. У Гуттиэре есть возлюбленный по имени Ольсен, но она испытывает симпатию к странному юноше. Но в конце концов Зурита, более богатый и могущественный, берёт Гуттиэре в жёны и увозит в своё поместье. Ихтиандр, узнав о случившемся от Ольсена, отправляется за девушкой, но в результате сам попадает к Зурите. Его сначала принуждают добывать жемчуг, приковав на длинную цепь, а потом отправляют, якобы по просьбе Гуттиэре, собрать ценности с недавно затонувшего корабля. Гуттиэре удаётся крикнуть Ихтиандру, что Зурита лжёт и что ему надо спасаться. Ихтиандр бежит.

Кристо сообщает Бальтазару о своём предположении, что Ихтиандр - сын Бальтазара, которого много лет назад отнесли на лечение к Сальватору. Этого мнения он приходит из-за увиденного на Ихтиандре родимого пятна - точно такое же было у ребенка Бальтазара, когда он его относил к Сальватору. Бальтазар хочет добиться, чтобы ему вернули сына, и подаёт жалобу прокурору. Одновременно к прокурору обращается и Зурита. Местный епископ также выступает против Сальватора, обвиняя его в богохульных опытах. Полиция берёт Сальватора и Ихтиандра под стражу.

К этому моменту из-за слишком частого пребывания на суше состояние Ихтиандра ухудшается. Легкие у него атрофируются. Отныне он должен почти всё время проводить в воде.

В суде Сальватор рассказывает историю Ихтиандра. Его приговаривают к тюремному заключению, а на Ихтиандра, признанного, из-за незнакомства с реалиями жизни, недееспособным, получает права опекунства Зурита. По настоянию епископа Ихтиандра решают убить, отравив . Сальватор - светило науки, очень богатый человек, поэтому несправедливого правосудия он не боится. Он знает, что срок его заключения будет недолгим, и он скоро окажется на свободе. Благодаря помощи смотрителя тюрьмы, жене которого Сальватор незадолго до этого спас жизнь, и Ольсена Ихтиандру организуют побег. Сальватор направляет его к своему другу-ученому на далекий остров. Ихтиандр берет Лидинга, они уплывают.

Гуттиэре, на которую Зурита посмел поднять руку, разводится с ним и выходит замуж за Ольсена. Они уезжают в . Профессор, отбыв тюремное заключение, возвращается к научной работе. Кристо продолжает служить у него. Бальтазар сходит с ума и становится нищим из-за пропажи сына.

    МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель: Наравне с другими произведениями Беляева в книге анализируется возможность физического выживания в экстремальных условиях, а также моральная сторона научных экспериментов. Наша задача сегодня будет состоять в следующем – выйти за рамки общепринятого понимания и провести небольшое исследование: содержит ли роман Беляева скрытые символы и что эти символы могут обозначать.

Словарная работа:

СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

    ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Учитель: Итак, для того, чтобы выявить скрытые символы в романе, нам необходимо вспомнить, что произведение насыщено персонажами главных и второстепенных ролей.

    Проблемный вопрос : какова же значимость каждого из персонажей романа Беляева? Что символизируют персонажи?

Но сначала!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вспомним всех персонажей романа.

    Ихтиандр - человек-амфибия

    Бальтазар - индеец, в молодости - ловец жемчуга; возможно, отец Ихтиандра

    Педро Зурита - владелец шхуны «Медуза»

    Сальватор - доктор, хирург и великий ученый

    Джим - негр, слуга Сальватора

    Кристо - брат Бальтазара, старше его на 10 лет

    Гуттиэре - приёмная дочь Бальтазара

    Ольсен - рабочий на фабрике

    Долорес - мать Педро Зурита

    Дон Флорес де Ларра - ходатай по судебным делам

    Аугусто де - прокурор

    Хуан де Гарсилассо - епископ

    Шейн - профессор, эксперт суда

    Смотритель тюрьмы

    Арман Вильбуа - океанограф, друг Сальватора

    Лиддинг - дельфин, подводный друг Ихтиандра

    Давайте попробуем с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков определить, что же в их лице автор пытается нам показать.

Работа с текстом


Учитель: Исходя из информации, данной об Ихтиандре, какой вывод мы можем сделать – что или кого символизирует человек-амфибия?

Ответ: Ихтиандр чист душой, его помыслы и действия искренни. Юноша впитывает то, чему учит его окружающий мир, воспринимает те знания, которые ему дают. Он умен и любознателен, как любой ребенок, но в то же время лишен умения ориентироваться в обществе, человеческие чувства – первые, искренние – его поглощают, он не умеет с ними справляться. Ихтиандр представляет собой подобие ребенка, дитя создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него. Юноша – результат деятельности и замыслов тех, кто извлекает выгоду из его детского, неиспорченного характера и особых способностей.


Учитель: Какой же вывод можно сделать о Бальтазаре? Что собой представляет этот человек?

Ответ: Бальтазар – человек, воспитанный условиями, в которых ему необходимо было выжить: «Не достанешь - выпорет линем или плетью и бросит в воду, как собачонку. Били нас нещадно. Не многие выдержали. Но я стал первым ловцом во всем округе. Хорошо зарабатывал… Ему, бродяге, искателю жемчуга, этот запах напоминал о радостях привольной жизни и волнующих опасностях моря». Он потерял семью: жена умерла при родах, умер (как ему сказали) и сын. Бальтазар хорошо относился к приемной дочери, не принуждал выходить замуж за Зуриту. Когда узнал, что его сын, возможно, жив, то захотел спасти своего ребенка. После того, как его замысел провалился, мужчина сошел с ума и лишился всего, что у него было.

Таким образом, можно сделать вывод, что Бальтазар – обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств.


Учитель: Какое впечатление на вас произвел Зурита?

Ответ: Педро Зурита – представитель категории людей, подверженных порокам, людей, которые любой ценой достигают своей цели, при этом для них не имеет ценности человеческая жизнь, они способны причинить боль «любимым» людям, использовать их в своих целях.


Учитель: Итак, кто же такой Сальватор – спаситель или злодей, гений или безумец?

Ответ: Сальватор – ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества. Он не злодей, потому что спасает жизни бедных индейцев, но и не совершенный благодетель, потому что проводит эксперименты над живыми существами, включая людей. Нельзя его назвать безумцем, потому что он осознанно совершает свои опыты для высшей цели – помочь человечеству. Его операции гениальны. Сальватор любит свои создания, любит Ихтиандра как сына, но все же занят наукой больше, чем воспитанием в юноше чувств и способностей жить в обществе. Сальватор не бежит от ответственности, он готов принять наказание, понимая, что все равно стоит выше всех, кто его судит. Выше потому, что для него открыты все законы, которые его не страшат, в отличие от остальных «обывателей».

    Гуттиэре : «Девушка была известна красотой далеко за пределами Нового порта. Но она была застенчива и своенравна. Чаще всего она говорила певучим, но твердым голосом: "Нет!"

Учитель : Многое ли мы можем узнать о Гуттиэре из текста? Что собой представляет девушка?

Ответ: Красота Гуттиэре поражает Ихтиандра, ее прямолинейность и доброта вызывают у юноши первое чувство любви. Своенравие девушки приводит к необратимым ситуациям: скрытность и тайны – к тому, что Ихтиандр бросается со скалы, девушка называет Ихтиандра «бедный мальчик», отмечая в нем неиспорченность и чистоту, но в то же время – девушка не ценит чувства юноши по отношению к ней, любовь, которую она олицетворяет, приводит Ихтиандра практически к гибели. Любовь к Гуттиэре – это чувство, обладающее разрушающей силой.

    Епископ Хуан де Гарсилассо : «А ваш Сальватор полагает, что нужно что-то исправлять, переделывать, уродовать, что люди должны быть земноводными существами, - и вы тоже находите все это остроумным и целесообразным. Разве это не хула бога? Не святотатство? Не кощунство? Или гражданские законы уже не карают у нас религиозных преступлений? Что будет, если вслед за вами все станут повторять: «Да, человек плохо сотворен богом. Надо отдать человека в переделку доктору Сальватору»? Разве это не чудовищный подрыв религии?.. Бог находил все, что создал, хорошим, - все свои творения. А Сальватор начинает переставлять животным головы, менять шкуры, создавать воистину богомерзкие чудовища, словно издеваясь над создателем. И вы затрудняетесь найти в действиях Сальватора состав преступления!.. Ведь это существо не имеет даже христианского имени, ибо Ихтиандр по-гречески значит не что иное, как человек-рыба. Даже если Ихтиандр сам не виновен, если он является только жертвой, то он все же является богопротивным, кощунственным созданием. Самым своим существованием он может смущать мысли, наводить на грешные размышления, искушать единых от малых сил, колебать слабоверных. Ихтиандр не должен существовать! Лучше всего, если бы господь призвал его к себе, если бы этот несчастный юноша умер от несовершенства своей изуродованной природы, - епископ многозначительно посмотрел на прокурора. - Во всяком случае, он должен быть обвинен, изъят, лишен свободы. Безбожник Сальватор и омерзительное детище его рук Ихтиандр - дерзкий вызов церкви, богу, небу! И церковь не сложит оружия, пока они не будут уничтожены.

Учитель : Что мы можем сказать о представителе церкви, веры?


Ответ: Мы знаем, что еще в период Средневековья чрезвычайно важной особенностью культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом. В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт – церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества. Можно сделать вывод, что епископ Хуан де Гарсилассо – представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».

    Давайте попробуем прийти к единому выводу – что является главным фактором, заставляющим человека оставаться на том же уровне?

Ответ: Страх.

Учитель: Страх перед новым, неизведанным всегда заставлял людей оставаться на той ступени развития, которой они достигли. Мы можем сделать еще один вывод – епископу был выгоден страх общества перед опытами доктора Сальватора, потому что с помощью страха представителей этого общества можно направлять в нужном для «власти» направлении.

    Подведем итоги наших размышлений.

Составление таблицы (письменно)

Персонаж

Что он символизирует

Ихтиандр

создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него.

Бальтазар

обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств

Педро Зурита

представитель категории людей, подверженных порокам, «болезнь» общества

Сальватор

ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества (развитие науки)

Гуттиэре

сильное чувство, обладающее разрушающей силой

Хуан де Гарсилассо (епископ)

представитель той идеологии, которая отрицает воздействие человека на развитие мироздания и руководит людьми благодаря деформированному понятию «религии» и «веры в Бога».

Ихтиандр –

может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него

Сальватор –

развитие науки

Педро Зурита –

пороки, «болезнь» общества

Епископ –

отрицает воздействие человека на развитие мироздания

Гуттиэре

разрушительная сила любви

Бальтазар

человек, приспосабливающийся к условиям ради того, чтобы выжить

Чтобы более ясно увидеть взаимосвязь персонажей, давайте попробуем составить вспомогательную схему:

2. 3.

1. 4.

    Обратим внимание на круговое взаимодействие символичных значений персонажей:

    1. – пороки влияют на людей, заставляя их подчиняться условиям выживания;

    2. – идет взаимодействие человеческих качеств: иногда принципиальный человек может развить в себе негативные черты, которые пагубно скажутся на судьбах других;

    3. – наука имеет свои строгие понятия, поэтому ее целью не является воспитание и развитие эмоций, ее цель – физиологическая и физическая сторона;

    4. – наука и религия – две противоборствующие силы, имеющие одинаковое влияние на общество, но с различными последствиями, взаимоотрицание и неприятие;

    5. - взаимоотрицание и неприятие идей приводит к развитию «болезней» общества;

    Ихтиандр – связующее звено, так как именно он находится под влиянием всех этих факторов.

Устали? Правильно, пора провести разминку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Опираясь на тематику работ автора, на проблемы, поднимаемые в его произведениях, опираясь на проанализированные факты о символическом значении персонажей романа Александра Романовича Беляева «Человек-амфибия», а также об их непосредственной взаимосвязи, мы можем ответить на ранее поставленный проблемный вопрос о значении персонажей романа и прийти к следующему заключению: рассмотренные образы символизируют неотъемлемые составляющие части всего общества. Сильнейшие чувства и эмоции, пороки общества, противоборство науки и религии, желание человека выжить в любых условиях – это главные факторы, которые влияют на «незамутненное» сознание и душевные качества, способные развиваться при определенных условиях. Ихтиандр – символ чистого сознания, еще дитя по своему восприятию – не может выжить в таком противостоянии, потому что каждый элемент сосредоточен на получении своей выгоды, а не на устранении ущерба для жизни остальных. Настоящим исследованием, проведенным анализом мы пришли к своеобразному выводу – подтверждению актуальных проблем общества, но в то же время не умаляем значение темы о моральной стороне научных экспериментов.

    ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

А) Для учащихся достаточного, высокого и среднего уровней компетентности: письменно ответить на вопрос – «В чем для меня заключается смысл произведения «Человек-амфибия» А. Беляева».

Б) Для учащихся низкого уровня компетентности: рассказать о том, как сложилась судьба героев после описанных событий.

Методическая разработка урока литературы

Танашевич А. А.

В мире не так много авторов, чьи произведения абсолютно все любимы читателями и до сих пор восторженно награждают книги отзывами. О книге «Человек-амфибия» мнения единогласно сходятся - потрясающее своей глубиной произведение, заставляющее еще раз пересмотреть свои взгляды на жизнь.

У многих людей советского воспитания эта книга является одной из самых любимых, так как в ней есть все: любовь и предательство, погони и фантастические персонажи, описания природы и тонкая психология человеческой души.

Несколько строк об авторе

Книга написана в 1927 году Александром Беляевым, который большую часть своей жизни провел, прикованный к кровати: у него был спондилит позвоночного столба. Это не помешало ему написать 17 романов и более 70 рассказов, повестей и других научно-фантастических произведений, в которых было более сорока идей и фантазий, которые впоследствии были осуществлены в реальности.

Умер Александр Романович в Ленинградскую блокаду в 1942 году, оставив после себя великое наследие и получив почетное прозвище: «русский Жюль Верн».

Отзывы о книге

«Человек -амфибия» был выпущен в печать в далеком 1928 году и сразу же стал популярным не только из-за своих фантастических идей, но еще из-за печальной истории любви между двумя молодыми людьми, разлученными друг с другом стечением жестоких обстоятельств и бесчестными людьми.

Роман Беляева рекомендуют к прочтению школьникам 6-7 классов, так как он затрагивает такие важные ценности, как дружба, верность и учит ставить моральные принципы и честь выше материальных ценностей, которые дают только временное удовольствие. Если судить по отзывам о книге «Человек- амфибия», то однозначно то, что добро все равно победит зло, но настолько дорогой ценой, что после прочтения еще несколько дней не будет покидать неприятный осадок от несправедливости, человеческой подлости и нарушения всех этических норм.

Сюжет книги

Книга Беляева «Человек-амфибия» повествует о гениальном ученом, создавшим первого человека с жабрами, то есть способного дышать под водой. Местные жители неоднократно его видели резвящимся в воде и прозвали «морским дьяволом». Была назначена награда за его поимку.

Молодой парень, долгое время живший в ограниченном пространстве, случайно попадает в мир людей - спасает тонущую красивую девушку и влюбляется в нее. Первоначально она отвечает взаимностью, но так уж складывается судьба, что ей необходимо выйти замуж за другого, чтобы спасти отца.

Ихтиандр (так зовут главного героя) решает помочь и собирает жемчуг на дне моря, но случайно попадает в сети, расставленные для его поимки. Волею судеб оказывается, что он - пленник будущего мужа его возлюбленной. Юношу заключают в тюрьму, держа в зверских условиях, из-за которых он навсегда теряет способность дышать легкими и едва не умирает. К счастью, друзья помогают ему бежать: несчастный парень навсегда покидает близких людей, уплывая жить в океан, подальше от алчных людей, охотившихся за ним.

Из краткого содержания «Человека -амфибии» становится ясно, что это - фантастический роман с элементами мелодрамы и триллера, держащий в напряжении до последних строк.

Ведущие персонажи

Главные герои «Человека -амфибии» довольно многогранны, поэтому судить их или жалеть с первого раза бессмысленно: по мере прочтения книги отношение к ним меняется несколько раз в зависимости от угла подачи автора.

  • Ихтиандр - главный герой книги, человек-амфибия, по отзывам читателей считается пассивной жертвой доктора и обстоятельств.
  • Гуттиэре - молодая девушка, возлюбленная Ихтиандра, сильная духом, мужественная, но сдавшаяся из-за любви к отцу.
  • Доктор Сальватор - ученый, пытающийся скрещивать различные формы жизни. Умирающему мальчику он пересадил акульи жабра, создав первого человека-амфибию, умеющего дышать легкими, живя на суше, и под водой - дыша с помощью жабр.
  • Педро Зурита - будущий муж Гуттиэре, алчный и злобный хищник, типичный представитель расы капиталистов. Настолько поглощен жаждой наживы, что не замечает своей моральной деградации, но при этом искренне любит девушку.
  • Бальтазар - отец Гуттиэре, старик-трудяга, всю жизнь посвятивший морю. Довольно наивный и бесхитростный, попадается на уловку, за которую расплачивается не только своей жизнью, но и счастьем дочери.

Основная концепция «Человека-амфибии»

Отзыв о книге у некоторых детей нынешнего поколения довольно жесткий: ученый, считавший себя отцом Ихтиандра и имевший большие деньги, обеспечил его всем, кроме самого главного: общения с людьми и умения жить среди них. По мнению юных читателей, отсутствие именно этих качеств привело к печальному окончанию романа.

Парень не знал самых простых вещей, но при этом обладал академическими знаниями о море и их жителях, разбирался в зоологии и географии, даже астрономии, но понятия не имел, что такое ложь и предательство, не знал, что такое деньги и к чему приводит жажда обладания ими.

Роман Беляева восполняет этот пробел и показывает всю человеческую суть во всей ее неблаговидном естестве, давая читатель самому сделать выводы, не навязывая своего мнения.

В средней школе на уроках литературы школьники проходят роман «Человек-амфибия» А.Беляева, и в качестве закрепления пройденного материала им предлагается написать сочинение. Обычно не всем это задание дается легко, поскольку произведение достаточно непростое для детского восприятия. В качестве достойного примера предлагаем вашему вниманию сочинение «Человек-амфибия», написанное учащимся 8 класса.

Фильм по роману А. Беляева «Человек-амфибия» я смотрел еще несколько лет назад со своей мамой, и его герои мне сразу полюбились. А недавно довелось прочитать саму книгу. Она впечатлила меня еще больше. Эта печальная и трогательная история о любви и одиночестве вряд ли сможет кого-то оставить равнодушным.

Жизнь главного героя романа по имени Ихтиандр с самого начала не складывалась. Он родился с тяжелой болезнью легких, и не выжил бы, если бы не доброта и ум доктора Сальватора, который пересадил мальчику акульи жабры. Эта операция стала спасительной для ребенка. Он вырос и превратился в красивого юношу, а Сальватор стал его приемным отцом.

Ихтиандру приходилось не сладко. Ему нужно было соблюдать строгий режим, находясь по очереди то в воде, то на суше. Даже маленькое нарушение могло привести к гибели.

Шли годы, и жители аргентинского городка, где разворачиваются действия романа, стали замечать, что в море у их берегов обитает какое-то необычное существо. Они прозвали его Морским Дьяволом и даже опасались рыбачить и купаться. Никто из посторонних не знал о существовании Ихтиандра и о его особенностях, поэтому слухи ходили один страшнее другого. О Морском Дьяволе, якобы переворачивающем лодки и губящем рыбаков, даже писали в газетах.

А человек-амфибия никому не желал зла. Он был очень добрым и ранимым юношей, который сильно страдал от своего одиночества.
Однажды Ихтиандр спас прекрасную девушку Гуттиэре от гибели в воде и влюбился в нее. Она тоже полюбила своего спасителя, молодые люди много времени проводили вместе, но судьба не позволила им быть вместе. Их разделяла кромка воды…

Гуттиэре – положительная героиня романа. Она красивая, добрая и нежная. И даже тот факт, что девушка вышла замуж за другого, не делает ее плохой в моих глазах. Ведь ошибиться может каждый…

Мужем Гуттиэре стал злобный и алчный ловец жемчуга Педро Зурита, который по иронии судьбы тоже был связан с Ихтиандром. Проплывая на своей шхуне «Медуза» по морю, Зурита не раз видел Морского Дьявола и мечтал использовать его в своих корыстных целях. Он хотел, чтобы Ихтиандр доставал ему раковины с жемчужинами со дна морского.

Сложно передать страдания человека-амфибии, который знал, что его возлюбленная принадлежит другому. Чтобы повидать любимую, Ихтиандр, рискуя жизнью, проник в дом Педро. И попал в плен… Зурита упек в тюрьму не только его, но и его отца – доктора Сальватора.

К счастью, Ихтиандру при помощи друзей удалось освободиться из неволи. Он покинул свой город, свою возлюбленную, своего приемного и родного отца, который оказался отчимом Гуттиэре.
Человек-амфибия уплыл на необитаемый остров, подальше от людей, и больше его никто не видел. А я задумался о том, как сложно жить в нашем обществе тем, кто непохож на других. Считаю, что роман А.Беляева – совсем не фантастика. Точнее, фантастичен он только внешне, а внутренняя сущность произведения – это не выдумка. Нужно только задуматься, оглянуться вокруг себя, присмотреться внимательно – и мы обязательно увидим какого-нибудь человека-амфибию. У него может быть уродливая внешность или другие физические недостатки, что делает его изгоем. А душа… Никому до нее нет дела!