Болезни Военный билет Призыв

Анализ урока по фгос в начальной. Анализ урока по фгос (выступление на педагогическом совете). В развивающей технологии

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

Слайд 1

Тема. Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода.

Новые веяния в образовании коснулись и коррекционных школ. В связи с официальным введением ФГОС с 2016г, где системно-деятельностный подход в обучении является приоритетным и обязательным, то перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами универсальных учебных действий.

Слайд 2

Системно - деятельностный подход состоит из двух понятий, системный и деятельностный.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 4

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

При проведении открытых уроков в 2015 - 2016 уч. году с использованием системно-деятельностного подхода, мы столкнулись с проблемой, которую попытались решить и представить вам на обозрение- это анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода. Мы нашли разные виды примерных анализов урока, но все они предназначены для массовых школ. Пробовали оценить результаты своей деятельности, но как правило получалось, что в старших классах результат педагогической деятельности был выше, чем у педагогов младших классов. При обсуждении методического дня, приняли решение: разработать бланки для анализов уроков по звеньям (у нас 2 звена) и для воспитательной деятельности. Меня назначили ответственной за разработку анализа урока в начальной школе. Результаты представляю вашему вниманию.

Карта анализа урока в начальной (коррекционной) школе с позиции системно-деятельностного подхода (СДП)

Класс _____ ФИО учителя ___________________________________________

Цель посещения _____________________________________________________

Название урока ______________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________

Дата посещения ______________________________________________________

Карта анализа урока располагается в таблице, которая содержит колонки с названиями… и примеры буду приводить с открытого урока по теме Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу кошка приносит человеку, как человек о ней заботится.

п/п

параметры

критерии

Нали-чие критериев

оценка

примечание

мотивация

1.Доброжелательность,

2.заинтересованность учебным материалом,

3.интересные формы,

4.нестандартный урок

1эмоциональность

2. было ли интересно?

3. смешанные на письме танцуем, на матем. -стихи и т.д.

4.это нетрадиционная (неустановленная структура: урок-игра, соревнование, аукцион, интегрированный, бинарный - проводят 2 учителя)

целеполагание

1.Цель определяется учителем.

2.Цель урока согласуется в обсуждении с учениками.

3.Цель урока обучающиеся формулируют частично самостоятельно

Пример из конспекта

Для чего нужны кошки?

В зависимости от класса выставляется оценка, а так же с учётом точности и чёткости её постановки

Характер учебных заданий

1.Репродуктивный (выполнение по образцу);

2.Репродуктивный с включением самостоятельной работы;

3. Поисковый, творческий (с элементами творчества)

Пример ?

Определить окрас

Как гладить кошку

Пример ?

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности обучающегося на уроке

1.принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;

2.принимает цели и задачи, поставленные учителем;

3. использует предложенный алгоритм действий;

4. использует предложенные ресурсы;

5. умеет частично формулировать проблему;

6. пытается решить проблему самостоятельно;

7.умеет планировать работу с помощью педагога;

8. частично осуществляет контроль своих действий

Оценка выставляется в зависимости от класса 1-4, от контингента обучающихся и от правильного управления педагога познавательной деятельностью обучающихся

Формы освоения урока

1. самостоятельная;

2. работа в парах;

3. работа в группах;

4. индивидуальная;

5. фронтальная

Необходимо разнообразие

Методы, используемые на уроке

1. проблемное изложение (учитель знакомит с процессом поиска решения той или иной проблемы);

2. репродуктивный (выполнение по образцу или неоднократное воспроизведение сообщённых знаний и способов деятельности);

3. эвристический (учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы);

4. объяснительно-иллюстративный;

Выбрать продукты, которыми бы накормили кошку

Для чего нужны кошки (лекарь, хорошее настроение, артисты, синоптики)

3. это методика обучения на открытии или догадке (поисковый метод)

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

2. проектная деятельность (элементы);

3. элементы проблемно-диалогический урок

В коррекц. Шк. Не используется

По мере возможности

Коммуникация учащихся

1. соблюдает речевые нормы;

2. учатся работать в парах и группах;

3. умеют договариваться между собой;

4. избегают конфликтных ситуаций;

5. задают вопросы на понимание;

Формирование БУД

1. во время объяснения нового материала активность принадлежит педагогу;

2. объяснение нового материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы;

3. сочетание объяснения учителя с высказываниями обучающихся (из жизненного опыта);

Организация обратной связи на уроке

1. учитель спрашивает - ученик отвечает;

2. учитель ставит проблему - учащиеся выбирают способы и формы обратной связи;

3. совместное моделирование ситуаций (обсуждение оценок);

повадки

принесли котёнка домой

Система оценивания достижений обучающихся

1.самооценка обучающихся на основе словесной характеристики;

2. включение обучающихся в обсуждение ответа;

3. заявка на оценку с указанием своих причин;

Рефлексия

Слайд 5-17

1. обучающиеся высказываются по поводу урока;

2. обучающиеся оценивают результат работы;

Результативность урока

1. результаты урока совпадают с целью урока;

Домашнее задание

1. задания подобные классным;

2. объём заданий не более 25% от классной работы;

3. задания дифференцированного характера;

В 1 классе не задаются

Выводы: _________Отличный урок, системно-деят. Подход прослеживается на протяжении всего урока и т.д.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__Опубликовать на сайте, провести для молодых педагогов, - если урок хороший, если есть недочёты, то посетить чьи-то уроки ит.д._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись лица, посетившего урок _____________________________________________________

Слайд 5

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственных поступков и прошедших событий.

Слайд 6

Делится на виды:

физическую (успел - не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 7, 8, 9

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

Рефлексия деятельности

Мы проведём рефлексию нашего общения игра «Микрофон». Прошу высказать своё мнение по моему выступлению. (Понравилось? Новое узнали? Было интересно? Настроение хорошее? Дополните: - я поняла, что…, - меня удивило…, - я смогу…)

Слайд 18 “Великая цель образования - это не знания, а действия (Герберт Спенсер)

Что собой представляет педагогический анализ урока физической культуры? Готовый вариант предполагает учет множества факторов, каждый из которых заслуживает детального рассмотрения и изучения.

Профессионализм педагога

Становление творческого учителя является основной задачей федеральных стандартов второго поколения. Полноценный анализ урока позволяет выявлять те проблемы, на которые необходимо обратить особое внимание, чтобы учителю можно было добиться оптимального результата работы. Профессиональный рост педагога является интегральным свойством его деятельности, отражающим связь с такими компонентами, как нравственность, профессиональная компетентность, самореализация, самоактуализация деятельности. В сумме все эти компоненты являются показателем профессионализма школьного преподавателя.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, преподаватель должен постоянно учиться, совершенствовать свой профессионализм, самореализовываться в педагогической деятельности. В настоящее время учитель должен быть готов к разрешению любой педагогической ситуации, переподготовке в максимально короткие сроки. Под профессионализмом подразумевают становление, рост, интеграцию, а также реализацию умений и знаний, личностных качеств, а также использование внутреннего мира для динамического развития.

Классификация профессионализма школьного преподавателя

Анализ посещения уроков - готовый вариант оценки профессионального роста школьного учителя. В настоящее время используют разные подходы для оценки профессионального роста педагога. Классификация Р. Фуллера предполагает выделение трех стадий:

  • выживание, подразумевающее процесс адаптации и усвоения методики преподавания в первый год работы;
  • адаптация и повышение профессионализма (2-5 лет);
  • зрелость для учителей с 6-8 летним стажем работы.

Третий этап является самым ярким проявлением личностных качеств педагога. Он связан с переосмыслением педагогической деятельности, проведением самостоятельных исследований, разработкой новых материалов. Анализ посещения уроков - готовый ответ на вопрос о сформированности основных педагогических принципов для группы экспертов.

Особенности организации школьного урока по ФГОС

Любой анализ урока - это оценка профессионализма педагога. Для грамотного планирования, выбора необходимых средств и форм обучения, корректировки и контроля над ходом учебного процесса педагог должен владеть специальными методическими приемами. Например, психологический анализ урока - готовый ответ на вопрос о целесообразности выбранных приемов для полноценного развития личности школьников в соответствии с их возрастными особенностями.

Для обоснованного и грамотного анализа педагогической деятельности учитель должен не только владеть теоретическими знаниями, но и проводить наблюдения за своей работой, оценивать коллег, анализировать уроки, обобщать информацию, сравнивать полученные результаты, делать логические выводы. Учитывая, что в российском образовании происходят серьезные изменения, анализ урока также скорректирован и предполагает оценку работы не только самого педагога, но и деятельности школьников на протяжении учебного занятия.

Разновидности анализируемой деятельности

Деятельность предполагает активность субъекта, направленную на преобразование мира, создание какого-то продукта духовной либо материальной культуры. Смысл педагогической деятельности, которую включает полноценный анализ урока, состоит в социальном процессе, направленном на передачу опыта, накопленного человечеством, новому поколению, а также на формирование у школьников социальной адаптации. Готовый анализ урока математики или любой иной учебной дисциплины подразумевает использование алгоритма, включающего определенный перечень, базирующийся на теоретических знаниях и практическом опыте.

Цели и задачи школьного урока по ФГОС

Как выглядит готовый анализ урока по ФГОС в начальной школе? Завучем распечатываются специальные бланки, которые эксперты заполняют при посещении урока либо занятия аттестуемого педагога. Разработка цели осуществляется с учетом специфики предмета, его места в учебном плане, типа и вида занятия. Помимо образовательных задач, на любом уроке должны присутствовать воспитательные и развивающие цели. Среди особенностей, которыми обладает готовый анализ урока по ФГОС, отметим указание ожидаемых результатов.

Любой педагог в тематическом планировании перечисляет те основные навыки, которыми должен овладеть ученик. Среди задач, которые выдвигает учитель на уроке, модно отметить диагностические, проектирующие, корректирующие, образовательные, воспитательные направления. Например, педагогический анализ урока физической культуры - готовый ответ на вопрос о достижении учителем задачи, поставленной перед ним обществом - формировании здорового поколения страны.

Анализирование урока по ФГОС

Приведем пример анализа урока по ФГОС в начальной школе. Образец поможет учителю понять те основные моменты, на которые ему нужно обращать внимание при проведении самодиагностики, и что будут анализировать эксперты в процессе своей деятельности. Тему урока должны формулировать сами учащиеся, а в задачу педагога входит подведение их к этому процессу. Эксперты оценивают также постановку школьниками задач, выявление цели занятия.

Что еще содержит готовый анализ урока по ФГОС? В пример можно привести любой урок, проводимый в начальной школе, в рамках которого осуществляется совместное планирование деятельности, составление индивидуальных диагностических карт для каждого школьника. Для оценки качества работы в ход урока включаются элементы взаимного и самостоятельного контроля, диагностики. При выявлении ошибок, недочетов осуществляется корректировка умений. На этапе рефлексии осуществляется обсуждение результатов, достигнутых школьниками.

Примерная схема анализа урока по ФГОС

Готовый анализ урока в начальной школе предполагает использование определенной схемы. Эксперт указывает в карте координаты педагога, наименование образовательного учреждения, предмет, автора учебно-методического комплекса, а также дату проведения занятия. Рассмотрим вариант урока по окружающему миру «Времена года»:

  • Постановка цели соответствует особенностям учебного материала. Практические цели, поставленные учениками, достигнуты в полном объеме.
  • Урок организован в полном соответствии с требованиями ФГОС. Продумана его структура, целесообразно выделены временные промежутки для постановки цели, закрепления материала, самооценки. Методики, выбранные учителем, в полной мере соответствуют задачам учебного занятия, материалу урока.
  • Для мотивации познавательной деятельности школьников педагог использовал элементы исследовательской деятельности (анализ времени года по фотографии).
  • Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, способствует развитию универсальных учебных навыков младших школьников.

  • Учитель подобрал материал в соответствии с возрастными особенностями школьников. Прослеживается связь между новым материалом и знаниями, которыми владеют ребята.
  • Учитель использовал для работы пересказ, совместное чтение текста учебника, ответы на вопросы. Элементы исследовательской деятельности просматривались при работе с фотографиями.
  • Посредством диалога педагогу удавалось владеть вниманием школьников, переходить с одного этапа урока на другой, получая максимальный положительный результат от своей деятельности. Особое внимание было уделено самоконтролю и самоанализу школьников.
  • Психологический климат во время урока был положительный, для эмоциональной разгрузки проводились физические минутки, использовалось переключение с одного вида деятельности на другой вид работы.

Такой урок в полной мере соответствует требованиям новых федеральных стандартов.

Проведение анализа урока технологии в 8 классе

Если готовый анализ урока истории связан с анализом качества усвоения школьниками фактов развития страны, то на уроке технологии внимание должно быть уделено практическим навыкам, которые помогут школьникам приспособиться к современной жизни. Цель состоит в закреплении знаний об интерьерном дизайне, полученных в 5-7 классах. Необходимо усвоить следующие термины: жалюзи, гардины, шторы, карниз, портьеры. Предполагается усвоение школьниками правил выбора фактуры ткани, цвета портьер для проведения дизайна оконного проема.

Задачи урока:

На первом этапе урока повторяются термины, которые связаны с темой урока, перечисляются основные правила декорирования интерьера. Для активизации познавательного интереса у школьников используется беседа, анализ коллекций, компьютерная презентация. На этапе объяснения нового материала дается возможность проявить творческие способности. Школьники предлагают собственные варианты декорирования оконных проемов, учитывая отличительные характеристики интерьерных стилей.

Для актуализации УУД предлагается практический блок «Квартирный вопрос». В группах выбирают дизайнера, мастера, менеджера по покупкам, покупателя. Итогом совместной работы должен стать готовый комплект для окна, выполненный по стилю, предложенном учителем. Самозащита предполагает корректировку знаний и навыков школьников, развитие коммуникативных навыков. Итогом урока станет презентация готовых работ школьников.

Виды анализа

Готовый анализ урока по физической культуре проводят в полном или кратком виде, в зависимости от целей, которые ставят перед собой эксперты. В полном анализе учитывается целевая направленность урока, то есть его триединая задача. Например, готовый анализ урока математики предполагает сопоставление количества задач и упражнений, которые предлагаются школьникам на уроке, с реальными возможностями детей. В полном анализе уделяется внимание также учету времени, используемому на изучение нового материала, его полноценный разбор, закрепление, а также самооценку и коррекцию УУД. Кроме того, готовый анализ урока русского языка, например, содержит подробное описание того, как педагогом была организована самостоятельная познавательная деятельность школьников, самоконтроль УУД.

Эксперты проводят анализ целесообразности работы с книгой как способа закрепления и совершенствования знаний, определяют обратную связь с каждым ребенком. Особое внимание в полном анализе любого урока по новым федеральным образовательным стандартам уделяется приемам и методам обучения, применяемым педагогом, а также уровню метапредметных связей.

Структурный анализ урока связан с выявлением основных элементов занятия, определением видов работы с учащимися, целесообразностью их применения на конкретном уроке. Эксперты выясняют развитие учебной деятельности школьников, начиная с первого структурного компонента урока и завершая итогом занятия. Они оценивают логичность цепочки, выстраиваемой учителем, ее соответствие возрастным особенностям школьников.

Анализирование урока химии по ФГОС

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды»:

  • Основной целью данного урока является введение понятия оксидов, их классификации. Формирование новых знаний осуществляется на основе представлений о воде, сформированных у ребят в начальной школе.
  • Для выстраивания алгоритма урока учитель делает акцент на значимости воды. Он отмечает, что вода - типичный представитель оксидов.
  • В качестве элементов исследовательской деятельности, используемых во время урока, можно рассматривать изучение физических свойства воды.
  • Преподаватель использовал оптимальное сочетание различных методик преподавания, что позволило получить максимальный результат.
  • Для самоанализа предложено задание, предполагающее разделение веществ по отдельным группам.
  • Урок в полной мере соответствует индивидуальным особенностям школьников, позволяет им в полной мере проявить свои творческие способности.

Понятийный аппарат, взятый педагогом, в полной мере соответствует основному содержанию данной учебной дисциплины в рамках новых федеральных образовательных стандартов. Помимо работы со школьным учебником, на уроке применялись химические справочники, что позволило учителю обеспечить для каждого ребенка развитие по индивидуальным образовательным траекториям. Урок по теме «Оксиды» в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Заключение

Преобразования, проводимые в современных российских школах, связаны с внедрением в российское образование новых федеральных стандартов. Это нужно для того, чтобы эксперты, оценивающие профессионализм педагогов, имели представление о том, насколько эффективно учитель владеет инновационными педагогическими методиками и сочетает их во время учебного занятия или урока.

В зависимости от вида анализа его схема может иметь принципиальные отличия. Например, при осуществлении дидактического анализа, помимо информации о классе и учителе, теме урока, рассматривается его место в учебном плане. Далее анализируется целесообразность отбора содержания дисциплины с учетом целей, поставленных на урок. Особое значение имеет психологический анализ урока по ФГОС. Он связан с проектированием развития школьников в рамках изучения конкретного предмета, подбором методов работы в полном соответствии с психологическими особенностями школьников.

В структуре уделено внимание и самоорганизации педагога, его подготовленности к уроку: собранности, энергичности, оптимистичности. Эксперты уделяют внимание педагогическому такту, психологическому климату, позитивной атмосфере на уроке. Комплексный подход к оценке всех элементов урока либо учебного занятия дает представление о профессионализме учителя, качестве занятия, его соответствии требованиям новых образовательных стандартов. Для каждого учебного предмета разработаны схемы психологического, краткого, тезисного анализа урока, учитывающие специфические особенности предмета. Несмотря на отличия между некоторыми элементами анализа, есть общая схема, применяемая экспертами при оценке эффективности урока.

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.