Болезни Военный билет Призыв

Перспективная начальная школа календарно тематическое планирование. по литературному чтению. Календарно - тематическое планирование

Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы.

Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм».

Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса:

1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы.

2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей.

3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными.

В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса.


Концепция стадий , разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества).

Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования.

«Комплексный критерий» социального прогресса учитывает:

Качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества;

Уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями;

Характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера;

Качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности;

Состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития;

сохранение мира на планете и т.п.

При этом следует учитывать, что общественный прогресс – это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития . Прогресс в истории всегда соотносится с регрессом , с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями. Он складывается из достижений всех народов и государств на планете, но соотношение прогресса, регресса и «застоя» всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития отдельных стран и народов, а также человечества в целом.

Таким образом, процесс исторического развития общества и исторический прогресс – разные понятия, которые не следует смешивать. Происходящие в обществе изменения не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Понятие «общественный прогресс» - это характеристика, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человечество: свобода, равенство, счастье…

В последнее время на фоне кризисных явлений в современной культуре и цивилизации, появления глобальных проблем и нарастания нестабильности в мире, понятие линейного прогресса подвергается критическому переосмыслению. Факты, свидетельствующие о противоречивости, неоднозначности и неравномерности социального развития различных стран и народов, постоянно привлекают внимание мыслителей к проблеме социального прогресса, которая, по-видимому, далека от однозначного решения.

3 Проблема критериев общественного прогресса

Социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее относительной стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.

1. Многие философы (например, Гегель, экзистенциалисты) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.

Свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью. Общество свободно, если оно овладевает законами общественного развития, преодолевает (в меру) господство природной и социальной стихий.

Свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Вместе с тем, свобода есть открытый путь не только вверх, но и вниз, ибо свобода воли может побудить человека как на добрые, так и на злые деяния. Следует также учитывать, что недопустимо противопоставлять друг другу власть и свободу. Ведь свобода возможна в условиях порядка, обеспечиваемого властью. Парадокс заключается в том, что для утверждения и защиты свободы индивида не обязательно его освобождение от всех форм принуждения, запрета и наказания.

Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека164.

Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в «ядре» общественного бытия - в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, по мнению В.И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью.

Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, - главное условие победы нового строя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, конкурентоспособной продукции.

Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступал принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу как братья. Нравственность, полагал Ж. Ламетри, служит самосохранению общества, удерживает его от распада. Итак, один из критериев общественного прогресса ряд философов связывает с прогрессом нравственности.

Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию «пределов роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т.е. перейти к развитию «богатства человеческой природы» как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П.Л. Лавров в «Исторических письмах» утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего «в деле упорядочения человеческих отношений».

Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая и духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории.

Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье «Основные проблемы теории прогресса» (1902) С.Н. Булгаков полагал, что если принять за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к «светлому будущему», а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть пол ностью реализован, но на каждой ступени прогресса осуществляется относительно. Между идеалом и реальностью постоянно самовоспроизводится антиномия, поскольку не может быть реальности статичной, раз и навсегда утвердившейся. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования «конечных» целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной жизни. П.А. Сорокин, например, полагал, что не доказуема никакая единственная норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т.п.

Борьба идеалов отнюдь не сводится к чисто мысленному столкновению неких субъективных образов, а предполагает социальное взаимодействие носителей идеалов в виде живых людей в вариантах непримиримости, компромисса, нейтральности и конвергенции (синтеза). Во взаимодействии идеалов появляется доминирующий, наиболее влиятельный идеал, накладывающий свой отпечаток на все общественное развитие. Результат формирования доминирующего идеала может быть неожиданным для носителей всех идеалов, поскольку он в общем случае определяется равнодействующей всех социальных сил. Интег- ративный (общезначимый) идеал может не соответствовать ни одному из конкретно выражаемых идеалов отдельных социальных сил.

6. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь прогресса, не сопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Философы и ученые осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т.е. способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В.И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа системе антропокосмического мировоззрения не объект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире техногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно покоряющий природу, а популяция мыслящих существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой.

7. Ф.В. Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессом разума, науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели.

К показателям, позволяющим судить о состоянии общества, также относятся: средняя продолжительность жизни людей, доход на душу населения, уровень безработицы, удельный вес бедных граждан, стоимость образования, медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, размер пенсий, пособий, наличие правовой защиты населения, состояние окружающей среды, осуществление государством социальной политики, качество населения (наличие позитивных устремлений, отсутствие ценностного вакуума, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголизму, способность человека к саморазвитию, хороший уровень физиологического и социального здоровья) и т.п.

Прогресс общества возможен, если человечество будет осуществлять согласованные, дополняющие друг друга важнейшие функции: иммунную (самосохранение, борьба с непосредственными угрозами существованию), репродуктивную (воспроизводство необходимых и достойных условий существования) и инновационную (адаптация к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды существования, использование творческого потенциала людей для получения принципиально новых результатов в производстве, науке, политике и т.д.).

Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в «чистом» виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком- то «стержне» - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д.) не являются «сквозными» и обнаруживают относительность. Видимо, абсолютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.

Были удалены, однако, через несколько месяцев Булгаков мог говорить (почти шепотом), мог совершать литургию и даже читать лекции. Летом 1944 г. вследствие кровоизлияния в мозг Булгаков скончался. 2. Философские взгляды С.Н. Булгакова Богатая, напряженная, всегда творчески насыщенная жизнь Булгакова сама по себе замечательна, как исключительный памятник тех духовных исканий, того возврата...

Энциклопедисты и их последователи понимали прогрессивную роль религии, её способность духовно обновить человеческую личность, утверждая в его жизни высшие моральные ценности. 2. Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии как мировоззренческие аксиомы (конец XУШ-XX век). 2.1 Концепции научного религиоведения (история, лингвистика, антропология и этнография) ...

Развивающая личностно-ориентированная система обучения - это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник» .

Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе котрого лежит системно-деятельностный подход.

Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

УМК «Перспективная начальная школа» включает включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А.
- Математика. Чекин А.Л.
- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
- Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
- Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
- Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.

Все учебники УМК, кроме учебников «Окружающий мир» Федотовой О.Н. и др., в ключены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов Федотовой О.Н. и др. исключены из перечня приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015г. N 1529.

Учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года. Учебники были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.


Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа» :
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность - Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция - это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» :
- УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
- Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Официальный сайт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контрольные измерительные материалы

Контрольная работа №1 (УМК «Перспективная начальная школа»)

Вариант 1

1.

шесть, двенадцать, десять, шестнадцать, ноль.

2.

7 + 5; 11 – 4; 12 + 5; 18 – 3; 10 + 9.

3. Построй прямоугольник с длинами соседних сторон 1 дм и 4 см.

4.

В первой корзине 10 яблок, а во второй – 7 яблок. На сколько яблок больше в первой корзине, чем во второй?

Вариант 2

1. Запиши числа в порядке возрастания:

семь, одиннадцать, десять, семнадцать, ноль.

2. Подчеркни суммы синим цветом, а разности красным цветом. Вычисли значения сумм и разностей:

6 + 7; 13 – 6; 14 + 5; 17 – 4; 10 + 8.

3. Построй прямоугольник с длинами соседних сторон 1 дм и 3 см.

4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

На первой полке 10 книг, а на второй – 6 книг. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй?

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Контрольная работа № 1

Ошиблись в (при)

Номер ошибки

записи чисел

сравнении чисел

определении суммы (разности)

табличном случае сложения

вычитании по частям

поразрядном сложении единиц

поразрядном вычитании единиц

сложении разрядных слагаемых

построении отрезка заданной длины

соотношении единиц измерения длины

построении прямоугольника

выборе условия и требования задачи

выборе действия для разностного сравнения

вычитании из числа 10

записи ответа задачи

Контрольная работа №2 (Итоговая за курс 1 класса)

Вариант 1

1. После праздника на одной тарелке осталось 5 бутербродов, а на другой - 3.

Сколько бутербродов осталось на тарелке?

2. Заполни пропуски.

9 –  = 2  + 4 = 5

+ 3 = 8 7 –  = 1

8 + = 10  – 6 = 3

– 3 = 4 5 +  = 6

3. Сравни и поставь знак «>», «<» или «=».

19 – 1 * 18 12 + 1 * 17

14 – 4 * 11 10 + 6 * 16

4. Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой - длиной 10 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок короче другого.

5*. Саша и Коля познакомились 3 года назад. Сколько лет тогда было Коле, если

через 2 года ему будет 10 лет?

Вариант 2

    Света угостила Лену 6 ирисками, а Ивана - 4. Сколько ирисок отдала Света?

2. Заполни пропуски.

10 –  = 3 6 +  = 10

 + 2 = 7  – 4 = 4

+ 2 = 7  – 7 = 1

8– = 1 9 +  = 10

3.Сравни и поставь знак «>», «<» или «=».

15 – 1 * 14 13 + 1 * 18

19 – 9 * 11 10 + 2 * 12

4. Начерти один отрезок длиной 2 см, а другой - длиной 7 см. Узнай, на сколько сантиметров один отрезок длиннее другого.

5*. Маша и Настя познакомились 2 года назад. Сколько лет тогда было Маше, если через год ей будет 9 лет?

Календарно-тематическое планирование предмета «Математика», 1 класс.

Тема урока

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Дата проведения

Личностные

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

План

Факт

Знакомство с учебником

«Математика».

Знать структуру учебника, условные обозначения, иллюстративный материал.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.

одноклассниками.

Знать и уметь различать основные цвета.

Закреплять понятия о цветах с.4-5 уч.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Сравнение и упорядочение предметов по разным признакам.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассниками

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой, работе с книгой.

Уметь определять форму предмета и противопоставлять ее форме других предметов.

Закреплять понятия о форме с.6-7

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой, работе с книгой.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

Уметь ориентироваться

на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве. С.8-9

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассника

Местоположение предметов в пространстве.

Плоские геометрические фигуры в окружающем мире.

Уметь распознавать такие геометрические фигуры, как круг, треугольник, прямоугольник и правильно использовать соответствующие термины. с. 10-11

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

Находить общее решение.

Знать прямые и кривые линии. Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии. с.12-13

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Умение формулировать собственное мнение, учитывать позицию одноклассников

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при преодолении импульсивности , непроизвольности

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Уметь ориенти-роваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), находить определенный рисунок на странице учебника; с.14.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при преодолении импульсивности , непроизвольности.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Знать понятие «точка», уметь изображать точки

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Моделирование;

преобразование модели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Уметь изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок;

характеризовать местоположение объекта по направлению движения

Отрезки и дуги. с.16-17

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Умение формулировать собственное мнение, учитывать позицию одноклассников . В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – умение договариваться

Способность понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Знать термины «Впереди и позади» с.18

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Направления движения: налево – направо.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. Знать термины «налево», «направо», «вверх», «вниз»; о строго наклонном движении снизу верх (сверху вниз) Уметь показывать стрелками направление движения

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение формулировать собственное мнение, учитывать позицию одноклассников . В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Способность понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Направления движения:

вверх - вниз.

Измерение величин;

Больше, меньше, одинаковые.

Предпочтение уроков «школьного» типа, урокам «дошкольного» типа».

Овладение действием моделирования. Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение формулировать собственное мнение, учитывать позицию одноклассников .

Способность понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин

Первый и последний.

Знать очередность элементов при заданном порядке их расположения, термины «следующий», «предшествую-щий»

Предпочтение уроков «школьного» типа, урокам «дошкольного» типа».

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Умение формулировать собственное мнение, учитывать позицию одноклассников .

Способность понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Соотношения между единицами однородных величин.

Следующий и предшествующий.

Один и несколько. Работа над ошибками.

Знать термины «один» и «несколько», как из одного получить несколько

Работать над ошибками

Предпочтение уроков «школьного» типа, урокам «дошкольного» типа».

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Число и цифра 1.

Знать термины «число» и «цифра». Уметь писать цифру 1. Число 1 как количественный признак единственности т.е. в единственном числе.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Знать понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения».

Изображение точки пересечения двух линий (прямых, кривых, отрезков)

Умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассника-ми

Использование знаково-символических средств;

овладение действием моделирования

Счёт предметов.

Сравнение и упорядочение чисел.

Знать термины «один», «несколько», как из одного получить несколько, из нескольких один и ни одного.

Друзьями, взрослыми.

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Счёт предметов.

Сравнение и упорядочение чисел.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 0.

Знать пустое множество. Уметь писать цифру 0. Решать логические задачи.

Умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Знать расположение линий на плоскости, отличать понятия «прямая» и «кривая» линии, непересекающие-ся линии

Умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Самостоятельно строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Счёт предметов.

Пара предметов.

Уметь составлять пары. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел.

Умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

Умение применять правила и пользоваться освоенными закономерностями.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 2.

Знать термины «число» и «цифра». Уметь писать цифру 2, уметь сравнивать числа. Второй.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Анализ объектов с целью выделения существенных (несущественных) признаков. Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Сравнение и упорядочение чисел.

Больше, меньше, поровну.

Знать термины «самый маленький», «самый большой». Уметь сравнивать объекты по форме, размеру

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем. Ориентироваться в учебнике.

Самостоятельно строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения.

Знаки <, > или =.

Уметь записывать результат сравнения чисел, используя знаки >, < , =

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Сохранение высоты, ширины написания знаков; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 3.

Уметь правильно писать цифру 3 в тетради. Соотносить цифру и число предметов. Третий.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Умение понимать то, что усвоено и что нужно усвоить. Адекватно воспринимать

предложение учителя по исправлению допущенных ошибок.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Знать пересекающиеся и непересекающиеся линии, умение строить пересекающиеся линии

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

замкнутые и незамкнутые линии.

Знать линии замкнутые и незамкнутые, уметь строить замкнутые линии

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Распознавание и изображение геометрических фигур:

ломаная линия, замкнутая ломаная.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры.

Самостоятельно строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Распознавание и изображение геометрических фигур:

замкнутая линия и многоугольник.

Знать, что замкнутая линия является границей, отделяющей внутреннюю область от внешней Знать понятие «многоугольник».

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Внутри, вне, на границе

Уметь строить ломаную, замкну-тую линии. Рас-положение и изо-бражение геомет-рических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры.

Самостоятельно строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый момент времени.

Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольники.

Знать, что треу-гольник – многоу-гольник с возмож-ным наименьшим числом сторон. Распознавание его формы в реальных предметах.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников: учебника, окружающих предметов, жизненного опыта.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 4

Знать цифру и число 4. Уметь писать цифру 4. Сравнивать количество предметов в пределах 4.

Стремление к самоизменению –

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном

Единицы времени.

Первичные временные представления: раньше – позже.

Знать понятия «раньше», «позже». Уметь устанавливать временную последовательность 3-4 событий. Четвёртый.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика).

Единицы времени.

Части суток и времена года.

Знать части суток и времена года. Установление зависимостей между величинами.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 5.

Знать цифру и число 5. Уметь писать цифру 5. Сравнивать количество предметов в пределах 5. Пятый.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Сложение чисел. Знак плюс.

Знать смысл действия сложения. Запись действия при помощи знака +. Уметь выполнять сложение и записывать результат в пределах изученных чисел.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием рисунков, схем.

Умение понимать то, что усвоено и что нужно усвоить. Адекватно воспринимать

предложение учителя по исправлению допущенных ошибок.

Сложение чисел.

Действие сложение. Состав числа 5.

Знать состав числа 5.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение примеров с помощью простейших моделей (рисунков, схем)

Умение оформлять свою мысль в устной речи.

Выполнять и контролировать действие по заданному образцу и правилу.

Слагаемые и сумма.

Знать смысл дейс-твия сложения. Запись действия при помощи знака +. Уметь выпол-нять сложение и записывать резу-льтат в пределах изученных чисел. Знать компоненты действия сложения.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение оформлять свою мысль в устной речи.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Название компонентов арифметических действий.

Слагаемые и значение суммы.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Сравнение предметов по величине:

выше-ниже.

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «выше», «ниже».

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Выполнять и контролировать действие по заданному образцу и правилу.

Сложение чисел.

Прибавление

Уметь прибавлять число 1 к любому числу в пределах изученных.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Формулирование правила на основе выделения существенных признаков. Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием фишек, рисунков, схем.

Умение оформлять свою мысль в устной речи.

Выполнять и контролировать действие по заданному образцу и правилу. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 6.

Знать число и цифру 6. Уметь писать цифру 6. Счет предметов. Называние, последовательность и запись чисел от 0 до 6. Шестой

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Сравнивать различные предметы по величине: шире-уже

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Владеть общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Выполнять и контролировать действие по заданному образцу и правилу.

Таблица сложения.

Прибавление числа 2.

Уметь складывать любые числа с числом 1, прибавлять число 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов рисунков, схем. Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 7.

Знать число и цифру 7. Уметь писать цифру 7. Счет предметов. Называние, последовательность и запись чисел от 0 до 7. Седьмой.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном.

Сравнение и упорядочение величин.

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «дальше», «ближе». Сравнивать длины пути: дальше – ближе

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Таблица сложения.

Состав числа 3

Знать состав числа 3. Уметь строить суммы определенного вида (второе слагаемое 3).

Строить понятные для одноклассников высказывания.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Знать число и цифру 8. Уметь писать цифру8. Называние, последовательность и запись чисел от 0 до 8. Первый – восьмой.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Сравнение и упорядочение величин.

Уметь ориентироваться на плоскости, используя термины «длиннее», «короче». Уметь сравнивать различные предметы по длине.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Таблица сложения..

Прибавление

Уметь складывать любые числа с числом 1, 2,3. Прибавление чисел 3, 4

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Слушать и понимать речь других.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число и цифра 9.

Знать число и цифру 9. Уметь писать цифру 9. Называние, последовательность и запись чисел от 0 до 9. Первый – девятый.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем. Умение строить логическую цепь рассуждений.

Учитывать пози-цию собеседника; понимать возможность существования различных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Сохранение высоты, ширины написания цифры, соблюдение наклона; сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Знать все цифры от 1 до 9. Знать состав чисел 2,3,4,5,6,7, 8,9. Уметь правильно писать цифры. Знать порядок чисел в числовом ряду.

Определять и высказывать под руковод-ством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика)

Классы и разряды.

Однозначные числа.

Знать все цифры. Понимать понятие «однозначное число». Уметь правильно писать цифры. Чтение и запись чисел.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Умение контролировать свою

Таблица сложения.

Прибавление

Числа 0 -9. Сложение чисел в пределах 9. Использование соответствующей терминологии

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве.

формулирование правила на основе выделения существенных признаков. Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Проявлять самостоятель-ность при выполнении заданий.

Число десять и один десяток

Формировать способность адекватно судить о причинах своего

успеха (неуспеха) в учении

Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Рефлексия своих действий как отражение предметного содержания.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при преодолении интеллектуальных затруднений.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от 1 до 10

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Число 10 и один десяток.

Знать понятие десяток. Состав числа 10. Уметь писать число 10. Понимать значение цифр в числе.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Умение понимать то, что усвоено и что нужно усвоить. Адекватно воспринимать

предложение учителя по исправлению допущенных ошибок.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел.

Понимать счет десятками. Уметь записывать количество десятков

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Проговаривать последовательность действий на уроке

Вычитание чисел. Знаки действий

Знать смысл действия вычитания. Запись действия при помощи знака «-». Выполнять вычитание и записывать результат

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе рисунков.

Умение оформлять свои мысли в устной речи.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Название компонентов арифметических действий.

Разность и её

Знать термины «вычитание», «разность». Уметь выполнять вычитание и записывать результат

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Умение работать по предложенному учителем плану.

Название компонентов арифметических действий.

Знать компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

составлять разности

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

одноклассниками

Сложение и вычитание чисел.

Понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания. Уметь выполнять соответствующие действия, записывать результат

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных примет. Выбор эффективного способа решения на основании критериев для сравнения

Умение выделять в речи существенные ориентиры действия и передавать их одноклассникам .

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Связь сложения и вычитания.

Сравнение предметов.

Уметь определять кто старше, кто моложе.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Формирование внутренней позиции школьника (чувство необходимости учиться)

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Вычитание чисел.

Вычитание предшествующего числа.

Измерение длины отрезка на основе их сравнения

Уметь измерять длину на основе их сравнения, знать разные мерки измерений, которые люди использовали в старину.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Овладение спектром логических действий и операций.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

одноклас-сниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Измерение длины отрезка в сантиметрах

Знать единицу длины – сантиметр, уметь измерять длину предметов в сантиметрах.

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Классы и разряды.

Десяток и единицы. Двузначные числа.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение выделять в речи существенные ориентиры действия и передавать их одноклассникам .

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Классы и разряды.

Разряд единиц и разряд десятков.

Сложение чисел.

Знать, как образуются числа второго десятка. Уметь составлять и находить нужные суммы

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Классы и разряды.

Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Знать способ нахождения по данной таблице значения суммы и значения разности.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений).

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Знать переместительное свойство сложения. Уметь находить суммы с одинаковыми значениями не выполняя вычислений.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Таблица сложения числа 1

Уметь складывать число 1 с однозначными числами

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем. Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Извлечение необходимой информации из таблицы.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Таблица сложения числа 2

Уметь складывать число 2 с однозначными числами

Таблица сложения числа 3

Уметь складывать число 3 с однозначными числами

Таблица сложения числа 4

Уметь складывать число 4 с однозначными числами

Знать понятие «задача». Уметь находить условие и требование задачи.

Выбор эффективного способа решения на основании критериев для сравнения, сериации, классификации

Умение понимать то, что усвоено и что нужно усвоить. Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Знать понятия «задача» и «загадка». Уметь находить отличия, составлять задачу по рисунку. Решение текстовых задач арифметическим способом

В ситуации сотрудничества делать выбор (при поддержке учителя и одноклассников) как поступить.

Знаково-символическое моделирование – преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Ориентация на партнёра по деятельности при достижении учебной задачи.

Умение высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Взаимосвязь арифметических действий.

Знать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия. Группировка слагаемых. Скобки

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Владение общими приёмами решения задач: 1.выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем; 2.выполнение заданий на основе использования свойств арифметических действий.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Взаимосвязь арифметических действий.

Порядок действий в выражениях

В вычислениях. Правило прибавления числа к сумме

Знать правило прибавления числа к сумме. Уметь воспроизводить правило прибавления числа к сумме.

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях.

Правило прибавления числа к сумме

Единицы времени.

Уметь первичные временные представления: части суток, времена года, раньше – позже, продолжительность.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Самостоятельно строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Сложение чисел.

Алгоритм письменного сложения многозначных чисел

Овладеть удобным способом сложения двузначного числа с однозначным без перехода через разряд.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков. Извлечение необходимой информации из таблицы.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Уметь находить решение задачи и записывать его в тетрадь. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Оказывать помощь соученикам посредством выполнения учебного задания.

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков. Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом

по парте – умение договариваться, находить общее решение.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника. Отличать верно выполненное задание от неверного.

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схему

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на таблицу

Прибавления числа к сумме

Знать правило прибавления суммы к числу. Способ сложения по частям.

Группировка слагаемых в сумме. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины

Адекватно воспринимать

предложение учителя по исправлению допущенных ошибок. Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Использование свойств арифметических действий.

Группировка слагаемых в сумме

Таблица сложения числа 5

Уметь складывать число 5 с однозначными числами

Формирование интереса к способу решения и общему способу действия.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Использование свойств арифметических действий.

Уметь вычислять ответ,

выбирать правильное решение и записывать ответ, воспроизводить правила прибавления суммы к сумме.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Умение оформлять свою мысль используя математические термины

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Использование свойств арифметических действий.

Правила прибавления числа к сумме

Таблица сложения числа 6

Уметь складывать число 6 с однозначными числами

Формирование интереса к способу решения и общему способу действия.

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану. Извлечение необходимой информации из таблицы.

Умение 1.высказывать и аргументировать своё предложение.

2.оформлять свою мысль используя математические термины

Проговаривать последовательность действий на уроке. Умение осуществлять действие по заданному образцу и правилу.

Таблица сложения числа 7

Уметь выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд, складывать число 7 с однозначными числами

Использование свойств арифметических действий.

Таблица сложения числа 8

Уметь выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд

Сложение числа 8 с однозначными числами.

Использование свойств арифметических действий.

Таблица сложения числа 9

Уметь выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Сложение числа 9 с однозначными числами.

В ситуации сотрудничества делать выбор (при поддержке учителя и одноклассников) как поступить.

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану. Извлечение необходимой информации из таблицы.

Ориентация на партнёра по деятельности при достижении учебной задачи.

Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Таблица сложения однозначных чисел.

Установление некоторых свойств таблицы сложения.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Выявление общих закономерностей, определяющих структуру таблицы сложения.

Умение понимать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Знать понятия «четырех-угольник», «прямоугольник». Уметь их распознавать и изображать. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, класссификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Вычитание чисел.

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины

Умение применять установленные правила в планировании способа решения.

Использование свойств арифметических действий. Поразрядное вычитание

Знать способ поразрядного вычитания

как «вычитания по частям».

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

Выбор эффективного способа решения на основании критериев для сравнения, классификации

Умение оформлять свою мысль используя математические термины

Умение контролировать свою

деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Вычитание разрядного слагаемого.

Использование свойств арифметических действий.

Поразрядное вычитание единиц

Знать способ поразрядного вычитания на примере поразрядного вычитания единиц.

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

Владеть общими приёмами вычислений: выполнение заданий на основе использования свойств арифметических действий.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины

Умение контролировать свою

деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Знать термины «больше на…» «меньше на …». Уметь составлять равенства на уве-личение, обосно-вать изменения в рисунке и соста-влять равенства на уменьшение, выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток

приобретению новых знаний и умений.

Владение общими приёмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков, схем. Знаково-символическое моделирование.

аргументировать своё предложение.

Умение 1.контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; 2.осуществлять действие по заданному образцу и правилу.

Сравнение и упорядочение чисел

Знать, что с помо-щью вычитания можно узнать, на сколько одно число отличается от другого. Уметь находить число, которое на неско-лько единиц боль-ше или меньше данного.

Сформирован-ность учебных мотивов, стремление к самоизменению –

приобретению новых знаний и умений.

Подведение под понятие

(формулирование правила) на основе выделения существенных признаков. Знаково-символическое моделирование.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины. Высказывать и аргументировать своё предложение

Умение осуществлять действие по заданному образцу и правилу.

Разностное сравнение чисел.

Использование свойств арифметических действий

Сформирован-ность учебных мотивов, стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины. Высказывать и аргументировать своё предложение

Использование свойств арифметических действий.

приобретению новых знаний и умений.

Владеть общими приёмами вычислений: выполнение заданий на основе использования свойств арифметических действий.

Умение оформлять свою мысль используя математические термины. Высказывать и аргументировать своё предложение

Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию учителя.

Использование свойств арифметических действий.

Вычитание по частям

Принцип вычитания по одному – основной принцип «порядкового»

вычитания.

Сформирован-ность учебных мотивов, стремление к самоизменению -

приобретению новых знаний и умений

Овладение общими приёмами решения задач: выполнение заданий на основе рисунков и схем.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Использование свойств арифметических действий

Вычитание по одному

Измерение длины отрезка.

Знать единицы длины – сантиметр и дециметр. Уметь записывать результат в сантиметрах и дециметрах.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

(приобретение новых знаний и умений).

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений.

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Сложение и вычитание длин.

Уметь находить значения сумм и разностей отрезков данной длины с помощью вычислений

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь.

Умение контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Сложение и вычитание длин.

Значение сумм и разностей

Масса предметов.

Знать смысл терминов «тяжелее» и «легче». Уметь сравнивать по массе.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Стоимость предметов.

Знать смысл терминов «дороже», «дешевле». Уметь сравнивать по стоимости.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Умение строить логическую цепь рассуждений. Знаково-символическое моделирование.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Геометрические фигуры и их сравнение.

Знать понятие «симметричные фигуры» с точки зрения осевой симметрии.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение высказывать своё мнение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Чтение и запись чисел.

Знать разрядный состав чисел второго десятка.

Принятие образа «хорошего» ученика.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Л.Н.Мартыненко

муниципального образования

города Горячий Ключ

по русскому языку

1 «А» класс

Учитель – Быченок Наталья Олеговна

Количество часов:всего- 165 часов; в неделю -5 часов

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Л.Н.Мартыненко

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по кубановедению

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Количество часов: всего 33 часа; в неделю -1час.

Планирование составлено на основе рабочей программы

Быченок Н.О, Ковалевой Т.М, утверждённой на педагогическом совете,

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Н.О. Быченок______________

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Планирование составлено на основе рабочей программы

Быченок Н.О, Ковалевой И.В, Касаткиной А.И, утверждённой на педагогическом совете,

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Н.О. Быченок______________

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по математике

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Количество часов: всего 132 часа; в неделю- 4 часа.

Планирование составлено на основе рабочей программы

Быченок Н.О, Ковалевой И.В, Касаткиной А.И, утверждённой на педагогическом совете,

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Н.О. Быченок__________

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Планирование составлено на основе рабочей программы

Быченок Н.О, КовалевойИ.В,Касаткиной А.И, утверждённой на педагогическом совете,

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Н.О. Быченок______________

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по технологии

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Количество часов: всего 33 часа; в неделю- 1час.

Планирование составлено на основе рабочей программы

Быченок Н.О, Ковалевой И.В, Касаткиной А.И. утверждённой на педагогическом совете,

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Н.О. Быченок_____________

Муниципальное образование город Горячий Ключ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования

города Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству

1 «А» класс

Учитель - Быченок Наталья Олеговна

Количество часов: всего 33 часа; в неделю- 1 час.

Планирование составлено на основе, рабочей программы

Быченок Н.О. Ковалевой И.В, Касаткиной А.И, утверждённой на педагогическом совете,

в 1 «А» классе

на 2014 – 2015 учебный год

Учитель Быченок Наталья Олеговна