Болезни Военный билет Призыв

Глоссарий по теме актуальные проблемы педагогической аксиологии. Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс. Задачи педагогической аксиологии

Основные понятия аксиологии в педагогической науке

Современная эпоха развития общества характеризуется как переходная, так как она отмечена сменой социокультурных парадигм, ценностным кризисом, переоценкой ценностей – разрушением идеологизированной системы ценностей тоталитарного общества и поиском новых ценностных ориентиров, духовных опор, идей национального объединения.

По словам психолога Д.А. Леонтьева, «очевидны ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения». Однако, как показывает исторический опыт, именно в переходные эпохи явно или подспудно обостряется интерес к аксиологической проблематике (Терентьева, 2011).

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В трудах В.А. Сластенина отмечается, что гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

С позиций аксиологии автор выделяет пять культурно-гуманистических функций образования. Среди них: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций (Сластенин, 2003).

Под аксиологией Л. Г. Абрамова понимает философскую дисциплину, занимающуюся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни и деятельности (Абрамова, 2008). В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики (Сластенин, 2002).

В этике и социальной психологии аксиология понимается как определенная система личностно и общественно значимых представлений, установок, стереотипов поведения и регулирования взаимоотношений. Ценностные ориентиры, правила и нормы речевого общения в значительной мере предопределяют тематику, выбор языковых средств и доминирующую тональность межличностного дискурса, сформировавшегося в «силовом поле культуры» (В. С. Библер) того или иного этноса. Русская речевая культура выработала самобытную коммуникативную стратегию, направленную на достижение в межличностном общении полноты взаимопонимания, взаимодействия и взаимоотношений (Бодалев, 2011).

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология . Эта часть педагогики занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Основанием педагогической аксиологии послужили, во-первых, философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др. Во-вторых, в основу новой педагогической области легли психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б.И. Додоновым, Г.Е. Залесским, А.Н. Леонтьевым, В.А.Ядовым и др. (Асташова, 2002).

По мнению известного исследователя С. И. Гессена, педагогическая аксиология, представляя часть общей аксиологии, является междисциплинарной областью знания, рассматривающей образование, воспитание, обучение, развитие и самое педагогическую деятельность как основные человеческие ценности (Гессен, 2004).

Понимание ценностных характеристик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. К примеру, основой ориентации личности в обществе выступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм (http://rudocs.exdat.com/docs/index-20860.html?page=2).

Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности. Категориальный аппарат этой науки включает в себя понятия ценности, аксиологической характеристики личности (субъекта ценностных отношений), а также общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношения).
Понятие «ценность» широко используется в философских, этических, психологических и педагогических публикациях, активно употребляется в научно-популярной и публицистической литературе. Однако авторы вкладывают в него различное содержание, что естественно приводит к терминологической неопределенности. Учитывая этот факт, остановимся на более подробном рассмотрении понятия «ценность». Данная категория применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека это понятие существовать не может, т.к. ценности не первичны, а производны от взаимодействия мира и человека, при этом к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Психологи традиционно противопоставляют «объективные значения» и «личностные смыслы». Значения отражают действительность, независимо от индивидуального, субъективного отношения к ней. Человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и усваивает ее.
Значение, смысл и ценность - взаимодополняемые понятия. Значение раскрывает объективный элемент в ценности, смысл же отражает активное отношение человека к этому объективному элементу. Ценность и смысл возникают из взаимодействия объективного мира и человека.

Ценности, согласно В. П. Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их желаний, но также идеи и побуждения, принятые как нормы и идеалы.

Ценности принято подразделять на предметные и субъективные. К первым относятся природные и социально-культурные явления, актуальные или потенциальные продукты человеческой деятельности, оцениваемые по таким критериям, как «добро-зло», «красивое – безобразное», «справедливое – несправедливое». Субъективными ценностями являются те образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок. Они закрепляются и функционируют в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы и цели деятельности (http://www.portalus.ru/modules/shkola/).

Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с ребенком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.

В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова, 2002).

Процесс формирования ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации.

Б.Г.Ананьев отмечает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности» (Ананьев, 1977).

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане (Клименко, 1992).

По Б.И. Додонову, эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной)» (Додонов, 1978).

Идентификация, по мнению В.А. Петровского, образует одну из форм отраженной субъектности. В этом случае «в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и др.»

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели. Он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования (Мушкирова, 2008).

С аксиологическим подходом тесно связан культурологический подход, т.е. рассмотрение его как культурного процесса, осуществляющегося в определенной культурно-информационной среде, питающей ценностно-смысловое развитие личности. В рамках культурологического подхода воспитание исследуется в контексте культуры, как такая ее часть. Эта часть выполняет все основные функции культуры: интеграции людей, организации их жизнедеятельности, установления связей поколений и коммуникаций в сообществе, создания условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни, общении людей (http://gendocs.ru/v33654/).

Таким образом, современная педагогическая наука располагает описанием основных аксиологических понятий. В трудах известных педагогов, психологов, философов освещается процесс формирования ценностей у подрастающего поколения.

Учитель начальных классов, ведущий целенаправленную работу по обучению младших речевому этикету с использованием аксиологического подхода, должен хорошо ориентироваться в этих сложных лингвистических понятиях, что обеспечивает грамотность его решений.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. – 380 с.
  2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. – 2002. – №8.
  3. Гессен С. И. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004.
  4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  5. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – с. 3-12.
  6. Мушкирова А. Н. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения // Ценности образования в процессе духовно- нравственного воспитания современной молодежи: Материалы II научно-практической конференции (31 октября 2011г.): Сборник научных трудов / Под ред. д.п.н., проф. С. П. Акутиной. – М.: Издательство «Перо», 2011. – 199 с.
  7. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  9. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 193 с.
  10. Терентьева Н. П. Аксиологический подход к литературному образованию // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №8.
  11. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. В.А. Сластенин, Г.Н. Чижакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
  12. http://rudocs.exdat.com/docs/index-20860.html?page=2
  13. http://gendocs.ru/v33654/
  14. http://www.portalus.ru/modules/shkola/

Понятие «ценность» является центральным в аксиологии, оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.
«Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.
Ценность — объект разнообразных человеческих устремлений и желаний. По В.Н. Мясищеву, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допускаемого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. 126]
Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Становление аксиологии

Термин «аксиология » ввел в 1902 г. в научный тезаурус французский философ П. Лапи. В 1908 г. его применил немецкий ученый Э. Гартман. Аксиология как определенное направление в буржуазной философии сформировалось в 20—50-х гг. XX столетия в трудах немецких и американских философов — М. Шелера, Н. Гартмана, Р.Б. Перри, С. Пеппера.
Формально началом аксиологического этапа в философии принято считать появление трех частей книги Р.Г. Лотце «Микрокосм» (1856—1864). В этой работе он ввел самостоятельное понятие «значимость» (Geltung), которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики.
В. Виндельбанд, Г. Риккерт и Г. Коген используют кроме понятия «значимость» понятия «долженствование» (sollen), «ценность» (wert, value, valeur— от лат. valere — иметь значение). Весь реальный мир подразделяется ими на бытие (действительность, существование) и ценности.
Г.П. Выжлецов, исследовав последовательные этапы в становлении аксиологии как науки, отметил, что за свою историю философия пережила три основных периода и сменила три ведущие тенденции, каждая из которых вызрела в предыдущей и осталась в содержании последующей.
На первом этапе (с VII—VI в. до н.э. по XVI в. н.э. включительно) основной и ведущей в философии была онтология как учение о бытии, включая и бытие человека с его познавательными и смысложиз-ненными интересами и возможностями. Философы были заняты главным образом первопричинами и первосущностями бытия (космос, бог или природа) как основы универсального блага.
На первый план второго этапа (с XVII в. по 60-е гг. XIX в.) вышли познавательные способности и потребности, растворенные до этого времени в онтологии; ведущей стороной стала гносеология как теория познания природного и социального бытия с целью его разумного переустройства для блага и счастья человечества.
В 60-х гг. XIX в. из первых двух направлений начала вырастать и на рубеже XIX—XX вв. вышла на первый план аксиология как философское осмысление ценности человеческого бытия, положившее начало третьему, современному этапу развития философии. Уже к первой четверти XX в. перед человечеством, обезумевшим от шокирующих открытий, войн, кризисов, революций во всех сферах бытия и сознания, философия раскрылась в своей подлинной сути. Она произвела переоценку ценностей и попыталась найти безболезненный (культурно-ценностный) выход.
Трем вышеназванным этапам соответствуют и исторические типы цивилизации, которые можно представить как космогенную, техногенную и антропогенную.
Историко-философский материал позволяет проследить, как происходила смена основных парадигм на соответствующих этапах эволюции философского знания и как она повлияла на становление педагогической аксиологии. В этой связи важно подчеркнуть позиции величайших философов И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Так, для педагогики существенным выступает тот факт, что, разрабатывая проблему активности человека как субъекта познания, Кант не только противопоставил ценностно-практическое сознание теоретическому сознанию, но и вывел первое за пределы гносеологии. В результате мир человека с его несовместимыми способностями познания и желания оказался как бы разорванным на несвязанные между собой царства механической необходимости и нравственной свободы, абстрактного познания и духовных ценностей. Идеал и смысл человеческой жизни распался на сущее и должное, как сама кантовская философия на гносеологию и аксиологию.
У И. Канта наблюдается четкое различение сфер познания, оценки и ценности, отнесенных, соответственно, к гносеологии, эстетике и этике. Обособление, вплоть до противопоставления гносеологии (учение о познании), этики (о сверхчувственных ценностях) и эстетики (об оценочном суждении вкуса), было необходимо Канту для выявления их специфики, что определенным образом сказалось на обособлении познавательных и оценочных процессов в образовании.
Г. Гегель, в отличие от И. Канта, построил свою философскую систему на основе содержательной взаимосвязи познания оценки и ценности. Он использовал для их синтеза принцип целесообразности. Цель у него развивается в идею, соединяющую логику понятий с объективной реальностью через целесообразную деятельность. Поэтому гегелевская идея выступает в «двойном образе». Эта идея по своему содержанию есть не что иное, как человеческое сознание в единстве познаний оценки, истины и ценности. Гегель называет это единство познанием, но более высокого уровня, несущим в себе истину «как таковую» .
Философские воззрения И. Канта и Г. Гегеля служат методологическими ориентирами рассмотрения проблем аксиологии, содержания и эволюции ценностей, ценностного освоения мира личностью.
Пройдя незначительный путь становления, уже в первой трети XX в. аксиология пережила самый настоящий бум, а ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических пристрастий.
Социология, например, стала подлинным и эффективным учением об обществе, когда в ее основу был положен метод «отнесения к ценностям» Г Риккерта, развитый М. Вебером.
П.А. Сорокин произвел революцию в теории социологии, подчинив ее ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе. Он доказал, что социология является по преимуществу теорией ценностей. Можно сказать, что скальпелю абстрактной количественной социологии П.А. Сорокин предпочел мягкое рентгеновское излучение качественного ценностного подхода. Открытия, осуществленные в социокультурной сфере, обладают такой мощью потому, что они сводят в единой концепции все многообразие мировых человеческих ценностей.
К началу XX в. не остается ни одной области философии, которая не обозначила бы своего отношения к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества. И вряд ли стоит удивляться тому, что в теоретическую разработку проблемы ценностей весьма заметный вклад внесли философы различных направлений. Это относится к неореализму (Р.Б. Перри), натурализму (Т. Манро), прагматизму (Д. Дьюи), контекстуализму (С. Пеппер), эмотивизму (Ч. Огден, А. Ричарде), неопозитивизму (от Б. Рассела до Л. Витгенштейна).
В западном человекознании и современной философии явственно прослеживаются два основных подхода к проблеме ценностей: натуралистический и антинатуралистический (трансценденталист-ский). Подход антинатуралистический, трансценденталистский представляют И. Кант и его последователи, обосновывающие понятие категорического императива, категории морали должного, которое не вытекает из естественного стремления человека к счастью.
Человек может стать моральным, если он будет подавлять природное начало, поступать вопреки ему, принуждая себя повиноваться чувству долга. И. Кант считает, что моральные требования не могут основываться, выводиться из законов и потребностей этого мира, поскольку человек одновременно пребывает в двух различных мирах. Как существо природное он принадлежит к миру пространства и времени, причин и следствий — здесь он несвободен. Его действия можно заранее предвидеть и рассчитать с такой же точностью, как затмение солнца. И только в другом мире человек свободен и выбирает свои поступки и ответственен за них, за них можно его одобрять или осуждать— это мир иной, мир Бога, гарантирующий справедливость и вечную жизнь.
Неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт в своем учении о ценностях рассматривали их как самостоятельное царство ценностей, лежащее по ту сторону субъекта и объекта. Отвергая тезис И. Канта о том, что мир есть непознаваемая «вещь в себе», В. Виндельбанд все же противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, и эмпирические данные «о сущем». Ценности у В. Виндельбанда априорны, трансцендентальны (выходящие за некий предел), общезначимы. Он различал логические, эстетические, этические и религиозные ценности, толкуя их как восходящие ступени. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», он сводил социальные проблемы к этическим. Выше этических ценностей он ставил эстетические — как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) он объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей.
Центральным вопросом для философии Г. Риккерта является проблема трансцендентного: это и абсолютно независимая от субъекта реальность — предмет веры, и данная субъекту в познании реальность, имманентная сознанию. Естествознание, по Г. Риккерту, свободно от ценностей — это предмет науки, а культура (наука о культуре) — это предмет ценностный. Г. Риккерт выстраивает систему философии, содержание которой составляет анализ отношения бытия и сознания, взаимоотношения между ценностями и мировоззрением личности. В этой связи он выделяет шесть сфер познания (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, добро, надличная святость, нравственность, любовь, счастье, личная святость).
Подводя итог рассмотрению трансценденталистского направления в аксиологии, следует заметить, что основной его методологический недостаток состоит в отрыве от естественных потребностей человека. Для антинатуралистов ценности — это идеальные сущности, сфера которых находится вне опыта и которые не зависят от человеческих потребностей. Такая позиция в теории ценностей явно не гармонирует в наш век со все более настойчиво провозглашаемыми демократическими требованиями счастья, справедливости, равенства, мира, свободы, гармонического развития человеческой личности.
Натуралистический подход более убедительный, больше соответствует здравому смыслу большинства современных социологов и этнографов, изучающих проблемы ценностного ориентирования.
С позиций натурализма ценностью представляется все то, что способствует эффективному функционированию человеческой природы, т.е. развитию биопсихических способностей индивида, удовлетворению его интересов, развитию потенциальных задатков.
Обращаясь к этому направлению аксиологии, разрабатываемой в контексте немарксистских теорий, необходимо назвать и охарактеризовать взгляды одного из наиболее крупных ее представителей — американского философа Р.Б. Перри. Его позиции разделяют также такие крупные ученые, как Г. Беккер, Р. Линтон, К. Клакхон, Т. Пар-сонс, С. Пеппер, которые считают общую теорию ценностей Перри наиболее исчерпывающим эмпирическим исследованием предмета до середины XX в.
Первая крупная работа Р.Б. Перри вышла в 1912 г. В ней, обращаясь к современным философским тенденциям, он подчеркивал, что аксиология — ветвь знания, в которой этика, политика, юриспруденция, экономика, эстетика, философия и религия объединяются и находят свое место. С помощью теории ценностей человек сможет познать самого себя, свои наиболее глубокие цели и стремления, и это знание окажется для него не менее освобождающим, чем знание законов природы.
Позднее в своих книгах «Общая теория ценностей» и «Сфера ценностей» }