Болезни Военный билет Призыв

Логопед развитие речи в поисково экспериментальной деятельности. Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «В лаборатории у Карлсона. Клейменова Д., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуа

Проект - способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в школе как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.

Коррекционные занятия на логопункте общеобразовательной школы посещают первоклассники с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда - подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.



Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у первоклассников не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые младшие школьники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части первоклассников - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]» .

Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Задачи:

Выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,
-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]

Вид проекта:

исследовательский, краткосрочный, индивидуальный

Адресация:

Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения

Участники проекта: учащиеся 1 классов
Возраст участников: 6-7 лет

Сроки реализации: октябрь 2012-13 учебного года

Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.

Ольга Сонина
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

Тема : «Что такое воздух?»

Образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи :

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Дать представления о воздухе, как газообразном веществе.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь :

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,

сопоставлять и делать выводы;

Развивать логическое мышление,

Развивать познавательный интерес .

Речевые задачи :

Активизировать предметный словарь и словарь прилагательных (опыт, атмосфера, оболочка, кислород, твёрдое тело, жидкое тело, газ, фильтр, грудная клетка, лёгкие; прозрачный, безвкусный, бесцветный)

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.

Предварительная работа : игры с, ветречками”, наблюдение на прогулке за дымом из труб котельной, творческая мастерская : создание сюжетной аппликации (на ватмана) ,Наш город”, изготовление силуэтов деревьев, радужных облаков.

Наглядно практический материал : цветная иллюстрация героев мультфильма Фиксиков, схема,значения атмосферы для нашей планеты”,схемы-карточки определения на вкус, запах, на ощупь, схемы карточки веществ- твёрдых, жидких, газообразных, воздушный шарик, свеча, блюдце, тазик, стакан, с приклеенной на дне бумажкой, по количеству детей : камушки, стаканчики с водой, веера, резиновые игрушки, мелкие предметы (пуговицы, бусины, целлофановые пакеты, трубочки, кусочки губки, карандаши- клей, салфетки.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня необычный день, к нам в гости пришли герои мультфильма - Фиксики. Они очень любознательные и хотят знать про всё на свете. Однажды, они задумались, а что такое воздух? Какой он и как его можно обнаружить? Решили спросить у вас. Расскажем им?

Поисковый этап.

А что вы можете сказать о воздухе?)

Предложить детям сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Как долго, вы могли не дышать?)

Почему?) Не хватало воздуха. Правильно, без воздуха мы не можем дышать, но не только мы люди.

А кому ещё нужен воздух?) Животным, рыбам.

А почему рыбам, они же живут в воде)Воздух всюду, но мы его не замечаем, не видим.

Как вы думаете, почему мы не видим воздух) Он прозрачный.

Как ещё можно сказать, какой он?) Не имеет цвета, значит какой) Бесцветный.

Сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом.

Какой воздух на вкус)

Снова закройте глаза и вдохните носом.

Какой запах у воздуха?)

Мы узнали о некоторых свойствах воздуха. Расскажите, а помогут вам в этом карточки-подсказки.)

Воздух-это удивительная оболочка Земли. Воздухом, как прозрачным покрывалом окутана вся наша планета. Воздух защищает её. Представьте, если бы воздух исчез, что бы произошло? Дети рассматривают рисунок-схему, дают ответы.)

Вода на Земле сразу же закипела, всё живое погибло бы от палящих солнечных лучей солнца днём, а ночью от холода. Без воздуха, Земля была бы мёртвой пустыней.

Но, что же такое воздух? Проведём некоторые опыты. А для этого пройдёмте в исследовательскую лабораторию, которую для вас приготовили Фиксики.

Практический этап

Возьмите в руки камень и сожмите его.

Какой он?) Твёрдый. Значит, камень-это твёрдое тело.

А можно ли взять в руки воздух и сжать его?) Значит сделаем вывод : (я начну, а вы продолжите) воздух-это) Не твёрдое тело. Дети подбирают схему.

Возьмём стакан с водой, и рассмотрим воду. (переливаем её из стакана в стакан) .

Что можно сказать о воде, какая она?) Жидкая.

Так что же такое вода?) Жидкость.

Какие жидкости вы ещё знаете?)

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит это не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют, значит это (продолжите) ) не жидкость. Дети подбирают схему.

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Дети подбирают схему.

Это наше первое открытие. Продолжим наши исследования.

1. Возьмём пакет и начнём скручивать его с открытого края.

Что происходит с пакетом?) Надувается.

Почему это происходит?) Пакет наполняется воздухом.

Потрогайте, какой стал пакет?) А воздух вы видите?)

Теперь возьмите веера и помашите на лицо; подуйте на ладонь.

Что вы чувствуете?)

Это движение воздуха. Делаем вывод : Хотя воздух мы не видим, мы его ощущаем.

2. Воздух есть везде и занимает место. Проверим это. У вас на столах разные предметы,бросьте их в воду и понаблюдайте.

Что вы видите?)

Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки - это воздух. Предметы тяжёлые, они тонут, а воздух лёгкий, он поднимается.

Возьмите резиновую игрушку и сожмите её.-

Что вы слышите?) свист.

Воздух выходит из игрушки. Теперь закройте отверстие пальцем и попробуйте сжать игрушку снова

Что происходит?) Она не сжимается.

Что ей мешает?)

Вывод : воздух находящийся в игрушке не даёт её сжать.

Посмотрим, что произойдёт, когда будем опускать стакан в тазик с водой. (на дне стакана прикреплена бумажка)

Что вы наблюдаете?) Вода не вливается в стакан.

Почему вода не заполняет стакан?) В стакане есть воздух, он не пускает воду.

Теперь наклоним стакан. Что произошло?) Вода влилась в стакан.

Она уступила место воде. Вывод : воздух занимает место.

Физкультминутка, Надувные игрушки”

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок игрушка, другой насос. Игрушка вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с накачивает её. Затем насос нажимает на кнопку- игрушка со звуком ш-ш-ш сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

3. Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам воздух?) для дыхания.

Мы провели опыты и убедились, что воздух не видим, его можно ощутить, он занимает место.

А теперь проверим и убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмём соломинку и опустим её в стакан с водой, тихонько подуем в неё.

Что вы наблюдаете) пузырьки.

Это доказывает, что мы выдыхаем воздух и он выходит в виде пузырьков. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох.

Что происходит?) грудная клетка поднимается.

Наши лёгкие наполняются воздухом. А теперь выдохните.

Что произошло с грудной клеткой?) она опустилась.

Воздух вышел из наших лёгких.

Каким должен быть воздух, чтобы человеку легко дышалось?)

А от грязного воздуха, что может произойти?)

Что делает человек, чтобы воздух в помещении был чистым?)

Для чего выращивают растения?)

Скажите, а чем отличается воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха,которым мы дышим в лесу?) Почему?

Деревья работают как пылесосы. Зелёные листья растений всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений, чем чище воздух, тем полезней для человека и его здоровья.

Подумайте, а от чего бывает грязный воздух в городах?)

Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда их труб идёт дым, горит костёр.

Опыт со свечой. Зажигается свеча и держится над ней блюдце. Посмотрите, каким грязным стало блюдце. На нём образовалась копоть.

Что же надо делать, чтобы спасти воздух от загрязнения?)

4. Сейчас, ребята, хочу пригласить вас в творческую мастерскую. Давайте в нашем городе посадим много деревьев и украсим его радужными облаками. (дети приклеивают деревья и облака, приготовленные во время предварительной работы) Пусть наш город будет чистым, а люди, живущие в нём здоровыми и счастливыми.

Рефлексивно-оценочный этап.

Я, думаю, наши гости Фиксики и вы узнали много интересного о воздухе . У меня в руках воздушный шарик. Передавайте его друг другу и рассказывайте, что нового вы узнали о воздухе, что вам понравилось делать.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы «Весёлое путешествие» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА СЫЗРАНЬ ГОРОДСКОГО.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете,.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Старая чашка» Формировать; мотивацию на познавательную деятельность, первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях,.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: введение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Библиотека изображений:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 муниципального образования Тимашевский район Автор опыта: Намм Инна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 37

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) » большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи – один из основных компонентов, без речи невозможно его построить, проанализировать и обсудить насколько оно достоверно, и в тоже время сам процесс исследования помогает развитию доказательной, рассуждающей и обобщающей речи. Особо значима эта проблема для детей с ФФН.

Практическая работа учителя-логопеда позволила увидеть пробелы в воспитательно-образовательной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии речи. На основании результатов мониторинга развития речи и психических процессов нами (мной и воспитателем группы) были разработана система развития речи в процессе познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников, которая позволят качественно и количественно улучшить результаты.

Объединив свои усилия учителя-логопеда, воспитателя группы мы смогли достичь значительных результатов.

Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно находить решения проблем – важнейшие черты детского поведения, которые удалось нам сформировать в процессе углублённой работы по выше обозначенной проблеме.

Задачу, которую мы решаем:

Помочь детям-логопатам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание условий развития речи в процессе поисково-исследовательской деятельности мы выстроили по блокам:

Обучение исследовательским действиям.

Цель первого блока: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

Формирование целостного восприятия окружающего, категорийных понятий.

Цель второго блока: расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий. В первую очередь, эта работа строится на основе расширения, углубления представлений о словах, которые объединяют в своем содержании степени обобщения предметов, явлений, действий и т.д.

Развитие речи осуществляется совместно с мышлением, так как эти познавательные процессы самые важные в поисково-исследовательской деятельности.

На первом этапе мы высвечивали проблему и намечали метод ее решения. Само решение, его поиск дети осуществляют самостоятельно.

На втором этапе мы только ставили перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск) .

На третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка са-мого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования. Выделены такие объекты:

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого;
  • бережное и уважительное отношение к живому;
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то;
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
  • технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

Данная работа предполагает следующую структуру исследовательского действия:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • выдвигает гипотезу, т.е. предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Основная форма работы – дидактические игры, разработанные по темам, предложенным Программой воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ожидаемый результат работы: динамичное овладение речью детьми.

I блок «Обучение исследовательским действиям»

Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требу-ются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблем - дело непростое.

С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не следует забывать.

Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы старались проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Мы считаем, что акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто ребёнок не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Творчество - созидание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, ребёнок одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему.

Поэтому и от ребенка мы не требовали ясного словесного оформления проблемы исследования.

В ходе выполнения такого рода заданий мы старались воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечали наиболее интересные, оригинальные версии. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению мы учили, и это отнюдь нелегкая задача.

Эффективным заданием для развития умения наблюдать становилось наше предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.) .

Листья я или воспитатель предлагали взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Говорили и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве упражнения для развития способности к наблюдению используется задание «Наблюдение очевидного» .

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического (словесного) и интуитивного мышления.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» . Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности.

Как рождаются гипотезы. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они обычно называются пилотажными) , в результате находит какое-то противоречие или новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное» , «неожи-данное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным и ясным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают на-блюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем - в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов - оценивать их вероятность.

Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы - их обычно называют провокационными идеями. Это может быть, например, такая идея: «Птицы находят дорогу на юг потому, что ловят специальные сигналы из космоса» .

Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.

Генезис вопросов имеет существенное значение для понимания процесса развития познавательных интересов ребенка, ибо вопросы являются специфическим и ярким индикатором наличия таких интересов.

Установлено, что ребёнок-логопат, так же как обычный ребёнок, проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредствованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах. Об устойчивости познавательного интереса говорит и то, что ребенок вновь и вновь обращается к интересующему объекту или явлению.

Непременными условиями проведения всех игр-занятий мы выделяли также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.

Форма проведения игр может быть различной - фронтальной или подгрупповой, но последняя, несомненно, дает лучший эффект.

Одними из главных компонентов информационной культуры человека можно считать следующие виды деятельности:

  • поиск информации;
  • восприятие;
  • классификация;
  • нравственная оценка (фильтрация информации) ;
  • обработка (анализ, синтез) ;
  • использование информации.

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, тем более ребенка-логопата. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При интегрированных усилиях учителя-логопеда и воспитателя способен овладеть правилами звукового оформления слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы. Кроме того, ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание текста, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развивать в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. «Познание-категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми».

Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его мыслительной деятельности. Чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно сначала раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. Формирование предметной отнесенности слова-названия - происходит одновременно с формированием значений слов и систем значений. Л.С.Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными логопедического обследования детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Сказка» г.Балаково У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается лишь их перечислением. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначать словами причинно-следственные связи приводит к тому, что они не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос. Отсутствует четкость и последовательность изложения. Чаще всего дети ограничиваются перечислением предметов или их отдельных частей. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Машина. Руль. Крутить. Колеса. Ездить надо».

Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи. Поэтому встал вопрос в поиске новых форм работы по развитию этой функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активизирующего средства мы используем познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой, а познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Цель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Китайская пословица «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» отражает поставленные задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

Развивать речь.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов познания, которая даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в познании. Мы активно используем такие формы работы как тематические дни и недели, тематические занятия («Чудо - пуговка», «Наши цветущие растения», «Мирные профессии в Армии нужны»).

В зависимости от конкретной образовательной ситуации используем и занятия с простейшими опытами: «Откуда взялся ветер?» (сочетается с развитием правильного речевого дыхания), «Путешествие Капельки» и т.п.. Они углубляют представления детей о предметах, явлениях, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие «Делу время, потехе - час» формирует у детей представления о таком абстрактном понятии как время, в частности о минуте. Дети экспериментально проверяют, как долго длится время, и определяют характер его течения - долго или быстро. Для этого им последовательно предлагаются игры 1) «Помолчим». Пока пересыпается песок в песочных часах, логопед предлагает просто посидеть и помолчать.

2) Игра «Кто быстрее?» (практическое знакомство с одной минутой)

(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)

Логопед: По сигналу вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. (Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус). В результате дети пришли к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида занятия.

Свои представления о времени дети впоследствии выразили в небольшом коллективном рассказе «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Вот такого содержания: Однажды Петя и Ваня пошли на рыбалку. Петя закинул в речку удочку и стал ждать, а Ваня решил половить бабочек. Скоро Ване стало скучно одному бегать за бабочками и он стал звать Петю. А Пете некогда - он ловит рыбу. Ваня не поймал бабочку, а у Пети - полное ведерко рыбы.

Для активизации и развития связной речи используем игры-превращения: «Живое - неживое», «Чудесный мешочек», «Да - нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и т.д.

Процессы-превращения лежат в основе действий, которые мы совершаем даже не задумываясь. Нажав на выключатель - темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т.д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования, поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами.

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:

-«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице холодно, потому что он заболел и т.п.

-«Вопрос-провокация»: - Почему зимой идет снег, а не дождь? Чем бабочки отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани - листочек бархатистый, а у цикламена - гладкий», «кожа - гладкая, а мех - пушистый» и т.д.

В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.

В заключение мы хотим сказать, что мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая выполнение предложенной методики «Последовательные картинки», мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Употребляемые детьми грамматические конструкции в виде сложных, распространенных предложений.

Таким образом, использование познавательно-исследовательской деятельности как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

3. Касавин И.Т. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М: Мысль. Под редакцией В.С.Степина. 2001г.

4. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Изд. «Книголюб». 2007г.-152 с.

5. ТрошинО.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2005г.-256с.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый материал можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось» . На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.

Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.

Разгадывание ребусов. Решение кроссвордов.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка»).
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок». Целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Например, долговременный проект «Наши цветы», который длился 6 месяцев, как раз показал, что знания, полученные путем экспериментов, были глубокими и прочными. Даже спустя год с начала данного проекта, дети помнят его и рассказывают о том, что делали, для чего и чему научились.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
  • развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

Игры-эксперименты с мячом.

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй - из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

В) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

«Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Задание. Придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.