Болезни Военный билет Призыв

Развитие сверхсознания. Роль триединства подсознания, сознания и сверхсознания. Сверхсознание требует четких команд

Как известно, большое внимание понятию «сверхсознание» уделял выдающийся ученый физиолог, академик РАН П. В. Симонов. Отталкиваясь от работ К. С. Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства. Одновременно с ним эту тему разрабатывал известный психолог М. Г. Ярошевский, который рассматривал категорию сверхсознания в сфере научного творчества.

Так, согласно представлениям П. В. Симонова, в мышлении участвует не только сознание, но и пограничные с ним подсознание и сверхсознание; «взаимодействие осознаваемых и неконтролируемых сознанием этапов пронизывает всю работу мышления». С его слов, «психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может передано другому, к сфере подсознания относится автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты». К подсознанию ученый относит и те проявления интуиции, которые «не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта».

Сверхсознание П. В. Симонов интерпретирует как механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта. По мнению ученого, сверхсознание (творческая интуиция) - это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации, в завоеваниях науки, в откровениях искусства, в совершенствовании этических норм. Если роль подсознания - в освобождении мышления от излишней работы и психологических перегрузок, то роль сверхсознания - расширение продуктивной сферы сознания: формирование новых знаний.
«В мышлении, - пишет П. В. Симонов, - сверхсознание дает пробы нового, проектирует и предлагает неожиданное и, может быть, даже невероятное».
Назначение сверхсознания - «пробивать пути нового». Такое «включение сверхсознания в мыслительную работу называют обычно интуицией, а состояние, при котором она смело и щедро включается, - вдохновением».

«Назначение сверхсознания - „пробивать пути нового“»

По Симонову, нейрофизиологической основой сверхсознания является «трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта». Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания.
«Тем не менее, - отмечает ученый, - в сверхсознании содержится нечто именно „сверх“, то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания.
Это „сверх“ - принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений». В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях». Неосознаваемость этих процессов представляется П. В. Симоновым как защита рождающихся гипотез от консерватизма сознания и давления ранее накопленного опыта. «Не будь этой защиты, - пишет он, - здравый смысл и догматизм прочно усвоенных норм душили бы „гадкого утенка“ смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий». «Сверхсознание и вдохновение, - пишет П. М. Ершов, - наиболее отчетливо проявляются в создании того, что информативно своей парадоксальностью, загадочностью. В науке - неожиданностью. Когда загадочность дает знания, и именно такие - парадоксальные, которые не могут быть выражены обиходными понятиями и требуют художественных средств воплощения в искусстве и нового термина (или формулы) в науке, то можно утверждать: здесь не обходится без сверхсознания, интуиции, творческой логики».
Открытие, как пишет математик В. В. Налимов, происходит на бессознательном уровне, слова и другие знаки не участвуют в процессе творческой работы.

Означает ли сказанное принижение сознания в творческой деятельности человеческого мозга? - ставит вопрос П. В. Симонов. Ни в коем случае! - утверждает он. - Сознание производит отбор порожденных сверхсознанием гипотез, творческих озарений, проверяет их истинность или ложность.
Достаточно важны и функции подсознания, вооружающего сверхсознание запасами ранее накопленного опыта. В руководимой им «лаборатории эмоций», в результате проводимых им разных вариантов эксперимента, П. В. Симонов пришел к выводу: «Взаимодействие сознания и сверхсознания есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции. Сведение психики человека к одному лишь сознанию не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизмы творчества, ни подлинную историю культуры. Только признание функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность получить ответ на многие актуальные вопросы человековедения». «Только учет этих функций открывает путь к решению практических задач воспитания, профилактики и лечения нервно-психических заболеваний».

Когда сверхсознание смело и щедро включается в мыслительную работу человека, как пишет П. В. Симонов, его посещает творческое вдохновение, он ощущает прилив силы, у него возникают положительные эмоции.
Благодаря чему такие лица не подвержены к так называемой «немотивированной» агрессии, что часто наблюдается в поведении лиц с неразвитым сверхсознанием. Развитое и активно функционирующее сверхсознание обладает двумя функциями: негативной и позитивной. Если негативная функция сверхсознания - отрицание устаревшего, пережившего себя и утратившего некогда реальный смысл, то позитивная функция состоит в порождении нового - гипотез, догадок, озарений, ведущих к ранее не существующему знанию о мире.

В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца. С точки зрения автора, творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания.

«Творческие озарения возникают не только у таланта и гения»

С этой характеристикой «человека творящего» интересно сопоставить мнение физиолога, академика РАН и РАМН Н. П. Бехтеревой (2001).
Творческие озарения, как утверждает ученый, возникают не только у таланта и гения, но и временами у так называемого обычного человека, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота. Мнения ученых разделяет известный театральный деятель П. М. Ершов. «Сверхсознание, - пишет он, - индикатор таланта человека, в чем он и когда он находчив - там он и талантлив, в меру отпущенного ему природой».

Разрабатывал эту тему и физик-теоретик Е. Л. Фейнберг. В своей книге «Кибернетика, логика, искусство» (М.: Радио и связь, 1981) автор предлагает различать интуицию-догадку (порождение гипотез) от интуиции - прямого усмотрения истины, не требующего формально-логических доказательств.
Соглашаясь с автором по сути, П. В. Симонов формулирует эту гипотезу по-своему: «...в «интуиции-догадке» недостающей информации еще нет, ее предстоит найти в ходе проверки возникшего предположения. В случае же с «интуицией - прямым усмотрением истины» получить такую информацию вообще невозможно, какое количество экспериментов ни поставил бы ученый, что еще раз оправдывает термин «сверхсознание».

«Интуиция, вдохновение - основа величайших научных открытий»

«Интуиция, вдохновение, - писал В. И. Вернадский, - основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, - не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе».

Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в человеческие знания, в практику, в представления, в сознание. Поэтому вносимое им, как пишет В. И. Вернадский, «не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим название». Со слов П. М. Ершова, внося новое, вполне конкретное в отвлеченные понятия и их обозначения, сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику.
Сверхсознанием развивается сознание и осуществляется творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы.

Психолог Эрих Фромм объявил: «бессознательное» есть источник всех подлинных способностей человека. «Бессознательное, - пишет Э.Фромм, - представляет прошлое человека, зарю человеческого существования; оно представляет также его будущее, поднимает нас к тому дню, когда человек станет подлинным человеком».

Академик П. В. Симонов указал, что игнорирование «бессознательного» есть причина регресса созидающих возможностей человека: «Новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма и т. д.) первоначально возникает не в абстрактном межличностном и надличностном пространстве, а в мозге конкретного человека, первооткрывателя, творца. Непредсказуемость открытия, его защищенность от вмешательства сознания и воли представляют необходимое условие развития. Полная рациональность (формализуемость) и произвольность первоначальных этапов творчества сделали бы творчество невозможным, и означали бы конец развития цивилизации».

Опираясь на выше изложенное, можно сказать, что представления Станиславского о сверхсознании оказались небеспочвенны. Его новаторские идеи явились мощным толчком для творческой мысли ученых и положили начало единению сил науки и искусства в познании «наиболее возвышенной, важной и красивой жизни человека - «жизни человеческого духа», превращающего обычного человека в человека-творца.

Сверхсознание – это эмоциональная активность психики человека, активизирующаяся для разрешения сложных жизненных и творческих задач; наряду с подсознанием является неосознаваемым процессом психики. Сверхсознание проявляется творческими аспектами, в виде конструирования принципиально новых философских форм, мировоззрений, функционирования высшего проявления таких сознательных сфер, как социальная, ценностная, когнитивная. Это все, чего может эволюционно достичь человечество, интуиция, парапсихологические способности, инсайты.

Из трех аспектов человеческой психики (подсознательного, сознательного, сверхсознательного), деятельность сверхсознания направлена на творческие проявления, замысли, гипотезы, интуицию.

Сверхсознание это в психологии понятие, не поддающееся полному изучению, так как мы можем наблюдать сразу конечный результат его активности, минуя пути достижения и способы получения идеи. Активность сверхсознания имеет эмоционально-образную природу и направлена на удовлетворение и разрешение первоочередных доминирующих практических эмоциональных потребностей и задач.

Понятие сверхсознание

Устройство психики человека состоит из несколько уровней функционирования, которые разделены на сознательный, подсознательный и сверхсознательный.

В неосознаваемой части психических процессов есть две группы, на которые их можно разделить, которые имеют принципиально разные функции и систему деятельности. Первая группа это , которое вмещает в себя то, что раньше относилось к осознаваемым процессам (навыки, которые автоматизировались) или может стать осознаваемым ( , ) при определенных условиях. Например, при психотерапевтической работе можно найти подсознательные источники мотивации той или иной деятельности, ее выгоды; или наоборот, причины избегания, нелогичности поведения, жизненные ситуации, которые были вытеснены из защитными механизмами психики.

Сюда же, в подсознание, входят социальные нормы, обретающие определенную императивность (воспринимаются они человеком, как совесть или чувство долга); интуиция, основанная на накоплении опыта. Например, врач, который может поставить диагноз, даже, не начав осмотр, или сотрудник органов правопорядка, вычисляющий нарушителя в толпе – они основываются на интуиции, которая имеет своим фундаментом большой жизненный опыт.

Эволюционно, подсознание возникло в связи появившейся потребностью защиты сознания от возрастающих психологических перегрузок, оптимизации работы всего организма, также используется для хранения информации о полученных психотравматических переживаниях, которые в момент прошлого не могли быть переработаны . Информация, заложенная в подсознании достаточно консервативна, рефлекторна, подчинена внешним воздействиям и для ее изменения или коррекции необходимо приложить немало усилий.

Деятельность сверхсознания не подчинена влиянию никаких внешних условий, и не выходит на уровень осознанности ни при каких условиях или их изменениях. Мы можем наблюдать только конечные результаты этой неосознаваемой деятельности.

Сверхсознание проявляется в творческих догадках и гипотезах, которые в определенный необходимый момент психика предоставляет сознанию в готовом виде. Соответственно неосознаваемость этих процессов объясняется защитой процессов интуиции от преждевременной критики сознания, которая пресекла бы на корню любую, выходящую за пределы догм идею.

Функции сверхсознания рекомбинируют хранящиеся в памяти элементы опыта и информации, представляя в сферу сознания те из них, которые применимы к реальности. В этом главное различие идей сверхсознания от сновидений (которые также возникают вследствие рекомбинации полученного опыта и информации) или «гениальных» идей душевнобольных (которые достаточно необычны, но не имеют практического применения в существующей реальности).

Сверхсознание это в психологии очень тонкий регистратор возникающих малейших социальных, ситуационных, личностных изменений. Его деятельность направлена на предупреждение, и идеи по изменению или внесению новых корректив подаются сознанию заранее. Именно из-за того, что сознание еще не регистрирует изменения — эти идеи кажутся как минимум странными.

Сверхсознание непосредственно участвует в удовлетворении потребности, которая наиболее устойчива среди остальных мотивов личности. Доминирующая потребность направляет и корректирует сверхсознание в направлении ее наиболее благоприятной реализации, выхода из ситуации, задействуя механизмы творческого приспособления. Формирование доминанты может вызвать определенные трудности, когда имеется несколько, одинаково значимых приоритетов. Хорошо, если одна из доминант имеет практическую выгодность, тогда она имеет преимущество. Материал для новых комбинаций сверхсознание получает из осознаваемого опыта и подсознательных материалов, а также из построения абсолютно новых ассоциаций, не используемых ранее, однако удовлетворяющих ведущей потребности.

Пожалуй, самое действенное средство для развития и тренировки сверхсознания – это детская игра, которая обладает самоцелью и самоценностью, направленных на разрешение творческих задач, мотивируясь исключительно потребностью в познании. В творческой деятельности присутствуют четыре компонента: опыт субъекта и предыдущих поколений, сверхсознание и интуиция, сознание, проверяющее возникшие идеи, и процесс закрепления результата в памяти.

Обладает сверхсознание позитивными функциями (создание новых гипотез, идей, которые служат толчком к возникновению ранее не существовавшего) и негативными (отрицание и убирание устаревшего и неактуального). Оба эти направления являются эволюционно значимыми для человечества и развития личности.

Развитие сверхсознания

Уникальность природы сверхсознания толкает к мыслям, что к его использованию склонны лишь одаренные или гениальные личности, следует отметить, что сверхсознание присутствует у всех людей, и его функционирование не связано со степенью талантом или количеством полученных знаний. Деятельность и проявление сверхсознания не является неизменной и статичной константой, она может актуализироваться или иметь разновекторную природу, сверхсознание можно развивать, если разобраться в выполняемых им функциях.

Функции сверхсознания сводятся к двум основным направлениям, таким как самопознание личности и корректировка направления ее деятельности. Выполняемые функции: реинтерпретация имеющегося опыта, поиск взаимосвязей между существующим внешним миром и внутренним самоопределением личности, переоценка старого опыта и формирование новых концепций, коррекция деятельности и реализация новых форм существования, самообновление, самоизменение.

Самым лучшим средством для тренировки сверхсознания считается детская игра, которая не имеет своим достижением ни практических, ни социальных целей, игровой процесс является самоцелью, который максимально удовлетворяет потребность в развитии, познании и решении творческих задач. Именно стремлением к познанию ради познания, с активным и доминирующим интересом дети обязаны своей уникальной способности придумывать новые миры и реальности, фантазировать и практически жить в этих мирах и новых концепциях, погружаясь настолько, что они граничат с реальности.

По мере взросления игровая мотивация вытесняется более важными витально вещами, однако механизм остается прежним. Часто приводится пример военных летчиков, которые показывали максимально хорошие результаты именно в состоянии азартного соревнования с противником (но никак не агрессии или страха), что является одним из видов бескорыстной игры.

Способствует работе сверхсознания недостаток информации, когда нет возможности опереться на полученные данные, а имеется важная необходимость генерировать новое.

Если подвести итоги, то для улучшения функционирования сверхсознания необходима одна доминирующая потребность, которая будет иметь практическую эмоциональную значимость для , высокий уровень познавательной активности, спокойное, азартное или увлеченное эмоциональное состояние, снижение уровня критического восприятия мира, а также предвзятого отношения к возникающим идеям.

«Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить». Ральф Валдо Эмерсон.

Сколько же у нас разумов (сознаний)?

Говоря техническим языком, каждый из нас обладает одним разумом. Но он состоит из 3 частей: сознание, подсознание и сверхсознание. Первые два сознания находятся внутри нас, но сверхсознание находится вне наших пределов. Оно является разумом нашего расширенного «Я».

Силы сознания

Cознание является той единственной частью разума, которая способна мыслить. Именно поэтому большинство людей использует свое сознание для решения задач и достижения целей. Однако, силы сознания ограничены по сравнению с силами подсознания и сверхсознания. Самая главная сила сознания заключается в его способности принимать решения. Ваше сознание обладает властью принимать решения относительно того, какая информация проникает в ваше подсознание, но большинство людей не пользуются данной силой. Вместо этого, они позволяют разнообразному мусору попадать в их подсознание, тем самым они приводят в действие закон: «Что посеешь, то и пожнешь».

Наше сознание также обладает способностью перепрограммировать подсознание, в основном это достигается с помощью повторений. Например, вспомните, как вы впервые учились водить автомобиль, когда вам приходилось сознательно думать о том, на какую педаль нажимать, и какую передачу включать. Но теперь у вас больше нет нужды сознательно думать об этих действиях. Они стали автоматическими, т.е. вы способны выполнять их подсознательно. Путем множества повторений вы запрограммировали свое подсознание. Попав в наше подсознание, мысль (действие) становится автоматической.

Это справедливо как для вождения автомобиля, так и для достижения успеха в жизни.

Силы подсознания

Ваше подсознание играет различные роли в вашей жизни. Насколько я знаю, мы можем классифицировать его функции, выделив 5 различных областей.

1. Подсознание поддерживает здоровье вашего тела и балансирует внутренние процессы. Именно поэтому в природе наше тело способно на самоисцеление. Оно способно излечить любую форму болезни, которую вы только можете придумать. Это является фундаментом всей, так называемой, альтернативной медицины.

2. Подсознание защищает нас и иногда наших любимых от критических положений и опасностей.

3. Оно действует как магнит. Оно способно притягивать то, что резонирует с его внутренними убеждениями.

4. Наше подсознание является выдающимся банком памяти. Оно хранит весь наш прошлый опыт.

5. Подсознание выступает в роли радара. Оно посылает и принимает сигналы из сверхсознания. Эту его функцию мы обсудим с вами чуть позднее в этой статье.

Взаимоотношения между нашим сознанием, подсознанием и сверхсознанием выглядят следующим образом:

Сознание (1) <===> Подсознание (1) <===> Сверхсознание
Сознание (2) <===> Подсознание (2) <===> Сверхсознание
Сознание (3) <===> Подсознание (3) <===> Сверхсознание

Ваше сознание связано с вашим подсознанием, которое в свою очередь связано со сверхсознанием. При этом наши подсознания связаны с одним единым для всех сверхсознанием.

Исходя из диаграммы, вы можете видеть, что мы все с вами связаны на уровне сверхсознания через наши подсознания. Сознание напрямую не соединено со сверхсознанием. Мы полагаемся на наше подсознание в отношении приема информации из сверхсознания и передачи информации в него.

По мере того, как ваше сознание внушает ваше желание подсознанию, ваше подсознание будет запечатлять эту информацию в сверхсознании, которое в свою очередь принимает все усилия к тому, чтобы осуществить желаемое. Как говорил Ральф Валдо Эмерсон: «Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить».

Силы сверхсознания

Наполеон Хилл называл его бесконечным интеллектом . Ученые называют его Вселенским Разумом. В некоторых книгах, а также в речах некоторых Гуру метафизики можно встретить общее понятиеБессознательный Разум . Термин Сверхсознание широко использует Брайен Трейси (Brian Tracy), и я также предпочитаю этот термин.

Не важно, как это называется. Важно то, что оно способно сделать для вас.
Вот, что я знаю о сверхсознании:

Существует лишь одно сверхсознание (Вселенский Разум), с которым соединены все наши разумы;
- Оно помогает вам принимать решения, так как сверхсознание является бесконечным интеллектом. Оно обладает всеми нужными вам ответами, включая данными о завтрашней стоимости акций.
- Сверхсознание является источником всех истинных изобретений. Великие изобретатели, такие как Томас Эдисон и Альберт Эйнштенй, овладели техниками приема идей из сверхсознания. Откуда вы думаете они брали все свои инновационные идеи?
- Оно помогает вам достигать своих целей. Об этой функции сверхсознания мы поговорим в следующем параграфе.

Сверхсознание наподобие суперкомпьютера, который управляет деятельностью в каждом небольшом компьютере, подключенном к нему. Вы запечатлеваете свои цели в подсознании, а сверхсознание начинает реагировать соответственно. Нужные люди начнут появляться в вашей жизни, начнут всплывать удачные возможности, и, если необходимо, вам будут предоставлены необходимые уроки. Все придет в движение с целью помочь вам осуществить ваше желание. Когда вы полностью поймете силы сверхсознания, вы осознаете, что успех не является лишь удачей.

Сверхсознание

Изучение особых состояний сознания, освоение самогипноза помогает современному человеку реализовать своё постоянное стремление к обретению просветления, сверхсознания, которые являются основой многих религиозных и философских учений, сформировались в процессе эволюции под влиянием религиозного опыта, обращения к Высшему началу.

Во время этих состояний возникает новое восприятие пространственно-временных отношений, устанавливается связь со Вселенной, появляется способность понимать и представлять непостижимые в обычных условиях события и явления окружающего мира. Принципиально новые технические решения и технологии раскрывают в озарениях сокровенные тайны природы и мироздания.

В последние годы многие исследователи пришли к заключению, что сознание приобретает как бы межличностный характер, становится участником планетарных и космических процессов. Это отражает особенности полевого фантома мозга, который представляет собой биокомпьютер высшей сложности.

Таким образом, сверхсознание является результатом достижения в пространстве функциональных связей между полевыми фантомами Высшего разума и головного мозга человека-оператора.

Поисковая активность во время просветления и сверхсознания на протяжении веков раскрывает творческие способности, позволяющие осуществить защиту от любых негативных влияний, психической агрессии, энерговампиризма.

Э.М. Каструбин 2010 г.


Э.М. Каструбин

Энергоструктура Души и энергетика биополя

в представлении цивилизаций прошлого

Великий ясновидящий 20 века Эдгар Кейси стал известен во всем мире пророчествами, успехами в излечении на расстоянии тысяч людей в США. Эти способности появлялись у него после погружения в транс, достижения самогипноза. Совершенно неожиданно, во время одного из сеансов ему были заданы вопросы по проблеме мироздания, существования Души. При этом было известно, что он был истинно верующим человеком, посещал церковь, хорошо знал Библию.

К удивлению присутствующих, в его ответах прозвучало то, что он не мог знать. Эти сведения принадлежали эзотерике, тайноведению далекого прошлого.

Согласно «откровениям» ясновидящего, Бог создал свое отражение в виде Космоса и Души. Для этого понадобилась система гармонии и равновесия, она принесла миру музыку, математику, геометрию. Реализация бесчисленных замыслов Бога осуществлялась с помощью «луча созидания». Возникли законы отрицательного и положительного, притяжения и отталкивания, причины и следствия.

В появлении Души участвовал Дух. Душа была необходима Творцу для общения созданного по его образу и подобию. Затем появилась часть Души, которая была рождена Богом, зависела от него, но существовала отдельно, располагала свободной волей. Таким образом, Душа включала в себя энергию Духа и энергию новой личности имевшей свободную волю.

Великий мыслитель древности Плотин отметил, что в чувственном теле прибывает не вся Душа, а только некоторая ее часть, которая при погружении в этот мир, уплотняясь, препятствует восприятию высшей части Души.

Эзотерические школы древности считали, что тонкие миры различаются по степени плотности, обладают энергией особого типа. Уплотнение Божественного сознания сформировало Душу.

В священных писаниях индуистов и мусульман рассказывается, что Душа начинает свой путь после соприкосновенияс кристаллической решеткой минералов. Из этого царства она поступает в мир растений, которые обладают памятью и эмоциями по данным современной науки. После мира животных Душа становится достояниемчеловека.

Этот процесс нашел отражение в стихотворении, которое пришло из глубины веков на санскрите:

«Душа спит в минералах,

Дремлет в растениях,

Движется в животных

Осознает себя в человеке»

Согласно Библии Бог создал мир разумных существ:

«Вошел в них Дух жизни от Бога(откр.11:1)»

Апостол Павел в своем послании напоминает, что существуют как бы два этапа в сотворении Души:

«Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное(1 Кор. 15:46)»

Из этого следует, что психическое, душевное здоровье принадлежит той части Души, которая отделилась, обладает свободной волей.

Таким образом, душевное здоровье не исключает проявление агрессивности, вредных привычек, нарушения заповедей и морали христианина.

Согласно Т.Эндрюсу(1999г.), Дух при поступательном движении к развивающемуся плоду, ступенчато, постепенно ослабляет интенсивность своих космических вибраций, чтобы не нанести повреждений. На всем пути его продвижения к плоду образуются тонкие тела, энергетические оболочки различной степени плотности.

Сначала появляется атмическое тело Духа (энергоцентр чакра Сахасрара). Уплотнение этого тела приводит к появлению буддхического тела сознания, оно участвует в формировании ментального тела мысли, имеет с ним энергетические связи. Последующее уплотнение образует каузальное, причинное тело Высшего Разума с энергоцентром Вишудха. Это тело обеспечивает канал связи с Высшим Разумом, энергию для земных воплощений, память о них.

Таким образом, создается духовная, бессмертная триада Души, которая не связана с физическим телом. Энергетика этой триады обеспечивает внутреннее зрение при закрытых глазах, что используется «при путешествиях в мире воображения, терапии с помощью символов и образов». Имеется много наблюдений, где во время своей клинической смерти, пациенты видят операционную и врачей. Этот эффект был отмечен даже у слепого от рождения человека.

Энергетическим двойником физического тела является эфирное тело, его пронизывают энергетические оболочки ментального и астрального тел.

Особое значение приобретает ментальное тело мысли, оно осуществляет связь с телом сознания бессмертной части Души в области сердца.

Мысли достигают его с помощью высокочастотных вибраций, они преобразуют энергетику мыслеформ в воздействие на клеточном уровне. Сердце управляет этими вибрациями, что оказывает системное влияние на весь организм.

Тело мыслей связанно с правым полушарием, царством бессознательного, его энергия восстанавливается во время медленной фазы сна.

Это своеобразный мост между высшей духовностью и душевным здоровьем.

Вера, обращение с молитвой к Богу, которая не содержит просьб, а выражает восхищение Творцом всего живого на земле, создает молитвенное сознание. Это усиливает приток энергии Духа к ментальному телу из невоплощенной части Души. В этот момент происходит очищение физического тела от негативного влияния собственных мыслей и мыслей других людей.

В качестве формулы очищения используются слова: «Я люблю тебя, Господи!». Установлена идентичность электрической активности мозга при произнесении молитв и во время медленной фазы сна, где восстанавливается энергия ментального тела. Энергии буддхического и ментального тел открывают путь к просветлению и сверхсознанию:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный(от Матфея 5:48)».

«Достигайте же любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать(1 Коринф 14:1)».

Энергия астрального тела восстанавливается во время сна, когда оно уходит в астральный мир. Память об этом отсутствует.

Энергоцентр астрального тела чакра Манипура, в области солнечного сплетения снабжает энергией другие центры.

В тоже время чувство собственного достоинства, наличие моральных ценностей, любовь к самому себе и всему живому, желание заслужить любовь к ближнему своему восстанавливает энергию астрального тела за счет создания позитивного мышления.

В этом случае Отец Небесный прощает согрешения людей:

«Отвергайте от себя все грехи ваши, которыми согрешили и сотворите себе новое сердце и новый Дух(Иез.18:31)».

Преобладание энергии бессмертной триады над энергией душевного здоровья в энергокомплексе Души позволяет создать новую модель поведения, обрести духовность.

Чакры являются естественными, невидимыми фильтрами, извлекающими из окружающей среды энергетическую субстанцию, которая в виде излучения приходит из Космоса, ее назвали дыханием жизни, праной. В физическом теле она циркулирует в системе кровообращения после получения пранического тока. Энергоцентр астрального тела не только аккумулирует и распределяет прану другим центрам, но и координирует ее обмен в живой природе. Прана повинуется мыслимым приказам, ее можно направлять к больным органам. Все живые существа передают с ней информацию.

Биополе некоторых людей при определенном уровне энергетики может вступать в контакт с полевым фантомом Высшего Разума, полем смысла. Это реализует возможности психографии, психометрии, экстросенсорики и трансовых состояний.

Своими достижениями в области клинической медицины, был широко известен хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий, который вошел в историю православной церкви в России как святитель Лука, был причислен к лику святых. В своей книге «Дух, Душа и Тело» (2001г.) он приходит к выводу, что для проявления трансцендентальной способности нашего Духа, достижения сверхознаниянеобходимо, чтобы значительно ослабло обычное сознание. Известно, что в быстрой фазе сна, перед пробуждением видят вещие сны, решают научные проблемы, испытывают озарения.

В современных условиях мысль Святителя Луки может быть реализована при достижении особых состояний сознания во время самогипноза и аудиотранса.

В руководстве Е.Дауда «Когнитивная гипнотерапия» (2001г.) образное мышление, гипнорепетиции позитивных событий, становятся после достижения транса основой психотерапии.

В трансе пациент начинает рассматривать внушения, как собственные переживания и размышления, что свидетельствует о наступлении самогипноза. Даже при отсутствии целевых внушений, самогипноз позволяет организму совершать «бегство в здоровье».

Кирлиан - фотографии наглядно демонстрируют, что в этом случае происходит восстановлениеэнергетики биополя, активация ресурсов бессознательного на достижение личностного роста, защиту от всех видов энерговампиризма.

Освоение самогипноза крайне необходимо тем, кто в силу своей профессии часто взаимодействует с биополями других людей. В этом случае, возникает «синдром хронической усталости», падение работоспособности, происходит «выгорание личности».

Судьба человека определяется в бессознательном самовнушениями, которые произошли в результате негативных событий прошлого, стали «накопленным стрессом».

Формирование негативных самовнушений происходит под влиянием воспитания, обучения, социума.

Эта проблема особенно актуальна для русских, страдающих ностальгией за рубежом. Они увезли в эмиграцию психотравмы, полученные в тоталитарном государстве, были отлучены от духовности пропагандой воинствующего атеизма. Эти люди могут устранить негативные события прошлого, получить помощь психолога только с помощью позитивных программ внушения на родном языке детства и отрочества. В этом случае, самогипноз станет для нихформой обучения, где гипнорепетиции позитивных событийпревратятся в условный рефлекс, новую модель поведения.

Исследования, проведенные фундаментальной наукой, показали, что транс отражает природное стремление к изменениям, новому, поисковой активности.

Следует отметить, что на протяжении эволюции человека разумного, транс всегда был системообразующим фактором, способом существования, получения религиозного опыта, обращением к своему внутреннему миру, который начинает превосходить внешнюю реальность.

Настоящий информационный обзор позволяет прийти к заключению, что барьер между духовным и душевным в энергокомплексе Душа успешно преодолевается не только «великими посвященными», но и другими представителями человечества за счет существования энергетических связей, взаимодействия буддхического тела сознания с ментальным телом мысли в области сердца. Интенсивность этого процесса определяет преобладание или отсутствие стремления к духовной эволюции, что и оказывает влияние на жизнь и судьбу человека. В любом случае, в зависимости от проявления свободной воли, ему предоставляется созданная промыслом Бога возможность приближаться к Божественному сознанию, первоисточнику или получать новый земной опыт, быть во власти «колеса реинкарнаций». Энергетика биополя находится в прямой зависимости от энергии тонких тел, которые его окружают, но отражение этой закономерности фиксируется только с помощью кирлиан-фотографий эфирного тела.

Можно предположить, что каждый энергоцентр в системе чакр имеет индивидуальный фильтр для трансформации из окружающей среды праны, превращения ее в пранический ток, которые приносит дыхание жизни каждой клетке физического тела.

Следует отметить, что согласно холистической парадигме третьего тысячелетия сознание современного человека все чаще рассматривается вне связи с анатомическим строением мозга, оно приобрело межличностный характер, участвует в планетарных и космических процессах.

Вполне возможно, что это происходит из-за того, что на биологические объекты действует некий космический фактор, который не имеет молекулярного строения, содержит закодированную информацию, присутствует одновременно в настоящем, прошедшем и будущем (А.П. Дубров, 1993г. и В.П. Казначеев, 1996г.)

Э.М. Каструбин, 2010 г.



ЧАКРЫ и ПСИХОЭНЕРГЕТИКА

Первая чакра (муладхара) находится у основания позвоночника у мужчин и между яичниками у женщин. Эта корневая чакра является центром выживания человека. Энергетика этой чакры необходима в экстремальных ситуациях или при оказании помощи другим лицам также в экстремальных ситуациях. В этом случае могут возникать энергетические связи с другими людьми, но никто не может создавать эти связи без вашего желания (физическое тело).

Вторая чакра (свадхистана), селезёночная, - центр секса и общения с другими людьми. Принимает энергетику чувств и заботы других людей о своих жизненных проблемах, что создаёт с ними энергетические связи. Это происходит в том случае, когда вас просят обратить внимание на проблемы других людей. Посылает и принимает сексуальные сигналы (эфирное тело) .

Третья чакра (манипура) , солнечное сплетение, - центр распределения энергетики по всем энергетическим каналам тела. Образует энергетические связи с теми, кто нуждается в вашей энергетике, предпочитает брать ее у вас. В этом случае отмечается напряжение в области живота (астральное тело) .

Четвертая чакра (анахата) , в области сердца, - центр любви, нежности, сострадания, единения. Создает энергетику истинной любви ко всем, себе, всему миру. Энергетическая связь с теми, кто вас любит и кому вы нравитесь, что не требует затрат вашей энергии (ментальное тело) .

Пятая чакра (вишудха) - центр коммуникации, где дух и душа общаются с вашим сознанием. Происходит восприятие вашего внутреннего голоса, советов истинного «Я». Отсутствие возможности высказывать свои мысли, принуждение говорить с теми, кто вам опасен или неприятен, требует энергетических затрат этого центра. Энергетическая связь с теми, кто хочет общаться с вами, даже без вашего желания (каузальное тело).

Шестая чакра (аджна) - третий глаз, центр ясновидения, создание зрительных образов, ментальная телепатия, знание о мыслях других людей. Энергетическая связь с теми, кто постоянно думает о вас, хочет знать ваши мысли, мнение о себе. Это вызывает энергетические затраты и головную боль (буддхическое тело) .

Седьмая чакра (сахасрара) - центр знания и интуиции. Вход энергии Космоса в трансе, её направление в другие центры, здесь происходит связь космической и земной энергий. Энергетическая связь с теми, кто хочет управлять вами, заставить выполнять свои указания, жизненные установки (атмическое тело).

Чакры ступней - связь с Землёй, равновесие земной и космической энергий.

Чакры рук - созидание, передача энергии, энергетическая связь с теми, кто хочет воспользоваться вашим трудом, заставить подражать своим действиям.

С. Хеллер и Т. Стилл считают электричество аналогом гипноза, соглашаются с тем, что это форма энергии. Они рассматривают гипноз как другую форму энергии.

Наш опыт подтверждает, что электротранквилизация и транс представляют собой две самостоятельные формы энергии, которые в равной степени могут готовить мозг к переходу в особое состояние сознания.

В монографии Т.И.Ахмедова «Гипноз. Новейший справочник» (2005г). Обращается внимание на то, что еще в начале XX века проводилось специальное изучение мозга по выяснению механизма сна, сновидений, воображения, гипноза - всего того, что в наши дни принято называть особыми состояниями сознания.

В книге "Электротранквилизация в профилактической медицине и психологии" обобщены результаты исследований по применению электрической энергии импульсов на уровне электротранквилизации при различных моделях стресса, в профилактической медицине. Было установлено, что во время транса природные способности человека позволяют осуществлять регуляцию и саморегуляцию организма после поступления информации в виде целевых внушений (состояние повышенной внушаемости).

В тоже время огромное число наблюдений показывают, что прием психотропов, психоделиков, наркотиков, алкоголя, «накопленный стресс» изменяют, искажают информацию, поступающую из внешней среды, что приводит к возникновению измененных состояний сознания, которые лежат в основе нейрогенных, психогенных заболеваний, депрессий. Наши исследования показали, что электротранквилизация должна быть включена в систему психологической подготовки по освоению самогипноза. Этот вид особого состояния сознания признан современной наукой одним из самых мощных методов психотерапии, позволяющих раскрыть ресурсы бессознательного и активировать их на достижение заданных внушением целей. Кроме того, предусматривается личностный рост и восстановление энергетики биополя.

Как отмечает Д. Слейт (2003г) под влиянием самогипноза проявляются экстрасенсорные способности, происходит достижение сверхсознания. Это позволяет понимать и представлять непостижимые в обычных условиях события и явления, создавать принципиально новые технические решения, технологии, осуществлять гипнопродукцию.

В этих условиях мозг становится обладателем биокомпьютера высшей степени сложности, который располагает полевым фантомом для оценки поступающей информации.

Таким образом, можно предположить, что феномен сверхсознания возникает после установления функциональных энергетических связей между полевыми фантомами головного мозга человека-оператора и энергоинформационным полем Высшего Разума, Вселенной.

Сверхсознание и просветление на протяжении веков способствовали развитию творческих способностей, процессам эволюционных изменений, адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, что в настоящее время обеспечивает защиту современного человека от любых негативных событий психической агрессии, способствует восстановлению энергетики биополя при стрессовых энергозатратах в повседневной жизни.

Медитация - Сверхсознание - Практика.

В западной культуре понятие "медитация (духовно-психологическая практика)" относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин "медитация (духовно-психологическая практика)" просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

История медитации

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

В шестом веке до н.э. началось развитие различных форм медитации - таоистской в Китае, буддистской в Индии, даже греки занимались медитацией.

Первыми христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в четвертом веке нашей эры. Их медитативная практика в своих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая "дзадзен", распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была завезена в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название "трансцендентальной медитации"(TM).

Типы медитации

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания. Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ.
В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра (магический звук)". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ также используется мантра (магический звук). Эта мантра (магический звук) выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.
Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

Механизмы действия медитации

Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами. Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация (духовно-психологическая практика) и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Пациент должен понять, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.

Терапевтические критерии состояния сверхсознания

Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания "исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания.

Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно:
1) затрудненное дыхание,
2) спутанное мышление,
3) релаксация,
4) отстраненное наблюдение и
5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и "автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания.

Давидсон характеризует его природу следующим образом:
1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
3. Непередаваемость ощущений.
4. Изменение пространственно-временных соотношений.
5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума:

Медитация начинается --> Скука --> Отвлекающие мысли --> Глубокая релаксация (трофотропное состояние) --> Отстраненное наблюдение --> Сверхсознание

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.

Исследование клинических показаний

Адекватно контролируемых научных исследований эффективности медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний. Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались эффективными:

1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и чрезмерного эрготропного тонуса.

2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.

3. При лечении фобий.

4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического здоровья".

5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и алкоголизма.

6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной гипертонии.

Для того, чтобы объективно определить терапевтическую эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация (духовно-психологическая практика), отрица- тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини- ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике.

После того, как мы представим теоретическую основу для клинического применения медитации, рассмотрим вопросы ее практического использования.

Как осуществлять медитацию

Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому применению медитации.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:

1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с поведенческим типом А и импульсивностью, по-видимому, труднее обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами. Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.

2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов. Некоторые думают, что медитация (духовно-психологическая практика) является кощунственным актом.

3. Дать больному общее представление о медитации. 4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для медитации. Необходимая информация представлена в следующем разделе.

Компоненты медитации

В своей книге "Реакция релаксации" Бенсон описывает четыре компонента, способствующие успешной медитации:

1. Спокойное окружение.
2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
3. Пассивная установка.
4. Удобная поза.

Наши собственные исследования и клинический опыт в общем согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить положения Бенсона.

Первое условие, которое мы рекомендуем - это спокойное окружение. Спокойное окружение - это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может использовать какую-либо музыку или имитационные записи для "маскировки" отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие. Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней стимуляции.

Вторым условием (в случае физически пассивной медитации) является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение, достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать позу, требующую большего мышечного напряжения.

Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку некоторые называли "пассивной волей" или "пассивным вниманием". Бенсон утверждает, что такая "пассивная установка является, возможно, самым важным элементом".

Имея такую установку, пациент "позволяет" возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать его. Согласно формулировке Гринслена, "Пациент может начать побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив... процессу развиваться".

Если больной не способен принять такую установку, то он будет задавать вопросы такого рода:

"Правильно ли я это делаю?" - обычно указывает на озабоченность внешним выполнением медитации.

"Сколько времени это займет?" - говорит, как правило, об озабоченности относительно времени.

"Что является показателем хорошего освоения?" - обычно свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах, а не на самом процессе.

"Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?" - как правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать. Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в работе Эрика Пепера.

Пятым и последним условием, которое мы ставим, является психофизиологическая восприимчивость окружающей среды. Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий, наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали, например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо- физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более "восприимчивое состояние" для медитации (это применимо также для био- обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения). Для достижения этого состояния пациент может использовать несколько приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую ванну перед медитацией. В некоторых случаях пациенты сообщали о достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие психофизиологической восприимчивости является критической переменной в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем медитативный континуум, включив в него этот параметр.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Ниже приводится образец протокола для физически пассивной формы медитации с использованием мантры.

Изучите его, отмечая на полях, какие изменения вы внесли бы в него с учетом ваших нужд.

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель этих инструкций заключается в том, чтобы ознакомить вас с использованием медитации для снижения уровня стресса в вашей жизни. Эти инструкции включают общее введение и конкретные указания по использованию четырех медитативных методик, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для вас. Впоследствии вы, возможно, захотите внести частичные изменения в методику, в соответствии с ситуацией или вашими личными наклонностями, но на начальной стадии обучения вы должны выполнять все упражнения точно по инструкции. Когда вы выберете одну из медитативных методик, пользуйтесь ею в соответствии с инструкцией и в течение 10-15 мин (не прерываясь) один или два раза в день.

Некоторые люди, незнакомые с природой и происхождением медитации, путают медитацию и конкретные формы ее использования. Приведенные здесь способы медитации представляют собой сочетание приемом, заимствованных из древневосточной философии, с современными релаксационными и снижающими стресс методиками. Хотя некоторыми из этих способов пользовались в рамках специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Медитация - это способ успокоения разума, являющийся, конечно, необходимой предпосылкой уменьшения тревоги и напряжения.

Как уже указывалось, спокойствие рассудка само по себе является конечной целью. То, как вы пользуетесь этим драгоценным искусством, зависит, конечно, только от вас.

Теоретические и практические основы медитации часто понимают неправильно; поскольку нелегко определить само понятие медитации. Медитация - не физиологическое состояние. Оно не является также каким-то особым психологическим состоянием. Это и не религия. В данном контексте медитация (духовно-психологическая практика) понимается скорее как определенная методика. Она носит настолько базисный характер, что встречается во все времена, во всех культурах, расах, религиях и идеологиях. Физиологические, психологические и философские цели медитации не могут быть достигнуты без тренировки, а овладеть медитативными приемами невозможно иначе, как путем постоянных упражнений.

Хотя существует множество форм медитации, наиболее популярные на Западе методы происходят от обычаев, характерных для старинной культуры Йоги и Дзен. Каждый тип медитации отличается по своим целям и методике. Те, что представлены здесь, считаются наиболее пригодными для снижения уровня стресса. Им легко научиться и они в наибольшей степени свободны от культовых, религиозных и церковных оттенков. Набор этих методик достаточно полный и может вполне удовлетворить потребность в медитации; его можно также использовать как введение к другим, более специфическим формам.

Существует несколько основных правил, которым вы должны следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, следующий важный шаг должен заключаться в обеспечении спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной тренировки. А сейчас сядьте удобно на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация (духовно-психологическая практика) - это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где нибудь - подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Есть много видов медитации. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Медитация - это простой естественный процесс. И хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ, собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из вашей головы. Однако, чем сильнее вы сосредоточиваетесь на стимуле, тем труднее медитировать. Хотя это утверждение кажется парадоксальным, оно тем не менее верно вследствие того, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой "пассивную активность". Вы должны позволить себе пассивно взаимодействовать с раздражителем, каким бы он ни был. Вы должны научиться пассивно сосредоточиваться на стимуле. Искусство пассивной концентрации требует времени для своего развития, поэтому не надо отчаиваться, если Вам будет трудно в течении первых нескольких недель. Просто продолжайте заниматься.

ИНСТРУКЦИЯ

Теперь Вы готовы к получению настоящей инструкции. Сначала закройте глаза. Обратите внимание на наступившее в результате этого успокоение. Большая часть сенсорной информации поступает к нам через зрение. Простым закрытием глаз Вы можете в значительной степени успокоить свой ум.

Использование концентрации на дыхании

Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, но от преходящих мыслей, которые, воздействуя на воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание с беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру. Вдыхая, подумайте: "вдох". Выдохните. Подумайте: "выдох". Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: "вдох, выдох". Вдохните через нос и без всякого усилия дайте воздуху выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда Вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый Вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый и влажный. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 сек).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ "РАЗ"

Теперь мы поменяем концентрацию на дыхании на использование мантры. Мантра - это вспомогательное средство, обычно слово или фраза. Это просто вспомогательное средство, способствующее тому, чтобы Ваш разум не затерялся в собственных фантазиях. Примером мантры, предлагаемой Гербертом Бенсом в его книге "Реакция релаксации", является слово "раз" (р-а-з). Это легкое слово, без культового смысла, имеющее небольшое значение как исчисляемое. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите про себя слово "раз". Скажите: "раз", "раз". Скажите тихо: "раз". Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 сек).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ОМ"

Слово "раз" представляет собой образец мантры. Способ, помогающий очищению ума. При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности Вашего мозга начинает меняться. Рассудок приходит в более спокойное, более утонченное состояние сознания. Многие люди любят использовать слова древнего санскрита, чувствуя, что они произносят мелодичные звуки, имеющие духовное содержание, которые также могут применяться при концентрации. Универсальной мантрой является слово "ом" (по буквам: о-м), что также означает "один". Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите слово "ом", "ом". Дышите спокойно, как Вы дышите обычно, но теперь не концентрируйтесь на дыхании. Повторите мантру в уме. Просто произносите ее мысленно. Не надо двигать губами. Просто подумайте о ней. Не концентрируйтесь на дыхании. Дайте мантре самой повторяться в Вашем уме. Не прилагайте к этому усилий. Просто пусть она как бы "переливается". Постепенно мантра (магический звук) начнет стираться в Вашем уме. Рассудок станет спокойным. Время от времени это спокойствие может нарушаться отрывочными мыслями. Дайте им пройти. Ощущайте их, потом, посредством возвращения к мантре, дайте им уйти из Вашего ума так же быстро, как они вошли в него. Давайте сейчас попробуем использовать слово "ом", "ом" (пауза 75 сек). Помните, мантра (магический звук) - это средство, чтобы помочь очищению разума, когда Вы не можете сделать это самостоятельно. Помните также, что Вы должны свести движения к минимуму, однако, если почувствуете неудобство, подвигайтесь. Если Вас беспокоит, который сейчас час, взгляните на часы. Чувство дискомфорта или тревоги помешает Вам достичь состояния полного расслабления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА

Последняя мантра (магический звук), которую Вы можете взять на вооружение, если окажется, что Ваши мысли слишком блуждают, требует немного большей концентрации по сравнению с тремя предыдущими методиками,

Выдыхая, ведите обратный счет от 10 до 1. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите одно число. Когда Вы произносите это число, постарайтесь представить его "внутренним взором". Когда Вы дойдете до 1, считайте до 10, а затем начните все снова. Приступайте, пожалуйста (здесь пауза 3 мин).

ПЕРЕХОД К БОДРСТВОВАНИЮ.

Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что Ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Вы почувствуете себя бодрым, освежившимся, полным энергии и готовым к возобновлению Вашей деятельности. Итак, начнем:

1 - 2 - Вы начинаете чувствовать себя бодрее;
3 - 4 - 5 - Вы все более и более пробуждаетесь;
6 - 7 - теперь пошевелите ступнями и кистями;
8 - пошевелите руками и ногами;
9 - 10 - сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрым, пробудившимся. Ваш ум ясен и тело освежилось.

Прочитав представленные материалы, можно заметить следующие особенности:

1. Пациенту было дано четыре разных мантры на выбор. Такая "свобода выбора" может увеличить клиническую эффективность методов. Важно узнать у пациента, какая мантра (магический звук) и почему была для него самой лучшей. Задавание подобных вопросов способствует совершенствованию интроспекции и самоанализа у пациента.

2. Описание медитации содержит пункт "переход к бодрствованию", как и инструкция для нервно-мышечной релаксации.

3. Клиницист должен указать пациенту, когда ему следует медитировать. Мы установили, что достаточно заниматься один или два раза в день: продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Как и при нервно-мышечной релаксации, лучшее время для медитации - перед вторым завтраком или до обеда, но и утренние занятия могут дать заряд бодрости на весь последующий день.

На основе наших клинических наблюдений и исследовательской работы, дополняющих данные литературы, мы должны сделать вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Здесь однако остро встает проблема: какие конкретные формы медитации лучше всего подходят для тех или иных индивидов? Этим объясняется наше желание дать, по меньшей мере, четыре различные разновидности мантр. Предлагая пациенту несколько медитативных методик, мы заметили, что наше лечение стало более эффективным по сравнению с теми случаями, когда мы обучали больных только одной форме медитации.

В целом, наилучшие результаты мы получали в тех случаях, когда пациенты применяли до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации. Этот факт привел нас к формированию понятия "психологической восприимчивости" к медитации.

Возможно, самая трудная задача клинициста при использовании медитации как лечебного средства заключается в устранении мистических, культовых и религиозных наслоений окружающих этот чрезвычайно ценный терапевтический инструмент. В конечном счете, тем не менее именно клиницист должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд, пер. Храмелашвили

Предыдущая страница:

Бхакти-Йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви
  • Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу...
Следующая страница: