Болезни Военный билет Призыв

Ставки платы за негативное сентябрь. Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Охрана окружающей среды – это один из важных государственных приоритетов. Ведь отрицательное воздействие деятельности человека на природу огромно, и этому необходимо противостоять. Для этого и используется инструментарий государства в виде законов и подзаконных актов, действие которых направлено не только на введение наказаний в виде штрафных санкций за загрязнение окружающей среды, но и стимулирующих внедрение на производстве безотходных технологий, переход к альтернативной энергетике, использование электротранспорта, глубокую переработку отходов и качественную очистку сточных вод.

Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

В России действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции № 358-ФЗ от 03.07.2016. На его основе принято постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год. Предусмотрено введение новых ставок и дополнительных коэффициентов, начиная с 1 января 2016 года. Это касается выбросов загрязнений в атмосферу стационарными источниками, сбросов вредных веществ в водоемы и размещения производственных и потребительских отходов в зависимости от их класса опасности.

Плата взимается за одну тонну вредных веществ. В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для предприятий и ИП в 2016 году действуют понижающие коэффициенты, стимулирующие бизнес к внедрению новейших технологий, обеспечивающих необходимую защиту окружающей среды. Министерством природных ресурсов и экологии России приведены экспертные оценки, показывающие, что за счет льгот, которые предоставляются предприятиям организациям в 2016 году, их расходы, связанные с оплатой вредных выбросов и размещением отходов, будут сокращены не менее чем в полтора-два раза по сравнению с 2015 годом.

В то же время постановлением предусмотрено, что для отдельных территориальных образований и объектов, охраняющихся особо в соответствии с федеральным законодательством, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с учетом дополнительного коэффициента 2.

Сумма платы за 2016 год должна определяться по итогам этого периода, и может корректироваться и вноситься в бюджет не позже 1 марта 2017 года. При этом предприятия-плательщики вносят ежеквартальные авансовые платежи (за исключением четвертого квартала). Средства должны быть перечислены не позже 20 числа следующего за текущим кварталом месяца. Этот порядок не распространяется на субъекты предпринимательства, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к малому и среднему бизнесу. В этом случае полная оплата производится в срок до 1 марта 2017 года и авансовые платежи не вносятся. Те компании, которые относятся к МСП внесены в реестр МСП . Кроме этого, любые предприятия, созданные на протяжении 2016 года, также освобождены от авансовых поквартальных платежей.

Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Соответствующая отчетная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду должна быть сдана до 10 марта 2017 года (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ). Этим же пунктом закона за несвоевременное внесение необходимых платежей предусмотрена как ответственность предприятия в виде уплаты пени в размере 1/300, но не более 0,2% учетной ставки Банка России за каждый день просрочки, так и административная ответственность в виде штрафов, накладываемых на должностных и юридических лиц в сумме 3-6 и 50-100 тысяч рублей соответственно (ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Коды бюджетной классификации при заполнении платежных документов в 2016 году остаются неизменными. В то же время изменились нормативы зачислений в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В 2016 году предусмотрено зачисление 5% от всех начисляемых сумм в федеральный бюджет, 40% субъектам РФ, 55% муниципальным районам и городским округам, или для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - 5% в федеральный бюджет и 95% этим субъектам. По сравнению с прошлыми периодами значительно возросла доля денежных средств, распределяемых в пользу территорий.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определены за отчетный период 2016 года, а также за 2017 и 2018 годы. Действующие до этого нормативные правовые акты - постановление правительства от 12.06.2003 № 344 и постановление правительства от 19.11.2014 № 1219, в которых определялись нормативы за вредные выбросы в атмосферу, сбросы загрязнений в водоемы, размещение производственных и потребительских отходов, а также коэффициенты к ним, утратили силу и не используются.

Полный список новых ставок платы «за грязь»

Ценообразования и Методических указаний предусмотрен учет в составе тарифов на обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, определяемой в размере 5 процентов текущих расходов с учетом особенностей, установленных выбранным методом регулирования тарифов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.


В) в пункте 2 слова "нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 (далее - плата за выбросы)" заменить словами "ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - ставки платы за выбросы)";

Декларация НВОС-2019, посредством которой в службу по надзору за природопользованием сдается отчетность за 2018 год, имеет свои особенности составления и сдачи. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Форма декларации НВОС-2019

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2019 году за 2018 год, утверждена приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и уже нам знакома.

Бланк ее можно увидеть и скачать в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Помимо титульного листа и листа, с разбивкой по видам платы и отражающего процесс получения из рассчитанной суммы той ее величины, которая должна быть фактически уплачена плательщиком или возвращена ему, декларация включает в себя разделы для расчета платы, посвященные вычислению платежей:

  • по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
  • по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
  • по сбросам в водные объекты (раздел 2);
  • за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).

Каждый из перечисленных разделов заполняется при наличии у отчитывающегося лица оснований для этого.

Правила заполнения декларации подробно описаны в примечаниях к ее бланку и содержат:

  • указания на лиц, обязанных заполнять каждый из разделов;
  • источники сведений, из которых берется конкретная информация;
  • описание особенностей отражения данных, вносимых в каждую из строк (граф) отчета;
  • расчетные формулы;
  • значения применяемых в расчете коэффициентов;
  • соотношения, по которым возможна проверка корректности внесения данных в раздел.

Подробнее об исходных данных, участвующих в расчете платы за НВОС, читайте в этой статье .

Ставки платы за НВОС для отчета в 2019 году

Величину ставок, применяемых для расчета в 2019 году платы за НВОС за 2018 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 29.06.2018 № 758).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах (раздельно по каждому году, образующему период 2016-2018 годов). При этом ставки на границе 2016-2017 годов существенно повышены, а на границе 2017-2018 годов сохранены в тех же значениях.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В 2019 году применяются ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,04 (постановление Правительства от 29.06.2018 № 758).

Сроки отчетности по НВОС-2019 и особенности ее подачи

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2019 году 10 марта — воскресенье. Поэтому отчитаться нужно накануне, то есть не позднее 07.03.2019.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
  • при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Итоги

Декларацию по платежам за НВОС за 2018 год сдают на том же бланке, который использовался для отчета за 2016-2017 годы, заполняя его по тем же правилам. Однако расчеты платы нужно осуществлять по изменившимся ставкам. Отчетность проверяющий орган предпочитает получать электронно. Срок ее представления — не позднее 07.03.2019, так как 10 марта выходной.

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.