Болезни Военный билет Призыв

Известные российские психологи нашего времени. влиятельных мыслителей в области психологии. Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики

(10)

В статье упоминается 9 самых талантливых гениев психологии, без которых эта наука не была бы такой полезной для общества.

Психология - это, пожалуй, единственная наука, позволяющая хоть немного приоткрыть занавесь над таинственным миром собственной души (из немедицинских наук, конечно). Поэтому ее современное стремительное развитие никого и не удивляет, ведь нынешние условия прогресса и компьютеризации многих просто загнали в тупик своим спешным и суматошным ритмом.

А так, как сейчас стали особо модными многочисленные рейтинги и топовые списки, то было бы несправедливо не упомянуть и 9 самых известных психологов мира, которые сделали много чего для развития психологии, как науки.

Итак, возглавляет такой рейтинг Б. Ф. Скиннер , который в свое время помог бихевиоризму развиться практически до нынешнего состояния. Именно благодаря этому человеку сейчас широко используются в мире эффективные методы терапии, касающиеся модификации поведения.

На втором месте этого топа расположился знаменитый . Именно этого человека считают основателем психоанализа, и только этот ученый впервые доказал, что культурные и социальные различия сильно влияют на становление личности и формирование основных особенностей характера.

Третье место заслужено получил Альберт Бандура , ведь его труды и психологические наработки считаются неотъемлемой частью всей когнитивной психологии. Этот специалист львиную долю своей жизни и профессиональной деятельности посвятил изучению обучения, как необходимого социального явления.

Четвертое место занимает тот психолог, который сделал немалый вклад в развитие детской психологии. Жан Пиаже практически всю свою жизнь изучал особенности развития детского интеллекта и влияние таких особенностей на дальнейшую взрослую жизнь. Исследования этого психолога также принесли немало пользы для таких сфер душевной науки, как: генетическая эпистемология, когнитивная психология и пренатальная психология.

На пятом месте можно увидеть Карла Роджерса , который отличался особым гуманизмом и продвижением демократических идей психологии. В своих многочисленных трудах Роджерс делал упор на человеческий душевный и интеллектуальный потенциал, что и сделало его выдающимся мыслителем своего времени.

Далее следует отец американской психологии, Уильям Джеймс , который 35 лет отработал социальным педагогом. Этот человек принес немало ценного в современный прагматизм, а также помог развиться функционализму, как отдельному течению психологии.

Седьмое почетное место занимает Эрик Эриксон , чьи труды о стадиях психосоциологического развития помогли ученым более адекватно оценивать не только события взрослой жизни, но и происшествия раннего детства и поздней старости. Этот психолог искренне считал, что каждая личность не прекращает своего развития, вплоть до самой старости, чем заслужил уважение и почитание многих поколений.

На восьмом месте отдыхает Иван Павлов. Тот самый Павлов, который много работал для развития бихевиоризма. Этот же ученый в свое время помог существенно отодвинуть психологию, как науку, от субъективного самоанализа до вполне объективной методики измерения поведения.

И последнее, девятое место этого психологического топа занимает Курт Левин , отец нынешней социальной психологии. Именно Левин считается самым гениальным теоретиком, который смог доказать в действии все свои новаторские теории и открыть глаза многих ученых на истинное положение вещей в социальной психологии.

В этот список попали только те ученые, которые всю свою жизнь посвятили изучению и развитию социальной и иной психологии для блага своего поколения и всех следующих.

Список психологов

Постепенно мы будем расширять на данной странице список психологов, внесших вклад в развитие психологии. (род. 1916) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Основатель и редактор журналов "Personality and IndividualDifferences" и "Behaviour Research and Therapy". (1878-1949) - австрийский психоаналитик. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932 г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. (1891-1964) - американский психоаналитик.Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитием таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, астма, колит, артрит. (1864-1915) - немецкий психиатр и невропатолог, открыл болезнь, названную его именем. (род. 1920) - немецкий психолог. Преимущественное внимание уделял проблеме структуры интеллекта. Разработал тест структуры интеллекта (один из наиболее популярных тестов интеллекта). (род. 1908) - американский психолог. Президент Американской психологической ассоциации (1971-72).Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Разработала ряд психологических тестов. (род. 1924) - отечественный психолог. Создатель московской школы социальной психологии. Специалист по широкому кругу проблем социальной психологии (теория и методология социальной психологии, методы эмпирического социального исследования, когнитивные процессы в группе, психология трудовых коллективов и др.). (род. 1924) - отечественный психолог. Один из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, особое внимание ею уделялось принципу развития. Разрабатывала проблемы теории мышления как отражательной аналитико-синтетической деятельности. (род. 1904) - американский психолог. С 1933 г. по 1938 г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940 г. работал в США. С 1968 г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального мышления. (род. 1923) - американский психолог, специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 1948-53 гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях. (1871-1946) - немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы.Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики "двойной стимуляции". (1896-1970) - венгро-английский психотерапевт.С 1949 г. по 1956 г. совместно с Э. Балинт проводил семинары врачей по теме "Психические нарушения во врачебной практике", принесшие ему всемирную известность. Такие рабочие семинары врачей, обсуждающих под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха, и вырабатывающих тем самым оптимальный метод метакоммуникаций и "психосоматическое мышление", стали называться "балинтовскими группами". (1883-1971) - английский психолог. Специалист в области психологии интеллекта. В 1930-х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. Занимался также проблемами ненормальных детей, малолетних преступников. (род. 1886) - английский психолог.Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти,затем - в области военной психологии. Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры. Американский психиатр. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуально-моторный гештальт-тест. (1902-1970) - американский психотерапевт и психолог, создатель"трансактного анализа". По аналогии с классическим психоанализом "трансактный анализ" ориентирован на выявление "сценариев" жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет "структурного анализа", при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям. (1857 - 1927) Основатель рефлексологии. Поддерживал Сеченова. Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Изучал быстроту и форму протекания реакций. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. (1857-1911) - французский психолог, один из основателей тестологии. В начале ХХ в. совместно с Т. Симоном приступил к созданию тестов уровня умственного развития детей, обобщившие их разработки по изучение памяти, внимания, мышления. По Бине, этот уровень не зависит от обучения. Ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется лишь генетическими факторами. Занимался также проблемами патологии сознания, умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии. (1878 - 1950) -немецкий психиатр и психолог. В работе "Строение психоза" сделал попытку решить задачу построения архитектоники личности, поставив на место традиционного клинико-описательного метода, принятого в психиатрии, свой структурный анализ,объединяющий преддиспозиционные и провоцирующие факторы патогенеза психозов.Написал "Историю психиатрической науки" и первый словарь медицинской психологии.Изучал многие проблемы криминальной психологии, в частности, "тюремные психозы", индуцируемость при различных психопатологических типологиях. (1857-1939) - швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898 г. по 1927 г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909 г. по 1913 г. совместно с З. Фрейдом издавал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований". Проводил исследования шизофрении. (1876-1939) - французский психолог. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Последователь Э. Дюркгейма и А. Бергсона. Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. (1884-1942) - российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления, сексуального развития. (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. (1861-1934) - американский психолог, социолог и историк. Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие "круговой реакции", под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии. (род. 1904) - швейцарский психиатр, психолог, представитель экзистенциального психоанализа. Сотрудничал с К.Г. Юнгом (1938).Основывался на философии Хайдеггера. Разработал основы экзистенциального психоанализа, ориентированного на излечение неврозов и психозов за счет устранения предвзятых понятий и интерпретаций пациента. (1838 - 1917) В свое время был известен как противник Вундта. Разработал план новой психологии об. Область психологии - это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Он стоял у истоков направления - функции - анализа. Психология - наука опытная и наблюдательная. (1903-1955) - венгро-американский психолог, представитель "вероятностного функционализма". Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. (1818-1903) - английский психолог, представитель ассоциативной психологии. Развивал идеи о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных ощущений. (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе, где предложил доказательства безобразности мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, которое трактовал как прохождение трех стадий (инстинкта, навыка и интеллекта). Также работал в области языкознания. (1893-1974) - немецкий психолог. С 1970 г. -президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психическогоразвития ребенка, для диагностики которого ввела понятие "коэффициента развития"(вместо "коэффициента интеллекта"). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии. (1849-1934) - русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг "Биологические основания сравнительной психологии", 1910 - 1913 и "Возникновение и развитие психических способностей", 1924 - 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных ("биологический метод"). Проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости инстинктов. (1879-1931) - американский психолог, сторонник бихевиоризма. Трактовал психологию как раздел физики. Пытался дать анализ психических явлений в физико-химических терминах. (1879-1962) - французский психолог, педагог. Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного развития. (род. 1921) - американский психиатр и психолог. Специалист по проблемам социальной психологии, в частности человеческих коммуникаций. (1856-1925) - русский философ и психолог. Разработал на основе учения И. Канта философскую систему "логицизма". В книгах "О пределах и признаках одушевления" (1892) и "Психология без всякой метафизики" отвергал экспериментальный подход к анализу душевной жизни. (1890 - 1964) -немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г. Кафке. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии,в патопсихологии и в психологии народов. (1492 - 1540) Один из первых противопоставил эмпирико - психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. (1870-1915) - немецкий психолог, представитель австрийской психологической школы. Специалист по проблемам восприятия. Пытался объяснить психопатологические явления снижением гештальтобразующей деятельности субъекта. (1869-1962) - американский психолог, представитель функциональной психологии. В книге "Динамическая психология" (1918) развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения. Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. (род. 1924) - американский психолог. Профессор Пенсильванского университета. Специалист в области психологических аспектов приема и передачи информации. (1902-1988) - отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы, автор концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного подхода. Американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития ребенка. (1896-1967) - советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических функций. (1904-1979) - американский психолог, один из основателей экологической психологии. Специалист по проблемам восприятия.Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены особенностями внешней стимуляции. (1897-1976) - американский психолог, разработчик модели творческой личности. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, пользуясь психологическими тестами и факторным анализом, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской системе образования, науке и промышленности. (1878-1965) - немецко-американский невролог и психолог. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий. (1861-1946) - немецкий психолог. Специалист по генетической психологии. Автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, в которой происходит тренировка органов. (1852-1899) - русский философ-идеалист, психолог. С 1886г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889).Развивал теорию, основанную на введении особой единицы анализа психического - "психического оборота", в котором он видел объединение ощущения, чувствования, мышления и воли. (1886-1959) - американский психолог. Специалист по проблемам детской психологии и психологического тестирования. Разработала методику "Нарисуй человека", служащую для измерения интеллектуального развития детей. (род. 1906) - отечественный психолог. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики. Предложил комплексный подход к профессиональной пригодности, в котором сочетается анализ социальных факторов развития профессионала, в частности профессиональных требований и престижности профессии, с одной стороны, и психофизиологических особенностей, с другой. (1875-1949) - американский психолог. Специалист по общей, социальной психологии, психологии религии. (1833-1911) - немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую ("номотетическую"), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте "атомов" и последующего "синтеза" из них высших процессов сознания, и психологию описательную ("идеографическую"), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, "объективируются" в психике отдельного человека. (1922-1985) - отечественный психолог. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. (1859-1952) - американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. (1901-1977) - отечественный психолог. Учился у Л.С.Выготского. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. (1900-1988) - советский психолог. Психологическое образование получила в 20-е гг. в Германии в лаборатории К. Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. Основоположник отечественной патопсихологии. (1881-1944) - немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы. Автор книги "Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий "проблемный комплекс", завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций, благодаря которым возможно такое завершение (абстракция, репродукция свойств и пр.). (1903-1969) - отечественный психолог. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. Пришел к заключению,что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний. (род. 1923) - американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание-депрессия, гнев-отвращение-презрение, страх-тревожность, стыд-застенчивость, вина. (1864-1944) - немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики. Автор теории функционального круга. (1883 - 1940) - немецкий психолог, возглавлявший Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: уровень последовательных образов, уровень эйдетических образов и уровень образов-представлений. (1876-1956) - американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности приматов. (1870-1920) - немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в Геттингене. (1884-1953) - западноевропейский психолог. Работал вместе с Э. Рубиным под руководством Э. Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии, считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта. (род. 1921) - американский социальный психолог. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции,групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность). (1905-1966) - американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или "личностных конструкторов", свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод "репертуарных решеток", названный его именем. (1860-1944) - американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации. (род. 1905) -англо-американский психолог. Разработал структурную теорию черт личности. (1872-1956) - немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области характерологии. (1873-1940) - швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.-Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии. (1879-1957) - отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20-х гг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода. (1890 - ?) - американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального развития. (1886-1941) - немецкий психолог. В 1911-1924 гг. работал в качестве приват-доцента в университете Гессена, с 1927 г. - профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальтпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги "Принципы гештальтпсихологии" (1935). Издатель журнала "Psychologische Forschung". Занимался проблемами психического развития ребенка. (1912 - 1977) - американский психолог. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформности. (1916-1994) - американский психолог. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности. (род. 1917) - отечественный психолог.Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. (1874-1948) - немецкий философ и психолог, основатель"лейпцигской школы" в психологии. С 1906 г. профессор психологии, с 1917 г.директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал "комплекс-качества", которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные образования. Американский социальный психолог и социолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического общества. (1857 - 1926) - французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки. (1862-1915) - немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа так называемые высшие психические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. (1874-1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер ("эндопсихика"), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру ("экзопсихика"). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности. (1858-1921) - русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. (1857-1939) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными. (1890-1972) - отечественный психолог. Занимался разработкой и внедрением диагностических тестов для профориентации и профконсультации. Дал всестороннее освещение сущности, динамики и генезиса психических состояний. Рассматривал психические состояния как наиболее реальные факты психики, занимающие промежуточное место среди других, в той или иной степени сконструированных образований (психических процессов и психологических свойств личности). (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике университета им. Гумбольдта в Берлине. Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. (1890-1958) - американский психолог. Разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности любых участков головного мозга, но в дальнейшем отошел от него. Стал использовать лабиринт для исследования научения у крыс. (род. 1900) - немецко-американский психолог.Специалист по проблемам социальной психиатрии. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения,психотерапии и психоанализа. (1880-1933) - немецкий психолог и психотехник. Ученик Г.Эббингауза и В. Штерна. Специалист по проблемам общей и специальной одаренности, исследовал особенности практического интеллекта. Предлагал, в противовес количественным характеристикам интеллектуального развития ребенка, качественные. Сделал значительный вклад в развитие промышленной психологии. (1903-1988) - австрийский биолог, основатель этологии.Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности. Автор книг "Кольцо царя Соломона" (1970), "Человек находит друга"(1971), "Агрессия". (1902-1977) - отечественный психолог, основоположник отечественной нейропсихологии. Создал оригинальную психофизиологическую методику"сопряженных моторных реакций", которая направлена на анализ аффективных комплексов. Занимался разработкой методов восстановления психических функций, которые были нарушены при локальных поражениях мозга. (1866-1950) - американский психиатр. Сторонник психобиологического направления. Создал концепцию эргазиологии, на основе которой предложил систематику психопатологических расстройств, соответствующих различным эргастическим реакциям. Майер (Maier) Генрих - (1867-1933) - немецкий философ и психолог. С 1900 г. профессор университета в Цюрихе, с 1901 г. - в Тюбингене, с 1911 г. - в Геттингене, с 1918 г. - в Гейдельберге, с 1920 г. - в Берлине. Предложил классификацию мышления. (1888-1983) - французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги "Психологические функции и произведения" (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах культуры. (род. 1900) - швейцарский психолог. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической психологии. (1862-1915) - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. (1853-1920) - австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальтпсихологии. Основал в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии. (1989-1982) - отечественный психолог. Занимался проблемой связи волевого действия и условно-рефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. (1863-1931) - американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У. Джемса и Дж. Дьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма. (1901-1978) - американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных культурах. (род. 1920) - американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых коммуникаций. (1892-1974) - американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью, с ее социально-психологическим статусом. (род. 1925) - французский психолог, социолог. Руководитель лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной психологии. (род. 1909) - американский психолог, представитель гуманистической психологии. Пытался объединить психоанализ и экзистенциализм. Трактовал любовь и волю как базовые потребности человеческого существования. (1850-1934) - немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. Проводил исследования в области психофизики, психологии памяти, визуальных представлений. Исходил из принципа изоморфизма психических и физических явлений. Рассматривал ассоциации как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной установки. (1863-1916) - немецко-американский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин "психотехника"), ученик В. Вундта и У. Джемса. Занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. (1893 - 1988) - американский психолог. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррей в области теории диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия "Я", "Оно", "Сверх-Я", нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными,потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. (1893-1973) - отечественный психиатр,психотерапевт, психолог. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социально-педагогических аспектов психотерапии. (род. 1928) - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933 г. его семья эмигрировала в США. В 1950 г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952 г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956 г. - докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. Проводил исследования процесса образования "схемы" как основы когнитивных процессов. (1903-1978) - отечественный психолог. Специалист по проблемам восприятия художественной литературы и воображения. (род. 1935) - американский психолог. Профессор Калифорнийского университета. Специалист в области психологии восприятия, памяти, внимания. (1897-1967) - американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов). (1916-1991) - американский психолог. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала. (1886-1963) - американский психолог. Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и бета. (1907-1978) - отечественный психолог. Автор концепции оперативного отражения. В основу исследований было положено положение, согласно которому эффективность трудовых действий определяется особенностями отражения объекта труда. В процессе выполнения конкретного действия с предметом формируется его оперативный образ, предназначенный специально для данного действия. (род. 1924) - отечественный психолог. Ведущий специалист по проблемам теории и методологии марксисткой психологии. Автор социально-психологической теории коллектива. Разработал теоретические проблемы психологии личности и ее развития. (1906-1984) - отечественный психолог.Проводил новаторские исследования в области психологии труда. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал самолет-лабораторию. (1856-1931) - французский психолог. Специалист в области исследования когнитивных процессов, прежде всего мышления, речи, памяти. Занимался проблемами аффектов. (1903-1942) - французский философ-маркcист, психолог.Исходя из материалистического понимания общества и истории, пытался построить новую психологию. "Конкретная" психология, которую он разрабатывал, должна была сосредоточить свое внимание на смыслах и реальной деятельности личности. (1841-1897) - немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч. Дарвина. В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. (род. 1919) - американский нейропсихолог. Профессор Стэнфордского университета. Рассматривал мозг как голографическую структуру. (род. 1925) - американский зоопсихолог. Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков.Несколько ранее супругам Р. и Б. Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве "слов"использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна была выкладывать на специальной магнитной доске, при этом ею было усвоено около 130 знаков, при помощи которых могли быть составлены достаточно сложные последовательности("фразы"). (1873-1956) - священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З. Фрейдом. (1881-1964) - французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П. Жане. Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих актов. (1880-1939) - австрийский психолог, психотерапевт. Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с природой, но эта потребность фрустрируется из-за воспоминаний о травме рождения. Преодоление этой травмы должно осуществляться в условиях специальной психотерапии. Позже сформулировал положение, согласно которому каждый этап индивидуального развития характеризуется актуализацией травмы рождения, что субъективно воспринимается как чувство покинутости, но предоставляет возможность установления новых отношений с миром. Американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения. (1786 - 1869) Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Его система строилась на двух фундаментальных принципах: 1. Отражение, 2. Реальность действия. Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. (1897-1957) - немецко-американский психолог,психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922 г. руководитель венского семинара по психоаналитической терапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания оргазма. (1839-1916) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг "Болезни памяти" (1881), "Болезни воли" (1883), "Болезни личности" (1885). Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций. (1850-1935) - французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг "Экспериментальные и клинические исследования чувствительности" (1877), "Опыт общей психологии" (1887). Установил три фазы сомнамбулизма. (род. 1933) - американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта Пигмалиона. (род. 1907) - американский психолог. Профессор университета Сент-Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест - рисуночную методику фрустрации. (1884-1922) - швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911 г. приступил к опытам с чернильными пятнами. (1860 - 1928) Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп:

· Внимание

· Восприимчивость

О психологии, или науке о душе, мир знал еще во времена античности. Именно тогда она зародилась. На протяжении многих лет эту науку меняли, развивали, дополняли.

Огромную лепту в это внесли психологи , исследовавшие внутренний мир человека. Они написали множество трактатов, статей и книг, на страницах которых поведали миру что-то новое, то, что перевернуло взгляд на многие вещи.

В этом материале сайт представляет Вашему вниманию имена самых знаменитых психологов мира , цитаты которых часто встречаются в книгах, журналах и газетах. Это те люди, которые прославились на весь мир своими открытиями и научными взглядами.


Зигмунд Фрейд - самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ

Об этом великом австрийском психологе, психоаналитике, психиатре и неврологе наверняка многие из Вас наслышаны. Именно его пытливость в познании природы человека и проницательный ум натолкнули его на следующую идею: причина нервного расстройства кроется в целом комплексе сознательных и бессознательных процессов, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Поэтому самый влиятельный психолог мира и создал психоанализ - специфический метод лечения психических расстройств , который принес Фрейду всемирное признание.

Суть психоанализа Фрейда состоит в следующем: пациент перестает контролировать свои мысли и говорит первое, что приходит ему на ум посредством ассоциаций, фантазий и снов.

На основании всего этого аналитик делает заключение о том, какие бессознательные конфликты привели к проблеме. Затем специалист истолковывает его пациенту, чтобы найти пути решения проблемы.

Этот новаторский метод лечения психических расстройств оказал огромное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, литературу, а также искусство XX века.

Несмотря на то, что он критиковался и критикуется до сих пор в научных кругах, он широко используется в наше время.

Абрахам Харольд Маслоу - автор пирамиды потребностей человека

В число самых влиятельных психологов мира входит также Абрахам Харольд Маслоу. Американский психолог основал гуманистическую психологию, согласно которой человек с самого рождения стремиться к самосовершенствованию, творчеству и самодостаточности.

Иными словами, человек - творец собственной жизни, имеющий свободу выбора и развития стиля жизни, если только не мешают физические или социальные воздействия.

Среди научных работ всемирно известного мыслителя особого внимания заслуживает «Пирамида Маслоу ». Она состоит из специальных диаграмм, отражающих потребности человека, которые психолог распределил по мере возрастания.

Они представлены на следующей картинке:

Такое распределение автор объясняет тем, что пока человек испытывает физиологические потребности, он не может испытывать потребности, которые находятся на самом высоком уровне. Пирамида Маслоу сегодня широко используется в экономике.

Виктор Эмиль Франкл - основоположник логотерапии

Виктор Эмиль Франкл вошел в список самых известных психологов мира неслучайно. Ведь, являясь еще и психиатром, а также философом, он создал Третью Венскую Школу психотерапии.

Среди самых популярных научных трудов мыслителя следует выделить работу «Человек в поисках смысла». Именно эта монография стала толчком к развитию логотерапии - нового метода психотерапии.

Согласной ей, стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни в мире - это первичная мотивирующая сила.

Главная задача логотерапии, которую создал Франкл, - помочь человеку сделать свое прошлое, сегодняшнее и будущее более осмысленным, избавив таким образом его от невроза.

Угнетение этой потребности Франкл назвал экзистенциальной фрустрацией. Это психологическое состояние нередко приводит к психическим и невротическим расстройствам.

Алоис Альцгеймер - психиатр, изучавший патологии нервной системы

Фамилия немецкого психиатра и невролога наверняка известна многим из Вас. Ведь ею названо широко известное психическое расстройство, сопровождающееся нарушением памяти, внимания, работоспособности и дезориентации в пространстве. А именно - болезнь Альцгеймера.

Всю свою жизнь невролог посвятил изучению различных патологий нервной системы. В своих статьях он освещал такие темы, как шизофрения , атрофия мозга, алкогольный психоз, эпилепсия и много чего другого.

Труды немецкого психиатра и сегодня широко используются во всем мире. Так, для того, чтобы продиагностировать болезнь Альцгеймера, используются те же методы диагностики, которые невролог применял еще в 1906 году.

Дейл Карнеги - самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений

Американский педагог-психолог, Дейл Карнеги хотел стать преподавателем, чтобы выделиться и добиться признания, ведь в юности он стыдился своей внешности и бедности.

Поэтому он решил попробовать себя в ораторском искусстве. Отдавая всего себя тренировкам и отработке речи, он добивается своего и начинает свою деятельность с преподавания сценического искусства и риторики.

Затем он создает собственный институт ораторского искусства и человеческих отношений, где обучает всех желающих навыкам коммуникации, которые он создал сам.

Дейл Карнеги был не только знаменитым педагогом, психологом, оратором-мотиватором и лектором, но и писателем. В 1936 году была опубликована его книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», которая стала мировым бестселлером. В ней автор понятным языком, на основе примеров из жизни, объясняет читателям, что нужно делать, чтобы добиться уважения , признания и популярности.

Безусловно, влиятельных мировых психологов куда больше. Но мы не стали акцентировать внимание на каждом их них. А лишь выделили тех личностей, имена которых должен знать каждый.

Ведь их труды являются поистине ценными, поскольку они изменили жизни многих людей. В них изложена та информация, которую может использовать каждый человек для решения той или иной сложной ситуации, обретения ценных жизненных навыков, улучшения взаимоотношения с окружающими, а также для того, чтобы наполнить свое существование смыслом.

Вам может біть интересно: Тест для проверки памяти.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьин, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского. В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Борис Герасимович Ананьев был направлен на стажировку в Ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке. Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад о социальной полезности музыканта (с психофизической точки зрения). Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга. В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Борис Герасимович Ананьев написал свою первую монографию - психология педагогической оценки, которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Борис Герасимович Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии. Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов.

В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии. Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем - в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения. В 1943 г. Борис Герасимович Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинградском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. А в 1947 г. он опубликовал монографию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940-1950-х гг. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Бориса Герасимовича Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и « О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.

Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплексный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В это же время Борис Герасимович Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования.

В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Борис Герасимович стал деканом этого факультета.

В начале 1970-х гг. Ананьев задумал коллективную книгу « Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Кроме того, Борис Герасимович сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857 г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего.

В августе 1867 г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873 г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И.П. Мережского.

В 1879 г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 г. Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента.

В 1884 г. Бехтерев отправился в командировку за границу, где занимался у таких известных европейских психологов, как Дюбуа-Реймон, Вундт, Флексиг и Шарко. После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета. Будучи с 1884 г. профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.

В 1883 г. Бехтерев был удостоен серебряной медали «Общества русских врачей» за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы». В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров. Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892 г.

С 1893 г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».

В 1894 г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. В ноябре 1900 г. двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра.

Последнее обновление: 22/03/2015

Обзор выдающихся мыслителей в области психологии

Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.

Исследование, которое появилось в июле 2002 года « » создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.

10 влиятельных мыслителей в области психологии

В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.

В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.

Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.

Работы считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».

Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»

Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.

Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.

Был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.