Болезни Военный билет Призыв

Какой термин используется для того чтобы обозначить неповторимое своеобразие специфические черты присущие конкретному человеку

Тема 1: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

1. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

индивида

индивидуальность

организм

личность

2. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?

наличие органов чувств

свобода выбора целей

мировоззренческая картина

преобразовательная деятельность

3. Какой признак отражает качества человека как личности?

принадлежность к человеческому роду

генетически наследуемые качества

проявления чувств и эмоций

ориентация на определённые ценности

4. Индивидуальность – это

специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

темперамент человека, его характер

неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

совокупность человеческих потребностей и способностей

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

индивидуальность

6. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме64516043053000 «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

инстинктивные реакции на воздействие среды

поиск смысла жизни

генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях

осознанная постановка цели

стремление понять закономерности развития природы и общества

7. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической 194500540830500и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

способность к целеполаганию

стремление понять окружающий мир

использование предметов, данных природой

приспособление к условиям окружающей среды

общение с помощью словесной речи

забота о потомстве

4363085262890008. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

Индивид становится личностью в процессе социализации.

К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.

Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.

9. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

личности

индивида

гражданина

общественного деятеля

10. Игорь учится в 8 классе, он увлекается физикой и математикой, помогает родителям в воспитании младшего брата. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Игоря, прежде всего, как

гражданина

личность

индивида

11. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивэто то, что побуждает к (А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования (Б), социальной группы, общества в целом.

(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека

к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в (Г)

с другими людьми, называют (Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово

(словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

естественные потребности

подлинные (разумные) потребности

индивидуальность

идеальные (духовные) потребности

деятельность

социальные потребности

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Человек как субъект социальных отношений

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Отдельно взятый представитель человеческого рода

Личность

Особое качество человека, приобретаемое им

в социокультурной среде в совместной деятельности и общении

Текст 5 Тема: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями. (В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

25. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.

26. ИЛЛЮСТРАЦИИ

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Приведите три примера проявления человека как личности.

27. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ

Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Биосоциальная сущность человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

«Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)

1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

4) индивидуальность

6. Термины "уникальность", "отличительные черты", "непохожесть" используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3) индивидуальности

4) гражданина

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А 3) верно и А и Б

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

" (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как "царя природы".

Личность. Вариант № 1.

I. Выберите правильный ответ:

1. Индивид – это

А) единичный представитель человеческого рода В) представитель конкретной профессии

А) интеллект Б) индивидуальность В) способность к творчеству Г) работоспособность

А) личности Б) индивидуальности В) индивиду Г) гражданину

А) особенности внешности В) прямая походка

Б) принадлежность к homo sapiens Г) социальный статус

А) биологическая особь Б) индивид В) личность Г) особый генотип

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

Ид ….. супер - Эго

Анализируя поведение людей, психологи иногда говорят о подлинных и мнимых потребностях. Покажите на конкретном примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности (в каждом случае приведите пример потребности и последствия её удовлетворения).

Личность. Вариант № 2.

I. Выберите правильный ответ:

А) после рождения В) достигнув определённого возраста

Б) после получения образования Г) заняв руководящую должность.

А) природной среды В) социализации

А) в детском возрасте В) в результате начала трудовой деятельности

Б) после получения образования Г) после достижения зрелого возраста

А) особенности строения тела В) свойства темперамента

Б) общественная активность Г) психическое и физическое здоровье

5. Человек в отличие от других людей – это:

А) индивид Б) индивидуальность В) организм Г) деятель

А) неповторимые черты В) социальные качества

II. Верны ли следующие высказывания:

7. А) Личность является продуктом биологической эволюции.

Б) Определяющее влияние на формирование личности оказывает общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

(познавательный) компонент

компонент

V. 12. Дайте развёрнутый ответ: Согласитесь или опровергните следующее суждение: «Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, влияющих на деятельность личности и относительно независимых от тех конкретных ситуаций, в которых она действует».

12.Человеческий ребёнок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а

Личность. Вариант № 3.

I. Выберите правильный ответ:

А) индивидом Б) индивидуальностью В) личностью Г) творцом

А) особенности строения тела В) особенности темперамента

Б) общественная активность Г) состояние здоровья

А) общественного деятеля В) носителя своеобразных качеств

Б) представителя человеческого рода Г) созидателя и творца

А) общение с окружающими В) усвоение социального опыта, накопленного человечеством

Б) изменение социального статуса Г) переход из одной социальной группы в другую

А) развитие Б) социализация В) воспитание Г) самопознание

II. Верны ли следующие высказывания:

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

Общественная ……. Деловая

V. 12. Дайте развёрнутый ответ:

В 2-3 года у ребёнка интенсивно развивается устная речь, 5-6 лет - самый «артистичный» возраст, в 5-7 лет ребёнок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12-14 лет уже трудно научить прямохождению и речи. Чем вы это можете объяснить, сформулируй те свой вывод в виде афоризма или подберите подходящую к данному случаю поговорку.

Личность. Вариант № 4.

I. Выберите правильный ответ:

А) человек Б) личность В) индивидуальность Г) индивид

2. Индивидуальность - это

Б) развитая личность

В) индивид в обществе

Г) проявление человеческих, социальных, духовных и психологических особенностей.

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

А) духовная самореализация В) оказание материальной помощи малообеспеченным

Б) стремление к прибыли Г) решение проблемы дефицита товаров

А) когнитивный Б) познавательный В) аффективный Г) поведенческий

А) социальный Б) биографический В) биологический Г) социальный.

II. Верны ли следующие высказывания:

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

А) конкретный носитель всех социальных и психологических черт 1) индивид

Б) единичный представитель человеческого рода 2) личность

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

DIV_ADBLOCK40">

Б) человек, получивший хорошее воспитание Г) член какой-либо корпорации

2. Основная характеристика личности:

А) индивидуальность Б) интеллект В) способность к творчеству Г) работоспособность

3. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

А) личности Б) индивиду В) индивидуальности Г) гражданину

4. Что из ниже перечисленного характеризует человека как личность:

А) особенности внешности В) социальный статус

Б) принадлежность к homo sapiens Г) прямая походка

5. В процессе жизни человек формируется как:

А) личность Б) индивид В) биологическая особь Г) особый генотип

6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:

А) индивида Б) индивидуальность В) биологический организм Г) личность

II. Верны ли следующие высказывания:

7. А) Социализация индивида осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества

Б) Социализация индивида осуществляется под воздействием законов природы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

8. А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б) Личность может формироваться только в человеческом обществе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

III. 9.Установите соответствие понятий и их определений.

А) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму 1) личность

Б) темперамент человека, его характер 2) индивид

В) совокупность человеческих потребностей и способностей 3) индивидуальность

Г) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

Деление жизни человека на определённые стадии, этапы, во время которых происходят качественные изменения личности называют ….

11. Завершите схему: Структура личности по З. Фрейду

Ид ….. супер - Эго

Личность. Вариант № 2А.

I. Выберите правильный ответ:

1. Индивидом человек становится:

А) заняв руководящую должность В) достигнув определённого возраста

Б) после получения образования Г) после рождения

2. Личность формируется под воздействием:

А) социализации В) природной среды

Б) биологической программы Г) собственных взглядов и убеждений

3. Социализация человека начинается:

А) после получения образования В) в результате начала трудовой деятельности

Б) в детском возрасте Г) после достижения зрелого возраста

4. Человека как личность характеризует (ют)

А) общественная активность В) свойства темперамента

Б) особенности строения тела Г) психическое и физическое здоровье

5. Человек, в отличие от других людей – это:

А) индивид Б) деятель В) организм Г) индивидуальность

6. Термин «индивидуальность» характеризует в человеке:

А) социальные качества В) неповторимые черты

Б) типичные проявления Г) физические свойства

II. Верны ли следующие высказывания:

7. А) Определяющее влияние на формирование личности оказывает общество.

Б) Личность является продуктом биологической эволюции.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

8. А) Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б) Сущностные черты личности обнаруживаются через изучение взглядов человека на природу, общество, других людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

III. 9. Установите соответствие понятий и их определений.

1) отдельно взятая особь homo sapiens А) личность

2) набор уникальных неповторимых свойств человека Б) индивид

3) набор социально значимых качеств человека, В) индивидуальность

приобретённых им в процессе социальной жизни

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

Система взглядов человека на окружающий мир и его место в нём, убеждения, сложившиеся в целостную, упорядоченную систему называют …

11. Завершите схему: Структура социальной установки

Конгинитивный ……. Поведенченский

(познавательный) компонент

компонент

V. 12. Дайте развёрнутый ответ:

Человеческий ребёнок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а

только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребёнка «кандидатом в человека» (желательно сформулировать не менее трёх суждений).

Личность. Вариант № 3А.

I. Выберите правильный ответ:

1. Единичный представитель человеческого рода называется:

А) индивидом Б) творцом В) личностью Г) индивидуальностью

2. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку:

А) индивид Б) деятель В) творец Г) индивидуальность

3. Человека как личность характеризует(ют):

А) общественная активность В) особенности темперамента

Б) особенности строения тела Г) состояние здоровья

4. Термин «индивид» характеризует человека как:

А) общественного деятеля В) представителя человеческого рода

Б) носителя своеобразных качеств Г) созидателя и творца

5. Социализация личности – это:

А) общение с окружающими В) переход из одной социальной группы в другую

Б) изменение социального статуса Г) усвоение социального опыта, накопленного человечеством

6. Процесс целенаправленного воздействия на человека с целью формирования определённых качеств личности называется:

А) воспитание Б) социализация В) развитие Г) самопознание

II. Верны ли следующие высказывания:

7. А) Социализация – процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу.

Б) Социализация преимущественно направлена на формирование типично - групповых свойств и проявлений человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

8. А) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Б) Новорождённый человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

III. Установите соответствие понятий и их характеристик.

1) человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий А) индивид

природу, общество и самого себя Б) индивидуальность

2) отдельно взятый представитель человеческого рода В) личность

3) человек в комплексе его неповторимых, уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

Осознанную потребность личности, побуждающую её действовать в соответствии с ценностными ориентациями называют ….

11. Завершите схему: Направленность личности

Общественная ……. Деловая

V. 12. Дайте развёрнутый ответ:

Какие выводы можно сделать из следующей информации:

В 2-3 года у ребёнка интенсивно развивается устная речь, 5-6 лет - самый «артистичный» возраст, в 5-7 лет ребёнок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12-14 лет уже трудно научить прямохождению и речи. Чем вы это можете объяснить, сформулируй те свой вывод в виде афоризма или подберите подходящую к данному случаю поговорку.

Личность. Вариант № 4А.

I. Выберите правильный ответ:

1.Определение: «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию

А) человек Б) индивид В) индивидуальность Г) личность

2. Индивидуальность - это

А) биологические особенности человека

Б) проявление человеческих, социальных, духовных и психологических особенностей

В) индивид в обществе

Г) развитая личность

3. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) мотивы Б) влечения В) привычки Г) эмоции

4. Основным мотивом деятельности предпринимателя является

А) стремление к прибыли В) оказание материальной помощи малообеспеченным

Б) духовная самореализация Г) решение проблемы дефицита товаров

5. В структуре социальной установки компонентом, выражающим готовность осуществлять определённую деятельность является

А) когнитивный Б) познавательный В) поведенческий Г) аффективный

6. Если на вопрос о возрасте, человек отвечает – пенсионер, он имеет в виду возраст

А) социальный Б) биографический В) биологический Г) психологический.

II. Верны ли следующие высказывания:

7. А) Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь

Б) Важным институтом социализации выступают средства массовой информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

8. А) Не всякий человек является личностью

Б) Человеком рождаются, а личностью становятся.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.

III. 9. Установите соответствие понятий и их характеристик.

А) конкретный носитель всех социальных и психологических черт 1) личность

Б) единичный представитель человеческого рода 2) индивид

В) социальная индивидуальность

Г) формируется в процессе социализации

Д) отдельный живой организм, особь

IV. 10. Вставьте пропущенное слово

Процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию у него определённых качеств личности называется….

11. Завершите схему: мотивы деятельности

Потребности Социальные …… интересы Влечения Идеалы

установки и эмоции

V. 12. Дайте развёрнутый ответ:

Существует мнение, что детство – явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более в наши дни. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите свои аргументы. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.

Вариант №1. 1-а, 2-б, 3-б, 4-г, 5-в, 6-г, 7-1, 8-2, 9(а-2,б-3,в-1,г-3), 10-периодизация, 11-эго

Вариант №2. 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-а, 7-2, 8-2, 9(1-б,2-в,3-а), мировоззрение, эмоциональный (аффективный)

Вариант №3. 1-а, 2-г, 3-б, 4-б, 5-в, 6-в, 7-3, 8-1, 9(1-в,2-а,3-в,4-в) убеждения, эгоистическая

Вариант №4 1-б, 2-г, 3-в,4-б, 5-г, 6- а,7-2, 8-3, 10 – воспитание, 11- убеждения

Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе называется…..- социализация

1.Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как 1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность

2.Верны ли следующие суждения о личности? В ответе ДА или НЕТ.

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

3.Индивидуальность – это 1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

  1. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку? 1) индивид; 2) деятель; 3) творец; 4) индивидуальность.
  2. Какой признак характеризует человека как личность? 1) особенности внешности; 2) общественная активность; 3) свойства темперамента; 4) физическое развитие.
  3. Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Олег мог вести за собой других, постоянно придумывал что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он обычно брал на себя. Такие качества отличают поведение. 1) гражданина; 2) индивида; 3) личности; 4) человека.
  4. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии 1) субъект; 2) личность; 3) индивидуальность; 4) индивид.
  5. Проявлением человека как личности является(-ются) 1) участие в жизни общества; 2) характер протекания психических процессов; 3) наследуемые качества; 4) особенности мышления и памяти.
  1. Человек как носитель неповторимых, уникальных биологических и социальных качеств – это

1) житель; 2) индивид; 3) индивидуальность; 4) гражданин.

  1. Что характеризует человека как личность?

1) возраст; 2) особенности строения тела; 3) половая принадлежность; 4) профессиональная деятельность.

  1. Какой признак отражает качества человека как личности? 1) принадлежность к человеческому роду; 2)генетически наследуемые качества; 3) проявления чувств и эмоций; 4) ориентация на определённые ценности.
  2. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

1) личности; 2) индивида; 3) гражданина; 4) общественного деятеля.

  1. Владимир Валерьевич получил высшее образование. Он честный и порядочный человек. В свободное время он занимается на курсах английского языка. Всё это характеризует Владимира Валерьевича как 1) товарища; 2) индивида; 3) личность; 4) работника.
  2. Андрей Сергеевич живёт в Санкт-Петербурге, он пенсионер. Что из перечисленного ниже характеризует его как личность? 1) У него серые глаза; 2) Он занимает активную жизненную позицию; 3) Он быстро утомляется; 4) Его рост – 195 см
  3. Игорь учится в 8 классе, он увлекается физикой и математикой, помогает родителям в воспитании младшего брата. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Игоря, прежде всего, как 1) гражданина; 2) личность; 3) индивида; 4) ученика.

группы, общества – это

1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

1) Форму объединения людей

2) Части материального мира

3) Природной среды обитания

4) Способов взаимодействия людей

17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

1) Общества и природы

2) Общества и культуры

3) Экономики и религии

4) Цивилизации и формация

18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

участие в игре,сон.

19. Завершите предложения:

1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

институт - … .

2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

– это … .

4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

5)Происхождение человека называется … .

6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

20. Духовное и телесное в человеке:

1)Предшествуют друг другу

2)Связаны друг с другом

3)Противостоят друг другу

4)Независимы друг от друга

21. Отличительным свойством человека является

1)Удовлетворение потребностей

2)Приспособление к окружающей среде

3)Осмысление мира и самого себя

4)Использование орудий труда

22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

1) Гражданственностью

2) Совестью

3) Патриотизмом

4) Ответственностью

23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о духовности?

А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

1) Окружающая среда

2) Культура

4) Деятельность

5) Взаимодействие

6) Поведение

7) Орудие труда

8) Приспособление

9) Поколение

27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.