Что изучают исторические науки. Попытайтесь отбросить влияние исторической пропаганды. Теория Большого Человека является правильной по большей части
Историки — учёные, изучающие историю, исторический процесс, литературу и культуру.
Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.
Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.
В зависимости от сферы интересов история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:
Всеобщая история - изучение истории современных народов, со времени образования письменности
Древний мир - изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода, история Древнего Египта (вместе с востоковедами)
История раннего и позднего Средневековья
История Нового времени
Изучение Новейшей истории
История Древнерусского государства и отечественной истории (до Петра Великого)
Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции
Новейшая история России (с конца 19 в - по 2000 гг)
Археология
Этнография
Источниковедение
Вспомогательные исторические дисциплины
История искусства
История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.
Специфика профессии: интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.
Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.
Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.
Личные качества историка
Склонность к гуманитарным наукам,
Аналитический склад ума,
Хорошая память на даты, факты, имена и события,
Усидчивость, готовность к рутинной работе.
Места работы - обычно научно-исследовательские институты, музеи, архивы, крупные библиотеки и мемориальные комплексы.
Среди профессиональных заболеваний выделяют болезни глаз и позвоночника.
Уровень заработной платы обычно не высокий.
УРОК № 1
Что изучает история
Цель урока: сформировать понятие «история как наука»; показать, для чего история необходима людям; познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; развивать умение работать с текстом учебника
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
2. Как работают историки.
1. История – наука о прошлом.
Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается изучение исторической науки. Эта работа продлится до окончания школы.
Каждый урок будет ставить новые вопросы, шаг за шагом мы будем раскрывать ценность истории. Но самое главное значение этой науки заключается в том, что она позволяет увидеть дела человека, понять, что он собой представляет.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 3, 4.
Что общего между ними? (На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом).
Прочитайте в учебнике на с. 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.
Записать на доске (затем в тетрадь):
Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.
Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них ученики познакомятся в школе.
История
Составление схемы
Изучает прошлое
Изучает деятельность людей
Всегда связана с людьми
Что дает человеку история?
Запись в тетрадь:
История помогает узнать о людях:
Как жили;
Чем занимались;
К чему стремились
Какие горести и радости испытывали
Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого). Запишите его в тетрадь, указав значение и происхождение.
Запись в тетрадь: история (слово греческое) – рассказ о прошедшем, об узнанном.
2. Как работаю историки.
Отцом истории называют Геродота.
В конце учебника есть словарик. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря. (Словарь – первый помощник в изучении истории. Словари бывают самые разные, но все они помогают быстро узнать значение непонятного слова, его происхождение).
Чтение учебника на стр. 5-6.
Рассмотрите иллюстрации на стр. 5-6 учебника. Здесь изображены события прошлого.
Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо – населенный пункт в Бельгии, южнее Брюсселя. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая Меча (сейчас это Тульская область). Значит каждое событие имеет свое место и время.
Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.
Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.
Запись в тетрадь:
Главные вопросы историка:
Что произошло
Где произошло
Когда произошло
II. Закрепление.
вопросы на стр. 6 учебника
Домашнее задание: записи в тетради
Как не покажется вам странным, но дать четкое определение тому, что изучает история, не могут даже самые маститые профессора - историки. А некоторые люди вообще убеждены, что история – это не наука, т.к. в ней нет конкретного предмета или объекта изучения. Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.
В дословном переводе слово «история» означает «рассказ о событиях прошлого». А знать прошлое важно для человечества, т.к. исторический опыт имеет немаловажное значение в развитии общества. Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.
Что изучает наука история
Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.
Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.
Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта. История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого. Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.
История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко. В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии. Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.
Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.
Что изучает философия истории
Философию не зря называют царицей наук. Она изучает наиболее общие законы развития природы и общества. Раздел философии, занимающийся изучением исторического процесса, дающий его интерпретацию, называется философией истории.
Термин «философия истории» был введен в 1765 году известным философом Вольтером. В дальнейшем большую роль в развитии этого раздела философии сыграли Гегель, Маркс, Данилевский, Конт, Шпенглер, Ясперс и многие другие философы.
Вопросы, которые изучает философия истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:
- факторы, заставляющие человеческое общество развиваться;
- направление, по которому движется история;
- какую роль играет история в настоящем и будущем;
- что ожидает человеческое общество в будущем.
Помимо этого философия истории пытается найти ответ на вопрос о том, существуют ли какие-либо законы, позволяющие влиять на ход исторического процесса, или история развивается по воле «его Величества» случая.
Философия истории и наука истории различаются в своем подходе к историческим событиям и фактам. Историки занимаются только изучением реальных фактов прошлого, не делают каких-либо прогнозов на будущее. Оценивая исторические события, историки не допускают сослагательного наклонения, т.е. описывают и изучают только реальный, а не возможный, ход исторических событий. В отличие от этого, философия истории не только изучает линии развития каких-либо событий в прошлом, но и старается перенести их в будущее.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Значение изучения истории. Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история - это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории - верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, неиспользование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.
Проблема достоверности исторических знаний. В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахилес-сова пята»: объект исторической науки - прошлое - можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше - в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.
Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев). В настоящее время научные археологические раскопки проводятся при соблюдении жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение. С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при воссоздании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической лингвистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфрагистика. В изучении истории важное место отводится этнографии. Обычаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различных причин оставшихся на
переходных стадиях развития, помогают в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку. По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX-начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования. Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы {историографии), который выявляет решенные и нерешенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие остаткам относятся как все, сознательно созданное людьми, так и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Источником является также «прошлое в настоящем», например возникшие в древности языки, на которых говорят ныне народы мира, обычаи и традиции, географические названия и т.д.
Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:
1) письменные;
2) вещественные;
3) этнографические;
4) устные (фольклорные);
5) лингвистические;
6) кино- и фотодокументы;
7) фонодокументы.
Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников.
Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии - науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, которые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию - вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.
Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков.
Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX -XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).
Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения
Для решения поставленной проблемы историк привлекает факты, почерпнутые из источников. При отборе фактов, оценке их значимости, их интерпретации ученый опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, которой пользуется историк, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или недостоверны содержащиеся в источнике сведения. Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности исторического развития.