Болезни Военный билет Призыв

Основы психологического консультирования. Теоретические основы психологического консультирования

М.: "Академический проект", 1999


См. психология .

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. 1. Определение и цели психологического консультирования

1. 2. Психологическое консультирование и психотерапия

1. 3. Теории личности и практика консультирования

1. 4. Структура процесса консультирования

2. КОНСУЛЬТАНТ

2. 1. Роль и место консультанта в консультировании

2. 2. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта

2. 3. Система ценностей консультанта

2. 4. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2. 5. Профессиональная подготовка консультанта

3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

3. 1. Определение консультативного контакта

3. 2. Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата

3. 3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата

3. 4. Навыки поддержания консультативного контакта

3. 5. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

4. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4. 1. Первая встреча с клиентом

4. 2. Оценка проблем клиентов

4. 3. Процедуры и техники консультирования

4. 4. Советы начинающему консультанту

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5. 1. Консультирование тревожных клиентов

5. 2. Консультирование при реакциях страха и фобиях

5. 3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

5. 4. Особенности консультирования "немотивированных" клиентов

5. 5. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

5. 6. Консультирование при переживании вины

5. 7. Особенности консультирования плачущих клиентов

5. 8. Консультирование истерических личностей

5. 9. Консультирование обсессивных личностей

5. 10. Консультирование при параноидальных расстройствах

5. 11. Консультирование шизоидных личностей

5. 12. Консультирование асоциальных личностей

5. 13. Консультирование при алкоголизме

5. 14. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

5. 15. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

5. 16. Консультирование при переживании утраты

5. 17. Особенности беседы с умирающим человеком

5. 18. Консультирование при сексуальных проблемах

6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Римас Кочюнас

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
Аннотация

Книга Римаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами - речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование - эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением.

УДК 159.9.07

ББК 56.14

ISBN 5-8291-0002-9

© Кочюнас P., 1999

© Матулявичене В., перевод с литовского, 1999

© "Академический проект", 1999

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии . Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области - психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический подход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гуманистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в области психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на интерес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга - результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессиональное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать проблемы других людей и справляться с собственными трудностями. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которыми помогла значительно глубже понять сложности и противоречия человеческого существования, поверить в реальность изменения жизни в сторону большего благополучия.

Р. Кочюнас

Вильнюс, июль 1998

Глава 1

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк : трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:


  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

  3. Консультирование способствует развитию личности.

  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

  5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

    1. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

    2. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

    3. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Цели психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования , сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:


  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

  4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

  5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования


Направление

Цели консультирования



Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению , и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого - общие, глобальные, перспективные цели, а на другом - специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии - просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

1. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психотерапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума . На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе - большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:


  • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

  • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

  • консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

  • консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

  • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

  • в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

  • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
1. 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами , понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:


  • что есть человек?

  • какие врожденные тенденции ему свойственны?

  • свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

  • существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?
Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Как видно из табл. 2, главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются (George, Cristiani, 1990).

Таблица 2. Теоретические принципы современных психологических направлений


Направление

Основные теоретические принципы

Психоаналитическое направление

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Адлерианское направление

Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели

Терапия поведения

Человек - продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений

Ориентированная на клиента терапия (С. Rogers)

Акцентируется позитивная природа человека - свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности

Экзистенциальная терапия

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

Психологическое консультирование – профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.

Пациентом могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы в межличностных отношениях, семейном затруднении или проблемы в профессиональном выборе.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Требования

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. , направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразу­мевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта ­может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может б­ыть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием

Запрет давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, к­ак­ов бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема. К тому же, советуя, консульт­ант берет на себя полностью ответственность за пр­оисходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к действител­ьности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что реально вредит консультированию­ приводит к тому, что у клиента вместо активного стремления разобраться в с­воей жизни и изменить ее, формируется массивное и поверхностное отношение к происходящему­. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в происходящ­их событиях.

­ Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом - психологу­ не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные­ организации, частным лицам­ в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (­о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. Например, ситуацию,­ когда психолог узнает во время приема ­ ­о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Разграничение личных и профессиональных отношений. .

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) «контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд З., 1989). Эти понятия означают, что любые человеческие отношения и даже такие специальные отношения, которые, складываются в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает..

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек не просто внимал специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических требований возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие позволяет эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994

Дуткевич Т.В, Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. - Киев, 2010

1. Специфика, цель и задачи психологического консультирования
2. Принципы и условия психологического консультирования
3. Виды психологического консультирования
4. Интервью как основной метод психологического консультирования.
5. Литература.

1. Специфика, цель и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование является особым видом деятельности практического психолога. По мнению Р. С. Немова, Ю. Е. Алешиной, Г. С. Панка, В. М. Федорчука и др., психологическое консультирование существенно отличается от индивидуальной и групповой психотерапии, психокоррекции и одновременно связано со всеми видами деятельности практического психолога.Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей.В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом.Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции.Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову):
  1. Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним. Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента.
  2. Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности. То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить.
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента. Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению.
  4. Четкая формулировка советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом. Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны.
  5. Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога. Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога. Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы.
  6. Если по тем или иным причинам клиент отказывается от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций.
  7. Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем. Это, в частности, одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы.
  8. В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента. Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки.
Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.

Р.Кочюнас

М.: “Академический проект”, 1999

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.Определение и цели психологического консультирования

1.2.Психологическое консультирование и психотерапия

1.3.Теории личности и практика консультирования

1.4.Структура процесса консультирования

2. КОНСУЛЬТАНТ

2.1.Роль и место консультанта в консультировании

2.2.Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта

2.3.Система ценностей консультанта

2.4.Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.5.Профессиональная подготовка консультанта

3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

3.1.Определение консультативного контакта

3.2.Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата

3.3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата

3.4.Навыки поддержания консультативного контакта

3.5.Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

4. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4.1.Первая встреча с клиентом

4.2.Оценка проблем клиентов

4.3.Процедуры и техники консультирования

4.4.Советы начинающему консультанту

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1.Консультирование тревожных клиентов

5.2.Консультирование при реакциях страха и фобиях

5.3.Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

5.4.Особенности консультирования “немотивированных” клиентов

5.5.Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

5.6.Консультирование при переживании вины

5.7.Особенности консультирования плачущих клиентов

5.8.Консультирование истерических личностей

5.9.Консультирование обсессивных личностей

5.10.Консультирование при параноидальных расстройствах

5.11.Консультирование шизоидных личностей

5.12.Консультирование асоциальных личностей

5.13.Консультирование при алкоголизме

5.14.Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

5.15.Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

5.16.Консультирование при переживании утраты

5.17.Особенности беседы с умирающим человеком

5.18.Консультирование при сексуальных проблемах

6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Римас Кочюнас

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

Аннотация

Книга Римаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами - речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование - эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением.

ISBN 5-8291-0002-9

© Кочюнас P., 1999

© Матулявичене В., перевод с литовского, 1999

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области - психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический подход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гуманистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в области психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на интерес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга - результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессиональное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать проблемы других людей и справляться с собственными трудностями. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которыми помогла значительно глубже понять сложности и противоречия человеческого существования, поверить в реальность изменения жизни в сторону большего благополучия.

Р. Кочюнас

Вильнюс, июль 1998

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: “Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений”. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Психологическое консультирование является популярным и перспективным направлением в психологии. В России психологическое консультирование получило толчок к развитию во второй половине 90х годов прошлого века и продолжает активно развиваться.

Понятие психологического консультирования

Проблема трактовки термина "психологическое консультирование" не теряет своей актуальности в силу того, что врастет интерес к процессу консультаций в психологии. Помимо этого, отечественное психологическое консультирование начало развиваться независимые от зарубежных школ направления. В рамках данной статьи следует рассмотреть ключевые подходы к определению психологического консультирования, предложенные в отечественной психологии.

Одной самых распространенных трактовок является трактовка подобная той, которую предлагают Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. в научном труде "Психотерапия". Оно приведено ниже.

Психологическое консультирование – профессиональная помощь клиенту в решении его проблемной ситуации. Его можно определить и как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы.

Многие авторы схожи в том, что считают психологическое консультирование эффективным, как оно помогает человеку преодолевать психологические трудности и решать свои проблемы самостоятельно. Так А. Ф. Копьев предлагает рассматривать психологическое консультирование как помощь человеку в переживании его состояния .

Теперь рассмотрим разные точки зрения на понимание того, что есть консультирование.

По мнению Р. Кочюнас под психологическим консультированием подразумевается общность процедур, которые помогут человеку в решении его проблем и принятии жизненно важных решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Ю. Е. Алешина, рассматривая психологическое консультирование в контексте методов психологического воздействия, отмечает сложность его точного определения. По ее мнению, специфика консультирования выступает в сравнении его с психологической коррекцией и психотерапией. Она определяет психологическое консультирование как "...непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа".

О.В. Галустова в своей книге Психологическое консультирование приводит цитату П. П. Горностай и С. В. Васьковской, которые пишут: "Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи. По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое-кто из специалистов вообще не проводит между ними четкой границы, считая консультирование сокращенным или упрощенным вариантом психотерапии. Однако мы придерживаемся мнения, что консультирование имеет право на самостоятельное существование как отдельная отрасль практической психологии, ибо при содержательной и технологической близости к остальным видам оно имеет и свою специфику...".

М. А. Гулина определяет консультирование как: "...ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных психологических знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистично определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества".

Отличие психологического консультирования от психотерапии

Психологическое консультирование часто путают с психотерапией. Однако различие очевидно. Эти термины противоположны в одном континууме. С одной стороны работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. На противоположной стороне мы видим глубокий анализ проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Первое – это психологическое консультирование, второе – психотерапия. То, что находится между противоположностями – есть область деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

На рисунке ниже представлены специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии.

Специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии

В современной практике очень сложно провести грань между психологическим консультированием и психотерапией. При этом следует помнить, что в процессе консультирования проблема консультируемого всегда в центре консультации. Психолог и пациент совместно пытаются решить проблему. При этом проблема, как правило, обусловлена ситуацией, то есть, можно сказать, что это ситуативно обусловленная проблема. Клиент, столкнувшись с проблемной ситуацией в своей жизни, оказывается дезадаптивным. В этой связи отметим, что сама проблема может выделяться в качестве определенного симптома и цель консультации сводится к устранению симптома. Проблема часто предъявляется в виде конкретного симптома и работа в основном ограничивается проработкой проблемы-симптома. Иногда для решения проблемы нужно всего лишь взглянуть на ситуацию по-другому, изменить ее восприятие или отношение к ней.

Психотерапия глубже проникает в психику клиента. Она уже не останавливается на симптоме, а идет дальше и ищет корни симптома-проблемы. В этом случае, симптом является следствием не ситуации, а скорее структуры личности клиента, его характера.

Цели психологического консультирования

Психологическое консультирование имеет в своей основе определенную систему целей, объединенных единой целью.

Цель психологического консультирования – адаптация к окружающей среде, преодоление психологических барьеров мешающих самореализации и полноценному существованию в условиях социума.

В современной психологии к основным положениям консультирования принято относить следующее:

  • помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
  • помогает обучаться новому поведению;
  • способствует развитию личности;
  • акцентирует внимание на ответственности клиента;
  • формируется "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом.

Виды психологического консультирования

В настоящее время наука психология признает четыре основных вида психологического консультирования:

  • интимно-личностное консультирование,
  • семейное консультирование,
  • психолого-педагогическое,
  • деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

Семейное консультирование применяется при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем, до и после развода.

Говоря о психологическом консультировании нельзя забывать и о психолого-педагогическом консультировании . Данный вид консультирования подразумевает обсуждение с психологом ряда проблем связанных с воспитанием и взаимоотношениями с детьми. Кроме того, психолого-педагогическое консультирование направлено на повышение уровня педагогической грамотности и адекватности построения воспитательного процесса в семье.

Деловое консультирование – это консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров .

Очень часто в современной психологии применяю такой вид консультирования как так называемое заочное консультирование. Особый интерес вызывает консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки "телефона доверия" или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия – Сп.: Питер, 2011
  2. Копьёв А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/903/903017.htm
  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
  4. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование" – М: Класс, 2014
  5. Галустова О.В. Психологическое консультирование. Конспект лекций. – М: Приор-издат, 2015.
  6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001