Болезни Военный билет Призыв

Органы обеспечения национальной безопасности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

"Экономическая безопасность национального хозяйства"

Канаш 2009 г.


Введение

1. Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ

2. Система обеспечения национальной безопасности России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современный мир полон острых противоречий политического, экономического, социального и исторического характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные географическое положение, природные ресурсы, многонациональное население, разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ее развитие.


1. Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ

Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».

В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность – это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая – это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.

Под национальными интересами понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т.д. Для каждого государства существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся, прежде всего, международные, внутригосударственные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальные меры.

Интересы, трансформировавшиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликтность межгосударственных отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностью его политического, экономического, социального и национального базиса, противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняются отношения на внутригосударственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и / или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

2. Система обеспечения национальной безопасности России

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками СНГ;

Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

Адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

Развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств – участников СНГ;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными – на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.

Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

Способность осуществить стратегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизационная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

Несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;

Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;

Существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России.

А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности его Вооруженных Сил.


Заключение

Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.

Список литературы

1. http://www.uvao.ru/uvao/ru/info/n_13441 Официальный портал префектуры Юго-Восточного Административного Округа города Москвы: «Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России»

2. Экономическая безопасность, В.К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000 г.

3. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г.

Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Другими словами - это система субъектов обеспечения национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти, различные негосударственные субъекты (органы местного самоуправления, частные охранные службы, отдельные граждане и общественные организации и т.д.), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности.

Понятие «система обеспечения национальной безопасности» (СОНБ) включает в себя два основных аспекта: наличие соответствующих структур и определенного процесса приня тия и реализации решений по этим вопросам.СОНБ есть механизм, позволяющий преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства. Подмеханизмом обеспечения национальной безопасности понимается единство организационно оформленных государством специальных органов, которые решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.

Отсюда система обеспечения национальной безопасности включает в себядве взаимодействующие подсистемы: государственную СОНБ и общественную СОНБ.

Государственная СОНБ - совокупность госорганов:

· защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;

· обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

Общественная СОНБ - это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:

· предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений.

· отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества:

· формирование общественного мнения и воздействие на него:

· привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.

Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:

· выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению;

· поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности:

· управление силами и средствами обеспечения безопасности;

· осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций.

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляютсилы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения безопасности - это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касаетсясредств , то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д. Основным критерием деления сил и средств обеспечения безопасности выступает их место в механизме обеспечения безопасности, а конкретно - объект обеспечения безопасности. Так, политика обеспечения военной безопасности или военная политика реализуется военной организацией государства.

В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности:

· обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства);

· обеспечение государственной безопасности - противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами);

· обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации).

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию также входит часть экономических субъектов и научного комплекса страны (так называемый оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс). Для выполнения отдельных задач военной безопасности привлекаются специальные службы России.

Спецслужбы - особый вид государственных органов, основными задачами которых являются конспиративная защита государства как формы организации политической власти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил. средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

Правоохранительные органы - государственные органы, основным назначением которых является охрана норм права (в основном уголовного и административного) от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом.

Другими словами, если правоохранительные органы обеспечивают главным образом безопасность личности и общества, то основное назначение спецслужб - безопасность государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую связана с ограничением прав и свобод граждан. Подобное ограничение согласно Конституции возможно только на основании судебного решения. В то же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих этих органов.

Система обеспечения национальной безопасности ведет свою деятельность в определенном режиме. Содержание этого режима, его направленность зависят от конкретных обстоятельств, в которых государство и его органы ведут свою деятельность. Выделяют нормальный режим, режим деятельности государства в кризисных ситуациях и исключительный режим.

Нормальный режим - это режим деятельности системы обеспечения национальной безопасности в стандартных повседневных ситуациях. когда основные характеристики состояния национальной безопасности страны находятся в приемлемых рамках.

Режим деятельности государства в кризисных ситуациях связан с изменением нормальных условий деятельности системы обеспечения национальной безопасности, обострением и осложнением обстановки, при котором необходимо подключение дополнительных защитных мер в ограниченные сроки. Эти меры призваны устранить возникшую угрозу конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности государства или значительного ухудшения его функционирования и не допустить дальнейшее ухудшение ситуации. Данные меры могут вводиться по уровням, в зависимости от уровня опасности и развития кризисной ситуации. В случае выхода кризисной ситуации из-под контроля требуется введение чрезвычайных мер, исключительного режима.

Исключительный режим связан с возникновением исключительных условий. Это чрезвычайные обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, а также внешняя агрессия. В Конституции Российской Федерации предусмотрены два вида таких исключительных режимов:военное положение и чрезвычайное положение.

В результате основные взаимодействующие элементы национальной безопасности: государство, общество и граждане, защищая свои национальные интересы, создаютсистему обеспечения национальной безопасности. Эта система направлена на то, чтобы снизить риски для деятельности и функционирования тех или иных защищаемых объектов. В качестве последних могут выступать и суверенитет, и территория, и культура; здесь все зависит от национальных интересов. которые и определяют главные объекты защиты.

Таким образом, национальная безопасность - это система взаимодействующих элементов - государства и граждан, создающих систему обеспечения безопасности для противодействия угрозам, которые повышают риски при достижении национальных целей, препятствуя таким образом удовлетворению национальных интересов.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации")

Общие положения

1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

II. Россия в современном мире

7. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире.

8. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

9. Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.

10. Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни.

11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

12. Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

13. Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями.

Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.

14. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений.

15. Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности.

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США, в условиях практической реализации концепции "глобального удара", развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе.

16. Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру современных вызовов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу показала несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Европейского союза.

17. Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России.

18. Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые "горячие точки", расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма. Появление террористической организации, объявившей себя "Исламским государством", и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

19. Сохраняется риск увеличения числа стран - обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. На территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военнобиологических лабораторий США.

20. Критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов, особенно в государствах с нестабильной внутриполитической ситуацией, неконтролируемое распространение обычного вооружения повышают вероятность их попадания в руки террористов.

21. Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.

22. Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

23. Осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

24. Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов.

25. Государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. Региональные и субрегиональные торговые и иные экономические соглашения становятся одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений. Повышается интерес к использованию региональных валют.

26. Для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны.

27. В целях защиты национальных интересов Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений).

28. Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы. Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира.

29. В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.

III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:

укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
повышение конкурентоспособности национальной экономики;
закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

31. Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

оборона страны;
государственная и общественная безопасность;
повышение качества жизни российских граждан;
экономический рост;
наука, технологии и образование;
здравоохранение;
культура;
экология живых систем и рациональное природопользование;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.


IV. Обеспечение национальной безопасности

32. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Оборона страны

33. Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.

34. Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

35. Основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения обороны страны, военные опасности и военные угрозы определяются Военной доктриной Российской Федерации.

36. В целях обеспечения стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности. Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применению.

37. Совершенствование военной организации государства осуществляется на основе своевременного выявления существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз, сбалансированного развития компонентов военной организации, наращивания оборонного потенциала, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой, инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

38. Совершенствование форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов предусматривает своевременный учет тенденций изменения характера современных войн и вооруженных конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил), выработку требований к перспективным формированиям и новым средствам вооруженной борьбы.

39. Повышение мобилизационной готовности Российской Федерации осуществляется путем совершенствования планирования мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объеме, своевременного обновления и поддержания на достаточном уровне военно-технического потенциала военной организации государства. Важнейшими направлениями совершенствования мобилизационной подготовки являются подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач в соответствии с их предназначением и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

40. Готовность сил и средств гражданской обороны обеспечивается заблаговременно путем проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

41. Обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе путем применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества, расширения международного военного и военно-технического сотрудничества, контроля над вооружением и использования других международно-правовых инструментов.

Государственные органы, обеспечивающие все виды безопасности общества. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность страны и каждого ее гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируются защита и покровительство со стороны государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «О безопасности» определяются силы и средства. Силы обеспечения безопасности включают в себя вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные и внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве. Важную роль играют службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Что каса ется средств, то безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны орудиями - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных федеральными законами, не допускается. Основной орган системы обеспечения - Министерство иностранных дел. Не случайно в настоящее время при обеспечении национальной безопасности большой упор делается на политико-дипломатические, международно-правовые, экономические и иные невоенные средства. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности Российской Федерации. В пределах своей компетенции они разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации в области военной безопасности страны. Совместно с органами местного самоуправления они проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, согласно законодательству России, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией РФ и законами России, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Они обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. Литература: Закон РФ «О безопасности» (1992); Общая теория национальной безопасности. М., 2004. © Прохожев А.А.

Еще по теме ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

  1. 12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности
  2. 12.4. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения национальной безопасности
  3. Тема 11 ОРГАНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Тема 10 ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  5. Тема 9 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным инструментом реализации политики национальной безопасности выступает система ее обеспечения.

Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов от угроз в различных,сферах жизнедеятельности.

Другими словами - это система субъектов обеспечения национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти, разлйчные негосударственные Субъекты (органы местного самоуправления, частные охранные службы, отдельные граждане, общественные организации и т.д.), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности22.

Она включает три взаимосвязанные подсистемы. 1.

Обеспечение жизнедеятельности государства, общества и гражданина - совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и гражданина, обеспечивающих при достаточной защищенности их эффективное использование и развитие. 2.

Обеспечение защиты государства, общества и гражданина - совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внешних И внутренних угроз. 3.

Управление национальной безопасностью - совокупность государственных органов и общественных структур, обеспечивающих оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) Российской Федерации создается и развивается в соответствии с ее Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской федерации, федеральными программами в этой области.

Основная функция СОНБ - обеспечение нормальной жизнедеятельности страны и защищенности интересов личности, общества и государства от угроз посредством:

выявления угроз, выработки и реализации мер по их

нейтрализации и предупреждению;,

поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управления силами и средствами обеспечения безопасности;

осуществления мер по восстановлению нормального -(кционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (ЧС);

участия в мероприятиях по обеспечению безопасности за еделами РФ.

Задачи СОНБ:

поддержание обороноспособности страны и отпор внеш- ЧШсму агрессору;

борьба с терроризмом и экстремизмом;

обеспечение общественной безопасности и поддержание ЯЙравопрядка;

гарантированная защита прав и свобод граждан; обеспечение устойчивости функционирования государ-

гнных и общественных институтов;

обеспечение благоприятных условий для деятельности цзнес-структур.

Результат функционирования СОНБ - поступательное витие страны при защищенности ее национальных интересов, герий эффективности функционирования СОНБ - степень жжения национальных целей в условиях действия актуальных УЗ и возможности реализации потенциальных угроз.

Основные элементы СОНБ (в соответствии со ст. 8. Закона ссийской Федерации «О безопасности»):

органы власти;

организации и объединения;

граждане;

законодательная база в области национальной безопас- Іікти (НБ).

V Отсюда СОНБ включает в себя две взаимодействующие под

темы: государственную и общественную.

Государственной СОНБ отводится ведущая роль. Соотно- сние же вкладов государства и общественных организаций в гпление национальной безопасности зависит от специфики етной страны, а также стоящих перед ней задач. Общественная СОНБ - существующие и постоянно созда- іиеся общественные структуры различного уровня, реализу- |ие функции общегражданской безопасности, роль которых еделяется возможностью выполнять следующие функции:

предупреждение о возникновении источников социальной всности и назревании угроз;

раннее предупреждение кризисных ситуаций, конфликтов Противоречий; защита прав и свобод граждан и интересов общества;

формирование общественного мнения и воздействие на

общественный контроль за деятельностью органов власти и исполнением их решений;

привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия;

борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью;

развитие гражданского самосознания.

Государственная СОНБ - совокупность госорганов, обеспечивающих защиту личности, общества и государства от насильственных противоправных действий внутренних и внешних противников, а также выполняющих функции обеспечения условий для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

В целом государственная система обеспечения национальной безопасности образует три основные сферы: 1.

Обеспечение обороноспособности страны (обеспечивается военной организацией государства). 2.

Противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (государственная безопасность - обеспечивается спецслужбами). 3.

Правоохранительная деятельность (обеспечивается органами охраны общественного порядка, прав и свобод граждан).

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Совет Безопасности РФ является центральным элементом системы обеспечения безопасности страны. Статус Совета Безопасности РФ - конституционный орган, готовящий решения Президента по вопросам обесвечения национальной безопасности, проведения единой государственной политики в этой области. Конституционность определяется его статусом, определенным специальным федеральным законом (ФЗ), а главаре предназначение этого органа - обеспечение исполнения Президентом РФ полномочий по ст. 80,85-89 Конституции Российской Федерации (защита прав и свобод граждан, охрана территориальной целостности и суверенитета РФ).

Эти полномочия обеспечиваются Советом Безопасности посредством решения следующих задач:

определение жизненно важных интересов РФ;

упреждающее выявление и оценка угроз национальной пайтости Российской Федерации;

If "1-" оперативная подготовка для Президента Российской їции проектов решений по их предотвращению; разработка предложений в области обеспечения нацио- РУ""*» координация деятельности сил и Органов обеспечения юнальной безопасности, в том числе выработка оперативных гний в кризисах; - ^

контроль реализации федеральными оргаЦми Исполни- гой власти и органами исполнительной власти субъектов

їийской Федерации решений в этой области.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной опасности, их состав, принципы И порядок действий бгтреде- :я соответствующими законодательными актами.

Например, гизской федерации в состав эти^ органов входят: ВС. фе^е- гше органы безопасности, оргайы внутренних дед, Служба иней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), и ГО, органы обеспечения безопасности выполнения ра- ;,в промышленности, энергетике, на транспорте, и в сельском ійстве, органы таможни, налоговой полцции, природоохран- эрганы, федеральные органы миграционной службы, органы шы здоровья населения.

Силы обеспечения безопасности тт это вооруженные силы

і, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что каса- ,средств, то национальная безопасность обеспечивается все- шеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, іми, экономическими, информационными.и т,д. , Основным критерием деления сил w средств обеспечения асности выступает их место в механизме обеспечения безо- , .а конкретно, ттг^объект обеспечения безопасности. Так,

і обеспечения военной безопасности, иди военная яоли- ц^реализуется военной организацией государства. Военная ор- I

РФ включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и во* " формирования, нредназначенные для выполнения "мдач военной пи военными методами, а также органы управления ими. бикую организацию также входит часть экономических субъ- >

и научного комплекса страны,1 Для выполнения отдельных

задач военной безопасности привлекаются специальные службы России, некоторые федеральные органы исполнительной власти, атакже создаваемые на военное время специальные.формирования. Эти задачи выполняются с использованием преимущественно специальных методов.

Основными (обобщенными) задачами военной организации государства по обеспечению военной безопасности выступают.

в области обороны:

подготовка военной организации и страны в целом к обороне;

сдерживание путем устрашения (с рпорой на ядерный потенциал и потенциал сил общего назначения);

осуществление стратегического предупреждения;

«, отражение внешней вооруженной агрессии;

содействие силам обеспечения государственной (спецслужбы) и общественной (правоохранительные органы) безопасности;

в области поддержки реализации национальных интересов РФ:

военная поддержка союзников и дружественных государств; "

сдерживание любой деятельности и негативных тенденций развития международной обстановки, препятствующей реализации национальных интересов РФ;

реагирование на кризисы;

" осуществление принуждения других государств к проведений политики, отвечающей национальным интересам РФ;

удержание и расширение зон Политического и экономического влияния;

обеспечение международного престижа.

Правоохранительные органы - государственные органы,

основным назначением которых является охрана норм права, в основном уголовного и административного, от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом.

Спецслужбы - особый вид государственных органов, основ- ными задачами которых Лвляются конспиративная защита государства как формы органятции политической «ласти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил, средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

Другими словами, если правоохранительные органы обесг печивают главным образом безопасность личности и общества, с*» основное назначение спецслужб - обеспечение безопасности государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую вязана С ограничением прав и свобод граждан. Подобной Ограничение согласно"Конституции возможно только на основании ЖДебного решения. В то Же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих?Ых органов.