Болезни Военный билет Призыв

Процесс целеполагания. Алгоритмизированный вопросник для составления стратегического плана. Планирование и целеполагание

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание - это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание - это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание - это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач - это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении - основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание - это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке - это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль - цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль - цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль - цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание - это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. , говоря иначе, цели - это конкретные состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

Доходы организации;

Работа с клиентами;

Потребности и благосостояние сотрудников;

Социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться:

Во-первых, цели отражают философию организации концепцию ее деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственные поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же - получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

В-четвертых, цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же самые заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную активность в работе, многократно перекрывая производственные нормы.

Наконец, в пятых, официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

|С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

    установление целей для организации в целом;

    построение иерархии целей;

    установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают оставление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации для всех ее подразделений и для всех членов.

Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Целеполагание - это постановка цели и ее достижение. Достижение цели - трудновыполнимое занятие, и это объясняет, почему так много людей живет без четкой цели. Однако поставленная цель в жизни человека наполняет ее большой осознанностью и смыслом.

Почему у людей возникают сложности в постановке и достижении постановленных целей?

Проблема может быть, например, в том, что человек имеет противоположные критерии. Критерий ценности выбора - то, на основании чего человек делает свой выбор. Критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности и могут быть неочевидны человеку сразу. Определить критерии ценности можно, ответив себе на вопрос - что для меня важно в жизни?

Пример противоположных критериев: стремление быть успешным и стремление никогда не рисковать. Ведь известно, что невозможно стать успешным человеком, ничем не рискуя. Таким образом, необходимо провести инвентаризацию своих целей, на предмет того - нет ли в ваших желаниях противоречащих и взаимоисключающих критериев?

Также, в постановке и достижении целей многим мешает такое понятие, как время. Люди обеспокоены сроками достижения, полагая, что на это могут уйти месяцы и годы. Подобные мысли способны полностью отбить желание что-либо делать, но это неверное понимание времени.

Время - это тот ресурс, который мы не можем потратить. Время расходуется само по себе, вне зависимости от того, делаем мы важное дело или занимаемся ерундой.

Также есть понятия прошлого, настоящего и будущего, к которым мы привычно апеллируем, однако стоит принять тот факт, что мы существует всегда в настоящем. Прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящий момент - это все что есть у человека. Поэтому нет смысла постоянно думать и переживать о долгосрочных целях.

Человек должен ставить цель, не для того, чтобы строить свое будущее, ведь оно всегда существует только в воображении. Смысл целеполагания состоит в том, чтобы оно улучшало качество жизни в текущий момент. Поставленная цель помогает лучше сконцентрироваться на деле в настоящий момент. В момент постановки цели необходимо спрашивать себя, чем конкретно эта цель улучшает текущую ситуацию? Если цель никак не влияет положительно на настоящий момент, значит, эту цель можно отбросить. Однако если цель дает больше понимания и ясности, привносит мотивацию – это стоящая достижения цель.

Не стоит думать о том, что достижение целей потребует много жертв и страданий. Подобное отношение может привести к неудаче. Необходимо сконцентрироваться на том позитивном влиянии, которое цель оказывает на качество жизни в настоящее время, даже если до полного воплощения потребуется еще много времени. Каким образом поставленная цель улучшает жизнь уже сегодня?

Не стоит много думать об огромных трудностях, что ждут в будущем. Их может вовсе не случиться, или они окажутся совсем не такими ужасными, как это представляется сегодня. Необходимо концентрировать свое внимание на том, как все будет здорово, когда цель будет достигнута. Если подобные мысли вдохновляют и дают надежду, то стоит прокручивать их чаще, а также размышлять над тем, как улучшить ситуацию уже сегодня.

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.