Болезни Военный билет Призыв

Таблица хронологические рамки периоды основные занятия. Вопросы для сравнения. История развития общественных отношений

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

Происхождение человека

Разложение первобытно-общинного строя

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

Культура первобытного общества

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории.

Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд... лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей Галактики - возникло 10 млрд... лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд... лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн... лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода: -

каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н. э.); -

бронзовый век (IV-III тыс. - до начала I тыс. до н. э.); -

железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется: -

низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; -

коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства; -

равнообеспечивающим распределением; -

социально-экономическим равенством; -

отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой

борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов ^ч^ соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый - археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый - палеоантропы

(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди.

Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» - человек, «генезис» - происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» - общество и греч. «генезис» - происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный мате-

риал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн... лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» - обезьяна, «антропос» - человек), или архантропов (от греч. «ахайос» - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая: -

человек австралопитековыщ -

человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы); -

человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности: -

индоевропейская; -

угрофинская; -

тюркская; -

иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей: 1)

славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.); 2)

западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.; 3)

восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоидной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV-V тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи.

Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен.

Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.

Признаки распада родового строя: -

возникновение имущественного неравенства; -

выделение знати; -

сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен; -

частые вооруженные столкновения; -

обращение пленных в рабов; -

превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых архео-

логических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно- гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно- козова, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следующие факты:

1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека - существа весом около 500 килограммов - до человекоподобного существа размером с кошку;

2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высекание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым способом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

История России. 10 класс.

Тема урока. ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Развитие человека в эпоху первобытности

Период

Отличительные признаки

Причины изменений

Палеолит

Раннеродовая община. Матриархат. Жилища: пещеры, шалаши, землянки. Занятия: загонная охота. Орудия труда: рубила, скребки, остроконечники, костяные проколки. Зарождение религии, искусства

Движение на территорию современной России шло из Центральной Европы и из Южной Азии.

Стоянки: на Дону, Оке, Каме, Десне, Урале, Енисее, Ангаре, Лене

Период оледенения

(100-30 тыс. лет назад)

Граница ледника: Среднее течение Днепра и Дона

Родовая община (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен. Период матриархата.

Занятия: охота,собирательство, рыболовство,

приручение собаки, начало межобщинного обмена. Орудия труда: лук и стрелы, наконечники копий, тонкие ножи (копьеметалка, развитие микролитической каменной техники).

Полуосёдлый образ жизни.

Искусство: Скульптуры(богини- прародительницы рода, звери), рисунки на стенах пещер-святилищ, украшения. Освоение Северной Европы, Северной Сибири, Америки

Изменение климата (таяние ледника - рубеж 13-12 тысячелетия), изобретение лука

Позднеродовая община (родовая знать,коллективный труд, родовая (коллективная) собственность). Переход к патриархату Производящее хозяйство. Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др. Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства

Стоянки: от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа.

Неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему)

Основные черты первобытности :

1.примитивные орудия труда,

2. зависимость человека от природы,

3. коллективный труд,

4.совместное ведение хозяйства,

5.общественная форма собственности,

6.относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, 7.отсутствие государства.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век: 3 млн лет тому назад - конец III тысячелетия до н.э.

2. Бронзовый век: конец III тысячелетия - I тысячелетие до н.э.

3. Железный век: I тысячелетие до н.э.

Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Эпоха первобытной экономики хронологически совпадает в основном с каменным веком, в котором выделяются три периода.

1. Палеолит (древний каменный век): 3 млн - 12 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (средний каменный век): 12 тыс. лет до н.э.-8 тыс. лет до н.э.

3. Неолит (новый каменный век): 8 тыс. лет до н.э.-3 тыс. лет до н.э. Заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата

Вопросы для сравнения

Матриархат

Патриархат

Положение женщины

Доминирующее: глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, участвует в общественной жизни и принятии решений

Подчиненное: преимущественно занимается домашней работой

Положение мужчины

Равно-подчиненное

Доминирующее: глава рода, основная сфера деятельности - производство

Принцип наследования

По женской линии

По мужской линии

Время возникновения

Раннеродовая община

Этап разложения родоплеменных отношений

Тип брака

Парный - семья не составляет экономической ячейки, легкорасторжимый

Моногамия - единобрачие

Обратить внимание учащихся на дискуссии о выделении такой формы общественных отношений, как матриархат.

5. Неолитическая революция.

Предпосылки неолитической революции:

1.изменение климата в конце ледникового периода;

2. совершенствование техники изготовления орудий труда;

3.окультуривание диких растений и приручение животных.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • этапы становления homo sapiens и человеческой цивилизации;
  • цивилизационные достижения первобытной эпохи;
  • ментальные особенности первобытного человека;
  • ранние формы религии, их специфику и вариации;
  • исторические корни современных форм оккультной культуры;

уметь

  • идентифицировать и классифицировать рудименты архаичных культурных форм в современных социальных процессах;
  • применять теоретические знания к ситуациям, выявляющим рудименты архаического сознания в современном обществе;
  • понимать и анализировать архетипическую составляющую современных культурных форм;

владеть

  • методами анализа архетипических проявлений социальной жизни современности;
  • навыками распознавания древних архетипов в культурах разных народов.

Выделение человека из живой природы

Понятие «первобытность» обозначает тот период в истории, когда вид homo sapiens выделился из животного мира и его бытие, пройдя ряд трансформаций, приобрело качественные отличия от бытия животных.

sapiens и животный мир.

Согласно классификации Артура Кейза, человек обладает 1065 биологическими признаками. Из них 312 свойственны только человеку, 396 - человеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и орангутану, 117 - человеку и гиббону. Генетическими исследованиями установлено, что у человека и шимпанзе 98% общих генов .

Согласно современным научным представлениям сам путь выделения из животного мира занял около 6 миллионов (далее - млн) лет. За эго время сменилось несколько форм живых существ в их развитии от приматов к человеку разумному. Первой такой формой стали гоминиды - существа, отделившиеся от приматов в период от 10 до 7 млн лег назад (разница в датировке вызвана тем, что исследования, проводимые с помощью методов молекулярной биологии, сравнительной морфологии и анатомии, а также палеонтологии дают разные результаты). Гоминиды (как и homo sapiens) появились в Африке под воздействием уникального набора так называемых мутагенных факторов , ускоривших процессы социализации приматов. К числу таких факторов относят вулканическую деятельность, вспышки на Солнце, перемену магнитных полюсов (геоинверсию), излучение урановых рудников. Однако доказать роль этих факторов в этногенезе гоминид пока не удалось. Предположительно, способность гоминид к выживанию, а затем - к вытеснению других видов, зависела не только от совершенствования биологических качеств, но и от способности к коллективному взаимодействию, созданию и совершенствованию способов овладения ресурсами (цивилизационная сторона жизни) и способов коммуникации (культурная сторона).

От гоминид к homo sapiens :

  • 6-4 млн лет назад - гоминиды (рамидус, оррорин, сахелантроп), овладение прямохождением; собирательство, как способ выживания;
  • 4-2,5 млн лет назад - австралопитеки. Использование природных объектов (дерево, кости) в качестве орудий труда; охота на мелких животных;
  • 4-1,6 млн лет назад - homo habilis (человек умелый). Изготовление первых каменных орудий труда;
  • 1,6 млн - 200 тыс. лет назад - homo erectus (человек прямоходящий). Широкий набор каменных орудий труда, загонная охота, добывание и поддержание огня.

Исследования митохондриальной ДНК , предпринятые в конце XX в., привели к выдвижению гипотезы о том, что все представители вида homo sapiens являются потомками одной популяции homo erectus (около 40 особей), зародившейся в Африке приблизительно 200 тыс. лет назад (гипотеза «митохондриальной Евы»). В настоящее время эта гипотеза является базовой для определения времени и места появления человечества в его современном виде. Причины мутации, произошедшей в этой популяции, не выяснены. Есть предположения о воздействии жесткого рентгеновского излучения (вспышка сверхновой звезды), об инверсии магнитного поля Земли или эволюционной «цени ошибок», приведшей к выделению homo sapiens из числа родственных популяций. А 60-70 тыс. лет назад в этой разросшейся популяции произошло разделение на три группы - родоначальниц современных рас.

Прямая речь

Стив Джонс .: «Митохондрии - небольшие, производящие энергию структуры в клетке. Каждая из них песет свой собственный отрезок ДНК, около шестнадцати тысяч оснований, замкнутых в круг, очень отличный от ДИК в клеточном ядре. В яйцеклетках полно митохондрий, но в сперматозоидах они уничтожаются, когда те проникают в яйцеклетку. В результате такие гены наследуются почти исключительно по женской линии. Подобно еврейству, они переходят от матерей к дочерям и сыновьям, и только дочери передают их следующему поколению.

Любая семья, любой народ с любого континента может проследить свое происхождение от митохондриальной Евы - женщины (само собой разумеется, одной из многих живших в го время), на которой сходятся все их женские линии. В ряде случаев она жила не так давно: в Новой Зеландии все маори разделяют одну и ту же митохондриальную особенность, свидетельствующую, что всего несколько женщин основали свой народ тысячу лет назад. Мировое генеалогическое дерево, основанное на митохондриях, уходит своими корнями в Африку, учитывая большее их разнообразие на этом континенте, чем где-либо еще. Отслеживание самых последних миграционных путей показало, что митохондрии представляют собой точные исторические записи: так, в Новом Свете местные митохондрии связаны с митохондриями из Сибири, что подтверждает картину древних миграций... Один ген найден в определенной форме у людей, а в другой - у всех других обезьян. Он кодирует молекулы на клеточной поверхности, активно участвующие в передаче информации между клетками, больше между клетками мозга, чем остальными. Возможно, это ген (или один из генов), который делает человека человеком. Его послание, записанное четырьмя буквами Л НК: A, G, С и Т, начинается примерно так: AACCGGCAGACAT... В общей сложности в нем три тысячи букв. Вместе они содержат важную часть длительной биологической истории существования в виде мужчины или женщины, а не шимпанзе или гориллы. Излишне говорить, что эти родовые записи ничего нс говорят нам - или обезьянам - о том, что значит быть частью человечества. Для этого требуется гораздо больше, чем последовательность оснований ДНК, и это лежит вне сферы науки вообще» .

Распространение вида homo sapiens по всей поверхности Земли, сопровождавшееся вытеснением конкурентов, началось приблизительно 40 тыс. лет назад и продолжалось до рубежа в 13 тыс. лет назад. В это время землю населяли несколько разных линий потомков homo erectus - палеоантропов. Самая известная из них - неандертальцы, оставившие первые по времени свидетельства о развитии культуры в различных ее проявлениях (верования, бытовая коммуникация, зачатки искусства). Неандертальцы и представители еще одной линии - «денисовского человека» - скрещивались с представителями homo sapiens, и их «вклад» в геном человека - от 1,5 до 6%. В 2003 г. в пещере Лианг-Буа на острове Флорес (Индонезия) найдены остатки первобытной цивилизации представителей вида homo, названные homo florensiensis. Они имели средний рост около 1 м и поэтому получили неофициальное название «хоббиты».

Причины, по которым только представители homo sapiens смогли перейти на новый уровень развития цивилизации, а остальные линии потомков homo erectus оказались тупиковыми, до конца не выяснены. Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что homo sapiens лучше других линий homo взаимодействовали друг с другом в процессе получения и распределения благ. Если это объяснение верно, то значит, что победу homo sapiens над конкурентами обеспечила способность к развитию тех форм культуры, о которых написано ниже.

Цивилизационное развитие homo sapiens. Такое развитие принято разделять на три периода, название которых фиксирует изменения в орудиях труда.

Палеолит - древнекаменный век. Для всех потомков homo kahilis он начался примерно 1,6 млн лет назад. Период, в котором первая, фиксируемая за пределами Африки, группа homo sapiens - кроманьонцы - расселилась по Евразии, именуется верхним палеолитом. Кроманьонцы обладали всеми признаками природной цивилизации. Главный из них - орудия коллективного производственного потребления. Изготавливаемые из дерева, кости и камня приспособления использовались как при получении благ от природной среды (охота и рыболовство, собирательство, изготовление первых элементов одежды и предметов быта), так и для изготовления собственно новых приспособлений. Орудия кроманьонцев были составными (из двух или нескольких видов материалов), а также сложными, как лук и стрелы или копьеметалка. Знания о способах такого изготовления - первичные технологии - фиксировались в умениях людей и передавались от поколения к поколению.

Важным цивилизационным достижением стал переход от постоянного перемещения родовой группы людей в поисках пропитания к частичной оседлости - долговременным стоянкам. Жилищем во время таких стоянок становились пещеры или построенные из костей, бивней и шкур мамонтов «длинные дома», вмещавшие десятки людей.

Природный характер сложившейся в верхнем палеолите цивилизации выражался в том, что производственная деятельность людей не меняла ни природный ландшафт, ни естественных циклов воспроизводства в природе. Это не значит, что человечество вообще не воздействовало на природу. Пожары, возникающие при использовании огня при охоте, выжигали леса. Охота могла привести к уничтожению крупных популяций животных. В верхнем палеолите кроманьонцы начали приручение волков, положив начало разделению на дикую и окультуренную природу. Но эго воздействие на природу было не систематическим и достаточно слабым.

За все время палеолита земля пережила восемь периодов оледенений, когда резко сокращался объем растительной нищи. Расселение homo sapiens по Евразии началось во время межледникового потепления (50-27 тыс. лет назад). Но вслед за этим наступил последний ледниковый период. Пик похолодания пришелся на время 20-17 тыс. лет назад. Способность людей к выживанию в это время определялась эффективностью загонной охоты на крупных животных (мамонтов, северных оленей, лошадей, куланов, сайгаков) и использованием скудных растительных ресурсов.

Эпоха мезолита (12-8 тыс. назад) - это время крайне резкого (по геологическим меркам) потепления и столь же быстрого (по меркам историческим) освоения человечеством новых территорий. В это время на территории, оставляемой льдами, образуется большое количество рек, озер и болот. Освободилось ото льда и морское побережье. Именно в этот период потребление птицы, рыбы и морепродуктов стало важной частью рациона людей. Добыча рыбы и морепродуктов значительно облегчилась с появлением первых транспортных средств: плота, лодки-долбленки, каноэ. Увеличилась и доля растительной пищи, в особенности злаковых культур, первые (и неустойчивые) попытки выращивать которые предпринималась в указанный период. Отступление ледника, расселение людей

в лесах и на заболоченных территориях создавали условия для активизации резервных знаний, прежде не находивших применения.

Резервные знания - информация об окружающем мире и набор технологий, не находящие применения в данном обществе вследствие его (общества) инерционного существования. Тем не менее эти знания сохраняются и передаются в разных формах: мифа, игры, чудачеств и странностей. Когда условия существования общества резко меняются (в теории Тойнби - «вызов»), резервные знания могут быть востребованы для изменения парадигмы цивилизационного развития (в теории Тойнби - «ответ»). Для палеолита резервные знания - это изобретение лука и стрел, которые неприменимы в загонной охоте, а также знание о том, как расщеплять кремень на пластины.

Важнейшей стороной цивилизационного развития стало использование микролитов - тонких, стандартизированных, хорошо заостренных кремниевых пластин, вложенных в деревянную или костяную ручку. Это значительно облегчило все действия по получению благ и позволило увеличить ценность индивидуальных усилий в их общем объеме. Загонная охота сменилась индивидуальными формами, с использованием метательного оружия, а также лука и стрел. В лесостепной полосе появились макро - литы - крупные каменные орудия (прежде всего топоры), предназначенные для обработки дерева.

Люди покинули пещеры, поскольку климат позволял жить на открытых пространствах, а количество видов крупных животных, представляющих угрозу, резко сократилось. «Длинные дома» исчезают, уступая место легким сборным жилищам. Климатические условия позволяли в каждое время года обеспечивать себя растительной, морской и животной пищей, но для этого необходим был контроль над значительной территорией. Поэтому в мезолите формируются родоплеменные объединения с основной целью во взаимодействии - распределения контролируемых территорий и захват новых. Резко усиливается роль мужской военно-охотничьей организации, притом что сами родоплеменные сообщества небольшие: от 30 до 100 человек. В мезолите люди одомашнили собаку и, возможно, пытались приручить свинью, овцу и козу .

Неолитическая революция. Эпоха неолита (новокаменного века) в разных регионах нашей планеты началась в промежутке между 8 и 5 тыс. лет назад. Толчком к ее началу, видимо, послужил кризис охотничье-рыбо- ловного потребления в связи с быстрым ростом человеческой популяции и сокращением потребляемых ресурсов. Появился запрос на резервные знания в сфере сохранения и воспроизводства пищевых ресурсов, что привело к первому в истории человечества цивилизационному сдвигу, получившему название «неолитическая революция».

Цивилизационный сдвиг - переход от существующей парадигмы цивилизационного развития к новой, способной обеспечить качественно иное взаимодействие человечества с окружающей средой.

Традиционная характеристика неолитической революции состоит в том, что это эпоха перехода от потребляющего хозяйства к производящему , т.е. к земледелию и животноводству. Районами первичного развития сельского хозяйства стали Передняя и Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Африка, Центральная и Южная Америка. В ходе неолитической революции были одомашнены зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес), оливковые деревья, финиковая пальма, виноградная лоза и еще более 10 культур. Первыми сельскохозяйственными животными стали свиньи, овцы козы. К концу эпохи неолита были одомашнены осел, верблюд, северный олень, лошадь, что дало возможность добавить к водным транспортным средствам различного рода упряжки с тягловой силой (сани и волокуши). С переходом к обработке почвы возникла потребность в постоянных поселениях - городищах.

Еще одним важным элементом хозяйственной жизни стало использование первых искусственных материалов: изделий из глины и тканей. Вслед за этим начался процесс профессионализации ремесла и строительства. Обмен изделиями приобрел международный характер. Первыми товарами, распространявшимися на территории от Северной Африки до Китая, стали изделия из полудрагоценных камней и обсидиана, а также керамика и ткани.

Начались перемены в социальной жизни. Родовая община постепенно уступала место территориальной , в которой главную роль играло не родство, а совместное пользование пахотной землей или пастбищами. При этом появлялась возможность при совместной обработке земель вести индивидуальное хозяйство, что, в свою очередь, приводит к появлению парной семьи и первоначальному расслоению семей на богатые и бедные. При этом хозяйственное управление осуществлялось общим собранием представителей (глав) всех семей.

Родоплеменная организация эволюционировала в нредгосударствен- ную структуру - вождество. Особую роль в этой структуре играла военная организация во главе с вождями. Военные дружины защищали земли своего племени от вторжений извне и осуществляли внешнюю экспансию, с захватом земель соседних племен. Создание крупных союзов племен, способных контролировать обширные сельскохозяйственные территории, в дальнейшем привело к появлению первых государств.

  • См.: Фридман Э. П. Занимательная приматология. М.: Знание, 1985.
  • Джонс С. Язык генов. HarperCollins, L-N-Y, 1993 ; пер. сайта http://notabenoid.com,2014. URL: http://ftp.bkreaders.ru/books/Dzhons_S._-_YAzik_genov_-_2014.pdf. С. 32-34(дата обращения: 21.12.2015).
  • Одомашнить животное - поставить его выживание в зависимость от деятельности человека. Приручить - поселить молодые особи животных рядом с домом в качестве«резервной пищи».

Первобытный период в истории развития человеческой культуры занимает огромный, по сравнению с другими, период времени: с процесса выделения человека из мира животных (около 3,5 млн лет назад) до образования первых классовых обществ (примерно,
в IV тыс. до н. э.). В основе периодизации первобытной культуры – различия в материале и технике изготовления орудий труда. Неудивительно, что к его исследованию обращались многие ученые (например, Дж. Фрезер П. Тейяр де Шарден). Однако сам термин вошел в употребление сравнительно недавно, со времени появления (в 1871 г.) одноименного труда Э. Б. Тэйлора.

В древнейшей эпохе выделяют три периода:

– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

– бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

– железный век (с I тыс. до н. э.)

В общепринятой классификации каменный век включает:

– палеолит (древний каменный век);

– мезолит (средний каменный век);

– неолит (новый каменный век);

– меднокаменный век (переходный к бронзовому).

Палеолит разделяется на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Палеолит – эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду – керамику.

Культура Нижнего палеолита

На протяжении более чем миллиона лет культура довольно мало изменялась.

Человек нижнего палеолита умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, не дошли.

Одним из самых значительных достижений этого периода считается овладение огнем. Люди научились строить простейшие жилища .

Если говорить о духовной культуре этого периода, интересным явлением в некоторых африканских и европейских местонахождениях с датировками около полумиллиона лет является наличие так называемых «камней в форме обезьяньей головы». Они обычно не имеют следов обработки и могли быть собраны исключительно в качестве «диковинок» или естественных «портретов». Эти и некоторые другие находки свидетельствуют о зарождении символического поведения , не связанного с насущными потребностями выживания, о появлении эстетических чувств.

Культура Среднего палеолита

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Период культуры характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Усиливалось культурное различие территориальных групп людей.

Памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря, и на временные охотничьи лагеря. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом. Сооружаются большие жилища с несколькими кострищами.

Обнаружены первые захоронения, следы ритуалов (зарождался тотемизм), использование орнаментации – ритмические повторения нарезок на костях или камнях, использование краски (преимущественно красной охры).

Встречаются случаи особенного обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или ящики из каменных плит. Тотемом, видимо, был медведь.

Средний палеолит – эпоха бессловесная.

Культура Верхнего палеолита

По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее.

На рубеже среднего и верхнего палеолита закан­чивается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек современного типа – Homo sapiens .

С появлением человека современного типа не только стали всё быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, недоступные более древним, людям нижнего палеолита. Это был новый, огромный шаг вперёд, неразрывно связанный со значительными изменениями во всех сторонах жизни и деятельности первобытного человека, прежде всего в росте и усложнении общественных связей.

Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены – населённой человеком части земли. Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии, в Северной Америке, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, на Кавказе и Памире.

В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков – выступающий нос, высота переносица, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др.

Палеолитические статуэтки интересны тем, что они передают облик людей верхнего палеолита. Женские статуэтки являются, вместе с тем, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом.

Человек овладел новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме – в скульптуре и резьбе, стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство палеолита остаётся в полной мере первобытным. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки палеолита не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о верованиях первобытного человека, появлении магии (прежде всего, охотничьей).

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид пе­решла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием ряда обстоятельств антропологического, экологического, тех­нологического, психосоциального характера.

Культура Неолита

С происхождением языка и сознания неразрывно связано появление мифологических образов. Точное время их происхождения не поддаётся определению. Однако, начиная с верхнего палеолита возник синкретический комплекс: миф – изображение – ритуал, образующий устойчивую структуру. Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на та­ком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Мир предстает в мифе как магический ко­смос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастнос­тью; человек, как, впрочем, и боги, есть лишь элемент космического цело­го и подчинен его судьбе; человеческая жизнь есть прямое продолжение кос­мической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вме­шательства демонов и богов. Отсюда вытекает развитие магии.

Суть «Неолитической революции» – переход от присваивающего к производящему хозяйству – появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни.

Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины).

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Тестовые задания

1. Антропогенез означает:

1) начало неолитической революции;

2) процесс возникновения и развития человека;

3) процесс возникновения и развития общества.

2. В структуру культурогенеза не входит:

1) генезис культурных форм;

2) развитие межэтнических культурных общностей;

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей.

3. Сущность культурогенеза заключается:

1) в произошедшем в древности зарождении культуры;

2) в постоянном становлении культуры;

3) в возникновении новых орудий труда.

4. Миф – это:

1) способ восприятия мира, основанный на смысловом породнении человека и мира;

2) специфическая древнегреческая форма культуры, для которой характерны истории о богах;

3) вымысел, который создается в тех случаях, когда человек не может что-либо объяснить.

5. Не является видом присваивающего хозяйства:

1) земледелие;

2) собирательство;

6. Установить соответствие:

Названия концепций Содержание
1) Креационистская концепция а) причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры
2) Трансцендентальные теории б) человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше
3) Космологические теории в) возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры

7. Установить соответствие:

8. Установить соответствие:

9. Расставьте периоды древнейшей истории человечества в порядке их смены:

1) железный век;

2) каменный век;

3) бронзовый век.

10. Расставьте периоды каменного века в порядке их смены:

1) мезолит;

2) палеолит;

3) неолит.

11. Овладение огнем произошло:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

12. Тотемизм зарождался:

1) В древнем палеолите;

2) В среднем палеолите;

3) В верхнем палеолите.

13. Человек современного типа – Homo sapiens появляется:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

14. Переход от присваивающего к производящему хозяйству – _________________________.

15. Одна из форм древней духовной культуры, возникшая в первобытном обществе, совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность – _____________.