Три характеристики общества как динамичной системы. Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса. Учёные делят социальные отношения
Эпизодические миграции - представляют собой деловые, рекреационные и иные виды поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям;
Маятниковые (челночные) миграции - представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах;
Сезонные миграции - это перемещения главным образом экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного места жительства (сельскохозяйственные работы, сплавные работы, рыбодобывающая и горнометаллургическая работы и др.);
Безвозвратная миграция - это понимание миграции в узком смысле, как переселение, в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения.
В миграции различают территориальное перемещение населения внутри городской местности, территориальное перемещение населения внутри сельской местности и миграционный обмен населением между городской и сельской местностями . Распределение межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства.
Территориальное перемещение населения может совершаться как внутри страны, так и между странами. Обычно межгосударственное переселение сопровождается сменой гражданства. Внутригосударственная миграция - это процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. В них участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Именно поэтому внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, хотя и вносят изменения в его территориальное размещение.
Миграция, сопровождающаяся сменой места жительства, т.е. собственно переселение, представляет собой миграционный процесс. В конце 80-х годов была разработана теория трехстадийности миграционного процесса. Согласно этой теории миграция включает три стадии. Первая, или подготовительная, стадия представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения. Основная стадия - это собственно процесс переселения населения. Заключительная стадия выступает как приживаемость мигрантов на новом месте. Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой.
Также имеются следующие виды миграции населения - вынужденная миграция, трудовая миграция, нелегальная миграция.
Вынужденную миграцию можно определить как территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера.
Под субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации понимаются следующие категории лиц: вынужденные переселенцы; лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации; беженцы; лица, получившие временное убежище на основании Закона РФ «О беженцах»; лица, получившие политическое убежище в РФ; лица, вынужденные покинуть прежнее место жительства вследствие экстраординарных обстоятельств природного, техногенного или другого характера .
Вынужденные переселенцы - граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
Беженцы - люди, которые не являются гражданами РФ и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут воспользоваться защитой своей страны, или те, которые не имеют определенного гражданства и находятся вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не могут вернуться домой вследствие опасения за свою жизнь и безопасность своей семьи.
Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.
Трудовая миграция - добровольное перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности.
Нелегальная миграция - незаконное проникновение или пребывание на территорию иностранцев и лиц без гражданства с нарушением действующего в России порядка, определяемого соответствующими законами.
Следовательно, миграция - это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.
В процесс миграции вовлечено все население. Это и ежедневные поездки на работу, учебу, и переезд граждан в другую страну с целью трудоустройства, на место жительства, в результате сложных и проблемных ситуаций в стране исхода.
Миграция населения тесно связана с развитием производительных сил, характером отношений, воспроизводством рабочей силы, расселением населения, урбанизацией, социальной мобильностью, естественным движением населения, его структурой и подвижностью.
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это - добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это - беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
- · Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
- · Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
- · Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
- · Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
- · «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.
- · Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.
В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.
Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).
Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.
1. Что такое общество? Признаки общества.
2. Мыслители прошлого об обществе .
1. Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени . Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного языка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово "общество" принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются составными частями других общностей.
Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало множество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каждая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные властные и прочие государственные структуры. Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою отграниченность от других подобных объединений людей. Ощущение своих особенностей создается за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объединения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко отграниченной от других территории, то есть родины, и т.д.
Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более крупное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей.
По этой причине называть данные народы отдельными обществами можно лишь с некоторыми оговорками.
Общество обладает следующими признаками:
1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане" этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.
Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах , то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества . Это могут быть образы исторических личностей и событий. Для России таким ключевыми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.
2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать ядро родной культуры, то есть традиции, благодаря которым Отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.
3. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно.
4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества : в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Население может пополняться, и за счет миграции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют "коренной нацией" (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей.
5. Население как субъект общества живет на определенной территории . В настоящее время процессы миграции очень усилились, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосредственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.
6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства . Хотя общество первично по отношению к государству, можно утверждать, что общества, не имеющие государственных форм жизни, отстают в своем развитии.
7. Общество характеризуется социальной дифференциацией , которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкнутые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться своими людьми . Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом случае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных богатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт приводит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существующего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в богатые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, следовательно, является движущей силой развития.
Общество отличается от таких явлений, как государство и население .
Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга.
1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государства, тогда как государство появляется позже общества, а следовательно, является вторичным. Государственные структуры и государственная власть возникают лишь на "продвинутых" этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает гражданство, то есть формально закрепленную принадлежность человека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство. Однако не любое общество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса гражданина можно выделить:
а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование;
б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;
в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением.
Гражданское общество существовало еще до появления государства.
Гражданское общество имеет следующие признаки:
– наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного труда и материально не зависящих от государства;
– наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества в целом (например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иные организации). Такие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от государственной власти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;
– демократия низового уровня, то есть участие в государственной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демократической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых коллективах).
2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества может выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи социального контроля, который выражается в отношении окружающих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.
Отличие общества от населения заключается в том, что население является "носителем" общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его . На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политических реформ изменилась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, изменились их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.
Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены "встраиваться" в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граждан Российской Федерации в европейские страны и США. В древние времена такие изменения происходили в основном при завоеваниях.
Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя:
– социальные взаимодействия и отношения, которые связывают людей;
– социальные группы и общности;
4) социальные институты;
5) нормы и ценности.
Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отноше ния связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институтам, группам и общностям, а индивид становится личностью только в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.
Вопросы и задания
1. Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга.
2. Как можно доказать, что общество отличается от населения?
3. Назовите основные признаки общества. Что обеспечивает его целостность? Какие черты присущи любому обществу?
4. Назовите три основных подхода к изучению общества. Что берется в качестве точки отсчета в каждом из них?
5. Какие основные этапы развития общества можно выделить?
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.
Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.
Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.
В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, "жажды", то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался "недоступным" для всех мирских несчастий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.
На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних главным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых речей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреблять опьяняющих напитков.
Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на "рецепты" создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теории.
Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько независимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.
Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.
Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа . Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во -вторых , с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.
Центральным для нее был концепт "жэнь ", который можно перевести как "гуманность", "человечность", "человеколюбие". Этот принцип можно сформулировать следующим образом: "не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам".
Важную роль в конфуцианстве играл и принцип "ли" – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом , соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.
Древняя Греция . Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные восточными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в разнообразных философских системах.
Первым и одним из наиболее значимых для античности мыслителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник философского идеализма.
Социальная теория Платона изложена в его работах "Государство", "Законы" и "Политик". В "Государстве" Платон утверждает, что основной причиной возникновения общества была необходимость объединения, без которого люди не могли удовлетворять свои потребности.
Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в "Государстве".
В то же время Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в. действительностиАристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.
Демократию (буквально "власть народа") Платон рассматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была направлена на критику государственного устройства Афин, в которых Платон прожил долгое время
Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедливость – присуща всему обществу в целом.
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став основоположником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чувственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости доказательности, а также в установке на объяснение любого описанного факта.
Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате "Политика". В нем Аристотель первым сформулировал признаки демократии, которые разделяются в настоящее время всеми политологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает стабильность власти. Кроме того, обязательным признаком демократии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.
Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).
Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял "нормальные" и "ненормальные " формы правлений. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.
Вопросы и задания
1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?
2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложите их основные положения. Какие труды философа Платона вы знаете?
3. Какую структуру имело идеальное общество у Платона?
4. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит различие между их точками зрения?
5. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что общего в их классификациях? Чем они различаются?
6. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?
7. Какие работы написал Аристотель?
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Средние века и Возрождение . Средневековая наука существовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного, прекрасного. И все научные построения средних веков вписывались в христианскую идеологию, не противоречили ей.
В средние века человека видели как двойственное существо. Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наиболее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело – это земное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине человек рассматривался как поле боя между богом и дьяволом, между добром и злом.
В центре средневековой картины мира находился бог – высшее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Конечно, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наиболее близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на истинный путь – путь веры в бога и соблюдения нравственных и религиозных норм – как можно большее число людей.
Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии; различие между ними заключается лишь в том, что человеческий разум и разум божественный занимают разное положение в мировой иерархии.
Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ничего не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе.
Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть. Поскольку мир – это место, где существует только тленное тело, мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа, которая находится во власти бога.
Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира, которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти над властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худшей формой государственного устройства Фома считал также демократию.
Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) – монах-францисканец, разработавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основанной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схоластике.
Эпоха Возрождения – это период, в который началось постепенное отделение науки от богословия, завершившееся позже, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими достижениями в сфере искусства. В экономической сфере происходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии , что стало предпосылкой последующего становления капитализма. В политической сфере произошло усиление государственной власти, появились первые государства, характеризовавшиеся сильной централизованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными. Так, большой популярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты идеального государственного устройства, представлявшиеся как описания фантастических государств. Наибольшую известность получили "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы.
Именно в этот период начал формироваться экспериментальный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, которое занимает в нем человек.
В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель Монтень и Эразм Роттердамский . В их творчестве содержится основательная критика религиозной морали, которую эти мыслители считали необходимым заменить более простой и человечной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из первых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нравственность не зависят от религии и являются универсальными ценностями, присущими человеку как мыслящему существу.
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – крупный итальянский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат "Государь". Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским "Государством", однако больше внимания уделяет не государству как таковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком, дипломатом), а также культурным контекстом эпохи Возрождения: именно в этот период на первый план выступает личность.
По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Государство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являются особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:
1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой.
2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновывает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впервые обещание рассматривается как способ привлечения сторонников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиавелли полагал, что правитель, который помнит о своих обещаниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от подданных, а, следовательно, может попасть и под их контроль.
3. Добро следует творить постепенно, а зло – сразу. Человеку свойственно стремиться помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки.
Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что государство существует для общего блага, то есть обеспечивает порядок, безопасность и благосостояние граждан.
Макиавелли предложил свою типологию форм государственного устройства: 1) монархия – одна из основных форм; она может быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) республика – вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцитная монархия.
Последние две формы государственного устройства Макиавелли рассматривал как переходные между монархией и республикой. Республика является наиболее правильным государственным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситуациях, когда государство нуждается в установлении порядка.
Новое время. Новое время – новый этап в развитии европейской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ, некоторое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.
Он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества . Естественное состояние человечества – война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.
Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) аристократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного правления он считал монархию.
Другой великий философ того времени Джон Локк (1632-1704 гг.) Он создал концепцию "естественного права ", в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вывод, что никто – даже монарх – не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх нарушает эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть расторгнуть заключенный с ним договор. Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни.
Джон Локк стоял также у истоков учения о ветвях власти . Он выделял три ветви: исполнительную, федеративную и законодательную власть. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – следить за их исполнением и обеспечивать его, а федеративная – отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в основе их выделения лежит идея Джона Локка.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) может по праву считаться основателем географического направления в социологии, политологии и геополитики. В работах "Персидские письма" и "О духе законов" он сформулировал теорию, в соответствии с которой обычаи народов, их нрав, политическое устройство их государств зависят от той территории, на которой они проживают. Географический детерминизм,разрабатывавшийся такими учеными, как Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников, предполагает, что политическое и социальное устройство общества определяется формой ландшафта, доступом к морям, обширности территории, на которой проживают представители нации.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский писатель и философ, создавший теорию "естественного человека ". Согласно его теории, человек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим "общественный договор", который был бы основан на идеалах равенства и свободы.
По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы проверить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо проводить референдумы. Наиболее благоприятными условиями для этого являются социальные образования, напоминающие древние города-государства, в которых членов было не настолько много, чтобы нельзя было прийти к согласию.
1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
3. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек его благополучие, либо природа и ее благополучие.
Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных j проблем человечества.
6. Прочитайте текст и выполните задания к нему. «Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».
А. Ленчей
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
4) Возможно ли в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами, на ваш взгляд. Ответ обоснуйте.
7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.
1. «Я - гражданин мира» (Диоген Синопский).
2.»Я слишком глржусь своей страной, чтобы быть националистом»(Ж.Вольтер)
3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Не в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты - значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи» (А. Камю).
По сравнению с природными системами человеческое общество более подвержено качественным и количественным изменениям. Они происходят быстрее и чаще. Это характеризует общество как динамическую систему.
Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.
Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.
Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы);- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).
Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - это человек. Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.
Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.
общество как сложная динамическая система (выбрать)
Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).
Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.
В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).
Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.
В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.
Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.
В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.
Основные типы (виды) общественной деятельности
Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.
Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:
Основные типы общественной деятельности:
Материальное производство;
Духовная деятельность (производство)
Регулятивная деятельность
Социальная деятельность (в узком смысле слова)
1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).
Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.
2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).
В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.
«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.
Его роль постоянно возрастает.
3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.
Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.
4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.
Создает условия для сохранения активности и жизни людей.
Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.
Общество как динамическая система
Основные понятия
Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.
Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени
(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).
Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.
Виды общественных процессов:
Они различаются:
1. По характеру изменений:
А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).
Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.
В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).
2. По степени осознанности людьми:
А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).
Б. Осознанные – целенаправленная деятельность человека.
3. По масштабности:
А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).
Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.
В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.
4. По направленности:
А. Прогресс – поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.
Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.