Болезни Военный билет Призыв

Психология социального взаимодействия пособие. Социальная психология учебное пособие для вузов. Виды конфликтов в психологии

Регламент эксплуатации опасных производственных объектов

    Как регламентируется эксплуатация опасных объектов? В этой статье мы постараемся подробно остановиться на всех моментах касающихся регламента эксплуатации опасных производственных объектов.

    Правила эксплуатации отдельных видов опасных производственных объектов устанавливают в том числе:

    1. Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 558, которым утверждены правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы. Эти правила распространяются:

    а) на газонаполнительные станции (ГНС), включая сливные железнодорожные эстакады и железнодорожные пути на территории ГНС;

    б) на газонаполнительные пункты;

    в) на промежуточные склады баллонов с количеством сжиженных углеводородных газов (СУГ) от одной тонны;

    г) на резервуарные установки, включая наружные и внутренние газопроводы и технические устройства объектов, использующих СУГ в качестве топлива, кроме сети газопотребления жилых, административных, общественных и бытовых зданий;

    д) на средства защиты стальных газопроводов и резервуаров от электрохимической коррозии;

    е) на средства безопасности, регулирования и защиты, а также системы автоматизированного управления производственными процессами при использовании СУГ.

    2. Приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, утвердивший правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Правила распространяются на обеспечение промышленной безопасности объектов, на которых применяются следующие подъемные сооружения и оборудование:

    Краны-манипуляторы (если вы собрались кран манипулятор заказать в сторонней организации, то за безопасность будет отвечать соответственно она);

    Грузоподъемные краны всех типов;

    Мостовые краны-штабелеры;

    Краны-трубоукладчики;

    Строительные подъемники;

    Электрические тали;

    Подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;

    Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

    Краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

    Сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;

    Тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

    Специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;

    Рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, которые передвигаются по рельсам).

    В то же время новые правила не распространяются на те объекты, где используются, например, следующие сооружения:

    применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или которые относятся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения;
    применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения.

    3. Приказ Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. № 542, которым определены правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Он распространяется на все организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
    Как вести налоговый учет расходов на соблюдение безопасности

    В целом расходы, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов, учитываются при расчете налога на прибыль (по самым разным статьям затрат).

    Так, расходы на обучение работников могут быть признаны предприятием в составе прочих.

    Командировочные расходы сотрудников принимаются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. И тут никакой специфики учета затрат по сравнению с обычными командировками нет.

    А вот в части признания расходов на страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (подп. 8 п. 1, п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ) не все однозначно. Законом № 116-ФЗ предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

    Однако, по мнению финансистов, страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта не является обязательным, оно также не относится и к видам добровольного страхования. Следовательно, затраты на страхование в составе налоговых расходов предприятия не учитываются (письмо Минфина России от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/1/408). Аналогичная точка зрения сформулирована чиновниками главного финансового ведомства в письме от 20 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/783.

    Однако у арбитров на этот счет иное мнение. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 24 марта 2008 г. № А54-1785/2007 было указано, что организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, имеют право отнести в состав расходов страховые взносы по договорам страхования ответственности (строгое соблюдение правил эксплуатации опасных производственных объектов позволит предприятию избежать возможных рисков, связанных с несчастными случаями, приостановкой деятельности, штрафными санкциями).

    Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них подразделяются на четыре класса:

    а) I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;

    б) II класс - объекты высокой опасности;

    в) III класс - объекты средней опасности;

    г) IV класс - объекты низкой опасности.

    Такая градация установлена пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

    Важно! Не стоит забывать, что за нарушение требований промышленной безопасности предусмотрена ответственность:

    Для должностных лиц - штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

    Для юридических лиц - штраф в размере от 200 000 до 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    За грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов наказание еще серьезнее:

    Для должностных лиц - штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;

    Для юридических лиц - штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Какие же требования необходимо соблюдать при организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, чтобы на нее не наложили санкции?

    Эти требования перечислены в статье 9 Закона № 116-ФЗ. Итак, предприятие, в частности, должно:

    1) обеспечивать безопасность применения технических устройств на опасном объекте;

    2) иметь лицензию на ведение конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности;

    3) уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале конкретного вида деятельности;

    4) укомплектовать штат работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

    5) допускать к работе на опасном производственном объекте только тех лиц, которые соответствуют квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к данной работе;

    6) проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.

    Конкретные правила, по которым должна происходить эксплуатация опасных объектов, устанавливает Ростехнадзор. Он же контролирует, как эти правила исполняются.

    Е. Столбова, аудитор

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"

Тематические вопросы касающиеся эксплуатации опасных производственных объектов:

  • Пример договора на оказание услуг по эксплуатации опасного производственного объекта (827kB)

На построенной ТЭЦ имеются опасные производственные объекты III класса опасности, т.е. для эксплуатации ТЭЦ требуется получение лицензии. Может ли собственник, не передавая ТЭЦ в аренду, нанять стороннюю организацию для ее эксплуатации (например, по договору оказания услуг)? Поделитесь пожалуйста опытом, если у кого-то в практике были подобные случаи?

Если эксплуатант с лицензией, то пусть эксплуатирует, а если у него лицензии нет - всё равно кому-то придётся получать. Но получить её должен или собственник или владеющий на иных законных основаниях. Законными основаниями владения объектом являются:

  • договор аренды;
  • договор безвозмездного пользования;
  • свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления;
  • свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения и т.п.

Был случай: Компания заключила договор технического обслуживания ОПО с заказчиком. ОБЭП по подсказке добрых людей, завёл дело на компанию о незаконной предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии. Компания собрала документы и подала их в орган сертификации для получения лицензии на применение ОПО . При рассмотрении был выписан отказ, т.к. не было у Компании прав на владение объекта и не было др.подобных объектов во владении.

Необходимо было в данном случае просто уведомить Ростехнадзор , что приступили к ТО ОПО. ОБЭП после этого с Компании дело снял, и начал расследование в отношении заказчика, который заключил договор на ТО с компанией.

Лицензируется юр. лицо (собственник) с привязкой к объекту, при подаче заявления в РТН лицензиат предоставляет законное основание пользования объектом (как описано выше). Помимо прочего, есть лицензионные требования: аттестации, штат, акты допуска или экспертизы промышленной безопасности и еще много всего при лицензионной проверке. Но и это только конец пути, а начало свидетельство о регистрации в реестре ОПО, которое Вами либо получено, либо нет, но тоже получается с привязкой к конкретному юр. лицу(собственнику) с законным основанием владения или аренды. Обычно при регистрации ОПО, кроме пакета документов и правильно заполненных форм особого ничего не требуется, кроме актов допуска в эксплуатацию газопроводов и газового оборудования (если все новое, акты должны иметься).

НО ПОМНИТЕ, после внесения в реестр Вы на прицеле у прокуратуры и лицензия ОПО нужна желательно в короткий срок. А учитывая, что РТН высылает замечания по заявлениям по почте - все не так уж и быстро.

В общем-то есть два пути:

  1. Оформить своими силами на собственника. Заиметь 3-6 месяцев приключений, выполнить все требования Положения о лицензировании и других нормативно-правовых актов РФ с возможностью бесплатно посетить прокурора и суд. Или обратиться в Компанию СертПромЭкспертиза за оформлением. Прогулки в прокуратуру и суд не исключаются, выполнение требований законодательства со стороны собственника остается.
  2. Сдать в аренду грамотным людям. Договор аренды должен для Вас иметь выгоду финансовую, в этом же договоре обязать арендатора выполнить требования законодательства РФ. И подарить им незабываемые ощущения от приключений. Притом не только с РТН, арендатор должен будет: нормативы утверждать сам и защищать тарифы, делать экспертизы промышленной безопасности , аттестации работников, т.е. выполнять весь спектр обязанностей тепло и электроснабжающей организации. Минусы, прибыли от эксплуатации ТЭЦ меньше, сроки окупаемости нового строительства больше (в связи с получением прибыли через посредника - арендатора, т.е. компенсация его издержек и прибыли).

P.S. Обязательно лицензию и регистрацию делайте на то юр. лицо, которое будет эксплуатировать объект. Смена собственника или арендатора заставляет вас автоматически переделывать и лицензию и делать перерегистрацию, переутверждать тарифы, перезаключать договора с контрагентами и поставщиками ресурсов.

Dogovor-service-opo.doc

В связи с изменениями в ФЗ "О промбезопасности" котельная не будет считаться ОПО, если в ней нет оборудования свыше 0,7/115, а также масса газа в сетях не превышает 1 тонны. В дебрях нашел разъяснительное письмо центрального Ростехнадзора на эту тему (во вложении). Кто-нибудь уже выводил свои котельные из реестра ОПО? Ведь даже совсем не маленькие котельные зачастую не имеют 1 т газа в сетях, а мороки будет меньше. Как реагирует РТН на местах на попытки вывода?

Обеспечение безопасности на производствах предусматривает целый комплекс разноплановых мер. Для систематизации правил нормативов, регулирующих эту сферу, был разработан Федеральный закон под номером 116. Документ охватывает и техническую сферу организации условий для соблюдения мер безопасности, и системы управления профилактическими мероприятиями, а также методы оценки рисков и системы контроля. Благодаря новым стандартам обеспечения защиты от угроз разного рода производственная безопасность в современной промышленности отличается эффективностью и универсальностью в применении.

Что такое опасный производственный объект?

Любое производство предполагает соблюдение определенных правил безопасности. Связано это может быть с необходимостью защиты от средств механической обработки, термическими воздействиями и другими распространенными видами угроз на заводах и предприятиях. В случае с особо опасными объектами подразумевается более высокий уровень рисков. К таким предприятиям относятся химические заводы, металлургические комбинаты и утилизирующие полигоны, в рамках которых происходит обращение с токсичными, легковоспламеняющимися или взрывоопасными веществами. То есть производственная безопасность в таких случаях должна повышаться в соответствии с уровнем угроз отравлений, взрывов, а также нарушений экологического фона окружающей среды. В качестве опасного объекта может выступать не только предприятие как таковое, но и цех, рабочий участок, отдел или зона, функционирующие в рамках организации.

Требования промышленной безопасности

В данном случае рассматривается система запретов, ограничений и условий, соблюдение которых направлено на предотвращение чрезвычайных ситуаций. Данные требования, в частности, исходят из необходимости обеспечения охраны окружающей среды, поддержания нормативной экологической обстановки и санитарно-эпидемиологического благополучия. Отдельные правила распространяются на объекты, эксплуатирующие атомную энергию. Бывает, что в процессе ремонта, модернизации или консервации объекта неизбежно возникает необходимость отступления от нормативов. В таких ситуациях производственная безопасность обеспечивается путем установления требований уже в рамках проведения капитального ремонта, консервации и т. д. Для этого управляющее лицо может подготовить специальный проект с коррективами, рассчитанный на эксплуатацию объекта в конкретных условиях без снижения уровня безопасности. Обоснование проекта, а также изменений, вносимых в документ, подлежит специальной экспертизе.

Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

Нормирование деятельности в сфере обеспечения безопасности на опасных промышленных объектах обеспечивается законом под номером 116. Основывается правовая база на технических актах и стандартах, ориентированных на обеспечение защиты сотрудников предприятий, населения в целом, имущества и окружающей среды от причинения вреда. В частности, предусматривается необходимость обеспечения безопасности рабочих процессов, в том числе за счет организации порядка действий при возникновении инцидентов или аварий на объекте. Обоснование безопасности разрабатывается проектировщиком реконструкции или строительства в соответствии с техническим заданием заказчика. В то же время промышленная производственная безопасность предусматривает разделение объектов с точки зрения законодательства. Например, различаются такие виды деятельности в сфере промышленной безопасности, как проектирование, монтажные работы, реконструкция, капремонт, перевооружение, консервация и т. д.

Требования к проекту промышленных объектов

Проектные решения разрабатываются не только при строительстве новых опасных объектов промышленности, но и для проведения ремонтных работ, консервации, ликвидации и переоснащения. В каждом случае разрабатывается пакет документов, в соответствии с которым будет реализовываться то или иное мероприятие с соблюдением нормативов не только по обеспечению безопасности, но и правил градостроительной деятельности. Документы на ликвидацию и консервацию опасного объекта рассматриваются в рамках специальной экспертизы, которая определяет, насколько производственная безопасность в конкретном случае соответствует нормативам. Проект технического перевооружения объекта подвергается экспертизе в случае, если прежде предприятие не имело статуса опасного. То есть если прежде для него не предусматривались правила дополнительного обеспечения безопасности, однако переоснащение делает необходимым ввод новых стандартов регуляции промышленной деятельности.

Требования к эксплуатации объекта

Нормы промышленной безопасности требуют выполнения широкого перечня условий, которые позволят минимизировать риски при эксплуатации объекта. В частности, ответственные лица должны обеспечить наличие на предприятии и полноценное функционирование устройств и систем контроля, позволяющих регулировать производственные процессы с целью поддержания должного уровня безопасности. Кроме того, должна быть обеспечена надежная и безотказная система управления данными приборами. Общий контроль, в рамках которого проверяется безопасность на опасных производственных объектах, обеспечивает регулярное проведение экспертизы. Для этого осуществляется осмотр зданий, цехов, участков, а также технической аппаратуры и оборудования. Также в зависимости от наличия возможностей предприятие должно проводить испытания и диагностику технических мощностей с последующим освидетельствованием результатов.

Экспертиза объектов

В установленном порядке для подтверждения соответствия опасного объекта требуемым условиям безопасности проводится экспертиза. Обследованию подвергаются технические устройства, инженерные системы коммуникационного обеспечения, рабочее оборудование, а также проектные документы. Осуществлять экспертизу может только организация, имеющая соответствующую лицензию. После того как группа специалистов произвела необходимые операции, составляется заключение, которое в дальнейшем подтверждается руководством организации. Если правила производственной безопасности не были нарушены, то документ вносится в специальный реестр заключений экспертиз. Важно отметить, что даже имеющие лицензию на подобный вид деятельности организации не имеют права заниматься обследованием объектов и выносить заключения в отношении предприятий, которые входят в их состав.

Декларация промышленной безопасности на объекте

Этот документ разрабатывается только при условии тщательного предварительного анализа всех рисков на предприятии. Далее выдаются оценки опасности и угроз на объекте, в соответствии с которыми формируется содержательная часть документа. Также специалисты, занимающиеся разработкой декларации, должны оценить, насколько высок уровень подготовки предприятия к возможным авариям. В частности, анализируются меры, которые готово предпринять руководство в плане локализации и эффективного устранения последствий аварий. Как промышленная безопасность производственных объектов различается по классам, так и декларация предусматривает разные уровни угроз.

Расследование причин аварии

Любой факт возникновения аварии на промышленных предприятиях должен соответствующим образом быть расследован. Технической экспертизой в данном случае занимается комиссия, в составе которой находятся представители местного самоуправления, эксплуатирующей организации и страховщика. В ходе работ по расследованию оценивается, как соблюдались правила безопасности производственных объектов, а также анализируется состояние оборудования и технических средств предприятия в целом. Результаты проверки заносятся в акт с указанием обстоятельств и причин аварии.

Особенности обеспечения промышленной безопасности

По многим нормам обеспечения промышленной безопасности опасные объекты схожи с типовыми предприятиями. Во всяком случае общие формы регуляции данной сферы одинаковы в обоих случаях. Различия же касаются специфики эксплуатации таких объектов, которая может быть обусловлена переработкой, хранением или транспортировкой горючих, взрывоопасных, токсичных и других веществ. Соответственно, правила промышленной безопасности на опасных производственных объектах разрабатываются с учетом повышенных угроз и рисков. Это касается разных аспектов деятельности предприятий, а также организации их эксплуатации.

Заключение

Есть немало примеров, когда нарушения в процессе эксплуатации крупных объектов химической, оборонной и энергетической промышленности приводили к катастрофам. Для предотвращения даже незначительных по масштабам аварий должна поддерживаться безопасность производственных объектов в порядке, соответствующем установленным нормативам. Существуют отдельные требования и для разработки проектов опасных объектов. Изначально в них закладываются возможности эффективной ликвидации аварий, а также меры противодействия и минимизации негативных последствий. Очевидно, что основная часть нормативных актов ориентируется на требования к эксплуатации таких предприятий.

Объект. Предмет и задачи психологии социального взаимодействия

Психология социального взаимодействия - изучает закономерности возникновения функционирования и проявления соц.-псих. явлений на макро- микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложнённых и экстремальных условиях.

Объект : конкретные соц. общности(группы) или отдельные их представители(люди).

возникла на стыке двух наук- психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает её в себя в качестве составной части.

По мнению учёных, психология социального взаимодействия изучает:

1. соц. психологию личности

2. соц. психологию общения

3. соц. отношения

4. формы духовной деятельности

Соц.-псих. явления возникают в результате взаимодействия субъектов в определённых условиях, выражающее отношение к ним, побуждающее и регулирующее поведение людей. К числу основных соц.-псих. явлений относятся: общение, образ жизни, конфликт, стереотип. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных соц.-псих. явлений выступают их позитивные, стабилизирующие состояния на влияние экономики, политики, жизни общества.

Критериями деформированных соц.-псих. явлений выступают негативные слухи о состоянии политики, экономики. Эти обстоятельства создают предпосылки для создания экстремальной соц. психологии.

В зависимости от возникновения субъекта различаются следующие соц.-псих. явления:

· Межличностные

· Групповые

· Межгрупповые

· Массовые

В качестве основного механизма возникновения соц.-псих. явлений выступает общение. В результате этого формируется личность, образуются малые группы, происходит изменение различной степени сложности психики людей.

Универсальный механизм соц.-псих. явлений:

1. Подражание- следование примеру.

2. Внушение- процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания.



3. Заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.

4. Убеждение- метод воздействия на сознание личности.

Соц. психология выполняет теоретическую и практическую функции.

Приёмы и средства, при помощи которых учёные получают достоверные сведения, которые используются для построения научных теорий и разработки практических материалов, называется методами научных исследований. Методы психология социального взаимодействия являются междисциплинарными и применяются в других науках(социологии, психологии). Благодаря методам научных исследований соц. психология выделилась в самостоятельную науку, и это привело к её активному развитию.

Методы психология социального взаимодействия

1. Наблюдение- целенаправленное изучение действий и поступков путём непосредственного восприятия и регистрации фактов поведения и деятельности в естественных и лабораторных условиях через органы чувств. Метод наблюдения используется как наиболее достоверный и эффективный. Выделяют стандартизированные (опираются на перечень признаков, которые предстоит наблюдать; сбор данных предполагает их последующую обработку и анализ при помощи средств математической статистики) и нестандартизированные наблюдения (предполагают лишь общие направления, и результат фиксируется в момент восприятия или по памяти). Самонаблюдение(метод внутреннего наблюдения) позволяет проанализировать свои мысли и чувства. Психолог даёт клиентам задание наблюдать за собой, и, после, прорабатывает полученные данные. При проведении включенного наблюдения исследователь становится его частью, включаясь в соц. среду следит за событиями и взаимоотношениями людей в группе в качестве её члена. У включённого наблюдателя имеется свой недостаток при взаимодействии с исследуемым: наблюдатель рискует утратить нужную нейтральность при отборе и интерпретации данных. На полевое, проводящееся в естественных условиях. Метод наблюдения использовался историками и летописцами, которые не только фиксировали то, что слышали, но и давали свою оценку наблюдаемым фактам. Недостатки метода наблюдения: высокий уровень субъективизма при сборе данных.

2. Метод анализа документа. Данный метод исследования изучает не только письменные документы, но видео-, аудиозаписи, фотографии и различные компьютерные данные. Все методы «анализа документа» делятся на первичные, на базе непосредственной регистрации событий, и вторичные. Особый метод обработки документов контент-анализ (анализ содержания). Этот метод реализуется путём выделения в тексте определённых единиц содержания и последующего подсчёта частоты их употребления. Контент-анализ применяется в массовых коммуникациях. В соц. психологии его используют в работе с различными текстами.

3. Опрос- метод психологического исследования, при котором наличные качества исследуемого указывают его ответы на заданные психологом вопросы. Выделяют 2 вида опроса: устный и письменный. Устный- беседа, интервью. Письменный- анкетирование. Интервью- очный опрос, который заключается в непосредственном общении с объектом исследования по заданной программе, в результате которого собираются материалы об изучаемых психологических явлениях. Условием для проведения эффективного интервью являются: личностный контекст; понимание сущности обсуждаемой проблемы; конкретность отношения респондента к обсуждаемой проблеме. Анкетирование применяется для сбора массового материала в форме ответов на заранее подготовленные вопросы. Плюсы этого метода состоят в том, что при заполнении анкет респонденты меньше стесняются и отвечают более открыто. Для анкетирования необходимо, чтобы все вопросы были доступны и чётко сформулированы. Анкета состоит из вступительной, основной и заключительной частей. Вступительная включает простые вопросы, основная часть- сложные вопросы, заключительная- указывается информация о возрасте, образовании и семейном положении. Минусы анкетирования заключаются в недостаточном контроле над респондентами, которые могут уклоняться от ответов и степени их искренности. Данные методы желательно совмещать при проведении серьёзного психологического исследования.

4. Тестирование. Тест- краткое, стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемый или выполняет специальное задание, или отвечает на вопросы. Любое испытание становится тестом после многочисленных проверок на большом числе людей. Личностные тесты используют в виде опросников. Опросники интересов выявляют склонности людей к различным профессиональным привязанностям. Положительная сторона тестов заключается в том, что они могут быть предложены людям разных профессий, возрастов, соц. положения. Недостаток - испытуемые могут сознательно повлиять на результаты тесты. В случаях изучения психических свойств и особенностей данной личности часто обращаются к проективным тестам. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому человек приписывает другим людям негативные качества, свойственные ему самому. При помощи проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую ситуацию и предлагает ему описать предложенную картину. Чаще такой метод применяется к детям.

5. Социометрия- совокупность одинаково построенных методик, применяемых для выявления системы личностных взаимоотношений. Данный метод исследования состоит в оценке межличностных и внутригрупповых отношений, симпатий, антипатий, предпочтений- являются объектом. Суть социометрии заключается в том, что каждый член группы выбирает тех, с кем он хотел бы сотрудничать. Наиболее существенными недостатками социометрии является скрытость мотивов выбора, что целесообразно лишь при исследовании малых групп.

6. Метод психокоррекции применяется с целью воздействия на клиента с целью изменения показателей его активности. Формы психокоррекционной работы: а) психологические игры позволяют человеку нормализовать своё состояние при осуществлении психологического состояния. б)психологический тренинг, помогающий в обучении обучению. Позволяет моделировать различные ситуации. Социально-психологический тренинг подразумевает 2 плана общения: коммуникативный и перцептивный. Перцептивная сторона общения в ходе тренинга предполагает взаимопонимание. Во время тренингов каждый его участник получает возможность составить своё мнение о других участниках. Применяется интенсифицирующие методы- стимуляция, активация.

7. Экспериментальные методы исследования. Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и различных ситуаций, в которых они находятся для выявления результатов этого взаимодействия. Ценность заключается в том, что условия, в которых изучается то или иное явление, создаётся экспериментатором. Суть эксперимента: выявление направления и устойчивости изменяемых характеристик в определённой экспериментальной группе, воздействие на неё. Проведение эксперимента включает 4 этапа: теоретический, методический, экспериментальный и аналитический. На теоретическом этапе определяется схема анализа изучаемого явления, формируется гипотеза исследования. Методический этап заключается в выборе общего плана эксперимента, объекта и методов. Экспериментальный этап- сам эксперимент, его проведение. На последнем этапе происходит количественная обработка и интерпретация полученных данных. Эксперименты делят на естественные и лабораторные. Наиболее точным является естественный. Естественный и искусственный эксперимент не может решить все проблемы исследования социальной психологии. Необходим комплексный подход для получения достоверных данных. Исследователь может занимать пассивную позицию при наблюдении за объектом наблюдения. В остальных случаях он занимает активную позицию.

1. Что является методом научного исследования

2. Назовите основные проблемы исследования

3. Основные методы соц.-псих. исследования

4. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения

5. Расскажите о методе сбора информации- опрос, анкетирование

6. Рассказать о социометрическом исследовании

7. Расскажите о схеме работы психолога, занимающегося психокоррекцией

8. Что такое эксперимент и какие разновидности его вы знаете

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц)

Яков Львович Коломинский

Социальная психология взаимоотношений в малых группах

Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Поэтому отношения к другим людям составляют ядро подлинно жизненной психологии.

С. Л. Рубинштейн

Создание научных основ формирования личности с необходимостью предполагает разработку психологической теории, органической составной частью которой является проблема взаимодействия личности и среды, личности и общества. В наши дни на этой проблеме сосредоточен интерес многих отраслей науки; собственно говоря, она находится в фокусе всех областей человекознания.

В социальной, детской и педагогической психологии обозначенная проблема конкретизируется в ряде специфических исследовательских аспектов, таких как вопросы развития личности человека на основных этапах онтогенеза в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, а также структурно-динамические и деятельностно-ценностные закономерности функционирования общностей, внутри которых осуществляется это взаимодействие, – с другой.

В данном учебном пособии представлены итоги ряда исследований, выполненных автором и его сотрудниками. Для уяснения многих вопросов привлекаются также работы других авторов, которые проведены аналогичными методами с близких позиций.

Основное содержание наших исследований касается изучения контактных общностей сверстников (малых групп), которые рассматриваются как целостные системы со своей внутренней динамикой, структурой и своеобразным на каждом возрастном уровне характером взаимоотношений. Из сложного комплекса отношений, связывающих членов данных групп, специальному анализу подергаются избирательные эмоциональные (личные) взаимоотношения, которые складываются в группах дошкольников, младших, средних и старших классах школы и студенческих группах. В некоторых случаях для сравнения привлекаются результаты соответствующих исследований в производственных бригадах и группах студентов технических училищ. Нас интересовали также собственно личностные аспекты взаимоотношений, их детерминация, а также осознание и переживание членами группы своих взаимоотношений: социально-психологическая рефлексия и перцепция.

В наши задачи входило освоение и модификация известных, а также разработка новых методов изучения взаимоотношений в малых группах и обсуждение методологических проблем их использования, введение ряда новых описательных и объяснительных понятий.

Все проблемы рассматриваются в возрастном аспекте с точки зрения гипотезы о существовании общих и возрастных закономерностей функционирования малых групп, взаимодействия личности и ее микросреды.

Введение

Каждая книга имеет свою судьбу – судьбу, отличную от ее создателя. Одни мирно покоятся на полках частных или публичных библиотек, другие – дают начало новым публикациям, зачитываются до состояния ветхости, превращаются в библиографическую редкость, надевают «новые одежды» и отправляются в заграничные путешествия в переводах на иностранные языки, становятся учебниками и учебными пособиями. К счастью, книге, к изучению которой вы приступили, выпала вторая судьба.

Движение книги от автора к определенному кругу читателей – очень непростой процесс. Он во многом определяется шутливой, но вполне справедливой оценкой динамики восприятия всякой новой идеи: сначала – «этого не может быть»; затем – «в этом что-то есть»; и, наконец, – «кто же этого не знает». Оригинальное научное произведение становится учебником, учебным пособием, видимо, на второй стадии. Что касается данной книги, то, де-факто, она давно уже широко используется и студентами и преподавателями как учебное пособие. Очень приятно, что теперь эта ее функция, если можно так выразиться, юридически оформлена.

Описывать жизнь книг можно до бесконечности… Хочу подчеркнуть главное – книга имеет право на самостоятельность, целостность и неприкосновенность… Даже автор не властен над своим творением, которое обрело собственную жизнь. Это совершенно бесспорно, когда речь идет о художественном произведении. А вот по отношению к научной книге право на самоидентичность порой весьма решительно нарушается. Это случается, когда сам автор более или менее радикально пересматривает свои научные позиции под влиянием новых фактов. Видимо, в этом случае следует просто писать новую книгу. Если же произведение выдержало, как говорится, испытание временем, если основные его идеи оказались жизнеспособными и плодотворными, если автор ее не изменил своих научных убеждений, он не должен, не вправе нарушать структуру и целостность своего творения…

Как догадался читатель, все эти рассуждения – мысли автора вслух, вернее, на бумаге, – вызваны новым изданием книги, которую он только что открыл. В свое время она была, как говорится, тепло встречена, получила хорошую прессу и была переведена на несколько иностранных языков.

Эта работа имела для меня особое значение по ряду причин. В ней не только были подведены итоги исследований, выполненных на протяжении 15 лет, но и намечались сюжеты и методы новых работ в области, которая обозначена как возрастная и педагогическая социальная психология (социальная психология развития). Немаловажно и то, что именно эта книга стала основой моей докторской диссертации. Кстати сказать, это событие – предстоящая защита – явилось формальным поводом для появления драгоценного письма Лидии

Ильиничны Божович, в котором она, человек бесконечно искренний и очень взыскательный, дает оценку содержания этой книги. Текст отзыва я приведу чуть позже.

Лидия Ильинична Божович – замечательный психолог, создатель непревзойденной книги «Личность и ее формирование в детском возрасте», воспитатель целой плеяды прекрасных психологов, вошла в мою жизнь в 1960 г., когда я, будучи наивным, свежеиспеченным аспирантом, приехал в Москву, в Институт психологии АПН СССР в поисках научного руководителя. То, что она согласилась на эту роль, было знаменательным событием в моей жизни. Когда-нибудь я подробно расскажу о своих встречах с Лидией Ильиничной, а пока – только один эпизод, с которым связана моя научная судьба.

...

В дни моего первого приезда Лидия Ильинична была больна, но успела прочитать статью в сборнике «Первые успехи» (об опыте работы школ-интернатов) (Мн., Народная асвета, 1960), где я, воспитатель первого класса школы-интерната № 17 г. Минска, рассказывал об опыте индивидуальной работы с учениками. Сейчас я ее впервые за прошедшие годы перечитал. Она мало напоминает научные статьи. Это скорее живые зарисовки с натуры, моментальные снимки характеров детей и отношений с ними воспитателей. Что-то, видимо, Лидии Ильиничне в ней понравилось… И вот я в маленькой квартирке на Преображенке, куда потом с радостью и волнением приходил все годы аспирантуры и после ее окончания. Когда зашла речь о теме кандидатской диссертации, Лидия Ильинична спросила: «Скажите, Яков Львович (потом она неизменно называла меня Яшей), вы смелый человек?» Я пробормотал что-то полуутвердительное, а она продолжала: «Вот в Москве недавно был американский психолог Джейкоб Морено. Он создал любопытный метод изучения взаимоотношений людей в группе – социометрию. Хотите попробовать? У нас еще никто ее не использовал… Можно, конечно, и схлопотать по части идеологической, но зато интересно!»

На дворе стояла «хрущевская оттепель», всем хотелось сбросить удушающие оковы авторитаризма. Думается, что бурное развитие социальной психологии в шестидесятых годах прошлого века – это такое же знамение времени, как и новая поэзия. Лидия Ильинична с ее острым чувством свободы и справедливости была, конечно, шестидесятником. А мы – вслед за ней. «Глоток свободы» оказался, увы, недолгим – оттепель сменилась застоем.

Так я стал социометристом со всеми вытекающими последствиями. Недоброжелатели даже называли меня «советским Морено». Это был, разумеется, не комплимент, а политическое обвинение. И, говорят, в недрах соответствующих инстанций уже готовилось соответствующее постановление по поводу «протаскивания буржуазных концепций и методик»… Да вот, видимо, не успели; а потом, слава богу, эти инстанции исчезли или, точнее, перестроились. Собственно говоря, дело даже не в инстанциях. Среди психологов и педагогов всегда было достаточно тех, кто спешил выделиться сверхбдительностью… Помню, на всесоюзной конференции, посвященной дошкольникам, одна пожилая дама-«ветеран» бурно возмущалась по поводу работ моих последователей: «Вы только послушайте, о чем они говорят: какие-то «звезды», «изолированные»… У нас все равны – кто посмел изолировать советского дошкольника?!»

Не лучше обстояло дело и с оценкой анализа взаимоотношений в школьных классах. Меня обвиняли в том, что я придумал какую-то «неформальную структуру», каких-то «лидеров». В классе есть старосты, председатели совета отряда, комсорги – каких еще неформальных лидеров вы ищете?

Хочу привести три документа. Один из них претендует на «методологическую глубину» и, как мы увидим, представляет собой прямой донос и призыв к немедленной административной расправе – к счастью, для более радикальных мер времена прошли.

Документ первый (это довольно длинная выписка из книги В. И. Журавлева «Взаимосвязь педагогической науки и практики». – М.: Педагогика, 1984, с. 30-32):

...

Знакомство с опубликованными материалами по проблеме внедрения данных психологической науки в практику коммунистического воспитания дает основание полагать, что к психологическим открытиям, ценным для практики, авторы относят теорию малых групп, психологию межличностных отношений, стратометрическую концепцию групповой активности, которые раскрывают динамику «коллективообразования» (Я. Л. Коломенский).

Ошибку в написании моей фамилии я бы, разумеется, легко простил автору. Хуже то, что он пишет дальше:

...
...

Методы социометрии, референтометрии, коллективного самоанализа, визуализации и межличностных отношений (здесь автор что-то напутал, но дело, как говорится, не в этом. – Я. К. ), контент-анализа, моделирования, шкалы открытости контактов в группе, независимых характеристик, экспресс-диагностики взаимоотношений, социально-психологические тренажеры и т. д. используются педагогами вузов, военных учебных заведений, ПТУ, детских садов.

...

…в этой тенденции кроется серьезная опасность методологической дезориентации советского учителя, так как значительная часть методов социальной психологии заимствована из буржуазной микросоциологии, психологии. А как известно, методы исследования возникают не изолированно от методологии, они определяются ею (как и методы критики, добавим мы в скобках. – Я. К .)… Примером опасности дезориентации может служить некритическое рассмотрение социометрии, возникшей на почве, чуждой природе социализма. Ее задача – определять внутриколлективные группы, отвергаемых (простим автору научное невежество. Не о науке идет речь. Здесь дела посерьезнее. – Я. К. ). Именно на такой основе доказывается невозможность подлинного коллективизма. Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых.

Однако самое главное дальше. Автор свое дело сделал; но для окончательных «выводов» его сил недостает, и он привычно взывает к «инстанциям»: «Требуют тщательной партийной оценки представления о коллективе, где усматриваются “неформальные группы”, “лидеры”, “межличностная несовместимость” и т. п.».

Иными словами: «Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер». Чем же так напугала социометрия скалозубов и фельдфебелей от идеологии? В этом есть нечто мистическое и непостижимое.

На самом деле, какая опасность усматривается в том, что у человека спрашивают, с кем бы он хотел играть, отдыхать, работать? Иными словами, личность имеет право свободно выбрать партнера по совместной деятельности. Скорее всего, авторитарное мышление, сформированное в условиях казарменного, гулаговского псевдоколлективизма – «шаг влево, шаг вправо – побег», – органически не переносит именно свободы выбора. Ведь выбор, по выражению Б. Ф. Поршнева, главная функция личности. А личность в системе такого мышления – вредная буржуазная абстракция, та самая единица, которая «вздор» и «ноль», голос которой «тоньше писка». Авторитарная педагогика и разрабатывала технологию формирования человека-винтика, у которого «вместо сердца – пламенный мотор».

Сегодня социометрические методы, основанные на гуманистическом признании права свободной личности на свободный выбор, получили всеобщее признание теоретиков и практиков.

Документ второй (характеристика социометрического направления, сформулированная известными социальными психологами из МГУ Р. Л. Кричевским и Е. М. Дубовской в монографии «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты». – М.: Изд-во МГУ, 1991):

...

Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследователей малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (с. 71).

...

Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов (перечисляются солидные американские монографии. – Я. К. ), давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории (с. 31).

Наконец, документ третий (заметки Л. И. Божович, которые я цитирую по автографу из своего архива):

...

Перед нами работа, которую прежде всего характеризует добротность. Автор действительно является создателем нового направления в современной социальной психологии, которая связана с изучением личных взаимоотношений в группе и коллективе.

Работа поражает обилием научных результатов. Одно перечисление того нового, что содержит диссертация, красноречиво показывает плодотворность проведенной работы:

– выявление и анализ феномена «уровень благополучия взаимоотношений»;

– выявление зависимости между социометрическим статусом и качествами личности;

– открытие феномена «сверхзвездности», характерного для дошкольного возраста и связанного с присущим этому возрасту контрастным «черно-белым» восприятием сверстников;

– установление соотношения между уровнем взаимности и уровнем благополучия взаимоотношений;

– обоснование гипотезы о субъективной информативности как мотива общения (феномен Шахрезады);

– характеристика возрастных изменений коэффициента взаимности;

– характеристика стабильности взаимоотношений, которая повышается с возрастом;

– установление соотношения между устойчивостью взаимоотношений и их взаимностью; выявление динамики изменений круга желаемого общения с возрастом;

– выявление обратной зависимости между истинным положением субъекта и его уровнем притязаний (парадокс осознания);

– выдвижение понятия социально-психологической наблюдательности, его анализ и разработка методов диагностики.

Все это реальные научные достижения, которые обогащают как социальную, так и детскую, и возрастную психологию.

Хочется подчеркнуть отчетливую гуманистическую направленность работы Якова Львовича.

Да, деятельность, ее содержание является ведущим фактором формирования личности, группы, коллектива. Но деятельность осуществляет не абстрактный «обобщенный» человек, а реальные индивиды со своими индивидуально-психологическими особенностями. Эти индивиды в процессе выполнения деятельности вступают в определенные отношения, в том числе – личные взаимоотношения.

Можно сказать, что именно анализ личных взаимоотношений позволяет рассмотреть группу как живой организм.

Особенности личных взаимоотношений, особенности симпатий и антипатий и прежде всего характер личных предпочтений – весьма информативный показатель уровня сформированности группы, коллектива. Поэтому так значимо раскрытие этой сложной области человеческого бытия.

Яков Львович один из наиболее цитируемых авторов, а это важный показатель научного престижа проведенного исследования.

Хочу отметить заслуги Якова Львовича в деле популяризации психологических знаний в нашей стране. Его книги «Человек среди людей» (2 издания ГДР, Чехия, Словакия, Франция), «Психология общения» (Испания), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии», «Беседы о тайнах психики» (ГДР, Болгария), «Человек: психология» (медаль ВДНХ) широко известны в нашей стране и за рубежом. Мне думается, что умение изложить научные идеи языком, понятным для миллиона читателей, – существенный критерий четкости, продуманности, истинности самой научной идеи.

Идеи и исследования, изложенные в этой книге, получили дальнейшее развитие в моих статьях и книгах «Психология детского коллектива» (Мн.: Народная асвета, 1984), «Социальная психология школьного класса» (Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1997), «Социальная педагогическая психология» (соавтор А. А. Реан, СПб., 1999) и др., а также в диссертационных исследованиях моих учеников и сотрудников. В них разработаны новые концептуальные положения и экспериментальные подходы, которые позволили получить дополнительные данные о структурно-динамических, содержательных и рефлексивно-перцептивных характеристиках межличностного взаимодействия в группах детского сада, школьных классах, студенческих группах и производственных коллективах (А. А. Амельков, В. В. Авраменко, А. М. Счастная, Т. Н. Ковалева, О. Я. Коломинская, И. С. Попова, Л. А. Пергаменщик, С. С. Харин, Л. И. Шуйская, Б. П. Жизневский, Е. А. Коновальчик, И. В. Сильченко, А. В. Даниленко, Л. В. Финькевич и др.).

В последние годы мы уделяли особое внимание изучению педагогического взаимодействия как одного из существенных условий развития личности в дошкольных группах и школьных классах. Здесь получила подтверждение и дальнейшее развитие наша концепция межличностного взаимодействия, предполагающая концептуальное и экспериментальное различение понятий отношения как внутреннего состояния личности, содержанием которого является эмоциональное и когнитивное отражение, вызванное другим человеком («психологическое эхо»), и общения как внешнего межличностного поведения, в процессе которого проявляются и развиваются межличностные отношения. Эти идеи нашли свою экспериментальную и теоретическую разработку в многочисленных работах наших сотрудников и учеников (Н. А. Березовин, Е. А. Панько, Е. Л. Гутковская, Н. Г. Оловникова, Л. А. Амельков, Е. А. Орлова, С. С. Харин и др.).

Как явствует из названия, в этой книге обсуждается психология межличностных отношений . Еще до специального теоретического и методологического анализа, которому будет посвящен специальный раздел, хочется высказать несколько предварительных замечаний, связанных с используемыми в ней основными понятиями.

Одна из специфических трудностей не только преподавания психологии, но и психологического исследования заключается в том, что основные описательные и объяснительные категории этой науки функционируют в житейской психологической культуре, в обыденном сознании в виде донаучных понятий. Вследствие этого психологический тезаурус заполнен в основном словами, используемыми в повседневном межчеловеческом общении. Это вполне естественно, поскольку они отражают, выражают, описывают и пытаются объяснить живую реальность бытия человека в его природных и социальных обстоятельствах. В некотором смысле психология напоминает физику. И в психологии, и в физике, – ничего нельзя придумать, изобрести. Можно только открыть, подметить, вычленить, описать и попытаться объяснить то, что реально , действительно существует в природе и психике человека.

Если физики (весь цикл точных наук, разумеется) изучают объективную реальность, данную нам в ощущениях, то для психолога предмет исследования может быть интерпретирован как субъективная реальность , данная нам в переживаниях . Кстати сказать, и физические термины существуют как бы в двойном измерении: в виде научных и житейских понятий – тяжесть, скорость, сила, энергия, притяжение, пространство, время и т. д. и т. п. Мы здесь не будем обсуждать вопрос о том, насколько для физика-теоретика важен житейский смысл этих понятий. Это особая весьма интересная проблема, связанная с методологией естественно-научного знания. Но то, что для научной психологии такое сопоставление научных и житейских понятий не только поучительно и плодотворно, но и необходимо, представляется нам несомненным.

Высокомерное третирование житейских психологических понятий, в которых воплотилась живая реальность человеческой психики, ведет порой к потере теоретизирующим (и, особенно, чрезмерно математизирующим) психологом истинно жизненного контекста изучаемых явлений, без которого фактически ускользает или искажается их сущность. С другой стороны, опасно, когда психолог оказывается в плену житейских понятий и использует в научном смысле термины, которые в силу их общеупотребительности и традиционного использования приобретают иллюзорную общепонятность. В этом случае порой стоит подвергнуть сомнению то, что на первый взгляд «само собой разумеется».

Н. Ф. Добрынин, тонкий психолог и прекрасный человек, любил рассказывать о том, что известный швейцарский ученый Э. Клапаред начинал свои лекции о внимании словами: «Я знаю, что такое внимание, и вы знаете, что такое внимание, но чем дольше я буду говорить, тем меньше и я и вы будем понимать, что же такое внимание». Так создавалась, как теперь говорят, «проблемная ситуация» поиска нового и непривычного в обыденном и привычном, ситуация осознаваемого непонимания .

Примерно такая же задача применительно к понятиям «отношения человека к человеку», «взаимоотношения», – стоит и перед нами.

Прежде всего, нам показалось интересным и поучительным рассмотреть, «какими словами» в современном литературном языке описывается, рассказывается о том, «что происходит между людьми». В качестве своеобразного «экспериментального материала» мы взяли книгу В. Каверина «Письменный стол. Воспоминания и размышления» (М., 1985). Этот выбор обусловлен не только нашей устойчивой (начало – детский восторг при чтении «Двух капитанов») и постоянной симпатией к этому прекрасному писателю, но и некоторыми существенными объективными обстоятельствами.

В. Каверин – писатель-ученый. Мы имеем в виду, может быть, не столько наличие у него ученой степени по филологии, не столько то, что многие его художественные произведения рассказывают о науке и людях науки (достаточно напомнить об «Исполнении желаний» и «Открытой книге»), сколько то, что многие его повести и рассказы построены как исследования, основанные на современных концепциях психологической науки. Яркий пример тому – образное воплощение психодраматических ситуаций в повести «Школьный спектакль». Толчком для выбора именно этой книги послужило, может быть, и то, что ее первый раздел «Случайные и неслучайные встречи» открывается заголовком «Типы отношений», а где-то в середине мы находим и «Личность и характер».

Итак, как же описывается в современном живом литературном языке, который наиболее адекватно отражает содержание обыденного сознания, то, что происходит между людьми? Впрочем, ключевое слово уже сказано – отношения между ними :

...

Задумывались ли вы когда-нибудь о «типах отношений»? Иные возникают через 15-20 лет после того, как уже прожита жизнь, в которую вместилась суровая судьба, мгновенно отменившая будущее и устроившая его совсем не так, как думалось, мечталось… Эти отношения, как ни странно, самые прочные, самые искренние, не требующие жертв и готовые на жертву.

Бывают совсем другие связи (курсив мой. – Я. К. ), возникающие случайно, мгновенно вспыхивающие и гаснущие, когда исчезают обстоятельства, которые были для них опорой, основой (с. 13).

Уже в этом коротком отрывке сконцентрированы существенные проблемы для психолога, изучающего межличностные отношения. Начать можно было бы с того, что использовано два термина: «отношения» и «связи». Далее дается описание динамических (длительность, прочность, характер возникновения) и содержательных (ценностно-качественных) признаков взаимоотношений между людьми.

Характеристики динамических и качественных различий в отношениях прослеживаются на протяжении всей книги. Нередко ситуативные взаимоотношения сопоставляются с более глубокими и устойчивыми.

Начальный момент возникновения отношения человека к человеку, который чрезвычайно важен для содержательного анализа этого внутреннего состояния личности, описывается и В. Кавериным, и авторами цитируемых в его книге писем как эмоциональная вспышка, которую на первых порах трудно объяснить. «Симпатии так же, как антипатии, вспыхивают вдруг…» (с. 15).

Эмоциональное постижение другого человека (забегая вперед, скажем, что оно представляется нам ведущим компонентом отношения личности к другому человеку), описываются как «психологические токи», объединяющие (психологическая совместимость) или разъединяющие (несовместимость) людей.

Из письма М. Зощенко к М. Шагинян об отношениях с Д. Д. Шостаковичем:

...

Я очень люблю Дм. Дм. Он вам правильно сказал, что я хорошо к нему отношусь. Я знаю его давно, лет, вероятно, 15-16. Но дружбы у нас не получилось. Впрочем, я не искал этой дружбы, потому что видел, что этого не могло быть. Всякий раз, когда мы оставались вдвоем, нам было нелегко . Наши «токи» не соединялись. Они производили взрыв. Мы оба чрезвычайно нервничали (внутренне, конечно). И хотя мы встречались часто, но нам ни разу не удалось по-настоящему и тепло поговорить.

Мне было с ним так же трудно, как с Улановой. Мое солнце не светило для них. Не приближение, а «отталкивание» происходило. И это было удивительно и для меня и для них (с. 12).

Отметим, что М. Зощенко корректно заключает «токи» в кавычки. В отличие от некоторых современных приверженцев экстрасенсорных изысканий, которые, порой, прямо, без кавычек, объясняют все тайны отношений между людьми совпадением или несовпадением их «биополей».

Впоследствии понятие «психологических токов» не раз встречается на страницах книги В. Каверина: «Может быть, между нами как раз возникли те психологические токи, о которых М. Зощенко писал М. Шагинян» (с. 13). В другом месте автор фактически дает качественное объяснение образа, раскрывает подлинное психологическое содержание. Мгновенно вспыхивающие симпатии и антипатии, «психологические токи» далеко не всегда определяют дальнейшую динамику и другие качества отношений. Для нас здесь важно констатировать тот факт, что эмоциональный компонент не исчерпывает содержания отношений человека к человеку.

Вот анализ взаимоотношений автора с М. Зощенко. С одной стороны, «…“токов”, о которых он писал М. Шагинян, между нами не было. Этому мешало несходство характеров и вкусов » (с. 16) (выделенное курсивом содержит, как нам кажется, попытку объяснения самого факта возникновения или отсутствия психологических токов).

С другой стороны, «среди множества сопровождавших мою жизнь связей, были и совсем другие, потребовавшие гораздо больше мужества, отношения . Я давно хочу рассказать о своей дружбе с М. Зощенко. Впрочем, это были, пожалуй, даже не дружеские, а братские отношения …» (курсив мой. – Я. К. ). И дальше отмечается «близость, связывающая нас…» (с. 16).

В других разделах книги, рассказывая о возникновении и дальнейшем «бытии» отношений к людям, автор отмечает сочетание эмоциональных и, как мы бы сказали, познавательных, когнитивных компонентов.

Нередко динамическая сторона отношений передается через близкие понятия «связь», «ниточка», «нить». Об отношениях с Ниной Дорлиак:

...

Сначала наша компания разделилась: молодые соединились с молодыми, старики со стариками. Но если вспомнить о «типах отношений», очень скоро обнаружился тот определенный тип, который можно назвать «любовью и интересом друг к другу» (с. 125).

Не знаю, как передать это чувство, но тогда я понял, что мы друзья и останемся друзьями на всю жизнь (с. 126).

…Ниточка дружеской связи, едва различимая среди больших событий, казалось, навсегда оборвалась (с. 127).

…Я чувствовал, что наши отношения не кончились после нашего разъезда и долго не кончатся или, по меньшей мере, будут вспоминаться всю жизнь (с. 127).

Здесь хочется обратить внимание на тонкое и психологически точное различение: «живые», актуальные отношения и воспоминания об отношениях описываются как самостоятельные состояния.

Но что «вычитается» из отношений, когда они переходят в воспоминания? И при каких условиях это происходит? Может быть, в случае, когда отсутствует «деятельность по их реализации», то поведение, которое мы склонны трактовать как «общение » в собственном смысле слова? У В. Каверина и в письмах его замечательных корреспондентов, людей, оставивших значительный след в нашей культуре, в качестве такой «деятельности» выступает «разговор », после которого и в результате которого завязываются «нити» и возникают «связи». С другой стороны, отсутствие таких «разговоров» характеризуют дистантность и несбалансированность отношений.

Так, этапом развития отношений, о которых речь шла выше, был именно разговор во время одной из встреч: «…вспоминая впоследствии об этой встрече, я думал о том, что в тонкой нити наших многолетних отношений в этот день был завязан прочный узелок» (с. 129).