Болезни Военный билет Призыв

Диагностика читательской грамотности учащихся начальной школы. Проверка читательской грамотности школьников. Статус редких животных

Каждый школьник нашей страны в обязательном порядке сдает единые государственные экзамены, которые демонстрируют уровень знаний, полученный в школе, и становятся основой для дальнейшего развития образования – поступления в ВУЗ. Столь важное мероприятие требует долгой подготовки, а потому каждый школьник стремиться заранее узнать расписание экзаменов ЕГЭ 2017.

Особенности ЕГЭ 2017 года

До 2017 года основной формой проверки знаний были тесты. В 2016 году форма тестовых вопросов признана устаревшей, ведь даже не зная правильного ответа, школьник имел возможность угадать его из предоставленных вариантов. С 2017 года принято решение вернуться к опросной форме сдачи экзаменов, то есть большинство предметов будет сдавать так, как это было принято в «нулевых» — в период до 2009 года. Кроме того, школьник ждет еще целый ряд нововведений. Расскажем о них подробнее.

Во-первых, к двум обязательным экзаменам прибавляется третий – им должна стать история. Правда, название третьего предмета пока твердо не установлено, однако в начале учебного года эти сведения уже будут обнародованы. То есть сдавать придется русский язык, математику и, скорее всего, историю – точнее будет известно к дате ЕГЭ 2017.

Во-вторых, РАО (Российская Академия Образования) настаивает на введении бальной шкалы оценок за сочинение. До сегодняшнего дня сочинение оценивалось лишь по двум критериям – зачет или незачет. Это, по мнению представителей РАО, негативно сказывается на знаниях учеников и дает преимущества тем школьникам, которым попросту лень учить литературу – «зачет» по сочинению получить намного проще, чем пятерку.

В-третьих, на результаты ЕГЭ будут влиять и оценки в аттестате. Чем выше баллы за школьные предметы, тем выше итоговая оценка за госэкзамен.

В-четвертых, если набранные баллы не дотягивают до порогового уровня, школьникам будет предоставлена возможность пересдать ЕГЭ еще дважды. Пойти на пересдачу можно будет и в том случае, если ученика по каким-то причинам не устраивают набранные баллы.

Итак, на ЕГЭ школьникам предстоит сдавать и один по выбору. Сдавать их можно будет несколько раз, пока результат не покажется ученику удовлетворительным.

Даты проведения ЕГЭ в 2017 году

Расписание ЕГЭ в 2017 году состоит из двух частей – досрочной и основной сдачи.

Досрочный период сдачи ЕГЭ

  • география, информатика и ИКТ
  • Русский язык / обязательный предмет
  • история, химия
  • математика / обязательный предмет
  • География, литература
  • иностранные языки (устный экзамен)
  • иностранные языки, биология, физика
  • обществознание, литература

Со следующей недели начинается резервное время для всех экзаменов, входящих в список ЕГЭ

  • резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устн), история
  • резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
  • резерв: русский язык, математика Б, П
  • Иностранный язык, история, обществознание (резерв)
  • Иностранный язык (устно), география, физика, биология (резерв).

Однако воспользоваться правом на досрочную сдачу экзамена спешит далеко не каждый школьник. А потому большинству учеников будет интересен второй раздел расписания ЕГЭ 2017 – основной период.

  • география, информатика и ИКТ
  • математика Б
  • математика П
  • обществознание
  • физика, литература
  • русский язык
  • иностранные языки, биология
  • иностранные языки (устн)
  • иностранные языки (устн)
  • химия, история

Со вторника начинаются резервные дни ЕГЭ.

  • резерв: география, информатика и ИКТ
  • резерв: литература, химия, физика, обществознание
  • резерв: биология, история иностранные языки
  • резерв: иностранные языки
  • резерв: математика Б, математика П
  • резерв: русский язык
  • резерв: по всем предметам

Дополнительный период (сентябрь)

Пересдача экзаменов ЕГЭ в 2017 году

Помимо основных и резервных дней, в самом процессе ЕГЭ предусмотрен и третий период – пересдача. Право на пересдачу предоставляется каждому школьнику – и тем, кто не добрал баллов до порогового минимума, и тем, кто просто желает улучшить собственные результаты и набрать больше баллов. Правда, для повышения собственного уровня потребуется недюжинная уверенность в собственных силах и знаниях.

Пересдача ЕГЭ обычно приходится на сентябрь, чаще всего на первую половину месяца. Однако расписание возможной пересдачи будет известно лишь к августу 2017 года.

Дополнительные баллы

За набранные на экзамены баллы могут быть добавлены дополнительные. Так, по 10 баллов может быть приплюсовано:

  • за аттестат с одними пятерками;
  • за призовые места, занятые на олимпиадах по школьным предметам;
  • за достижения в спорте.

Учитывая возможное добавление баллов, стоит задуматься о сдаче ЕГЭ заранее: принимать участие в олимпиадах и соревнованиях по всем предметам, а не только профильным; повышать уровень знаний, стремясь к отличным оценкам; участвовать в спортивной жизни школы.

Недавно рособрнадзор обнародовал даты проведения и расписание экзаменов по ЕГЭ в 2016 году для выпускников. И благодаря этим датам выпускники могут ориентироваться и выбирать те экзамены, которые они хотят сдавать. Отметим, что ЕГЭ проводится в два этапа. Первый – досрочные экзамены, второй – основной этап. И у них так же есть своя дата. Давайте подробнее рассмотрим все даты.

И так, уже скоро – 21 марта, начнется досрочный этап сдачи экзаменов по ЕГЭ.
А основной этап начнется в мае 27 числа.

Новое в сдачи ЕГЭ в 2016 году:
- наконец-то наши чиновники в отдельный день выделили экзамен по обществознанию. Ведь по статистике только 1 ученик из 5 его не сдает. Поэтому такой экзамен просто необходимо вынести в один день. И вот спустя годы это случилось!
- если вы получили двойку за экзамен по математике или русскому языку, то для пересдачи будут объявлены резервные дни. Они назначены на сентябрь 2016 года. Точные даты пока не известны.
- в 2016 году можно будет сдать ЕГЭ по Китайскому языку. Правда, не все школы будут принимать такой экзамен. Поэтому вам нужно уточнить в своей школе у директора.
- в 2016 году выпускники 10 классов могут попробовать свои силы в сдаче ЕГЭ. Его оценки не повлияют ровным счетом ни на что. Просто это проверка за год до основного экзамена.

А теперь смотрите таблицу с расписанием всех дат экзаменов ЕГЭ в России.




Принцип построения расписания в этом году немного изменился. Как и в прошлые годы, график сдачи ЕГЭ в 2016 году предусматривает основные даты прохождения испытаний и резервный период, когда Единый госэкзамен досдают те, кто по уважительной причине не смог сделать это в основные даты. При этом довольно большую долю «резервистов» обычно составляют школьники, не успевшие пройти аттестацию в основные сроки из-за совпадения дат экзаменов.


Однако последних в 2016 году будет меньше обычного: составители расписания проанализировали статистику и пришли к выводу, что экзамен по обществознанию пользуется у выпускников очень большой популярностью. Поэтому этому предмету в графике отвели отдельный день.


В итоге в расписании ЕГЭ-2016 осталось четыре пары «совпадающих» по датам экзаменов:


  • физика и химия;

  • история и информатика;

  • география и литература;

  • биология и иностранный язык (письменная часть).

Большинство «запараллеленых» предметов относится к разным профилям и довольно редко требуются для поступления одновременно (исключая разве что физику и химию). Ожидается, что это новшество поможет большинству одиннадцатиклассников завершить экзаменационную эпопею до 20 июня и придти на школьный выпускной вечер, уже попрощавшись с учебниками.

График досрочного периода сдачи ЕГЭ в 2016 году

Сдавать ЕГЭ в марте-апреле могут далеко не все одиннадцатиклассники – школьный курс по большинству предметов к марту считается еще не пройденным до конца, и для участия в досрочном периоде нужны веские основания. Исключением являются предметы, уже не преподающиеся в 11 классе (например, география, изучение которой завершают в 10 классе) – их могут сдавать в рамках досрочного периода все школьники, и это может стать хорошим способом «разгрузки» основного экзаменационного периода.


Среди тех, кто может претендовать на участие в «весенней волне» по остальным предметам – юноши и девушки, которым в июне предстоит участвовать в общероссийских и международных конкурсах или соревнованиях; выпускники вечерних школ, отправляющиеся на службу по призыву; а также школьники, которые в начале лета будут находиться в санаториях или других медицинских учреждениях. К ним присоединятся и те, кто вскоре отправляется жить и учиться в другие страны. Кроме того, сдать ЕГЭ в марте-апреле могут выпускники прошлых лет; учащиеся техникумов и лицеев; выпускники школ из других стран.


Экзаменационный марафон начнется 21 марта, первым в расписании ЕГЭ – 2016 станет экзамен по математике базового уровня.

Основной этап сдачи ЕГЭ-2016: расписание экзаменов

Большинство одиннадцатиклассников сдает ЕГЭ именно в основной период. Обязательными для всех выпускников, как и в прошлом году, являются экзамены по русскому языку и по математике (базовый или профильный уровень, при желании одиннадцатиклассник может сдавать сразу оба варианта).


Для того, чтобы быть допущенными к экзаменам, школьникам необходимо получить «зачет», написав . Его одиннадцатиклассники писали 2 декабря, а для тех, кто не справился с этой задачей с первого раза, предусмотрены два дня на пересдачу – 3 февраля или 4 мая. Выпускников, которым придется писать сочинение повторно, не так уж много – по статистике в разных регионах России число школьников, получивших «незачет», варьируется от 1 до 3%.


Первыми к сдаче ЕГЭ-2016 приступят школьники, выбравшие в качестве дополнительных предметов географию или литературу – они будут сдавать их 27 мая. С 30 по 6 июня – период сдачи обязательных ЕГЭ, с 8 по 20 пройдут экзамены по остальным дисциплинам. С 20 по 28 число – резервные дни, причем для русского и математики они «выделенные» (27 и 28 июня соответственно).


Кроме того, графиком ЕГЭ-2016 предусмотрен «единый резервный день», в который можно будет досдать любой из предметов – 30 июня.


Даты дополнительного периода ЕГЭ-2016

Школьники, не перешедшие порог по русскому или математике, теперь могут пересдать экзамен, не дожидаясь следующего учебного года. Кроме них сдавать ЕГЭ в сентябре смогут и те, кто пропустил основные сроки или не смог закончить работу по уважительным причинам.


В сентябрьские сроки проводятся экзамены только по обязательным предметам:


  • базовую или профильную математику можно будет пересдать 10 сентября;

  • дополнительный ЕГЭ по русскому языку состоится 17 сентября;

  • единым резервным днем «осенней волны» станет 24 сентября.

Все осенние экзамены будут проходить по субботам. Это можно расценивать как «пробный шар». Ведь в будущем планируется организовать сдачу ЕГЭ для «двоечников» и выпускников прошлых лет на протяжении всего учебного года, при этом планируется, что экзамены будут проходить по выходным дням.

Вариант I .

Задание 1. Литературный текст.

Л. В. Скребцова «Домашний садик»

Однажды Мария заметила, что прекрасная Азалия загрустила. «Надо подкормить ее витаминами, она долго радовала меня цветами и, наверное, истратила много сил», - решила Мария. Но витамины не помогли, Азалия по-прежнему выглядела поникшей. Мария забеспокоилась и решила поискать в книгах о комнатных растениях причину ее плохого самочувствия. Но и книги не помогли ей. Тогда Мария решила сходить в цветочный магазин, надеясь, что там ей посоветуют что-нибудь подходящее. В магазине ей предложили те же самые витамины и еще самые разные комнатные растения. Мария не удержалась и купила целых два - разноцветного красавца Кротона и хрупкую синеглазую Фиалку.

«Посмотри, кого я тебе принесла, милая Азалия, - сказала она, входя в комнату со своими новыми питомцами, - может быть, тебе будет веселее в их компании».

Каково же было удивление Марии, когда на следующее утро она увидела, что ее Азалия, действительно, оживилась.

«Так вот какое лекарство нужно было моей красавице, - подумала Мария. - Ей просто были нужны друзья, которые могли бы утешить ее, чтобы она, несмотря ни на что, продолжала бы радоваться жизни».

Так у прекрасной розовой Азалии стали появляться друзья. И это было очень хорошо, потому что она все еще немного грустила, после того как отцвела.

А Мария, видя, как ее любимица улыбается при появлении в доме каждого нового цветка, превратила комнату в чудесный домашний садик, которому сама не могла нарадоваться. Родные и друзья восхищались сотворенным Марией чудом. Даже равнодушные к цветам люди, приходя к Марии, чувствовали в ее доме что-что особенное, от чего на душе становилось хорошо и спокойно. Они начинали присматриваться к цветам и даже расспрашивали хозяйку об ее питомцах. Тут уж Марию нельзя было остановить. Она с таким увлечением и любовью рассказывала о цветах, что гости, не выдержав, просили у нее черенки какого-либо понравившегося им цветка. И этот цветочек становился самым первым в их собственном домашнем садике.

Раньше Мария мало что знала о комнатных растениях, но теперь, с появлением каждого нового цветка в доме, она стремилась как можно больше узнать о нем. Порой она удивлялась самой себе: «Как же раньше я жила без цветов? Ведь они мне так помогают: утешают и радуют, снимают усталость и даже лечат. Посмотришь на них - все тревоги проходят». Теперь Мария всегда спешила домой к своим любимым питомцам. Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: «Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!» И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Даже белый кот привык к цветам и полюбил их. Когда в доме появлялось новое комнатное растение, кот важно подходил к нему, чтобы представиться, и облизывал его зеленые листочки, но ни в коем случае не кусал их.

Да, цветам жилось уютно и весело у Марии. Она научилась чувствовать своих питомцев так хорошо, что без слов понимала все, что они хотят ей сказать. Они с благодарностью смотрели на свою хозяйку и наполняли дом свежестью и красотой. «Как нам повезло!» - перешептывались цветы, наблюдая за тем, как Мария ухаживает за ними. «Она поливает нас именно в тот момент, когда мы испытываем жажду; поддерживает нас витаминами тогда, когда мы слабеем; открывает настежь окно, когда нам становится душно!»

Мария поливала своих любимцев мягкой водой комнатной температуры, чтобы корешки не простужались, и с ее питомцев не опадали листья и бутоны. Она рыхлила землю, чтобы корешкам легче дышалось. Когда цветок вырастал, и ему становилось тесно в своем горшочке, она пересаживала его в более просторный горшок, добавляя в него свежей земли. Она не забывала протирать листочки мягкой губочкой, и тогда цветы сияли и лучились свежестью.

Ухаживая за цветами, Мария ласково разговаривала с ними, расспрашивала, успокаивала и даже пела им песенки. А как радовались растения, когда Мария подкармливала их витаминами - ведь это прекрасно влияло на их нежные ростки! Ростки крепли, цветы были спокойны за своих собственных деток.

Вопросы и задания к тексту «Домашний садик»

    Почему Мария решила пойти в цветочный магазин?

А) купить книги о растениях

Б) за советом по уходу за Азалией

В) купить новые растения

Г) купить удобрения

2. Как изменилась Азалия при появлении новых растений

    Как помогали растения Марии? Запиши примеры из текста

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как кот Марии относился к растениям?

А) кусал растения

Б) не мог привыкнуть к цветам

В) кот важно подходил к новому растению, чтобы представиться, и облизывал листочки

Г) не обращал внимания

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они происходили в рассказе. Номер 1 уже поставлен

Азалия оживилась

Мария купила два новых цветка

1 прекрасная Азалия загрустила

Белый кот стал привыкать к цветам

Друзья просили у Марии черенки какого-либо понравившегося им цветка

Цветам живётся уютно и весело у Марии.

    Чем наполнился дом Марии с появлением цветов:

А) ароматом

Б) свежестью и красотой

В) удобрениями для растений

Г) цветочными горшками

7. Какой водой Мария поливала свои растения:

А) холодной водой

Б) тёплой водой

В) дождевой водой

Г) мягкой водой комнатной температуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что делала Мария для того, чтобы растения сияли свежестью?

А) пересаживала растения

Б) рыхлила почву

В) разговаривала с растениями

Г) протирала листочки мягкой губкой

10. Какие слова в тексте показывают, что растениям необходима подкормка витаминами?

А) «… чтобы корешки не простужались»

Б) «… это прекрасно влияло на их нежные ростки»

В) «…чтобы не было тесно в своем горшочке »

Г) «… чтобы не опадали листья и бутоны»

11. По поступкам Марии ты узнал, какой у неё характер. Запиши одну черту характера Марии. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналитическая справка № 17 по результатам диагностики читательской грамотности обучающихся 7 «А» классе

Диагностика грамотности чтения учащихся 7 «А» класса проводилась 22 января 2014 года по заявке образовательной организации в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня
2013 г. № 000р.

Цель диагностикиопределение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения, а также установление динамики развития читательских умений в сравнении с прошлым учебным годом.

Содержание и основные характеристики измерительных материалов определялись Кодификатором «Смысловое чтение и работа с текстом», в основу которого положены следующие документы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1089); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1897); Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. ], М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Характеристика диагностических материалов

Диагностические материалы отражали основное требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

При создании диагностической работы учитывалась её преемственность по отношению к диагностике читательской грамотности, которая проводилась в 2013 году в 6 классах . Поэтому обе работы проверяли сформированность у учащихся трёх групп умений: поиск информации и понимание текста, преобразование и интерпретация информации,

Распределение заданий по блокам умений

Блок умений

Критический анализ и оценка информации

Количество заданий

Диагностическая работа состояла из 4 вариантов, построенных по единому плану. Каждый вариант состоял из 2-х блоков. Блок 1 включал художественные тексты и 12 заданий к ним, блок 2 включал тексты естественнонаучного характера и 12 заданий. Для 7-классников диагностическая работа содержала на 4 задания больше, чем для шестиклассников в прошлом учебном году.

Для анализа учащимся были предложены тексты различных стилей (художественный и научный), жанров (фрагмент романа, повести, стихотворение, статья, презентация) и видов (таблицы, сноски, слайды), работа с которыми является составной частью деятельности школьника на уроках по различным предметам. По содержанию тексты содержали достоверную научную информацию, имели ярко выраженную проблематику; воспитательную/образовательную ценность, учитывали возрастные особенности 7-классников, были незнакомы учащимся (не использовались ранее в обучении), позволяли оценить большой спектр читательских умений.

В диагностической работе использовались следующие художественные тексты: фрагменты романа «Герой нашего времени», романа «Князь Серебряный», романа в стихах «Евгений Онегин», повести М. Горького «В людях», повести «Невский проспект», стихотворения Н. Рубцова «Доволен я буквально всем!», «Конь», «Город пышный, город бедный…»

Тексты естественнонаучного характера были сгруппированы по следующим темам: чай (история напитка, технология производства); инфекционные болезни человека; витамины (история открытия, роль в жизни человека); редкие животные.

По сравнению с диагностикой прошлого года для 7-классников расширен спектр контролируемых читательских умений и добавлены умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию и умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В каждом варианте использовались задания различного типа: задания с выбором единственного верного ответа из 4 предложенных (ВО); задания с кратким ответом (КО); задания с развернутым ответом (РО).

Распределение заданий по типам и видам деятельности

Тип задания

Количество заданий

Поиск информации и понимание текста

Преобразование и интерпретация информации

Критический анализ и оценка информации

ВО

КО

РО

В каждом варианте были представлены задания трёх групп, характеризующих степень сформированности умения, которая требуется для успешного выполнения данного задания. Группы выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Группа 1 – общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Группа 2 – глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Группа 3 – применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов, выявление противоречивой, конфликтной информации, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении

Распределение заданий по группам

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Количество заданий

Максимальный балл

Все варианты диагностической работы были равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения (80 минут с перерывом в 10 минут).

Задания с выбором ответа оценивались в 1 балл, задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом – от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл составил 32 балла.

Шкала определения уровней читательской грамотности:

Уровень читательской грамотности

Низкий

Средний

Высокий

Диапазон тестовых баллов

Меньше 13

13 – 22

23 – 32

Основные результаты выполнения диагностической работы

В диагностике МПУ ОУ участвует второй год. Методической темой, над которой работали педагоги в учебном году было формирование УУД. Однако, несмотря на некоторый имеющийся опыт, подготовить обучающихся к таким диагностикам представляется достаточно проблематичным:

1. Некоторые заложенные в тестовых заданиях умения и предметные знания не входят в обязательный минимум образовательных программ.

2. Содержание тестов, формулировки некоторых заданий даны без учета того, что выполнять их должны учащиеся школы, для многих из которых русский язык является неродным (10 учащихся 7 «А» класса испытывают затруднения в понимании текста именно по этой причине – 30% класса)

3. Разработчиками тестов МПУ не учитывается контингент средних общеобразовательных учреждений: материалы тестов рассчитаны на хорошо владеющих русским языком обучающихся (навык беглого, смыслового чтения, хорошее владение лексикой, восприятие текстов разных стилей).

4. Демоверсия, предложенная МЦКО, отражает только структуру и предметные составляющие диагностической работы (литература, география, история, обществознание, биология), содержит большой объем информации, предложенной в разном виде (таблица, текст, диаграмма, схема), что, безусловно, затрудняет восприятие текста и переключение внимания обучающихся.

5. В содержании и объеме диагностических материалов (каждый вариант состоит из 9 печатных страниц) не учитывался реальный темп работы учащихся.

6. Содержание диагностической работы оказалось сложным не только для слабых детей, но и для мотивированных учащихся.

7. Снижение результатов диагностики по сравнению с прошлым годом (57% - 48%) объясняется объединением в этом учебном году 2 разных по уровню обученности групп 7 «А» класса на все предметы: организация индивидуальной работы в классе с 32 учащимися представляется затруднительной.

Несмотря на показатели ниже городских по всем контролируемым элементам, в целом структура овладения читательскими умениями соответствует общим результатам, кроме «03.03.05»

1. Поиск информации и понимание текста

%

03.01.02

56/64

03.01.03

67/72

03.01.04

48/55

03.01.06

55/66

03.01.07

58/66

03.02.03

29/44

03.02.04

66/72

03.02.05

54/66

3. Критический анализ и оценка информации

03.03.03

50/57

03.03.04

27/32

03.03.05

26/50

Средний уровень выполнения теста составил 48%. По сравнению с 2013 годом это показатель снизился на 9%. Такое снижение может быть связано с изменением структуры, содержания проверочных материалов и приоритетов обучающихся 7 «А» класса: к сожалению, для многих 7-классников значимее стали не учебные достижения, а личностные, проявляющиеся в общении, роли в коллективе .

Характеристика освоения учащимися различных групп умений

Поиск информации и понимание текста

Код

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.01.02

Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Различать темы и подтемы специального текста. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

03.01.03

Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

03.01.04

Выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста

03.01.06

Объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. Понимать смысл терминов, неизвестных слов

03.01.07

Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

В 2013 году по результатам диагностической работы выявлено, что данная группа умений наиболее освоена учащимися 6 класса. Для 7-классников (61%) сохраняется эта особенность освоения читательских умений. Однако результативность выполнения заданий отличается от показателей прошлого года в сторону снижения. Наименее успешно выполнено задание, которое в прошлом учебном году показало наивысшую результативность, – выстраивание последовательности описываемых событий (55% в 2014 году и 88% в 2013 году). На такой результат не могла не повлиять форма задания. Если 6-классники работали с заданием по выбору одного ответа из четырёх предложенных, то 7-классники самостоятельно выстраивали последовательность содержательных элементов текста.

Умение определять тему и основную мысль текста – базовое умение для учащихся 7 класса, во многом связанное с пониманием текста, что для многих учащихся 7 «А» класса представляется затруднительным. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе по различным предметам, и поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в системе целого текста должно стать предметом обучения на всех предметах.

На 10% снижены показатели по заданиям, проверяющим умение определять главную тему (основную мысль) текста или его фрагмента. Причём задания, построенные на основе художественного текста, выполнены значительно лучше, чем на основе естественнонаучного текста. Причиной является то, что для художественного текста задание было базового уровня сложности с выбором ответа, а для естественнонаучного – повышенного уровня с развёрнутым ответом. На разницу в уровне выполнения заданий на основе художественного текста явное влияние оказывает тип речи текста: основная тема текста-описания хуже воспринимается учащимися, чем текста-повествования.

Для понимания текста очень важно умение понимания слов из текста. Данное умение проверялось в каждой части работы на художественном и естественнонаучном тексте. В первом типе текстов учащиеся должны были указать тот фрагмент, в котором было использовано устаревшее слово. Затруднения вызывали слова, мало использующиеся в речи самих школьников, поэтому слова типа «рытвина», «скакун», «приятель», «достопримечательность», «иконы», «церкви» у небольшой части учащихся вызвали затруднения.

Задание на основе естественнонаучного текста требовало установить значение двух слов из текста, выбрав их из четырёх предложенных формулировок. В список слов включены как термины, так и слова, мало использующиеся в повседневной речи, но установить значение которых возможно на основе внимательного чтения текста.

Пример 1

При чтении текста вам встретились слова "экспортировать" и "алкалоид ". Из содержания текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

экспортировать

ввозить из-за границы какие-либо товары

алкалоид

возбуждающее средство

успокоительное лекарственное средство

вывозить за границу какие-либо товары

Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки.

Для того чтобы выяснить роль алкалоида (возбуждающее или успокоительное средство), нужно увидеть контекст, в котором это слово функционирует. Другого способа выяснить значение слова у ученика нет, т. к. из учебной практики это слово семикласснику незнакомо: «Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу , боли в сердце». Лексическое значение слова «экспортировать» ученик может осознать через значение однокоренного слова «экспортёр»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортёрами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка , Япония».

Одним из путей повышения результативности выполнения подобных заданий является обогащение словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространённых) и их функционированием в речи.

2. Преобразование и интерпретация информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год

Выполнение

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.02.03

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора

03.02.04

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

03.02.05

Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

Задания данного блока читательских умений выполнены с меньшей результативностью, чем задания предыдущего блока умений: средний процент выполнения составил 43%, что на 5% меньше, чем результаты в первом блоке умений. Это объясняется прежде всего более высоким уровнем сложности заданий данной группы.

Пример на сопоставление разных точек зрения:

Какие высказывания отражают идею (основную мысль) строфы XXXVII романа «Евгений Онегин» (текст 2)? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Литературный критик XIX века в статье «Евгений Онегин» отмечал, что «12-й год, потрясши Россию из конца в конец, пробудил её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством всеобщей опасности возбудил народное сознание и народную гордость…» («Евгений Онегин»// «Избранные статьи». – М.: «Детская литература», 1978. – С. 147).

2. Пушкина, так отзывался о строфах из романа: «Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего Славянского Рима – не тут-то было». (Северная пчела. 1830. № 39).

3. , дочь фельдмаршала, в письме к редактору журнала «Русский инвалид» писала: «…размышления автора о Петровском замке были оценены читателями как имеющие величайшее

значение. И в самом деле, у какого русского не забьётся сердце при чтении этих строк:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою» (. « Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». – С-Пб: «Искусство – СПБ», 1995. – С.696).

Цитатный материал о Петровском замке в Москве представляет собой фактологическую информацию (отзывы современников о содержании конкретной строфы XXXV II романа в стихах – о значении Отечественной войны 1812 года и исторической роли Москвы). Учащиеся должны были интерпретировать содержание строфы, сопоставить различные, порой даже противоречивые, высказывания, соотнести разные жанры информации (публицистическая статья и художественный текст) и сделать самостоятельные выводы.

Отвечая неправильно, учащиеся обнаруживали непонимание текста поэта или его критика.

Белинского и (цитаты 1 и 3) предполагают наличие умения оценить правоту высказывания современников поэта относительно идеи конкретной строфы пушкинского текста, содержащей гордость поэта за своих соотечественников, не склонивших голову перед врагом.

Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых требовалось обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. Два задания этой группы были на основе художественного текста и два – на основе естественнонаучного. Более высокий результат учащиеся показали при работе с художественным текстом. Задания с развёрнутым ответом вызывали у 7-классников значительные затруднения.

Как известно, в основе понимания художественного текста лежит понимание психологического состояния героя. В диагностической работе учащиеся должны были определить душевное состояние героев из двух текстов ­– прозаического и стихотворного. В трёх вариантах учащиеся довольно успешно выполнили это задание, т. к. в предложенных текстах состояние героя определялось однозначно: «отвечает конь печальный», «сердце моё обливалось кровью», «чувство душевного покоя и уюта», «чувство радости беспечной», обилие восклицательных предложений, рисующих восторг. Гораздо хуже семиклассники выполнили задание к тексту, в котором для определения душевного состояния героя не было явных вербальных опор или содержался иронический контекст, что трудно было понять учащимся, не читавшим текст полностью. В этом задании обнаружено отсутствие такого читательского умения, как умение понимать метафорическую основу текста и на основе этого интерпретировать его содержание. Это же умение интерпретировать содержание естественнонаучного текста, обнаруживая в нём доводы к предлагаемым тезисам, также вызывает у семиклассников затруднения, что свидетельствует о сложности при работе с информацией, которая требует преобразования для понимания причинно-следственных связей.

Анализ результативности выполнения заданий этого блока позволяет сделать вывод о необходимости усиления лексической работы, в большей степени обращая внимание на роль слова, фразы в контексте.

В работе с научным текстом учащихся больше всего затрудняло неумение работать со схемой как источником информации, прочитав задание, выделить в тезисе два смысловых центра.

Умение п рименять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач – составная часть читательских умений. Проверка уровня его сформированности проводилась двумя заданиями на текстах естественнонаучного содержания.

Пример

Для правильного выполнения задания требовалось сопоставить информацию из двух источников, которые давали возможность понять, в чём проблемы существования данного вида животных и какова классификация животных в Красной книге. В одном тексте говорилось о сокращении популяции дзеренов: « До конца 1930-х годов в нашей стране дзерены были многочисленны в Тыве, но позже популяция резко сократилась. Сегодня дзерен в России постоянно встречается лишь в Даурском заповеднике и его окрестностях на юге Забайкальского края ». В другом – на основе информации из Красной книги семиклассники определяли статус животного:

Статус редких животных*

«0» - вероятно исчезнувшие. Организмы, известные ранее на территории Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных - в последние 100 лет, для позвоночных животных - в последние 50 лет).

«1» - находящиеся под угрозой исчезновения. Организмы, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

«2» - сокращающиеся в численности. Организмы с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

«3» - редкие. Организмы, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории или рассеяны на значительных территориях.

«4» - неопределённые по статусу. Организмы, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

«5» - восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Организмы, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

* Из Красной книги России

При выполнении подобных заданий учащийся должен хорошо владеть навыками поискового чтения, умением выделять ключевые слова, помогающие отличать один объект от другого. Результаты выполнения данного задания иллюстрирует недостаточную готовность семиклассников работать с двумя источниками для решения практической задачи.

Критический анализ и оценка информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год.

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год.

Выполнение

03.03.03

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

03.03.04

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

03.03.05

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

Результаты диагностической работы свидетельствуют о низком уровне сформированности данных умений.

Проверка читательского умения подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов диагностировалась на примере художественного и научно-популярного текста.

Трудность в выполнении задания заключалась в том, что предложенные информационные запросы нужно было наложить на несколько текстов, это задание требовало применения навыка поискового чтения, задания на критический подход к достоверности информации недостаточно используются в школьной учебной практике. В задании для художественного текста задача была проще (нужно было найти 2 фактические ошибки в сочинении ученика по исходному тексту), но трудностей эта задача вызвала больше. Ошибки, которые учащиеся должны были обнаружить, касались фактологической информации: имена писателей, героев, кличка коня, название произведения, название города.

Задание на выявление конфликтной информации, предложенное в тестировании, относится к группе заданий высокого уровня сложности. Чтобы правильно выполнить его, ученик должен апеллировать не столько к тексту, сколько к той информации, которая была в предыдущих текстах, а также к своему чувственному опыту и представлению о том, как человек инфицируется. Учебно-методические комплекты, которые используются в образовательном процессе, не дают возможности ученику выработать навык работы с конфликтной, противоречивой информацией. Между тем это умение в повседневной жизни оказывается одним из наиболее востребованных.

Задание, проверяющее умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения о полученном сообщении (прочитанном тексте) , строилось на основе художественного текста и относилось к заданиям с выбором одного ответа из 4 предложенных.

Сложным оказалось определение роли художественной. В диагностической работе высокие результаты получены в тех случаях, если в тексте шла речь о явлениях, знакомых по бытовой жизни.

Уровень овладения читательскими умениями при работе

с текстами различных стилей и жанров

Анализ выполнения каждой части диагностической работы показал, что задания части 1, построенные на анализе художественных текстов, выполнены успешнее, чем задания части 2, построенные на анализе естественнонаучных текстов. Научная и научно-популярная информация, представленная как в виде сплошного текста, так и в виде схем, таблиц вызывает трудности у всех категорий учащихся

Уровни овладения учащимися читательскими умениями

Для учащихся с низким уровнем читательской грамотности (8 человек: Виткось Я., Ковалев С., Курносова О., Мароко Д., Милица А., Пелин В., Симонян А., Шинков Д.) уровень выполнения теста составил приблизительно 31%. Низкий уровень овладения читательскими умениями действительно характерен 4 учащимся этой группы: Виткось Я., Пелину В., Симонян А., Шинкову Д. Остальные учащиеся могут быть скорее отнесены к группе среднего уровня сформированности контролируемых умений. Результаты теста для них не совсем типичны, хотя работа с разными источниками информациями, сравнение данных, формулировка выводов действительно представляется затруднительной.

Обучающимися с низким уровнем читательской грамотности достигнуто овладение только одним из контролируемых читательских умений – умением отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. По сравнению с диагностикой читательской грамотности 6-классников в 2013 году с учётом изменения параметров диагностического теста отмечается прирост почти всех умений на 3 – 21% за исключением таких, как умение применять информацию, сопоставлять информацию из разных источников, понимать смысл незнакомых слов на основе текста. Самые низкие показатели для данной группы семиклассников получены при работе с конфликтной информацией.

Учащимися со средним уровнем читательской подготовки (20 человек) освоено большинство из проверяемых читательских умений. Выполнение теста этой категорией учащихся составило 56%. Из умений, слабо освоенных, отмечаются следующие: умение высказывать оценочные суждения (50%), выявлять конфликтную информацию (28%), обнаруживать в тексте доводы в подтверждение суждения (42%). Вместе с тем по сравнению с диагностикой прошлого года отмечается прирост умений применять информацию и сопоставлять разные точки зрения. В остальных читательских умениях наблюдается регресс , т. к. формат диагностики 2014 года изменился и возросла сложность как текстов, так и заданий к ним. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о нестойкости приобретенных читательских умений и, соответственно, возможной подвижности результатов в сторону уменьшения.

Сократилось количество учащихся, достигших высокого уровня читательской подготовки (3 человека: Борн М., Нерухов В., Мукминов И.), они продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике метапредметных умений не только на базовом, но и на повышенном и высоком уровнях сложности. Результативность освоения всего комплекса умений составила 77%. По сравнению с диагностикой 2013 года на 5 – 7% возросли читательские умения, относящиеся ко 2 и 3 блоку читательских умений, связанных с интерпретацией, преобразованием и оценкой информации. К дефицитам читательских умений для семиклассников с высоким уровнем читательской подготовки относится умение работать с противоречивой, конфликтной информацией.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что базовые читательские умения освоены более 50% учащихся 7 «А» класса. Семиклассники, показавшие низкий уровень читательской компетенции, нуждаются в специальной помощи по развитию читательских умений, без которых дальнейшее обучение проблематично. По сравнению с результатами диагностики читательской грамотности 6 класса в 2013 году значительно снизились результаты учащихся 7 «А» класса в целом. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения, связанные с поиском информации в тексте. Учащиеся демонстрируют более высокий уровень сформированности умения, если оно проверяется на основе художественного текста. К недостаточно освоенным читательским умениям по результатам данной диагностики относятся следующие: умение выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; выводить заключение о намерении автора, подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять противоречивую, конфликтную информацию, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. При формировании читательских умений необходимо:

· включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,

· организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,

· уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе , но и на основе контекста,

· использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,

· формировать критический взгляд на достоверность информации,

· использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т. д.),

· включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,

· обучать различным видам чтения.

В этих целях:

1.Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.

2. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся на уроках», «Формирование читательской грамотности на уроках разных предметов»

3. Проанализировать содержание диагностических тестов по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания по критическому отношению к конфликтной информации, формированию оценочного мнения.

4. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских).

Школьным методическим объединениям учителей

Проанализировать содержание тестов; спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения. Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов МПУ диагностики. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т. д.). Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).

6. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий, читательской грамотности