Болезни Военный билет Призыв

Типы депривации. Механизм действия различных видов депривации на личность человека. Схожесть и различие деприваций

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

На фоне изучения детей, которые испытывают трудности в социальном, ителлектуальном, межличностом развитиии выделяются группы детей, у которых причины личностных и ителлектуальных проблем вызываются депривационными условиями воспитания и развития.

Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии, дефектологии и медицине. В обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. К факторам, влияющим на возникновение ряда психологических проблем у детей относятся лишения и потери.

Лишение - отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворение потребностей. Различают внешние и внутренние лишения

2. В. Оклендер. Окно в мир ребенка. Руководство по детской психиатрии. М., 1997.

3. И. А. , Н. В. Фурманова. Психолгия депривированного ребенка. М., Гуманитарное изд. Центр Владос, 2000

4. П. Т. Хоментаускас Семья глазами ребенка М. 1997

Перейдем к непосредственному обсуждению понимания феномена депривации на современном этапе развития психологической науки. Сегодня психическая депривация рассматривается с достаточно разнообразных позиций, при этом существует множество трактовок понятия «депривация» и подходов к построению различных психокоррекционных программ.

В настоящее время в психологии прослеживается тенденция к сужению понятия «депривация»: ту потребность, которая является самой важной и наиболее неудовлетворенной, считают депривированной.

Основываясь на данных исследований, отметим, что депривация может быть выражена явно или слабо. Наибольшая выраженность обычно наблюдается у воспитанников детских домов, и ее последствия проявляются в поведении, образуя депривационный синдром .

Депривационный синдром включает в себя:

– сенсомоторные нарушения (замедленное развитие восприятия мимических и вербальных сигналов взрослого);

– двигательные нарушения (отставание и развитие навыков ползания, ходьбы и мелкой моторики);

эмоциональные нарушения (повышенная тревожность, длительное сохранение депрессивных форм реагирования);

– нарушения в мотивационной сфере (снижение всех видов активности, отсутствие любопытства, свойственного возрасту, снижение мотивации к имитационным действиям).

Психическая депривация определяется как психическое состояние, которое возникает в условиях лишения или ограничения удовлетворения жизненно важных потребностей человека в течение продолжительного времени . Русскоязычными синонимами этого термина являются: «психическое голодание», «психическая недостаточность», «психические лишения».

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями .

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей.

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям .

Й. Лангмейер и 3. Матейчек выделили два параметра среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие депривированных детей:

1) изменчивость – устойчивость;

2) зависимость – независимость.

По мнению авторов, однообразная среда будет углублять пассивность, слишком изменчивая – будет стимулировать чрезмерный, ненасыщаемый интерес. Среда с выраженной эмоциональной безучастностью будет способствовать развитию безразличия к людям. Напротив, среда, где возможность создания эмоциональной связи превысит возможность создания собственной автономии, будет вызывать постоянный эмоциональный голод, чрезмерное требование внимания и любви окружающих.

1. В относительно устойчивой и эмоционально безучастной среде ребенок будет пассивным, вялым, апатичным, не заинтересованным в общении с людьми. Его будет устраивать стабильная среда, он будет протестовать лишь в случае принуждения к изменениям или если его будут от чего-либо отрывать: что-то требовать или отбирать игрушку.

2. Избыточно изменчивая, но также аффективно безучастная среда будет стимулировать гиперактивность ребенка и способствовать развитию недифференцированного интереса ко всему происходящему. Такой ребенок постоянно ищет все новые стимулы, не задерживаясь на них долго.

3. В среде излишне изменчивой, но предлагающей возможность эмоциональной зависимости развитие ребенка будет идти по типу «социальной гиперактивности»: ребенок стремится к все новым и новым контактам, при этом не отличаясь какой-либо разборчивостью.

4. Относительно стабильная среда с повышенной эмоциональной зависимостью стимулирует у ребенка «гиперактивность специфической направленности». Ребенок, как правило, находит одно постоянное лицо, с которым пытается установить и сохранить эмоциональную связь. При этом использует самые разные приемы, в том числе «социальные провокации» – шалости и т. п.

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто воспитывается в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях.

Дефицит общения в раннем детском возрасте может быть как причиной, так и следствием таких видов депривации, как материнская и (или) эмоциональная. Часто эти два понятия употребляются как взаимодополняющие друг друга. Можно встретить также употребление их как синонимов.

Общепринятым можно считать выделение различных видов депривации в зависимости от специфики той стимуляции, которая считается недостаточной по одному или нескольким из следующих параметров: количество, изменчивость, разнообразие.

Прежде всего, кроме «материнской» депривации учеными были выделены другие формы депривации. В исследованиях М. Раттера (1987) подчеркивается, что отрицательные последствия воспитания детей раннего возраста в учреждении закрытого типа возникают не только из-за отсутствия материнского ухода, но и в результате недостаточности эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, ограниченности и однообразия сенсорных и социальных раздражителей в подобных учреждениях .

Анализ подобных форм депривации проведен во многих исследованиях, но одним из фундаментальных является исследование И. Лангмайера и 3. Матейчека (1984). В работе обсуждаются и проблемы феноменологических особенностей депривации.

Таким образом, можно говорить по крайней мере о пяти видах психической депривации: сенсорной, двигательной, эмоциональной (некоторые исследователи отождествляют ее с материнской или с аффективной), когнитивной и социальной .

Сенсорная депривация возникает в условиях недостаточности сенсорных стимулов. С этим видом депривации сталкиваются в домах ребенка, детских домах и т. д.

Двигательная депривация, если ее рассматривать как дефицит проприоцептивных стимулов, представляет собой частный случай сенсорной депривации .

Когнитивная депривация возникает в условиях чрезмерно или недостаточно изменчивой внешней среды, в результате чего оказывается нарушенной способность ребенка предвосхищать и регулировать необходимую для нормального развития специфическую стимуляцию.

Эмоциональная депривация у ребенка возникает в условиях ограниченной возможности развития отношений привязанности с определенным человеком или в результате разрыва уже сформировавшихся отношений привязанности. Поскольку для ребенка таким близким человеком чаще всего является мать, то эмоциональную депривацию в раннем возрасте часто отождествляют с материнской депривацией. Такое понимание природы эмоциональной депривации характерно для психоанализа . В психоанализе материнская депривация определяется как психический дефицит, вызванный неудовлетворительным характером или разрывом связи ребенка с объектом его либидозных влечений (чаще всего – матерью).

Социальная депривация имеет место при ограниченной возможности освоения определенной социальной роли через идентификацию со взрослым человеком или старшим ребенком (например, в условиях неполной семьи или ее отсутствия). Социальную депривацию можно рассматривать как аспект материнской или патернальной депривации. Последствиями депривации этого вида являются отклонения в развитии родительского и сексуального типов поведения .

В естественных жизненных ситуациях психическая депривация, как правило, носит комплексный характер. Только в экспериментальных условиях представляется возможным в некоторой степени изолировать и контролировать депривационные воздействия только одного или, чаще, двух близких видов: сенсорную и когнитивную депривацию, с одной стороны, и аффективную и социальную депривацию, с другой стороны .

В современных детских учреждениях с их достаточно обогащенной сенсорной средой и обученным персоналом основные неблагоприятные влияния приходятся на долю ситуаций с элементами эмоциональной и социальной депривации.

Надо отметить, что для выделения различных видов депривации И. Лангмейер и 3. Матейчек использовали разные критерии, которые не могут лежать в основе одной классификации. Это привело к тому, что термины в данной теории оторваны друг от друга.

Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возникающей вследствие лишения ребенка с раннего возраста заботы матери.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.

Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире.

Факторами психической депривации в детском возрасте являются формы нарушения связи ребенка со специфической стимулирующей средой. И. Лангмайер и 3. Матейчек выделяют два фактора психической депривации: изоляцию и сепарацию .

Изоляция предполагает недостаток или отсутствие специфической стимуляции. Изоляция возникает во всех возможных конкретных депривационных ситуациях.

Сепарация обозначает прекращение специфической стимуляции, например, в ситуации, когда происходит разрыв уже установленной эмоциональной связи между ребенком и взрослым.

Таким образом, ребенок, с рождения помещенный в дом ребенка и живущий там в течение продолжительного времени, страдает, главным образом, от изоляции, в то время как фактор сепарации выражен относительно слабо.

Однако при переводе такого ребенка в другое детское учреждение возникает сепарация, последствия которой могут временно перекрывать или усиливать неблагоприятное действие изоляции. Достаточно выраженный эффект сепарации характерен также для ребенка, разлученного с матерью и (или) семьей вследствие помещения в детское учреждение в более старшем возрасте или из-за госпитализации .

И. Лангмайер и 3. Матейчек (1984) выделяют две группы условий, при которых действуют факторы изоляции и сепарации и, следовательно, имеет место психическая депривация. Речь идет о внешних и внутренних условиях .

К внешним условиям психической депривации в детском возрасте относятся:

1) достаточно редкие случаи крайней социальной изоляции, классическими документированными примерами которой можно считать историю Виктора из Авейрона, Амалы и Камалы, Каспара Хаузера;

2) любые формы достаточно продолжительной физической разлуки ребенка с матерью и (или) семьей, возникающей по разнообразным причинам (включая госпитализацию, помещение в детское учреждение, эвакуацию и другое);

3) недостаточность семейной заботы, возникающая в условиях:

а) неполной семьи;

б) психических отклонений у родителей;

в) многодетной малообеспеченной семьи;

г) перемены в составе семьи;

д) нежеланной беременности, сохранение которой привело к рождению данного ребенка.

Этот перечень отражает постепенное уточнение и сильное дробление внешних условий психической депривации, которое принято среди современных исследователей.

Другой отличительной чертой современных исследований психической депривации в детском возрасте, помимо интереса к отдельным специфическим ее формам, является изучение индивидуальных различий в реакциях детей на одни и те же депривационные ситуации. И. Лангмайер и 3. Матейчек (1984) называют факторы, определяющие природу индивидуальных различий, внутренними условиями психической депривации . К ним относятся:

1) возраст ребенка;

2) предшествующий опыт психической депривации с учетом возраста, на который он приходился;

3) пол ребенка;

4) темперамент (или конституция) ребенка;

5) соматические и (или) психические отклонения, если они есть у ребенка.

Таким образом, депривационное развитие характерно для любого исторического периода, но меняется содержание понятия «депривация». Оно зависит от общих ориентаций в культуре, которые, прежде всего, обусловливают родительское отношение к детям. Семья формирует свою особую систему воспитания в зависимости от конкретного периода истории, норм культуры. Функция семьи меняется в зависимости от социальных требований.

Социальные потрясения в обществе приводили к повышению научного интереса к особенностям эмоционального развития человека, к уникальности человеческой личности.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Основные жизненные психические потребности ребенка - потребность в любви, принятии, самоуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

Уровне телесных ощущений (сенсорный уровень);

Уровне понимания мира, в котором он живет (интеллектуальный или когнитивный уровень);

Уровне установления близких эмоциональных отношений к кому-либо (эмоциональный уровень);

Уровень, который позволяет соблюдать нормы и правила общества (социальный уровень).

По данным последних исследований, нарушения на уровне телесных ощущений начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо льнет ко всем, либо пытается отказаться от контактов. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода аллергиями, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования зрительно-моторной координации (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом «пишут как курица лапой»), недостаточная концентрация внимания и неусидчивость. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на его понимание мира, в котором он живет, а значит и на интеллектуальное развитие. Ребенок начинает хорошо развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается.

Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки.

Социальный уровень. Самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических моделей мира», где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Социальный уровень (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то». Ребенок из детского дома на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Никто», «детдомовец». Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе - чужаки (враги), ни к кому не привязывайся, все равно бросят и т.д. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

«Катастрофическая модель мира» приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире:

Представлениях о собственной непривлекательности;

Представлениях о собственной «опасности»;

Нарушениях веры в других;

Люди, которые любят меня, издеваются надо мной;

Другие люди опасны;

Нарушениях доверия к миру;

Публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы, опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

Преступность - нормальное явление.

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, - как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

Эмоциональный уровень. На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок труднее вступает с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Особенно необходимо обратить внимание, что строгий взгляд, которым обычно пользуются родители для влияния на поведение ребенка, не оказывает на приемного ребенка нужного воздействия, провоцирует на агрессию.

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится, и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым провоцируя наказания или ответную агрессию!!!

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

Для этого ему нужны время и терпение со стороны родителей.

Условия построения отношений с детьми с депривационными нарушениями в развитии:

* Обеспечение сенсорно-богатой среды;

* Восполнение потребности в безопасности;

* Предоставление автономии;

* Соблюдение границ личностного пространства ребенка;

* Приоритет Игры.

«Влияние разлук и потерь на развитие ребенка»

Потери обычно подразделяются на две категории:

1. Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.

Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.

Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Принимая ребенка, вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно

настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка «вдруг» вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее «забыла», как говорят психологи «вытеснила» ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила «эхо травмы». Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности – «Этого на самом деле не произошло. Стремление «спрятать голову в песок». «Я проснусь и обнаружу, что все в порядке».

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром «кома в горле».

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество – «Никто не в силах меня понять».

Чувство вины – «Должно быть, я что-то сделал не так».

4. СТРАХ «ТОРГОВЛЯ» С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: «Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива», «Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи», «Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось».

Масса сомнений и недоверия: «Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?»

Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде «Если бы только…»: «Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)» и т. д.

Молитвы-«сделки»: «Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…»

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей - горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

Это нормальная часть человеческой жизни;

Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;

Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей. По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

* их чувства и эмоции очень важны;

* о них будут заботиться;

* их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;

* замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.