Болезни Военный билет Призыв

Тест по обществознанию (11 класс) на тему: Диагностическая работа по обществознанию. Какова структура предстоящей диагностической работы? Диагностическая работа по обществознанию11 класс

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ПОЗНАНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ВАРИАНТ 2

БЛОК А

А1. Моральные нормы

1) поддерживаются страхом наказания,

2) обеспечиваются силой государственного принуждения,

3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение,

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту.

А2. Понятие исторический процесс включает:


1) судебный процесс, вошедший в историю,

2) суд на фальсификаторами истории,

3) цепь исторических событий,

4) ход определенного исторического события.


А3. Истинное знание, в отличие от ложного:


1) добывается в ходе познавательной деятельности,

2) изложено с использованием научных терминов,

3) соответствует самому предмету познания,

4) всегда теоретически обосновано.


А4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют общественные отношения.

Б. Соблюдение социальных норм обеспечивается силой государства.

А5. Особенность научного знания состоит в том, что оно:


1) стремится к объективности,

2) использует формы рационального познания,

3) нацелено на создание духовных ценностей,

4) опирается на ранее накопленный опыт.


А6. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:


1) информационным,

2) индустриальным,

3) традиционным,

4) постиндустриальным.


А7. Верны ли следующие утверждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности.

1) верно только А, 3) верно и А, и Б,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны.

А8. Относительная истина – это:


1) непроверенное знание,

2) знание, противоречащее устоявшимся представлениям,

3) научно необоснованное знание,

4) неполное знание.


А9. Принадлежность к семье Р. Предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?


1) Экономическая,

2) Досуговая,

4) Социально – статусная.


А10. Верны ли следующие суждения?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны.


А11. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?


1) Экономическая,

2) Досуговая,

3) Эмоционально – психологическая,

4) Социально – статусная.


А12. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
A. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
B. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.


1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верно и А, и Б,

4) оба суждения не верны.


А13. Восприятие – это :


1) форма рационального познания,

2) психическое свойство, присущее только человеку,

3) форма чувственного познания,

4) способ объяснение мира.


А14. Общество, в отличие от природы:


1) подчиняется объективным законам развития,

2) находится в постоянном изменении,

3) является формой совместной жизни людей,

4) образует естественную среду обитания человека.


А15. К социальным относятся потребности человека в:


4) общении


А16. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком:


1) регресса,

2) эволюции,

3) революции,

4) реформы.


БЛОК В

В1. Завершите фразу:

«Общность людей, объединенных по какому-либо социальному признаку – это …»

В2. Завершите фразу:

«Общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Люди, опустившиеся на самое дно общественной жизни (бродяги, бомжи, нищие) – это…»

В3. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

Дети, пожилые люди, мужчины, молодежь.

В9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Каждая ___________(1) общественной жизни представляет собой сложное образование. Одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем _________ (2) (государство, церкви, системы образования и др.). Другие – сквозь призму взаимодействия социальных __________ (3) (групп, классов, наций и др). Человек входит в _________ (4) через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов.



ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС

Данная работа предназначена для проверки знаний студентов по темам: Общество. Человек. Познание. Духовная сфера. Экономика. Социальная сфера. Работа выполнена в виде тестов с закрытыми ответами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию проводится на основе тестовых заданий. Состоит из 30-ти тестовых заданий с кратким закрытым или открытым ответом. Задания соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Тестовые задания включают вопросы по следующим темам:

  • Общество. Человек. Познание.
  • Духовная жизнь общества
  • Экономика
  • Социальные отношения

Представленные в диагностической задания отвечают следующим целям:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  2. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  3. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма)
  4. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  5. устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

Работа рассчитана на 45 минут.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Каждое задание - 1 балл

Максимальный балл за всю работу - 30 баллов

Оценка «отлично»: 28 - 30 баллов

«хорошо»: 22 – 27 баллов

«удовлетворительно»: 15 – 21 баллов

«неудовлетворительно»: менее 15 баллов

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ВАРИАНТ 1

1.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией

2. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

3. Какую функцию науки иллюстрирует разработка учеными новых градостроительных принципов?

1) познавательную 2) мировоззренческую

3) прогностическую 4) социальную

4. Верны ли суждения о личности?

А) Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б) Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий 1) традиционное

Б) механизация промышленного 2) индустриальное

Производства

В) выдвижение на первый план 3) постиндустриальное

Сферы услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

6. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченных ресурсов

4) Производители товаров и услуг конкурируют за запрос потребителей

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

7. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство

8. Современная смешанная система экономики – это

1) традиционная система с элементами рынка

2) рыночная система с элементами государственного регулирования

3) командно-административная система

4) рыночная система с элементами традиционной экономики

9.Устаносите соответствие между примерами из жизни и экономическими системами

ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А) правительство определило размер налога 1) традиционная

С предпринимателей 2) командно-административная

Б) предприятие установило оптимальную 3) рыночная

Цену на продукцию 4) смешанная

В) крестьяне обеспечили себя овощами

До следующей весны

Г) государство снизило цены на молочные продукты

10.Верны ли следующие суждения о деньгах?

А) Деньги являются универсальным эквивалентом товаров и услуг

Б) Выпуск денег – исключительное право государства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11.К функциям коммерческих банков относится

1) выпуск юбилейных монет 2) прием вкладов у населения

3) выпуск акций 4) контроль доходов предпринимателей

12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам денег. Найдите термин, выпадающий из этого ряда, и выпишите его

Банкноты, монеты, акции, чеки

13.Центральный банк в отличие от коммерческих банков

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

14.Верны ли суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. К критериям социальной стратификации относится (-ятся)

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

16. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

17. Верны ли суждения об особенностях социальной мобильности?

А) Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп

Б) Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жесткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

19. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой

1) процесс социализации

2) социальную дифференциацию

3) мобильность личности в социуме

4) личностную самореализацию

20. Гражданин А. после развода продолжает посещать родительские собрания в школе, где учится его дочь. Это пример:

1) применения социальных санкций

2) выполнения социальной роли

3) проявления социальной мобильности

4) соблюдения социальной нормы

21. Светлана А. после окончания университета 15 лет работает по специальности. Какая информация ее трудовой биографии является примером вертикальной социальной мобильности?

1) Светлана получила диплом врача в столичном вузе

2) она специализировалась на кафедре детских болезней, руководимой ректором

3) дважды она становилась победителем конкурса «Лучший работник года»

4) после 10 лет работы участковым врачом она стала заведующей отделением

22. Что служит примером формальной позитивной санкции?

1) одобрение друзей

2) вынесение благодарности

3) награждение орденом

4) поощрение родителями ребенка

23. Установите соответствие между типами групп и примерами.

24. Ниже перечислен ряд позиций. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «социальный статус». Найдите и укажите позицию «выпадающую» из этого ряда.

Предписанный, достигаемый, культурный, смешанный, личный

25. Установите соответствие между видами семьи и их определениями

26. Установите соответствие между социальными группами и их признаками

Социальные группы

Признаки

А) мусульмане

1) КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Б) индусы

2) ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ

В) испанцы

Г) христиане

27. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СТАТУСОВ

А) мужчина 1) прирожденный статус

Б) высшее образование 2) приобретенный статус

В) 25 лет

Г) инженер

Д) женат

28.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина «выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они записаны

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5 движение 6) общение 7) отдых

29.Запиши слово, пропущенное в схеме

_________________________

Буддизм Христианство Ислам

30. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своем слиянии.

(Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний.

(В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер.

(Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка»

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ВАРИАНТ 2

1.Качества человека как личности проявляется прежде всего в

1) особенностях мышления и памяти

2) участия в жизни общества

3) протекании психических процессов

4) наследуемых качествах

2. Российский ученый А.И. Кравченко подчеркивает:

«Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое

развитие культуры возможно только при взаимодействии с

другими культурами, при всемерном обогащении собственного

опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске

3) диалоге культур 4) культурной изоляции

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

4. Верны ли суждения об областях (формах) культуры?

А) Философия (наука) обращается прежде всего к разуму.

Б) Искусство обращается прежде всего к чувствам

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

6. Группа программистов, работающая в фирме по разработке

компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма

«Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа

выступает в качестве

  1. субъекта 2) средства 3) объекта 4) мотива

7. Запишите определение

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

товаров и услуг, произведенных за

год непосредственно внутри _______________________

страны

общая стоимость всех конечных

товаров и услуг, созданных

производителями данной страны в

течение года внутри страны и за ________________________

рубежом

8. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

А) конкуренция производителей СИСТЕМ

Б) централизованное распределение 1) рыночная

В) директивное ценообразование 2) командная

Г) свобода предпринимательства

9. Что относится к факторам производства?

1) организационная форма предприятия

2) рыночная стоимость товара

3) размер дефицита бюджета

4) денежный капитал

10. Что характерно для традиционной экономической системы?

1) натуральное хозяйство

2) свободная конкуренция

3) развитые товарно-денежные отношения

4) дефицит товаров и услуг

11. Верны ли суждения о деньгах?

А. Деньги являются универсальным эквивалентом товаров и услуг.

Б. Выпуск денег – исключительное право государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. К функциям коммерческих банков относится:

1) выпуск денег

2) учет доходов граждан

3) выдача заработной платы

4) выдача кредитов

13. Установите соответствие между примерами из жизни и экономическими системами

ПРИМЕР

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А) Государство дало заказ предпринимателям

1)традиционная

Б) предприниматель решил производить другой товар

2) командно-административная

В) гончар выменял у соседа мешок картофеля за свою продукцию

3) рыночная

Г) государство централизованно повысило цены на бензин

4) смешанная

14. Как называется обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий?

1) налог

2) субсидия

3) пенсия

4) компенсация

15. В экономике страны Z доминирует тяжелая промышленность, отсутствует конкуренция, цены устанавливает государство. Какая экономическая система существует в этой стране?

1) традиционная

2) рыночная

3) командная

4) смешанная

16. В ходе социологического опроса 2010 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

17. Укажите признак, характеризующий стратификационную группу:

1) пол; 2) интеллект; 3) образование; 4) особенности характера

18. Процесс усвоения на протяжении всей жизни индивидом общественных норм называется:

1) адаптацией; 2) приспособлением; 3) социализацией; 4) образованием

19. Люмпенами называют людей, которые:

1) занимаются физическим трудом

2) опустились «на дно» общества

3) занимают промежуточное положение в обществе

4) имеют малый доход

20. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

21. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке служит примером социальной:

1) мобильности; 2) положения; 3) статуса; 4) роли

22. Установите соответствие между формами социальной мобильности и

конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

А) Медсестра перевелась из больницы в

поликлинику, ближе к дому.

Б) Офицер-пограничник получил 1) восходящая

внеочередное воинское звание за

удачное проведение операции.

В) Учитель переехал из провинции в

столичный город, устроился на работу 2) нисходящая

в школу.

Г) Директор банка по состоянию

здоровья перевелся на должность

начальника филиала банка. 3) горизонтальная

Д) Преподаватель вуза после защиты

кандидатской диссертации перешел

на должность доцента.

23. Установите соответствие между санкцией и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

24. Решение проблемы через взаимные уступки называется

1) конкуренцией

2) конфронтацией

3) компромиссом

4) арбитражем

25. Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию

Инцидент, противоречие, воздействие, стратификация, соперничество

26. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) молодежь 1) этнические

Б) славяне 2) демографические

В) мужчины 3) территориальные

Г) французы

Д) горожане

27. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

(А) Сотрудники научного института получили новейшее лабораторное оборудование для проведения исследовательских работ. (Б) Это, скорее всего, позволит добиться новых значительных результатов. (В) Однако сама по себе техника не может обеспечить быстрого продвижения в научном поиске. (Г) Успехов в науке добивается лишь тот, кто бескомпромиссно ищет истину.

28. Установите соответствие между признаками и типами семей.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ СЕМЬИ

А) совместное проживание нескольких поколений 1) современная партнерская

Родственников семья

Б) добровольное распределение обязанностей 2) патриархальная семья

Между членами семьи

В) ограничение роли женщины ведением

Домашнего хозяйства

Г) беспрекословное подчинение младших старшим

Д) освобождение женщины от экономической

Зависимости от мужа

29. Запиши слова, пропущенные в схеме

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ____________________________

30. К глобальным проблемам современности относится

1) проблема культурного взаимодействия стран СНГ

2) демографическая проблема

Диагностическая работа по обществознанию11 класс

Вариант I

.

Часть I

только номер правильного ответа.

1. Наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления изучает наука

1) философия 2) политология 3) социология 4) экономика

2. В ходе выступления на семинаре Р. обвинил своего оппонента в некомпетентности, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных особенностей вызвала критику Р.?

1) рост количества крупных промышленных центров

2) массовая миграция сельского населения в города

3) сословная структура общества

4) развитие фабричной промышленности и железнодорожного транспорта

3. Революция как способ социальных изменений

2) как правило, осуществляется по инициативе власти

3) ориентирована на сохранение положения элитных групп



4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений

А. Общество - это универсальная форма человеческой жизнедеятельности.

Б. Общество - это неотъемлемая часть природы.

5. Биологическую природу человека отражает потребность

1) познавать себя 2) общаться с близкими 3) трудиться 4) иметь детей

6. Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие

1) индивид 2) гражданин 3) личность 4) индивидуальность

7. Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом (-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт 3) технический вуз

2) предметы естественно-математического цикла 4) инженерные специальности

8. Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Рациональное познание включает в себя использование понятий и теорий.

Б. Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Данное утверждение является примером

1) народной мудрости 3) научного знания

2) обобщения данных наблюдения 4) образного мышления

10. Творчество группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример иллюстрирует взаимосвязь между такими формами культуры как

1) массовая и элитарная 3) массовая и народная

2) элитарная и народная 4) традиционная и элитарная

11. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Сотрудник московской фирмы переведен в ее филиал в другом городе. Это пример социальной

1) стратификации 2) мобильности 3) адаптации 4) роли

13. Какое из перечисленных явлений НЕ ОТРАЖАЕТ содержания национальной политики?

1) дискриминация 2) ассимиляция 3) специализация 4) шовинизм

14. Задачей экономической науки является

1) стимулирование производства в стране 3) проведение мер по регулированию цен и доходов

2) совершенствование налоговой системы 4) изучение закономерностей экономических процессов

15. На рисунке отражена ситуация изменения спроса на горнолыжное снаряжение: линия спроса D переместилась в новое положение - D1 (P- цена товара, Q - объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

А. В регулировании традиционной экономики значительную роль играет опора на устои предков.

Б. Командно-административная экономика побуждает производителей к снижению производственных затрат и повышению производительности труда.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Издержки предприятия на производство продукции, связанные с изменением объема ее выпуска, называются

1) вынужденные 2) переменные 3) постоянные 4) предельные

18. Вошедшее в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение, называется

1) правовой обычай 3) судебный прецедент

2) нормативный правовой акт 4) естественное право

19. Укажите ситуацию, которая регулируется нормами гражданского права.

1) Бригада строителей на основании договора построила коттедж своему клиенту.

2) Бригада строителей потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы.

3) Бригада строителей совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома.

4) Директор фирмы направил бригаду строителей в командировку на новый объект.

20. Верны ли следующие суждения о судебной защите?

А. Судебная защита гарантирована гражданину при условии достижения им 18-летнего возраста.

Б. Судебная защита на территории страны гарантирована только тем людям, которые являются гражданами данного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть II

словами или числами,

21. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Общественные отношения

22. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации. Найдите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию. В ответ запишите номера, под которыми они записаны.

1) власть; 2) вероисповедание; 3) образование; 4) доход; 5) нравственность; 6) престиж.

23. Установите соответствие между примерами правонарушений и регулирующими их видами юридической ответственности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

24. Найдите в приведенном ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) сокращение учебного времени на музыкальное образование

2) компьютеризация образовательного процесса

3) учет индивидуальных особенностей школьников

4) повышение внимания к изучению иностранных языков

5) введение дополнительного курса по истории культуры

(А) Информационное общество - это новая фаза развития цивилизации. (Б) Отличительной чертой информационного общества является увеличение роли информации, знаний. (В) Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и сайтов. (Г) Современные средства коммуникации открывают невиданные ранее пути удовлетворения познавательного интереса. (Д) Однако богатство этих возможностей используется еще недостаточно.

1) фактический характер

«Одной из форм реализации права является применение права. Применение права – это властная деятельность компетентных органов и ______(А) по подготовке и принятию индивидуального решения по ______ (Б) делу. Как правило, реализация права чаще всего происходит без вмешательства _____ (В), его структур и должностных лиц. Граждане и ______ (Г) добровольно, без принуждения по взаимному согласию вступают в _____ (Д), используют свои субъективные _____ (Е) и исполняют юридические обязанности».

Список терминов:

1) правовая культура; 2) государство; 3) ответственность; 4) должностное лицо; 5) правоотношения; 6) юридический; 7) законопроект; 8) право; 9) организация.

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

27. В городе Z. электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства; 2) чистая конкуренция; 3) местный рынок;

4) рыночный дефицит; 5) монополия; 6) рынок услуг.

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указанно.

1) проблема, 2) закон, 3) теория, 4) гипотеза, 5) наука.


Диагностическая работа по обществознанию 11 класс

____________________________________________________________________ ___________

(Фамилия, Имя, Отчество) (класс, буква)

Перед Вами задания по обществознанию. На их выполнение отводится 60 минут. Внимательно читайте задания .

Часть I

К каждому заданию (№№ 1-20) даны варианты ответов, один из них правильный. В этих заданиях отметьте только номер правильного ответа.

1. Компоненты духовной сферы общества изучает наука

1) антропология 2) этика 3) археология 4) психология

2. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведенных черт может относиться к традиционному обществу?

1) информатизация общественной жизни

2) замедленный темп общественного развития

4) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом

3. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагающие, что

1) «золотой век» человечества остался в прошлом

2) история движется «по кругу»

3) менее совершенные формации сменяются более совершенными

4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «государство».

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Какая из черт отражает специфику социальной природы человека?

1) стремление понять окружающий мир 3) забота о потомстве

2) использование предметов, данных природой 4) приспособление к условиям окружающей среды

6. Свобода человека предполагает

1) высокий уровень эстетической культуры 3) удовлетворение любых потребностей

2) возможность выбора между добром и злом 4) отсутствие всякого подчинения

7. Сергей поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создает собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Что является примером средств, используемых для достижения поставленной Сергеем цели?

1) получение профессии архитектора 3) выбор профессии

2) опыт создания собственных работ 4) способности и трудолюбие

8. Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. Рациональное познание отличается от чувственного познания абстрактно-теоретическим характером

Б. Этап чувственного познания иногда называют логическим мышлением.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1) теоретически обоснованное знание

2) вывод, подтвержденный историческим опытом

3) исчерпывающее знание о предмете

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

10. Определение: «Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества» относится к понятию

1) общедоступная культура 3) народная культура

2) светская культура 4) доминирующая культура

11. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семьи?

А. Многопоколенная семья сохраняется преимущественно в развивающихся странах.

Б. Одной из тенденций развития семьи в современной Европе является увеличение количества семей партнерского типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. К. и Л. вступили в брак, образовали свою семью, стали жить отдельно от родителей. Этот факт – пример

1) социальной мобильности 3) социального контроля

2) социальной санкции 4) социального конфликта

13. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах, называется

1) межнациональной дифференциацией 3) культурным плюрализмом

2) международной интеграцией 4) межнациональным сепаратизмом

14. Организация производства, разработка управленческих решений, обеспечение выхода на новые рынки сбыта продукции – примеры действия одного из основных факторов производства –

1) капитала 2) фондов 3) труда 4) предпринимательства

15. На рисунке отражена ситуация на рынке хлебобулочных изделий (P-цена товара, Q - количество товара). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S1 переместилась в положение S2). Чем может объясняться подобное изменение?

16. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях командной экономики не происходит экономический рост.

Б. В условиях рыночной экономики наблюдается циклическое экономическое развитие.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. К переменным издержкам предприятия относится (-ятся)

1) арендная плата 3) расходы на приобретение тары и упаковки

2) расходы на содержание здания 4) затраты на подготовку кадров

18. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ 3) правовые прецеденты

2) постановления Правительства РФ 4) законы РФ

19. Гражданин Н. снял внаем у гражданки П. однокомнатную квартиру на длительный срок, выплатив оговоренную предварительную плату за три месяца вперед. Однако гражданка П., поссорившись с мужем, решила сама переехать в свою квартиру и предложила жильцу съехать и возвратить ему деньги. Гражданин Н. отказался и подал в суд на гражданку П. за нарушение договора найма. Нормы какой отрасли права станут основанием для рассмотрения дела в суде?

1) гражданского 2) финансового 3) трудового 4) административного

20. Верны ли следующие суждения о праве граждан на информацию об окружающей среде?

А. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов.

Б. Выдвигая требования запретить строительство экологически небезопасных объектов, граждане сохраняют право на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Часть II

Ответы следующих заданий (№№ 21-28) запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания словами или числами, как требует того задание. В ответ запишите ответы без пробелов и знаков препинания.

21. Запишите слово, пропущенное в таблице.

22. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию. В ответ запишите номера, под которыми они записаны.

1) замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение;

6) духовная культура.

23. Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Получившуюся последовательность цифр перенесите в ответ.

24. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие мировые религии, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) национальная идентичность

2) наднациональный характер

3) большое число последователей

4) культ предков

5) проповедь равенства всех людей

25. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Зоя Кузьминична увидела из окна, как неизвестный пытается открыть автомобиль ее соседа. (Б) Зоя Кузьминична позвонила в полицию. (В) Полиция охраняет законность и порядок, защищает права граждан, пресекает и предупреждает преступления. (Г) Угонщик автомобилей, от которого пострадало уже несколько автолюбителей, был задержан. (Д) Добропорядочный гражданин не должен оставаться равнодушным к подобным ситуациям.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную _____(А). В настоящее время в связи с возрастанием роли судебной _____(Б) в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии с _____(В) об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест может назначаться только районным или городским _____(Г). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных _____(Д), высказываются противоположные взгляды. Правоведы считают, что _____(Е) включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных, так и дел об административных правонарушениях».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова и словосочетания в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения.

Список терминов:

1) власть; 2) кодекс; 3) правосудие; 4) полиция; 5) правонарушение; 6) цель; 7) устав;

8) ответственность; 9) суд.

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

27. В области М. на рынке маршрутных перевозок работают три крупные фирмы, определившие единые тарифы для пассажиров. Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свободный (нерегулируемый); 2) рынок услуг; 3) олигополия;

4) региональный рынок; 5) товарный рынок; 6) локальный рынок

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) опытная проверка; 2) исследовательская гипотеза; 3) классификационная основа;

4) научное познание; 5) теоретическая обоснованность.

Диагностические работы за несколько месяцев да сдачи ЕГЭ по обществознанию — необходимая практика. Уже начитана определенная теоретическая база, усвоены основные подходы к выполнению тестов и заданий ЕГЭ. Теперь нужна регулярная тренировка полученных навыков и умений. Диагностическая работа по обществознанию 2014 — отличный способ для 11-классников еще раз проверить свои знания. Как мы уже писали в новостях ЕГЭ, выпускников в марте 2014 года ожидают сразу две диагностические работы — по обществознанию и . Диагностическая работа по обществознанию 2014 состоится 18 марта. Напомним, что ее пишут только те 11-классники, которые сдают ЕГЭ 2014 по обществознанию.

Какова структура предстоящей диагностической работы?

Обратимся к спецификации диагностической работы по обществознанию 11 класса. В работе предусмотрено 5 заданий части А, 3 задания части В и 3 задания части С. Работа рассчитана на 45 минут. Попробуем предугадать предстоящие нам задания и проработать методику их выполнения.

Диагностическая работа Часть А

Задание А1. Проверяется знание и духовной сферы жизни общества. Вопросы могут касаться всех институтов духовной сферы: образования, познания, морали, искусства, науки, религии. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А1. (А2 по ) Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальности являются непосредственной целью:

2) искусства

3) образования

Анализируем функции этих институтов духовной культуры. Мораль — социальный регулятор, искусство — описывает и предсказывает процессы, но не объясняет их. Образование транслирует уже известные знания, но не предсказывает процессы. Значит, это наука — ответ 4.

Задание А2. Проверяется знание политики и политической сферы жизни общества. Вопросы могут касаться таких институтов политической сферы, как власть, государство, СМИ. Могут быть вопросы на знание структуры политической системы, федеративного устройства РФ и органов государственной власти России. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А2. (А13 по ) К компетенции Правительства РФ относится:

1) подписание международных договоров

2) контроль соответствия нормативных актов Конституции

3) разработка и исполнение федерального бюджета

4) одобрение федеральных законов

Ключевое слово — исполнение. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ, отвечает за финансовую политику страны (бюджет ). Подписание международных договоров — функция Президента РФ (внешние представительские функции), контроль соответствия нормативных актов Конституции — функция Конституционного суда РФ, за одобрение федеральных законов отвечает Совет Федерации. Ответ 3.

Задание А3 (как А16 по ). Это задание на политические отношения, выбор из двух суждений. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А3. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:

1. Правовым может быть как государство с монархической формой правления, так и с республиканской.

2. Для правового государства обязательно соблюдение принципа верховенства закона.

Рассуждаем, вопрос на знание принципов правового государства. Их три: 1) верховенство правового закона, 2) незыблемость прав и свобод человека и 3) разделение властей. Теперь подставляем. Форма правления не обязательное условие. Например, Великобритания считается примером правового государства. но там монархия. Однако, королева играет лишь представительские функция, вся полнота власти у правительства и парламента (есть разделение властей). Для республики разделение властей — основной признак. Вариант 1 верен.

Теперь принцип верховенство закона. Какого? не просто ЗАКОНА, а ПРАВОВОГО ЗАКОНА (то есть справедливого, защищающего права и свободы). Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Задание А4. Проверяется знание блока «Право» . Могут быть предложены вопросы о правовых нормах, системе российского права, юридической ответственности, международном праве. Может быть проверено понимание основ конституционного строя страны, выборного законодательства и процесса принятия законов в РФ, гражданства РФ. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А4. (как А17 по Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с вопросами защиты природы от загрязнения и экологическими правотношениями:

1) уголовное право

2) административное право

3) земельное право

4) финансовое право

Ответ 4. Экологические вопросы — в сфере административной юрисдикции, например, загрязнение окружающей среды карается штрафом (верный признак административного правонарушения).

Задание А5 (как А20 по ). Это задание повышенного уровня на правовые отношения, выбор из двух суждений. К примеру, разберем вопрос из ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А5. Верны ли следующие суждения о видах нормативных актов в РФ?

1. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории страны.

2. Президент РФ вправе наложить вето на Федеральный конституционный закон.

1) верно только 1 2) верно только 2 3) верно и 1 и 2 4) не верно ни одно суждение

Любой нормативный акт, издаваемый Федеральным органом государственной власти в пределах своей компетенции, соответствующий Конституции, действует на всей территории РФ. Ответ 1 верен. Президент обладает правом вето на любой Федеральный закон (ФЗ), но на конституционные законы, принимаемые квалифицированным (конституционным) большинством обеих палат Федерального Собрания, это право не распространяется. Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Часть В

Часть В состоит из 3 заданий.

В1. (как В2 в ) — проверяется умение сопоставлять виды, относящиеся к родовому понятию. Например, в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «товар».

1) Деньги 2) Ликвидность 3) Услуги 4) Стоимость 5) Инфляция 6) Рынок

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Подумаем. Товар — продукт, созданный на продажу. В деньгах выражена его стоимость на рынке. Ликвидность — свойство товаров превращаться в деньги. Например, Услуги — это иной вид благ на рынке. Инфляция — обесценивание денег, но не товаров. Ответ: 35 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В2. (как В4 в ) — проверяется умение выбрать необходимые признаки, функции социального явления из предложенных. Как это может выглядеть?

1) выборы Президента

2) пресс-конференция Главы Правительства

3) Конституция страны

4) программа оппозиционной партии

5) церковь

6) видео-блог депутата Государственной Думы

Коммуникация — это способ общения субъектов политики с социумом. Варианты 2 и 4 соответственно, подходят. Это коммуникация с применением СМИ. Конституция — нормативная подсистема, программа партии — идеологическая, церковь — институт (организационная). Выборы? Да, это вариант поддержки в системе Г. Алмонда, способ социума как выразить свою поддержку власти, так и изменить ее (взаимодействие — коммуникация). Вариант 1 тоже верен.

Ответ: 126 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В3. (как В5 в ). И еще одно задание, усложненное в 2013 году и вызвавшее серьезные проблемы выпускников 2013 года на ЕГЭ по обществознанию — на выявление фактов социальной действительности, оценочных мнений и теоретических положений. Вот его пример (на основе заданий ЕГЭ 2013 года):

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено цифрой

(1) Накануне Президентских выборов все партии страны проводят свои съезды. (2) На них утверждаются лидеры, оцениваются шансы на итоговую победу на выборах. (3) Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. (4) Трудно согласиться с лидером партии N. (5) По его мнению, высказанном в одном из интервью, ни один кандидат от оппозиционных партий не имеет реальных шансов на победу.

Определите, какие положения текста имеют

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических рассуждений

Запишите цифру, означающую номер положения текста букву, выражающую его характер.

Партии проводят съезды, выбирают лидеров — свершившиеся факты (А) .

Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. Это теория, признак партии (В) .

Подставьте «я считаю» в фразе … Трудно согласиться с лидером партии N. Подходит? Это оценка! (Б)

По его мнению, высказанном в одном из интервью… Это мнение, но ФАКТ интервью нельзя оспорить! Факт (А) .

Ответ: ААВБА (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

Часть С — задания.

Одно из них — С3 (как С7 в ) мы Это задача, высокий уровень.

Задания С1-С2 в диагностической работе по обществознанию будут представлены работой с . Это задания базового уровня, которые необходимо уверенно решать при подготовке к ЕГЭ 2014 по обществознанию. Вот текст, попробуйте самостоятельно выполнить задания к нему:

Развитие электронных платежных систем – важная составляющая развития современной экономики в мире. Большинство развитых постиндустриальных стран с разной степенью эффективности реализуют проекты внедрения пластиковых карт, объединяющих идентификационные и платежные свойства. Недалеким будущим является переход на электронные паспорта.

В России «Универсальная электронная карта» является важнейшей составляющей реализации проектов электронного паспорта, «Электронного правительства» и «Электронной России». Проект УЭК сталкивается с серьезными проблемами реализации из-за недостатка финансирования, а также большим количеством психологических факторов населения, связанных с недостатком информированности, недоверия к государственным структурам, отсутствием грамотно организованной компании по пропаганде УЭК. Бюрократические помехи также остаются серьезной помехой на пути реализации проекта.

Из научной работы студента.

С1. К акая особенность развития мировой экономики указывается в тексте. К чему она приведет в перспективе, по мнению автора?

С2. С какими проблемами сталкивается разработка подобного проекта в нашей стране? Приведите не менее трех проблем, указанных автором.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе