Болезни Военный билет Призыв

Что такое досрочный вариант егэ. Личный опыт: как прошел досрочный ЕГЭ по математике? Кто может сдавать ЕГЭ в досрочный этап

Заявления на досрочную сдачу ЕГЭ в 2017 году принимались до 1 февраля (включительно), а первый экзамен школьники и выпускники прошлых лет сдали уже 23 марта. Это на два месяца раньше основного этапа. Чтобы не опоздать в следующем году, сайт рассказывает о сроках, необходимых документах и способах получения результатов ЕГЭ.

Почему раньше других?

Чаще всего ЕГЭ досрочно сдают выпускники прошлых лет. Им экзамен нужен для поступления в вуз. В настоящее время все российские высшие учебные заведения при зачислении просят предоставить результаты ЕГЭ, которые считаются действительными в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена. Для того чтобы стать одним из тех счастливчиков, которые сдают экзамены раньше других и радуются результатам на пару месяцев раньше, достаточно не пропустить сроки подачи заявления и собрать все необходимые документы. Но обо всем по порядку.

Хочу быть одним из первых! Можно?

Для того чтобы экзамен могли сдать все желающие, его поделили на три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Досрочная сдача рассчитана в основном на выпускников прошлых лет - тех, кто хочет улучшить свои результаты ЕГЭ или тех, кто окончил школу до введения Единого госэкзамена. Выпускники этого года тоже могут сдать экзамены досрочно, но для этого педагогический совет школы должен дать допуск. Получить его можно при отсутствии академической задолженности и полном выполнении учебного плана.

В дополнительный экзаменационный период с 5 по 16 сентября сдать ЕГЭ по математике (базовый уровень) или русскому языку могут выпускники, которым не удалось набрать минимально необходимые баллы, то есть перейти порог, в мае — июне.

Главное требование, о котором нельзя забывать, — экзамен сдается один раз в год. Исключение составляют выпускники текущего года, не сдавшие ЕГЭ по русскому языку и математике (базовый уровень). Если вы не набрали минимальные баллы по одному из этих предметов, пересдать его можно в дополнительный период. По остальным предметам в случае неудачи попробовать свои силы можно будет только в следующем году.

Главное — не забыть паспорт

Для досрочной сдачи школьники подают заявление на участие в ЕГЭ в свою школу. Выпускникам прошлых лет необходимо подать заявление на участие в ЕГЭ в отделениях Регионального центра обработки информации Москвы (РЦОИ). Из документов понадобится паспорт и оригинал документа об образовании.

В заявлении нужно перечислить предметы, по которым вы планируете сдать экзамены. Для выпускников текущего года экзамены по русскому языку и математике (по любому из двух уровней) обязательны, остальные можно выбрать самостоятельно (чаще всего в зависимости от профиля вуза).

Паспорт будет нужен не только при подаче заявления, но и для допуска на сам экзамен — данные будут сверять со списком участников, который распечатывают из региональной информационной системы.

Вне зависимости от того, когда у вас будет экзамен, срок подачи заявлений один. В этом году досрочные ЕГЭ начались 23 марта и закончатся 14 апреля. Заявления нужно было подавать до 1 февраля 2017 года включительно. После этой даты рассматривались только заявления тех, у кого были уважительные причины, например по болезни. Прием заявлений прекращается за две недели до начала экзаменов.

ЕГЭ доступен всем

По желанию выпускников ЕГЭ и ОГЭ, при наличии достаточных оснований может проводиться досрочно. Для этого обязательно на момент сдачи ГИА успешно пройти промежуточную аттестацию и иметь допуск к сдаче ГИА. Порядок доспука к досрочной сдаче ГИА различается для разных категорий выпускников.

Выпускники 9-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ОГЭ только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.

26. Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в сроки, установленные в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящего Порядка, ГИА проводится досрочно, но не ранее 20 апреля , в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. (п. 26 )

Выпускники 11-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ЕГЭ по желанию.

29. Для обучающихся ГИА по их желанию может проводиться досрочно, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. ()

Выпускники прошлых лет, имеющие на руках аттестат об окончании 11 классов, выпускники колледжей, либо учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ГИА прошлого года и вышедшие из школы со справкой, сдают ЕГЭ исключительно досрочно или в дополнительные сроки.

Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится досрочно, но не ранее 1 марта, и (или) в дополнительные сроки проведения ЕГЭ в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Участие в экзаменах выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и соответствующего решения ГЭК. ()

В 2019 году досрочный период для ЕГЭ назначен с 20 марта по 10 апреля, для сдачи ОГЭ - с 22 апреля по 14 мая.

Как решить вопрос о сдаче ГИА в досрочный период

Учащиеся 9 класса дополнительно должны документально подтвердить, что сдавать экзамены в основной период они не могут по уважительной причине, такими уважительными причинами могут быть болезнь и необходимость прохождения курса реабилитации в основной и дополнительный период ОГЭ, переезд семьи на постояное место жительства в другую страну и другие исключительные случаи. К досрочной сдаче ОГЭ могут быть допущены выпускники 9 класса, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ОГЭ прошлого года и имеющие на руках справку с результатами промежуточной аттестации.

Для сдачи ГИА в досрочный период учащимся 11 класса нужно написать заявление на имя директора школы, указав причину. Как правило, необходимость сдать ЕГЭ досрочно возникает:

  • если в мае-июне они будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;
  • если выпускники являются участниками соревнований, олимпиад или конкурсов, а срок состязаний или тренировок совпадает со сроком сдачи ЕГЭ в основном потоке. Такие соревнования и олимпиады могут быть как общероссийского уровня, так и международного;
  • если одиннадцатиклассники планируют переехать жить в другую страну после окончания школы. Отметим, что переезд может быть связан не только с эмиграцией, но и с планами продолжить образование по студенческой визе в иностранном ВУЗе;
  • если выпускникам вечерних школ в этом году предстоит отправиться на военную службу.

Достоинства досрочной сдачи ЕГЭ

Варианты ЕГЭ досрочного потока не являются более лёгкими, чем варианты для основного потока. Уровень сложности всех вариантов текущего года аналогичен. Однако

Больше времени на выбор ВУЗа

Одно из главных преимуществ досрочной сдачи ЕГЭ – это дополнительное время на принятие важного решения. Выпускники, которые сдали ЕГЭ досрочно, к концу апреля уже знают свои результаты, и могут рассчитать свои шансы на поступление в выбранный ВУЗ. Для этого подойдут дни открытых дверей и ярмарки образования. А в случае, если результаты экзаменов не радуют выпускника, то решение о том, куда поступать и какую профессию выбрать, не придётся принимать в спешке.

Немаловажным является и уменьшение предэкзаменационной суеты. Последние два месяца учёбы не будут проходить в таком напряжении, как у остальных учеников, сдающих ЕГЭ в основном потоке.

Более спокойная атмосфера на экзамене

Первая весенняя волна сдающих ЕГЭ несопоставимо меньше основного потока. Так, в 2017 году в досрочной сдаче приняли участие 26,5 тысяч человек, а в основном потоке – 703 тысячи. Отметим, однако, что в 2018 году на досрочно волну пришлась 41 тысяча выпускников. Но несмотря на то, что количество досрочников выросло, по сравнению с основным потоком их всё равно очень мало. Легко представить уровень накала нервно возбуждённых выпускников, собравшихся настолько массово в основном потоке. Досрочная волна в таком сравнении выглядит намного спокойнее: в больших городах в экзаменационных пунктах могут собраться всего несколько десятков человек, а менее малочисленных населённых пунктах – единицы. Не стоит забывать и о выпускниках прошлых лет, которые могли передумать и не явиться на экзамен в досрочную волну. Кроме того, поскольку именно выпускники прошлых лет составляют основную численность досрочной волны, атмосфера в аудиториях образуется мене напряжённая, ведь они в силу возраста более спокойно относятся к экзаменам. Возможность успокоиться на экзамене крайне важна для получения успешных результатов. Так же маленькое количество человек в аудитории сводит к минимуму предварительный инструктаж: сверку штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее, что тоже уменьшает волнение.

Хорошая организация и комфортные условия

В 2018 году в досрочный период ЕГЭ сдавали около 41 тысячи человек, в основном это были выпускники прошлых лет. Поскольку сдающих было мало, было задействовано лишь 245 пунктов проведения экзаменов. Для маленького количества экзаменационных пунктов характерно удаление особого внимания всем организационным моментам. Поэтому в досрочный период практически не бывает технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. Также мала вероятность столкнутьсяс нехваткой дополнительных бланков или, например, отсутствием в аудитории часов.

Для многих городов России характерно очень переменчивое лето. Поэтому сдавать экзамены в конце мая и июне может быть не очень комфортно физически. Если во время экзамена выдастся жаркий день, то в аудитории может стать довольно душно, а организаторы не всегда соглашаются открыть окна. В холодное лето можно столкнуться с обратной ситуацией – в июне давно уже выключено отопление, аудитории выстужены и холод тоже мешает сосредоточиться. Весной, в досрочный период сдачи ЕГЭ, температура в аудитории более предсказуема.

Быстрая проверка

Поскольку в досрочный период сдачи ЕГЭ проверяется меньшее количество работ, эксперты справляются с проверкой быстрее. Обычно работы проверяют 7-9 дней, но баллы могут быть опубликованы и на несколько дней раньше. При сдаче в основном потоке проверка работ занимает около двух недель.


Минусы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Меньше времени на подготовку

Главным минусом досрочной сдачи ЕГЭ выступает меньшее количество времени на подготовку по сравнению с основным потоком. Наиболее важным недостатком это будет для одиннадцатиклассников, решивших сдать ЕГЭ досрочно. Это связано с тем, что некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в самом конце учебного года. Выпускникам придётся знакомиться с ними самостоятельно.

Неожиданность изменений в КИМ ЕГЭ

Как известно, каждый год варианты ЕГЭ изменяются. Поскольку досрочный период – это первая волна, на ней презентуются новые контрольно-измерительные материалы. Выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основном потоке, педагоги успеют подготовить к изменениям, ориентируясь на данные, опубликованные после досрочной сдачи. Такими данными выступают демо-версии ФИПИ и варианты, которые решали в досрочном потоке. Те, кто собирается сдавать экзамен весной, не могут рассчитывать на такую роскошь и должны быть готовы к неожиданностям.

Сложнее подготовиться

Выпускники, которые сдают экзамены в основном потоке, сдают сначала пробные ЕГЭ, которые проходят в конце учебного года. Из-за того, что досрочная волна сдачи проходит в марте-апреле, выпускники, присоединившиеся к ней, лишены возможности сдать экзамены пробно. Иногда можно встретить тренировочные экзамены в районных отделах образования, но часто такой экзамен оказывается платным. Многие ученики используют для подготовки онлайн-сервиры, но и этот способ может подвести. Часто владельцы сайтов при выкладке вариантов ориентируются на сроки сдачи основного потока и не успевают адаптировать КИМ под все изменения этого года.

Территориальная удалённость проведения ЕГЭ

Как мы уже упоминали, количество человек, сдающих ЕГЭ досрочно, немногочисленно. Соответственно, и пунктов проведения экзамена организуется гораздо меньше. Для сравнения в досрочный период в 2018 году было организованно 245 экзаменационных пунктов, а в основном потоке 2017 года – 4,5 тысячи. Это приводит к тому, что жители всех районов территориально большого города могут сдавать ЕГЭ по одному из предметов в одном пункте. Для жителей отдалённых районов это может быть довольно проблематично.

Дата публикации:

среда, июня 27, 2018

Безусловное право самостоятельно выбирать между досрочной и основной волной сдачи единого госэкзамена имеют право те, кто уже полностью освоил школьную программу. Это:


  • выпускники прошлых лет, вне зависимости от «срока давности» аттестата (сдавать досрочно имеют право и те, кто расстался со школой много лет назад и прошлогодние выпускники, желающие улучшить свои результаты);

  • выпускники техникумов, лицеев и училищ, уже полностью завершившие освоение курса общеобразовательной школы.

Кроме того, право сдавать ЕГЭ, не дожидаясь окончания последнего учебного года, имеют и некоторые категории одиннадцатиклассников. К их числу относятся:


  • выпускники вечерних школ, которым в этом году предстоит отправиться на военную службу;

  • ребята, которые после окончания школы уезжают на постоянное жительство в другую страну – вне зависимости от того, идет речь об эмиграции или студенческой визе для продолжения образования в иностранном вузе или колледже;

  • участники общероссийских или международных соревнований, олимпиад или конкурсов – в случае, если срок состязаний или тренировочных сборов совпадает с основным этапом сдачи ЕГЭ;

  • одиннадцатиклассники, которые в мае-июне будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;

  • выпускники российских школ, находящихся за границами России – в случае, если они располагаются на территориях со сложными климатическими условиями.

Для того, чтобы получить возможность сдать ЕГЭ досрочно, одиннадцатиклассники должны написать заявление на имя директора своей школы, указав причину.

Основные плюсы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Существует распространенный миф о том, что варианты ЕГЭ для досрочного периода проще, чем для основного. Это не так, уровень сложности вариантов для всех экзаменующихся текущего года аналогичен. Однако некоторые организационные особенности весенней «волны» действительно позволяют некоторым добиться более высоких баллов.


Меньше народу – меньше нервов


Досрочный период сдачи ЕГЭ несопоставим по массовости с основным. Например, в 2016 году по всей России досрочно экзамены сдавало 26 тысяч человек – а в летнюю «волну» число экзаменующихся приблизилось к 700 000. В итоге в мегаполисах пунктах приема экзамена собираются не сотни до предела взволнованных школьников – а всего лишь несколько десятков человек (а в менее крупных населенных пунктов счет «досрочникам» может идти и на единицы). Кроме того, некоторые выпускники прошлых лет, подавшие заявление на сдачу ЕГЭ, ко дню экзамена могут изменить свое решение и не явиться на испытание – в итоге в аудитории, рассчитанной на 15 человек, может в итоге сидеть 6-8 сдающих. Причем часть из них будет взрослыми людьми, обычно воспринимающими экзамен , чем среднестатистические школьники, «накрученные» многочисленными беседами о том, что ЕГЭ решит их судьбу.


Это делает общую психологическую обстановку на экзамене на порядок менее нервозной. А, как показывает опыт многих выпускников, возможность успокоиться и сосредоточиться во время сдачи ЕГЭ играет решающую роль. Кроме того, при малом числе сдающих значительно уменьшается время на предварительный инструктаж и «оргвопросы»: распечатку и раздачу заданий, проверку совпадения штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее. И это тоже снижает «градус волнения».



Четкая организация


Досрочная сдача ЕГЭ считается официальным стартом экзаменационной кампании. В это время в регионах работает лишь несколько экзаменационных пунктов, при этом организации работы в них уделяется огромное внимание. Поэтому, несмотря на то, что именно во время досрочного периода обычно «обкатывают» все процедурные новшества, сбоев, технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. И вероятность столкнуться, к примеру, с нехваткой дополнительных бланков или отсутствию в аудитории часов стремится к нулю.


Предсказуемый микроклимат в аудитории


Сдача экзаменов в конце мая и июня таит в себе еще одну опасность – в жаркие дни в экзаменационной аудитории может оказаться очень душно, а прямые лучи летнего солнца могут добавить неприятных ощущений. При этом организаторы экзаменов далеко не всегда соглашаются открыть окна. Весной, в отопительный сезон, температура воздуха в аудитории более предсказуема, и всегда можно одеться «по погоде», чтобы во время экзамена не мерзнуть и не потеть.


Быстрая проверка


Во время досрочного периода ЕГЭ нагрузка на экспертов, проверяющих работы, гораздо ниже – и, соответственно, работы проверяются быстрее. Ждать результатов на следующий день после экзаменов все равно не стоит – официальные сроки проверки работ досрочного периода обычно составляют 7-9 дней, при этом баллы могут быть опубликованы и за пару дней до установленного срока. Во время основного периода школьникам обычно приходится ждать результаты ЕГЭ около двух недель.


Время на разработку стратегии поступления


Сдающие ЕГЭ досрочно уже к концу апреля точно знают свои результаты – и у них есть еще два месяца на то, чтобы детально проанализировать свои шансы на поступление в тот или иной вуз по выбранному направлению, «прицельно» сходить на дни открытых дверей и так далее. И, даже если результаты оказались ниже ожидаемых – времени на то, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, предостаточно.


Кроме того, учащиеся выпускного класса, «отстрелявшиеся» с экзаменами, могут весьма расслаблено провести два последних месяца школьной жизни. Пока их одноклассники усердно готовятся к экзаменам, пишут пробники и бегают по репетиторам, им можно с чувством выполненного долга заняться своими делами.


Недостатки досрочной сдачи ЕГЭ

Меньше времени на подготовку


Главный минус сдачи ЕГЭ в досрочный период очевиден: чем раньше дата экзамена, тем меньше времени на подготовку. Особенно важным это может оказаться для выпускников текущего года – ведь некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в четвертой четверти последнего школьного года. В таком случае знакомиться с ними придется самостоятельно, или же с помощью репетитора.


Первая «обкатка» изменений в КИМ ЕГЭ


Контрольно-измерительные материалы по большинству предметов претерпевают изменения, и досрочный период сдачи ЕГЭ – это еще и первая всех нововведений «в боевых условиях». Во время подготовки к экзаменам основного периода экзаменующиеся и их педагоги используют в качестве «официальных ориентиров» и демо-версии ФИПИ, и опубликованные «постфактум» варианты досрочников. Сдающие экзамен весной такой возможности лишены – они могут использовать в качестве примера комплекса заданий лишь демонстрационный вариант. Поэтому шансы столкнуться с неожиданным заданием во время досрочного периода значительно выше.



Меньше возможностей для подготовки


Школьники, сдающие экзамены в марте-апреле, не имеют возможности принять участие в пробных экзаменах, которые обычно проходят в самом конце учебного года. Впрочем, районные отделы образования обычно проводят тренировочные экзамены и в более ранние сроки – но чаще всего эта услуга оказывается платной.


Кроме того, использование -сервисов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ тоже может вызвать затруднения: выкладывая варианты, соответствующие КИМ текущего года, владельцы таких сервисов как правило ориентируются на сроки основного периода. И, если вы сдаете предмет, в котором в текущем году ожидаются серьезные изменения – шанс на то, что за месяц до досрочного экзамена вам удастся найти сервис с достаточным количеством «правдоподобных» вариантов, хорошо адаптированных к экзамену текущего года, довольно низок.


Сдача экзаменов от дома


Поскольку число сдающих ЕГЭ досрочно невелико, число экзаменационных пунктов также сильно сокращается. Например, жители всех районов большого (и географически «разбросанного») города, могут сдавать ЕГЭ по данному предмету лишь в одном пункте. И для тех, кто живет в отдаленных или «проблемных» в транспортном отношении районах города, это может стать серьезным недостатком. Особенно с учетом того, что экзамены по разным предметам могут проходить в разных местах города, так что маршрут и время в пути каждый раз придется рассчитывать заново.


Создатель ЕГЭ: «Использование этого теста не принесет пользы российскому образованию»

До того, как закон о ЕГЭ вступит в силу остался месяц. Владимир Хлебников – это тот самый человек, который разработал технологию тестирования еще до начала эксперимента по ЕГЭ для централизованного добровольного абитуриентского тестирования, и с самого начала эксперимента руководил центром обработки результатов ЕГЭ. Ему лучше всех были видны и недостатки методики. Но когда он начал о них открыто говорить, это оказалось никому не нужно. Ведомство не пожелало ничего радикально менять.
Из статьи В. Хлебникова в «Новой газете»:

Главное в ЕГЭ – это результаты. Что же измеряет ЕГЭ?!

Можно с уверенностью сказать, что смысл оценок по результатам ЕГЭ (тестовый балл) не понимает практически никто. Пусть два учащихся с примерным одинаковым уровнем подготовленности участвовали в тестировании. Каждый из них получил свой вариант теста. Варианты имели разную сложность. Одному ученику достался вариант более простой, а другому более трудный. Это явление весьма распространенное, т.к. создать даже два варианта теста одинаковой сложности практически невозможно.

Все участники, набравшие одинаковое число верных ответов (первичных баллов), получат одинаковый тестовый балл вне зависимости от сложности доставшегося варианта теста.

А эти варианты ох как отличаются друг от друга по сложности! Специалисты это хорошо знают.

Такой ЕГЭ не гарантирует точные и справедливые результаты. Следовательно, результаты ЕГЭ нельзя использовать для отбора поступающих в вузы, ввиду их научной необоснованности!

Гораздо хуже обстоит дело с использованием результатов ЕГЭ для целей итоговой аттестации. Повторим, что методика расчёта тестовых баллов ЕГЭ определяет уровень подготовленности учащихся, сравнивая их знания друг с другом, но не сравнивая с требованиями учебной программы. Эта методика предназначена только для отбора поступающих в вузы. Сделать суждение о степени освоения школьного предмета для итоговой аттестации по результатам ЕГЭ в принципе невозможно.

До сих пор, никакие даже самые продвинутые тестологи мира не смогли создать теста, который мог быть использован для целей итоговой аттестации и для отбора наиболее подготовленных поступающих в вузы.

Наши коллеги в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане не совмещают итоговую аттестацию со вступительными испытаниями. Государственные испытания в тестовой форме проводятся только для отбора поступающих в вузы, причем с привлечением служб национальной безопасности.

Россия пошла иным путём, который при всей его кажущейся привлекательности, не имеет последователей. Отмеченные недостатки являются основными, препятствующими достижению поставленных целей ЕГЭ.

Можно ли исправить имеющиеся недостатки?

Для отбора поступающих в вуз проблема решается просто. Для этого достаточно изменить методику обработки первичных баллов таким образом, чтобы она учитывала различную сложность используемых вариантов тестов. Это сделать нетрудно, так как такая методика существует и много лет используется при проведении абитуриентского централизованного тестирования.

Многочисленные иные недостатки ЕГЭ при этом остаются, но о них скажем позднее.

Для целей итоговой аттестации проблема с ЕГЭ ремонту не подлежит. Итоговая аттестация требует иных измерительных материалов и методик обработки результатов их использования.

Процедуры итоговой аттестации и отбора поступающих в вузы несовместимы. Их необходимо разделить.

Перевод тестовых баллов ЕГЭ в пятибалльную шкалу для целей итоговой аттестации чиновники осуществляют произвольно. В первые годы эксперимента по введению ЕГЭ за основу бралось правило: двоечников и отличников устанавливалось по десять процентов от общего числа участников. Троечников и хорошистов – по сорок процентов от общего числа участников. В последующие годы доля учащихся с различными отметками во избежание нелепицы корректировалась. Так, например, неприлично ставить отметку «удовлетворительно» по математике за три-четыре верных ответа. На простейшие вопросы в части «А» даже восьмиклассник даст три-четыре верных ответа. Учащиеся 10-11-ых классов сразу смекнут, что тройка им уже гарантирована, и далее всерьез учиться не будут. Вот и пришлось для сохранения приличия ставить тройку за большее число верных ответов. А это привело к тому, что доля двоечников по математике возросла до стабильного по годам уровня в 22 – 23 процента от общего числа участников. Так уж учат у нас в школе математике. Рассмотрим вопрос о погрешности измерений учебных достижений, получаемых при проведении ЕГЭ.

В Федеральном центре тестирования проводились расчеты погрешностей результатов ЕГЭ. Было определено, что в середине шкалы измерений (от 40 до 60 баллов) величина погрешности практически по всем предметам составляет ± 3 тестовых балла. Погрешности возрастают по мере смещения в сторону более низких и более высоких оценок. В районе 90 баллов погрешность составляет от 5 до 10 тестовых баллов. Эта погрешность неустранима при нынешней идеологии ЕГЭ, т.е. как говорят математики, - это погрешность метода. На практике это означает, что вуз, выбирая из двух поступающих с результатами 84 и 86 баллов по предмету, отдает предпочтение, казалось бы, лучшему – 86 балльному результату. В некоторых вузах результат меньше 85 баллов вообще не рассматривается. А на самом деле результаты этих поступающих 84±5 и 86±5 баллов, и кто из них лучше знает предмет уже не очевидно. Если тестовые баллы испытуемых отличаются друг от друга на величину меньшую, чем погрешность измерения, то делать суждение о превосходстве того или иного результата не корректно. Из этого следует, что ЕГЭ плохо дифференцирует испытуемых в наиболее важной для приема в вуз зоне – области наивысших тестовых баллов. Имеет ли право ЕГЭ на систематические неточности такого размера? Ничего не подозревающим выпускникам школ и приёмным комиссиям вузов величина тестового балла объявляется без тени сомнения.

Неучёт факта, что погрешность измерения в области высоких баллов недопустимо велика, приводит к тому, что результаты, указанные в свидетельствах ЕГЭ, не отражают реального уровня подготовленности испытуемых. Это зачастую вызывает неосознанное, но интуитивно верное возмущение выпускников и их родителей.

Обсудим коротко экзаменационные материалы, используемые при проведении ЕГЭ. Их разрабатывает специализированное государственное учреждение Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ежегодно для ЕГЭ по каждому предмету необходимо разработать десятки, а по математике и по русскому языку по сотне оригинальных вариантов тестов высокого качества. Разные варианты тестов должны быть в идеале одинаковой трудности и с одинаковыми измерительными свойствами. Эта задача невыполнима! Общественность не знает, по каким параметрам и измерительным свойствам отбираются тесты ЕГЭ. Материалы сдаются в тираж в феврале – марте. Удовлетворительное опробывание (не путать с апробацией) тестовых материалов к этому сроку провести невозможно. Измерительные свойства тестов, используемых в ЕГЭ, не знает никто ни до, ни после экзамена.

Ввиду высокого статуса ЕГЭ, к разработке измерительных материалов потянулось множество специалистов – предметников. Для них ЕГЭ – это и заработок, и престиж. Выбрать было из кого. Отобрали самых «маститых». Ну не могут они делать простенькие задания. И в части «С» появились задания убойной силы, причем не лучшего качества за исключением задач типа С3. Ну и кто может их выполнить? Все задания части «С» выполняют единицы испытуемых, а двоечников по математике более двадцати процентов от общего числа участников ЕГЭ, т.е. более двухсот тысяч человек. Зачем задания с такой трудностью тиражировать, рассылать по всей стране, собирать предметные комиссии для проверки, расходовать государственные средства? Все это ради единичных случаев, в то время, как сотни тысяч выпускников требуют более пристального внимания. Для чего делается такой разброс трудности заданий? Видимо у руководителей эксперимента была уверенность, что одним достаточно коротким тестом возможно оценить знания всех учащихся (и посредственных, и элитных). Но это невозможно. Кто из ученых дал такой совет? Нет таблетки от всех болезней.

Структура тестовых материалов ЕГЭ плохо продумана и нуждается в переработке.

Казалось бы, что качество тестов должно расти вместе с опытом их разработки. Но этого не происходит. Нарекания со стороны специалистов были ранее, есть и сейчас. Не вдаваясь в подробности, можно смело утверждать, что по процедуре разработки экзаменационных материалов ЕГЭ необходим соответствующий государственный стандарт, утверждённый Агентством по техническому регулированию (бывший Госстандарт). Содержание экзаменационных материалов, как и прописано в законе, остается в ведении системы образования. Но процесс разработки экзаменационных материалов, требования к качеству тестов, к их измерительным свойствам, их трудности, способности дифференцировать учащихся по степени подготовленности и прочим свойствам нужно определить и описать в соответствии с хорошо продуманной процедурой разработки стандартов. Иначе не понятно, что за тесты используются при проведении ЕГЭ. Неизвестны их измерительные свойства. С какой погрешностью они определяют уровень подготовленности учащихся? Никто не знает ответа на эти вопросы. Никогда не публикуются материалы с характеристиками используемых тестов. На Западе такие публикации совершенно обязательны. Руководители Рособрнадзора такие задачи перед исполнителями не ставят. А те и довольны. Сами тесты разрабатывают, сами же их и хвалят. Хотя и признают, что бывают отдельные недостатки.

Исключительно большое значение для ЕГЭ имеет проблема информационной безопасности. Несанкционированное вмешательство в любой технологический элемент ЕГЭ может исказить результаты не только одного испытуемого или небольших групп на уровне класса или школы. Распространение злоумышленниками по каналам Интернет накануне экзамена похищенных вариантов тестов и ответов к ним может привести к искажению результатов ЕГЭ в целых регионах. Выпускники могут несправедливо получить высокие тестовые баллы, и аннулировать их будет невозможно. В вузы будут зачислены совсем не лучшие поступающие. Заметим, что самый большой вред – преждевременное раскрытие тестовых материалов в Интернете – совершают люди с наименьшей материальной мотивацией – хулиганы.

Нередки случаи прорешивания экзаменационных заданий группами преподавателей, собранных в якобы опечатанных кабинетах пунктов проведения ЕГЭ. Возможна подмена бланков ответов избранных испытуемых из резервных комплектов бланков и т.д. Сколь бы ни была изощрённой технология ЕГЭ, всех мер предосторожности предусмотреть невозможно. Свидетельством этого являются аномальные факты массового получения чрезвычайно высоких результатов ЕГЭ. Например, в 2005 году в ряде сельских районов Башкирии на ЕГЭ по математике оценку «отлично» получили до 85 процентов экзаменующихся. В том же году в одном из районов Кировской области были получены самые высокие в стране результаты по русскому языку. Такие результаты выпускникам Москвы и Санкт – Петербурга не снились. Досадно, что зафиксировать нарушения на месте или отменить самые вопиющие результаты невозможно. Не позволят установленные организаторами правила и круговая порука.

Вмешательство в результаты ЕГЭ возможно! Это реальный факт. Процедура ЕГЭ не даёт никаких гарантий того, что несанкционированное вмешательство исключено.

Высокий статус ЕГЭ создаёт сильнейшую мотивацию к получению высоких результатов у выпускников и их родителей. С другой стороны, по долгу службы учителя и руководители органов управления образования тоже далеко не безразличны к тому, как выглядят их выпускники и подведомственные учреждения по результатам внешнего контроля, т.е. ЕГЭ. Имеем уникальную ситуацию – стремление всех лиц, причастных к ЕГЭ, к высоким результатам. А это сила не малая. Уже выработался простой и безопасный способ всё устроить. Суть его такова. За несколько дней до экзамена учителя проводят консультации для выпускников. В органы управления образованием субъектов Федерации к этому времени уже поступают материалы ЕГЭ по соответствующему предмету. Материалы поступают с запасом, так что досрочное вскрытие одного «Секьюрпака» и ознакомление с его содержанием совершенно незаметно. Всем известно, что по каждому предмету на регион имеется всего лишь пять оригинальных тестов. Остальные варианты формируются путем перемешивания заданий из пяти оригинальных. Далее совсем просто. Из реальных материалов ЕГЭ специалисты – предметники быстро делают похожие тесты – аналоги. Материалы тиражируются и рассылаются в школы для использования на консультациях. Там материалы прорешиваются. Через пару дней выпускники на экзамене получают тесты, содержащие задания очень похожие на те, которые разбирались на консультации. Абсолютно точно повторить решения и указать верные ответы на все задания не сможет никто, но можно гарантировать, что в целом весь массив выпускников получит более высокие тестовые баллы ЕГЭ. Выбросов аномально высоких результатов не будет. Все довольны – выпускники, родители, учителя, руководители и пр. Выявить нарушение невозможно.

Так изящно вскрывается система информационной безопасности ЕГЭ. Преодолеть её возможно только одним способом – абсолютно отстранить от процедуры ЕГЭ всех работников системы образования – от министра до дворника!

А без этого вся суета с ЕГЭ – пустые хлопоты.

Зафиксируем изложенное.

Оценки в свидетельствах ЕГЭ, которые должны стать единственным критерием для приема в государственные вузы России, научно не обоснованны. Они определены без учета сложности вариантов тестов, что в принципе приводит к завуалированной несправедливости.

Использование результатов ЕГЭ для итоговой аттестации в школах недопустимо, так как ЕГЭ не оценивает степень освоения учащимися предмета. Методика расчета тестовых баллов ЕГЭ для этого совсем не предназначена. ЕГЭ тут вообще не причем. Школьные отметки по методике Рособрнадзора можно выставлять без всякого ЕГЭ. Для этого управлениям образования надо указать установленный свыше процент двоек, троек, четвёрок и пятёрок по предметам. Абсурд? Да! Но именно так всё и происходит. Только после проведения дорогостоящей процедуры ЕГЭ.

Доля учащихся, которым выставляется соответствующая школьная отметка, волюнтаристски назначается чиновниками. Для проведения ЕГЭ ежегодно привлекается более миллиона человек – выпускников и организаторов. Тысячи преподавателей – предметников разрабатывают тестовые задания. Тестовые материалы печатаются, упаковываются, рассылаются. Ответы обрабатываются. Расходуются громадные государственные средства. И всё впустую. Вся акция ЕГЭ методически не продумана и своих целей, в принципе, достичь не может.

В этом не ничего удивительного, т.к. при проведении эксперимента по введению ЕГЭ серьёзной подготовительной работы не проводилось. Концепции, технического задания, рабочего проекта, цели, задач, рабочих гипотез при проведении эксперимента по введению ЕГЭ не было. Нет критериев, по которым можно судить об успешности эксперимента.

Главная причина состоит в исключительно высоком статусе результатов. Целью школы стало теперь не обучение и развитие личности учащихся, а погоня за высокими показателями при сдаче ЕГЭ. Учебный процесс в старших классах существенно меняется. Школа стала не учить, а натаскивать на конкретные задания, вопросы, темы. Учебная программа меняется. Фактически сокращается число часов преподавания математики. Учитель вместо объяснения материала вынужден с февраля месяца натаскивать выпускников на задания в форме ЕГЭ. Литература перестала быть обязательным предметом. Подвижки происходят по всем дисциплинам, контроль за освоением которых происходит в форме ЕГЭ. И кто, глядя на это, скажет, что наши дети стали более образованными? Вред от таких побочных эффектов ЕГЭ много больше, чем польза от использования единой процедуры и тестов на экзамене.

Резюме.

Вводимый законом с 2009 г. ЕГЭ научно необоснован, неправильно сконструирован, имеет массу существенных недостатков. Его использование не принесет пользы Российскому образованию.

Введение ЕГЭ целесообразно приостановить.

Необходимо с учетом накопленного опыта пересмотреть его основные положения. Создать концепцию по оцениванию учебных достижений учащихся, получить общественное согласие, разработать и внедрить новые методы и процедуры оценивания. Создать в России научную школу по оценке учебных достижений учащихся. Гордиться полученными результатами.

Не допускать возврата к ситуации десятилетней давности, когда оценки в школах и при поступлении в вузы отдавались на откуп тем же школам и вузам.

Это означало бы не только признание ошибок, допущенных при введении ЕГЭ, но и отбросило бы Российское образование на много – много лет назад. Нельзя предавать забвению труд сотен и тысяч энтузиастов по созданию в России научных и производственных основ объективного оценивания учебных достижений. Это было бы регрессом и ошибкой.

Владимир Хлебников,
доктор технических наук

«ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». На секундочку мне показалось, что сейчас июнь, я выпускница, и впереди ещё 4 экзамена. Но нет, сейчас конец марта, я уже официально «ВПЛ», то есть выпускник прошлых лет, и впереди разве что летняя сессия.

Как вы уже наверняка догадались, речь сегодня пойдёт о моем опыте пересдачи ЕГЭ.

0

Попытка номер два

По традиции, разобью статью на несколько пунктов, каждый из которых будет являться ответом на вопрос.

1. Зачем?

Я решила пересдать некоторые экзамены (а именно математику и обществознание) , так как хочу улучшить свои результаты и попробовать этим летом перепоступить в другой вуз – Высшую школу экономики (на данный момент я учусь в Финансовом Университете).
В прошлом году мне не хватило 2 (!!!) балла, чтобы поступить на бюджет Вышки. Но, как известно, результаты ЕГЭ действуют 4 года, и никто не запрещает нам перепоступать в другие вузы. Именно поэтому в этом году я собираюсь «попытать счастья» еще раз.

2. Как регистрироваться?

Логичный вопрос, учитывая, что я больше не являюсь ученицей и не могу просто положиться на администрацию школы.

Чтобы зарегистрироваться на ЕГЭ, выпускники прошлых лет должны прийти в ближайший Департамент образования или РЦОИ и написать такое же заявление, которое писали в 11 классе. Только стоит помнить, что сделать это необходимо до 1 февраля!

И да, у нас есть выбор! Не обязательно сдавать в досрочный период (март-апрель), можно выбрать и резервный, который проходит в конце июня.

3. Отличается ли чем-то процесс сдачи?

Абсолютно нет! Вы также должны прийти на ППЭ к 9:00, сдать все свои вещи и взять только черную гелевую ручку и паспорт без обложки.

Из нововведений этого года (по крайней мере у меня в прошлом году такого не было) – теперь все задания поступают в ППЭ на электронном носители, и КИМы распечатываются в аудитории прямо при вас.

4. Правда ли, что в досрочном периоде задания легче?

Вопрос, интересующий многих.

В прошлом году, когда я была еще школьницей и, как и все, готовилась к экзаменам, прорешивая десятки вариантов, я не могла не заметить то, что досрочный вариант ЕГЭ по математике был совсем несложным и абсолютно решаемым. Тогда моя учительница по математике сказала мне и моим одноклассникам, чтобы мы даже не надеялись на такой низкий уровень сложности основного периода сдачи ЕГЭ.

Увы, она оказалась права.
2 июня 2017 года (да, я до сих пор помню дату) стал для меня днем разочарования, ведь на экзамене мне удалось решить крайне мало - лишь первую часть и 13ое задание из второй части. Самой большой печалью стало то, что я не решила свою любимую экономическую задачу (17 задание).

Что же было в этот раз?
В этот раз все было намного легче, чем на основном периоде. Причем это касается как первой, так и второй части. Мне удалось решить всю первую часть, а также 13, 15, 17 (да! Я все-таки решила его!) и 19 задание пункт "а".

Так что почти с полной уверенностью могу сказать, что задания в досрочном периоде действительно легче (или просто мне так повезло?).

5. К чему же написана эта статья?

Эта статья написана в том числе для того, чтобы те, кому не удастся с первого раза сдать ЕГЭ на удовлетворяющий их балл, не боялись пересдавать его. Кроме того, отправиться на ЕГЭ в досрочный период смогут решившиеся на gap-year (о нём вы можете прочитать в этой статье ).

Как видите, сдающие в досрочный период выпускники прошлых лет – это не обязательно неудачники, не сумевшие сдать экзамен с первого раза. Возможно, это люди, которые просто хотят улучшить свои результаты и на следующий год с более высокими баллами составить конкуренцию при поступлении именно вам)

Алина Григорьева

Свежие публикации

«И чтоб к следующему занятию выучили все определения!» - кошмарный сон бывшего школьника прерывается пробуждением, и, благополучно смахнув пот со лба, он с несвойственным удовольствием собирается на работу (главное, что не в школу!).