Болезни Военный билет Призыв

Социально коммуникативная компетенция воспитателя доу. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога. Причины во взаимоотношениях педагогов и детей

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ДОУ: когнитивно — рефлексивный критерий включает в себя показатели: знание о сущности и роли коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями; мотивационный критерий включает показатели: понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности; эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие в общении.

На основе данных критериев были определены уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий, которые будут использованы при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследователи выделяют ряд проблем в сформированности коммуникативной компетентности в работе педагога с родителями и считают, что их возможно через целенаправленную методическую работу с педагогами при этом будут учитываться критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил, для проверки гипотезы, провести эксперимент, который проводился на базе МДОУ № 166 города Иркутска. В исследовании приняли участие педагогический коллектив – 10 человек и родители – 25 человек (выборка по 5 человек из каждой возрастной группы).

Целью констатирующего этапа было выявить особенности и уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями.

Для изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями были использованы следующие методики:

Методика 1. Анализ планов воспитательной работы старшего воспитателя.

Цель: проанализировать годовой план старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Методика 2. Анкетирование «Осознание педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями» (авторская).

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями.

Методика 3. Коммуникативная компетентность педагога, глазами родителей (авторская).

Цель: выявить проблемы в общение в системе «педагог», «родитель», оценить уровень коммуникативной компетентности педагогов с позиции родителей.

Методика 4. Методика оценки уровня общительности педагога (автор В.Ф. Ряховский).

Цель: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Диагностика коммуникативной компетентности показала, что уровень коммуникативной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем уровне. К высокому уровню отнесли 30 % педагогов. К среднему уровню мы отнесли 60% педагогов. К низкому уровню мы отнесли 10% педагогов.

При проведении диагностики нами были выявлены следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями: педагоги осознают необходимость повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями, считают, что необходимо формировать её целенаправленно, выделяют проблемы во взаимодействии с родителями, но часто не находят эффективные пути решения при взаимодействии с родителями.

Целью формирующего этапа являлось формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа:

Подготовительный этап

Цель: разработать план-программу работы методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

Основной этап «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями».

1 блок (когнитивно-рефлексивный).

Цель: формировать представления о сущности и значение коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;

2 блок (мотивационный).

Цель: стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

3 блок (эмоционально-поведенческий)

Цель: стимулировать педагогов дошкольного образовательного учреждения решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом.

Заключительный этап

Цель: «Представление опыта коммуникативной компетентности в общении с родителями

Нами был разработан перспективный план-программа на год: с сентября по май. Всего было запланировано 10 встреч.

Основной этап состоял из трех блоков:

Первый блок был направлен на формирование представлений о сущности и значении коммуникативной компетентности. В рамках второго блока мы старались стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями. В рамках третьего блока , который был направлен на стимулирование педагогов решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом. Весь блок мы реализовали через практико-ориентированные занятия — тренинги.

По окончании был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить эффективность проведенной работы.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в формировании коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждении в работе с родителями. С высоким уровнем коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 40% педагогов (ранее 20%), со средним уровнем формировании коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 60% педагогов (ранее 60%). Низкий уровень после формирующего эксперимента отсутствует.

На наш взгляд системная, поэтапная целенаправленная работа, а так же созданные условия: активное участие в методической работе: педагогов в семинарах-практикумах, тренингах, деловой игре; основой методической работы являются критерии коммуникативной компетентности педагогов ДОУ, что и подтвердило нашу гипотезу.

Семинары-тренинги.

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ».
«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).
Профессия педагога , воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.


Задачи:

  1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

  2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

  3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

  4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Тренинговая работа с педагогами ДОУ состоит из подготовительного этапа и 2 встреч в формате семинаров-тренингов. Продолжительность которых не превышает полутора часов, что прекрасно подходит для реализации в условиях дошкольного учреждения (время дневного сна).
Подготовительный этап:
На данном этапе педагогам была предложена:

  1. Диагностика уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому), (приложение №1)

  2. Определение стиля общения педагога с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №2).

  3. Анкета “Самооценка качеств, важных для общения” (приложение №3)
Результаты, полученные в ходе диагностики , способствовали осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.

Далее с педагогами были проведены 2 встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.


Занятие I

Барьеры эффективного общения
Задачи:


  • Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

  • Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

  • Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы.

  • Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ход встречи

Здравствуйте, коллеги, давайте начнем нашу встречу с упражнения.


  1. Упражнение “Рады встрече”(10 мин.)
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени. Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
2. Упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”(5 мин.)

Разбейтесь на пары, сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы ― выполнять их. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, позна­комьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся , они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра.

Какие чувства возникают в ходе упражнения, что понравилось больше?

Итог: Изо дня в день каждый выполняет какие-то обыденные действия, манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, например, закрыть глаза…и мир меняется. Обыденность представляется чем-то неопознанным. Как здорово уметь видеть новое в старом, хорошее в плохом, уметь анализировать и черпать нужное для себя.

Цель: развитие фантазии и ораторских навыков.

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике.

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать предметы, находящиеся в комнате , и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 5 минут.

4.Упражнение “Интервью”(20 мин.)

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. Для этого мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым и в течение 1 минуты задаются респонденту вопросы. Следующую минуту меняемся ролями.

На презентацию своего коллеги дается не более 1 минуты. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За одну минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность. Идет работа в парах в течение 2 минут.

Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?

Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

5. Групповая дискуссия (10 мин.)

Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

6. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями” (Приложение №4)

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии , а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

7. Упражнение “Построимся”(10 мин.)

Описание упражнения: ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Итог: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые все попадают, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Итог встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз , прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Встреча II.

«Навыки эффективного общения».

Задачи:


  1. Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.
Ход встречи

  1. Упражнение “Поменяйтесь местами, кто...”(10 мин.)
Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы

Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.

Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, меняются местами те, кто:

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Работает педагогом уже больше 10 лет;

Мечтал быть педагогом с детства и т.д.

2. Упражнение на умение интонировать (10 мин.)

Произнести следующую фразу: “Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

3. Упражнение “Диалог с ролями”(10 мин.)

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

4. Мини-лекция: “Торт общения”(5 мин.) (приложение №5)

5. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”(10 мин.) (приложение №6)

6. Выдача памятки “Правила активного слушания”

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

7. Упражнение “Активное слушание”(15 мин.)

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

Инструкция: Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания (раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).

Упражнение мы будем выполнять в тройках. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого хотели бы узнать поближе (деление в тройках на первые, вторые, третьи номера).

Третий номер из вас будет "говорящим", второй - "слушающим", а первый – «наблюдателем».

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания.

Итак, "говорящий" в течение 2 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе». Правила хорошего слушания отслеживает, а затем анализирует "наблюдатель".

Через 2 минуты беседу остановить.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этой части задания очень серьезно , потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться, и открыто говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, дать следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение 2 минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 2 минуты беседу остановить и предложить перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за 2 минуты должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 2 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения «наблюдатели» анализируют проведенное упражнение, учтены ли все правила «активного слушания».

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?

О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?

Какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались? и т.д.

Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого , осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

8. Мини-лекция(5 мин.)

Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.

Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”

Позиция “Я” в роли “взрослого” – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. Характерная особенность позиции – целесообразность во всем.

Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.

9. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении(10 мин.)

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).

Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

10. Мини-лекция “Важные средства общения”(10 мин.)

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта , то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза .

Роль глаз в невербальном канале общения очень значительна. Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной силы” и ”сияющие звезды” часто соотносятся с психическими состояниями. Глаза являются важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать.

Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Вообще наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени, редко пользуется доверием. При переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.

Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Психологическое пространство . В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них. Если это расстояние больше 5метров, то вряд ли получится долгий разговор.

Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми.

С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.

Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.

Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м - до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

Однако нет точного расстояния удобного для всех людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.

11. Упражнение “Рюкзачок”(10 мин.)

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 2 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной. Собирать рюкзачок будем всей группой друг другу.


12. Обратная связь (5 мин.)

Предлагается заполнить анкету:

Имя участника

1. Степень включенности (от 0 до 10)

Что мешает Вам быть более включенным в занятие?

2. Самые значимые полезные для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

3. Что Вам не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

4. Ваши мысли после этого занятия

5. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)
В дальнейшем возможна работа с педагогами в рамках семинаров-тренингов по следующей тематике: «Конфликты», «Эмоции», «Стресс», «Навыки командного взаимодействия в работе с семьями воспитанников», «Развитие креативного мышления в работе с родителями, образности публичного выступления», «Развитие навыков эмпатии , точного восприятия партнеров по общению» и другие.

Приложения.

Приложение №1.

Диагностика : оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колени?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди , ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании , однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многослойны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Приложение №2.
Диагностика : определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, - 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени - 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, - 2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением - 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями - научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания , умения и навыки ребенка - в большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями - показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего - это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты - не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48 баллов и выше - выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47-43 балла - умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42-38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

Приложение №3
Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:


  • Открытость

  • Отзывчивость

  • Доброта

  • Внимательность к людям

  • Умение решать конфликты

  • Тактичность

  • Вежливость

  • Готовность к сотрудничеству.

Приложение №4

Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации , родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться , самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях , и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Приложение №5

Мини-лекция: “Торт общения”(5 мин.)

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

Я хороший – ты плохой (позиция сверху)

Я плохой – ты хороший (позиция снизу)

Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:

– что я чувствую, что чувствует другой?

– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать , амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должен уметь управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”.

Приложение №6

Мини-лекция Что такое “активное слушание?”(10 мин.)

Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и специалистам, тесно связанным с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае , если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника - означает:

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособие /И.В. Вачков. – 2-е изд – М: - 2003.

2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом авт-сост – Т.А. Данилина. Т.С Лагода, М.Б. Зуйкова – М. – 2003

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.

4. 3.Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 – 256с.

5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.

7. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. Сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011.

8. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС – 2009.

Дата публикации: 06.02.16

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам педагога. Образ педагога XXI века сопровождается такими личностными качествами как любовь к детям, доброта, понимание, обаяние, ответственность, требовательность, объективность, чуткость, популярность у детей и родителей, эмоциональность, терпеливость, заинтересованность, толерантность, самокритичность и объективная самооценка. Профессиональные качества такого педагога – это наличие когнитивных способностей, адаптивный компонент, владение здоровьесберегающими технологиями, коммуникативная компетенция, социальные качества.

«Такие качества специалиста после окончания педагогического вуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент» (Вардаян Ю.В., 2011 С. 93).

Педагог и ученый А.И. Щербаков считает, что «успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации» (http://nsportal.ru/) . «Функции педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дошкольного учреждения и современными требованиями к нему» (Сидорова О.Ф., 2007 С. 163).

Теоретической основой для выделения ключевых компетенций и функций педагогов дошкольного образования послужили труды отечественных авторов. Так, например, А.С. Белкин и В.В. Нестеров рассматривают компетенции как совокупность профессиональных полномочий, функций, которые необходимы для условия эффективной образовательной деятельности (Белкин А.С., Нестеров В.В., 2003 С. 110). Е.А. Панько (1986) основными функциями педагога ДОУ считает: развивающую (воспитывающую и обучающую), коммуникативную, диагностическую, организаторскую, материнскую (охрана и укрепление здоровья детей), коррекционную и методическую.

«Одним из важных требований к профессиональным качествам педагога остается наличие у педагога высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности. Такой воспитатель должен знать: современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и мультимедийным оборудованием» (http://www.ggpi.org/news.php). «Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, о роли месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картиной мира» (Шумакова К.С., 2008 С. 63). «Безусловно, чтобы безупречно выполнять такие требования, педагогу следует развивать коммуникативную компетентность. Это, своего рода, двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков, а с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Потому развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект - субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект - объектных - репродуктивных, операциональных составляющих» (Сидоренко Е.В., 2003С. 73).

«В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связаны с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности» (Самородова А.П., 2006 С. 295).

В своей статье, «Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура», А.П. Самородова (2006), в качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения выделила: человеческие (ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала), духовные (совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка), практические (способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности, личностные (педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия).

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что большое количество возникающих развивающих программ для детских садов требует не просто повышения квалификации воспитателя – в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности.

Литература:

  • Вардаян Ю.В. Гуманитарный контекст развития коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе изучения психологии // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 91 – 101.
  • Самородова А.П. Профессионально – педагогическая культура воспитателя ДОУ: сущность и структура // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 3-1. Т. 43. С. 295 – 299.
  • Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. Спб. 2003. 208 с.
  • Сидорова О.Ф. К вопросу о формировании профессиональных умений студентов педагогического колледжа в системе дошкольного образования // Научные исследования в образовании. 2007. № 3. С. 162 – 165.
  • Шумакова К.С. Научно – методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука. 2008. № 7. С. 61 – 68.

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»

Доклад

«Коммуникативная компетентность педагога»

Подготовила

воспитатель:Рябкова

Татьяна Алексеевна

г. Рыльск

2016г.

Профессиональный стандарт педагога указывается на то, что “квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций”. Профессиональная же компетенция определяется, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении

профессиональных задач.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально- психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.

Выделяются следующие виды компетентностей:

Познавательная;

интеллектуальная;

Информационная;

технологическая;

культурологическая;

психологическая;

психолого-педагогическая;

профессиональная;

социально-психологическая;

Общекультурная;

коммуникативная.

У педагогического работника, реализующего Программу в соответствии с ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого- возрастные и индивидуальные

возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетентностей - коммуникативной.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Вот

ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА

с высоким уровнем профессиональной компетентности.

Он должен обладать следующими личностными качествами;

Эмпатийность и социорефлексия

Умение обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса.

Умение поддержать детей и коллег в работе, анализировать поступки и поведение воспитанников и встать на позицию другого.

Способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку воспитанникам в проблемных ситуациях, соблюдение прав и свобод обучающихся, умение поддержать дисциплину, уважать человеческое достоинство, честь и репутацию воспитанников.

Наличие инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) и другими социальными партнерами.

Самоорганизованность

Умение организовать свою деятельность и деятельность воспитанников для достижения намеченных целей,

сохранять самообладание в ситуациях серьезной эмоциональной нагрузки.

Общая и педагогическая культура

Каждый педагог должен обладать эрудированностью и тактичностью.

Уметь создавать положительный микроклимат в коллективе,

соблюдать традиции в организации.

Немаловажную роль играет общая коммуникативная культура, умение взаимодействовать с родителями (лицами, их замещающими),

ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а так же

компетентность в области владения и эффективного применения современных образовательных технологий и методик (в том числе ИКТ),

умение принимать оптимальные решения в педагогических ситуациях на основе сотрудничества, диалога субъектов.

Компетентность в области организации учебной деятельности .

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения в процессе совместного проектирования образовательного маршрута воспитанника.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Для эффективного общения педагога с родителями и детьми недопустимо

* информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью,

* менторc кие нотации,

* недоброжелательный тон,

* жалобы на ребенка,

* обвинение его и родителей в чем-то.

Поэтому искусству разговора следует учиться. Например, игра «Выбери фразу », см. приложение.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения с ребенком. См. приложение.

Воспитателю важно научиться общаться так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. См. приложение.

Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с детьми и родителями являются:

* восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

* учет интересов и запросов детей и родителей;

* единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

* использование широкого спектра методов и форм работы с детьми и родителями;

* установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

*доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

* заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

* системный характер работы с воспитанниками и родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

* создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения ».

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.

Быть компетентным - значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

“ Компетентность- это успешное действие в конкретной ситуации” (И. А. Зимняя).

И так, что такое коммуникативная компетентность ? Это эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

установление контакта с воспитанниками, родителями, коллегами по работе;

умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

умение убеждать, аргументировать свою позицию;

владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Причины во взаимоотношениях педагогов и детей:

1.Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога.

4. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

5. Наличие у педагога стереотипов.

6. Акцентированность в типе межличностных отношений.

7. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

8. Воспитательная неуверенность.

9. Неустойчивость стиля воспитания.

10. Неприемлемые методы воспитания.

11. Организация учебно-воспитательного процесса.

12. Нарушение технологии воздействия педагога на детей.

13. Количество детей в группе.

14. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

15. Эмоциональное выгорание педагога.

16. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

17. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

18. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

19. Нарушения педагогического такта.


Задача педагога найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом .


Выработать у педагогов личностно - ориентированную модель общения с детьмсформировать у них эмоциональную устойчивость


При общении педагога с ребенком следует использовать

тактические приемы:


игра «Выбери фразу»

    Извините, если я помешала….

    Я бы хотела…

    Вам будет интересно узнать…

    Я бы хотела еще раз услышать… .

    Мне представляется интересным то, что…

    Я пришла к такому выводу, что…

    Вы хотите …

    Давайте с вами быстро обсудим… .

    Как вы знаете…

    Хотя вам это и неизвестно…

    Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… .

    Вы, конечно, об этом еще не знаете…

    А у меня на этот счет другое мнение… .

    Конечно, вам уже известно…

    Я бы хотела… - Вы хотите…

  • Вероятно, вы об этом еще не слышали… - Вы, наверное, об этом слышали…

  • Вам будет интересно узнать…

    Мне представляется интересным то, что … - Вам будет интересно узнать…

  • Я пришла к такому выводу, что … - Думается, ваша проблема

    заключается в том, что…

  • Вы хотите …

    Думается, ваша проблема заключается в том, что…

    Как вы знаете…

    Хотя вам это и неизвестно… - Конечно, вам уже известно…

    Вы, конечно, об этом еще не знаете… - Как вы знаете…

    Конечно, вам уже известно…

    Вы, наверное, об этом слышали…

Матвеева Анна Александровна, старший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №86 г.Томска

Процесс модернизации дошкольного образования заключается не столько в разработке новых образовательных технологий, сколько в ценностно-смысловой «перестройке» образовательных и профессиональных установок педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Профессионализм сегодня неразрывно связан с понятием «профессиональная компетентность» . Стержневой основой профессиональной педагогической компетентности является коммуникативная компетентность.

С опорой на анализ научно-информационных источников конкретизируем понятие «коммуникативная компетентность» как мотивированная способность к конструктивному решению коммуникативных задач, ориентированных на развитие субъектов образовательной деятельности.

В основе организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов нашего дошкольного учреждения лежит «Технология рефлексивного знания» : формирование условий и создание ситуаций, когда предметное теоретическое знание находит адекватную опору в конкретном опыте педагогов в ситуациях их профессионального и личного коммуникативного взаимодействия.

В качестве конкретного опыта рассматривается: восприятие текстов, видео ролики, личный и профессиональный опыт педагогов, моделирование ситуаций по жесткому или гипотетическому сценарию. Рефлексивное обсуждение различий в интерпретациях текстов, анализ видеосюжетов и оценка ситуаций выводит на понимание образовательных дефицитов и оформление образовательных запросов. Сконструированное знание или новый навык определяют затем содержание пробных действий, и если обогащение личного и профессионального опыта происходит, то делается вывод об успешности реализации технологии рефлексивного знания.

В соответствии со схемой рефлексивного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов: «конкретный опыт – рефлексивное обсуждение – обучение – пробное действие – конкретный опыт» - на коммуникативных тренингах, проводимых психологами, педагоги задают вопросы, касающиеся проблем коммуникативного взаимодействия из их личного педагогического опыта. Затем проходит анализ и рефлексивное обсуждение проблемы, педагог получает необходимое знание (новый навык) и переносит его на пробную педагогическую ситуацию. Получив позитивный опыт решения проблемы, он вводит рефлексивную технологию в свой педагогический опыт.

Групповой режим экспертизы коммуникативного взаимодействия предполагает совместный анализ, активное обсуждение и рефлексию определённой коммуникативной ситуации (видео просмотр организации непосредственной образовательной деятельности, видео просмотр родительских встреч и др.) . После просмотра и анализа видео материалов, на основе рефлексии полученного знания, педагог переводит его в деятельностный план и, после обогащения личного опыта, использует знание дальше - в своей педагогический практике.

Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности осуществляется в логике системо - деятельностного подхода, когда формы взаимодействия непосредственно реализуются и корректируются в ситуациях образовательной практики, а педагоги выступают не только в качестве участников эксперимента, но и активными исследователями.

После проведения анализа внутренних и внешних условий развития коммуникативной компетентности педагогов (актуальный уровень развития и зона ближайшего развития) применяется метод ситуативно-ролевого моделирования. Например, одной из форм конструктивного коммуникативного педагогического взаимодействия стало проведение педагогического совета по теме «Общение в семье» в формате устного журнала с привлечением родителей дошкольников.

Результатом коллективного обсуждения на семинаре стала совместная разработка содержания и определение организационных форм включённости в групповое коммуникативное взаимодействие педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения:

  • подготовка видео буклетов по теме «Папина профессия» , помощь педагога в представлении готового продукта
  • подбор видео роликов для иллюстрации разных стилей общения родителя с ребёнком, их плюсы и минусы, предварительный совместный просмотр и отбор
  • подбор высказываний известных философов и педагогов о семейном общении для размещения на дереве мудрых мыслей, оформление дерева мудрых мыслей.

Деятельностный компонент модели развития коммуникативной компетентности задавал определённые требования к отбору содержания форм совместной деятельности:

  • диалогизация взаимодействия
  • развивающая ориентированность
  • продуктивность и творчество.

Все эти критерии учитывались педагогами в процессе предметно-обусловленного взаимодействия с родителями воспитанников во время подготовки к педагогическому совету. Это явилось характерным проявлением продуктивного творческого уровня коммуникативной компетентности педагогов: самостоятельная продуктивная деятельность, стремление к взаимопониманию, решение коммуникативных задач, партнёрство и ответственность за совместно созданный продукт.

Проведение рефлексивных семинаров предполагает стимулирование не только коммуникативной, но и познавательной активности и самостоятельности педагогов. Это модель создания ситуаций, когда педагогам приходится конструировать знание в процессе решения определённой коммуникативной проблемы. Знание становится личностно значимым и приобретает статус «рефлексивного знания» .

Интерактивные технологии ведения рефлексивных семинаров создают комфортные условия взаимодействия: «вперёд и вместе» , «через живое общение» , «через работу в группах, где каждый – субъект познания нового» . На основе моделирования жизненных и профессиональных ситуаций коммуникативного взаимодействия, с использованием ролевых игр, педагоги, не получая знания в готовом виде, конструируют их самостоятельно или в группе.

Ситуационно-ролевое моделирование определяет применение таких форм профессионального взаимодействия как - ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки.

Ситуации-иллюстрации эффективно используются в ходе знакомства с теоретическим материалом с целью пояснения отдельных его положений. При этом в качестве иллюстрации используются как модели культурной практики, так и модели личных педагогических ситуаций.

Применение ситуации-оценки позволяет педагогам активно проявлять своё отношение к рассматриваемой ситуации и способу её решения. Ведущий озвучивает характеристики какой-либо проблемной коммуникативной ситуации и предлагаемый способ её решения. Педагогам необходимо оценить данное решение, попытаться найти допущенные ошибки, объяснить их сущность, обосновав при этом выводы.

Использование ситуации-упражнения предполагает, что ведущий ограничивается изложением сути коммуникативной ситуации (например, конфликтной) и предлагает педагогам проанализировать эту ситуацию, попытаться на основе ее анализа выработать соответствующее решение.

Таким образом, практика развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения показывает, что достижение позитивной динамики возможно лишь с ориентацией на использование технологии рефлексивного знания и создание ситуаций рефлексивных обсуждений средств и результатов коммуникативной деятельности.

Литература:

  1. Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса / Л. Б. Антипина // Методист. – 2010. - № 2. – С.39-44.
  2. Гейхман, Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. – 2006. - №3. – С. 28-29.
  3. Олешков, М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. – 2008. - №1. – С. 182-194.
  4. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т. Сваталова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №1. – С.95-96.
  5. Фадеева, Е. И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности / Е. И. Фадеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. - №10.