Педагогическое разрешение конфликта. Методы разрешения конфликтов. Способы разрешения межличностных конфликтов
Ада Криштофик
Кукольный спектакль для средней группы «Подарок для мамы», к сценарию ко Дню Матери «Как же мамочку порадовать?!»
(Материал может использоваться как кукольный спектакль в младшей , средней группе , как сценка - в старшей , подготовительной).
Действующие лица :
1. Солнышко;
2. Сорока;
4. 1-й мышонок;
5. 2-й мышонок;
6. 1-й медвежонок;
7. 2-й медвежонок;
9. Котята;
10. Девочка
Под музыку на сцене появляется солнышко . Мимо пролетает сорока-белобока, садиться, приглаживает клювом перышки.
1. Солнышко :
Скажи-ка мне сорока, Сорока-белобока, Отчего сегодня птицы так ликуют и поют, Отчего зверьки лесные с утра по лесу снуют?
2. Сорока : День сегодня необычный – Праздник наших милых мам - Вот и бегают зверюшки по лесам и по полям : Каждый хочет своей маме, Сегодня что-то подарить , Хочет за любовь, заботу маму отблагодарить.
3. Солнышко : Кто такая мамочка , Расскажи сорока, За что же ее любят, Поведай, Белобока!
4. Сорока : Лучше расспроси зайчишку– Вон бежит трусишка, Мне же надо улетать Подарок маме поискать .
(Пробегает зайчик, в лапках держит морковку)
5. Солнышко : Зайка, зайка, погоди, Мне про маму расскажи. Что же ты подаришь ей , Милой мамочке своей ?
6. 1-й зайка : Мама - та, что каждой ночью С братом нас качает, Мама нас и приголубит, Мама нас и приласкает.
7. 2-й зайка : Мы подарим ей морковку , Капусты с братцем принесем, А еще пообещаем, Быть послушными во всем.
(Зайка убегает. Выбегают мышата.)
8. Солнышко :
А вы, серые мышата, Собирайтесь поскорей : Что вы скажете о маме, Что подарите вы ей ?
9. 1-й мышонок : С мамой нам всегда уютно , И спокойно, и тепло. Ушибешься – к ней скорее, Смотришь – все уже прошло.
10. 2-й мышонок : (достает гриб)
Подарить хотели зерен , Травки свежей ей набрать, А еще пообещаем Во всем маме помогать.
(Мышата убегают. Выходят медвежата)
11. Солнышко :
А вы, медвежата, Маме, что несете? Как вы, медвежата, Маму вы зовете?
12. 1-й медвежонок :
Маму называем «самой дорогой» Она одна у нас, не может быть другой.
13. 2-й медвежонок :
Мы для мамы нашей Меду попросили У пчелы-хозяйки, И маму угостили.
(Показывают баночку с медом. Уходят. Выбегает щенок с молотком.)
14. Солнышко : А вот и щенок – Веселые ребенок, Про маму расскажи, Подарок покажи .
15. Щенок :
Мама умная моя
Посоветует всегда
Как мне лучше поступить,
Как воспитанным мне быть.
Как котят не обижать,
Как детишек не пугать,
Как лучшим, верным другом стать,
Как сторожить и охранять.
16. Я уже совсем большой И умелые я во всем, Я для мамы смастерил Теплый и уютный дом. Будем в новом доме жить, Дом мы будем сторожить, Если мама отдыхает – Я не дам ее будить.
(Щенок уходит. Выбегают опечаленные котята с миской) .
17. Солнышко :
А вы, серые котята, Что вы жметесь в уголке, Что вы вымочили шерстку В белом вкусном молоке?
18. Котята :
Молоко несли мы маме, Хотели маму угостить, Расплескали все до капли. Что мы будем ей дарить?
19. Солнышко : Не печальтесь, дорогие, Что пролили вы его, Ведь любовь, забота ваша Для нее важней всего!
(Котята уходят.)
20. Солнышко : Как смотреть мне радостно На мам и малышей! Расспрошу - ка я еще О маме у детей :
(Выходит девочка.)
21. 1-ая девочка :
Я пирог из яблок Для мамы испекла , Собрала игрушки, Дома прибрала.
Знаю я, что надо Маме помогать, Буду труд нелегкий С нею разделять.
Буду я стараться,
Чтоб всегда была Мамочка здорова
Спокойна, весела!
Мама – это солнышко, Мама – это свет, Никого на свете Лучше мамы нет !
Засияло солнышко ярче, чем всегда :
23. Солнышко :
Я же каждой маме подарю тогда Свой веселый лучик, теплый, золотой, Чтобы ваша мама всегда была такой, Ласковой и доброй, Чтоб тепло ее Всех вас согревало Так же, как мое. И пускай все детки Маму берегут, Не случайно маму Солнышком зовут.
(Составлен с использованием материалов из интернет-ресурсов).
Сценарий пьесы ко Дню матери Звучит музыка. Входит Кошка Эй, котята, не шумите, Папу вы не разбудите. Дайте папочке поспать. Котята Будем тихо мы играть. Кошка На охоту папа Кот Нынче вечером пойдет. Будет по двору ходить – Мышек сереньких ловить. (Кошка уходит) 1-й котенок Мышки… а они какие? 2-й котенок Ну, наверное большие. 3-й котенок Может быть, зубастые? 4-й котенок Может быть, клыкастые? 5-й котенок Когти острые, кривые? 6-й котенок А глаза-то злые, злые! 1-й котенок Ой, котята, я боюсь! 2-й котенок А вот папа наш не трус! 7-й котенок Папа наш охотник славный! Средь котов он самый главный, Самый сильный и умелый! А еще он самый смелый! Все котята На охоту он пойдет, Сколько мышек принесет! Мышек будет целый воз, Ну, а лучше паровоз! Кошка Что случилось? Тише, тише… Папа Кот сейчас услышит. Он проснется и придет, Уши всем вам надерет! Котята Он проснется и придет, Уши всем нам надерет! 7-й котенок Вот и он! Идет сюда! Все Разбегайся кто куда. (Котята начинают мирно играть как ни в чем не бывало. Входит Кот) Кошка Котик, милый! Как ты спал? Кот Ах, ужасно! Мне мешал Спать сегодня странный звук: То ли топот, то ли крик? Спать я в шуме не привык! Кто, скажите здесь шумел, Разбудить меня посмел? Все котята Что ты, папочка, не детки, За окном шумели… ветки! Кот Ветки? Котята Ветки гнулись, и качались, И в окно они стучались! Уж такой был сильный ветер… Кот Ветер был? Я не заметил! Котята Что там ветер? Ураган! Мяу! Кот Неужели ураган Здесь промчался? Может, вам Это все лишь показалось? Крыша наша не сломалась, Целы двери и окно… Что же здесь произошло? Отвечайте же, котята, Непослушные ребята! Кошка Милый, это наши крошки Пошалили здесь немножко! Глянь, уж вечер настает, А тебя работа ждет! Не забудь же, милый котик, - На работе, на охоте, Что любимая семья Будет очень ждать тебя. Кот Верно! Время собираться, На охоту отправляться! Где же шляпа моя, Кошка? Кошка Здесь лежала, на окошке! (Идет к окну) Только шляпы нет… пропала! Кот Дети, шляпу не видали? Котята Не-е-ет. Кот Еще дедушка Матвей, Кот породистых кровей, На охоту в ней ходил, Столько мышек приносил! Я без шляпы никуда Не пойду… (Уходит) Кошка Ах, вот беда! Если шляпа не найдется, Значит, завтра нам придется Без обеда всем остаться! (Уходит вслед за Котом) 5-й котенок Братцы, надо постараться И обшарить все углы! Шляпу мы найти должны! Все котята Принимаемся за дело! 7-й котенок Подождите, стойте, братцы! Должен вам сейчас признаться… Этой шляпой я играл, А потом ее… порвал. Все котята Как? Порвал ты папе шляпу? (Седьмой котенок показывает порванную шляпу. Котята в ужасе. Входит Кошка. Котята подбегают к ней) Котята Мама, мама как нам быть? Кошка Шляпу можем мы зашить! Но я должна вас наказать! Нынче вечером читать Сказку на ночь я не стану! (Котята плачут – трут глаза) Хватит плакать. Мы достанем Нитки, ножницы, иголку… Шляпу шить совсем не долго… (Кошка садится и зашивает шляпу) Котята (танцуют под музыку) Кошка Вот и все! Зашита шляпа! Все котята Как обрадуется папа! (Входит Кот) Кошка Наши милые котята Отыскать сумели шляпу! (Протягивает шляпу Коту) Кот Что я вижу! Моя шляпа! Ну, спасибо вам, котята! На охоту поскорей всю ночь Я иду, за мною дверь Не забудьте вы закрыть! (Надевает шляпу. Кошка подает лукошко) Без меня тут не шалить. (Уходит) Кошка А теперь скорей в кроватки Отправляйтесь-ка, котятки. За окном уже темно, Спать пора давным-давно. (Котята берут подушки и ложатся на диваны. Кошка обращается к седьмому котенку) Ты же, котик, дверь проверь! Вдруг придет нежданный зверь? Злой Полкан всю ночь не спит- За котятами следит. Может вас он напугать, Двери надо закрывать! (Мама Кошка уходит) 7-й котенок Никого мы не боимся И с Полканом мы сразимся! (Седьмой котенок убегает за подушкой, ложится. Дверь остается открытой. Мама Кошка обходит котят, ложится и засыпает) Танец сновидений Картина №2 (Звучит музыка. Крадется Полкан. Полкан заходит в дверь и, услышав шаги, замирает в комнате) (Звучит музыка. Кот с корзинкой, полной игрушечных мышей, подходит к двери) Кот Потрудился я на славу, Мышек я поймал немало. (Заходит в дверь и слышит рычание Полкана. Полкан прыгает в центр комнаты) Что я вижу! Пес Полкан! Как пробрался ночью к нам! Полкан До чего же эти кошки И наивны, и глупы! Проучу я их немножко, Покусаю им хвосты! Я пришел напомнить вам: Я здесь главный – пес Полкан. (Пес свистит-выбегают другие собаки. Котята просыпаются, выходит Кошка. Испуганные котята жмутся к ней) Кот Главный ты лишь в конуре, На хозяйском на дворе. В мой же дом не смей ходить! Тебя стоит проучить! (Из-за кулис выбегают другие коты) Полкан Сколько кошек! Всюду кошки! Погоняем их немножко! Гав! (Драка псов и котов. Кошки побеждают, собаки с визгом убегают) Полкан Только выйдите во двор! Мы продолжим этот спор! Котята (выбегают навстречу папе) Ну и папа! Молодец! Неприятностям конец! Кот Но… ваши шалости всегда Столько делают вреда. Кошка Что же делать? Как нам быть? Наказать их? Иль простить? Котята Мама, папа, обещаем! Мы теперь другими станем, По утрам шуметь не будем И про шалости забудем! Кот и Кошка Быть послушными всегда Обещаете нам? Котята Да!
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение.
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.
1.1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Типологическое подразделение конфликтов:
- "подлинный " - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
- "случайный или условный " - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
- "смещенный " - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
- "неверно приписанный " - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силуотсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
- "скрытый " - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
- "ложный " - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный , характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
- межгрупповой , отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
- личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются кхудшему,взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могутразвиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательнойработе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтовлюбыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормытакое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.
Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.
Наталья Эккель
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Н. В. ЭККЕЛЬ
Педагогические конфликты и способы их разрешения
В статье рассмотрена проблема конфликтов в педколлективе . Проведен эксперимент по выявлению уровня конфликтности между воспитателями в одном из детских садов, на основе которого сделаны выводы и рекомендации по поддержанию климата в коллективе.
В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы , направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики. Однако, переходя к новым формам и методам воспитания и обучения, современный педагог должен сознавать ценность педагогических идей и опыта , накопленных в прошлом .
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Гуманистическое направление в педагогике , прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса : учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива . К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позво-ляющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах .
Актуальность теории конфликтологии в том , что для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях , а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов .
Были проведены эмпирические исследования по оценке уровня конфликтности и социально-психологической адаптации в отдельном педагогическом коллективе .
Основными задачами являлись :
1. Выявление в выбранном педагогическом коллективе степени адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности;
2. Определения уровня социально-психологического климата в выбранном педагогическом коллективе ;
3. Определения уровня конфликтности в выбранном педагогическом коллективе .
Исследовательская работа была проведена в МДОУ детском саду «Берёзка» в городе Слободской Кировской области в октябре 2016 года. В эксперименте участвовал коллектив работников детского сада из числа ад-министративного и педагогического персонала в количестве 17 человек (возраст от 25 лет до 69 лет) .
В обследовании были использованы следующие методики :
методика К. Н. Томаса («Оценка способов реагирования в кон-фликте» );
методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе »;
«Тест на оценку уровня конфликтности личности » .
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации выяснено , что самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации является стиль избегания (125 выборов или 27%) . На втором месте стиль компромисс – 110 выбора или 24%, на третьем – приспособление – 90 выборов или 20%, на четвертом – сотрудничество – 88 выборов или 19%, на последнем месте – соперничество – 44 выбора или 10%.
Данные, полученные при обследовании по методике К. представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1.
До 30 лет 30-50 Больше 50 лет
Кол-во выборов % Кол-во выборов % Кол-во выборов %
Соперничество 15 26 20 9 9 5
Сотрудничество 10 16 49 21 29 17
Компромисс 13 22 58 25 39 23
Избежание 8 13 66 29 55 32
Приспособление 14 23 37 16 39 23
Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации между педагогами в зависимости от возраста представлен на гистограмме, изображённой на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура самосознания
Сделаны следующие выводы : до 30 лет преобладает соперничество, от 30 до 50 лет, и после 50 лет преобладает избежание. По этому можно судить о том, что до 30-летнего возраста еще полностью не сформировано представление о педагогической деятельности и о способах общения , как с учениками так и с педагогическим коллективом . В возрастной промежуток от 30 до 50 лет, и после 50 лет характеризуется тем, что противоречия, лежащее в основе конфликта , учителя не признают вообще как реально существующие. Также можно предположить, что большинство учителей данной школы имеют сниженную самооценку и недостаточно развитый социальный интеллект, что может породить усиление внутренних конфликтов .
Выделены следующие направления по решению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе :
1. Лучший способ разрешить конфликт – это предотвратить конфликт . Поэтому ниже приведены рекомендации педагогам и другим работникам являющихся неотъемлемой частью педагогического коллектива по профилактике педагогических конфликтов .
2. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги) . Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь.
3. "Задержите реакцию!" Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность.
4. "Переведи реакцию!" Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Реализуется этот прием технически через выполнение повседневных действий (обращение с приветствием, работа с документацией, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы.
5. "Будь рационализатором!" Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством.
6. "Будь парадоксальным!" Постарайтесь при случае обратить коварный замысел оппонента на пользу себе и делу. Желательно так "разложить" суть ситуации, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно) .
Таким образом, проведённое эмпирическое исследование на выявление в выбранном педагогическом коллективе степени адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности, уровня социально-психологического климата и уровня конфликтности , используя методику К. Н. Томаса показал, что у опрошенных до 30 лет преобладает соперничество, от 30 до 50 лет, и после 50 лет преобладает избежание.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
Стиль поведения в конкретном конфликте , также определяется той мерой, в которой педагог хочет удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Констатировано, что практическая готовность педагога к разрешению конфликтов в педагогическом коллективе представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма , владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.
Список литературы.
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
2. Алешина Ю. Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы : Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100.
3. Андреев В. И. Основы . - М., 1995.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992.
5. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии . Учебник. М.: Российское педагогическое агентство , 1995. - 184 с.
Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его предмет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность. Выделяют разныетипологии конфликтов: а) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достижения целей и норм; в) социально-политические, межэтнические, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.
Выделяется и особая группа конфликтов - педагогические.
Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
В.И. Журавлев классифицирует педагогические конфликты по взаимодействию педагога с возрастными группами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта и правонарушениями; дидактические, вызываемые дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости, и служебными недостатками учителей. В работе с подростками чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах - это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конфликтным поведением учителя.
М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.
Особенности педагогических конфликтов:
1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).
5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».
Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психологической компетентности. Этопервое направление работы психолога с педагогом.
Социально-коммуникативная компетентность - это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.
Метод интроспекции заключается в том, что педагог ставит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.
Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог - человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаще всего учителя-словесники, преподаватели художественных дисциплин, относящиеся к типу «художников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.
Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физики, математики.
Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
Метод позитивного самоутверждения основан на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть события потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
Метод совместной власти основан на партнерских отношениях: «власть с...», а не «власть над...». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.
Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
Метод социально-психологического тренинга, позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.
Метод интуиции, используемый в индивидуальной и групповой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.
Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции, и др.
Методы профилактики конфликтов
Метод воображения.
Метод творчества.
Метод интуиции.
Метод педагогического анализа конфликтных ситуаций.
Метод интроспекции.
Метод эмпатии.
Метод управления эмоциями
Метод оптимального самоутверждения.
Метод совместной власти.
Метод логического анализа.
Метод социального психологического тренинга.
Метод расширения кругозора
Психологические игры и упражнения
Модальности «Я».
Нестандартная реакция.
Телепатия.
Кто как себя поведет?
Путешествие в себя.
Переключение на собеседника
Равновесие.
Выиграть должен каждый.
Остановите монолог, организуйте диалог.
Переключение на собеседника.
Всевозможные игры и упражнения.
«Из-за деревьев не видно леса».
Тренинг профессионально-педагогического общения - один из методов профилактики конфликтов. Традиционный по технике проведения, он имеет специфическое содержание. Отрабатываемые коммуникативные умения и навыки способствуют формированию профессиональной компетентности педагога в сфере общения.
Тренинг эффективности учителя
В целях обучения может быть использован тренинг Т. Гордона по развитию эффективности учителя. Его целью является переключение учителя на активное слушание (проблема ученика) и «Я-высказывание» (проблема учителя). Тренинг последовательно прорабатывает конфликтные ситуации.
Задачи тренинга:
Работа с окном приятия, развитие эмпатического отношения к учащимся;
Развитие навыков активного (эмпатического) слушания;
Развитие навыков определения зон проблем;
Работа с «Я-высказываниями»;
Расширение зоны беспроблемности того оптимального пространства, в котором происходит действительное обучение.
В тренинге используется шестишаговая модель разрешения проблемных ситуаций:
1. Определение принадлежности проблемы.
2. Порождение возможных решений.
3. Оценка решений в форме «Я-высказываний».
4. Определение наилучшего решения.
5. Определение средств выполнения решения.
6. Оценка того, насколько хорошо данное решение решает проблему.
Психологические критерии эффективности тренинга.
1. Если решение хорошее, то не возникает негативных переживаний. Негативно оцениваются решения, а не учащиеся.
2. Нет чувства вины и раздражительности.
3. Усиливается мотивация.
4. Нет взаимных антипатий.
5. Не надо использовать силу (давление).
6. Вскрываются не мнимые, а действительные проблемы.
По окончании тренинга учителям рекомендуется:
1. Стать эффективным консультантом в области общения.
2. Моделировать в поведении собственные ценности.
3. Вести внутреннюю работу над собой:
Изучать дополнительную литературу,
Выработать способность учиться у учеников,
Посещать группы личностного роста.
Система упражнений включает два цикла:
I . Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.
II . Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.
I цикл
1. Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).
2. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).
3. Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).
4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания - малый, средний, большой).
5. Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).
6. Овладение техникой интонирования, мимикой, пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно, нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.
7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).
8. Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.
9. Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.
II цикл
1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).
2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями - доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).
3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации - прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).
В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в виде таблицы, выделив в ней основные проблемы учителей и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.
Второе направление в работе психолога с педагогами - обучение способам разрешения возникающих педагогических конфликтов. Речь идет о таких известных в конфликтологии и социальной психологии способах, как картография конфликта, выработка альтернатив, посредничество и переговоры.
Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов: определения проблемы заявлением общего характера, обозначения главных участников конфликта, выяснения опасений и потребностей каждого из них. Этот прием позволяет ограничить дискуссию определенными формальными рамками (составление карты конфликта), что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы.
Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане. Выработка альтернатив конфликтному поведению включает их обсуждение, выбор-анализ и претворение в жизнь. При выборе обычно пользуются критериями осуществимости, достаточности и справедливости. Для претворения альтернатив нужно определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения. Обычно, разрабатывая альтернативы, проблему разбивают на части.
Переговоры. В конфликте всегда скрыта возможность договориться, поэтому переговоры являются одной из форм его разрешения. Педагог может вести переговоры сам, с помощью психолога или другого авторитетного лица, а также выступать в качестве посредника (арбитра). Переговоры включают несколько этапов: подготовку (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегулирования конфликта), процесс переговоров и их завершение. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мнению другой стороны; использовать стратегию выиграть/выиграть; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; быть гибким; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты.
Посредничество. Это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны - объективной и не вовлеченной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции посредника: приведение сторон к согласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики); выслушивание участников (рассказ каждого, повторение каждым того, что уже было сказано, выражение каждым оппонентом своего отношения к конфликту) и разрешение конфликта (объяснение каждой стороной условий для достижения согласия). Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремятся.
Кроме перечисленных выше прямых методов разрешения конфликтных ситуаций психолог может использоватьнепрямые способы угашения конфликтов. К их фонду относятся психомышечная релаксация, драматизация конфликта, обмен ролями, эмоциональное отреагирование через вербализацию собственных чувств и др. Профилактикой конфликтного поведения является развитие рефлексивности поведения; эмпатии; и творческих подходов, которые служат средством преодоления упрямства, ригидности; обучение умению сотрудничать с другими и т.п.
Если рассматривать конфликты, связанные с личностной и профессиональной некомпетентностью педагога, то их профилактика и коррекция связаны либо с работой над личностью, либо с повышением профессионализма, т.е. с использованием неспецифических для педагогической конфликтологии методов и средств.
Таким образом, работая в образовательном учреждении, психолог имеет дело с коллективными и индивидуальными субъектами, нуждающимися в психологической, поддержке. Он должен отдавать себе отчет в том, что его успех в работе с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом не только способствует профессиональной удовлетворенности и психоэмоциональному благополучию каждого сотрудника, но и создает хорошую основу для гуманизации педагогического процесса в целом, повышению его эффективности. Тем самым психолог вносит весомый вклад в развитие каждой личности в школьном коллективе.
1. Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности? Какие виды стилей он может включать?
2. Можно ли формировать стиль педагогической деятельности? Какими способами и методами?
3. Какие методы может использовать психолог при профилактике и разрешении педагогических конфликтов?
Темы для семинарских занятий
1. Стиль педагогической деятельности, его диагностика и формирование.
2. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.
3. Тренинг эффективности учителя Т. Гордона.
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите индивидуальный стиль деятельности любимого учителя (преподавателя).
2. Составьте банк конфликтных ситуаций для практикума (воспитатель детского сада - ребенок).
3. Попробуйте использовать «Я-высказывания» в конфликтной ситуации, проанализируйте их эффекты.
Литература
Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архангельск, 1997.
Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 1989.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Раздел
I................................................................................................................................. 2
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА....................... 2
Глава
2................................................................................................................................ 29
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА.................................................................................................................... 29
Глава
3................................................................................................................................ 35
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.......................................................... 35
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА................................................................................. 35
ОБРАЗОВАНИЯ................................................................................................................. 35
Глава
4................................................................................................................................ 46
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАНИЯ................................................................................................................. 46
Глава
2................................................................................................................................ 71
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ............... 71
Раздел III........................................................................................................................... 115
МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ,
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ...................................... 115
Раздел IV........................................................................................................................... 167
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ
УЧАЩИХСЯ........................... 167
Раздел
V............................................................................................................................ 209
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ обРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ....................................................................... 209