Болезни Военный билет Призыв

Профессиональные ценности студентов-психологов. Ценности в структуре профессиональной позиции психолога-практика

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обще­стве может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена.

Условием внутренней гармонииличности является развитие соответствующей системы ценнос­тных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризис­ном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению про­фессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуа­лизирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек - человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человечес­кая личность. Такие виды профессиональной деятельности яв­ляются областями существования и развития общечеловечес­ких ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфи­ческой характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национально­сти, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно вы­делить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом сво­ей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение сис­темы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей - профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических пси­хологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития выс­шего уровня ценностной системы процесс психологического обу­чения создает адекватные условия для формирования профес­сиональной системы ценностей практического психолога.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития.:

  1. 60. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
  3. 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  4. 1.Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер профессионального образования.

В контексте данного исследования необходимо пояснить термин «профессиональная позиция». Вопросы выявления механизмов становления профессиональной позиции и роли ценностных ориентаций в этом процессе остаются сложными для исследования, поскольку в науке не сложилось сколько-нибудь устойчивое понимание о содержании и структуре профессиональной позиции, о функциях составляющих ее элементов. В настоящее время сложилось известное противоречие между пониманием определяющей роли позиции в профессиональной деятельности и поведении человека и невниманием к ее формированию на этапе профессиональной социализации человека.

Профессиональная позиция, как феномен, рассматривается и исследуется более в русле педагогики, чем собственно психологии . В одном из наиболее полных трудов на эту тему о профессиональной позиции педагога говорится так: «Профессиональная позиция педагога как система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания». В профессиональной позиции выделяются вневоспитательный, нормативный, технологический, системный и концептуальный уровни, определяемые способностью осознанно выбирать эффективные в конкретной ситуации ориентиры деятельности.

Ведущие факторы становления профессиональной позиции педагога-воспитателя по Н.М. Борытко - рефлексия как осмысление своей профессиональной деятельности, самооценка как оформление профессиональных смыслов в ценности и самосознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения. Критерием динамики становления позиции педагога-воспитателя является его профессиональное саморазвитие, показателями - его профессиональная свобода и достоинство.

Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя как цель его непрерывного образования определяет необходимость выполнения системы трех принципов: рефлексивности (предполагающем осмысление собственного опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов), интерактивности (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных ориентиров) и проективности (развитие профессионального самосознания, утверждение своей профессиональной позиции в деятельности), которые отражают три уровня профессионального бытия педагога (смысловой, семантический и экзистенциальный).

Эти принципы реализуются в логике трех фаз освоения содержания, применения методов и форм образовательного процесса педагога-воспитателя:

целью рефлексивной фазы, характеризующейся системным анализом, является обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как профессионально-педагогической позиции, достижение внутреннего согласия;

ценностная фаза посвящена оформлению смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применению позиции как инструмента понимания мира, иной самости;

в проективной фазе воспитательная позиция педагога как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его профессиональной деятельности и поведения.

Три ступени непрерывного образования педагога-воспитателя - это три «переломных» момента в его профессиональной карьере, три его «переходных возраста»: от выбора профессии и романтических мечтаний о ней к профессиональной подготовке; от искусственно-имитационных условий деятельности в вузе к сложной педагогической реальности; от реактивной педагогической деятельности, от самоутверждения себя в профессии к профессионально-педагогическому творчеству.

Первая ступень - выбор профессии, подразделяется на этапы допрофессионального образования (усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли учителя с определенной предметной областью науки, культуры) и этап начальной профессиональной подготовки (осмысление педагогической деятельности как воспитательной, т. е. направленной на качественное преобразование ребенка, на «становление человеческого в человеке»). Итогом является ориентация человека в мире профессий, выбор педагогической деятельности как профессиональной.

Вторая ступень - самоопределение в профессии, разделяется на этапы овладения сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиска (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

Третья ступень - профессиональное саморазвитие, подразделяется на этапы преимущественно курсовой подготовки и индивидуально-группового консультирования педагога в процессе его профессионально-педагогического творчества. Профессиональная субъектно-авторская позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловое образование реализуется в системе педагогической деятельности, становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, его профессиональной свободы и утверждения собственного достоинства .

Н.М. Борытко делает вывод, что система смыслов как видение результата представляет собой основание позиции как инварианта деятельности. На основании исследований А.А. Бодалева, Д.Н. Завалишиной, В.С. Ильина, И.А. Колесниковой, Я.А. Коломинского, В.А. Кутырева, Б.Ф. Ломова, Л.М. Лузиной, Н.Н. Обозова, И.Е. Пискарева, В.Н. Сагатовского, Н.Н. Сергеева, П. Сорокина, И.Д. Фрумина, Н.Е. Щурковой и др. он приходит к выводу о трех типах профессионально-педагогической позиции: когнитивистском (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знанием), бихевиористском (опыт поведения и деятельности, умения и навыки) и экзистенциалистском (эмоционально-ценностные отношения, жизненная позиция) .

В психологической научной литературе практически не встречается сколько-нибудь концептуально обоснованного и целостного мнения о феномене профессиональной позиции. Психологами-практиками признается его значимость на уровне упоминания, например Ю.М. Жуковым : «Уяснение психологом-практиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками тех или иных акций - одна из важнейших задач, и она должна непременно решаться в процессе организации собственной активности. Неопределенность и нечеткость решения будут создавать массу проблем, отвлекая внимание и ресурсы от выполнения непосредственной работы с клиентами и заказчиками».

При определении профессиональной позиции Ю.М. Жуков имеет ввиду уточнение того, какое место деятельность психолога занимает в системе процессов, развертывающейся в реальной жизни, и какова цель этой деятельности. Необходимо решить, в каком отношении цели и задачи психолога находятся с целями и задачами других участников событий, как квалифицировать тот вид деятельности, которым он занимается .

Профессиональная позиция психолога-практика понимается Ю.М. Жуковым в контексте заключения «психологического контракта», некоей договоренности о сути, методах, результатах работы, также о том, кто будет ее оплачивать. В сущности, контрактинг фиксирует распределение ответственности в процессе работы. Он ориентирован на некие профессиональные стандарты, известные всем участникам ситуации психологической помощи. Оценка эффективности здесь также базируется на профессиональных стандартах.

Рассматривая проблему профессиональной позиции через призму заключения контракта, Ю.М. Жуков в большей мере уделяет внимание именно ролевому аспекту реализации позиции психолога-практика. Перечисляет спектр ролей, в которых оказывается психолог в ходе психологической помощи. Такой подход к профессиональной позиции более адекватен и продуктивен при решении вопроса маркетинга психологических услуг, но с точки зрения изучения становления профессиональной позиции психолога-практика, как понимаем ее мы, он несколько однобок.

Психолог-практик в норме, перед тем, как приступить к оказанию помощи, должен сформировать четкое представление, кто он здесь собственно, и что собирается делать, что хочет получить на выходе в актуальных условиях. Следовательно, в фокус его внимания становятся его личные ценности, убеждения, ожидания от работы, личные цели его жизни на данном отрезке жизни. То, насколько психолог осознает все это, определит адекватность его включений в психологический контакт, уменьшит возможную травматичность как для клиента, так и для него самого. Проработанность своих личных регуляторов деятельности может существенно облегчить психологу овладение перечисляемыми Ю.М. Жуковым ролями Эксперта, Учителя, Консультанта .

Проблему профессиональной позиции можно рассмотреть также и в контексте изучения профессионально значимых качеств личности психолога-практика. Так, например, Исаева М.В отмечает, что обращение к проблематике профессионально значимых личностных качеств психолога-практика связан с приходом в психологическую и педагогическую науку новых гуманистических тенденций, с новым осмыслением содержания психологии профессионализма в связи с резко изменившейся и постоянно изменяющейся ситуацией в психологии, образовании, экономике и стране в целом. Она подчеркивает, что на первый план обществом выдвигаются требования высокой профессиональной подготовки специалистов, которая не может быть полной без формирования личности будущего психолога, без развития его профессионально значимых личностных качеств.

Уже в 1930-1940-е годы в зарубежной психологии возникло понимание того, что изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно. Это повлекло за собой переход к многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала. М.В. Исаева отмечает, что в зарубежной психологии данная проблема рассматривается в русле таких направлений, как психоаналитическая психология (З. Фрейд, Х. Томе, Х. Кехеле, К. Хорни, К.-Г. Юнг); поведенческая психология (Скиннер Б.Ф., Бандура А.), гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, И. Ялом).

Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления личности профессионала.

Помимо этого существуют тенденции рассматривать профессионально значимые личностные качества психолога исходя из его основных видов деятельности - психотерапевт (Х. Томе, Х. Кехеле), психолог-консультант (Р. Мэй, Кочюнас Р.), ученый (Эйдрюсон Б.Т., Хантер М.). В то же время развитие профессионально значимых качеств личности психолога упоминается преимущественно только в материалах по супервидению. Супервизия - один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту систематически видеть, сознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Но эти работы труднодоступны даже для более зрелого круга психологов, не говоря уже о студентах и начинающих.

Были предприняты попытки рассмотрения проблемы профессиональной позиции и через формирование образа профессионала - Иванова Е.М пишет о том, что одним из средств, ускоряющих процесс профессионализации молодых специалистов, может быть формирование образа профессиональной деятельности уже на завершающих этапах их обучения. При чем этот образ должен быть не просто отражением конкретной реальности. Это должен быть синтез отражения, переживания, знания, осознания и мысленного преобразования человеком той объективной реальности, которая его окружает, которую он ощущает, понимает, принимает или отвергает, оценивает, «примеряет» и реконструирует, то есть происходит порождение образов конкретной реальности. Тогда образы могут рассматриваться как порождаемые субъектом модели предметной ситуации, цели и средств ее достижения в условиях «субъектной активности человека». В качестве компонентов этой активности рассматриваются ценностный опыт, операциональный опыт, коммуникативный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активации (индивидуально особенные «внутренние» средства активизации собственных усилий, Осницкий А.К., 1997). Благодаря сформированности этих компонентов человек обретает возможность целенаправленно, умело, сообразуясь с интересами окружающих, осознанно и активно решать задачи, возникающие перед ним. Кроме того, образ характеризуется как субъективная модель реальности, как «система регуляторов человеческого поведения», включающая три компонента: образ объекта, образ субъекта и образ субъект-объектных и объект-субъектных отношений (Климов Е.А., 1999). В исследованиях Е.М. Ивановой (1992) образ профессионала включал в себя построение гипотетической операциональной модели учебно-профессиональной деятельности, аналитической профессиограммы и описательной характеристики образа будущего профессионала, содержащей мотивационно-потребностную направленность, осознание ценности и осмысления процесса, организации и исполнения работы, оценку своей готовности, своих возможностей и осознание индивидуальных способов преодоления как объективных, так и субъективных сложностей.

Фетискиным Н.П., Тарадановой И.В., Мироновым Т.И изучались перцептивные профессионально-ролевые позиции современных психологов, представления о профессионально-ролевых позициях современных психологов у студентов психологических отделений и их влияние на процесс вузовской подготовки. По материалам опросных исследований была создана перцептивно-метафорическая типология современных психологов. Все психологи были дифференцированы на две группы: «теоретиков» и «практиков». Каждая из групп была разделена на две подгруппы. Так, группа «теоретиков», по мнению будущих психологов, включала в себя два направления - «подлинно-научное» и «компиляционное». Первое направление олицетворяли «психологи-исследователи» (генераторы новых идей и подходов, создатели методов, методик и технологий), «просветители» (методологи и преподаватели психологических дисциплин) и «эксперты». По мнению 78% испытуемых, отрицательным типом психолога является «теоретик-компилятор», «делающий карьеру» на использовании «готовых» идей, концепций и «не привносящий в науку ничего нового». Однако дефицит психологической литературы и потребность психологии в синтезаторах психологических идей заставляет поставить под вопрос приемлемость и корректность столь оценочно-атрибутивного подхода.

Психологи-практики были дифференцированы на «групповиков» и «консультантов». Среди «групповиков» были выделены следующие негативные типы: «психологи по диплому», характеризующиеся дефицитом способностей к работе с группами и практической психологии в целом; «квазипсихолог» - в работе проявляет собственные комплексы и допускает перенос на собственные проблемы или используемыми средствами заводит клиента в тупик. «Психиатр» - без должного основания и образования излишне погружает клиента в его проблему и тем самым усугубляет его положение. «Дрессировщик» - не учитывая барьеры клиента, пытается сформировать у него те особенности, которые считает для себя наиболее важными. «Квазидруг» - легко переступает дистанцию «психолог-клиент», стремится стать другом клиента, опускаясь затем до уровня сплетен.

Среди ролей психолога-консультанта выделено больше позитивных типов, чем негативных. К ним будущие психологи отнесли: «исполнитель» - качественно выполняет заказы клиента, действуя в рамках одной из психокоррекционных программ. «Тренер» - совместно с клиентом формирует новые поведенческие стратегии; «новатор» - способен изменить структуру отлаженной программы в адекватном направлении; «друг» - характеризуется развитой эмпатией, может работать сверхнормативно в целях достижения желаемого результата.

Коллектив авторов отмечает, что выделенные перцептивные типы практических психологов отражают не только уровень развития практической психологии и готовность будущих психологов к выполнению профессионально-ролевых позиций, но и состояние вузовской подготовки в целом.

В основном в определениях феномена профессиональной позиции преобладают дескриптивные, описательные исследования.

Нами на основании теоретического анализа научной литературы была предложена следующая точка зрения на профессиональную позицию психолога. Профессиональная позиция психолога-практика есть совокупность психических регуляторов (отношения, ценностные ориентации) деятельности и взаимодействий с клиентами, и ценностные ориентации в ее составе выступают в качестве системообразующих компонентов. Это совокупность (система) ценностей, норм, установок, ролевых осуществлений и предписаний, запретов на некоторую деятельность или на особый ее характер. Все это осуществляется в профессиональной деятельности и направляет ее. Профессиональную позицию, в особенности, психолога-практика, достаточно сложно отделить от личностной, поскольку круг профессиональных обязанностей консультанта-психолога задан спектром различных ситуаций, в которых оказывается клиент - мы имеем в виду межличностные отношения, конфликты, проблемы социального общения. Очевидно, что невозможно быть профессионалом в проживании жизни оптимальным способом, вероятнее, это менее всего достижимо в том случае, когда человек идет в психологию как сферу деятельности, чтобы опосредованно разобраться в своих проблемах и неудачах. Профессиональная позиция психолога-практика закреплена в юридических документах, «Кодексе профессиональной этики» и законодательных актах, касающихся психологической и психотерапевтической помощи.

Но эти нормы профессиональной деятельности становятся регуляторами поведения только в том случае, если они сами внутренне приняты как необходимые компоненты системы ценностных ориентаций. Профессиональная позиция психолога-практика, на наш взгляд, специфична самим радикалом отношения к человеку, обратившемуся за помощью. Человек при этом - уникальная Личность, равноправный субъект диалога, и равноценный по своей человеческой ценности самому психологу. Он не может выступать средством реализации амбиций, решения своих, психологических, личностных проблем психолога. Необходимым компонентом сформированной профессиональной позиции является осознание психологом меры своей ответственности за результат консультативного контакта, меры вмешательства в чужую жизнь, иногда совершенно незнакомого человека, его близких.

Этот вопрос часто замалчивается в литературе, посвященной разнообразным аспектам консультирования , считается, что психолог-профессионал даже не будет над этим задумываться, поскольку предполагается, что в процессе прохождения тренингов и профессионального самосовершенствования вопросы этики становятся исключительно вопросами распределения ответственности в консультативном (или каком-либо другом) социальном контакте. Предполагается, что уровень личностной интеграции и степень осознанности поведенческих процессов достаточно велик, чтобы вообще больше об этом не думать.

Мы рассматриваем консультативную работу как помощь в формировании культурно-продуктивной личности, способной адекватно удовлетворять возникающие потребности в рамках существующего социума. В процессе консультирования происходит корректировка и изменение социальных установок клиента в сторону большей адекватности регуляции социальной жизни человека. Психологическое консультирование особенно эффективно, если направлено на базовые социальные установки и на систему ценностных ориентаций личности, регулирующих поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности.

В процессе изменения социальных установок клиента особую роль играет личность самого консультанта. Его социальные установки, представления о целях консультирования, мотивы, личностный смысл его работы реализуются в контакте «психолог-клиент» и определяют его, тем самым, оказывая влияние на всю последовательность консультативной работы. От конструктивности этих факторов, в свою очередь, зависит профессиональное и личностное самосохранение психолога. Профессиональные и личностные деформации, психосоматические заболевания, уныние, депрессивные состояния у психологов можно обозначить как результат деструктивного отношения к базовым жизненным ценностям, неадекватного, «суженного» осмысления своей жизни и работы в целом.

Следует отметить, что мы не затрагиваем здесь этические моменты деятельности психолога, в особенности те, которые декларируются. Этические требования - во многом являются внешними ограничивающими факторами в поведении и деятельности, ценности же сами по себе - регуляторы внутренние, но становятся ими только в случае личностной значимости именно для этого конкретного человека.

Профессиональная позиция - совокупность регуляторов социального поведения в сфере профессиональной деятельности специалиста. Главным компонентом профессиональной позиции являются, с нашей точки зрения, личностно-значимые ценности. Они определяются на основе личностных смыслов, вкладываемых и реализуемых в работе не только отдельной личностью, но и теми, кто ранее трудился в этой сфере деятельности, а также социальным, экономическим, духовным, политическим и другими контекстами существования деятельности. Вопрос о соотношении личностных ценностей и ценностей, как бы «вложенных» в профессиональную деятельность, достаточно актуален при рассмотрении профессиональной позиции психолога-практика. Достаточно трудно, или практически невозможно провести четкую границу между ними; отследить их влияние и процесс их встраивания во внутреннюю картину профессиональной помощи. При этом очень важен именно процесс осознания специалистом своих собственных ценностей, личностных смыслов работы, собственной мотивации к помощи другому человеку.

В качестве регуляторов социального поведения специалиста также выступают законодательно закрепленные нормы профессиональной деятельности, сценарные предписания работы, запреты, внутренняя концепция психологической нормы и не-нормы для клиента и для самого психолога, ситуации выбора того или иного пути воздействия на личность собеседника, мера осознания собственной ответственности в контакте. Влияние перечисленных факторов довольно интересно, но объем данной работы не предусматривает их изучения.

Специфика деятельности психолога-практика, помимо направленности «человек-человек», состоит в том, что в силу предмета деятельности может оказаться психотравматичной для самого специалиста, нести сильный стрессовый заряд. Соприкосновение с чужой психологической реальностью, часто дисгармонической, вхождение в нее, принятие, необходимость действовать в ней может сильно отразиться на психологе-практике, на его самочувствии, восприятии мира и себя в нем.

Какие ценности являются ведущими для профессиональной позиции психолога-практика? Прежде всего, можно говорить о ценностях, способствующих успешности в профессиональной деятельности, о тех, которые помогают специалисту сохранять себя в разнообразных консультативных контактах, и тех, которые могут деструктивно сказаться не только на практической деятельности, но и на личности самого психолога. Изменения в личности и поведении, происходящие под влиянием ценностей, становятся отчетливо видны только с течением времени; можно провести аналогию с постепенным накоплением и увеличением сбережений в банке. Очень многое при этом зависит от того, в какие именно направления психолог «инвестирует» себя: в развитие и познание себя, своего внутреннего мира, в любовь к окружающим, стремление помочь, в совершенствование своей деятельности для того, чтобы иметь более ощутимый материальный доход и так далее.

Так, например, перевес в сторону ценностей, имеющих, так называемый «децентрированный» характер - «творчество», «жизненная мудрость», «счастье других», «развитие», «свобода», может, при определенных условиях, говорить о том, что их носитель способен руководствоваться при оказании психологической помощи несколько другими приоритетами, чем при доминировании «высокое материальное положение», «уверенность в себе», «общественное признание» и др.

До сих пор мы говорили о том, что ценности сами по себе могут оказывать конструктивное или разрушающее воздействие на личность психолога; имеет смысл сказать также и о том, что ценности организуются в разнообразные структуры и конфигурация их также влияет на деятельность и самосохранение психолога.

В профессиональной позиции присутствует и когнитивный компонент, знание о том, каким должен быть психолог. К этому внутреннему эталону конкретный человек может относиться по-разному, принимая его либо как положительный эталон и стремясь осуществить в собственной практике, либо используя его как негативный образец деятельности. Сформированность данного эталона зависит от таких факторов, как опыт наблюдения за действиями более профессиональных коллег в ситуации учебного консультирования или психологического тренинга, опыт собственной практической деятельности, оказания помощи друзьям, членам семьи, работа по осознанию своих собственных внутриличностных конфликтов, работа с собственными проблемами.

В.Н. Карандашев указывает на то, что во многих странах требуется длительный период изучения психологии, который превышает по продолжительности собственно академическое обучение. Он перечисляет этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога:

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип объективности.

Принцип уважения клиента.

Соблюдение профессиональной конфиденциальности .

Далее В.Н. Карандашев указывает на то, что личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это, в первую очередь, коммуникативные свойства личности, умение понимать людей, психологическая интуиция, доброжелательность, уважительное отношение к людям, тактичность, способность к эмпатии, умение сохранять дистанцию, отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Профессиональному психологу необходимо иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных недостатков. Психолог не может быть одинаково успешен во всем, поэтому ему надо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Значимыми качествами психолога, по Карандашеву, являются самостоятельность суждений, чуткость, проницательность, эмоциональная стабильность, терпеливость, устойчивость к агрессии, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональных умений .

Вырисовывается странный парадокс: с одной стороны, действительно, бессмысленно писать о влиянии ценностей на профессиональную позицию, в том плане, что единственным действенным средством их формирования и коррекции был, есть и всегда останется только сам психологический тренинг, причем глубинный, но имеющий в основе какую-то изначальную, априорную систему ориентиров и нормативов нравственного развития поведения психологов, а следовательно, и критерии их личностного роста, проистекающие из над-психологической ценностной системы, старой и достаточно «апробированной». Такое ценностно-ориентированное психологическое консультирование должно «притягивать» под свое осуществление тренера только соответствующего типа, для которого нравственная сторона его деятельности важна не только как предмет отвлеченных умствований, но побуждает его самого к изучению и изменениям собственной жизни, ее целей и смыслов. Психоаналитик ответил бы нам, что у данного специалиста дисгармонически преобладает Супер-Эго, выполняя подавляющую функцию и не давая возможности обрести «истинную личностную свободу». С другой стороны, любая (подчеркиваем!) консультативная ситуация есть ситуация выбора действия в стрессовых условиях: условиях недостаточной информации и с высоким уровнем риска, и выбор стратегии этих действий иногда напрямую зависит от того, что сам специалист считает для себя приемлемым и выполнимым.

Вопрос профессиональной позиции психолога достаточно сложен сам по себе. Он лишь недавно начал рассматриваться в трудах по акмеологии, профессиональному психологическому консультированию. В определенной мере это может выступить доказательством того, что практическая психология в своем развитии перешла с этапа набора, «коллекционирования практик», этапа «технического» на этап осмысления, вопроса «Зачем?» и уже в состоянии предложить несколько осмысленных ответов. Эта тематика разрабатывается в трудах Г.С. Абрамовой, А.А. Деркача, Т.А. Флоренской, С.А. Белорусова, Б.С. Братуся и др.

Вот как пишет о позиции психолога М.В. Розин: «Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем); решает свои профессиональные задачи, создавая как знания, так и символические описания. С одной стороны, психолог познает, с другой - заражает нас определенным бытием, определенной жизнью и не только описывает в знании нашу индивидуальность, но и способствует ее росту (или - это не нужно забывать - ущербности), определенному способу ее бытования и существования» .

«… наряду с деятельностью психологов, действительно полезной для пациента или клиента (в качестве примера здесь можно указать на психологическую помощь, основанную на изменении ценностных и смысловых содержаний сознания клиента), не менее распространены случаи деятельности и усилий психологов, приводящих к деструкции психики пациента или клиента, к фрустрациям, хотя осознаются результаты такой деятельности прямо противоположно, во вполне оптимистическом ключе» .

Разные концепции и виды психологической помощи преследуют разные цели и навязывают пациенту разные способы существования (психического здоровья). При том, что как правило, пациент об этом не информирован или же не в состоянии уяснить результат принятия им того, или иного решения, то есть он не может понять последствия, проистекающие из принятия им определенной концепции психологической помощи .

Надо отметить, что возможная деструктивность одних видов ценностных ориентаций и конструктивность других, равно как и потенциальное влияние их конфигураций в принципе не доказуемы, поскольку предполагает слишком длительное и слишком пристальное наблюдение и изучение жизни конкретного человека. Лабораторное, лонгитюдное исследование влияние структур ценностных ориентаций на жизнь человека, в частности, психолога, с установлением четких закономерностей малоосуществимо еще и потому, что намеренно подвергать личность заведомо деструктивному (или предполагаемо деструктивному) воздействию противоречит принципу «Не навреди». Хотя практически ежедневно перед нашими глазами и в человеческой истории такая картина представлена вполне, а кое-что и в нашей, собственной жизни…

Жизнь человеческая осуществляется в связи со всеми проявлениями жизни общества, в том числе и духовной. Как духовное существо, человек не должен рассматриваться в положении отрыва, уединения, он всегда находится в определённом контексте и должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Э. Шпрангер отмечал, что «…ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Психолог-консультант, определяя цели изменения базовых социальных установок и ценностных ориентаций личности не только клиента, но и своих, должен учитывать тот духовный контекст, в котором находится и он сам, и клиент. Конструктивность профессиональной позиции психолога зависит от широты и глубины осмысления деятельности в не только социальном, но и в духовном контексте, определяется этими факторами. Несмотря на очевидность, эта проблема изучена недостаточно. Поиск ответов на вопрос о влиянии системы ценностных ориентаций на личностное и профессиональное самосохранение психолога-практика будет способствовать решению блока проблем профессиональной подготовки психологов-консультантов, соблюдения ими психогигиены и психопрофилактики в процессе консультирования.

Личностные и профессиональные ценности не могут быть одинаковыми для мужчин и женщин в силу того, что разные факторы приобретают для них различную личностную значимость. События личной жизни, гендерные стереотипы, социальные требования несомненно по-разному отражаются на структурах ценностных ориентаций и жизненных стратегиях, связанных с ними. Психотерапевт М. Эриксон постоянно подчеркивает, что такой важный фактор, как начало половой жизни, сексуальный опыт носит у мужчин и женщин неравноценное значение. «Для женщины, чтобы ее сексуальный опыт был полным, это означает в биологическом отношении: зачатие, девятимесячный период беременности, роды, постоянный уход до шести-девяти месяцев, и затем воспитание ребенка до 16-18 лет. Когда женщина начинает жить активной половой жизнью, происходит перестройка всей ее эндокринной системы. … Потому что, с биологической точки зрения, в сексуальной жизни участвует все тело женщины» . Если эти изменения становятся заметны в телесной сфере, то происходят изменения и в мировосприятии женщины, ее ценностях. Изменяется также и духовная сфера. Также имеет значение, как, в каком личностно-значимом контексте происходили эти события.

Затрагивая тему формирования профессиональной позиции, необходимо остановиться и на специфике практической психологической помощи как вида деятельности с точки зрения влияния ценностных ориентаций на различные стороны этого процесса.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

Глава 6 Ценности в жизни людей

Ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.

Финский социолог Эркки Асп

Ценности – одна из самых древних абстракций в ментальности людей, которая занимает особое место в мировоззрении. Наряду с социальными установками и социальными представлениями ценности представляют собой, пожалуй, наиболее устойчивое психическое образование человечества. Они формировались на протяжении многих тысячелетий и отлились у каждого народа в виде специальных слов-понятий. Эти слова-понятия, не имеющие предметного воплощения и не связанные с определенными эмоциями или действиями, тем не менее при всей своей многозначности легко узнаваемы и всем понятны. Можно предположить, что первыми ценностями для людей стали: Здоровье как состояние не-болезни и основное условие долгой жизни; Безопасность как отсутствие угроз; Материальное Благополучие как условие выживания, Любовь и Дружба как состояние желаемой близости с другими и возможность продления рода. Более сложные социальные ценности, такие как Традиции и Авторитет, Власть и Красота, Равенство и Справедливость, были осознаны позднее. Они получили свое название в процессе осознания людьми их значимости в жизни человеческих сообществ.

Следует заметить, что ценности остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Вместе с тем их приоритетность у каждого народа своя, есть выраженный этнический и географический аспект ценностей. Кроме того, приоритет ценностей разнится от группы к группе внутри каждого этноса в силу половозрастных особенностей. Молодые люди, живущие в любой стране и принадлежащие к любому народу, жаждут приключений и новизны, а для пожилых людей неоспоримой ценностью является безопасность и сохранение традиций. Наконец, одни и те же слова-понятия в качестве ценностей имеют различное содержание и соответствуют разным коллективным представлениям, подчас противоположным. Например, к таким ценностям относятся Традиции. И без специального анализа ясно, что традиции китайцев не имеют ничего общего с традициями англичан и русских, а традиции японцев вряд ли похожи на традиции племен Экваториальной Африки. Традиции у всех народов свои. Эта ценность, которая тесно связана с антропологическим типом этноса, а потому имеет выраженный этнический аспект и связь с этапом социальной эволюции. Но ценности традиций есть у всех народов, так как они определены опытом выживания и адаптации к новым условиям.

6.1. Понятие «ценность» в социальных науках

Понятие ценностей активно разрабатывается в философии, социологии и этике. В отечественной литературе часто встречается понятие «ценностные ориентации», которое подчеркивает целесмысловой, направляющий характер ценностей. В русском языке термин совпадает с прилагательным «ценный» и с существительным «цена», хотя в большинстве европейских языков цена как стоимость и ценность, как значимость имеют разные корни. Во французском и английском языкахprix/price означает стоимость, a valeur/value – значимость. Последнее восходит к латинскому valeo, о котором вспоминает А. С. Пушкин («в конце письма поставить vale»), что означало «будь здоров». Следует согласиться с мнением российских социологов, что самые подробные разъяснения значения этого термина лишь подчеркивают, что «ценность» – не термин, а концепт, и что «представители русской культуры вкладывают в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде» (96, с. 51). Особенности трактовки понятия «ценность» авторы связывают со следующим определением: «Ценность – это все то, что дороже денег». Это Здоровье и Любовь, Благополучие семьи и Свобода, Справедливость и Равенство, то есть все то, что является ценностью и у других народов.

Нравственные ценности, которые выработало человечество, помогают отдельному индивиду сформировать сознательное отношение к жизни. Для социальной психологии актуален вопрос, как люди обретают жизненные ценности, насколько они распространены в обществе. Кроме того, ценности имплицитно присутствуют в каждом рассуждении и исследовании того, что можно и нельзя, в виде ценностных представлений о должном и правильном. Поэтому изучение взаимодействия и отношений людей невозможно без исследования тех ценностей и ценностных представлений, которыми они руководствуются.

6.1.1. Понимание ценностей в социальной психологии

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Небольшой экскурс в историю исследования ценностей показывает, что первыми их начали изучать психологи, занимавшиеся типами личности и их ценностными ориентациями. Например, Э. Шпрангер (Е. Spranger) выделил шесть основных идеальных типов индивидуальности, каждый из которых обусловлен ориентацией на те или иные объективные ценности. Это:

– теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности;

– экономический – материальные блага, полезность;

– эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению;

– социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни;

– политический – тип, для которого власть есть ценность;

– религиозный тип – поиск смысла жизни.

Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной (P. Vernon) и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд (G. Holland) создал тест интересов.

В психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он выделяет три группы явлений:

1) ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и присутствуют в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;

2) ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным устремлениям индивида;

3) ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности (моделях должного) и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора (95, с. 21).

Говоря о социально-психологическом содержании ценностей как регуляторов поведения, к выделенным трем группам явлений следует добавить четвертую, как реально существующую в нашей жизни:

4) ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции индивида. Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений. Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.

Данные четыре формы существования ценностей взаимосвязаны и переходят одна в другую. По мысли Леонтьева, эти переходы упрощенно можно представить себе следующим образом: общественные идеалы (например, ценность образования) усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» побуждают ее к активности – человек стремится получить образование. В процессе обучения происходит достижение и предметное воплощение ценности (человек становится студентом); предметно же воплощенные ценности (полученное образование), в свою очередь, становятся основой для формулирования личных и общественных идеалов у следующего поколения (образование – это ценность). Одновременно эта ценность может стать критерием для формирования моральной нормы. В данном случае моральной ценностью является не только само образование, но важны, во-первых, цели, которыми руководствовался человек, то есть ради чего он прикладывал свои усилия и волю, а во-вторых, средства, которые он использовал для достижения цели. На примере того же высшего образования можно показать, что оно имеет разную ценность: 1) для тех, кто поступил по условиям честного участия в конкурсе; 2) для тех, кто учится по желанию родителей, готовых платить за обучение; 3) для тех, кто поступил с помощью взятки или «блата». Понятно, что чем меньше сам индивид прикладывает усилий, стремясь к достижению той или иной цели, тем меньшую ценность она представляет для него.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. В свою очередь, средства достижения целей тоже являются ценностями. Выражение «цель оправдывает средства» было многократно опровергнуто самой жизнью, потому что грязными руками чистую работу сделать невозможно.

Изучение ценностей показало, что они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи. Различия же ценностей в разных культурах требуют отдельного рассмотрения, поэтому будут представлены в последней части главы.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Люди придерживаются примерно одних и тех же ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества. Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология исследует отношения людей во всем их многообразии, проблема ценностей имеет принципиальное значение. По мнению современного исследователя ценностей профессора Иерусалимского университета Ш. Шварца, ценности отражают три универсальные потребности человеческого существования: биологические потребности, потребность в скоординированных социальных действиях, а также все, что необходимо для выживания и функционирования группы (27, с. 240). Следует также уточнить, что счастье, к которому стремится человек как к высшему моральному благу, тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

Из книги Как стать успешной стервой, которой все завидуют автора Кабанова Елена Александровна

Глава 4. Семейные ценности и ценные идеи Свадебная лихорадка - инкубационный период«Создать семью мечтает любая женщина!» Прошу учесть, что это не мое утверждение, а любимый лозунг для всех, кто ратует за возрождение России на базе семейных ценностей. Видимо, других

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

22 ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В период восходящего капитализма его представители считали социум продуктом интересов и потребностей определенных субъектов (Н. Макиавелли, Д. Локк и др.).В XVIII в. зарождаются ростки историзма. Жизнь

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Глава 4. Ценности Эго Одной из отличительных черт Эго является его мнимая самодостаточность. Зрелое, окрепшее Эго очень любит заявления вроде: «Мы и сами с усами», «Хозяин – барин», «Чего хочу, то и ворочу», – объявляя тем самым о своей полной самостоятельности и

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Недостаточное ощущение ценности своей жизни Ощущение ценности себя и своей жизни – одна из базовых психологических потребностей личности, удовлетворение которой является необходимым условием для полноценного развития человека. Из-за сильных психологических травм в

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Ценности разных людей Ценности – это то, что для человека важнее всего. Некоторые ценности касаются всех сторон нашей жизни (к примеру, безопасность, или активность, или здоровье), а другие проявляются лишь при определенных обстоятельствах.Так, выбирая работу, одни на

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

10.2. Психология ценности жизни Для того чтобы углубиться в проблему ценности жизни, рассмотрим некоторые показатели так называемой криминальной статистики. Ежегодно в России от передозировки наркотиков погибают около 30 тыс. человек. Приблизительно такое же количество

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Доводы людей, лишенных творческого интереса к жизни Далее приводятся две фразы, отражающие тот тип мышления, который при известных обстоятельствах способен лишить вас творческого интереса к жизни практически в любой ситуации. Перед вами - два примера беспочвенных

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Примеры жизни людей, которые достигли своего звездного часа в 40–50 лет Джулия Чайлд, ведущая кулинарной телепрограммы, которая учила готовить миллионы американцев с 1960-х по 1990-е годы, сама начала осваивать кулинарное мастерство лишь в 37 лет, а известности на своем поприще

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Участие в жизни других людей ради перемен Подобно администрации Кливлендской клиники, многие хотели бы изменить поведение людей, находящихся в их сфере влияния. Организациям, которые ставят такую задачу, нужно, чтобы люди взаимодействовали с ними

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Выходите на сцену с установкой изменять жизни людей к лучшему Неважно, готовитесь ли вы к своему первому докладу или выступаете уже 30 лет, в зависимости от решаемых задач вы принадлежите к одному из трех типов: начинающий оратор, оратор среднего уровня, продвинутый

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Случайных людей в нашей жизни не бывает Несмотря на переживания, у женщины есть удивительная возможность исцелиться. За годы своей работы я выслушала много разных женских историй. И, к сожалению, всегда грустных, наполненных болью и страданиями.Счастливые женщины ко мне

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

Введение

1. Социальная психология как наука

2. Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию

3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности

Заключение

Список литературы


Введение


Почти 150 лет назад О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что человек не только нечто большее, чем биологическое существо, он также больше, чем просто «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких-то новых, неизвестных качеств, и поэтому нужна специальная наука для его изучения и понимания. Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека. С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки и прежде всего общая психология, социология и социальная психология. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым чаше всего возникает согласие между спорящими сторонами:

общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности,

для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли,

социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп.

Одним из вопросов социальной психологии являются социальные ценности.

Первый, кто дал определение понятию человеческих ценностей был польский психолог Флориан Знанецкий. Произошло это в 1918 г, когда им в соавторстве с У. Томасом была издана работа «Польский крестьянин в Европе и Америке». Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины - социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.

Объект работы - социальная психология.

Предмет работы - человеческие ценности в социальной психологии.

Цель работы - исследование роли и места человеческих ценностей в социальной психологии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Рассмотреть социальную психологию как науку.

Изучить явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию.

Исследовать психологические концепции, содержащие скрытые ценности.

Теоретическую основу работы составили труды Дэвид Дж Майерс, Мельниковой Н., Журавлевой А.Л.


1. Социальная психология как наука


Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология - «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

)наличие конкретного объекта исследования;

)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

)объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.


Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию


Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период, отмеченный нетерпимостью к инакомыслию и модой на единообразие, - дали нам немало работ по конформности; что 1960-е с их проявлениями гражданского неповиновения и ростом преступности ознаменовались ростом интереса к агрессии, а феминистское движение 1970-х стимулировало скачкообразный рост количества публикаций о гендере и сексизме; что 1980-е спровоцировали рост интереса к психологическим аспектам гонки вооружений, а 1990-е были отмечены всплеском интереса к восприятию людьми культурных и расовых отличий и нетрадиционной сексуальной ориентации. Социальная психология отражает социальную историю.

Ценностные ориентации влияют и на то, к какой предметной области склоняется исследователь. Дэвид Дж Майерс пишет: «А в вашей школе разве не так? Разве не заметна разница между теми, кто интересуется гуманитарными, естественными и социальными науками? Вам не кажется, что социальная психология и социология привлекают людей, склонных в известной мере выражать сомнения в незыблемости традиций, людей, которые больше озабочены «лепкой» будущего, чем консервацией прошлого?

(- Лучше всех биология, потому что она имеет дело с живыми существами.

Нет, химия лучше. Благодаря ей мы знаем, из чего все состоит.

Я бы поставил на первое место физику, так как она объясняет законы природы.

Благодарим наших экспертов, которые поделились своим мнением о современной науке.)».

Различные науки предлагают различные точки зрения.

И последнее. Ценности, безусловно, выступают и как объект социально-психологического анализа. Социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм их влияния на установки и поступки. Однако ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».


3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности


Ценности влияют также и на концепции. Рассмотрим попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Психологи, обращаются к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Они говорят так, словно констатируют факты, хотя на самом деле высказываем ценностные суждения. Так, личностный психолог Абрахам Маслоу известен как автор очень точных описаний «самоактуализирующихся» личностей - людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, принадлежности к определенной группе и самоуважении, продолжают реализовывать свой человеческий потенциал. Лишь немногие читатели обратили внимание на то, что сам Маслоу отобрал примеры таких личностей, руководствуясь собственными ценностями. Итоговое описание самоактуализировавшихся людей как непредсказуемых, автономных, мистических и т. д. - отражало личные ценности самого ученого. Начни он не с собственных героев, а с кого-нибудь другого, например с Наполеона, Александра Македонского и Джона Д. Рокфеллера, окончательное описание самоактуализации, возможно, было бы иным (Smith, 1978).

Совет, который дает психолог, тоже отражает его личные ценности. Когда психотерапевты советуют нам, как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они руководствуются своими личными ценностями. (В западных культурах это, как правило, индивидуалистические ценности, подталкивающие к тому, что лучше для «меня». Незападные культуры чаще настраивают на то, что лучше для «нас».) Многие люди, не подозревающие об этом, доверяются «профессионалу». Если человек определил собственные цели, наука может помочь нам и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Представьте себе, что вы прошли личностный тест, и психолог, подсчитав ваши баллы, говорит: «У вас очень развито чувство собственного достоинства, низкая тревожность и исключительно сильное эго». «Ага, - думаете вы, - я ничуть не сомневался в этом, но приятно знать это наверняка». А теперь представьте себе, что аналогичное тестирование проводит другой психолог. По какой-то неведомой вам причине среди вопросов, которые он задает, есть и такие, на которые вы уже отвечали, когда вас тестировал его коллега. Подсчитав баллы, психолог сообщает вам, что вы занимаете жесткую оборонительную позицию, потому что у вас высокий балл по «подавлению». «Что это значит? - удивляетесь вы. - Ваш коллега так лестно отозвался обо мне». А дело в том, что обе эти характеристики описывают один и тот же набор ответов (тенденцию говорить приятные вещи о самом себе и не признавать существования проблем). Назовем ли мы это развитым самоуважением или защитой? «Ярлык» отражает ценностное суждение.

Скрытые (и не очень) ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить и любить.

В том, что в языке социальных психологов нередко прячутся ценностные суждения, социальная психология совсем не виновата. В повседневной речи можно описать одно и то же явление по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски - от «рычащих» до «мурлыкающих». Называем ли мы участников партизанской войны «террористами» или «борцами за свободу», зависит от нашего взгляда на её причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «они» восхваляют свою страну и свой народ - это национализм, но когда «мы» делаем то же самое - это патриотизм. От личных нравственных ценностей человека зависит, будет ли он считать связь на стороне «адюльтером» или «гражданским браком». «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не одобряем. Извращения - это сексуальные действия, которых мы не совершаем. Замечания об «амбициозных» мужчинах и «агрессивных» женщинах или о «предусмотрительных» мальчиках и «робких» девочках передают скрытое в них сообщение.


Заключение


По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Социальная психология - это наука о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология произошла от психологи и социологии. По сравнению с социологией социальная психология более индивидуалистична по содержанию и более экспериментальна по методологии. От психологии личности социальная психология отличается тем, что она интересуется не столько индивидуальными различиями между людьми, сколько тем, как люди вообще воспринимают друг друга и влияют друг на друга.

Социальная психология - одна из наук об окружающей среде: она изучает зависимость поведения от социальной среды. Помимо подхода, присущего социальной психологии, есть ещё немало других подходов к изучению природы человека, каждый из которых ставит собственные вопросы и получает на них свои ответы. Эти разные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния - выбор предмета исследований, неявного - скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи.

Список литературы

ценность социальная психология

Дэвид Дж Майерс. Социальная психология. М.: Приор, 2010. 389с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.