Болезни Военный билет Призыв

Сочинение: Судьба человеческая судьба народная в рассказе Шолохова Судьба человека. Cочинение «Попытки Соколова преодолеть одиночество

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга.

Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика.

Слова “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать” Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой

и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, “словно присыпан­ные пеплом”, потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.

Глоссарий:

  • Как преодолевает андрей соколов свое одиночество?
  • как преодолевает андрей соколов свое одиночество что нового
  • как преодолевает своё одиночество андрей соколов
  • как преодолевает андрей соколов свое одиночество что нового прибавляет
  • как преодолевает Соколов своё одиночество

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ не вызывает ощущение безысходности, несмотря на свою трагичность, потому что он повествует об огромных народ­ных силах, заложенных в каждом советском человеке. Умение преодолевать великие...
  2. Влияет ли одиночество на личность – вот проблема, над которой рассуждает М. Широкова. Автор данного эссе с тревогой рассуждает о том, что одиночество очень влияет...
  3. 1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова “Судьба...

М. А. Шолохова можно без оговорок назвать человеком необычной судьбы. Он родился на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского, на благодатной земле Тихого Дона. Но уже в детстве ему пришлось столкнуться со сложностями взрослой жизни. Казаки уважали только казаков; русских они называли «иногородними», считали мужиками, людьми низшего сорта. Отец Шолохова, хотя и был предприимчивым и умелым человеком, был выходцем из Рязанской земли, не имел тех привилегий, которые были у казаков, и вынужден был наниматься на службу к ним.

Мать Шолохова ее родители насильно выдали замуж за казака, но она ушла от него, что в те времена было необычайно смелым шагом, и сошлась с «иногородним», ставшим отцом писателя. Шолохов понимает необычность своего положения в казачьей среде. Позже это найдет отражение в автобиографическом рассказе «Нахалёнок» (1925). Шолохов начинает учиться — сначала в приходском училище, потом в гимназии. Но революционные события, а затем Гражданская война прерывают учебу. «Поэты рождаются по-разному, — признавался писатель. — Я, например, родился из Гражданской войны на Дону». События эти неизгладимо отпечатались в его судьбе, им будут посвящены первые рассказы Шолохова и роман, принесший ему мировую славу, — «Тихий Дон».

А в 1920 году Шолохову 15 лет. Он грамотный — грамотных в селах мало — и работает учителем по ликвидации неграмотности, затем служащим в станичном ревкоме, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. О себе он пишет: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами». Однажды попал в плен к Махно и лишь чудом остался в живых. В «жестокие годы», в 1921—1922 годах, работал на продразверстке. За «превышение власти» его приговорили к расстрелу, но затем разобрались, что он еще несовершеннолетний, и отпустили.

— Какой поэт был также отпущен из тюрьмы, будучи несовершеннолетним? (Маяковский )

Недоучившийся в гимназии М. А. Шолохов очень остро чувствует недостаток образования. В те времена специально для рабочей молодежи при институтах были открыты рабфаки — рабочие факультеты, на которых бесплатно готовили к поступлению в институт. Но попасть туда можно было только по комсомольской путевке. В 17 лет Шолохов один приехал в Москву, чтобы поступить на рабфак. Но комсомольцем он не был и оказался в положении безработного. Он устраивается за грошовую оплату чернорабочим, затем работает в жилищном управлении. В институт ему попасть не удается, но зато на литературные вечера и творческие семинары группы «Молодая гвардия» он ходит постоянно, начинает печататься в газетах, но скоро понимает, что работа газетчика не для него. Газетчик, журналист пишет о сегодняшнем дне. В душе у Шолохова скопилось столько впечатлений и образов, его колоссальный личный опыт так настойчиво требовал осмысления, что восемнадцатилетний Михаил осознает свою тягу к литературной работе. С 1923 по 1925 год в комсомольской периодике появляются рассказы Шолохова, которые в 1926 году составили сборник «Донские рассказы».

В 20 лет Шолохов задумывает большой роман о путях казачества — «Тихий Дон». Он уезжает на родину и в тишине принимается за работу. Выходят первая и вторая книги, высоко оцененные читателями и критикой. Параллельно начинает работу над «Поднятой целиной». «Тихий Дон» Шолохов заканчивает только в 1940 году и получает Сталинскую премию 1-й степени. И во второй день войны перечисляет всю эту премию в Фонд обороны страны.

Но не будем забывать, что в 1940 году Шолохову всего лишь 35 лет!

С начала войны Шолохов был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», сам участвовал в боях.

Среди множества статей и очерков военных лет, написанных Шолоховым, самым известным стал рассказ «Наука ненависти» (1942). Герой этого рассказа лейтенант Герасимов говорит такие слова:

«...И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится:

„В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань“, — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков ».

Последняя фраза стала крылатой.

Во время войны Шолохов начинает роман «Они сражались за Родину». Тема войны не отпускает его и после ее окончания. В 1957 году он пишет рассказ «Судьба человека».

Рассказ "Судьба человека"
Рассказ „Судьба человека“ (1956) — одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По жанру „Судьба человека“ предстает как рассказ в рассказе. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой.

Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка являет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою причастность к судьбе героев. В любви к мальчику Андрей Соколов нашел преодоление своей личной трагедии».

Главная задача автора — выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

В рассказе «Судьба человека» все герои — простые люди, труженики, на войне бывшие солдатами. Их судьбы — это судьбы миллионов таких же простых людей. Ничего выдающегося не описывает М. А. Шолохов, нет великих решений, значительных планов, выдающихся открытий.

Андрей Соколов — бывший батрак, рабочий плотницкой артели, слесарь, водитель. Его погибшая жена Ирина — сирота. Мальчик Ваня тоже сирота, потерявший семью во время воины.

В начале и в конце рассказа повествование ведет автор-рассказчик. В основной части рассказа повествование ведется от имени Андрея Соколова.

По манере рассказа всегда можно сделать вывод о характере рассказчика. Сам автор-рассказчик склонен к широким обобщениям, он видит не только отдельного человека, но целую галерею судеб, куда вплетается сейчас новый узор. Он обладает цепким, внимательным взором, схватывающим мелкие детали и подробности встречи, может составить представление о встреченном человеке еще до того, как тот расскажет о себе.

Характер Соколова можно понять по простонародной образной речи, точным, скупым описаниям мест, событий и чувств. Он показывает себя наблюдательным, быстро схватывающим обстановку человеком. Свои беды он не живописует, говорит о них просто, что показывает его выдержку и достоинство.

При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия характера Андрея Соколова представляются несколько эпизодов его жизни. Когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а прошлое подернулось дымкой, через которую трудно было что-то различить. Идеалом счастья была для него «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда и мирная, размеренная жизнь в семье. Когда он потерял это, тогда жизнь показалась ему лишенной всякого смысла.

В себе он не находил достаточно опоры, чтобы начать жить заново. Теперь единственным смыслом его жизни стала постоянная скорбь по погибшим. Он считал, что жизнь его загублена, потому что центр своей жизни полагал не в себе самом, а в окружающих людях и предметах.

Для простых людей того времени это была типичная ситуация, она определяла национальное самосознание и многие элементы культуры.

Важным эпизодом для понимания характера Андрея Соколова является момент, когда он, попав в плен, удушил ночью предателя, готовившегося выдать своего командира, что говорит о нем как о человеке решительном и непримиримом к врагам.

Особое место занимает образ военврача, который даже в плену исполнял свой профессиональный долг. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал». Очень показательно, что Андрей Соколов не испугался, когда начальник лагеря пригрозил его убить, напротив, вел себя с достоинством.

Жажда жизни и борьбы кипела в нем постоянно: при первом же возможном случае он бежал. Да не просто бежал, а еще и важного немецкого начальника прихватил, то есть практическая сметка в нем была велика, и воевал он с умом, не теряя головы.

Его изболевшаяся душа нуждалась в заботе о ком-то, поэтому он и взял к себе беспризорного мальчугана. Под суровой внешностью в нем жила чуткая и отзывчивая душа. Андрей Соколов был работящим и основательным человеком. Характер его можно определить как рассудительно-смелый и честный. Он был однолюбом, что говорит о глубокой душевной жизни.

Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как именно в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цельность своего характера. Именно в этом эпизоде сконцентрировалась вся прошлая и будущая жизнь Соколова.

Фрагмента из фильма «Судьба человека» (1959)

Конечно, и до этого, и после было много испытаний, грозивших смертью и требовавших принятия немедленных решений, но эта ситуация особенная. Никогда смерть не окружала Соколова таким плотным кольцом, не была так близка. Более того, смерть была персонифицирована, то есть представлена в виде злобного врага, имеющего над всеми пленными безграничную власть, а у Соколова было время подумать и принять решение. Все чувства и представления в такие моменты обнажаются до предела, в то время как физические и душевные силы подорваны, отчего противостоять было особенно тяжело.

Осознание возможной гибели дополнительно усиливалось предложением фашиста выпить и закусить, что после многих месяцев совершенного голода было сильнейшим искушением. Соколов рассказывает об этом в простых выражениях, но ясно, что только очень сильный и внутренне честный человек мог отказаться от предложенного. Фашист прекрасно понимал, что делал, он хотел унизить советского солдата перед смертью, поиздеваться над ним, но тот неожиданно проявил редкое мужество и с достоинством отверг иезуитские предложения.

Поняв, что может потерять лицо перед приятелями, которые наблюдали всю сцену, Мюллер решил продемонстрировать, что он может быть великодушным и щедрым и по достоинству оценивать мужество врага. Если бы он убил Соколова, то всем, и ему самому прежде всего, стало бы ясно, что русский его психологически победил. Сохранив же пленному жизнь и даже наградив его, фашист сохранял лицо.

Поразительное спокойствие русского солдата и его сдержанность перед лицом смерти победили самоуверенную заносчивость и издевательский кураж временного победителя.

Узнав о гибели жены, дочерей и сына, после войны Андрей Соколов пытался преодолеть свое одиночество, он уехал далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкоголем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав заботиться о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужчина, также лишившийся всех до одного родственников, в том числе и детей, — они воистину нашли друг друга.

Соколов инстинктивно понял, что поодиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека вместе — это всегда гораздо больше, нежели два поодиночке. Два близких человека — это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией человеческого тепла и участия. Когда вода из одного водоема постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превратится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идет от его лица.
Большие, темные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в сгорбленность, — все это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо поясняет их.

Автору было трудно смотреть в глаза Андрея, «словно присыпанные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каждом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по своей потерянной судьбе требует большого самоотречения и искренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка. В присутствии так страдающего человека всегда смолкает всякое веселье и смех, все погружается в унылое оцепенение. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проникновенно поведать о ней миллионам читателей.

Описания природы словно выводят рассказ Соколова за грань конкретного времени. Весна всегда ассоциируется с возрождением жизни, с ее новым торжеством. Автор словно хочет сказать, что именно ради торжества этой весны — мирной, первой послевоенной весны — и воевали русские солдаты.

Несмотря на свою трагичность, рассказ не вызывает ощущения безысходности, потому что он повествует об огромных народных силах. Умение преодолевать великие трудности и поддерживать друг друга при этом — извечная черта русских людей. Отдельная жизнь или смерть мало здесь прибавляет. Умение упрямо цепляться за жизнь, помогать людям, работать на пределе сил — вот что рождает сдержанный оптимизм рассказа. С такими людьми, как Соколов, можно выиграть тяжелейшую войну и восстановить порушенную жизнь — они не предадут и не подведут. И личная трагедия здесь растворяется в трагедии общенациональной, в необходимости восстанавливать все заново, в готовности жить ради будущих поколений.

Название рассказа — «Судьба человека» — носит обобщенный характер.
История одной жизни, услышанная автором во время мимолетной встречи, была типичной. Множество людей потеряли во время войны свои семьи, оказались заброшены в места, от родных краев отдаленные. Судьба Андрея Соколова сотни тысяч раз отразилась и повторилась в судьбах других солдат. Именно поэтому рассказ стал известен и любим всеми читателями нашей страны.

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга.

Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика.

Слова «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать» Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, «словно присыпан­ные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкого­лем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав забо­титься о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также по­терявший всех до одного родственников, в том числе и детей, - они воистину нашли друг друга. Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика. Слова «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать» Со­колов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него ни­кого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека - это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека - это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией челове­ческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превра­тится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность - всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо по­ясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, «словно присыпан­ные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе - очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каж­дом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по сво­ей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и ис­кренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смол­кает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепене­ние. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проник­новенно поведать о ней миллионам читателей.

    В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...

  1. Новое!

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...