Болезни Военный билет Призыв

Целеполагание в педагогической деятельности кратко. Значение и логика целеполагания в педагогической деятельности. единство воспитательных воздействий

Влияние финансов на экономику

3. Использование финансов для регулирования экономики

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов. Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.

Бюджетное финансирование может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.

Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой.

Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы.

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые "общие правила игры", которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи...

Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление

Объектами ГРЭ выступают экономические системы, процессы, отношения. Если рассматривать в качестве объекта экономическую систему государства, то объекты ГРЭ и макроэкономики совпадают...

Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление

Основная задача ГРЭ состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать такие правила взаимодействия субъектов экономики на рынках труда, капитала, товаров и услуг, при которых (правилах) экономика бы функционировала и развивалась эффективно...

Влияние финансов на экономику

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы...

Государственное регулирование хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий через налоговый потенциал

Становление новой экономической системы, ориентированной на рыночное хозяйство, сопровождалось коренным изменением роли государства и минимизацией его вмешательства в экономику страны...

Налоги в системе государственного регулирования экономики

Налоговая политика в настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП)...

Налоги в системе регулирования российской экономики

налоговый система макроэкономический показатель Налоги являются важным инструментом в регулировании экономической жизни любого государства. Ориентируясь на опыт западных стран, можно с уверенностью сказать...

Налоги как одна из форм нетарифного протекционизма

Налоги принято рассматривать в качестве важнейшего инструмента, который предназначен для того, чтобы регулировать как экономику в целом, так и сферу публичных финансов в частности. Под налогами принято понимать обязательные платежи...

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах...

Пути совершенствования государственного финансового регулирования экономики

2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно...

Финансовая политика

Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования

Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель...

Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности...

Функции финансов в рыночной экономике

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей. Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении...

Экономика представляет собой сложный народно-хозяйственный комплекс, части которого развиваются неравномерно. Это связано с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться.

Согласованное взаимодействие разных частей достигается путем регулирования, путем перераспределения финансовых ресурсов, благодаря чему создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями. Но, помимо, саморегуляции большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач:

1) обеспечение крупных структурных сдвигов

2) поддержка приоритетных направлений экономического развития

3) расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике.

В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы предприятий (п/п), страхование, государственный бюджет.

Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т. д.

Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики используются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т. е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.

В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т. д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т. к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.5. Использование финансов для регулирования экономики:

  1. 3. 3. Использование финансов для регулирования экономики
  2. Использование финансов для решения социальных проблем
  3. Тема 24. Использование финансов для решения социальных проблем.
  4. 54. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства госбюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:

Государственные цели

Цели отдельных образовательных систем и этапов образования

Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста

Цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить:

Глобальную или идеальную цель,

Конкретно-историческую

Цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Конкретно-историческая цель - цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

Высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

Потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на:

Всестороннее развитие задатков ребенка,

Раскрытие его творческих возможностей,

Формирование общественно и личностно значимых качеств.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Целеполагание выделяют:

Свободное,

Жесткое,

Интегрированное.

При свободном - организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.

При жестком- и цели, и программа действий задается школьникам педагогом.

При интегрированном - цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются:

педагогический запрос общества;

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективы промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

В педагогике принято различать:

Собственно педагогические задачи (СПЗ)

Функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ - задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ - задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятельностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели - цели отдельных образовательных систем и этапов образования - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста - цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности педагога, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель , Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель - цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном - организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком - цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном - цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.


Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;

2) определение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

Потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

Социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

Особенности ученического коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождествен-ность цели и реально достигнутый результат становятся осно-вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не-реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак-тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза-имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ-ляется с учетом следующих требований:

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек-тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче-том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес-ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление свя-зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес-се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги-ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю-ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно-сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до-стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде-лены цели воспитания.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С. Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ - это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ - задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание - непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

1) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

2) моделирование организаторами, педагогами воспитательных и образовательных целей и задач, возможных результатов;

3) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Уровни целеполагания

— Первый уровень - Образ конечного результата воспитательной де­ятельности всего общества. Социальный воспита­тельный заказ.

— Второй уровень - Образ социально желае­мой подготовленности личности на уровне вос­питательных устремлений Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах.

— Третий уровень - у ровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации.

Принципы обучения

Я.А. Коменский выделил следующие принципы.

1. Природосообразность – правильное воспитание должно сообразовываться с природой.

2. Последовательность преподавания предметов.

3. Наглядность – обучение начинать с вещей, явлений предметов.

4.Систематичность обучения – не делать скачков в обучении.

5.Сознательность учения – не предлагать для памяти того, что не понятно рассудком.

6.Посильность - учитывать возможности учащихся.

7.Прочность обучения – не спешить, а медленно идти вперёд.

В дальнейшем выделили и другие принципы.

Принцип научности, прежде всего, реализуется в отборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники. Данный принцип является основополагающим при разработке дидактических единиц: учебных планов, программ, учебников. Данный принцип проявляется в деятельности учителя при преподавании конкретных дисциплин, когда он применяет методы изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладели умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Данной цели можно достичь при использовании на занятиях проблемных ситуаций и организации исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукцией и дедукцией.

Принцип связи теории с практикой и с жизнью выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.

Принцип единства знаний и поведения. Данный принцип вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы её участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.

Принципы воспитания

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них - например, принципов гуманизма, уважения к личности - может быть привлечен даже к судебному преследованию.



Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Вместе с тем принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации , личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения . Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно сориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.